- Зарядные устройства для свинцовых аккумуляторов 296
- Автоматическое ЗУ для Герметичной Кислотно-Свинцовой АКБ
- Принцип работы схемы
- Конструкция, детали, наладка
- Автоматическое зарядное устройство для свинцово-кислотных АКБ 12 В
- Выбор зарядного устройства для автомобильного аккумулятора: характеристики и советы
- Перед выбором ЗУ
- Виды зарядных устройств для АКБ
- Описание важных технических параметров
- Режимы работы
- Напряжение, выдаваемое ЗУ
- Ток зарядки
- Виды защиты и безопасность
- Потребляемая мощность.
- Ёмкость батареи.
- Температурный диапазон.
- Производитель.
- Контрольные приборы.
- Размеры и вес.
- Правила эксплуатации.
- Какое купить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
- Сравнительная таблица характеристик
- Как правильно зарядить аккумулятор
- Советы по выбору
- Лучшие бюджетные зарядные устройства для АКБ
- Калибр ЗУИ-4
- Patriot BCI-10M
- Вымпел-30
- BestWeld InCharger 6-12V-4A BW6001
- Лучшие автоматические зарядные устройства
- КЕДР-АВТО-10
- CTEK MXS 3.8
- Aurora Sprint 6
- FUBAG MICRO 80/12
Зарядные устройства для свинцовых аккумуляторов 296
В данной категории представлено более двадцати зарядных устройств для всех видов свинцовых аккумуляторов. Выбирать их необходимо с учетом технических рекомендаций и необходимых параметров заряда, поэтому перед покупкой внимательно читайте инструкцию. Зарядные устройства для свинцовых аккумуляторов различаются показателями входного и выходного напряжения, режимом стабилизации, коэффициентом коррекции мощности, емкостью и типом батареи, напряжением изоляции входа и выхода, размерами, рабочей температурой, наличием дополнительных функций и т.д.
Посмотреть и купить товар вы можете в наших магазинах в городах: Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Барнаул, Белгород, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Гомель, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Казань, Калуга, Кемерово, Киров, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Липецк, Минск, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Орёл, Пермь, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Смоленск, Ставрополь, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Уфа, Чебоксары, Челябинск, Ярославль. Доставка заказа почтой, через систему доставки Pickpoint или через салоны «Связной» в следующие города: Тольятти, Барнаул, Ульяновск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток, Махачкала, Томск, Оренбург, Новокузнецк, Астрахань, Пенза, Чебоксары, Калининград, Улан-Удэ, Сочи, Иваново, Брянск, Сургут, Нижний Тагил, Архангельск, Чита, Курган, Владикавказ, Грозный, Мурманск, Тамбов, Петрозаводск, Кострома, Нижневартовск, Новороссийск, Йошкар-Ола и еще в более чем 1000 городов и населенных пунктов по всей России.
Товары из группы «Зарядные устройства для свинцовых аккумуляторов» вы можете купить оптом и в розницу.
Источник
Автоматическое ЗУ для Герметичной Кислотно-Свинцовой АКБ
Статья посвящена самостоятельному изготовлению полностью автоматического зарядного устройства для зарядки 12 -вольтной свинцово-кислотной необслуживаемой батареи с гелиевым электролитом. Оно может быть также использовано и для зарядки негерметичных, в том числе автомобильных аккумуляторных батарей. Причём зарядка производится по алгоритму, рекомендованному фирмами-изготовителями и состоит из трёх этапов.
На первом этапе, когда батарея частично или полностью разряжена, допустимо проводить зарядку относительно большим током, достигающим 0,1…0,2С , где С — численное значение емкости аккумулятора в ампер-часах. Однако зарядный ток должен быть ограничен сверху указанным значением или стабилизирован. По мере накопления заряда возрастает напряжение на клеммах батареи. Это напряжение должно быть под контролем. В момент достижения уровня 14,4. 14,6 В первый этап завершен.
На втором этапе необходимо поддерживать постоянным достигнутое напряжение и контролировать зарядный ток, который будет снижаться. В момент, когда батарея наберет не менее 80 % заряда и зарядный ток упадет до 0,02С , необходимо перейти к третьему, заключительному этапу: уменьшить напряжение и поддерживать его на уровне не выше 13,8 В . Зарядный ток, снижаясь достигает значения 0,002-0,001 С и стабилизируется на этом уровне. Такой ток для батареи не опасен, считают, что он компенсирует саморазрядку, а поддерживаемый уровень напряжения не допустит перезарядки. В таком режиме батарея может находиться неограниченное время без вреда для себя и всегда готова к применению. Все указанные уровни напряжения соответствуют температуре батареи 20 °С . Во время зарядки батареи по этому алгоритму к ней не должна быть подключена нагрузка.
Принцип работы схемы
Схема ЗУ показана на рисунке выше. По существу, устройство представляет собой комбинированный стабилизатор тока и напряжения. Батарею заряжает выходной ток микросхемы DA1 — стабилизатора напряжения. Для изменения выходного напряжения стабилизатора между выводом 2 DA1 и общим проводом устройства включена цепь диодов VD7-VD18 и подстроечный резистор R13 . Резисторы R11, R6 и R2 — датчики тока для первого, второго и третьего этапов зарядки соответственно. На первом этапе большой зарядный ток протекая по датчикам тока вызывает падение напряжения на них, достаточное для открывания транзисторов VT1, VT2 и VT5. Транзисторы VT3 и VT6 также открыты. Только транзистор VT4 закрыт. Все светодиоды VD1 , VD3 и VD5 включены. Транзисторы VT5 , VT6 и микросхема DA1 стабилизируют зарядный ток на уровне 0,6 B/R11 . По мере зарядки батареи напряжение на ней возрастает, а ток через транзистор VT6 уменьшается. Когда транзистор VT6 будет закрыт устройство выйдет из режима стабилизации тока. С этого момента зарядный ток начнет уменьшаться, транзистор VT5 закроется, светодиод VD5 погаснет, сигнализируя о завершении первого и начале второго этапов зарядки.
