Ямаха с лодочными аккумуляторами

Как правильно выбрать аккумулятор для лодочного мотора

Лодка становится важным элементом современной охоте и рыбалке. В простом исполнении покупается надувная модель. Те, кто решил серьезно отдаться делу и обладает ресурсами, выбирают небольшие суда. Катера, лодки и яхты оснащены электрическим лодочным мотором – основной движущей силой. Однако для плавания нужен не только двигатель, но и лодочный аккумулятор. Он обеспечивает работу электрических приборов, навигации и др. Аккумулятор для лодки не менее важен, чем для автомобиля. При покупке нужно понимать специфику АКБ и особенности использования – только так удастся избежать проблем. В этой статье ответим на вопрос какой лодочный аккумулятор нужен под ваши требования.

Виды лодочных аккумуляторов по типу батарей

Без электрического мотора невозможна рыбалка троллинг – она ведется рядом с берегом. Используя ДВС трудно добиться скорости движения в 3-5 км/ч, зато этого можно легко добиться при помощи аккумулятора.

Сегодня широко используются два типа батареи: стартовые и тяговые. Также встречаются универсальные модели, совмещающие оба вида.

Стартерные

Первый тип – стартерные батареи. Такими моделями часто оснащают лодки с двигателями внутреннего сгорания. Среди аналогов они выделяются возможностью кратковременной отдачи значительного объема тока.

Читайте также:  Зарядное устройство сонар не заряжает аккумулятор

Стартерные аккумуляторы разработаны для первоначального запуска мотора, и со своей задачей они справляются как нельзя лучше.

К сожалению, модели обладают не очень большим ресурсом, способным полностью закончиться при длительной работе. Пройдя через определенное число зарядных циклов, аккумуляторы «любят» выходить из строя.

Тяговые аккумуляторы

Второй тип – тяговые. Оборудуется обычно в связке с лодочными электрическими двигателями. Для аккумуляторов свойственна высокая емкость, а в конструктивном плане подобные батареи отличаются от стартовых более толстыми пластинами, расположенными в конвертах-сепараторах. Подобное устройство позволяет им хранить заряд дольше, пока не наступит полная разрядка.

После критической растраты энергии батареи разных марок быстро восстанавливаются. Тяговые модели стоят дороже аналогов, но для использования в циклическом режиме для них нет конкурентов.

Универсальные

Последний тип – универсальные аккумуляторы. При их создании перед разработчиком ставилась задача совместить полезные свойства тяговых и стартерных батарей. Такие системы имеют двойное назначение. При запуске двигателя они поставляют высокий пусковой ток, а дальше выступают в роли источника питания с функцией критической разрядки. Универсальные модели способны заменить собой оба типа аккумуляторов: они позволяют запускать ДВС, подпитывать электрический мотор и всю систему катера.

Свинцовые, литиевые или гелевые

Свинцово-кислотные модели оснащаются пластинами, расположенными в «чехле» из стекла или и пластмассы, залитом кислотным электролитом. Кроме того, что решение часто эксплуатируется в купе со стартовыми АКБ, оно также представлено тяговыми батареями. Недостатки: высок риск выхода из строя.

Выделяются два подвида свинцово-кислотных аккумуляторов. Они отличаются улучшенными характеристиками:

    Устройство AGM аккумулятора

AGM – абсорбированное стекловолокно. В отличие от обычного свинцового аккумулятора, эта модель изготавливается без применения жидкости – при помощи прессованного стекловолокна пористой структуры. Добавление кислоты тут минимально, потому сильно снижен риск сульфатизации электродов. Кроме прочего этот вид батарей считается необслуживаемым – заливать электролит не потребуется. Корпус обустроен герметично и не позволяет кислоте выделяться. Также не допускается возможность образования ржавчины. Однако есть и слабые стороны: чувствительность к перенапряжению, массивность.

  • GEL. Другой подтип аккумулятора для электрического мотора, построенный на свинцовой основе. Внутрь заливается специальная гелевая жидкость, предотвращающая риск протечки. Аналогично с AGM батареи считаются необслуживаемым – не предусматривают никакого ухода. Гелевые модели считаются дорогостоящими и рассчитаны на немного меньшее количество разрядных циклов, несмотря на что они все равно рекомендуются для лодочных моторов.
  • Литиевые (литий-ионные). Популярный вид лодочных моторов. Сепаратор, пропитанный электролитом разделяет электроды.
  • Плюсы:

    1. Большая энергетическая емкость.
    2. Не требовательны в обслуживании.
    3. Низкий уровень самозаряда.

