Высота аккумулятора с клеммами или без
1. Определите необходимые параметры аккумулятора для вашего автомобиля:
— габаритные размеры
— полярность (прямая или обратная)
— тип корпуса (европейский или азиатский) и типоразмер
— тип крепления (верхнее или нижнее)
— емкость
— пусковой ток
Для определения необходимых параметров можно воспользоваться сервисом подбора АКБ по марке автомобиля, однако следует помнить, что содержащаяся в них информация собирается из разных источников, и не исключена вероятность ошибки.
Надежнее всего посмотреть на тот аккумулятор, который уже установлен в автомобиле, особенно если он стоит там с завода.
Чтобы узнать габаритные размеры, запишите модель своего аккумулятора и найдите ее в интернете. Можете также самостоятельно измерить аккумулятор и заодно оценить, поместится ли в автомобиль АКБ немного большего размера.
Чтобы определить полярность аккумулятора, разверните его так, чтобы длинная сторона, на которой расположены клеммы (токовыводы), находилась ближе к вам. Если отрицательный токовывод («минус») при этом окажется справа, то полярность прямая, если слева, то обратная. В маркировке и описании технических характеристик аккумуляторов прямая полярность может также обозначаться буквой R (от англ. Right — «правый») или цифрой 1, обратная — буквой L (от англ. Left — «левый») или цифрой 0. К сожалению, с буквой R может возникнуть путаница, т. к. у аккумуляторов, предназначенных для американского рынка (например, фирмы Optima) R, наоборот, обозначает обратную полярность (от англ. Reverse — «обратный»).
Легче всего определить тип корпуса. Если клеммы (токовыводы) «утоплены» в корпус (т. е. верх клемм находится на одном уровне с верхом корпуса аккумулятора), то это европейский тип АКБ, если же токовыводы выступают над корпусом аккумулятора, то это азиатский тип АКБ. Некоторые аккумуляторы, рассчитанные на автомобили американского происхождения, имеют боковые клеммы под резьбу.
Тип корпуса и габаритные размеры определяют типоразмер аккумулятора. Аккумуляторы азиатского типа имеют типоразмеры B19, B24, D20, D23, D26 и D31. Буква «B» означает, что ширина аккумулятора составляет 13 см, буква «D» — 17.5 см. Число после буквы соответствует длине аккумулятора. Высота у азиатских аккумуляторов одинаковая — 22 см, в т. ч. 20 см — сам корпус и 2 см — клеммы. Таким образом, если аккумулятор относится к типоразмеру D23, его длина будет 23 см, ширина — 17.5 см, высота с клеммами — 22 см.
Типоразмеры аккумуляторов европейского типа обозначаются L1, L2 и т. д. до L6. Каждый из типоразмеров имеет аналог меньшей высоты, к его обозначению добавляется буква «B»: LB1, LB2, LB3 и т. д. Высота стандартного аккумулятора составляет 19 см, «низкого» — 17.5 см. Ширина всех АКБ европейского типа стандартная — 17.5 см, а вот длина различается в зависимости от типоразмера. Аккумуляторы L1 и LB1 имеют длину 21 см, L2 и LB2 — 24 см, L3 и LB3 — 28 см, L4 и LB4 — 31 см, L5 и LB5 — 35.5 см, L6 — 39.5 см.
Иногда вместо «азиатского» аккумулятора можно поставить АКБ европейского типа, но при этом возможны проблемы с креплением аккумулятора и затяжкой клемм. Обратная замена тем более не всегда возможна, т. к. с учетом клемм аккумуляторы азиатского типа на 3 см выше, чем европейского, соответственно, они могут просто не войти по высоте, а на некоторых автомобилях может не хватить длины проводов, идущих к клеммам.
Крепление АКБ может быть верхним или нижним. В первом случае аккумулятор прижимается к установочной площадке специальной планкой, которая проходит по верху аккумулятора. В каталогах верхнее крепление обозначается B0. При нижнем креплении аккумулятор прижимается к площадке пластиной или скобой, которая цепляется за бортик внизу аккумулятора и затягивается болтом. В зависимости от высоты и места расположения бортика (с торца или с длинной стороны), количества и расположения выемок на бортике нижнее крепление может быть нескольких видов, обозначающихся B1, B3, B13 и т. п. Практически любой аккумулятор с бортиком можно без проблем закрепить верхней планкой.
Емкость аккумулятора указана непосредственно на наклейке АКБ. Для легковых автомобилей чаще всего это двузначное число от 45 до 90 ампер-часов (может обозначаться Ач или Ah). Нередко приходится сталкиваться с мнением, что нельзя покупать аккумулятор намного большей емкости, чем предусмотрено производителем — якобы он не будет успевать полностью заряжаться, особенно во время коротких поездок. На самом деле это не так. Если поездки короткие, то недозаряжаться будет любой аккумулятор. Учитывая, что в морозы емкость аккумулятора снижается в 2-2.5 раза, для эксплуатации в условиях сибирских зим наличие запаса по емкости, наоборот, крайне желательно. Данный вопрос подробно разобран в статье Можно ли ставить на автомобиль аккумулятор большей емкости.