В начале второго этапа зарядки транзисторы VT1-VT3 открыты, a VT4-VT6 закрыты. Зарядка батареи осуществляется при постоянном напряжении, равном сумме напряжения стабилизации микросхемы DA1 , падения напряжения на диодной цепи VD7-VD18 и резисторе R13 . Это суммарное напряжение должно быть в пределах 14,4. 14,6 В . Ток зарядки плавно уменьшается. Когда его значение становится недостаточным для того чтобы падение напряжения на датчике тока — резисторе R6 поддерживало транзистор VT2 в открытом состоянии, этот транзистор закрывается, транзистор VT3 также закрывается, а транзистор VT4 открывается и входит в насыщение. Светодиод VD3 гаснет, сигнализируя о завершении второго этапа зарядки.
На третьем этапе зарядки открытый транзистор VT4 шунтирует диод VD7 , поэтому напряжение скачком уменьшается до суммы напряжении стабилизации микросхемы DA1 , падения напряжения на диодах VD8-VD18 и резисторе R13 , которая не должна превышать 13,8 В . Зарядный ток также скачком уменьшается и продолжает уменьшаться далее. Когда ток зарядки становится недостаточным для того, чтобы падение напряжения на датчике тока — резисторе R2 поддерживало транзистор VT1 в открытом состоянии, этот транзистор закрывается, светодиод VD1 гаснет, сигнализируя о завершении третьего этапа и процесса зарядки в целом. Батарея может и далее безопасно находиться во включенном зарядном устройстве неограниченное время.
Аккумулятор имеет отрицательный температурный коэффициент напряжения, равный — 4 мВ/°С . ТКН прямосмещенного диода также отрицательный -2 мВ/°С . Поэтому цепь из диодов автоматически обеспечивает температурную компенсацию батареи.
Диоды VD2 и VD4 ограничивают падение напряжения на датчиках R2 и R6 во время протекания большого тока. Продолжительность этапов и всего процесса зависит от уровней тока, которые определяются сопротивлениями датчиков.
Источник питания может быть любым, обеспечивающим при максимальном токе зарядки напряжение 22…25 В , которое может быть нестабилизированным.
Конструкция, детали, наладка
Печатная плата для схемы показана на рисунке выше. В устройстве диоды VD1 и VD4 — мощные кремниевые выпрямительные рассчитанные на максимальный ток за рядки. Диоды VD7-VD18 — любые кремниевые, например, можно применить Д220, Д223, КД102, КД103, КД522 . Датчики тока — резисторы R6, R11, R2 — могут быть самодельными из отрезка нихромовой проволоки диаметром 1 мм , длину которой подбирают в процессе налаживания. Диоды VD7-VD18 необходимо разместить дальше от источников тепла. Микросхема DA1 установлена на теплоотводе площадью 150 см2 (из расчета 20 см2 на ватт рассеиваемой мощности).
Для наладки ЗУ к входу подключают блок питания, а вместо аккумуляторной батареи к выходу ЗУ через амперметр подключают реостат или иную нагрузку, сопротивление которой можно плавно регулировать. Вначале нужно подобрать сопротивление датчиков тока. При плавном уменьшении сопротивления нагрузки должны последовательно загораться светодиоды VD1, VD3, VD5 . Когда включены все светодиоды ток через нагрузку должен быть стабилизирован. Сопротивление резистора R11 подбирают так, чтобы ток стабилизации был равен максимальному току зарядки ( 0,1C ). Подбору резистора R6 препятствует скачок тока, затрудняющий точное измерение тока. Поэтому нужно временно устранить этот скачок установив замыкающую перемычку между базой и эмиттером транзистора VT4 . Далее подбирают сопротивление резистора R6 так, чтобы светодиод VD3 загорался при токе нагрузки 0,02С . После этого снимают перемычку между базой и эмиттером транзистора VT4 . В последнюю очередь подбирают сопротивление резистора R2 так чтобы светодиод VD1 включался при токе нагрузки 0,004С . Если изготовляемое ЗУ предназначено для использования с АКБ емкостью 7,5 Ач и проверкой установлено соответствие сопротивлении датчиков R2, R6, R11 значениям, указанным на схеме, этот этап налаживания можно опустить.
Затем устанавливают требуемые уровни напряжения стабилизации третьего и второго этапов зарядки. К выходу ЗУ подключают вольтметр и нагрузочный резистор сопротивлением 180-200 Ом и мощностью 2 Вт (обеспечивающий ток около 0,01 С ). Должен гореть один светодиод VD1 . Напряжение на нагрузке (третьего этапа) устанавливают движком подстроечного резистора R13 в пределах 13,7…13,8 В .
Точность напряжения второго этапа не так критична, она обычно обеспечивается автоматически включением в работу диода VD7 . Надо лишь убедиться, что напряжение находится в пределах 14,4. 14,6 В , подключив к выходу ЗУ резистор сопротивлением 30-50 Ом и мощностью 10 Вт (ток — около 0,05С светятся VD1 и VD3 ) и проверив напряжение на нем.
Максимальный выходной ток микросхемы DA1 (2 А) позволяет заряжать батареи емкостью до 20 Ач . Если необходимо заряжать батареи большей емкости следует « умощнить » микросхему DA1 внешним рnр транзистором. При использовании внешнего транзистора КТ818АМ выходной ток может достигать 15 А , что позволяет заряжать батареи емкостью до 150 Ач .
Поскольку электрохимический процесс во всех свинцово кислотных аккумуляторах один и тот же, описанное устройство можно использовать и для зарядки негерметичных аккумуляторных батареи, в том числе автомобильных.
