- Как правильно выбрать аккумулятор для лодочного мотора
- Виды лодочных аккумуляторов по типу батарей
- Стартерные
- Тяговые аккумуляторы
- Универсальные
- Свинцовые, литиевые или гелевые
- Как выбрать АКБ в зависимости от мощности лодочного мотора
- Выдаваемая мощностью
- Емкость аккумулятора
- Тип и массивность аккумулятора
- Модели лодочных аккумуляторов 12 вольт
- Deka DP24
- Minn Kota MK-31-GEL
- WBR MB 40-12
- Советы по эксплуатации
- Как подобрать аккумулятор для лодочного мотора
- Подобрать аккумулятор для мотора Ямаха
- Подобрать аккумулятор для мотора Хонда
- Подобрать аккумулятор для мотора Меркури
- Подобрать аккумулятор для мотора Сузуки
Как правильно выбрать аккумулятор для лодочного мотора
Лодка становится важным элементом современной охоте и рыбалке. В простом исполнении покупается надувная модель. Те, кто решил серьезно отдаться делу и обладает ресурсами, выбирают небольшие суда. Катера, лодки и яхты оснащены электрическим лодочным мотором – основной движущей силой. Однако для плавания нужен не только двигатель, но и лодочный аккумулятор. Он обеспечивает работу электрических приборов, навигации и др. Аккумулятор для лодки не менее важен, чем для автомобиля. При покупке нужно понимать специфику АКБ и особенности использования – только так удастся избежать проблем. В этой статье ответим на вопрос какой лодочный аккумулятор нужен под ваши требования.
Виды лодочных аккумуляторов по типу батарей
Без электрического мотора невозможна рыбалка троллинг – она ведется рядом с берегом. Используя ДВС трудно добиться скорости движения в 3-5 км/ч, зато этого можно легко добиться при помощи аккумулятора.
Сегодня широко используются два типа батареи: стартовые и тяговые. Также встречаются универсальные модели, совмещающие оба вида.
Стартерные
Первый тип – стартерные батареи. Такими моделями часто оснащают лодки с двигателями внутреннего сгорания. Среди аналогов они выделяются возможностью кратковременной отдачи значительного объема тока.
Стартерные аккумуляторы разработаны для первоначального запуска мотора, и со своей задачей они справляются как нельзя лучше.
К сожалению, модели обладают не очень большим ресурсом, способным полностью закончиться при длительной работе. Пройдя через определенное число зарядных циклов, аккумуляторы «любят» выходить из строя.
Тяговые аккумуляторы
Второй тип – тяговые. Оборудуется обычно в связке с лодочными электрическими двигателями. Для аккумуляторов свойственна высокая емкость, а в конструктивном плане подобные батареи отличаются от стартовых более толстыми пластинами, расположенными в конвертах-сепараторах. Подобное устройство позволяет им хранить заряд дольше, пока не наступит полная разрядка.
После критической растраты энергии батареи разных марок быстро восстанавливаются. Тяговые модели стоят дороже аналогов, но для использования в циклическом режиме для них нет конкурентов.
Универсальные
Последний тип – универсальные аккумуляторы. При их создании перед разработчиком ставилась задача совместить полезные свойства тяговых и стартерных батарей. Такие системы имеют двойное назначение. При запуске двигателя они поставляют высокий пусковой ток, а дальше выступают в роли источника питания с функцией критической разрядки. Универсальные модели способны заменить собой оба типа аккумуляторов: они позволяют запускать ДВС, подпитывать электрический мотор и всю систему катера.
Свинцовые, литиевые или гелевые
Свинцово-кислотные модели оснащаются пластинами, расположенными в «чехле» из стекла или и пластмассы, залитом кислотным электролитом. Кроме того, что решение часто эксплуатируется в купе со стартовыми АКБ, оно также представлено тяговыми батареями. Недостатки: высок риск выхода из строя.
Выделяются два подвида свинцово-кислотных аккумуляторов. Они отличаются улучшенными характеристиками:
- Устройство AGM аккумулятора
AGM – абсорбированное стекловолокно. В отличие от обычного свинцового аккумулятора, эта модель изготавливается без применения жидкости – при помощи прессованного стекловолокна пористой структуры. Добавление кислоты тут минимально, потому сильно снижен риск сульфатизации электродов. Кроме прочего этот вид батарей считается необслуживаемым – заливать электролит не потребуется. Корпус обустроен герметично и не позволяет кислоте выделяться. Также не допускается возможность образования ржавчины. Однако есть и слабые стороны: чувствительность к перенапряжению, массивность.
