Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками трансформатор от телевизора

Автомобильное зарядное устройство своими руками

В старых черно-белых ламповых телевизорах (больших), использовался силовой трансформатор ТС-180-2. Из этого трансформатора можно сделать очень простое зарядное устройство для аккумулятора автомобиля.

Схема автомобильного зарядного устройства

У ТС-180-2 есть две вторичные обмотки, рассчитанные на напряжение 6.4 В и ток 4.7 А, если их соединить последовательно, то получим выходное напряжение 12.8 В. Этого напряжения достаточно, чтобы подзарядить аккумулятор. На трансформаторе нужно соединить толстым проводом выводы 9 и 9 штрих, а к выводам 10 и 10 штрих, тоже толстыми проводами припаять диодный мост, состоящий из четырех диодов Д242А или других рассчитанных на ток не менее 10 А.

Диоды нужно установить на большие радиаторы. Конструкцию диодного моста можно собрать на стеклотекстолитовой пластине подходящего размера. Первичные обмотки трансформатора тоже необходимо соединить последовательно, перемычку нужно поставить между выводами 1 и 1 штрих, а к выводам 2 и 2 штрих припаять шнур с вилкой для сети 220 В. Желательно в первичную и вторичную цепи установить предохранители, в первичную – 0.5 А, во вторичную 10 А.

Провода, которые вы используете при изготовлении зарядного устройства, должны быть сечением не менее 2.5 мм2. Площадь радиатора для диода, не менее 32 см2 (для каждого). В нашем случае вторичные обмотки рассчитаны на ток 4.7 А, поэтому нельзя чтобы зарядный ток продолжительное время превышал это значение. Напряжение на клеммах аккумулятора во время заряда не должно превышать 14.5 В, особенно если заряжается необслуживаемая батарея.

Читайте также:  Аккумулятор автомобильный уровень электролита как проверить

Чтобы ограничить зарядный ток можно включить последовательно с аккумулятором в разрыв минусового провода 12 вольтовою лампу мощностью от 21 до 60 Вт. Чем меньше мощность лампы, тем меньше будет зарядный ток. Для контроля тока и напряжения необходимо подключить к зарядному устройству амперметр с пределом измерения не менее 10 А, и вольтметр с пределом измерения не менее 15 В. Или можно пробрести мультиметр с пределом измерения тока не менее 10 А и периодически контролировать параметры с его помощью.

Простая схема автомобильного зарядного устройства

Зарядка автомобильного аккумулятора зарядным устройством

Внимательно подсоединяйте аккумулятор:

  • не допускается даже кратковременно перепутать при подключении аккумулятора плюс с минусом;
  • нельзя проверять работоспособность устройства кратковременным замыканием выводов («проверка на искру»);
  • зарядное устройство во время подсоединения — отсоединения аккумулятора, должно быть обесточено;
  • при изготовлении и использовании зарядного устройства будьте осторожны, соблюдайте правила пожарной и электро безопасности;
  • не оставляйте работающее устройство без присмотра.

Не пытайтесь этим зарядным устройством на прямую (без лампочки) заряжать глубоко разряженные аккумуляторы, в этом случае зарядный ток может быть очень большим и ваше устройство выйдет из строя. Когда ток уменьшиться, лампочку можно убрать и заряжать дальше, контролируя ток и напряжение.

Ток будет постепенно падать, а напряжение на клеммах аккумулятора – расти. Когда оно достигнет 14,5 вольт – зарядку нужно закончить. Иначе из электролита будет выкипать вода и пластины аккумулятора оголятся, что может привести к потере емкости и преждевременному выходу аккумулятора из строя.

Источник

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Если вы не имеете зарядного устройства, а в вашем автомобиле разрядился аккумулятор, не расстраивайтесь, из этого положения можно выйти довольно просто.

Зарядное устройство для аккумулятора можно сделать из деталей отслужившего свой срок черно-белого телевизора. Для этого понадобится телевизионный силовой трансформатор ТС-180-2 (см. на фото).