Источник
Автоматическое зарядное устройство для свинцово-кислотных АКБ 12 В
В процессе трудовой деятельности возникла необходимость в зарядке кислотно-свинцовых 12 -вольтовых аккумуляторных батарей 17 Ач . Причём, зарядка должна была проходить без всякого контроля со стороны человека, по принципу « включил и забыл ». Время зарядки не играло роли, важно было следующее: пока одни аккумуляторы работают, другие заряжаются и т.д.
В статье рассмотрим принципы и особенности зарядки свинцово-кислотных АКБ и устройство автоматического зарядного устройства. Сразу оговорюсь, что данная конструкция для АКБ малой ёмкости, а не для автомобильных аккумуляторов.
А вообще, для чего это надо? Суть в том, что в сроке службы аккумулятора правильная его зарядка играет одну из первых ролей.
Схема простая в изготовлении и наладке. Трансформатор Т1 должен быть соответствующей мощности, с напряжением на вторичной обмотке 14-18 В. Тиристор VS1 открывается положительным смещением напряжения импульсов 100 Гц полуволн цепочки R3VD6 на управляющем электроде. Этим и обеспечивается зарядный ток нашей АКБ .
Далее по мере зарядки аккумулятора, на нём будет расти напряжение, и при определённой величине это приведёт к тому что делитель напряжения на R5 и стабилитроне VD8 откроет тиристор VS2 . Открытый тиристор VS2 просадит цепь R3VD6 и закроет VS1 . Стабилитрон выбран на 6,8 В , но можно использовать и другие от 3 до 12 В .
Суть наладки состоит в проверке тока заряда в нужном токовом диапазоне при подключенном разряженном аккумуляторе, подобрав резистор R3 . И настройке отключения заряда – регулировка подстроечным резистором R6. Для этого необходимо при полностью заряженном аккумуляторе выставить сопротивление R6 для открытия тиристора VS2 , о чём будет сигнализировать зелёный светодиод VD7 . Светодиод VD5 — красный — индикация подключения ЗУ к сети.
Печатная плата на рисунке, рисунок для изготовления можно скачать по ссылке . Тиристор VS1 в корпусе ТО-220 устанавливают на теплоотвод. Резисторы С2-23 , подстроечный — 3296W , конденсатор К50-35 , диоды VD1-VD4 выбираются по току зарядки, светодиоды – любые с током 20 мА красного и зелёного свечения соответственно.
Источник
Выбор зарядного устройства для автомобильного аккумулятора: характеристики и советы
Перед выбором ЗУ
Ещё до похода в магазин или посещения интернет-магазина для выбора зарядного устройства вы должны выяснить всю информацию о своём аккумуляторе. Тип и характеристики автомобильного аккумулятора оказывают непосредственное влияние на выбор ЗУ.
Что касается типа АКБ, то их на рынке в основном три:
Есть и другие виды аккумуляторов для автомобилей, но они распространены значительно меньше. Поэтому выбирать под них зарядное устройство не имеет смысла. В подавляющем большинстве автомобилей, передвигающихся по дорогам, установлены аккумуляторные батареи типа WET. Это стандартные свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом (водный раствор серной кислоты). Для того типа АКБ подходят все виды автомобильных зарядных устройств.
А вот для батарей AGM и GEL подходят далеко не все ЗУ. Эти аккумуляторы вместо жидкого электролита имеют серную кислоту в связанном виде: в виде пропитки стекловолокна (AGM) или геля (GEL). Эти аккумуляторы чувствительны к перезаряду и скачкам напряжения. Поэтому для их зарядки следует приобретать либо специальные ЗУ, либо универсальные модели, которые имеют отдельный режим для работы с подобными АКБ. Подробнее об этом читайте в статье «Зарядное устройство для гелевых аккумуляторов».
Второе, на что нужно обратить внимание, это номинальное напряжение аккумулятора. Практически на всех легковых автомобилях стоят АКБ с напряжением 12 вольт. Некоторые модели аккумуляторов для грузовых автомобилей и спецтехники имеют номинал 24 вольта.
Также выясните номинальную ёмкость вашей батареи. Это значение также будет использоваться при выборе зарядного устройства. Теперь у вас на руках есть тип, напряжение и ёмкость АКБ. Переходим к выбору зарядного устройства для аккумулятора.
Виды зарядных устройств для АКБ
Существует множество классификаций данных приборов. По виду заряда ЗУ делятся на две категории:
- Трансформаторные – принцип работы основан на использовании трансформатора. Характеризуются большим весом и огромными размерами. Но считаются надежными и безотказными.
- Импульсные – в основе работы лежит подача малых импульсов тока. Отличаются от предшественников скромными габаритами и низкой ценой.
Применительно к функциональному назначению зарядки классифицируются на группы:
- Обычные зарядники – восполняют заряд АКБ;
- Пуско-зарядные системы – выполняют три задачи. А именно зарядка, восстановление аккумулятора и запуск мотора в случае полной разрядки батареи.
Относительно технологии заряда выделяют такие типы ЗУ:
- Устройства с подачей неизменной величины тока – отличаются высокой скоростью зарядки, но могут спровоцировать ускоренное старение ввиду отсутствия понижения тока (на конечном этапе зарядки батарея нагревается под действием большого значения тока).
- Приборы с постоянным напряжением – устройство само поддерживает необходимое значение напряжения, позволяя электролиту не перегреваться. В конце процесса напряжение уменьшается, что сказывается на невозможности получить максимальную емкость.
- Комбинированный – объединяет принцип работы устройства с неизменным током и прибора с постоянным напряжением. В первую стадию происходит подача заряда при неизменном токе, а в конце стабилизируется напряжение. Благодаря описанному действию повышается эффективность зарядки.
