Зарядка lipo аккумуляторов через балансир

LiPo аккумуляторы и их зарядка.

После её прочтения новички стали задавать вопросы про LiPo, что послужило поводом для создания статьи.

1.Что же такое LiPo аккумулятор?
Зачастую случается,что человек не хочет ничего искать и сразу задаёт вопросы. Переносить текст не буду. Прочтите.
http://bit.ly/YgKh2X

LiPo акк. необходимо тщательно выбирать для модели.
Любой LiPo акк. имеет маркировку. Для примера Turnigy 1600 mah 3S 30C где,
Turnigy -фирма производитель
1600 mah -ёмкость батареи
3S — число банок (1 банка 3.7v)
30C — токоотдача

1C — одна ёмкость батареи. Для нашего примера 1600 ma(или 1.6А) А- ампер
Для предоставленной батареи получаем: 30 х 1.6А = 48А
Система РУ модели, в которой используется данный акк. , должна иметь пиковую силу тока в эл цепи менее 48А, желательно с запасом.(не более 40-45А)
При не соблюдении такого условия будет убита батарея.
Тревожным признаком будет её вздутие. Такие батареи можно вернуть в исходное состояние, положив их в холодильник или подвал/погреб;но функционал будет снижен. После таких процедур нужно сделать пару циклов разряд-заряд.

Хочу подчеркнуть,что LiPo это опасная штука и с ней надо бережно обращаться.

Что нельзя делать:

  1. повреждать внешнюю оболочку.
  2. нагревать.
  3. сильно разряжать(ниже 3v.)
  4. заряжать большими токами.

2.Как зарядить?
Для Зарядки LiPo батарей используются специальные зарядные устройства(ЗУ).
Настоятельно Рекомендуется использовать ЗУ с возможностью балансировки.
Зарядное устройство/балансир IMAX-B6 18В 5А (оригинал)
Зарядное устройство/балансир iCharger 208B 350W 8S
Любой LiPo акк. (2S и выше) имеет 2 провода: 1) Силовой (красный»+» и черный «-«)
2) Балансировочный.
Балансировочный провод необходим для равномерной зарядки всех банок батареи.
На балансировочный провод моделисты цепляют вольтметр-пищалку,для предотвращения разряда ниже порога.
Сигнализатор бортовой разряда аккумулятора (2S-4S) с сигнализатором и индикатором

Читайте также:  Аккумуляторы для лексус gx460

LiPo батареи можно заряжать током 1С. Для долгой жизни башей батареи нужно использовать ток заряда 0.4-0.6С . При выборе такого тока батарея дольше проживет(будет меньше прогрессировать старение).
Но обязан указать,что есть батареи с током заряда 2С или 5С. На упаковке будет указано.
Рассмотрим на примере: Turnigy 1600 mah 3S 30C
Ток 1С равен 1,6А , но оптимально для батареи можно взять ток заряда 1А.
Батарея будет за зарядке дольше,чем при токе 1,6А , но срок эксплуатации будет больше.
Если ток заряда больше 1С , то батарея может взорваться и будет пожар.

Большинство продвинутых ЗУ имеют разлизные варианты заряда LiPo
Заряд charge
Разряд discharge
Баланс balance
Хранение storage
Нужно выбрать число S вашей батареи, выставить силу тока — А и ждать.

3.Как хранить?
Хранить батареи необходимо заряженными на 60%(3.8v на банку)
При длительном хранении заряженной на 100% или разряженной,батарея умрет/раздуется.
Для правильного хранения LiPo необходимо:

  1. Хранить вдалеке от прямых солнечных лучей
  2. Рекомендуются температуры от +18 до +5 (некоторые моделисты хранят их в холодильнике)
  3. Хранить в спец. пакете или огнеупорном боксе.
  4. Перевести батарею в режим хранения.

При неправильно уходе за LiPo она имеет тенденцию быстро »умирать» (падает токоотдача,снижается ёмкость)

Источник

Самодельная зарядка для LiPo большой ёмкости.

Принцип работы ЗУ рассмотрим на примере одной ячейки. Основой является прецизионный
cтабилитрон TL431 с регулируемым порогом включения. Порог включения задается резистивным
делителем напряжения на выводе управляющего электрода стабилитрона.
До момента включения стабилитрона весь ток заряда течет через аккумулятор. Стабилитрон через
резистор 1 Ком подключен параллельно аккумулятору, и напряжение на плюсовой шине, а также на резистивном делителе (и на управляющем электроде стабилитрона) по мере заряда аккумулятора постепенно возрастает. При достижении напряжения на аккумуляторе 4,2 Вольт
открывается стабилитрон и от падения напряжения на резисторе 1 Ком открывается силовой
транзистор КТ816. Зарядный ток теперь проходит через него. Загорается сигнализирующий
светодиод. Цепочка из 4х последовательно соединеных мощных диодов и переход КЭ транзистора
являются мощным стабилитроном с напряжением стабилизации около 4,2 Вольт, который
препятствует разряду аккумулятора через открытый переход транзистора.
Резистор *22 Ком подобрать таким образом, что бы при достижении на соответствующей
банке аккумулятора напряжения +4,2 Вольт стабилитрон открывался и загорался сигнальный
светодиод.

