Возгорание автомобиля от аккумулятора

Возгорание автомобиля от аккумулятора

Пожар в автомобиле. Виноват ли аккумулятор?

16.03.09 | Рубрика: Эксплуатация аккумуляторов. Просмотры: 4 433

Возгорание автомобилей в последнее время стало достаточно распространенным ЧП. Сразу несколько таких случаев, например, произошло на этой неделе в Тобольске.

В гаражном кооперативе «Речник-1» загорелся автомобиль «Хюндай Акцент». И гараж, и автомобиль повреждены огнем по всей площади, соседние боксы и автомобили пожарные спасли от уничтожения. В микрорайоне 7«А» вспыхнул автомобиль ВАЗ-21083, в результате возгорания поврежденный по всей площади. Две рядом припаркованные машины частично пострадали от огня, а еще две пожарные спасли от уничтожения. Наконец, ВАЗ-2110 горел в гаражном кооперативе по улице Ремезова. Огнем поврежден салон, а гараж и рядом стоящий «БМВ» огнеборцам удалось спасти. Причины пожаров предстоит установить специалистам.

Как сообщает 12voltsmagazine.com, наиболее распространенная причина возгорание во время ремонтных работ, это 45% всех автомобильных пожаров. Далее следуют неисправности и переделки бортовой электросети – 35%. Иногда расстроенные «погорельцы» с целью поправить свое пошатнувшееся материальное положение, пытаются обвинить в своих несчастьях производителей аккумуляторов. Может ли стать неисправный аккумулятор причиной пожара?

Давайте разберемся. На современных автомобилях стартерная батарея считается вторичным источником электрической энергии по отношению к генератору. Источники выдают энергию поочередно либо одновременно – в зависимости от количества (мощности) включенных потребителей и режима работы двигателя автомобиля. Питание потребителей происходит по индивидуальным схемам (проводам), снабженным защитой от перегрузок по току – предохранителями, которые имеются в каждом автомобиле. В случаях нарушения работы регулятора напряжения генератор может вырабатывать повышенное напряжение.

Читайте также:  Li ion аккумулятор 9 вольт вместо кроны

Предохранители в цепях разряда защищают потребители от перегрузки. Если предохранитель не нормативный, то потребитель может быть выведен из строя. На стоянке автомобиля питание потребителей электроэнергии осуществляется только от аккумуляторной батареи (АКБ). Случается, автолюбители оставляют включенными различные потребители тока: фары, аудио- и мультимедийные системы. При неработающем двигателе ее напряжение не может увеличиваться. По мере разряда напряжение на полюсных выводах батареи может снизиться до нуля. При исправной электропроводке никаких происшествий не бывает, и страдает от глубокого разряда сама батарея – снижается ее ресурс.

При наличии дефекта в аккумуляторе ее работоспособность в пусковом режиме будет ниже, чем у исправной батареи. Как известно, к производственным дефектам относятся разрыв цепи внутри АКБ и короткое замыкание между разнополюсными пластинами в одной из банок (в батарее их шесть).

При некачественной сварке соединительных мостиков между банками, а также полюсных выводов, возникает разрыв цепи разряда внутри батареи, который не позволяет использовать ее как источник энергии. В течение гарантийного периода такой аккумулятор подлежит замене. Короткое замыкание в одной из банок снижает напряжение на 1,5–2 В, но батарея может сохранять работоспособность. Короткое замыкание между пластинами происходит при малых токах и напряжении одного блока (банки), а процесс разряда происходит в жидкости (электролите). «Закороченная» банка теряет способность отдавать энергию (как и принимать ее при заряде), не «выкипает» при заряде в процессе эксплуатации. Заполненная электролитом с низкой плотностью, она становится «балластом» в АКБ. Таким образом, короткое замыкание внутри стартерной АКБ приводит к снижению ее потенциальной энергии, заложенной при заряде в активной массе пластин и электролите, но не становится причиной пожара.

Возможно, слова «короткое замыкание» в АКБ воспринимаются так же, как и «короткое замыкание электропроводки» в жилых помещениях, которое является причиной пожара. Но при пожаре в помещениях не обвиняют электростанцию, поскольку есть понимание причины пожара – неисправная электропроводка. Кроме указанных выше дефектов у современных стартерных АКБ в процессе эксплуатации могут быть дефекты, вызванные условиями работы, нарушениями правил обслуживания батареи и изделий электрооборудования автомобиля. Но и эти эксплуатационные дефекты не приводят к воспламенению электропроводки и последующему пожару в автомобиле.