На основе технологии заряда приборы оснащаются ручным или автоматическим режимом управления. А также возможна программированная зарядка.
Описание важных технических параметров
В процессе подбора ЗУ следует подробнее проанализировать такие характеристики:
- Сила тока – определяется исходя из емкости используемого аккумулятора. Важность параметра обоснована обеспечением полного восстановления разряженного аккумулятора.
- Выходное напряжение – показатель, свидетельствующий о соответствии применяемого ЗУ значению напряжения в электрической сети автомобиля и АКБ.
- Наличие регулировочных переключателей тока и напряжения – существуют автоматические устройства и ЗУ, осуществляющие зарядку в несколько этапов с возможностью изменения основных характеристик. Автоматические приборы не требуют особых навыков при использовании. При выборе ручного устройства пользователь имеет возможность самостоятельно устанавливать напряжение и ток.
- Условия работы – прибор должен выдерживать различные климатические условия. Ведь приходится в некоторых случаях заряжать батарею в неотапливаемом помещении.
Учет данных параметров позволит подобрать устройство бывалому автовладельцу или новичку.
Режимы работы
Зарядные устройства могут работать автоматически или управляться вручную. При покупке автоматического прибора пользователю остается лишь подключить провода и дождаться окончания процесса. Принцип работы многих «автоматов» предполагает подачу стабильного тока, который сменяется на маленький ток при фиксированном значении напряжения.
Приборы с ручным управлением предполагают выставление собственноручно главных параметров. А некоторые устройства имеют функцию программирования, которая должна выполнять зарядку исходя из установленного алгоритма.
На рынке представлены автоматические модели, позволяющие устанавливать программируемый режим. Но купить их можно по высокой цене.
Кроме основного режима, известен режим десульфатации, характеризующийся цикличностью заряда-разряда для удаления сульфатных отложений. Эти отложения выделяются вследствие глубоких разрядов или высокой температуры воздуха. Соли начинают запечатывать пластины аккумулятора, в результате чего снижается емкость. При включении режима десульфатации происходит цикл:
- подача заряда током 0,1 А в течение 5 секунд;
- разряд током 0,01 А в течение 10 секунд.
Цикл повторяется до стабилизации напряжения 14,6 В. Затем аккумулятор заряжается обычным способом.
А также есть режим проверки работоспособности и контроля емкости. Новейшие ЗУ рассчитаны на определение работоспособности необслуживаемых батарей. При включении функции происходит анализ всех «банок». После чего система показывает замкнутый элемент.
Контроль емкости обеспечивает вычисление величины тока, который забрал аккумулятор за определенный промежуток времени.
Напряжение, выдаваемое ЗУ
Напряжение, которое выдаёт зарядное устройство, должно соответствовать номинальному напряжению АКБ, которое Вы должны были выяснить перед выбором. Практически все современные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов выдают напряжение 12 вольт. Вторые по популярности ЗУ с возможностью зарядки АКБ номиналом 24 вольта.
Реже встречаются зарядные устройства, которые выдают напряжение 6 вольт. Этот режим пригодится при зарядке соответствующих батарей для мотоциклов, скутеров и т. п. В идеале ЗУ должно иметь возможность ручной установки напряжения, но такие модели встречаются редко.
Ток зарядки
Для того, чтобы правильно подобрать зарядное устройство по этому параметру, в начале статьи мы узнали номинальную ёмкость АКБ. Ток зарядки не должен быть выше 10 процентов от ёмкости батареи. То есть, распространённые аккумуляторы 55 А-ч для легковых автомобилей нужно заряжать током не более 5,5 ампер. Исключение режим Boost, о котором говорилось выше. Но и с ним нужно знать меру. Ток в при ускоренной зарядке не должен превышать 30 процентов от стандартного значения. Для той же батареи 55 А-ч это максимальное значение силы тока в режиме Boost не должно быть выше 5,5 + 5,5*0,3 = 7,15 ампер.
Помните, что заряжать высоким током следует только в нестандартных ситуациях, когда требуется срочная ускоренная зарядка. Постоянно этот режим использовать нельзя, поскольку это снижает срок службы АКБ.
При этом лучше выбрать пуско-зарядное устройство для автомобильного аккумулятора с запасом по выдаваемому току, что оно каждый раз не работало на пределе своих возможностей.
В идеале зарядное устройство должно иметь возможность ручной регулировки тока. При прочих равных советуем выбирать именно такие ЗУ. Тогда при необходимости можно будет провести зарядку АКБ на малом токе. Ведь большинство ЗУ в автоматическом режиме сами подбирают ток. Но для более полной и качественной зарядки лучше вести её малым током при постоянном напряжении. Это будет дольше, но значительно лучше. Если аккумулятор заряжать в таком режиме, то его пластины значительно меньше будут подвержены сульфатации. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ЗУ с регулировкой тока заряда – это правильный выбор.
Виды защиты и безопасность
При покупке зарядного устройства поинтересуйтесь у продавца, какие виды защиты имеет та или иная модель. Все современные ЗУ должны иметь защиту от перегрева, а также он неправильного подсоединения клемм устройства к выводам АКБ.
Потребляемая мощность.
При выборе зарядного устройства обратите внимание на его мощность — процесс зарядки маломощным прибором требует много времени и работы устройства на пределе. Запас мощности должен составлять не менее 15 %.
Чтобы рассчитать время, необходимое на зарядку АКБ, разделите ёмкость последнего на силу зарядного тока, после чего к полученным значениям добавьте ещё 10 % — умножьте на 1,1. Например, для зарядки батареи ёмкостью 50 Ач зарядным устройством с силой тока 10 А понадобится 50/10*1,1 = 5,5 часов. А чтобы зарядить этим же устройством аккумулятор ёмкостью 90 Ач, потребуется почти 10 часов.
Ёмкость батареи.
