- Когда нужно точно менять аккумулятор в автомобиле
- Как определить, что пора менять АКБ
- Проверка ёмкости АКБ
- Проверка заряда на АКБ
- Полная зарядка и проверка аккумулятора
- Как часто в целом нужно менять аккумулятор в автомобиле
- Причины частой замены аккумулятора
- Как продлить срок службы аккумулятора
- 9 признаков необходимости срочной замены аккумулятора
- 1. Двигатель заводится с трудом
- 2. Постоянно горит индикатор необходимости зарядки АКБ
- 3. Механические повреждения корпуса аккумулятора
- 4. Вздутие батареи
- 5. Темный цвет электролита
- 6. Гнилостный запах из банок АКБ
- 7. Низкая плотность электролита
- 8. Не работают вспомогательные системы авто
- 9. Срок эксплуатации
- Основные причины смерти батареи
- Что делать с нерабочим аккумулятором?
Когда нужно точно менять аккумулятор в автомобиле
Проблема своевременной замены аккумулятора особенно актуальна для всех автовладельцев, но чаще всего получают неожиданный сюрприз покупатели подержанных машин. В тёплое время года проблем с АКБ обычно не возникает: техника послушно заводится. Но стоит наступить зиме, как картина меняется, и аккумулятор запросто может подвести автовладельца в самый неподходящий момент. Однако мало кто знает, что можно самому понять, когда нужно менять аккумулятор в автомобиле. Как же предугадать «сюрприз»?
Как определить, что пора менять АКБ
Существует целый ряд признаков, по которым можно понять, что батарею нужно менять. Если проявляется один из нижеперечисленных симптомов, необходимо тщательно проверить батарею и при необходимости зарядить или заменить. Причём лучше это сделать заранее, не дожидаясь, когда АКБ подведёт вас в неподходящий момент. Так когда менять аккумулятор в машине? Выделяют 6 основных признаков этого:
- Медленное проворачивание коленчатого вала при старте двигателя. Пуск силового агрегата осуществляется исключительно за счёт аккумуляторной батареи. После того как мотор заведётся, АКБ начинает поддерживать генератор. Поэтому, если вы, пуская двигатель, замечаете, что вал проворачивается медленнее, чем обычно, нужно принять к сведению сигнал. К сожалению, многие игнорируют этот признак и начинают действовать, когда вал совсем не проворачивается. В таком случае слышны только частые щелчки реле стартера.
- Ток нужен не только для пуска силовой установки: от аккумулятора питается топливный насос, электростеклоподъёмники, магнитола, освещение панели приборов, в дорогих авто – регулировки кресел и многое другое. При потере батареей работоспособности все эти потребители энергии будут работать с замедлением или вовсе откажутся функционировать.
- Практически все современные машины на панели приборов имеют контрольный сигнализатор в виде лампочки с нарисованным на красном светофильтре аккумулятором. При включении зажигания она засветится, но после пуска двигателя, если всё нормально, гаснет. Если же этого не происходит, значит, налицо проблемы с батареей или генератором. При неисправной АКБ может загореться и Check Engine. В такой ситуации рекомендуется немедленно обратиться в автомастерскую.
- Вздутие корпуса. Внутри аккумулятора постоянно происходят химические процессы. Иногда случается так, что они осуществляются не по написанному для них производителем «сценарию». Это может быть связано, например, с чрезмерным нагревом, когда на АКБ воздействует высокая температура от работающего двигателя плюс жара снаружи авто. Или противоположная ситуация, когда машина долгое время стоит в неотапливаемом гараже либо вовсе на открытой местности. В разряженном аккумуляторе замерзает электролит и корпус раздувает.
- Предел эксплуатационного ресурса. Или, говоря по-простому, старость. Средний срок службы даже качественной дорогой батареи не превышает 5 лет (обычно 3–4). Конкретный срок зависит от условий эксплуатации, температуры использования, числа глубоких разрядов. По истечении трёх лет стоит тщательно протестировать АКБ, чтобы понять, эксплуатировать ли её дальше. Дата изготовления батареи указывается непосредственно на корпусе изделия (возможно дублирование на этикетке).
- Запах. При возникновении различных неисправностей внутри батареи: замыкании пластин, перезарядке, замерзании химического раствора – начинает выделяться газ. По запаху он напоминает протухшие яйца. Если это случилось, немедленно обследуйте АКБ: из неё может вытечь кислота, которая начнёт разъедать элементы кузова, двигателя, вызывая их коррозию. Но есть и более серьёзная опасность: появление искры (от неисправной электропроводки или по каким-либо иным причинам) может привести к взрыву батареи.
Данные, приведённые выше, помогут вам понять, как определить, что аккумулятор пора менять.