И еще немного физики. Исправные потребители электроэнергии на автомобиле при снижении питающего направления (в том числе по причине дефекта) перестают работать и отключаются. В случае короткого замыкания электропроводки, а также при неисправности потребителя электрической энергии разрядный ток от АКБ увеличивается. Причина – снижение сопротивления внешней разрядной цепи. Интенсивный нагрев поврежденного участка вызывает воспламенение материалов, способных гореть. Кстати, дефекты АКБ в этой ситуации наоборот способствуют снижению мощности разряда АКБ в точке короткого замыкания внешней цепи (потребителя). Из сказанного следует: стартерная АКБ в заряженном состоянии обладает определенной электрической энергией в потенциальной форме в виде активной массы положительных и отрицательных пластин (разделенных сепараторами), помещенных в электролит.

Внутренние дефекты АКБ снижают запас энергии за счет внутреннего разряда в электролите. В случаях нарушения изоляции проводов, ослабления крепления происходит нагрев и загорание обмотки проводов. Напряжение АКБ здесь мало влияет: ток разряда тем больше, чем надежнее контакт положительного провода с «массой» автомобиля.

Вывод следующий. Стартерная АКБ своей энергией участвует в пожаре авто, но не является причиной этого пожара. Причина в другом. Имеющийся запас потенциальной энергии АКБ приносит вред владельцу, если техническое состояние электропроводки и изделий электропотребителей на нем далеко от безопасной нормы. Существуют производственные дефекты, которые как правило проявляют себя на начальном этапе эксплуатации. Например, брак сварки отрицательного полюса вывода АКБ (дефект «разрыв цепи разряда» в АКБ), короткое замыкание в одной банке АКБ. Ничего опасного для режима работы изделий электрооборудования автомобиля в этих дефектах АКБ нет. Как нет и опасности пожара.

Источник

От чего может загореться автомобиль, и как этого не допустить

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Но и это не всегда может уберечь машину от пожара. Как же водителю избежать печальной участи погорельца?

Популярные причины возгорания

Иногда автовладелец может и не быть явным виновником пожара своего транспортного средства. Часто роковую роль в этом несчастье играет техническая составляющая либо банальная невнимательность.

В любом случае вот самые частые причины, из-за которых машина может вспыхнуть, как спичка, только затушить её будет уже не так просто:

  • Утечка бензина на одном из участков топливной магистрали наполняет салон автомобиля взрывоопасными газами. Именно они могут стать причиной воспламенения при возникновении искр, например, от синтетической одежды.
  • Сбой в работе свечей зажигания. Представьте себе, что топливо в цилиндрах начинает воспламеняться гораздо раньше или, напротив, гораздо позже положенного времени. Причиной этого может стать неправильная мойка двигателя или неисправная система зажигания. Следствием – взрыв катализатора и следующее за ним возгорание.
  • Авария – одна из частых причин возгорания автомобилей, когда одновременно присутствует сразу несколько опасных факторов – разлив топлива, нарушение целостности электропроводки, искрообразование.
  • Установка предохранителя большего сопротивления. Удивительно, но такое безобидное с виду действие может привести к серьёзному пожару. Особенно если установка предохранительного устройства произошла сразу после сгорания старого, и причиной этого стали возможные перебои в системе электрики. Предохранитель с высоким сопротивлением позволит проводам перегреться до температуры, способной вызвать пожар.
  • Взрыв аккумулятора чаще всего вызывает возгорание. Причиной такого явления становятся неисправная работа генератора или значительный износ свинцовых пластин АКБ, когда из корпуса начинает активно выделяться водород. В первом случае взрыв происходит из-за перенапряжения, а во втором – в результате искрообразования, например, в процессе прикуривания автомобиля.

    Любой пожар всегда легче предупредить, чем ликвидировать, особенно в современном автомобиле, наполненном горючими материалами.

    Чего не стоит делать во избежание пожара

    Достаточно много неправильных действий водителя могут привести к возгоранию его любимого автомобиля. Рекомендуем не совершать следующих ошибок:

    Важно не оставлять внутри салона никаких зажигательных смесей, искрообразующих предметов и вещей, способных длительное время поддерживать горение.

    Желательно также не ссориться с соседями по парковке, по дому или же со случайными прохожими – например, на стоянке у супермаркета. Случаев поджога в результате конфликта предостаточно.

