- Всё об автомобильных аккумуляторах
- Устройство Аккумулятора
- Конструкция АКБ
- Совершенствование конструкции АКБ
- Основные технические параметры
- Саморазряд батареи
- Маркировка АКБ
- Примеры маркировки
- Всё про аккумуляторы для легковых автомобилей
- Функции автомобильного аккумулятора
- Что собой представляет аккумулятор?
- Малосурьмянистые, кальциевые и гибридные
- Типы АКБ: с жидким и гелевым электролитом
- Емкость аккумулятора
- Ток холодной прокрутки
- Обслуживаемость аккумулятора – что это?
- Полярность
- Конфигурация корпуса: Европа или Азия?
- Выводные клеммы: типы и размеры
- Крепление аккумулятора
- Стандартизация и маркировка
Всё об автомобильных аккумуляторах
Из этой статьи вы узнаете всю необходимую информацию об устройстве, выборе и эксплуатации автомобильных аккумуляторов.
Двигатель автомобиля принято сравнивать с сердцем человека, это сопоставление верно не только по причине их значения. Для работы им необходимо электричество и если в сердце его генерирует синоатриальный узел в одном из предсердий, то для двигателя внутреннего сгорания необходим аккумулятор. Его используют для запуска силового агрегата и в качестве дополнительного источника питания бортовой электросистемы. Для автомобиля АКБ можно считать расходным материалом по причине ограниченности срока службы. Продолжительность эксплуатации зависит от грамотного выбора, условий работы и обслуживания. Что же такое аккумуляторная батарея и что должно стоять в вашем автомобиле? Как продлить ей жизнь и по каким причинам АКБ выходит из строя?
Устройство Аккумулятора
На изображении обозначены базовые элементы автомобильного АКБ.
Расшивровка обозначений:
- корпус;
- отрицательный электрод (пластина);
- сепаратор;
- положительный электрод (пластина);
- баретка;
- опорные призмы;
- крышка;
- пробка заливного отверстия;
- положительный вывод;
- межэлементная перемычка (соединительный мостик);
- отрицательный вывод
Конструкция АКБ
Автомобили комплектуются стартерными аккумуляторами свинцово-кислотного типа. Их конструкция постоянно совершенствуется, но общее остается неизменным — в основе автомобильного аккумулятора батарея с напряжением 2 В.
Выпускаются несколько типов АКБ по данному критерию:
- 6В — применяются на сверхлегкой технике;
- 12В — устанавливаются на легковых автомобиля всех типов и грузовой технике с бензиновыми двигателями;
- 24В — предназначены для тяжелых грузовиков.
Несложно догадаться, что в АКБ используется определенное число батарей — соответственно 3, 6 и 12, соединенные последовательно.
Свинцово-кислотный аккумулятор в 2009 году отметил свое 150-летие, это наиболее распространенный тип АКБ, принцип действия которого основан на реакции взаимодействия между двуокисью свинца и свинца, протекающей при контакте с серной кислотой определенной концентрации. Когда аккумулятор находится под нагрузкой, свинец на отрицательном электроде окисляется, во время зарядки — идет его восстановление. Современные исследования показали, что в процессе работы АКБ идет более 60 химических реакций разной сложности! Одной из них является электролиз воды, в результате которого происходит потеря растворителя и изменение плотности электролита, поэтому периодически в обслуживаемых аккумуляторах производится добавление воды.
Основным элементом автомобильного АКБ является свинцовый электрод, имеющий решетчатую структуру. Он изготовлен не из чистого свинца, а из сплава, основным дополнительным элементом которого является кальций. Сегодня в рекламе нередко можно встретить термин «кальциевая батарея». Это не более, чем маркетинговый ход, так как этот легкий металл используют при производстве электродов все компании, выпускающие необслуживаемые аккумуляторы. Кальций обеспечивает АКБ высокую устойчивость к закипанию. Среди других элементов, добавляемых в состав свинцового сплава — золото, олово и серебро. Их используют для улучшения антикоррозионных свойств электродов, которые находятся в достаточно агрессивной среде.
Среди основных преимуществ свинцово-кальциевых электродов:
- минимальный уровень саморазряда;
- минимальный расход воды;
- потеря половины емкости в течение полутора лет;
- доступная стоимость производства.