Плюсы:
- Большая энергетическая емкость.
- Не требовательны в обслуживании.
- Низкий уровень самозаряда.
Минусы. При механических повреждениях могут самовоспламеняться.
Как выбрать АКБ в зависимости от мощности лодочного мотора
Покупка аккумулятора – это ответственное дело, к которому нужно подходить с осторожностью. В выборе стоит ориентироваться на критерии:
Выдаваемая мощностью
Правило просто: чем ниже внутренне сопротивление батареи, тем дольше без потери емкости он способен показывать постоянность. При покупке модели нужно смотреть на строку reverse capacity (запасенная емкость – эффективная величина, выдаваемая при нагрузке).
Емкость аккумулятора
Чем больше емкость батареи, тем больше двигатель сможет проработать при включенном дросселе. Важно: рекомендуется покупать аккумулятор с характеристиками, способными обеспечить работу в течение 1 часа и более. Иначе токи отдачи будут слишком чувствоваться – он выйдет из строя раньше и проработает меньше (напряжение слишком быстро начнет проседать под нагрузкой).
Требования к емкости зависят от мощности самого двигателя: чем он мощнее, тем больший показатель требуется для работы. Известно, что электрический мотор потребляет около 1А на фунт мощности мотора. Например, для двигателя с выдачей в 25 фунтов, АКБ емкостью 50 Ач хватит на 120 минут при поддержании максимальной скорости. Если не выжимать максимум, то батареи хватит на рыбалку в течение выходных.
Как узнать скорость разрядки аккумулятора
Тип и массивность аккумулятора
В случае с лодочными моторами эффективнее использовать тяговые модели, так как батарея будет регулярно принимать сильные нагрузки, разряжаться – цикловой ресурс становится важным параметром, влияющим на срок службы.
Рекомендуется, чтобы вес не превышал 20 кг – иначе массивность начинает мешать управлению. Стоит остановиться на необслуживаемом аккумуляторе. Его приходится только заряжать, и лучше, если у модели будет минимальный самозаряд.
Модели лодочных аккумуляторов 12 вольт
Некоторые интересные батареи, которые можно найти в магазинах под 12 вольт:
Deka DP24
Недорогая модель, средняя стоимость – 8100 тысяч рублей. Аккумулятор хоть по документам и характеризуется как устройство «глубокой разрядки», по схеме больше относится к AGM. Он обладает всеми недостатками технологии: слабо переносит температур, выдерживает недостаточно количество разрядных циклов.
Емкость модели – 85 А/ч, напряжение 12 В, что уже неплохо. Аккумулятор станет отличным выбором для первой покупки, чтобы разобраться с тонкостями работы тяговой технологии. Хорошо показывает себя с небольшими надувными лодками и не требует обслуживания.
Minn Kota MK-31-GEL
Отличное устройство, но цена – 22 тысячи рублей. Аккумулятор полностью герметичен, емкость – 120 А/ч, напряжение – 12В с реальной функцией глубокой разрядки. Производитель давно заявил о себе как о лидере на рынке моторного оснащения. Аккумуляторы их разработки отличаются качеством и функционалом – отличный выбор для мощных двигателей.
WBR MB 40-12
Прекрасно подойдёт для лодочных моторов 20-40 л.с. Дешевая модель. Доступен в двух вариантах:
- По умолчанию свинцово-кислотный.
- Второй вид – гелевый, повышенное сопротивление качке и увеличенный срок службы.
Прекрасно подойдёт под мотор Yamaha (ямаха) 30 HWCS и подобные.
- Емкость АКБ: 40 А*ч.
- Пусковой ток: 490 А.
- Размеры: 20 см – длина. Ширина 16.6 см. 17 см высота.
- Вес: 13.4 кг.
- Цена. 6950 р
Советы по эксплуатации
Правила пользования лодочным аккумулятором требуют соблюдения норм обслуживания:
- Производить вмешательства разрешается строго после отключения АКБ;
- Не рекомендуется применять «крокодилы» для подключения батареи к мотору – лучше надежные крепления;
- Нужна регулярная проверка соединений, иначе чреваты потери на нагреве, утечки и окисления;
- Зарядка производится только рекомендуемыми марками зарядных устройств;
- Выводы батареи не должны замыкаться между собой – короткое замыкание выводит аккумулятор из строя.