    Минусы. При механических повреждениях могут самовоспламеняться.

    Как выбрать АКБ в зависимости от мощности лодочного мотора

    Покупка аккумулятора – это ответственное дело, к которому нужно подходить с осторожностью. В выборе стоит ориентироваться на критерии:

    Выдаваемая мощностью

    Правило просто: чем ниже внутренне сопротивление батареи, тем дольше без потери емкости он способен показывать постоянность. При покупке модели нужно смотреть на строку reverse capacity (запасенная емкость – эффективная величина, выдаваемая при нагрузке).

    Емкость аккумулятора

    Чем больше емкость батареи, тем больше двигатель сможет проработать при включенном дросселе. Важно: рекомендуется покупать аккумулятор с характеристиками, способными обеспечить работу в течение 1 часа и более. Иначе токи отдачи будут слишком чувствоваться – он выйдет из строя раньше и проработает меньше (напряжение слишком быстро начнет проседать под нагрузкой).

    Требования к емкости зависят от мощности самого двигателя: чем он мощнее, тем больший показатель требуется для работы. Известно, что электрический мотор потребляет около 1А на фунт мощности мотора. Например, для двигателя с выдачей в 25 фунтов, АКБ емкостью 50 Ач хватит на 120 минут при поддержании максимальной скорости. Если не выжимать максимум, то батареи хватит на рыбалку в течение выходных.

    Как узнать скорость разрядки аккумулятора

    Тип и массивность аккумулятора

    В случае с лодочными моторами эффективнее использовать тяговые модели, так как батарея будет регулярно принимать сильные нагрузки, разряжаться – цикловой ресурс становится важным параметром, влияющим на срок службы.

    Рекомендуется, чтобы вес не превышал 20 кг – иначе массивность начинает мешать управлению. Стоит остановиться на необслуживаемом аккумуляторе. Его приходится только заряжать, и лучше, если у модели будет минимальный самозаряд.

    Модели лодочных аккумуляторов 12 вольт

    Некоторые интересные батареи, которые можно найти в магазинах под 12 вольт:

    Deka DP24

    Недорогая модель, средняя стоимость – 8100 тысяч рублей. Аккумулятор хоть по документам и характеризуется как устройство «глубокой разрядки», по схеме больше относится к AGM. Он обладает всеми недостатками технологии: слабо переносит температур, выдерживает недостаточно количество разрядных циклов.

    Емкость модели – 85 А/ч, напряжение 12 В, что уже неплохо. Аккумулятор станет отличным выбором для первой покупки, чтобы разобраться с тонкостями работы тяговой технологии. Хорошо показывает себя с небольшими надувными лодками и не требует обслуживания.

    Minn Kota MK-31-GEL

    Отличное устройство, но цена – 22 тысячи рублей. Аккумулятор полностью герметичен, емкость – 120 А/ч, напряжение – 12В с реальной функцией глубокой разрядки. Производитель давно заявил о себе как о лидере на рынке моторного оснащения. Аккумуляторы их разработки отличаются качеством и функционалом – отличный выбор для мощных двигателей.

    WBR MB 40-12

    Прекрасно подойдёт для лодочных моторов 20-40 л.с. Дешевая модель. Доступен в двух вариантах:

    1. По умолчанию свинцово-кислотный.
    2. Второй вид – гелевый, повышенное сопротивление качке и увеличенный срок службы.

    Прекрасно подойдёт под мотор Yamaha (ямаха) 30 HWCS и подобные.

    1. Емкость АКБ: 40 А*ч.
    2. Пусковой ток: 490 А.
    3. Размеры: 20 см – длина. Ширина 16.6 см. 17 см высота.
    4. Вес: 13.4 кг.
    5. Цена. 6950 р

    Советы по эксплуатации

    Правила пользования лодочным аккумулятором требуют соблюдения норм обслуживания:

    • Производить вмешательства разрешается строго после отключения АКБ;
    • Не рекомендуется применять «крокодилы» для подключения батареи к мотору – лучше надежные крепления;
    • Нужна регулярная проверка соединений, иначе чреваты потери на нагреве, утечки и окисления;
    • Зарядка производится только рекомендуемыми марками зарядных устройств;
    • Выводы батареи не должны замыкаться между собой – короткое замыкание выводит аккумулятор из строя.