Это не физические размеры, а величина, измеряемая в единицах Ампер в час, которая определяет величину тока, отдаваемую аккумулятору за определенное время:
- Ёмкость заряжаемого АКБ — один из параметров, по которому определяется совместимость зарядного устройства и аккумулятора. Современные приборы рассчитаны на широкий диапазон ёмкостей батареи, что существенно упрощает выбор подходящего агрегата (45-120 Ач, 33-180 Ач). Аккумулятор и ЗУ должны совпадать по этому показателю. При слишком больших несоответствиях это становится причиной преждевременного износа обоих устройств.
- Ёмкость встроенного АКБ. Чем она больше, тем дольше зарядное устройство проработает и больше функций реализует. С увеличением ёмкости встроенной батареи возрастает стоимость и вес устройства. Встроенный АКБ позволяет выдать пусковой ток при отсутствии стационарной электросети, а также питает дополнительные устройства.
Подбирают ёмкость аккумулятора следующим образом:
- при объёме двигателя в 1-1,6 л подходит аккумулятор ёмкостью 55 Ач;
- 1,3-1,9 л — 60 Ач;
- 1,4-2,3 л — 66 Ач;
- 1,6-2,3 л — 77 Ач;
- 1,9-4,5 л — 90 Ач;
- 3,8-10,9 л — 140 Ач;
- 7,2-12 л — 190 Ач;
- 7,5 — 17 л — 200 Ач.
Температурный диапазон.
Большинство современных аккумуляторов работают в широком температурном диапазоне. Но учитывайте, что при очень низких и очень высоких температурах может изменяться химическая структура аккумулятора, что становится причиной больших проблем.
Зарядка аккумуляторов при высоких и низких температурах:
Тип батареи | Температура заряда | Температура разряда |
Свинцово-кислотные | от -20 до +50 | от -20 до +50 |
NiCd, NiMH | от 0 до +45 | от -20 до +65 |
Литий-ионные | от 0 до +45 | от -20 до +60 |
Чтобы избежать проблем, рекомендуется перед зарядкой поместить аккумулятор в приемлемые для него температурные условия. Оптимальной температурой для зарядки считается диапазон от +10 до +30 градусов, но можно заряжать и при других температурах:
- Свинцово-кислотный аккумулятор заряжают при температуре от -20 до +50, но если зарядка происходит при отрицательных температурах, ток понижают до 0,3 А и ниже.
- Если аккумулятор никель-кадмиевый или никель-металлогидридный, заряжают его при температуре от 0 до +45 градусов. При зарядках в пределах от 0 до +5 градусов ток понижают до 0,3 А, иначе серьёзно снижается КПД устройства.
- Если аккумулятор литий-ионный, заряжайте его при температуре от 0 до +45 градусов. При отрицательных температурах заряжать аккумулятор запрещено, чтобы не повредить его.
Производитель.
Современный рынок предлагает как отечественные разработки, так и продукцию мировых лидеров. Среди наиболее популярных производителей у российских водителей отмечают следующих:
- Компания Aiken выпускает широкую гамму электрических приборов, в том числе и устройства для зарядки автомобильных аккумуляторов.
- Известный итальянский производитель сварочных аппаратов и зарядных устройств Telwin предлагает продукцию высокого качества. У них имеются простые устройства ценой 2 500-2 700 рублей, но для профессионального использования приобретайте модели за 11-13,5 тысяч рублей.
- Российская компания Калибр производит несколько устройств для зарядки аккумуляторов. Любителям подходит вариант ЗУ-100 (стоимость — 1 700-1 800 рублей), а модификация ПЗУ-2,0/12,0С заинтересует работников автосервисов. Цена составляет 6,5-6,6 тысяч рублей.
- Латвийские зарядные устройства Ресанта комплектуются аккумулятором, благодаря чему можно запускать двигатель вдали от источника электричества. Цена моделей серии ПУ от 2 300 рублей. Некоторые вариации стоят дороже, что обусловлено наличием фонарика, компрессора и USB-разъёма.
- Недорогие зарядники предлагает фирма Сорокин. Модель 12,92 имеет небольшую силу тока и цену в 970-1 000 рублей.
Контрольные приборы.
Профессионалы предпочитают устройства с вольтметром и амперметром, так как они более информативны. При виде значений становится понятно, на какой стадии сейчас находится зарядка. Например, если значения тока упали ниже 1 А, то процесс зарядки окончен.
Особую ценность представляет индикатор ампер-часов — если следить за фактической ёмкостью, можно вовремя закончить десульфатацию и подзарядку.
Нельзя также недооценивать присутствие дополнительных индикаторов:
- «зарядка невозможна» помогает определить, всё ли в порядке с самим устройством, так как рынок наводнён некачественными приборами;
- «переплюсовка» — не все обращают внимание на перепутанные в спешке зажимы, а данный индикатор помогает понять, в чем причина отказа в обслуживании.
В зарядных устройствах бывают также следующие полезные функции:
- тест на способность удерживать заряд;
- работа в качестве блока питания;
- предупреждения искрения;
- защита от короткого замыкания.
Размеры и вес.
Зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов обладают в основном средними размерами, которые отличаются в зависимости от типа прибора. Например, трансформаторные зарядники обладают большими габаритами и весом (один такой прибор весит до нескольких килограмм), что делает их громоздкими и неудобными. А вот импульсные, наоборот, весят всего по полкилограмма, за счёт чего их очень удобно перевозить.
Правила эксплуатации.
Любое зарядное устройство требует хотя бы минимального ухода и соблюдения элементарных правил эксплуатации. Если подход к прибору правильный, работать долго будут даже сделанные в Китае.