Он имеет несколько вторичных обмоток, из которых понадобятся две, имеющие напряжение 6.4 В и рассчитанные на ток 4.7 А. Их нужно соединить последовательно, получив тем самым удвоенное напряжение, равное 12.8 В. Для зарядки аккумулятора этого будет вполне достаточно.

Проводом сечением 2.5 мм² необходимо соединить выводы 9 и 9` на трансформаторе, вторичное напряжение при этом снимается с выводов 10 и 10`. К этим выводам проводниками сечением 2.5 мм² присоединяется диодный мост. Последний собирается из четырех диодов Д242А, или других, с рабочим током не меньше 10 А.

Диоды необходимо закрепить на больших радиаторах. Для сборки диодного моста подойдет пластина из стеклотекстолита необходимого размера.

Первичные обмотки трансформатора нужно соединить последовательно, для этого устанавливается перемычка на выводы 1 и 1`, а к выводам 2 и 2` следует подключить шнур со штепселем для сети 220 В. Для защиты прибора необходимо установить предохранители на 0.5 А и 10 А, в первичную и вторичную цепи соответственно.

Перед присоединением аккумулятора зарядное устройство нужно обесточить.

При зарядке недопустимо повышение напряжения на клеммах свыше 14.5 В. Чтобы контролировать напряжение и ток зарядки, к зарядному устройству нужно подключить амперметр на ток не менее 10 А, и вольтметр не менее, чем на 15 В.

Также можно использовать мультиметр с пределом измерения тока не менее 10 А.

Зарядный ток можно ограничить последовательным включением в разрыв «минусового» провода лампы мощностью 21-60 Вт и напряжением 12 В.

Запрещается проверять работоспособность «на искру», при подключении соблюдайте полярность. Работающий прибор не оставляйте без надзора. Подключайте аккумулятор при обесточенном приборе.

Источник

Самодельное зарядное для автомобильного аккумулятора

Являясь владельцем автомобиля, рано или поздно, но приходится сталкиваться с необходимостью подзарядки аккумулятора. Для этих целей применяется специальный прибор, который можно купить или собрать самому. На том, как сделать зарядное устройство для аккумулятора 12 В своими руками по пошаговым инструкциям с фото-примерами и схемами, остановимся подробнее.

Когда и почему АКБ нуждается в зарядке

Принято считать, что разряд аккумулятора может произойти по следующим причинам:

  • длительная эксплуатация, которая привела к износу пластин;
  • нарушение правил пользования;
  • длительная стоянка автомобиля в зимнее время;
  • эксплуатация машины с частыми остановками, что исключает нормальный заряд АКБ;
  • работа потребителей во время стоянки автомобиля;
  • неисправности электропроводки или электрооборудования машины.

Если АКБ разряжается, этому соответствуют характерные признаки:

  • в момент включения зажигания индикаторы на приборной панели светятся слабо либо вовсе не горят;
  • во время запуска мотора стартер издает посторонние звуки;
  • отсутствует реакция на попытки запустить мотор.

Если один из перечисленных симптомов проявляется на вашем авто, необходимо проверить надежность соединения проводов с клеммами аккумулятора, возможно, зачистить их.

В зимнее время батарею рекомендуется занести в теплое помещение либо прибегнуть к «прикуриванию» от другого автомобиля. Независимо от сложившейся ситуации, восстановить необходимый заряд батареи поможет зарядное устройство.

Суть заряда автомобильного аккумулятора

У любого зарядного устройства основной функцией является восстановление работоспособности аккумуляторной батареи. Сегодня предлагается множество зарядок, как постоянным, так и импульсным током. Важным параметром является ток заряда, который, как правило, выбирают равным 1/10 от емкости батареи. Например, если батарея имеет 60 А/ч, то ток заряда должен быть 6 А.

Нужно учитывать, что прибегать к заряду АКБ высокими токами не стоит, поскольку возникает сульфатация (покрытие пластин сульфатом свинца) и последующий выход батареи из строя. Поэтому заряжать лучше малыми токами, что продлевает срок службы детали. Во время заряда нужно контролировать ток, избегая перезаряда. Иначе электролит может закипеть, что также приведет к сульфатации пластин, либо жидкость может вовсе выкипеть.

