- АКБ LiFePO4
- LiFePo4 аккумуляторы
- Эксплуатационные преимущества аккумуляторов LiFePO4
- Приобретение аккумуляторов LiFePO4
- Применение аккумуляторов LiFePO4
- Обзор аккумуляторов электросамоката
- Сравнение аккумуляторов для электросамокатов
- Обзор литиевых АКБ для самокатов
- Рекомендации по выбору
- Сборка аккумуляторов самоката
- Подготовительные работы
- Как снять аккумулятор с самоката
- Схема сборки самодельного аккумулятора для самоката
- Алгоритм сборки
- Балансировка аккумулятора самоката
- Меры предосторожности
АКБ LiFePO4
LiFePo4 аккумуляторы
Литий-железо-фосфатные аккумуляторы (LiFePO4) — это функциональные батареи с высокой энергетической плотностью и существенным рабочим ресурсом. Они сохраняют функционал в большинстве климатических зон, требуют минимального обслуживания со стороны пользователя.
Аккумуляторы на основе лития и железа представлены в нескольких исполнениях. Можно купить источники питания следующих типов:
- литий-железо-фосфатный аккумулятор для электровелосипеда;
- АКБ на базе лития для моторной лодки;
- батареи для ИБП с повышенным ресурсом и системы резервного питания;
- тяговые аккумуляторы большой емкости для оборудования на производстве.
Ассортимент АКБ, основанных на литии и железе, неуклонно растет. Производители регулярно презентуют новые модели для машин и бытовой техники. В магазинах появляются модули с увеличенной емкостью, особыми защитными элементами и индикаторами.
Литий-железо-фосфатные аккумуляторы превосходят классические литий-ионные решения по ряду параметров:
- стабильная эксплуатация при низких температурах;
- саморазряд не более 1 % в течение одного месяца;
- наличие особо прочного корпуса, предотвращающего повреждение АКБ при интенсивном использовании автомобиля или велосипеда;
- система BMS, контролирующая состояние каждой ячейки;
- активные балансиры, обеспечивающие стабильную работу аккумулятора на протяжении всего срока службы.
Источники питания имеют модульную конструкцию, что позволяет скомпоновать аккумуляторную батарею напряжением от 3,2 до 800 В. Емкость может достигать десятков тысяч ампер-часов. Сборная система питания будет компактной и умеренной по весу, с легкостью разместится в корпусе транспортного средства.
Эксплуатационные преимущества аккумуляторов LiFePO4
Аккумуляторы LiFePO4 обладают множеством достоинств:
- коэффициент полезного действия типовой АКБ достигает 95 %;
- отсутствие эффекта памяти, возможность подачи питания при любом уровне разряда;
- эксплуатация аккумулятора в режиме глубокого разряда;
- количество полных циклов заряд-разряд составляет 3500, частичных — 8000;
- прекрасные показатели объема и массовой энергетической плотности;
- на 300 % компактнее и легче свинцовых источников питания;
- пожаробезопасность;
- сохранение функционала в широком диапазоне температур (–20…+60 градусов).
Применение АКБ LiFePO4 обеспечит запас хода в несколько сотен км, гарантирует беспроблемную эксплуатацию техники в сложных условиях.
Устройства различаются напряжением (12–90 В), емкостью (20–210 Ач и более), номинальным током разряда.
Продукция может поставляться в защитном кейсе, оснащенном необходимыми клеммами и индикаторами.
Приобретение аккумуляторов LiFePO4
Приобрести аккумуляторы LiFePO4 в Москве можно на TITANAT.RU. Здесь представлен широкий спектр батарей для различных нужд. Изделия отгружаются со склада компании-производителя, соответствуют отечественным и международным стандартам.
Товар продается в заводской упаковке. На все устройства, изготовленные по технологии LiFePO4, распространяется расширенная гарантия от производителя.
Чтобы уточнить параметры сотрудничества, напишите консультантам магазина. Они расскажут о действующих ценах, особенностях транспортировки, параметрах реализуемых модулей. Порекомендуют решения, соответствующие потребностям клиента, расскажут о смежных товарах.
Доставка продукции осуществляется по России, оплата принимается любым удобным покупателю способом.