Основные рекомендации по использованию зарядного устройства следующие:
- перед включением осмотрите все вентиляционные отверстия, так как они предотвращают перегрев зарядного устройства;
- проверьте, чтобы параметры тока в сети гаража соответствовали техническим характеристикам ЗУ;
- очистите выводы батареи и клеммы прибора;
- при подключение зарядника к батарее соблюдайте полярность: плюсовой провод соединяйте с выводом «+» аккумулятора, а минусовую клемму прикрепите к выводу «-«;
- не отсоединяйте клеммы зарядного устройства от выводов батареи в процессе зарядки;
- не запускайте мотор машины во время зарядки;
- после полной зарядки сначала отключите зарядное устройство, а уже потом отсоединяйте провода;
- храните прибор в месте, недоступном для пыли, грязи и влаги.
Какое купить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
Одной из основных технических характеристик, влияющих на выбор ЗУ, является сила зарядного тока. Ее должно быть достаточно для полного восстановления запаса энергии аккумулятора. Чтобы определить необходимое значение, следует воспользоваться правилом:
Максимальная сила тока должна быть равна 10% емкости АКБ. Например, для зарядки аккумулятора емкостью 95 А·ч потребуется сила тока 9,5 А.
Другой важной характеристикой является выходное напряжение. Оно должно соответствовать аналогичному значению у самого аккумулятора и автомобильной сети. То есть требуемое выходное напряжение для использования с АКБ легкового автомобиля — 12 В, грузового — 24 вольт.
Следует учитывать диапазон рабочих температур устройства. Он особенно важен для водителей, эксплуатирующих автомобиль в условиях неблагоприятного климата. Необходимо, чтобы минимальная температура стабильной работы зарядного устройства соответствовала погодной специфике региона.
Неопытным водителям рекомендуется использовать ЗУ с функцией автоматического выключения. Это существенно упростит использование прибора и снизит необходимость его частого обслуживания.
Сравнительная таблица характеристик
Все познается в сравнении, поэтому предлагаем вам взглянуть на сравнительную таблицу характеристик вышеописанных устройств.
Модель | Напряжение АКБ, В | Миним./макс. сила тока, А | Вес, кг | Габариты, мм |
Bosch C7 | 12/24 | 1.5/7 | уточняется | уточняется |
Вымпел 37 | 12 | 0.8/20 | 1 | 155х85х200 |
PATRIOT BCI-10A | 6/12 | 2/10 | 1.5 | 200х190х250 |
Aurora Sprint-6 | 6/12 | 3/6 | 1.1 | уточняется |
КЕДР-АВТО-10 | 12 | 0.5/10 | 0.6 | 185Х130Х90 |
CTEK MXS 3.8 | 12 | 0.8/3.8 | 0.6 | уточняется |
FUBAG MICRO 80/12 | 6/12 | 1/4 | 0.58 | 142х56х232 |
Как правильно зарядить аккумулятор
Прежде, чем подключить аккумулятор к заряднику, нужно провести следующие подготовительные действия:
- Необходимо отключить батарею от электроцепи автомобиля и желательно вытащить ее из машины совсем.
- Тщательно очистить клеммы аккумулятора от окисления и загрязнений.
- Корпус АКБ протереть тканью, удалив потеки электролита и кислоты.
- Открутить пробки на крышке батареи.
- В обслуживаемых аккумуляторах нужно обязательно проверить уровень электролита и при необходимости долить дистиллированную воду.
- Подсоединить батарею, соблюдая полярность, к зарядному устройству, а само устройство – включить в сеть.
Есть два основных способа зарядки АКБ: метод постоянного тока и метод постоянного напряжения. Расскажем о каждом способе подробно.
Порядок действий при зарядке методом постоянного тока:
- Устанавливаем на зарядном устройстве ток, рассчитанный как 0,1 от емкости АКБ. Дожидаемся, пока вольтаж на клеммах батареи будет равен 14,4.
- Уменьшаем зарядный ток в два раза и ждем повышение напряжения до 15 В.
- Вновь снижаем ток заряда вдвое и продолжаем заряжать аккумулятор.
- Постоянно следим за напряжением и, если его значение не меняется в течение 4 часов, завершаем зарядку АКБ.
Зарядить аккумулятор методом постоянного напряжения не составит труда даже новичку. Все, что вам потребуется, — это установить напряжение 14,5 В и ждать. АКБ будет заряжаться довольно долго, примерно сутки, зато контролировать процесс не требуется. После того, как батарея зарядится, проверьте, работает ли она.
Советы по выбору
Опытные автовладельцы рекомендуют иметь зарядное устройство каждому автолюбителю, ведь профилактическая зарядка аккумулятора продлевает его срок службы. В этом разделе статьи мы собрали основные критерии, по которым следует выбирать прибор:
- 12 или 24 Вольта. Зачастую, если у вас легковая машина, хватит и 12-вольтовой системы.
- Автомат – не автомат. Лучше приобрести вручную настраиваемый прибор, если вы в этом разбираетесь. Если же у вас небольшой стаж эксплуатации и обслуживания автомобиля — остановитесь на устройствах автоматического типа с комбинированным зарядом.
- Приобретайте зарядник с запасом силы тока. Для легковых машин с батареей в 60..90А*ч вполне будет достаточно зарядки в 10 Ампер.
- Возможность заряда AGM, GEL и кальциевых батарей.
- Наличие нескольких режимов, в особенности режима десульфатации.
Лучшие бюджетные зарядные устройства для АКБ
Подобные модели стоят не дороже 2500 рублей и отличаются малыми габаритами. Они неустойчивы к тяжелым условиям эксплуатации, однако могут успешно функционировать совместно с аккумуляторами различного типа.
Калибр ЗУИ-4
Управление устройством осуществляется с помощью одной кнопки. Цифровой дисплей отображает все необходимые сведения о зарядке, а светодиодные индикаторы своевременно предупреждают пользователя о перегреве модели, неправильной полярности или сбоях в работе сети.