Разновидности самодельных зарядок для АКБ

Существует множество вариаций приборов для зарядки автомобильных аккумуляторов. Схемотехника может быть как простой, так и довольно сложной с применением микросхем и более современных компонентов. Некоторые пошаговые инструкции со схемами и фото-примерами по тому, как сделать зарядное устройство для аккумулятора 12 В своими руками, рассмотрим в деталях.

Из лампового телевизора

Несложное зарядное можно выполнить из трансформатора ТС-180-2 от лампового телевизора.

Для этого понадобятся:

  • трансформатор;
  • диоды Д242А;
  • соединительные провода;
  • предохранитель на 10 А;
  • сетевая вилка со шнуром.

Изготовление начинают с последовательного соединения двух вторичных обмоток трансформатора с напряжением 6,4 В, рассчитанных на ток 4,7 А. В результате получим напряжение 12,8 В. Для этого соединяем при помощи пайки и толстых проводов выводы 9 и 9′, а к контактам 10 и 10′ припаиваем диодный мост.

В качестве основы для диодного моста можно использовать кусок стеклотекстолита подходящего размера. Первичные обмотки трансформатора также соединяют последовательно, как это показано на схеме, выполнив перемычку между выводом 1 и 1′, а к выводам 2 и 2′ подсоединив сетевой шнур. В первичную цепь рекомендуется установить предохранитель на 0,5 А, а во вторичную – на 10 А.

Для соединений следует использовать провода сечением минимум 2,5 мм². Радиатор должен иметь площадь не менее 32 см² для каждого элемента. Поскольку используемые обмотки трансформатора рассчитаны на ток 4,7 А, не нужно допускать его превышения. В противном случае возможен перегрев и выход узла из строя. В качестве ограничителя тока в разрыв минусового провода во время зарядки можно подсоединить лампу на 12 В мощность около 40 Вт. Уменьшая мощность лампы, можно снижать ток заряда и наоборот.

Чтобы была возможность контролировать ток и напряжение, к зарядному следует подключить вольтметр, рассчитанный на напряжение минимум 15 В и амперметр на ток не менее 10 А. Используя такое зарядное, не стоит подключать полностью разряженный аккумулятор без лампочки. Ее следует убирать только после того, как снизится ток.

Из БП АТХ

Если у вас завалялся рабочий блок питания от компьютера, то из него можно сделать неплохую зарядку для автомобильного АКБ. Переделка сводится к следующим шагам:

    Открываем крышку БП, откручиваем крепление платы и отпаиваем весь пучок проводов, который выходит наружу. Оставить нужно только зеленый проводник, припаяв его к контактам, где были присоединены черные провода. Это позволит сделать автоматический запуск зарядного при включении устройства в сеть. Также сразу припаиваем провода с клеммами на минус и +12 В (точки подключения желтых проводов).


Отыскиваем первый вывод микросхемы TL494.


Переворачиваем плату и находим соединение первого вывода TL494 с резисторами. Нам нужен элемент, который идет на выводы +12 В.


Постоянный резистор выпаиваем, проверяем мультиметром сопротивление, после чего подсоединяем вместо него переменный резистор, выставив аналогичное сопротивление.


Подключаем зарядное из БП от компа к сети и при помощи регулятора устанавливаем напряжение на выходе 14,4 В, контролируя его мультиметром.


Если сразу достичь нужного напряжения не удается, последовательно с переменным резистором припаиваем постоянный, подбирая опытным путем его номинал.

  • Добившись нужных показателей, измеряем общее сопротивление и впаиваем постоянный резистор.
  • Если близкий по номиналу резистор подобрать не получилось, составляем его из двух.


    Тестируем устройство сперва на лампочке, а затем на самом аккумуляторе.

    По видео можно детальнее узнать о сборке зарядки из БП от компьютера.

    Зарядное для АКБ с автовыключением

    Удобным в использовании является зарядное устройство, которое автоматически отключается по окончании зарядки.