Трансформатор ТН36 или аналогичный.
Транзисторы КТ816 (ток коллектора 3 А) .
Диоды – мощные диоды дипа КД226 с током не менее 2 А.
Мощный проволочный переменный резистор 10…..20 Ом для регулировки тока заряда.
Амперметр 1….3 А, для контроля тока заряда.

Каждый транзистор имеет небольшой радиатор 20 х 40 мм из аллюминия 1 мм.

Выходное напряжение, поступающее с выпрямителя на балансир должно превышать
напряжение заряжаемой батареи. В выпрямителе использован диодный мост на ток 3 А
и конденсатор 2200 мкф х 36 Вольт.

Для одной банки — напряжение с выпрямителя должно быть около 6 Вольт.
Для двух банок — напряжение с выпрямителя должно быть около 11 Вольт.
Для трех банок — напряжение с выпрямителя должно быть около 15 Вольт.
Для четырех банок — напряжение с выпрямителя должно быть около 20 Вольт.

При необходимости можно коммутировать обмотки трансформатора.
Напряжение отсечки заряженной банки 4,2 вольт.

Ток заряда для аккумуляторов выставляется мощным проволочным переменным резистором 10…20 Ом в пределах 1…2 А , а для аккумуляторов маленькой емкости в пределах 0,5 А.
Пользуюсь этим зарядником два года. Заряжаю аккумуляторы 1,8……….3,0 А.

Принципиальная схема зарядки — балансира LiPo .
Файл .lay (Шифратор на К561ЛН2.lay)

Негатив печатной платы на три зарядные ячейки (3S LiPo) . Вид со стороны дорожек.

Вариант конструктивного исполнения ЗУ. Вид спереди. Диоды горят — заряд окончен.

Вид сзади. Видна ось переменного проволочного резистора установки тока.

Общий вид на внутренности.

Общий вид на внутренности

Вид на печатную плату.

Видны — переменный резистор, диодный мост, конденсатор фильтра.

Специально для скептиков и приверженцев микроконтроллеров хочу сказать следующее.
Я ни в коем случае не отрицаю преимущества микроконтроллеров перед технологиями 80х годов !
Но схемотехника и технологии 80х доступны даже начинающим радиолюбителям, чего не скажешь о микропроцессорах. В данной статье я просто хочу показать коллегам, что на простых советских радиоэлементах, можно без особых усилий и материальных затрат за пару дней собрать то
или иное нужное для дела устройство !
Еще хочу особо отметить — когда наши инженеры ещё не имели калькуляторов, а считали на логарифмических линейках, то все их грандиозные проекты работали ! Достаточно вспомнить
АМС «Венера» 70х годов, которая опустилась на поверхность Венеры и передала на Землю цветные фотографии. И советские луноходы и лучшие в мире самолеты 50х годов ! И конечно, полёт Юрия Гагарина ! В те годы все расчеты производились именно на логарифмических линейках ! У меня, конечно, есть калькулятор и не один. Но пользоваться логарифмической линейкой я тоже умею.

Источник

Балансировка LiPo — Зачем?

Тема раздела Новичкам в категории Вертолеты; Добрый день. Хочу понимать, принципы эксплуатации LiPo. Начитался, что желательно заряжать в режиме балансировки, а лучше всегда в этом режиме .

Опции темы

Балансировка LiPo — Зачем?

Хочу понимать, принципы эксплуатации LiPo.
Начитался, что желательно заряжать в режиме балансировки, а лучше всегда в этом режиме заряжать. Что взрываются они часто и т.д.

Возникли нубские вопросы

1. Зачем балансируют LiPo, я понимаю, что для выравнивания напряжения по банкам. А, что будет если не балансировать?

2. Взрывы, пожары.. прям так, часто взрывается? Как предостеречь себя? Ну понятно — КЗ не делать.. на солнце не класть. А что еще?

3. Часто пишут, что можно заряжать током максимум 1С, у меня на АКБ написано Max 2C. Можно 2С?