Водители со стажем хорошо знакомы с конструкцией электродов — для детворы советского периода это был главный источник свинца, используемого для выплавки важных и полезных для игр вещей. Решетчатые пластины легкоплавкого металла и есть электроды АКБ.
Несмотря на одинаковую внешнюю структуру отрицательные и положительные электроды современных АКБ производятся по разным технологиям. При производстве отрицательных электродов производители применяют методику просечки листа из свинцового сплава с последующей вытяжкой. Эта технология получила название Expanded Metal и используется всеми компаниями, выпускающими батареи. Отрицательный электрод покрывается активной массой из губчатого свинца.
Положительные электроды производятся по разным технологиям, призванным обеспечить минимальное линейное расширение. Наиболее совершенная методика — вытягивание внутренних жилок свинцового сплава в разных направлениях и фиксация их к жесткой раме. Такая технология получила название Power Frame, она используется в самых современных аккумуляторах. Более простые положительные электроды имеют внутренние жилки, расположенные или в шахматном порядке, или вертикально. Как и отрицательные электроды, они покрываются активной массой, в качестве которой выступает диоксид свинца.
Каждая двухвольтовая батарея состоит из чередующихся пластин положительных и отрицательных электродов, изолированных друг от друга пластиковым сепаратором. Электроды погружены в раствор электролита, который является довольно агрессивным раствором. От протекания его защищает корпус из полиэтилена, который устойчив к воздействию неорганических кислот. Для подключения к энергосистеме автомобиля используются два вывода из свинцового сплава. Особое значение имеет их полярность, «+» может быть расположен как справа, так и слева. Стоит запомнить, что положительный вывод имеет больший диаметр, чем отрицательный. Чтобы не перепутать полюса при подключении используется еще один вариант страховки — проводка выпускается разной длины и если соединить АКБ с энергосистемой корректно не получается, то лишний раз стоит посмотреть — не перепутана ли полярность.
Совершенствование конструкции АКБ
Современные автомобили комплектуются системами безопасности, которые предъявляют повышенные требования к пусковому току АКБ, к устойчивости к глубокому разряду. Это заставляет конструкторов совершенствовать батареи, внедряя новые технологии.
Наиболее популярными из них являются:
- Absorbed Glass Material — удержание электролита с помощью микропористого материала;
- Enhanced Flooded Battery — использование электродов с покрытием из микроволокна;
- Valve Regulated Lead Acid Battery — система вентиляции с клапанами, обеспечивающими герметичность АКБ.
Аккумуляторы AGM называют батареями с нежидким электролитом. Микропористый материал сепаратора не только впитывает кислоту и обеспечивает максимально плотный контакт с электродами. В его структуре всегда остаются свободные полости, в которых происходит рекомбинация газов, образующихся в результате электролиза воды. В результате не требуется доливка растворителя, что увеличивает срок эксплуатации батарей.
Среди других преимуществ конструкции аккумуляторов с адсорбированным электролитом:
- хорошая проводимость сепаратора из стекловолокна;
- низкое внутреннее сопротивление;
- способность отдавать более высокие токи;
- повышенная плотность пакетов не дает осыпаться активной массе;
- устойчивость к глубоким разрядам;
- АКБ работает при любом положении в пространстве;
- увеличенный срок эксплуатации.
Сегодня батареи AGM устанавливают на автомобилях с системами «Старт-стоп», потребляющих большое количество электричества, а также на машинах спецназначения, укомплектованных большим количеством электрооборудования. Большинство экспертов сходятся во мнении, что в ближайшем будущем аккумуляторы этого типа вытеснят АКБ с жидким электролитом на всех автомобилях.
Аккумулятор EFB имеет более массивные свинцовые электроды, каждый из которых помещен в пакет из микроволокна. Такая конструкция обеспечивает плотное прилегание к поверхности пластины, что гарантирует устойчивость к глубоким разрядам.
Среди других преимуществ данной технологии:
- увеличенный ресурс;
- пониженная коррозионная активность электролита;
- используется в 3 раза меньше электролита;
- скорость зарядки увеличена на 45%;
- в зависимости от модели параметры пускового тока выше на 30–50%, чем у обычных АКБ;
- работают в широком температурном диапазоне;
- имеют более низкую стоимость, чем AGM-батареи.