    Правила эксплуатации никак не отличаются от требований к пользованию автомобильными аккумуляторами.

    Источник

    Как подобрать аккумулятор для лодочного мотора

    Для запуска лодочного мотора морские стартовые аккумуляторы в течении 5-10 секунд генерируют ток 500 — 1000 ампер. Этого добиваются, устанавливая в них большое количество тонких пластин, обеспечивающих максимальную поверхность контакта с электролитом. Однако такая конструкция не допускает глубокой разрядки аккумулятора, поэтому стартовые батареи не годятся для работы с лодочными электромоторами, помпами и мощной морской электроникой.

    Если один аккумулятор используется для пуска бензинового двигателя и подключения электрического оборудования на катере, выбирайте стартово-тяговую батарею. Она выдерживает разряд током 10 ампер в течении 7 часов и имеет пусковой ток 500 ампер и выше. Стартово-тяговые аккумуляторы часто маркируются символами DP – dual purpose — двойное назначение.

    Запускать мотор способны аккумуляторы любого типа – гелевые, AGM или с жидким электролитом. Но для мощных двигателей, таких как Mercury Verado, подходят только AGM аккумуляторы.

    При покупке аккумулятора, проверяйте, чтобы у выбранной вами батареи оба параметра были не ниже рекомендованных. Использование аккумулятора меньшей емкости создает дополнительную нагрузку для электросистемы лодочного мотора и может повредить ее.

    Емкость аккумулятора С20 – характеризует ток, который аккумулятор может давать в течении 20 часов до тех пор, пока напряжение на клеммах не упадет до 10,5 Вольт. Чем выше емкость, тем дольше батарея способна питать подключенные к ней устройства

    Резервная емкость RC@25 – время в минутах за которое аккумулятор разрядится током 25 А при температуре 27 радусов Цельсия до напряжения 10,5 Вольт

    Морской пусковой ток MCA – ток который новый, полностью заряженный аккумулятор дает в течении 30 секунд при температуре 0 градусов Цельсия. При этом напряжение ячейки аккумулятора не опускается ниже 1,2 Вольт

    Ток холодного пуска CCA – то же самое, что MCA, но при температуре -18 градусов Цельсия

    Например, для лодочного мотора Ямаха 40 производитель рекомендует аккумулятор со следующими характеристиками: ССА – 245 А MCA – 323 A RC@25 – 52 минуты. Такими параметрами обладает аккумулятор DEKA 24M7 или DEKA Intimidator 8A24M

    Для лодочного мотора Honda 20 подойдет аккумулятор емкостью 35 Ач и током холодного пуска (ССА) – 270 А. Это может быть аккумулятор DEKA 24M5 или DEKA Intimidator 8A24M.

    Стартовые аккумуляторы рекомендуемые для подвесных лодочных моторов Yamaha

    Подобрать аккумулятор для мотора Ямаха

    Модель двигателя Характеристики АКБ, рекомендуемые производителем двигателя С жидким электролитом AGM
    Двухтактные
    50 л.с. и менее CCA 245 А (MCA 323 А) RC25 52 мин DP24
    60 -200 л.с, карбюратор, 2.6L 150-200 EFI 380 CCA (MCA 502 А) RC25 124 мин 24M7
    3.1 L 200-250hp EFI 512 CCA (MCA 675 А) RC25 182 мин 27M6
    150-300 HPDI 3.1L & 3.3L 512 CCA (MCA 675 А) RC25 182 мин 27M6 8A27M
    Четырехтактные
    F8A, F9, T9.9, F15, F20, F25 245 CCA (MCA 323 А) RC25 52 мин 24M4 8A24M
    F30, F40, F50, T50, F60, T60, F75, T75, F90 F/FL115 380 CCA (MCA 502 А) RC25 124 мин 24M7 8A24M
    F/LF150, 3.3L F/LF200, 3.3L F/LF225, 3.3L F/LF250 512 CCA (MCA 675 А) RC25 182 мин 24M7 8A24M
    2.8L VF150, F175, F/LF200, 4.2L VF200/225/250, 4.2L F/LF225, 4.2L F/LF250, 4.2L F/LF300 680 CCA (MCA 770 А) RC25 160 мин 27M6 8A31DTM
    F/LF350 700 CCA (MCA 900 А) RC25 170 мин 27M6 8A31DTM