Применение аккумуляторов LiFePO4
Источник
Обзор аккумуляторов электросамоката
Кататься на электросамокате – сплошное удовольствие. Но постепенно аккумулятор исчерпывает свой ресурс, и пробег ощутимо уменьшается. Для литий-ионных АКБ этот момент наступает примерно после 1000 циклов заряд-разряд. Когда ресурс исчерпывается, батарея теряет способность накапливать и отдавать энергию. Это значит, что срок службы аккумулятора самоката подошел к концу, и пора заменить его.
Выбор аккумуляторных батарей для электросамокатов сводится к 2-м основным группам – литий-ионные (Li-Ion) и литий-железо-фосфатные (LiFePO4). Хотя деление это условное: по сути литий-железо-фосфатные АКБ – это подгруппа литий-ионных батарей. Свинцовые аккумуляторы из-за тяжелого веса и малого срока службы не выдерживают конкуренции с литиевыми батареями, поэтому останавливаться на их описании мы не будем.
Сравнение аккумуляторов для электросамокатов
Чтобы понять, какой аккумулятор для самоката подходит вам больше, ознакомьтесь с их характеристиками в сравнительной таблице:
Характеристика | Li-Ion | LiFePO4 |
---|---|---|
Номинальное напряжение элемента питания | 3,6–3,75 В | 3,0–3,3 В |
Нижний порог напряжения | 3,0 или 2,5 В | 2,0 В |
Напряжение элемента питания при полном заряде | 4,25 или 4,35 В | 3,6 В |
Рабочий диапазон температур | От -20 до +50 °С, оптимально – от +15 до +25 °С. На морозе емкость снижается. | От -30 до +50 °С. |
Срок эксплуатации | ≈1000 циклов заряд-разряд | 2000–5000 циклов заряд-разряд |
Срок хранения без деградации аккумуляторов не в сборке | 3–5 лет | 5–10 лет |
Опасность перезаряда | Высокая, в целях безопасности обязательно используется плата защиты. | Ниже. При превышении напряжения происходят незначительные внутренние повреждения, но работоспособность элементов питания сохраняется. В целях безопасности также используется плата защиты BMS. |
Безопасность | При механическом повреждении элементов возможно возгорание. | При повреждении возгорания не происходит. Наблюдается только повышение температуры и появление дыма. |
Стабильность напряжения разряда | Ниже | Выше |
Вес и размеры батареи при равных значениях емкости и напряжения | Меньше | Больше |
Чтобы набрать нужную емкость и напряжение аккумулятора самоката, элементов питания LiFePO4 приходится брать больше (по массе и объему), чем обычных Li-Ion. Это приводит к увеличению массы и размеров батареи. Зато литий-железо-фосфатные АКБ не имеют себе равных по безопасности эксплуатации, менее чувствительны к перезаряду и лучше сохраняют емкость на морозе.
Обзор литиевых АКБ для самокатов
Какую скорость развивает самокат на аккумуляторе – зависит от мощности используемого мотора, массы транспортного средства, веса райдера, условий езды и других факторов. А сколько электросамокат проедет на одном полном заряде – в первую очередь зависит от емкости его аккумуляторной батареи. Ее значения бывают разные: 7.5, 10, 13, 15, 20, 30 Ач. Чем больше емкость используемой АКБ (при равных остальных условиях), тем длиннее будет пробег. Но и по весу более емкая батарея – тяжелее.
Самый распространенный вольтаж АКБ электросамокатов – 24 и 36 В. Такие компоненты обеспечивают транспортным средствам максимальную электробезопасность. Для создания мощных и скоростных электросамокатов используются аккумуляторные батареи напряжением 48 и 60 В. АКБ выбирается того же рабочего напряжения, что и у остальных комплектующих: электромотора, BMS, контроллера.
Перечислим АКБ, которые чаще всего используются для оснащения электросамокатов:
- Li-Ion – рабочее напряжение 24 В, емкость 12.5 Ач, продолжительный ток разряда 20 А;
- Li-Ion – 24 В, 15 Ач, 20 А;
- Li-Ion – 24 В, 7.5 Ач, 22 А;
- LiFePO4 – 24 В, 10 Ач, 25 А;
- LiFePO4 – 24 В, 15 Ач, 25 А;
- LiFePO4 – 24 В, 20 Ач, 25 А;
- LiFePO4 – 24 В, 30 Ач, 25 А;
- Li-Ion – 36 В, 7.5 Ач, 22 А;
- Li-Ion – 36 В, 10 Ач, 22 А;
- Li-Ion – 36 В, 12.5 Ач, 22 А;
- Li-Ion – 36 В, 13.2 Ач, 22 А;
- Li-Ion – 48 В, 10 Ач, 22 А;
- Li-Ion – 48 В, 15 Ач, 30 А.