Правила эксплуатации никак не отличаются от требований к пользованию автомобильными аккумуляторами.
Источник
Как подобрать аккумулятор для лодочного мотора
Для запуска лодочного мотора морские стартовые аккумуляторы в течении 5-10 секунд генерируют ток 500 — 1000 ампер. Этого добиваются, устанавливая в них большое количество тонких пластин, обеспечивающих максимальную поверхность контакта с электролитом. Однако такая конструкция не допускает глубокой разрядки аккумулятора, поэтому стартовые батареи не годятся для работы с лодочными электромоторами, помпами и мощной морской электроникой.
Если один аккумулятор используется для пуска бензинового двигателя и подключения электрического оборудования на катере, выбирайте стартово-тяговую батарею. Она выдерживает разряд током 10 ампер в течении 7 часов и имеет пусковой ток 500 ампер и выше. Стартово-тяговые аккумуляторы часто маркируются символами DP – dual purpose — двойное назначение.
Запускать мотор способны аккумуляторы любого типа – гелевые, AGM или с жидким электролитом. Но для мощных двигателей, таких как Mercury Verado, подходят только AGM аккумуляторы.
При покупке аккумулятора, проверяйте, чтобы у выбранной вами батареи оба параметра были не ниже рекомендованных. Использование аккумулятора меньшей емкости создает дополнительную нагрузку для электросистемы лодочного мотора и может повредить ее.
Емкость аккумулятора С20 – характеризует ток, который аккумулятор может давать в течении 20 часов до тех пор, пока напряжение на клеммах не упадет до 10,5 Вольт. Чем выше емкость, тем дольше батарея способна питать подключенные к ней устройства
Резервная емкость RC@25 – время в минутах за которое аккумулятор разрядится током 25 А при температуре 27 радусов Цельсия до напряжения 10,5 Вольт
Морской пусковой ток MCA – ток который новый, полностью заряженный аккумулятор дает в течении 30 секунд при температуре 0 градусов Цельсия. При этом напряжение ячейки аккумулятора не опускается ниже 1,2 Вольт
Ток холодного пуска CCA – то же самое, что MCA, но при температуре -18 градусов Цельсия
Например, для лодочного мотора Ямаха 40 производитель рекомендует аккумулятор со следующими характеристиками: ССА – 245 А MCA – 323 A RC@25 – 52 минуты. Такими параметрами обладает аккумулятор DEKA 24M7 или DEKA Intimidator 8A24M
Для лодочного мотора Honda 20 подойдет аккумулятор емкостью 35 Ач и током холодного пуска (ССА) – 270 А. Это может быть аккумулятор DEKA 24M5 или DEKA Intimidator 8A24M.
Стартовые аккумуляторы рекомендуемые для подвесных лодочных моторов Yamaha
Подобрать аккумулятор для мотора Ямаха
Модель двигателя | Характеристики АКБ, рекомендуемые производителем двигателя | С жидким электролитом | AGM |
Двухтактные | |||
50 л.с. и менее | CCA 245 А (MCA 323 А) RC25 52 мин | DP24 | |
60 -200 л.с, карбюратор, 2.6L 150-200 EFI | 380 CCA (MCA 502 А) RC25 124 мин | 24M7 | — |
3.1 L 200-250hp EFI | 512 CCA (MCA 675 А) RC25 182 мин | 27M6 | — |
150-300 HPDI 3.1L & 3.3L | 512 CCA (MCA 675 А) RC25 182 мин | 27M6 | 8A27M |
Четырехтактные | |||
F8A, F9, T9.9, F15, F20, F25 | 245 CCA (MCA 323 А) RC25 52 мин | 24M4 | 8A24M |
F30, F40, F50, T50, F60, T60, F75, T75, F90 F/FL115 | 380 CCA (MCA 502 А) RC25 124 мин | 24M7 | 8A24M |