Аккумуляторы EFB изначально разрабатывались для техники с системой «старт-стоп» и могут использовать на современных моделях автомобилей.
Аккумуляторы VRLA не являются таким прорывом в производстве батарей, как AMG или EFB. Это усовершенствованная классика, в которой решена проблема понижения уровня воды в процессе электролиза. За счет установки клапанов обеспечивается герметичность системы, в результате газы, выделяющиеся при образовании электричества, взаимодействуют между собой с образованием воды. Лишь при критическом значении давления газов, которые бывают при высоком напряжении разряда, клапана срабатывают, обеспечивая безопасность системы. Такие АКБ имеют увеличенный эксплуатационный ресурс.
Основные технические параметры
При выборе АКБ необходимо руководствоваться техническими характеристиками оборудования. К числу основных рабочих параметров батареи относятся:
- ёмкость — максимальное количество электричества, которое АКБ отдает при разрядке до предельно допустимого значения. Измеряется в ампер-часах, чем больше это значение, тем дольше будет работать АКБ без дополнительной зарядки. Существует прямая зависимость между емкостью и температурой залитого электролита, режима разряда и силы тока разряда, конструкции электродов и степени изношенности. Для легкового автомобиля с двигателем объемом 1,6 л оптимальным будет аккумулятор 55 А-ч, для кроссовера с двигателем 2 л — 66 А-ч, на среднетоннажные грузовики устанавливают батарею емкостью 90 А-ч;
- ток холодной прокрутки — величина тока, которую способен выдать аккумулятор на стартер в момент запуска. Это ключевой параметр для регионов с большим количеством холодных дней в году. Он зависит от технологий изготовления АКБ, материалов электродов и степени их износа. Наибольшие пусковые токи у аккумуляторов, разработанных для дизельных двигателей. В процессе эксплуатации ток холодной прокрутки уменьшается, так как не является постоянной величиной. Определяется при температуре -18ºС путем разрядки на протяжении 30 секунд пусковыми токами;
- степень заряженности — определить этот параметр можно по плотности электролита, напряжению, которые сопоставляют с паспортными данными АКБ;
- внутренне сопротивление — учитывает сопротивление всех внутренних элементов АКБ, возрастает с уменьшением величины заряда и понижением температуры; электродвижущая сила — напряжение на клеммах АКБ без внешней нагрузки, возрастает с увеличением плотности электролита и температуры. Анализ этой характеристики позволяет определить замыкание пластин;
- полярность АКБ — выпускается два типа батарей, оба имеют увеличенный диаметр положительного вывода;
- технологическое исполнение — в зависимости от конструктивных особенностей выделяют три вида АКБ: обслуживаемые, необслуживаемые, мало обслуживаемые. Наиболее распространенный тип — малообслуживаемые, они нуждаются в периодическом доливании электролита и поддержании его оптимальной плотности. Необслуживаемые аккумуляторы постепенно завоевывают рынок, не нуждаются в доливке электролита, но имеют высокую стоимость. В обслуживаемых аккумуляторах, которые сегодня практически не выпускаются, регулярно меняется электролит и периодически — банки.
Аккумуляторы могут различаться по массе и размерам, срок эксплуатации большинства моделей ограничивается 3-4 годами. При правильном уходе за батареей время ее службы можно продлить до 6-7 лет.
Саморазряд батареи
В процессе простоя аккумулятора происходит постепенное падение емкости, этот процесс получил название саморазряд. В магазинах полностью заряженные АКБ хранятся не более года. Происходит самостоятельная разрядка емкости из-за электрохимических процессов, протекающих на электродах. Основной компонент свинцового сплава, из которого созданы отрицательные электроды, довольно активно взаимодействует с серной кислотой. Происходит выделение водорода, а количество свинца в сплаве постепенно уменьшается.
В работающем аккумуляторе на поверхности образуется токопроводящая пленка из смеси пыли, воды и выделяющегося электролита. Это создает максимально благоприятные условия для саморазряда, поэтому рекомендуется держать АКБ в чистоте.