Рекомендации по выбору
При выборе АКБ для электросамоката главное требование – их совместимость. Батареи бывают универсальные и предназначенные для электротранспорта конкретных брендов. Отличаются у них и характеристики: рабочее напряжение, номинальная емкость, масса, размеры, ориентировочное число рабочих циклов, максимальный ток заряда-разряда, время восполнения полного заряда.
Для замены можно выбрать модель, идентичную старой батарее, или изделие с отличающимися параметрами. Главное – чтобы все электрокомпоненты были совместимы между собой, и АКБ поместилась в батарейный отсек. На сколько хватит аккумулятора на самокате – зависит от качества его элементов и сборки, типа химии, интенсивности и условий использования. При соблюдении правил эксплуатации батареи нашего производства уверенно отрабатывают свой ресурс, радуют надежностью и стабильной работой.
Читайте в нашей предыдущей статье о ручке газа электровелосипеда: ее устройстве, особенностях подключения и принципе работы.
Источник
Сборка аккумуляторов самоката
Когда приходит время замены аккумулятора в электросамокате, можно просто купить подходящую модель или собрать ее самостоятельно. Первый вариант – оптимальный при условии, что вы покупаете АКБ с гарантией у проверенного производителя. Самостоятельная сборка аккумулятора для электросамоката оправдана при наличии соответствующих знаний и навыков. В таком случае вы точно будете знать, из каких элементов и как собрана ваша батарея, но и ответственность за ее работоспособность будет лежать только на вас.
Электрическая часть электросамоката включает:
- аккумуляторную батарею;
- электромотор;
- контроллер;
- органы управления – ручки тормоза и газа, выключатель питания.
Аккумуляторные батареи для современных самокатов используются литиевые: Li-Ion или LiFePO4. Литий-ионные АКБ легкие и имеют ресурс около 1000 циклов заряд-разряд. В целях безопасности они должны быть защищены от механических повреждений. Литий-железо-фосфатные батареи тяжелее аналогичных литий-ионок, но превосходят их по токам заряда и разряда, имеют больший ресурс и лучше переносят минусовые температуры. К тому же, они не воспламеняются при механических повреждениях. Конечный выбор между Li-Ion и LiFePO4 зависит от того, какие преимущества для вас важнее.
Подготовительные работы
Чтобы собрать аккумулятор для самоката своими руками, приготовьте:
- элементы питания Li-Ion или LiFePO4 – в количестве, соответствующем вашей схеме сборки;
- BMS плату – для их защиты от перезаряда, критического разряда, короткого замыкания и других опасных состояний;
- противопожарные пакеты;
- разъемы, соединительные провода;
- текстолит для электроизоляции;
- термоусадочную трубку большого диаметра;
- паяльник или аппарат для точечной сварки;
- зарядное устройство;
- амперметр.
Можно собрать батарею, полностью идентичную старому образцу, или отличающуюся от него, например, чтобы получить увеличенную емкость. Главное, чтобы новая АКБ имела аналогичные размеры и то же напряжение. Совместимость по напряжению важна для корректной работы всех электрокомпонентов. Совпадение размеров особенно важно для аккумуляторных батарей, которые располагаются в деке или рулевой стойке электросамоката. Если же АКБ находится на багажнике, в сумке или кейсе на руле, ее форму и размеры допустимо изменить.
Как снять аккумулятор с самоката
Выполнить замену АКБ можно в специализированной мастерской или самостоятельно. Часто батарея находится внутри деки (платформы) электросамоката. Для ее демонтажа необходимо снять нижнюю панель, перевернув транспортное средство вверх колесами и отщелкнув защитную крышку. Если она зафиксирована болтами, их нужно открутить.
Далее от аккумуляторной батареи отсоединяются контакты, и отслужившая свой срок комплектующая вынимается. На ее место в дальнейшем устанавливается новая АКБ, и подсоединяются контакты. В завершение плотно закрывается крышка батарейного отсека, и проверяется работа электрокомпонентов.