Проверка ёмкости АКБ
Что такое ёмкость? Это параметр, помогающий определять энергию, выделяемую АКБ за конкретный отрезок времени. Как узнать, что аккумулятор пора менять? Изначально измеряется характеристика в ампер/часах (А/ч). На сегодня применяется множество методов определения этого важнейшего параметра автомобильной батареи:
- С помощью мультиметра. Измерения производятся на заглушенном двигателе, как минимум, через 8 часов после его остановки при плюсовой температуре (лучше, если это 20 С) при отсоединённой минусовой клемме. Напряжение правильно заряженной батареи – от 12,6 В. Эксплуатация АКБ возможна, если U = 11,9 В. Если напряжение ниже – аккумулятор нужно зарядить через сетевое устройство.
- Специальными тестерами-анализаторами. В качестве примера можно привести серию приборов «Кулон». Устройства предназначены для оперативного тестирования аккумуляторов: измерения напряжения и приблизительного вычисления ёмкости АКБ. Важная особенность приборов этого типа заключается в том, что тестирование производится без контрольного разряда. При этом в памяти сохраняется до нескольких тысяч результатов. Как работает устройство? Тестер-анализатор посылает сигнал, на который откликается аккумулятор. Отражённая информация регистрируется прибором, и через несколько секунд на дисплее появляются параметры батареи.
Проверка заряда на АКБ
Один из наиболее простых способов – автомобильный генератор. Именно этот агрегат в работающем состоянии постоянно подзаряжает АКБ. Чтобы убедиться в работоспособности генератора, подсоедините мультиметр к батарее и посмотрите на показания прибора. U = 13,5–14 В (при условии отключения нагрузки). Если включить потребители – дальний свет, отопитель, обогреватель заднего стекла и т. д., напряжение упадёт, но не более чем до 13,3 В. Подобные показатели говорят об исправности АКБ и генератора. Но есть и иные способы, определяющие, как часто нужно менять аккумулятор в машине:
- Нагрузочная вилка. Её подключают на 5 сек. и смотрят на показания: если U = 10 В, всё нормально. При меньших значениях АКБ необходимо зарядить.
- Измеритель плотности давления (ареометр). Для этого нужно открутить пробки всех шести банок и поочередно погружать туда прибор, заполняя его раствором. Показания, свидетельствующие об исправности АКБ, равны 1,23–1,27. Значение в 1,2 говорит о разряде батареи на ¼, а в 1,1 – на 90–95 %.
- Зарядное устройство. Если на нём имеется шкала с вольтами, достаточно подключить батарею, не включая ЗУ в сеть. Показания не должны быть ниже 12,5 В.
- Индикатор на АКБ. Если она заряжена, глазок будет зелёного цвета. Чёрный говорит о необходимости подключения ЗУ. Белый цвет свидетельствует о недостатке электролита (требуется долить дистиллят).
Полная зарядка и проверка аккумулятора
Как понять, что аккумулятор пора менять? Заряженный аккумулятор должен обладать соответствующим напряжением и плотностью электролита. Последнее значение – 1,27–1,29, а U = 12,6–12,9 В. Далее можно проверить аккумулятор при помощи нагрузочной вилки. Если в течение 5 сек. напряжение не упадёт ниже 10 В, батарею можно считать готовой к эксплуатации.
Своевременный контроль над состоянием АКБ гарантирует значительное продление эксплуатационного ресурса. Тем не менее, по истечении срока службы целесообразнее приобрести новое изделие. Использовать старое не рекомендуется: дело не только в том, что АКБ сможет подвести вас. Пары электролита могут повредить элементы кузова, двигателя.
Как часто в целом нужно менять аккумулятор в автомобиле
Здесь всё понятно из вышеприведённого текста: средний срок службы составляет 3–4 года. Но это не приговор, цифры могут быть и больше.
Причины частой замены аккумулятора
В основе жизнедеятельности АКБ лежат химические реакции. Однако ряд факторов могут мешать процессам, что плохо сказывается на эксплуатационном сроке:
- постоянная экстремально высокая температура;
- езда по неровной дороге, по ухабам, плохое крепление, всё это чревато повреждением пластин;
- стиль поездок: если они частые и короткие, батарея просто не будет успевать заряжаться;
- отсутствие хотя бы элементарного обслуживания (проверка напряжения, очистка от грязи).
Как продлить срок службы аккумулятора
Через сколько менять аккумулятор в машине? В автомобиле немало электронных систем, которые потребляют ток (пусть и в небольших количествах), даже когда двигатель не работает. Поэтому, если планируется, что авто будет неподвижным более чем 2 недели, провод («минусовый») с одной из клемм аккумулятора лучше снять. Другие моменты:
- В выпускаемых ныне машинах габаритные огни отключаются после того, как ключ зажигания переводится в нейтральное положение. Но, если у вас более старшая модель, не забывайте отключать эти потребители самостоятельно.