Падение емкости имеет ряд особенностей, знание которых позволит снизить темпы и величину саморазряда:
- чем чище серная кислота и дистиллированная вода, используемые при приготовлении электролита, тем ниже саморазряд, по этой причине не рекомендуется использовать загрязненную серную кислоту, используемую в промышленности;
- темпы саморазряда падают с понижением температуры, при отрицательных температурах падение емкости практические не идет, поэтому рекомендуется хранить АКБ в соответствующих условиях;
- увеличивает темпы саморазряда глубокий разряд АКБ;
- чем больше срок эксплуатации аккумулятора, тем интенсивнее становится саморазряд и требуется внимание на обслуживание АКБ.
Саморазряд — естественное явление, но темпы его различны. Оптимальным значением является падение емкости на 1% в течение суток.
Маркировка АКБ
Как чтение этикеток помогает энологам подобрать восхитительное вино для своей коллекции, так и маркировка АКБ дает возможность приобрести оптимальный вариант батареи для своего автомобиля. Несмотря на наличие международных стандартов, производители используют свою маркировку, которая отличается на разных континентах. Умение разбираться в маркировке поможет извлечь информацию, на которой продавец не хочет акцентировать внимание и которая может быть актуальной в процессе эксплуатации.
Примеры маркировки
На каждом аккумуляторе вы найдете маркировку, расшифровать которую вы можете с помощью приведенных ниже алгоритмов.
Источник
Всё про аккумуляторы для легковых автомобилей
Аккумулятор (аккумуляторная батарея или АКБ) – один из основных узлов автомобиля. Как и все сложные устройства, аккумуляторы периодически выходят из строя и нуждаются в замене. В этой статье будут рассмотрены все вопросы, интересующие автолюбителей, приобретающих аккумулятор для своего автомобиля.
Функции автомобильного аккумулятора
Три функции, которые выполняет аккумулятор в вашем автомобиле:
- подача энергии на стартер для запуска двигателя;
- питание электроприборов автомобиля, когда двигатель выключен (например, сигнализации, освещения и т. д.);
- подача энергии во время повышенного запроса (например, при включенном кондиционере), когда мощности генератора недостаточно.
Что собой представляет аккумулятор?
Для всех легковых автомобилей используются АКБ с номинальным напряжением 12 В, состоящие из шести 2-вольтовых элементов, соединенных в единую батарею.
Внутри каждого элемента находится электролит – раствор серной кислоты в воде. В электролит погружены решетки из свинцового сплава, в которые впрессовано активное вещество. В современных АКБ используется сплав свинца с сурьмой и/или металлическим кальцием, повышающими устойчивость к коррозии. Решетки разделены пористыми изоляторами, предотвращающими короткое замыкание.
При подключении энергопотребляющих приборов внутри батареи оксид свинца и серная кислота вступают в реакцию, в результате которой происходит выделение энергии, а свинцовые контакты покрываются слоем сульфата свинца. Сера из электролита расходуется на образование сульфата, процент серной кислоты в растворе снижается и аккумулятор разряжается. В процессе зарядки происходит обратная реакция, в результате которой восстанавливается плотность электролита.
Малосурьмянистые, кальциевые и гибридные
В современных АКБ уже не используются свинцовые пластины, как в их старых предшественниках. Для увеличения срока службы аккумулятора в свинец добавляются лигатуры: сначала это была сурьма, затем процентное содержание сурьмы уменьшили, создав малообслуживаемые аккумуляторы. В более новых моделях стал использоваться металлический кальций, которым покрывают пластины анода и катода, а затем появились гибридные аккумуляторы, в которых кальциевые лигатуры есть только на аноде, а катод изготовлен из малосурьмянистого свинца.
Огромным плюсом кальциевых аккумуляторов стала возможность уменьшить потери воды во время заряда: если раньше электролиз воды начинался на 12 вольтах, то добавки кальция позволили поднять возможное напряжение до 16 вольт. Таким образом, при перезаряде вода не «выкипает», а значит, не требуется долив.
Однако, кальциевые АКБ имеют и существенный минус: они крайне чувствительны к полному разряду, в результате которого на катоде образуется слой сульфата кальция, не разлагающегося в процессе зарядки, в отличие от сульфата свинца. В итоге, кальциевый аккумулятор требует тщательно отлеживать уровень заряда.