Допустимая емкость составляет 120 А·ч, потребляемая мощность зарядки — до 60 Вт. К возможностям автоматического режима следует отнести определение типа аккумулятора и остаточного напряжения, а также восстановление глубоко разряженных батарей. Прибор защищен от перебоев в сети и может функционировать при температуре до -5 °C.
- простое управление;
- автоматическая работа;
- наличие «зимнего» режима;
- универсальность;
- высокая степень защиты.
- отсутствие режима быстрой зарядки.
Калибр ЗУИ-4 используется совместно с гелевыми либо свинцово-кислотными аккумуляторами. Надежный выбор для владельцев автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями.
Patriot BCI-10M
Модель оснащена транспортировочной рукоятью для удобства переноски и подключения. Устройство соединяется с аккумулятором с помощью зажимов-крокодилов, что исключает потери тока и нагревание в местах контакта. Визуальный контроль значения тока обеспечивает встроенный амперметр.
Потребляемая мощность зарядки — до 400 Вт, максимальная емкость аккумулятора 150 А·ч. Наличие регулятора ограничения тока и устойчивость к отклонению напряжения до 15% гарантирует стабильную и безопасную работу прибора.
- простота эксплуатации;
- надежность;
- электронное управление;
- стабильная работа;
- компактные размеры и удобная переноска.
Patriot BCI-10M удобен при хранении и перевозке. Безопасный и долговечный прибор оценят владельцы автомобилей с аккумуляторами повышенной емкости.
Вымпел-30
Модель оснащена вентилятором, автоматически включающимся при превышении допустимой температуры, что предохраняет устройство от перегрева. Прочный корпус гарантирует защиту внутренних элементов от механического воздействия, а режим Boost обеспечивает быструю зарядку в любых условиях.
Максимальная емкость подключаемого аккумулятора составляет 200 А·ч, допустимый ток — 18 А. Прибор может использоваться в качестве блока питания для облегчения запуска двигателя и способен восполнить запас энергии даже полностью разряженной батареи.
- надежность;
- встроенный амперметр;
- защита от перегрева;
- плавная регулировка выходного тока.
Вымпел-30 рекомендован для зарядки щелочных аккумуляторов. Экономичное и компактное решение для эксплуатации в любую погоду.
BestWeld InCharger 6-12V-4A BW6001
Главными особенностями модели являются безопасность использования и долгий срок службы. Устройство обладает несколькими уровнями защиты: от подключения к неисправной батарее, переполюсовки, перегрева, короткого замыкания, неправильного выбора режима заряда и др.
Максимальная емкость заряжаемого аккумулятора 90 А·ч, допустимое напряжение заряда — 14,8 В. Широкий дисплей отображает один из четырех режимов работы и восполненный объем энергии. Прибор может эксплуатироваться при температуре от -20 до +40 °C.
- стабильная работа;
- долговечность;
- термоустойчивость;
- высокий класс защиты;
- ЖК-экран.
BestWeld InCharger стоит приобрести владельцам автомобилей, оснащенных свинцовыми АКБ. Оптимальный вариант для использования в условиях неблагоприятного климата.
Лучшие автоматические зарядные устройства
Из всех попавших в рейтинг лучших зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов это – не только самое дешевое, но и самое аскетичное: у него нет не только ни одного переключателя или регулятора, но и даже индикатора зарядного тока. В распоряжении владельца только два индикатора на передней панели, сообщающие ему о подключении ходе процесса зарядки: один меняет цвет в зависимости от набранного аккумулятором заряда, второй горит все время до тех пор, пока устройство не отключится. Орион PW-150
Отсутствие регулировок делает PW-150 достаточно узкоспециализированным прибором: он рассчитан только на самые распространенные свинцово-кислотные аккумуляторы емкостью 45-70 А*ч, простая схема автоматики не лучшим образом соответствует зарядным характеристикам других батарей. Не получится зарядить этим устройством и глубоко разряженный аккумулятор: в начале набора заряда они практически не принимают ток, что для простой автоматики становится сигналом к отключению.
С другой стороны, пользование прибором максимально просто, по принципу «подключил и забыл». Есть в нем и защита от переполюсовки и короткого замыкания – попробовав завести машину, не отключая зарядное устройство, вы его не сожжете.
- Цена.
- Предельная простота использования.
- Примитивный режим работы.
КЕДР-АВТО-10
Недорогой прибор имеет два режима:
- Автоматический, в котором зарядка начинается с тока в 5 А, который по мере заряда плавно уменьшается.
- Предпусковой – зарядка начинается с тока в 10 А, чтобы быстро подзарядить аккумулятор, если нужно завести автомобиль как можно быстрее. Через некоторое время предпусковой режим отключается, и дальнейшая зарядка идет безопасным током в 5 А.
- Циклический режим – простейший режим десульфатации, когда кратковременные импульсы тока до 5А чередуются с паузами. Встроенной нагрузки в приборе нет, инструкция рекомендует подключать к аккумулятору внешнюю (например, лампу).
Ход заряда можно контролировать по встроенному амперметру. Само зарядное устройство достаточно компактен и не занимает много места в гараже или дома.
- Доступная цена.
- Возможность быстро подзарядить аккумулятор.
- Простой, но достаточно эффективный режим десульфатации.
- Максимальный ток нельзя отрегулировать.
CTEK MXS 3.8
8 050 (максимальный ток заряда 3.8 А, емкость заряжаемого аккумулятора 1.2 – 80 Ач)
Гость рейтинга из Швеции готов поспорить с Fubag Micro в борьбе за звание самого компактного зарядного устройства, но его компактность тоже потребовала жертв – максимальный зарядный ток здесь ограничен на уровне 3,8 А. Зато CTEK может похвастать пылевлагозащищенным корпусом и возможностью работы в широком диапазоне температур, причем на жаре срабатывает автоматическая схема ограничения мощности для защиты от перегрева.