    Очень опасно устанавливать газобаллонное оборудование кустарным способом. Только оригинальные устройства, их профессиональная установка и периодическое обслуживание могут стать 100-процентной гарантией пожаробезопасности автомобиля.

    Нельзя курить на АЗС, а также использовать для наполнения топливом пластиковые канистры. Движение струи рядом с пластиком может создавать заряд статического электричества, достаточный для воспламенения.

    Лучше не возить в салоне автомобиля прозрачные банки и бутылки с водой. Риск возникновения пожара на сильном солнцепёке значительно увеличивается.

    Советуем периодически проверять багажник и салон на наличие промасленных тряпок, легковоспламеняющихся предметов и зажигательных смесей. Этим вещам не место в машине.

    Полезные советы

    Не забывайте следовать обязательным рекомендациям специалистов, значительно снижающим риск автомобильного пожара:

    Во-первых, не останавливаться на высокой и сухой траве, особенно после продолжительной езды, когда коллектор выпускной системы разогревается до внушительных 600 градусов Цельсия, способных поджарить сухостой.

    Во-вторых, мыть двигатель от замасленной пыли минимум один раз в год, а лучше два. Так риск возгорания снизится до нескольких раз.

    Рекомендуется обслуживать автомобиль исключительно в специализированных мастерских, чтобы исключить риск разгерметизации топливной системы.

    Для охлаждения мотора лучше всего использовать только оригинальные и качественные антифризы. Бывали случаи, когда контрафактные составы самовозгорались при температуре двигателя в 100 градусов.

    При запахе бензина нужно немедленно обращаться к мастеру для поиска и устранения неисправности. В обязательном порядке надо возить с собой огнетушитель, а на зиму укрывать двигатель автомобиля негорючими материалами – например, кошмой.

    Также не лишним будет затонировать заднее и боковые стёкла автомобиля, а спереди на сильном солнцепёке использовать светоотражающее одеяло. Это позволит не допустить возгорания элементов салона от воздействия на них высоких температур.

    Важно не только позаботиться о безопасности автомобиля, но и о его надежности. Хотите узнать о надежных машинах , от которых водители не отказываются и через десять лет эксплуатации?

    Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

    Источник

    Самовозгорание машин: почему происходит и как бороться?

    С наступлением морозов то и дело появляются сообщения об автомобильных пожарах. Причем речь идет о самовозгорании техники. В чем причина и как избежать участи стать «погорельцем»? Мы пообщались с автомобильными механиками, изучили рекомендации МЧС — и готовы поделиться с вами кое-какой информацией. Итак…

    Почему горят машины?

    Самовозгорание автомобиля может происходить по разным причинам, причем вовсе не обязательно при работающем двигателе. Зимой, в мороз, в яркий факел обычно превращается припаркованный на ночь транспорт. Как же так получается?

    Если отбросить умышленные поджоги и нарушение техники безопасности (например, использование открытого огня при попытке завести двигатель, обогреть салон или приготовить пищу, что далеко не редкость для тех же дальнобойщиков), то обычно мирно стоящий автомобиль начинает вдруг полыхать из-за «коротнувшей» проводки.

    Возьмите любую машину, в которой метры проводов, проложенных по всему кузову. Конечно, скрученный жгут в отдельных местах зафиксирован, обернут в дополнительную защитную оболочку. Но все равно постоянные вибронагрузки, работа на изгиб, перепады температур и просто годы берут свое: провода в местах изгиба могут переламываться, изоляция со временем теряет эластичность и прочность.

    Добавим к этому возрастающие нагрузки на бортовую сеть в зимний период: «холодные» пуски, включение обогревателей всего и вся, «печки» на полную — это все приводит к тому, что в тонком месте в самый ответственный момент может и порваться. И не всегда в движении! Как раз наоборот, часто самовозгорание происходит, когда двигатель заглушен, автомобиль остыл. Дело в том, что в условиях низких температур изоляция становится хрупкой и может разрушаться. Не забывайте, что даже при выключенном зажигании силовые провода все равно запитаны. Неслучайно пожар часто начинается рядом с блоком реле и предохранителей.

    Причем проблема самовозгорания из-за проводки касается не только старых машин с «дряблой» изоляцией! Вспыхивать сами собой могут и свежие автомобили с ранее поврежденной электропроводкой (кузов после ДТП сделали, а на провода внимания не обратили), неправильно установленным дополнительным оборудованием (вспомним про автономные обогреватели, сигнализацию, автозапуск и т.д.), окислившимися или ослабшими контактами.