    Стартовые аккумуляторы рекомендуемые для подвесных лодочных моторов Honda

    Подобрать аккумулятор для мотора Хонда

    Хонда

    Модель двигателя Характеристики АКБ, рекомендуемые производителем двигателя С жидким электролитом AGM
    BF8D, BF9.9D, BF15D, BF20D CCA 270 А (MCA 350 А) С20 35 Ач 24M5 8A24M
    BF25A, BF30A, BF25D, BF30D, BF40A, BF50A CCA 420 А (MCA 546 А) С20 65 Ач 24M7 8A24M
    BF40D, BF50D CCA 582 А (MCA 756 А) С20 65 Ач 27M6 8A31DT
    BF75A, BF90A CCA 550 А (MCA 715 А) С20 70 Ач 24M7 8A27M
    BF75D, BF90D CCA 582 А (MCA 756 А) С20 65 Ач 24M7 8A31DT
    BF115A, BF115D, BF130A, BF135A, BF150A CCA 622 А (MCA 809 А) С5 64 Ач С20 80 Ач 27M6 8A31DTM
    BF200A, BF225A CCA 800 А (MCA 1040 А) С5 95 Ач С20 110 Ач 27M6 8A31DTM

    Стартовые аккумуляторы рекомендуемые для подвесных лодочных моторов Mercury

    Подобрать аккумулятор для мотора Меркури

    Модель двигателя Характеристики АКБ, рекомендуемые производителем двигателя С жидким электролитом AGM
    Двухтактные
    6-60 л.с CCA 350 А (MCA 465 А) 24M4 8A24M
    75-125 л.с CCA 450 А (MCA 525 А) 24M5 8A24M
    Модели V6 CCA 490 А (MCA 630 А) 24M5 8A24M
    Модели OptiMax CCA Минимум 800 А (MCA 1000 А) 24M7 8A31DT
    Четырехтактные
    9.9 – 25 л.с. CCA 350 А (MCA 465 А) 24M4 8A24M
    30 — 115 л.с CCA 350 А (MCA 750 А) 24M5 8A24M
    Verado
    135 / 150 / 175 / 200, Verado L4, 200 / 225 / 250 / 275 / 300 Verado L6 MCA 800 А минимум. Минимальное значение RC25 135 мин. 8A24M

    Стартовые аккумуляторы рекомендуемые для подвесных лодочных моторов Suzuki

    Подобрать аккумулятор для мотора Сузуки

    Модель двигателя Характеристики АКБ, рекомендуемые производителем двигателя С жидким электролитом AGM
    DF9.9 / 15 — DF25V CCA 330 А или больше RC25 70 минут или больше С20 40 Ач или больше 24M5 8A24M
    DF25 — DF50 DF40 — DF50 CCA 389 А или больше RC25 115 минут или больше С20 70 Ач или больше 24M7 8A24M
    DF60 — DF70 DF90 / 115 — DF140 DF150 — DF175 CCA 512 А или больше С20 100 Ач или больше DP31DT 8A31DT
    DF200 / 225 / 250 /250SS CCA 670 А или больше RC25 190 минут или больше С20 100 Ач или больше DP31DT 8A31DT
    DF300 CCA 770 А или больше RC25 239 минут или больше С20 130 Ач или больше 24M7 две штуки 8A24M две штуки

    Аккумуляторные батареи работают надежно и служат долго только, если за ними следят и своевременно заряжают

    Причем для гелевых, AGM, жидко-кислотных и LiFePO4 аккумуляторов ток, напряжение и алгоритм зарядки должны быть разными. Однако многие владельцы катеров не имеют опыта и желания вникать в такие технические тонкости. Как следствие, недозарядка, сульфатация, потеря емкости и регулярная замена дорогих аккумуляторов.

    Поддерживать аккумуляторы в заряженном состоянии помогут специально созданные для катеров устройства

    Источник

    Оцените статью