Автоматика работает в семиэтапном цикле (как, например, это делает «Аврора»). Пользователю остается выбрать один из трех режимов – зарядка мотоциклетных аккумуляторов малой емкости, автомобильных АКБ и «зимний режим» с повышенным напряжением. Возможность работы с 6-вольтовыми аккумуляторами не предусмотрена.
Десульфатация – автоматическая, зарядка способна начать работать при остаточном напряжении на клеммах АКБ от 2 В.
Любопытно устроен зарядный кабель – он заканчивается фирменным разъемом Comfort Connect, к которому из комплекта поставки подключаются провода либо с «крокодилами», либо с винтовыми клеммами. Заметим, что это зарядное устройство может использоваться не только автомобилистами, но и как прибор для зарядки и поддержания рабочего состояния аккумуляторов резервного питания с емкостью до 130 ампер-часов – ток утечки здесь уменьшен в сравнении с обычными зарядками, которые не оставляют подключенными к АКБ надолго.
Однако по совокупности прибор определенно проигрывает Fubag Micro: тот и с 6-вольтовыми батареями работает, и стоит гораздо дешевле.
- Пылевлагозащита
- Хорошо продуманный режим десульфатации
- Медленная зарядка автомобильных АКБ
- Высокая цена
Модели в линейке:
- CTEK MXS 3.8– максимальный ток заряда 3.8 А, емкость заряжаемого аккумулятора 1.2 – 80 Ач
- CTEK MXS 5.0– максимальный ток заряда 5 А, емкость заряжаемого аккумулятора 1.2 – 160 Ач
Aurora Sprint 6
2 950 (сила тока при зарядке 3 -6 А, емкость АКБ 7 – 240 Ач, индикатор зарядки)
Марка «Aurora» известна в первую очередь по сварочному оборудованию, однако им ассортимент фирмы не ограничивается. Зарядное устройство Sprint 6 – это полностью автоматический прибор, у которого пользователю остается только выбрать рабочее напряжение аккумулятора: 6 или 12 вольт.
В отличие от более дешевых «автоматов», здесь применено микропроцессорное управление. Благодаря этому зарядка стала действительно «умнее» и не пасует перед сильно разряженными аккумуляторами, отказывающимися принимать ток в начале цикла.
Контроллер, управляющий процессом зарядки, разбивает его на семь этапов: после первичной диагностики состояния аккумулятора происходит стартовая десульфатация короткими импульсами высокого напряжения, «оживляющая» батарею и позволяющая ей начать принимать ток, затем на этапе «плавного старта» проверяется способность аккумулятора к набору заряда.
Если все в порядке, на следующей стадии ток плавно увеличивается до полного, определенного исходя из данных диагностики (но не более 6 А для этой модели). На этом этапе заряд аккумулятора доводится до 90% от расчетного, затем медленнее доводится до ста процентов. Далее зарядное устройство проводит диагностику способности аккумулятора к удержанию заряда и, наконец, переходит в буферный режим до отключения.
Предусмотрены и все нужные защиты: от переполюсовки, перегрузки, короткого замыкания. При этом устройство компактно по габаритам и презентабельно выглядит – хороший вариант как для себя, так и для подарка.
- Возможность зарядки всех типов АКБ, включая AGM и гелевые
- Автоматическая «реанимация» сильно разряженных батарей
- Простота использования
Модели в линейке:
- Aurora Sprint 6– сила тока при зарядке 3 -6 А, емкость АКБ 7 – 240 Ач, индикатор зарядки
- Aurora Sprint 4– сила тока при зарядке 2 – 4 А, емкость АКБ 1.2 – 120 Ач
FUBAG MICRO 80/12
2 670 (емкость АКБ 3 – 80 А·ч, сила тока при зарядке 1 – 4 А)
Далее в рейтинге лучших зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов — еще один представитель класса микропроцессорных автоматических ЗУ, и снова от бренда, на слух привычного благодаря сварочной технике. Зарядное устройство от Fubag свое название действительно оправдывает – оно предельно компактно, весит всего полкилограмма. При этом поддерживается работа со свинцово-кислотными АКБ всех типов в диапазоне емкостей от 3 до 80 ампер-часов.
Управляется устройство всего одной кнопкой MODE, а вот со смыслом иконок у контрольных светодиодов стоит разобраться. Если «6V», «Автомобиль» и «Мотоцикл» понятны и так, то «Снежинка» – это специальный режим для работы при низких температурах, когда ЗУ отдает на батарею повышенное напряжение. «Ключ» же означает автоматический режим восстановления аккумулятора, который включается в начале цикла, если батарея неудовлетворительно принимает ток.
Зарядка удобна в работе и функциональна, но, увы, для большинства автомобильных аккумуляторов проиграет другим моделям по скорости. Дело в том, что ток здесь ограничивается на уровне 4 ампер – время полного цикла зарядки заметно возрастет. Если же нужно не «прогнать» батарею в свободное время, а по-быстрому ее зарядить, чтобы сразу поехать, Fubag окажется не лучшим выбором.
- Совместимость с AGM и гелевыми аккумуляторами
- Автоматическая десульфатация
- Отдельный режим для холодного времени года
- Компактность
- Невелик максимальный зарядный ток
Модели в линейке:
- FUBAG MICRO 80/12– емкость АКБ 3 – 80 А·ч, сила тока при зарядке 1 – 4 А
- FUBAG MICRO 40/12– емкость АКБ 6 – 40 А·ч, макс. сила тока при зарядке 2 А
- FUBAG MICRO 160/12– емкость АКБ 6 – 160 А·ч, сила тока при зарядке 2 – 8 А, защита от перезарядки
Источник