Пусковой ток также почти всегда указывается на самом аккумуляторе. Как правило, это трехзначное число (для автомобильных АКБ — не меньше 300 ампер); у батарей большой емкости пусковой ток может превышать 1000 А. Как и в случае с емкостью, чем больше пусковой ток, тем проще будет завести автомобиль зимой, и из-за повышенного пускового тока ничего в машине не «сгорит». В то же время у аккумуляторов с высокими значениями пускового тока есть один немаловажный недостаток (если только они не изготовлены по технологии AGM или EFB). Для обеспечения высоких значений пускового тока требуется как можно большая площадь соприкосновения пластин электродов с электролитом, а это достигается за счет увеличения количества пластин и, соответственно, уменьшения их толщины. Очевидно, что более тонкие пластины в большей степени подвержены коррозии и деформации.
2. Постарайтесь определиться, аккумулятор какого типа вам нужен. Для автомобилей с системой «старт-стоп» следует выбирать между аккумуляторами, изготовленными по технологии EFB и AGM. Последние существенно дороже, но и обладают большим ресурсом (см. статьи Аккумуляторы EFB и Гелевые аккумуляторы vs аккумуляторы AGM). В общем случае необходимо выбирать между малосурьмянистыми АКБ (самые недорогие, требуют частого контроля уровня электролита), кальциевыми (не требуют обслуживания, но наиболее уязвимы к глубоким разрядам) и гибридными (компромиссный вариант, желательно периодическое обслуживание), см. статью Какой аккумулятор лучше.
3. Составьте список («шорт-лист») производителей и/или марок АКБ, которые вы готовы рассматривать. При выборе следует ориентироваться как на свой личный опыт и опыт непосредственных знакомых, так и на результаты тестов и отзывы, опубликованные в интернете. При этом не стоит безоговорочно верить всему написанному — так или иначе, многие впечатления и даже результаты тестов субъективны.
4. Предварительно определитесь с бюджетом. Аккумуляторы могут стоить от 2.5 тысяч за простые варианты отечественного производства до 25-30 тысяч за топовые батареи ведущих зарубежных производителей. Какой бы вариант вы не рассматривали, почти всегда можно «добавить еще 300 рублей и взять еще немного получше», поэтому будет проще, если вы предварительно определитесь с суммой, которую готовы потратить на аккумулятор, и будете выбирать оптимальный АКБ уже в пределах этой суммы.
5. Посмотрите, какие АКБ с заданными параметрами из вашего шорт-листа есть в наличии в магазинах (интернет-магазинах) города. Если подходящие варианты не найдены, расширьте шорт-лист либо увеличьте бюджет. Уменьшение стоимости аккумулятора за счет снижения емкости или пускового тока крайне нежелательно.
Источник
Размеры автомобильного аккумулятора
Отправляясь в магазин за АКБ, многие автовладельцы в первую очередь смотрят на такие параметры, как ёмкость (А/ч), ток пуска, дату изготовления. И это правильно. Но нельзя забывать и о мелочи, а именно габаритных размерах автомобильного аккумулятора. Попытайтесь поставить АКБ, используемую в японских машинах, на авто, произведённое в Европейском Союзе: у вас ничего не выйдет. И всё дело не только в типе клемм или полярности. Неудача будет обусловлена именно габаритами изделия. Так какие же размеры аккумулятора наиболее ходовые в мире и как они связаны с иными параметрами?
Размеры АКБ
Число штатных габаритов, предлагаемых рынком, достаточно велико. При этом в разных частях света требования к типоразмерам автомобильных аккумуляторов совсем не похожи. В Европе свои стандарты, в Азии свои, и североамериканский континент использует совсем другие варианты конструкции. А вот в Южной Америке выпускают аккумуляторы, которые можно смело устанавливать как на европейские, так и на отечественные автомобили.
Современные типоразмеры аккумуляторов
Что касается автомобилей из Азии, здесь всё связано со стремлением производителей к выпуску машин, где подкапотное пространство максимально уплотнено. Это вынудило конструкторов комплектовать технику высокими, но узкими и короткими батареями. Поэтому, покупая авто из Кореи либо Японии, имейте в виду, что после окончания срока эксплуатации родной АКБ на замену придётся подыскивать только фирменное изделие.
У североамериканских батарей свои заморочки. Дело в том, что клеммы находятся не вдоль наиболее длинной стороны, а на боку. Помимо этого они ещё и могут быть снабжены внутренней резьбой. И если вы стали владельцем машины, произведённой на североамериканском континенте, то аккумуляторы, реализуемые на территории РФ, вряд ли подойдут к данному авто. В таких случаях не рекомендуется заниматься самодеятельностью: целесообразнее заказать оригинальную АКБ. Попытки слепить что-то своё зачастую заканчиваются печально: плохой контакт между клеммой и проводом может привести к искрообразованию, что чревато возникновением пожара.
