- 2 Схемы
- Зарядное устройство для аккумулятора 9 вольт (Крона, 6F22)
- Принципиальная схема ЗУ для 6F22
- Второй вариант схемы на той же MAX712
- Список элементов зарядного на 9 В
- ЗАРЯДКА АККУМУЛЯТОРНОЙ КРОНЫ 9В
- Принцип работы зарядного устройства
- Зарядное устройство для Кроны своими руками
- Схемы зарядки для аккумуляторной Кроны
- Первый тип зарядного устройства
- Второй тип зарядки
- Зарядка для Кроны из dc-dc преобразователя
- Зарядное устройство схема для аккумулятора кроны
2 Схемы
Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов
Зарядное устройство для аккумулятора 9 вольт (Крона, 6F22)
Здесь вы сможете посмотреть схему и готовую конструкцию автоматического зарядного устройства для батареек Крона типоразмера 6F22 (на 9 В), выполненное на специализированном чипе MAX712. Зарядное основано на не слишком распространенной микросхеме MAX712 потому, что она предназначена как раз для качественной зарядки никель-металл-гидридных батарей, с настраиваемым напряжением и током.
Принципиальная схема ЗУ для 6F22
Второй вариант схемы на той же MAX712
Стабилизация зарядного тока линейная, измерения температуры нет. Предположения при проектировании ЗУ приняли следующее:
- Питание от нестабильного источника питания с максимальным напряжением 15 В.
- Зарядный ток 80 мА, то есть 0,5C для батарей емкостью 160 мА/ч и 0,3C для батарей емкостью 250 мА/ч.
- Зарядка аккумуляторов из 7 ячеек — то есть общим напряжением 9 вольт.
Почему 7 банок? В одноразовой батарее 6 ячеек по 1,5 В каждая. А перезаряжаемая батарея имеет 7 с номинальным напряжением 1,2 В, что дает 8,4 В. После полной зарядки напряжение может составлять 10,5 В.
Из приведенных выше данных получились значения R1 = 1,3 кОм и Rsense = 3 Ома. Источник питания должен давать напряжение в любой ситуации не менее 12 В (хотя бы на 1,5 В больше, чем напряжение полностью заряженных элементов). Тепловыделение на транзисторе: 0,7 Вт. Из-за принятого зарядного тока ограничили время быстрой зарядки до 3 часов. Вместо 2N6109 использован BD244C.
Список элементов зарядного на 9 В
- R1 — 1,3 кОм
- R2 — 150 Ом
- R3 — 68 кОм
- R4 — 22 кОм
- R5 — 560 Ом
- Rsense — 3 Ом
- C1 — 1 мкФ
- C2, C4 — 10 нФ
- C3, C5 — 10 мкФ
- T1 — BD244C
- D1 — 1N4007
- D2 — светодиод
- U1 — MAX712
Как оказалось, светодиод, подключенный между FASTCHG и V + резистором 470 Ом, почти не светится. В конечном итоге подключили резистор 560 Ом не к V + (где меньше 5 В), а только к + питанию.
Когда батарея заряжалась в первый раз, процесс быстрой зарядки длился всего 2 часа 8 минут, а фактический зарядный ток составлял 75 мА. Поэтому батарея емкостью 250 мА/ч не может быть полностью заряжена. Отсюда следует, что либо батарея была частично заряжена, либо зарядное устройство обнаружило состояние заряда на ранней стадии — последнее было настолько сильно, что источник питания, который использовался, давал 11,7 вольт вместо требуемых 12 вольт.
В принципе, напряжение внутренних элементов после зарядки может составлять даже более 1,5 вольт, что еще больше повышает требования по отношению к мощности. Часть поверхности платы печатной служит теплоотводом для транзистора.
Во время работы элементы не нагревались настолько, чтобы их можно было воспринимать горячими. Вероятно, это связано с относительно низким зарядным током и относительно низким напряжением питания. Естественно при желании это зарядное устройство также может питаться от прикуривателя автомобиля.
Источник
ЗАРЯДКА АККУМУЛЯТОРНОЙ КРОНЫ 9В
Рассмотрим устройство для зарядки маломощных аккумуляторных батарей на 9 вольт, типа 15F8K. Схема позволяет заряжать батарею постоянным током около 12 мА, а по окончании — автоматически отключается.
В ЗУ есть защита от короткого замыкания в нагрузке. Устройство представляет собой простейший источник тока, включает дополнительно индикатор опорного напряжения на светодиоде и автоматическую схему отключения тока по окончании зарядки, которая выполнена на стабилитроне VD1, компараторе напряжения на ОУ и ключе на транзисторе VT1.
Принципиальная электрическая схема.
Уровень зарядного тока устанавливается резистором R7 по формуле, которую вы можете посмотреть в оригинале статьи на картинке (клик, для увеличения размера).