F/LF150, 3.3L F/LF200, 3.3L F/LF225, 3.3L F/LF250 | 512 CCA (MCA 675 А) RC25 182 мин | 24M7 | 8A24M |
2.8L VF150, F175, F/LF200, 4.2L VF200/225/250, 4.2L F/LF225, 4.2L F/LF250, 4.2L F/LF300 | 680 CCA (MCA 770 А) RC25 160 мин | 27M6 | 8A31DTM |
F/LF350 | 700 CCA (MCA 900 А) RC25 170 мин | 27M6 | 8A31DTM |
Стартовые аккумуляторы рекомендуемые для подвесных лодочных моторов Honda
Подобрать аккумулятор для мотора Хонда
Хонда
Модель двигателя | Характеристики АКБ, рекомендуемые производителем двигателя | С жидким электролитом | AGM |
BF8D, BF9.9D, BF15D, BF20D | CCA 270 А (MCA 350 А) С20 35 Ач | 24M5 | 8A24M |
BF25A, BF30A, BF25D, BF30D, BF40A, BF50A | CCA 420 А (MCA 546 А) С20 65 Ач | 24M7 | 8A24M |
BF40D, BF50D | CCA 582 А (MCA 756 А) С20 65 Ач | 27M6 | 8A31DT |
BF75A, BF90A | CCA 550 А (MCA 715 А) С20 70 Ач | 24M7 | 8A27M |
BF75D, BF90D | CCA 582 А (MCA 756 А) С20 65 Ач | 24M7 | 8A31DT |
BF115A, BF115D, BF130A, BF135A, BF150A | CCA 622 А (MCA 809 А) С5 64 Ач С20 80 Ач | 27M6 | 8A31DTM |
BF200A, BF225A | CCA 800 А (MCA 1040 А) С5 95 Ач С20 110 Ач | 27M6 | 8A31DTM |
Стартовые аккумуляторы рекомендуемые для подвесных лодочных моторов Mercury
Подобрать аккумулятор для мотора Меркури
Модель двигателя | Характеристики АКБ, рекомендуемые производителем двигателя | С жидким электролитом | AGM |
Двухтактные | |||
6-60 л.с | CCA 350 А (MCA 465 А) | 24M4 | 8A24M |
75-125 л.с | CCA 450 А (MCA 525 А) | 24M5 | 8A24M |
Модели V6 | CCA 490 А (MCA 630 А) | 24M5 | 8A24M |
Модели OptiMax | CCA Минимум 800 А (MCA 1000 А) | 24M7 | 8A31DT |
Четырехтактные | |||
9.9 – 25 л.с. | CCA 350 А (MCA 465 А) | 24M4 | 8A24M |
30 — 115 л.с | CCA 350 А (MCA 750 А) | 24M5 | 8A24M |
Verado | |||
135 / 150 / 175 / 200, Verado L4, 200 / 225 / 250 / 275 / 300 Verado L6 | MCA 800 А минимум. Минимальное значение RC25 135 мин. | — | 8A24M |
Стартовые аккумуляторы рекомендуемые для подвесных лодочных моторов Suzuki
Подобрать аккумулятор для мотора Сузуки
Модель двигателя | Характеристики АКБ, рекомендуемые производителем двигателя | С жидким электролитом | AGM |
DF9.9 / 15 — DF25V | CCA 330 А или больше RC25 70 минут или больше С20 40 Ач или больше | 24M5 | 8A24M |
DF25 — DF50 DF40 — DF50 | CCA 389 А или больше RC25 115 минут или больше С20 70 Ач или больше | 24M7 | 8A24M |
DF60 — DF70 DF90 / 115 — DF140 DF150 — DF175 | CCA 512 А или больше С20 100 Ач или больше | DP31DT | 8A31DT |
DF200 / 225 / 250 /250SS | CCA 670 А или больше RC25 190 минут или больше С20 100 Ач или больше | DP31DT | 8A31DT |
DF300 | CCA 770 А или больше RC25 239 минут или больше С20 130 Ач или больше | 24M7 две штуки | 8A24M две штуки |
Аккумуляторные батареи работают надежно и служат долго только, если за ними следят и своевременно заряжают
Причем для гелевых, AGM, жидко-кислотных и LiFePO4 аккумуляторов ток, напряжение и алгоритм зарядки должны быть разными. Однако многие владельцы катеров не имеют опыта и желания вникать в такие технические тонкости. Как следствие, недозарядка, сульфатация, потеря емкости и регулярная замена дорогих аккумуляторов.
Поддерживать аккумуляторы в заряженном состоянии помогут специально созданные для катеров устройства
Источник