- Определяем плотность электролита в аккумуляторе: норма
- Параметр – плотность (p)
- Устройство для измерения (p)
- От чего зависит плотность электролита
- Необходимая (p) жидкого вещества в АКБ
- Плотность в зимнее время года
- Плотность в летнее время года
- Как проверяется (р) в АКБ
- Измерение величины (р) в необслуживаемой АКБ
- Существует и метод №2
- Как увеличить плотность электролита
- Как снизить плотность электролита
- Нормативный уровень плотности аккумулятора по сезону
- Электролит
- Плотность
- Узнай время зарядки своего аккумулятора
- Времена года
- Как измерить уровень и плотность
- Уровень
- Плотность
Определяем плотность электролита в аккумуляторе: норма
Чтобы понять, каково химическое состояние электролита, необходимо произвести его анализ и замерить плотность (p) вещества.
Электролитная (р) обусловливается многими причинами, поэтому необходимо умение правильно ее определять, ведь от этого определения будет зависеть и работа любого авто.
Параметр – плотность (p)
Скалярная физическая величина, которая определяется отношением массы (m) тела к его объему (V), и есть понятие (р). У электролита для аккумуляторов на основе свинца эта величина будет выражена в граммах на кубический см.
Определить (р) кислотного вещества на глаз невозможно. Чтобы точно измерить ее, понадобится специальный «агрегат».
Устройство для измерения (p)
В качестве устройства по измерению плотности электролита может выступить обыкновенный медицинский шприц V=10 куб.см, а также весы, которые работают как можно точнее.
Далее с помощью незамысловатых действий начинаем измерять:
- Взвешиваем медицинский шприц на весах и записываем его вес.
- Натягиваем на шприц трубочку из резины и опускаем ее в банку аккумулятора.
- Набираем в шприц примерно десять миллилитров кислотного вещества.
- Кладем по новой шприц на весы (но уже без трубки) и заново отмечаем результат.
- Затем вычисляем:
- m (шприца с электролитом) — m (пустого шприца) = a;
- a:10.
Так мы получим точный результат (р) в 1 аккумуляторном сосуде. Далее таким же методом делается замер кислотосодержащей жидкости во всех банках.
Постоянное измерение (р) в таком режиме становится делом муторным и надоедающим. Поэтому есть другой способ измерения параметра электролита. И производится он ареометром (прибором для точного определения удельного веса жидкости и крепости раствора).
Ареометр представляет собой колбу со стеклянным поплавком внутри. Внутренняя часть поплавка утяжелена свинцовой дробью. Когда жидкость набирается в колбу, поплавок строго находится в положении вертикали.
От чего зависит плотность электролита
Кислотосодержащей жидкости в аккумуляторе свойственно меняться. Это зависит от ряда причин:
- Зависит от заряда аккумулятора (прямая взаимосвязь).
- Если корпус АКБ негерметичен. Потеря жидкости, а затем разбавление ее с помощью дистиллированной воды значительно снизят плотность.
- Замена воды электролитом. При испарении жидкости (в жару), плотность увеличится.
- Электролит приготовлен неверно. Обычно при самостоятельной заготовке.
- Усиленное испарение воды из аккумуляторных сосудов в жаркий период.
Почему нарушилась концентрация кислотной жидкости, можно определить и дома. Но вот насколько отклонилось это значение, для этого надо знать его стандартную величину.
Необходимая (p) жидкого вещества в АКБ
Плотность электролита зависит от климатических условий, в которых используется кислотная АКБ.
Плотность в зимнее время года
В зимний период времени надо обязательно поддерживать состояние SO4 в электролите. Иначе ему будет грозить замерзание при температурах ниже нулевой отметки.
(р) полного аккумулятора будет в пределах 1,27-1,28 грамм на кубический см. При таких параметрах АКБ не страшен будет мороз и в минус 70 градусов.
Если же (р) снижается до отметки 1,20 гр на см в кубе, жидкое вещество при t= -30 гр. по Ц. застынет.
Поэтому всегда необходимо следить за тем, чтобы аккумулятор при низких температурах был обязательно заряжен, ведь при замерзании электролита (р) его достаточно увеличится в V.
Если не соблюдать этих простых правил и все отправить на самотек, можно потерять АКБ раз и навсегда. Внутренние пластины разрушатся, и аккумулятор станет неисправным.
Плотность в летнее время года
В результате испарения воды в летний период времени (р) дано свойство самопроизвольно повышаться.
При работе с повышенной плотностью эксплуатация АКБ значительно снизится. Кислотная жидкость может погубить сепараторы аккумулятора.
Чтобы этого не случилось, необходимо в жаркое время года электролит обязательно разбавлять дистиллированной водой. Постоянный контроль за ним поможет избежать множество отрицательных последствий.
