- Основные правила и нюансы зарядки свинцового аккумулятора. Схемы доработки АКБ
- Тип и режим работы кислотной АКБ с напряжением 12 В
- Как правильно заряжать свинцовую аккумуляторную батарею?
- Правила зарядки аккумуляторной батареи автомобиля
- Постоянным током
- Постоянным напряжением
- Когда это нужно делать?
- Как влияет температура на процесс?
- Обязательно ли снимать АКБ с машины, прежде чем подключить к устройству?
- Какие есть особенности у зарядного устройства?
- Схема доработки
- Выбор выходного напряжения
- Добавление светодиода зеленого цвета и резистора r4 параллельно оптрону
- Добавление петли гистерезиса ограничения тока
- Как зарядить свинцово кислотный аккумулятор
- Какие батареи относятся к свинцово кислотным
- Когда нужно ставить аккумулятор на зарядку
- Подготовка батареи к зарядке
- Техника безопасности и меры предосторожности
- Как правильно заряжать аккумулятор
- Зарядка постоянным током
- Зарядка постоянным напряжением
- Зарядка в автоматическом режиме
- Когда аккумулятор зарядится и как проверить
- Обслуживание батареи после зарядки
Основные правила и нюансы зарядки свинцового аккумулятора. Схемы доработки АКБ
Многие считают, что для того, чтобы зарядить кислотно-свинцовый аккумулятор, достаточно обратиться к заводским инструкциям. Но на самом деле ни один документ не сможет предложить достаточную и полную информацию для осуществления зарядки: условия, применяемые средства и время. Для того, чтобы решить этот вопрос, необходимо использовать дополнительные источники информации.
Тип и режим работы кислотной АКБ с напряжением 12 В
Для начала необходимо определить класс батареи, работа которой строится на реакции свинца и серной кислоты между собой. Это делается для того, чтобы выявить алгоритм зарядки для конкретной АКБ. По теории каждый свинцовый аккумулятор имеет два режима зарядки:
- Буферный. Заряжается от сети, редко производит самостоятельную зарядку.
- Циклический. Зарядка происходит сменой циклов, состоящих из разрядки-подзарядки.
К SLA-аккумуляторам преимущественно относятся автомобильные аккумуляторы классического типа. Среди АКБ, которые используются в велобайках и другом индивидуальном электротранспорте, числятся гелевые, буферные, герметичные и необслуживаемые свинцово-кислотные источники тока.
Как правильно заряжать свинцовую аккумуляторную батарею?
Для того, чтобы восстановить затраченную ёмкость, необходимо зарядить свинцовый аккумулятор. Заряженная свинцовая аккумуляторная батарея всегда будет исправно работать, если в автомобиле исправен генератор и машина постоянно используется, если же мощность для источника энергии потеряна, то ее можно вернуть, если воспользоваться специальным устройством для зарядки кислотной АКБ при номинальном напряжении в 12 В.
Правила зарядки аккумуляторной батареи автомобиля
Для того, чтобы зарядить АКБ, необходимо следовать простым правилам:
- устройство должно быть установлено только на ровную поверхность;
- без строгого соблюдения полярности зарядка производиться не будет, поэтому проверьте правильность подключения «крокодильчиков» к клеммам батареи;
- зарядный ток необходимо выставить.
Постоянным током
Разновидность аккумуляторов определяет основные параметры зарядки:
- Если брать классическую АКБ, которая заполнена жидким электролитом, то величина заряда в этом случае не должна превышать показатель в 10% от ёмкости, указанной фирмой-производителем.
- Показатель в 10-30% характерен для AGM-аккумуляторов.
- Для АКБ с гелеобразным наполнителем эта цифра варьирует от 20 до 30%.
Постоянным напряжением
Для того, чтобы время зарядки кислотного аккумулятора не превышало допустимое, нельзя допускать полной потери емкости. Помните, что время зарядки напрямую зависит от количества остаточной ёмкости.