Принцип работы зарядного устройства
Напряжение на неинвертирующем входе микросхемы больше напряжения на инвертирующем. Выходное напряжение операционного усилителя близко к напряжению питания, транзистор VT1 открыт и через свётодиод течет ток около 10 мА. При зарядке батареи напряжение на ней растет, а значит растет и напряжение на инвертирующем входе. Как только оно превысит напряжение на неинвертирующем входе, компаратор переключится в другое состояние, закроются все транзисторы, погаснет светодиод и прекратится зарядка аккумулятора. Предельное напряжение, при котором прекращается зарядка батареи, устанавливается резистором R2. Во избежание неустойчивой работы компаратора в зоне нечувствительности можно установить резистор, показанный штриховой линией, сопротивлением 100 кОм.
Эта схема хорошо подходит не только для обычной аккумуляторной «Кроны«, но и других типов аккумуляторов. Только нужно лишь подобрать сопротивление резистора R7 и при необходимости поставить более мощный транзистор VT3.
Готовое ЗУ можно разместить в любой подходящей по размерам пластиковой коробочке. Также прекрасно подходят корпуса от нерабочих зарядок мобильных телефонов. Например одна рабочая, переделанная на повышенное напряжение, зарядка — источник напряжения 15В, а в дрогой будут элементы схемы самого ЗУ и контакты для подключения «Кроны«. Сборка и испытание устройства: sterc
Форум по обсуждению материала ЗАРЯДКА АККУМУЛЯТОРНОЙ КРОНЫ 9В
Усилитель мощности звука на транзисторах, из радиоконструктора DJ200. Проверка работы схемы.
Подключение и испытание усилительного модуля на транзисторах КТ835 от электрофона «Россия 321 Стерео».
Схема простого устройства для демонстрации эффекта электромагнитного ускорения металлического снаряда в пушке Гаусса.
Источник
Зарядное устройство для Кроны своими руками
Вообще, схем таких зарядных устройств очень много. В данной статье представлен простой и доступный вариант, который поможет сделать с экономией средств и усилий зарядное устройство для Кроны. Предлагаемая схема на основе зарядки для мобильного телефона позволяет сделать устройство своими руками. Автор видео блогер Aka Kasyan.
Кстати, батарейку на 9 вольт называют Кроной только в России и других странах – выходцах из СССР. В мире она известна под названием стандарт 6 f 22. Своим названием Крона обязана простой батарейке того же стандарта, которая выпускалась в СССР.
Все, что нужно для сборки устройства, вы можете найти в этом китайском магазине. Обратите внимание на товары с бесплатной доставкой.
Аккумуляторная крона представляет из себя сборку из последовательно соединенных батарей, достаточно редкого стандарта 4a. В общем случае их количество 7 штук. Как правило это никель-металл-гидридный тип.
Схемы зарядки для аккумуляторной Кроны
Заряжать аккумуляторную крону рекомендуется током не более 20 – 30 миллиампер. Рекомендуется ни в коем случае не повышать ток выше 40 миллиампер. Схема зарядного устройства относительно проста и выполнена на базе китайской зарядки для мобильного телефона. Дешевое китайское зарядное устройство бывает двух основных типов. Оба, как правило, импульсные и реализованные по автогенераторным схемам. На выходе обеспечивается напряжение около 5 вольт.
Первый тип зарядного устройства
Первая разновидность самая популярная. Тут нет контроля выходного напряжения, но оно может быть изменено путем подбора стабилитрона, которые как правило, в таких схемах стоят во входной цепи. Стабилитрон чаще всего на 4,7 – 5,1 вольт. Для зарядки кроны нам необходимо иметь напряжение около 10 вольт. Поэтому стабилитрон заменяем на другой с нужным напряжением. Также советуется заменить электролитический конденсатор на выходе зарядного устройства. Заменяем на 16 – 25 вольт. Емкость от 47 до 220 микрофарад.
Второй тип зарядки
Вторая разновидность – схема для зарядки мобильных телефонов представляет из себя автогенераторную схему, но с контролем выходного напряжения посредством оптопарыи стабилитрона. В таких схемах в качестве контролирующего элемента может быть задействован либо обычный стабилитрон, либо регулируемый, наподобие tl431. В данном случае стоит самый обычный стабилитрон на 4,7 вольта.На видео показан способ переделки на базе 2 схемы.Предварительно убираем все, что имеется после трансформатора, кроме узла контроля выходного напряжения. Это оптопара, стабилитрон и два резистора. Заменяем также диодный выпрямитель. Имеющийся диод заменяем на fr107 (отличный бюджетный вариант).
Также заменяем выходной электролит с большим напряжением. Подбираем стабилитрон на 10 вольт. В итоге зарядка стала выдавать на выходе нужное для наших целей напряжение.
После переделки зарядного устройства собираем узел стабилизации тока на базе микросхемы lm317.
В принципе, для таких ничтожных токов можно обойтись и без микросхемы. Взамен поставить один гасящий резистор, но предпочтительно хорошая стабилизация. Все-таки аккумуляторная крона совсем не дешевый тип батареи. Ток стабилизации будет зависеть от сопротивления резистора r1, программу расчета для этой микросхемы можно найти в интернете.