Как проверяется (р) в АКБ
Для того чтобы постоянно измерять плотность содержимого АКБ, необходимо воспользоваться ареометром. Далее:
- открутить пробки АКБ;
- ввести узкий конец в сосуд батареи;
- груша вверху оборудования сожмется. Отпускаем верхнюю часть, и отрицательное давление заполнит полностью сосуд электролитом.
С помощью шкалы поплавка узнаем точную концентрацию кислотосодержащей жидкости.
Измерение величины (р) в необслуживаемой АКБ
В необслуживаемых батареях нет на верхнем корпусе изделия дырок, через которые бы возможно было измерить плотность электролита. Они были не предусмотрены производителем изначально. А значит, и измерение (р) внутри АКБ невозможно. Или?!
Все невозможное – возможно. Умелые мастера и тут нашли выход. Они с легкостью убрали преграду и улучшили работу изделия, в котором были небольшие отклонения.
При помощи обыкновенной дрели были высверлены в верхнем корпусе (крышка) батареи отверстия, и доступ внутрь для каждой банки стал открытым.
И благодаря «дуновению волшебной палочки» необслуживаемая модель стала обслуживаемой.
Далее делается специальная резьба для просверленных дыр, изготавливаются пластиковые пробки с соответствующей по диаметру отверстий резьбой. Их вставляют в отверстия, и АКБ становится обслуживаемой.
Существует и метод №2
Он не менее популярный, чем предыдущий. Здесь уже в работе понадобится сверло, с помощью которого просверливаются шесть дырочек, через которые откроется доступ к банке аккумулятора.
После замера плотности электролита корпус изделия можно восстановить с помощью герметика из силикона. Герметизировать крышку надо со всей осторожностью, нельзя допускать попадания мелких стружек на отверстиях внутрь прибора.
Для этого с помощью самодельного крючка, сделанного из проволоки, постараемся осторожно выпрямить часть продавленной пластмассы.
Помните! В результате механического повреждения изделия (просверленные дырки), аккумуляторная гарантия пропадает. Но это не самое страшное. Неправильные действия могут привести к выходу оборудования из строя. Стружки, попавшие внутрь АКБ, также значительно снизят жизнь батареи.
Как увеличить плотность электролита
Плотность электролита обычно снижается в негерметичных изделиях. Добавление дистиллированной H2O и является данной причиной. Наступает разница в концентрации банок аккумулятора.
Если (р) не получается привести к одинаковому значению во всех сосудах с помощью ЗУ, то потребуется заменить кислотную жидкость новым электролитом.
Восполним плотность электролита в следующей очередности:
- из банки, где нарушен состав кислотного вещества, убираем с помощью груши все ее содержимое;
- затем начинаем восполнять этот пробел, заливая новую электролитную смесь в сосуд.
Если плотность электролита не увеличится, то данную процедуру необходимо повторить по новой.
Как снизить плотность электролита
Если концентрация плотности электролита превышает отметку 1,28 г/см3, ее надо понижать, иначе это может привести к потере работоспособности аккумуляторной батареи.
Понижение (р) выполняется так же, как и повышение.
Источник
Нормативный уровень плотности аккумулятора по сезону
Каждый автовладелец знает, что за электролитом в аккумуляторе необходимо следить, но не каждый знает, какая плотность у этого раствора должна быть, и какие нормы для летних и зимних условий существуют. Необходимо сразу отметить, что при низкой плотности в зимнее время жидкость может замёрзнуть, и автомобиль не заведётся, а если будет слишком высокой, то это приведёт к уменьшению срока службы аккумулятора. Поэтому необходимо соблюдать плотность электролита в аккумуляторе зимой и летом. Но сколько г/см 3 составляет нормальная плотность?
Электролит
Жидкость, находящаяся внутри аккумулятора называется электролит. Представляет собой смесь кислоты и воды, вследствие чего вырабатывается химическая реакция, которая преобразовывается в электричество.
Чтобы химическая реакция не нарушалась из-за сильных морозов в зимний период и жары летом нужно поддерживать плотность раствора на нормальном уровне. Но сколько должна быть плотность электролита?
Плотность
Нормальным показателем плотности считается 1.27 г/см 3 . Но в зависимости от региона эксплуатации она может меняться в большую или меньшую сторону. Объясняется это тем, что при сильных морозах зимой, электролит может замёрзнуть при низкой плотности, а в условиях жары в тёплых регионах необходимо иногда понижать уровень плотность, чтобы жидкость не закипала. Какая плотность должна быть в аккумуляторе при эксплуатации в различных условиях?