Преимущества кальциевых аккумуляторов перед малосурьмянистыми позволили создать необслуживаемые модели, а в комбинированных был устранен один из главных недостатков кальциевых, так как на плюсовом электроде есть только сурьмянистая лигатура.
Кальциевые аккумуляторы обозначаются на корпусе как Ca — Ca , а гибридные как Ca +.
Маркировка гибридного аккумулятора с пометкой Са+
Типы АКБ: с жидким и гелевым электролитом
На сегодняшний день существуют два основных типа аккумуляторов, которые различаются видом электролита.
Жидкостные – всем привычные устройства, в которых, как понятно из названия, электролит представлен в жидком виде. Проблемы их всем известны: необходимость отслеживать уровень электролита, деградация батареи после определенного количества циклов глубокого разряда, сравнительно высокое внутреннее сопротивление. Одним из недостатков были и жесткие правила эксплуатации. Например, такой аккумулятор очень чувствителен к вибрации, его можно было переносить только осторожно, не наклоняя больше чем на 40°. Жидкостные аккумуляторы постепенно уходят в историю по мере появления на рынке новых, более прогрессивных конструкций.
AGM – новое поколение АКБ. Электролит в них находится не в виде свободной жидкости, а пропитывает пористые пластины-сепараторы из стекловолокна. Такая технология дает сразу несколько преимуществ:
- вода из электролита не испаряется: образующиеся при электролизе кислород и водород остаются в пористом материале и снова вступают в реакцию;
- намного меньше внутреннее сопротивление: пропитанная электролитом пористая пластина имеет лучшую проводимость;
- способность выдавать намного большие токи;
- прижатые друг к другу пластины электрода и сепаратора препятствуют отслоению активного вещества с решеток, благодаря чему такой аккумулятор выдерживает намного больше циклов глубокого разряда;
- лучшие эксплуатационные характеристики (меньше страдает от вибрации, можно эксплуатировать в наклонном положении);
- отсутствие необходимости в регулярном доливе электролита;
- безопасность при вскрытии корпуса;
- значительно дольше срок эксплуатации.
Изначально AGM предназначались для автомобилей тяжелых условий эксплуатации с повышенным энергопотреблением. Но автолюбители всё шире используют эту новинку на своих авто, и сегодня жидкостные аккумуляторы уже почти ушли с рынка.
Несмотря на то, что AGM предполагает использование стекловолокна, такие АКБ называют гелевыми, по аналогии с аккумуляторами технологии GEL для некоторых устройств. GEL аккумуляторы не выпускаются для автомобилей, и под понятием «гелевые» обычно подразумевается именно технология AGM .
Строение AGM аккумулятора
Емкость аккумулятора
Одна из главных технических характеристик – номинальная емкость АКБ – это количество электроэнергии, которое полностью заряженный аккумулятор отдает в течение определенного времени. Чем выше этот показатель, тем дольше электроприборы автомобиля смогут проработать на одном заряде.
Емкость измеряется в ампер-часах (Ач, А∙ч, Ah ). Это означает, что, например, аккумулятор емкостью 60 Ач сможет отдавать энергию в 1 ампер в течение 60 часов, или 2 ампера 30 часов и т.д.
Существует также понятие резервной емкости: в течение какого времени аккумулятор при комфортной температуре (25°С) способен давать ток в мощностью 25 А. При этом напряжение будет постепенно снижаться, и конечным (минимальным) считается показатель 10,5 В. Указание резервной мощности впервые появилось на аккумуляторах производства США и постепенно всё чаще используется другими производителями.
Резервная емкость измеряется в минутах. Как правило, при номинальной мощности 60 Ач резервная составляет 90-100 минут – именно в течение этого времени автомобиль может ехать с выключенным (сломанным) генератором.
Для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2 л выбирается, как правило, АКБ емкостью до 60 Ач. Чем больше в автомобиле современного оборудования, тем более мощным должен быть аккумулятор. Как правило, осущесталяя подбор аккумулятора мо марке авто, лучше ориентироваться на рекомендации производителя автомобиля, не превышая рекомендованную емкость более чем на 5 Ач.