1. Если не балансировать, то можно одну из банок перезарядить так, что будут «взрывы, пожары..». И под нагрузкой можно убить напрочь одну из банок, слишком сильно ее разрядив.
2. Не разряжать каждую из банок ниже допустимого минимума. Заряжать только с исправными ЗУ, предназначенными для LiPo. Во время зарядки не оставлять без присмотра.
3. Если написано, то можно.

1. Из-за разброса ёмкости и других параметров элементов(банок), составляющих батарею, процесс зарядки без балансировки приведёт к превышению приложенного напряжения к элементу с наименьшей ёмкостью, что приведёт к его ускоренной деградации(потере ёмкости) и выходу из строя этого элемента, и батареи соответственно. При заряде без балансировки большим током опасно также возможностью перегрева — взрыва — самовозгорания такого элемента.
2. Нечасто, но примеры приводятся. Кроме КЗ и солнца — 1п. — использование балансировки, защита от ударов, падений, механических првреждений, не оставлять без присмотра при зарядке высоким током, следить за температурой аккумуляторов при такой зарядке!
3. Раз написано — значит, можно, — технологии развиваются, параметры улучшаются. Но на предельных параметрах стоит заряжать при крайней надобности, осторожно, не допуская перегрева. А если время терпит — уменьшать ток зарядки.

Спасибо, огромное за понятные ответы.

1.Скажите, какой разброс по банкам критичен?

2. Как работает балансировка в 2х словах? Я так понимаю, что из балансировочного разъема ток не идет.. а что он делает?

Источник

LiPol 3s1p обязательно через балансир заряжать?

Тема раздела Электролеты. Общие вопросы в категории Cамолёты — Электролеты; LiPol 3s1p обязательно через балансир заряжать.

Опции темы

LiPol 3s1p обязательно через балансир заряжать?

LiPol 3s1p обязательно через балансир заряжать?

Исходя из того, что многие батареи лучших производителей не имеют разъёма балансира (например популярная ТР2100), а также из своего опыта — для хороших батарей — необязательно. Есть небольшое такое подозрение, что балансир начали ставить прежде всего те производители, у кого были проблемы со стабильностью параметров банок, и соответственно, с балансировкой батареи при продолжительной эксплуатации. Остальные были вынуждены подтянуться. Повторюсь, подозрение, а не утверждение

Есть подозрение, что в батарее из трех аккумуляторов центральная нагревается больше ( не охлаждается). Следовательно и процессы протекают по разному.Значит центральная работает по другому (в других температурных режимах-следствие химическая реакция протекает немного по другому-отдает больше(а может меньше) мощность) и соответственно возможна разбалансировка.

Проверять (пробовать) надо.

не обязательно (если зарядник умный) — полётов двадцать а может и больше разницы по банкам не заметишь, — как насиловать будешь так себя сборка и проявит.

Но жизнь сборки при помощи балансира увеличишь — это точно.

я даже реанимировал 910 — ую сборку кокама

Да и у меня такое-же впечатление сложилось на ТП 1350 отлетал часов 10 всё хорошо, пока сам не убил (механически).

С балансиром спокойно ( в смысле душевного состояния )за сохранность аккумуляторов и долговечность, и что очень не маловажно, возможных сюрпризов в дальнейшем или сразу, включая (с определенной вероятностью) фейерверк стоимостью аккумуляторов и ремонта . (постучать по дереву три раза).

Если под балансир разъем есть — то лучше через него и заряжать, тем более что не так и дорого балансир стоит (по отношению к аккумуляторам — обычно же их не по одному покупаешь)

Я и все мои коллеги. Заряжают только через балансиры и Кокам и Китай И Тайвань !

1. Балансир не допускает перезаряда банок соответственно взрыва не будет. ( Был случай когда я заряжал кокамом а он не понял что банки заряжены и начал вливать в них емкость соответственно взрыв сборки 4с1п благо успел выбросить в окно и потом наблюдал, если началась реакция и банки дымят и шипят 100 проц. бахнут )

2.Я летаю на больших самолетах и часто использую сборки типа 5с4п 6с2п, соответственно все мои банки должны быть ровными половина банок пере разрядит другую половину. ( Если банки ровные они лучше отдают ток и менее греются .

3. по поводу разъема необязательно, что если с банками проблема производители ставит на них разъем!
просто производители прекрасно понимают, что балансировать необходимо любые банки , и они заранее их ставят, чтоб покупатели не парялись с впайкой разъемов РЕСПЕКТ ( Поликвест , ЕЛЕ )

Может глупо, конечно. не электролётчик я : А что если заряжать банки раздельно, без балансира. (ну при небольших сборках) чем это черевато, кроме увел. времени заряда ? Учитывая, есс-но умный зарядник.