У аккумуляторной батареи, которая полностью разряжена, напряжение находится в пределах 12.7-13 В. Если включить мотор, то эти показатели увеличатся на 1.5 В. Стоит помнить, что оптимальная зарядка требует того, чтобы цифровые показатели напряжения не превышали 14,6 В. Если этот показатель превысить, то электронная жидкость закипит, произойдет перезарядка аккумулятора, а сам прибор придет в негодность.
Когда это нужно делать?
Необходимость в зарядке возникает тогда, когда:
- у генератора и аккумуляторной батареи выявлена неисправность цепи;
- при редком использовании автомобиля, либо при эксплуатации машины на небольшие расстояния;
- если запустить мотор на морозе.
Как влияет температура на процесс?
- Если температура составляет ниже — 15 градусов, то не рекомендуют производить зарядку аккумулятора, т.к. низкая температура может спровоцировать остановку работы механизма рекомбинации газов в герметичной ёмкости свинцового аккумулятора, при этом потеряется вода в электролите. Чтобы исправить недозаряд, необходимо подключать температурную компенсацию, равную – 3мВ /° С.
- При температуре более 40 градусов напряжение заряда уменьшается и может произойти перезарядка.
Обязательно ли снимать АКБ с машины, прежде чем подключить к устройству?
Многие автомобилисты стараются не снимать аккумулятор с машины для зарядки, мотивируя это тем, что после полной зарядки и установки АКБ на прежнее место возникают проблемы с электроникой. Такие опасения имеют под собой почву, поэтому если вы все же решили заряжать аккумулятор на машине, то постарайтесь придерживаться следующих правил:
- верхнюю поверхность следует хорошо очистить и включить выводы, предварительно сняв защитную крышку и выкрутив металлические болты;
- уровень электролита должен быть достаточным, при нехватке долейте дистиллированную воду, иначе вы не получите 100%-го заряда АКБ;
- подключать устройство в сеть следует только после того, как будет соблюдена полярность.
Какие есть особенности у зарядного устройства?
От правильной зарядки аккумулятора зависит очень многое. В исправной машине АКБ служит 2-3 года при пробеге 70-100 тыс км. Если батарея будет в заряженном состоянии, то ее срок службы значительно повысится. Рекомендуют заряжать аккумулятор в том случае, когда он станет разряжен наполовину, но при этом не стоит делать это слишком часто.
Схема доработки
Для того, чтобы АКБ не выходила из строя и прослужила долгое время, необходимо ее доработать. Для тех, кто в этом разбирается, можно найти в интернете различные схемы и пошаговые инструкции, как это сделать с наименьшими затратами.
Выбор выходного напряжения
Чтобы стабилизировать выходное напряжение, необходимо использовать TL431. Для делителя R2 напряжение всегда выдает 2.5 между R1 и R2. Это значит, что с такими показателями аккумулятор должен быть разряжен. Чтобы увеличить напряжение до 14.2 В при блоке питания 12 В необходимо изменить показатели R1 и R2: первый увеличить, а второй уменьшить. При этом блок питания выдаст 14.1. Этого достаточно для того, чтобы больше не менять данные делителя.
Схема зарядного устройства для свинцового аккумулятора с использованием TL431:
Добавление светодиода зеленого цвета и резистора r4 параллельно оптрону
При низком напряжении TL431 закрывается, останавливая ток в оптроне. Чтобы получать информацию о заряде аккумулятора необходимо поставить зеленый светодиод.
Ток оптрона при нормальном функционировании аккумулятора равен 0.5 мА – получаем слабое свечение зеленого светодиода. Для большей яркости необходимо подсоединить резистор R4 с номиналом в 220 Ом параллельно оптрону. Ток в зеленом диоде при этом увеличится до 5 мА.