Высота аккумулятора с клеммами и без
Контакты батареи тоже важный момент. Здесь большую роль играет их расположение, размеры. Если брать в расчёт европейские, российские и южноамериканские модели изделий, то клеммы могут быть расположены разными способами:
- прямая полярность: справа «минус» («масса»), слева «плюс»;
- обратная полярность подразумевает противоположное расположение клемм.
Чтобы правильно выяснить полярность, достаточно батарею повернуть к себе фирменной наклейкой. Если не посчастливилось и в вашем распоряжении оказалась батарея с не таким, как надо, расположением клемм, можно (но не рекомендуется) нарастить провод. В подобном случае целесообразнее подыскать на авторынке или в магазине цельный кабель нужной длины.
Интересно: изредка в продаже попадаются АКБ с клеммами по диагонали или по центру корпуса. Их можно ставить почти на все машины. Форма, размер аккумуляторных контактов тоже бывают разными. Чаще всего они имеют вид конуса. Автомобильные наконечники проводов соответствуют такой конструкции. При этом верхний диаметр «минуса» по размеру чуть уступает «плюсу». Кроме этого конусные клеммы могут быть маленькими, что характерно для продукции японского автопрома. Существуют и более экзотические варианты:
- под винтовое крепление;
- под болт;
- в виде уголка.
При покупке АКБ стоит обращать внимание на высоту аккумулятора с клеммами или без. На большинстве батарей пробки или крышки банок расположены на более высокой части, которая выше контактов. Поэтому их соприкосновение с капотом невозможно. Однако есть модели, где верхняя часть корпуса не в виде ступеньки, а совершенно плоская. В этом случае тщательно измерьте высоту контактов на родной АКБ, чтобы не допустить их замыкания через капот автомобиля.
Ещё один важный нюанс: речь идёт о креплении батареи к кузову машины. Многие совершают ошибку, никак не закрепляя батарею. А это чревато:
- сокращением срока эксплуатации из-за тряски и вибраций;
- возможным выливанием кислоты при ДТП, что опасно для здоровья.
Поэтому, приобретая батарею, обратите внимание на возможность её фиксации. Если АКБ крепится через верх, то причин для волнений нет, можно покупать любую. Но некоторые (например, на ВАЗ2108-2105) крепятся посредством специального выступа снизу, который есть не на каждой батарее.
Габаритные таблицы
Габаритные размеры автомобильных аккумуляторов напрямую связаны с ёмкостью. По этому признаку их и разделяют в первую очередь. Далее рассмотрены размеры изделий в зависимости от континента, где они выпускаются.
Европа
АКБ, выпущенные в государствах Евросоюза, имеющие ёмкость 40–70 А/ч, обладают следующими габаритами:
- длина: 175–242 мм;
- ширина: 175 мм;
- две высоты: 175 и 190 мм.
В последнем случае имеется в виду расстояние от дна изделия до основания клемм и до наивысшей плоскости, где расположены пробки либо крышка банок.
Таблица габаритов аккумулятора для авто
Ёмкость (А/ч) | Размеры (мм): длина, ширина и высота |
---|---|
42 | 175х175х190 |
44 | 207х175х175 |
52 | 207х175190 |
60 | 242х175х190 |
61 | 242х175х175 |
62 | 242х175х190 |
63 | 242х175х190 |
Европейские батареи, имеющие ёмкость 70–225 А/ч, имеют следующие габариты:
- длина: 278–518 мм;
- ширина: 175–240 мм;
- высота: 175–242 мм.
Таблица размеров аккумуляторов для авто
Ёмкость (А/ч) | Размеры (мм): длина, ширина и высота |
---|---|
72 | 272х175х175 |
74 | 278х175х190 |
77 | 278х175х190 |
80 | 315х175х175 |
95 | 353х175х190 |
100 | 353х175х190 |
110 | 390х175х190 |
140 | 513х189х223 |
180, 200 и 225 | 518х240х242 |
Батареи малой ёмкости, выпускаемые в Корее, Японии, Китае, Таиланде, имеют следующие типоразмеры:
- длина: 187–261 мм;
- ширина: 127–175 мм;
- высота: 190–227 мм.
Таблица габаритных размеров автомобильных аккумуляторов
Ёмкость (А/ч) | Размеры (мм): длина, ширина и высота |
---|---|
35 и 40 | 187х127х227 |
45 | 238х129х227 |
60 | 232х173х225 |
65 | 232х173х190 |
70 | 261х175х220 |
АКБ, выпускаемые азиатскими компаниями и обладающие ёмкостью 90–120 А/ч, имеют фиксированную длину, ширину и высоту: 306, 173, 225 мм соответственно. В ряде случаев возможна замена азиатской батареи на европейскую и наоборот. Но тогда необходимо вооружиться рулеткой и тщательно измерить не только габариты самого корпуса, но и высоту клемм.
Самый лучший вариант при покупке батареи – купить точно такую же. Если нет возможности, принесите свою как образец или попросите продавца, чтобы он разрешил примерить изделие к вашей машине. Кроме того, можно воспользоваться приведёнными выше таблицами.
Источник