Выбор емкости аккумулятора в зависимости от типа автомобиля
Ток холодной прокрутки
Одно из самых ответственных испытаний для аккумулятора – запуск двигателя на морозе, когда моторное масло загустевает, коленвал двигателя проворачивается с трудом и нужно много энергии для стартера.
Пусковой ток (пусковая мощность, ток холодной прокрутки) – это мощность тока, которую может дать АКБ на морозе -18°С в течение первых 30 секунд. Чем выше показатель, тем больше шансов завести автомобиль после холодной зимней ночи. Для легковых автомобилей показатель пускового тока желателен не ниже 255 А для бензиновых и 300 А для дизельных двигателей.
Значения пускового тока определяются по нескольким стандартам:
Украинский стандарт качества ДСТУ соответствует европейским стандартам EN , и именно европейская маркировка учитывается при выборе аккумулятора.
Как правило, АКБ типа AGM дают более высокие показатели пускового тока, за что и ценятся автолюбителями, живущими в холодном климате.
Вопреки распространенному мнению, при установке более мощного аккумулятора стартер не страдает от «чрезмерной» пусковой мощности. Просто во время пуска он сделает больше оборотов, и батарея при этом не разрядится полностью.
Показатель пускового тока зависит от других технических характеристик аккумулятора, и как правило, чем выше этот параметр, тем выше качество самого устройства.
Обслуживаемость аккумулятора – что это?
Все аккумуляторы старого поколения требовали специального техобслуживания: доливки и проверки плотности электролита, проверки герметичности и т.д. Другими словами, все аккумуляторы раньше были именно обслуживаемыми.
Обслуживаемым называется АКБ, у которой есть прямой доступ к элементам батареи через специальные открывающиеся пробки. В процессе эксплуатации (и особенно во время зарядки от зарядного устройства) часть воды разлагается в результате электролиза, образуя водород и кислород. «Закипевший» аккумулятор требовал долива дистиллированной воды приблизительно раз в месяц. Их преимуществом является низкая цена и возможность (гипотетическая) ремонта пластин в случае короткого замыкания. Хотя намного чаще при повреждении одного из отсеков батареи его не ремонтируют, а просто заменяют новым. Недостаток – малая мощность пускового тока, необходимость отслеживать уровень электролита и чувствительность к низким температурам.
Следующее поколение – малообслуживаемые АКБ, выполненные по технологии малосурьмянистых сплавов. Частично они избавлены от недостатков старых моделей: меньше риск короткого замыкания, больше емкость, лучше «поведение» на холоде. Такие аккумуляторы требуют долива воды через определенный пробег, но на порядок реже, чем раньше.
Необслуживаемые – новейшие модели аккумуляторов AGM -типа, как правило, кальциевые или гибридные. Отсутствие жидкого электролита и специальная конструкция самой батареи сделали доливку воды просто ненужной, потому корпус герметично закрыт без возможности какого-либо доступа. Преимущества очевидны: не надо постоянно контролировать состояние, больше емкость и пусковая мощность, более стабильная работа в зимний сезон. А недостатки – более высокие требования к работе электрооборудования, чувствительность к недозаряду, и, конечно, более высокая цена. Сегодня это самый востребованный вид АКБ.
Несмотря на название, все виды аккумуляторов все же нуждаются в регулярных техосмотрах: необходимо поддерживать чистоту корпуса, очищать клеммы от окислов, заряжать при необходимости.
Долив воды в обслуживаемый аккумулятор
Полярность
Полярностью называют расположение выводов контактов аккумулятора, на которые крепятся клеммы автомобиля. Для определения нужно развернуть аккумулятор к себе таким образом, чтобы читались надписи на крышке. В зависимости от того, с какой стороны располагается положительный и отрицательный вывод, различают прямую и обратную полярность:
- слева минус, справа плюс – полярность обратная ( R , европейская или «0»)
- слева плюс, справа минус – полярность прямая ( L , российская или «1»).
Автомобили европейского, американского и азиатского производства рассчитаны на обратную полярность, а выпущенные в РФ – на прямую.
Существуют и более редкие варианты расположения полюсов: на торцевой стороне (в основном для грузовых автомобилей), по диагонали и универсальная.