- Неисправный генератор также способствует сокращению службы АКБ.
- Если зимой ваше авто не эксплуатируется, следует предпринять особые меры. При отрицательной температуре его следует периодически прогревать (как минимум, раз в 10 дней). Это положительно скажется на самочувствии не только АКБ, но и всех систем машины.
Источник
9 признаков необходимости срочной замены аккумулятора
Признаки плохого аккумулятора автомобиля известны опытным и начинающим водителям далеко не в полном объеме. Для большинства основным симптомом разряженного АКБ является проблемный запуск двигателя в холодное время года. Это верно, но по сути аккумуляторная батарея отвечает не только за приведение мотора в движение. Любой АКБ выполняет 3 функции:
- запускает стартер, который включает двигатель;
- питает бортовую электронику при выключенном моторе;
- помогает генератору, если он не справляется с нагрузкой.
Заряд аккумулятора нужно поддерживать на оптимальном уровне, в противном случае он не будет выполнять свои основные функции. Разряжающийся АКБ еще может справляться с некоторыми задачами, но делает это на порядок медленнее и хуже. Во избежание критических ситуаций нужно понимать главные признаки умирающего аккумулятора автомобиля. Специалисты компании «ПАК» расскажут о 9 распространенных ситуациях, при которых АКБ сел и требует оперативной замены.
1. Двигатель заводится с трудом
Умирающий или нерабочий свинцовый АКБ обязательно проявит себя в момент запуска двигателя. Аккумулятор отвечает за включение стартера, который начинает проворачивать коленчатый вал (один из основных узлов мотора). В нормальных условиях машина должна заводиться в течение нескольких секунд после проворачивания ключа или нажатия на стартовую кнопку. При наличии проблемного АКБ старт автомобиля будет происходить по-другому:
- на запуск уходит больше времени, независимо от погодных условий;
- при заведении авто вал начинает проворачиваться медленнее обычного;
- при проворачивании ключа или попытках нажать на кнопку слышны частные щелчки реле стартера.
Причиной появления подобных признаков скорее всего является разряженная или неисправная батарея. При обнаружении даже слабых подозрений рекомендуется проверить АКБ, чтобы при необходимости зарядить или заменить ее.
2. Постоянно горит индикатор необходимости зарядки АКБ
Панели современных автомобилей оснащены специальным контрольным индикатором, показывающим состояние батареи. Сигнализатор имеет вид лампочки с изображенным на красном светофильтре аккумулятором. Индикатор загорается в момент включения зажигания и гаснет сразу после пуска мотора. В ряде ситуаций лампочка не выключается, а горит постоянно. Это свидетельствует о наличии проблем с генератором или аккумулятором.
Неисправности с АКБ также можно заподозрить, если на панели спонтанно загорается Check Engine (проблемы в системе работы двигателя). Когда других заметных отклонений нет, но индикатор продолжает гореть, стоит оперативно обратиться за диагностикой.
3. Механические повреждения корпуса аккумулятора
Внутренняя конструкция батарей представлена набором решетчатых свинцовых пластин, которые покрыты специальным активным веществом (намазкой) и погружены в электролит (кислотную токопроводящую жидкость).
В результате механического воздействия (удары, сильная тряска из-за плохой фиксации) корпус АКБ деформируется, снаружи покрывается сколами и трещинами. Это способствует серьезным внутренним повреждениям (осыпанию намазки или полному разрушению пластин), может привести к утечкам электролита или частым микро замыканиям. Наличие каких-либо деформаций – опасная ситуация, при которой требуется срочная утилизация аккумуляторной батареи с заменой на новую.
4. Вздутие батареи
Некоторые признаки плохого аккумулятора можно определить путем простого визуального осмотра устройства. Вздутие корпуса – один из них. Внутри батареи постоянно происходят химические реакции. Для их осуществления должны соблюдаться оптимальные условия, особенно это касается температуры.
Воздействие жары и мороза плохо влияют на электролит, находящийся в банках (ячейках) батареи:
- при перегреве внутри АКБ происходит избыточное газообразование, которое раздувает корпус;
- при сильных заморозках жидкость затвердевает и деформирует корпус (при условии долгого простоя на улице или в неотапливаемом гараже).
Вздутый корпус – явный признак мертвого аккумулятора. Спасти его не получится.
5. Темный цвет электролита
Химические вещества, нанесенные на свинцовые пластины, из-за старости, перепадов температур или механических повреждений могут осыпаться и оседать в электролите. Накапливаясь, продукты разрушения начинают менять цвет токопроводящей жидкости с прозрачного на более темный (от серого до черного). При обнаружении данного симптома следует быстро заменить электролит либо купить новую батарею. Езда с разрушенными пластинами опасна, возможен взрыв на ходу.