Схема сборки самодельного аккумулятора для самоката
Перед тем, как поменять аккумулятор на электросамокате, нужно выбрать схему его сборки. От того, как будут соединены ячейки в батарее, зависит ее напряжение, емкость, форма и размеры. При последовательном соединении элементов питания (обозначение S в схеме) их напряжение суммируется, а емкость остается неизменной. При параллельном соединении (обозначение P) суммируются значения емкости, а напряжение не меняется.
Рассмотрим некоторые схемы соединения ячеек при сборке АКБ для электросамокатов:
Характеристики получаемой батареи
Цилиндрические ячейки LiFePO4 типоразмера 32650 (напряжение 3,2 В, емкость 5 Ач).
Номинальное напряжение 24 В, емкость 10 Ач.
Пакеты LiFePO4 с характеристиками 3,2 В 10 Ач
«Банки» Li-Ion типоразмера 18650 (3,7 В, 2,5 Ач)
Li-Ion 18650 (3,7 В, 2,5 Ач)
Li-Ion 18650 (3,7 В, 2,5 Ач)
Li-Ion 18650 (3,7 В, 2,5 Ач)
Li-Ion 18650 (3,7 В, 2,5 Ач)
Li-Ion 18650 (3,7 В, 2,5 Ач)
Li-Ion 18650 (3,7 В, 2,5 Ач)
Li-Ion 18650 (3,7 В, 2,5 Ач)
Алгоритм сборки
Собирается аккумуляторная батарея так:
- проверяется схема;
- замеряется напряжение и внутреннее сопротивление ячеек – оно должно быть одинаковым;
- ячейки соединяются параллельно в соответствии со схемой (для набора емкости) – попарно помещаются в противопожарные пакеты с соблюдением полярности;
- к элементам питания присоединяются силовые и балансирные провода;
- для набора нужного напряжения пакеты соединяются между собой последовательно;
- разъемы при помощи удлинителей выводятся наружу;
- обеспечивается последовательное соединение балансирных проводов;
- ячейки плотно стягиваются между собой, помещаются в термоусадочную трубку большого диаметра и упаковываются;
- при необходимости – собранная батарея укладывается в кейс или бокс с предварительно просверленными отверстиями для вывода проводов;
- присоединяется BMS плата;
- вытягиваются провода;
- вверху присоединяется штекер для подзарядки АКБ;
- отверстия основательно герметизируются;
- кабель АКБ подсоединяется к контроллеру;
- батарея устаaнавливается на раме, багажнике, в деке или другом месте самоката.
Балансировка аккумулятора самоката
При использовании любой схемы с последовательным соединением ячеек требуется балансировка – выравнивание напряжения отдельных элементов батареи. Это необходимо для повышения безопасности эксплуатации АКБ, увеличения времени ее работы на одном заряде и продления срока службы. Разбалансировка ячеек медленно, но неуклонно ведет к деградации батареи. Эту проблему успешно решает использование балансировочного шлейфа и систем баланса.
Балансиры входят в состав плат контроллера заряда и выравнивают напряжение отдельных ячеек. Корректная балансировка напряжения – одно их важных условий для эффективной и безопасной работы аккумуляторной батареи. Новые технологии балансировки обеспечивают контроль состояния каждой ячейки и помогают избежать опасных ситуаций при эксплуатации батареи. Не требуется балансировка только в случае исключительно параллельного соединения элементов питания.
Меры предосторожности
При самостоятельной сборке литиевой батареи для электросамоката важно соблюдать аккуратность и осторожность:
- нельзя нагревать, деформировать, прокалывать элементы питания, ронять и сдавливать их;
- необходимо избегать неправильной полярности, перезаряда, короткого замыкания;
- при сильном нагреве АКБ или зарядного устройства следует прекратить их использование;
- допустимо использовать для сборки батареи только ячейки проверенного качества, без признаков повреждений.
При недостаточном объеме знаний и опыта лучше купить готовую АКБ для электросамоката или поручить ее сборку опытным мастерам. В таком случае вы получите батарею гарантированно высокого качества, без риска случайных огрехов при ее сборке и проблем при эксплуатации, к тому же, сэкономите свои силы и время.
Источник