Схема зарядного устройства свинцово кислотных аккумуляторов с добавлением светодиода зеленого цвета и резистора r4 параллельно оптрону:
Добавление петли гистерезиса ограничения тока
При большой перегрузке, такой, например, как короткое замыкание, необходимо сделать так, чтобы контроллер смог запустить БП. Для этого понадобится резистор мощности R5 и R6, красный светодиод и транзистор Т1. Переключатель включается параллельно с резисторами, при этом ток получает постоянное значение в 3.5 А. Недостаток такого соединение – сильное нагревание резисторов. Заменить одиночный резистор можно токовым зеркалом или операционным усилителем.
Схема зарядного устройства свинцово кислотных аккумуляторов с ограничением тока:
Источник
Как зарядить свинцово кислотный аккумулятор
Многие автовладельцы не знают, как правильно зарядить свинцово-кислотный аккумулятор. Прежде, чем его ставить на зарядку, необходимо разобраться, что из себя представляет АКБ.
Какие батареи относятся к свинцово кислотным
Свинцово-кислотная АКБ состоит из пластин, покрытых свинцовым суриком и опущенных в водный раствор серной кислоты. Во время подключения к электродам внешней нагрузки, начинается электрохимическая реакция.
Такие батареи имеют низкую цену и большое количество циклов электрозаряда. Около 500 за полный ресурс жизни аккумулятора. Обладает высокой удельной мощностью.
Когда нужно ставить аккумулятор на зарядку
Если при повороте ключа зажигание стартер испытывает трудности, а напряжение на клеммах упало до 12-12.2 V, то батарея считается разряженной и ее необходимо поставить на зарядку. При дальнейшей эксплуатации батарея может полностью разрядиться и случится глубокий разряд.
На самом деле, чем чаще заряжать батарею, не допуская глубокого разряда, тем больше жизненный ресурс. Если автовладелец покупает качественный аккумулятор у прямого поставщика завода-производителя, такой батарее не страшны постоянные частые подзарядки.
Наоборот, для качественных АКБ постоянное присутствие буферного заряда является излюбленным режимом. Батарея постоянно пребывает под правильным напряжением. Характеристики АКБ не изменяются по истечении времени службы. Если допустить полный разряд свинцово-кислотного АКБ, то при температуре ниже нуля, корпус раздуется, пластины погнутся и замкнутся между собой.
Подготовка батареи к зарядке
К зарядке необходимо подготовить батарею. Во-первых, важна температура окружающей среды. При температуре ниже нуля заряжать аккумулятор не рекомендуется. Низкая температура приводит к потере воды в электролите.
Шаги подготовки АКБ касаются только обслуживаемой батареи. Необслуживаемый аккумулятор снимается с машины и ставится на зарядку автоматическим или неавтоматическим зарядным устройством.
Если заряжается аккумулятор перед зимой, то требуется долить электролит, чтобы повысить плотность, если же – летом, то требуется залить дистиллированную воду. Жарким и знойным летом АКБ не нужна высокая плотность, которая может только разрушить свинцовые стенки.
Шаги процедуры подготовки обслуживаемого АКБ
- Снять АКБ с машины. Предварительно открутить болты клемм и отсоединить их с выводов электродов.
- Занести в теплое помещение, если дело происходит зимой. Дать ему время на приобретение температуры окружающей среды.
- Зачистить выводы электродов до блеска, если есть видимый налет окислов.
- Протереть поверхность АКБ тряпкой, смоченной в 10 процентном растворе нашатырного спирта.
- Открыть пробки на банках. Чтобы не допустить переизбытка давления внутри корпуса.
- По необходимости долить дистиллированную воду в банки.
Теперь аккумулятор готов для подзарядки. Правильная зарядка также имеет большое значение.
Техника безопасности и меры предосторожности
Установить АКБ требуется на ровную поверхность перед зарядкой, чтобы не допустить утечки электролита. Необслуживаемые батареи можно заряжать в любом положении, потому что в них используется гелеобразный электролит.