Работает эта схема очень просто. Светодиод будет гореть, когда на выходе будет включена нагрузка. В данном случае Крона, поскольку имеется падение напряжения на резисторе r2. По мере заряда батареи ток в цепи будет падать и в один момент падение напряжения на каждом резисторе будет недостаточным. Светодиод о просто потухнет. Это будет в конце процесса заряда, когда напряжение на Кроне равно напряжение на выходе зарядного устройства. Следовательно, дальнейший процесс заряда станет невозможным. Иными словами почти автоматический принцип.
За Крону можно не волноваться, поскольку ток в конце процесса заряда является практически до нуля. Микросхема lm317t устанавливать на радиатор нет смысла из-за мизерного тока заряда. Она вообще не будет нагреваться.
В конце остается прицепить на выход зарядного устройства коннектор для Кроны, которые можно сделать из второй нерабочей кроны. И, конечно же, подумать о корпусе для устройства.
Зарядка для Кроны из dc-dc преобразователя
Если взять небольшую плату dc-dc преобразователя, то без проблем можно сделать юсб зарядку для кроны. Модуль преобразователя повысит напряжение юсб порта до нужных 10-11 вольт. А дальше уже по цепи стабилизатор тока на lm317 и, все.
Источник
Зарядное устройство схема для аккумулятора кроны
Большинство радиолюбителей пользуется цифровыми мультиметрами, элементом питания которых являются аккумуляторы или батарейки типа Крона.
При этом, учитывая закон подлости, разряжаются они всегда в самый неподходящий момент, когда от точности измерений зависит работоспособность всего проекта.
Посетив магазин, я решил для себя, что использование аккумулятора Крона более экономично, нежели постоянно покупать и держать в запасе батарейку. Но это только при условии правильной эксплуатации аккумулятора.
Поэтому требовалось простое зарядное устройство. Его можно приобрести во многих магазинах. НО! Как и многие из Вас, я не ищу легких путей. Да и гораздо интереснее и полезнее придумать схему, собрать ее, настроив на качественную работу.
Вот такое зарядное у меня получилось.
Это устройство позволяет заряжать аккумуляторы типа Крона – 2 шт. отдельными каналами с оптимальным зарядным током (1/10 от емкости) и имеет светодиодную индикацию.
Индикация состоит из двух светодиодов. 1-ый обозначает, что аккумулятор разряжен более чем на 50%. 2-ой – свидетельствует о том, что батарея заряжена и ее можно извлекать из устройства.
Кроме того, зарядка разряженного аккумулятора происходит в два этапа: зарядка постоянным током и зарядка постоянным напряжением.
Разберем работу схемы. Схема питается постоянным (выпрямленным) напряжением от 12 до 30 в. Но повышенное напряжение питания вызовет более высокую разность напряжений на LM317, что приведет к ее нагреву и потребности устанавливать радиатор. Поэтому, рекомендую питать схему 12-15 в.
Включение LM317 в режиме стабилизации напряжения позволяет получить постоянное (неизменное) напряжение на выходе микросхемы при изменении напряжения питания.
После LM317 выполнен стабилизатор тока на двух транзисторах. Когда подключаем клеммы к разряженному аккумулятору падение напряжения на резисторе 27 ом значительно превышает порог открытия второго транзистора, что приводит к включению светодиода и частичному закрытию первого транзистора и, тем самым, ограничению тока заряда.
В процессе заряда аккумулятора падение напряжения на резисторе 27 ом в определенный момент закрывает второй транзистор, что приводит к почти полному открытию первого транзистора, а это значит, что почти все входное напряжение поступает эмиттер транзистора, то есть на выход.
Таким образом, обеспечивается безопасный ток заряда для аккумуляторной Кроны.
Операционный усилитель ОР(LM358) выполняет роль компаратора, который отслеживает напряжение на клеммах аккумулятора и сравнивает его с установленным переменным резистором. Как только напряжение превысит установленное, загорится второй светодиод, сигнализирующий о том, аккумулятор заряжен.
Настройку начинаем с установки выходного напряжения. Для этого подключаем вольтметр к выходным клеммам (без нагрузки) и подстроечнымрезистором (в цепи стабилизатора LM317) устанавливаем напряжение равное 9,1-9,2в.
Далее, для настройки срабатывания светодиода, сигнализирующего об окончании зарядки, подключаем вольтметр к выходным клеммам и подключаем аккумулятор Крона. Как только напряжение достигнет 9в, вращая подстроечный резистор (в цепи LM358) добиваемся включения светодиода. Эта операция требует довольно таки много терпения и точности, поэтому я рекомендую использовать многооборотные резисторы.
После настройки, данные резисторы замазываются лаком или воском для исключения возможности сбить ранее осуществленную настройку.
Разводка платы выполнена с учетом имеющихся в наличии деталей.
Изготовление платы осуществлялось методом ЛУТ и травления в хлорном железе.
Предложенное зарядное устройство не содержит дефицитных деталей и очень легко в повторении.
Работа устройства проверена на аккумуляторах нескольких производителей.
Источник