    Схема не вызывает каких-либо сложностей, поскольку состоит из таких элементов:

    • транзистор КТ815;
    • подстроечный резистор 10 кОм;
    • постоянный резистор на 4,7 кОм (R1) и 3 кОм (R2, R3) ;
    • конденсатор 100 мкФ;
    • трансформатор с выходным напряжением 13,5-14,5 В и током 1/10 от емкости АКБ;
    • диоды для диодного моста Д242;
    • диоды КД105;
    • реле 12 В с обмоткой 400 Ом (с автомобиля) ;
    • светодиоды.

    Инструкция по проектированию и созданию такого зарядного сводится к монтажу всех элементов согласно схеме. Для повышения надежности все детали рекомендуется собрать на печатной плате, но для тестирования подойдет и навесной монтаж. Светодиоды используются в качестве индикаторов заряда и ограничения тока. Для возможности контроля тока также потребуется амперметр. Поскольку через диоды будет проходить большой ток, их следует установить на радиатор.

    Для регулировки порога отключения используется подстроечный резистор P1, который устанавливают в нужное положение на полностью заряженном аккумуляторе. Принцип работы системы автоматического отключения сводится к тому, что разряженный аккумулятор имеет напряжение 12-13 В, которое в процессе зарядки повышается, а ток падает. При достижении напряжения 14,4 В при помощи транзистора происходит отключение реле, что приведет к разрыву цепи. Таким образом, можно контролировать заряд без присутствия возле устройства.

    Зарядка от бытовой сети

    Максимально простую схему зарядного устройства можно собрать из обычной лампы и диода по приведенной схеме. При помощи лампочки подбирают ток заряда, увеличивая или уменьшая ее мощность. В качестве диода следует использовать элемент, рассчитанный на ток около 1 А.

    С диодного моста с машины

    Простое зарядное можно собрать из трансформатора и диодного моста от автомобильного генератора по приведенной схеме.

    Процесс сборки состоит из таких шагов:

      С трансформатора сматываем все вторичные обмотки: они всегда имеют более толстый провод и наматываются поверх первичной.

  • Наматываем в качестве вторичной обмотки несколько витков провода и проверяем напряжение мультиметром. В зависимости от трансформатора соотношение между напряжением и витками может отличаться. Для трансформатора как на фото соотношение равно 1:3, т. е. 3 витка на 1 вольт.
  • Витки подбираем опытным путем, чтобы на выходе диодного моста получилось 14,2 В.

  • Подключаем диодный мост ко вторичной обмотке, прозванивая диоды мультиметром, чтобы определить, куда подавать и откуда брать напряжение.
  • Выполнив все соединения, можно приступать к тестированию прибора.

    Пуско-зарядное

    Зарядное устройство – прибор, который должен быть у каждого автовладельца. Однако это приспособление не позволит быстро запустить двигатель при разрядке АКБ.

    В этом случае на помощь придет пуско-зарядное. Ниже приводится схема, как собирать такое изделие.

    Тиристоры, применяемые по схеме, должны быть рассчитаны на ток минимум 80 А, например, Т15-80. Если же вместо них поставить диодный мост, то он должен выдерживать не менее 160 А. Резисторы используются мощностью от 1 Вт. Подключение прибора к батарее осуществляется при помощи зажимов-крокодилов, соблюдая полярность. Если АКБ полностью заряжен, то заряд с пуско-зарядного поступать не будет. В противном случае откроется переход тиристора и зарядный ток поступит на стартер и аккумулятор.

    Для рассматриваемого прибора потребуется довольно мощный трансформатор, сечение магнитопровода которого должно быть не менее 37 см². В этом случае первичная обмотка должна иметь 178 витков изолированного провода сечением 2 мм², а вторичная 13 витков алюминиевой шины 36 мм². В результате на выходе трансформатора должно получиться 14-16 В.

    Рассмотрев, как сделать зарядное устройство для аккумулятора 12 В своими руками, можно выбрать подходящую схему и собрать приспособление по пошаговой инструкции с фото-примерами. Имея небольшой радиолюбительский опыт, сконструировать самодельный прибор для заряда АКБ можно без особых сложностей, как из компа, так и старого трансформатора.

    Источник

  • Оцените статью