Когда-нибудь забудешь зарядить одну из банок и ей придёт конец. Или запутаешься в проводах и соединишь плюс и минус батарейки, или к заряднику не той полярностью прицепишь.

Ну а если не путать — даст это нужный эффект ( долговечность и т.д) ?

imho кроме гемороя с зарядкой будет так-же как с балансиром.
Кстати мой самый дешевый «умный» зарядник переполюсовку и на входе и на выходе замечает и ничего не сгорает.

У меня самодельный зарядник с балансиром и защитой от перегрева аккумуляторов.
Подключаю через разъем ( на всех аккумуляторах поставил одинаковый-ничего не перепутаешь) и спокойно занимаюсь делами. Заряднику без разницы — заряжен был или пустой пак. Зарядник не универсальный,а только для 3S и регулируемым током зарядки. Зарядник без микропроцессоров-нечему виснуть.

Прихожу — все заряжено и отбалансировано-красота.

8))))) Речь то идет не а умных зарядниках а о балансировки банок , соответственно если банки сболансированы они лучше все отдают это факт провереный, даже у моих знакомых самый дорогой зарядник Шульце который 3 портовый и то заряжает только с болансирами ( кстати у него их 6 штук вряд по 4 банки )

Есть ещо один плюс балансира и я им пользуюсь чаще : на 200 грамовых фанах я использую сборку из 2 липо , соответственно выходя полетать я биру допустим 2 сборки , 1 вылетываю полнастью а вторую на 50 процентов ,приходя я ставлю заряжать сразу 2 сборки через 4 баначный балансир и заряжаю все сразу за один заход . а если зарядник умеет заряжать 3-4 амперами при наличии 3 балансиров я могу заряжать 6 сборок за раз .

Ежели заряжаете большим током, около 1С. Да и то не каждый раз. В любом случае, следует периодически проверять напряжение на банках цифровым вольтметром и, если появилась разница — балансировать.

Давайте рассмотрим конкретно.
Например для 3S (3 последовательно аккумулятора).
Зарядник дает 12.6 V на весь пак, т.е 4.2 V на один
Предположим, что один аккумулятор в сборке напряжением меньше, чем остальные на 0.2 V, значит на двух других возрастет по 0.1 V.
А превышение напряжения даже на 0.1V (получится 4.3 V) вызовет преждевременный выход из строя сборки аккумуляторов ( Останется живой с самым меньшим напряжением). При превышении напряжения происходит окисление элетрода , уменьшение отдаваемого тока и увеличение внутреннего напряжения.
А при очень сильном разбросе возможна цепная реакция в аккумуляторе и взрыв ( расброс до какого напряжения это возможно не знаю, не проверял )

Значит, заряжать только с балансиром ( ну можно несколько раз и без него периодически), или уменьшить напряжение на заряднике до 12.3 V и контролировать постоянно.

Народ приходит к нам и говорит что-то натянут наши акки что-то мы им подсунули ! берем тестер и при них смотрим, а там разброс 0.2 вообще, берем наш акк которым мы пользуемся, ставим им на модель и о чудо мотор закрутился и обороты повысились ( ну и тяга конечно ) и народ задумывается , это хорошо когда сразу определяется до того когда банка в сборке пухнет а-то все ампутация. Через балансир прогоняем, выравниваем и вроде оживают. Погубить акки могут разные вещи:

1. Изначально с завода разные банки в сборке. Вывод всегда при покупке проверяйте банки, если разница 0.02 — 0.03, то это нормально, но балансировать необходимо. Были претенденты, когда новый кокам мерееш, а там, на одно банке в сборке 1 вольт, а на 2 других 3.8 . 100 проц. акк брать не следует.

2. Тепловое замыкание центральной банки, сильно разбалансирует их (от рабочего тока конечно зависит). Вывод желательно покупать сборки с прослойкой (проверяется на просвет 8))))

3. Самое главное Рабочий ток, неправильно подобран рабочий режим всей системы (винт в частности)
часто распространенное явление особенно новички попадаются, берут, допустим, жвс какой ни будь, Бк к нему рег акки собирают модель и ставят на них винтик из комплект, все бы хорошо, но винтик то рассчитан на мотор с редуктором, соответственно большой шаг токи за 25-30 ампер в худшем случае вздутый акк (я бы не рискнул бы ставить его на зарядку) , в лучшем постоянная отсечка и разбалансированные банки. К сожалению бытовой тестер не корректно меряет ток допустим там где у меня 16 ампер тестер показывает 9 .

Источник

Оцените статью