Перед зарядкой требуется открыть все окна и двери в помещении, чтобы не допустить отравления парами, которые могут образовываться во время процесса. Содержать заряжаемый объект как можно дальше от огня и любых других искр, которые могут привести к взрыву или воспламенению объекта.
Если автовладелец не может снять АКБ с машины, то рекомендуется отключить минус или лучше оба провода.
Внимание! Запрещено заряжать батарею на холоде, в помещении, где температура выше 30 градусов.
Как правильно заряжать аккумулятор
Правильная зарядка состоит из нескольких способов. Первый способ, посредством которого заряд происходит постоянным током, проходит под контролем человека. Второй способ, с помощью постоянного напряжение, более простой. Но АКБ зарядится только на 80 процентов.
Есть еще один метод. Он соединяет первые два и называется комбинированным и не является бюджетным. Так как требует покупки дорогого зарядного устройства.
Зарядка постоянным током
Шаги процедуры зарядки первым методом:
- Подключить зарядной устройство к АКБ. Положительную клемму – к выводу со знаком «плюс», отрицательную клемму – к выводу со знаком «минус»
- Установить ток в размере 10 процентов от номинального.
- Заряжать в течение нескольких часов. Затем проверить мультиметром напряжение в выводах электродов.
- Устройство должно показать 14 Вольт. Перестать заряжать.
- Если автовладелец заряжал АКБ силой тока 6 Ампер, то снизить силу до 3 А. иначе повысится кипение.
- Когда напряжение повысится до 15 Вольт, понизить силу тока еще раз до 1,5 А. Продолжать заряжать до тех пор, пока эти значения тока и напряжения изменяться не будут.
Процесс зарядки постоянным напряжением проще.
Зарядка постоянным напряжением
Используя этот способ, нужно установить напряжение заряда около 14 В. Если первый метод был медленным, то процесс данной подзарядки пройдет быстро. Около 6 часов понадобится, чтобы зарядить АКБ до 90 процентов.
Зарядка в автоматическом режиме
Еще более просто метод – это зарядка в автоматическом режиме. Устройство питания подключают к аккумулятору, далее прибор самостоятельно настраивает нужный способ зарядки для подключенного АКБ.
После того, как будет заряжен аккумулятор полностью, зарядный прибор отключается.
Автоматическое зарядное устройство Вымпел 150
Когда аккумулятор зарядится и как проверить
При использовании простого способа зарядки АКБ зарядится после 6 часов, будучи подключенным к прибору. Остальные методы требуют зарядки в течении суток.
После того, как снят АКБ с зарядки его осматривают на наличие налета на поверхности банок или выводов. Если есть такой налет, особенно у необслуживаемых аккумуляторов, то это значит, что батарея заряжалась неправильно. Не должно выделяться никаких пузырьков или сероводорода. Он должен выглядеть как новый, а процесс подзарядки никак не влияет на состояние.
Затем его необходимо проверить тестером. Если повышается сопротивление, то АКБ не был до конца заряжен или происходит процессы разряда внутри аккумулятора. Это говорит о том, что батарея непригодна к работе.
Если был выбран наименьший процент тока от напряжения АКБ, то длительность зарядки будет увеличена до нескольких дней. Этот процесс равен хранению батареи в разряженном состоянии на складе в холоде. Происходит сульфатация пластин, батарея в скором времени выйдет из строя.
Установить батарею в машину и проверить, как она заводится. Прокатится на машине, включить приборы, которые потребляют большое количество мощности АКБ. Проверить напряжение. Если все в порядке, то аккумулятор был заряжен правильно и исправен.
Внимание! Обязательно проводите корректировку силы тока и напряжения при зарядке.
Обслуживание батареи после зарядки
После зарядки корпус промывается и просушивается. Проверяется напряжение на нем. Если напряжение выше нуля, то рекомендуется промыть крышку раствором соды. Так как оно пропускает ток.
Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.
Источник