6. Гнилостный запах из банок АКБ
При возникновении каких-либо проблем внутри батареи могут появиться посторонние, неприятные запахи. К вероятным причинам появления гнилостного аромата относятся:
- замыкание пластин;
- перезарядка;
- замерзание или перегрев электролита.
Все эти неисправности влекут за собой выделение газа, который по запаху напоминает протухшие яйца. На начальных этапах аромат будет доноситься только из-под капота, а с усугублением ситуации начнет проявляться и в салоне авто.
7. Низкая плотность электролита
Полноценная зарядка батареи занимает около 8-10 часов. После завершения процедуры нужно проверить уровень плотности электролита. Параметр должен превышать значение 1,25 гр./см 3 в каждой ячейке. Даже если плотность токопроводящей жидкости по результатам проверки снижена только в одной банке, ездить с таким АКБ опасно. Низкий уровень электролита в сочетании с другими «нездоровыми» симптомами – явные признаки неисправности аккумулятора автомобиля.
8. Не работают вспомогательные системы авто
АКБ питает вспомогательные модули машины при выключенном двигателе. Сюда относятся фары, стеклоподъемники, климат-контроль, мультимедиа, охранные блок и другие связанные системы. Когда аккумулятор сел или находится в сильно разряженном состоянии, эти модули начинают сбоить или вовсе не работают. Типичные проявления проблем с батареей:
- блеклый свет фар;
- медленные стеклоподъемники;
- выключающийся кондиционер;
- слабая ответная реакция на включение охранного режима;
- сбоящая магнитола (самостоятельно выключается при повышении громкости или переключении режима).
Виной такому поведению может быть плохой контакт на клеммах аккумулятора, признаки в этом случае будут спонтанно проявляться и исчезать. Когда наличие подобных проблем наблюдается постоянно и в комплексе, то можно судить о точной неисправности батареи.
9. Срок эксплуатации
Среднестатистическая автомобильная батарея служит 5 лет или меньше (3-4). Срок эксплуатации во многом зависит от условий содержания автомобиля, числа глубоких разрядов, частоты перезаряда, температуры использования и прочих факторов. Спустя 3 года активной езды стоит проверить батарею на наличие каких-либо внутренних или внешних проблем. При отсутствии неисправностей аккумулятором можно пользоваться еще какое-то время, но при условии ежегодной диагностики. При обнаружении проблем батарею стоит заменить.
Основные причины смерти батареи
К перечню основных причин относят:
- Сульфатацию. Нарушение правил эксплуатации батареи, длительный простой, неполная или нерегулярная зарядка, малый уровень токопроводящей жидкости в банках – причины, по которым на решетчатых пластинах начинает образовываться кристаллический сернокислый свинец. Этот процесс называется сульфатация. Наличие сернокислого свинца мешает проведению химических реакций внутри АКБ, провоцируя его порчу.
- Регулярные короткие замыкания. Микро замыкания способствуют осыпанию активного вещества с поверхности пластин в электролит. Из-за этого токопроводящая жидкость начинает нагреваться, что влечет снижение ее плотности. Признаки замкнутого аккумулятора могут не проявится сразу, но с накоплением негативного эффекта появятся и другие симптомы мертвого АКБ: темный цвет электролита, щелчки реле стартера, проблемы с вспомогательными системами машины.
- Окисление клемм. В процессе езды электролит может протекать или испарятся, оставляя следы окислов на местах контактов. Своевременная очистка клемм не даст аккумулятору сесть, в противном случае АКБ быстро разрядится и станет непригодным.
Другие причины порчи батареи: попадание в электролит посторонних веществ, прерывание цепи передачи тока, неправильное подключение к токовыпрямителю, регулярная перезарядка.
Что делать с нерабочим аккумулятором?
В первую очередь нужно найти источник проблемы, убедиться, что действительно сбоит разряженный аккумулятор. Важно учесть, что сложности с запуском двигателя могут быть связаны с поломками других узлов (электропроводка, стартер, генератор, топливный насос).
Спасти разряженную батарею можно методом глубокого разряда и полного заряда, а также с помощью переполюсовки. Второй способ предполагает смену полюсов батареи (плюс на минус или наоборот). Многие неприятные признаки останутся после переполюсовки банок аккумулятора, поэтому иногда рациональнее заменить старое устройство новым.
Обменять АКБ на новый с доплатой можно в специализированных точках продажи, но это самый невыгодный путь. В магазинах стоимость батарей завышена, в то время как мертвые устройства выкупаются за копейки. Гораздо выгоднее сдать автомобильный аккумулятор в пункте приема компании «ПАК». У нас стабильно высокие цены и широкая сеть площадок в Москве. Прием ведется по предварительной записи.
Источник