Узнай время зарядки своего аккумулятора
Времена года
Чтобы аккумулятор не подвёл в самый неподходящий момент необходимо следить за его зарядом в первую очередь. Потому, что если плотность ниже нужного значения, это может значить и то, что батарея разрядилась.
В большинстве климатических зон корректировка плотности электролита не требуется, и достаточно следить за его состоянием (уровнем и плотностью), но в регионах, где слишком жаркая или холодная погода допустимы корректировки плотности. Это значит, что даже, в только что купленный АКБ, некоторые автовладельцы, живущие в условиях сильных морозов, сразу вносят коррективы по плотности.
Какая плотность электролита в аккумуляторе должна быть можно увидеть в таблице:
(взято на основе средних температур за январь о С)
Плотность при разряде батареи на:
В таблице можно увидеть, что в климатической зоне, где морозы ниже -30 о С корректировать плотность электролита – прямая необходимость. Минимальная плотность составляет 1.28 г/см 3 – при меньшем значении будет риск замерзания жидкости, с последующими проблемами при запуске двигателя.
Для жаркого климата корректировка допустима, но не обязательна, т.к. плотность в 1.27 не наносит вреда для АКБ, и снижать её рекомендуется только в целях увеличения долговечности батареи.
При эксплуатации автомобиля летом следует помнить о нескольких нюансах, связанных с жаркой погодой:
- Из-за погодных условий температура под капотом повышена, что способствует большему испарению воды из аккумулятора. Поэтому плотность может возрастать, что приводит к увеличению плотности (повышению агрессивной среды в АКБ);
- При испарении воды может понижаться уровень электролита, что приведёт к оголению пластин и осыпанию «активной массы» батареи.
Поэтому следует следить за уровнем и плотностью жидкости, чтобы вовремя принимать меры для устранения возможных неполадок.
При использовании аккумулятора зимой необходимо помнить несколько моментов:
- При наступлении сильных холодов (ниже -20) рекомендуется доставать аккумулятор из автомобиля, и хранить в тёплом месте;
- Короткие поездки (когда автомобиль часто заводится) могут привести к разряду АКБ;
- Необходимо следить за зарядом батареи – использование разряженного устройства приведёт к замерзанию электролита, и невозможности завести двигатель.
Как измерить уровень и плотность
Уровень
Проверка уровня электролита аккумулятора
Чтобы снять показатели и посмотреть уровень электролита в аккумуляторе необходимо произвести следующие действия:
- Для проверки открутить крышки с каждой банки, и взять пластиковую или стеклянную трубку (подойдёт шариковая ручка без стержня с прозрачным корпусом).
- Трубка опускается до момента соприкосновения с пластинами (в каждой банке по очереди), и зажимается пальцем верх трубки.
- Трубка достаётся, и производится замер – в замерной ёмкости должно остаться около 12мм электролита (нормальный уровень)
Внимание: все действия нужно производить, соблюдая технику безопасности!
Если уровень ниже, то следует долить разницу, а если выше – изъять лишнее шприцем. Необходимо помнить, что неправильный уровень жидкости может привести к выходу из строя всего АКБ.
В аккумуляторах с прозрачным корпусом можно воспользоваться отметками «max» и «min». Уровень будет виден без дополнительного оборудования, и о состоянии уровня можно судить по этим меткам.
В необслуживаемых батареях нет доступа к банкам, поэтому нужно пользоваться индикатором заряда (гидрометр, глазок) и метками на корпусе. В устройствах такого типа только этими приборами можно измерить уровень.
Плотность
Для измерения этого параметра используется ареометр или денсиметр. Принцип работы у них один – откачивание из каждой банки электролита с последующим замером.
Залив электролита в АКБ
Чтобы произвести замер необходимо:
- Открыть доступ к банкам АКБ.
- Откачать специальной «грушей» электролит, и перелить его в специальную колбу, для проведения замера.
- Проведение замера и получение значения плотности.
- Если показатели соответствуют норме – откачанная жидкость возвращается в АКБ, и замер проводится со следующей банкой.
- Проверяются все банки, после чего можно судить о состоянии батареи.
Если плотность не соответствует норме, то необходимо добиться нужных показателей:
- При повышенном уровне необходимо долить дистиллированной воды (не нарушая параметр уровня в банке).
- При пониженной плотности – добавить новый электролит или поставить на зарядку, и после полной зарядки провести замеры ещё раз.
Итог стоит подвести следующий: используя любой автомобильный аккумулятор (60, 75 и др. ёмкости) необходимо периодически следить за состоянием заряда, плотности, ёмкости и других показателей. Нужно помнить, что от этого напрямую зависит, заведётся автомобиль в мороз или жару или нет.
Источник