Этот параметр очень важен: при одинаковых габаритах корпуса неправильно выбранная полярность может сделать аккумулятор непригодным к использованию (провода не достанут до токовыводов). А неправильное подключение выведет из строя электрооборудование.
Конфигурация корпуса: Европа или Азия?
Большинство автомобилей, выпускаемых в Европе, США, Южной Америке и РФ используют европейский тип аккумулятора. А вот японские и корейские автопроизводители идут собственным путем, и на их машины нужны АКБ азиатского типа. Чем они отличаются?
В европейских корпусах контакты располагаются в углублениях корпуса и в некоторых случаях закрываются крышкой корпуса. В корпусах азиатского типа контакты, наоборот, располагаются над крышкой, являясь самой верхней точкой корпуса.
Неправильно выбранный аккумулятор может просто не поместиться под капот: некоторые производители азиатских аккумуляторов указывают габариты без учета контактов.
Выводные клеммы: типы и размеры
Поскольку аккумулятор выдает постоянный ток, при подключении соблюдается полярность: плюс к плюсу, минус к минусу. В качестве дополнительной защиты от ошибок плюсовая и минусовая клеммы делаются разного размера: плюсовая всегда больше в диаметре. Европейские и азиатские корпуса имеют разные стандарты клемм, что нужно учитывать при покупке АКБ:
- по европейским стандартам плюсовая клемма имеет диаметр 19,5 мм, минусовая 17,9 мм. Это так называемые толстые или стандартные клеммы, по европейской классификации маркируются как «зажим цепи «1»;
- в азиатских моделях диаметр будет составлять 12,7 мм и 11,1 мм соответственно у плюсовой и минусовой клеммы. Их обычно называют тонкими, азиатскими или «зажим цепи «3».
Как правило, для обозначения типа клемм указывают только размер плюсовой (большей), и по этой цифре сразу понятно, о чем идет речь.
Существует также американский вариант расположения клемм: на передней стенке корпуса (не на крышке). Такие АКБ используются на автомобилях производства США, часто для внедорожников с мощными двигателями. Клеммы в таком аккумуляторе выполнены в виде отверстий с резьбой под дюймовый болт, в которые вкручиваются контакты автомобильной электросети. Для расширения рынка сбыта американские производители выпускают и аккумуляторы с четырьмя клеммами: боковые американские и стандартные на крышке.
Расположение клемм на передней стенке (американский стандарт)
Аккумуляторы для некоторых американских автомобилей, мотоциклов и скутеров имеют плоские клеммы разной конфигурации. По евростандартам они маркируются как Y с индексом, указывающим на модель клеммы.
Крепление аккумулятора
Устанавливая АКБ, его необходимо закрепить: меньше вероятность, что при сильной встряске он «подпрыгнет» и пострадает. Вибрация наносит непоправимый ущерб, а при закреплении батарея подвержена вибрации в 10 раз меньше.
В зависимости от марки автомобиля, крепление аккумулятора может быть верхним (за прижимную планку) или днищевым, за крепежные пластины (юбки). В соответствии с этим параметром и АКБ должна быть соответствующей: с днищевым креплением или без него.
Тип крепления имеет стандартную маркировку:
- В00 – без днищевого крепления, должен фиксироваться сверху;
- В01 – юбка расположена снизу по широким сторонам корпуса;
- В13 – юбка проходит снизу по периметру корпуса.
Типы днищевого крепления
Даже гелевые аккумуляторы желательно закреплять: хоть они и меньше страдают от вибрации, лучше не оставлять их незафиксированными. Производители АКБ часто предлагают покупателям соответствующий крепеж, как, например, фирма BOSH .
Если конструкция аккумуляторного гнезда предусматривает только верхнее крепление (тип В00), в автомобиль можно установить аккумулятор с любым типом днищевого крепления, при условии совпадения габаритных размеров (длина, ширина, высота).
Соответствие габаритных размеров
А вот в обратном случае это правило не работает: если аккумуляторное гнездо выполнено с днищевым креплением, подбирать нужно батарею с таким же типом фиксации (юбкой).
Стандартизация и маркировка
Теперь, разобравшись с техническими параметрами и осуществляя подбор авто аккумулятора, можно читать маркировку аккумуляторов. Сейчас действуют 4 типа маркировок: европейская, азиатская, российская и американская.
Источник