    Само собой, «пыхнуть» машина может и в движении. Одна из причин — все та же электрика. Но кроме нее еще и попадание топлива на горячие детали двигателя и системы выпуска из-за повреждения (саморазрушения) шланга или разгерметизации топливной системы. Сценарий развития катастрофы другой (попавший на горячий выпускной коллектор бензин вспыхивает, огонь быстро перебирается на резиновые и пластиковые детали в подкапотном пространстве), но суть та же: в считаные минуты автомобиль сгорает.

    Как спасать?

    Да-да, все происходит стремительно: сначала едкий дым и запах, затем открытый огонь, который быстро распространяется по всему подкапотному пространству и салону. Машина полностью выгорает всего за 5-15 минут, так что спасти ее от полного уничтожения можно только в первые минуты, особенно если возможности для тушения ограничены одним-двумя огнетушителями да подручными средствами. Чем позже начнется борьба с огнем, тем больше усилий придется прикладывать.

    Именно поэтому, если машина загорается в движении или просто в присутствии владельца, шансов спасти ее больше. Уже появление дыма и характерного запаха — повод заглушить двигатель, вынуть ключ из замка зажигания, снять клемму с аккумулятора. Если же имеются признаки возгорания, мешкать нельзя: переводим коробку на нейтральную передачу (с «коротящей» проводкой машина может начать самопроизвольное движение даже с выключенным зажиганием), покидаем салон и эвакуируем пассажиров.

    Обычно возгорание начинается в моторном отсеке. Но если имеются признаки открытого горения, не спешите поднимать крышку капота — в этом случае вы лишь «подкормите» огонь свежей порцией воздуха. Сначала наденьте на руки защитные плотные хлопчатобумажные перчатки (они защитят от ожогов, когда будете браться за горячие детали) и подготовьте для работы огнетушитель (правильно возьмите его в руки, выдерните страховочную чеку).

    Затем откройте замок капота, чуть приподнимите крышку — и через образовавшиеся щели сбейте пламя в моторном отсеке. Только после этого можно поднимать крышку выше, полностью гасить возгорание и снимать клеммы с аккумулятора. Звучит складно, но на практике человеку без специальной подготовки сложно справиться даже с тренировочной имитацией пожара, не говоря уже о реальной ситуации, когда вероятность паники и ошибочных действий выше.

    Даже при оперативных и квалифицированных действиях «декоративных» килограммовых огнетушителей «для ТО» недостаточно. Куда больше шансов справиться с огнем, если вы не поскупились на 4-килограммовый огнетушитель. Но и он не поможет, если начать действовать слишком поздно или пользоваться им неправильно.

    Если, несмотря на предпринятые усилия, автомобиль уже серьезно охвачен огнем, сами вы уже ничего не сделаете, пламя удастся сбить лишь мощными средствами. Не стоит рисковать жизнью и здоровьем ради железа или оставленного внутри смартфона. А вот стоящую по соседству технику лучше отогнать подальше: случаев, когда от одной машины загорались другие, предостаточно.

    Как предотвратить?

    Гарантированно защитить себя от возгорания автомобиля невозможно. Ну а что следует предпринять, чтобы снизить этот риск? Для начала убедитесь в том, что топливная система исправна, герметична, топливопроводы находятся в хорошем состоянии и защищены от случайных повреждений. Также следует держать в чистоте подкапотное пространство, не допуская течей и следов масла из двигателя, коробки, усилителя руля.

    С электрикой сложнее. Проверить состояние всех проводов и их изоляции непросто, так как по большей части они скрыты от глаз под внутренней обшивкой. Но как минимум можно устроить хорошую инспекцию легкодоступных участков жгута, проверить надежность соединений, особенно в районе замка зажигания и блока предохранителей. И не забудьте проверить сами предохранители на предмет «жуков»!

    Тревожные симптомы — пропадающие время от времени контакты или утечки тока. Факторы риска — большой возраст автомобиля и его аварийное прошлое. Это же можно сказать и про машины, которые затапливались или уже страдали от огня. В таких случаях специалисты рекомендуют перестраховаться и проложить новую проводку. Да, это трудоемкая и недешевая процедура, но, если что, пожар обойдется дороже.

    Дополнительные меры безопасности могут показаться чрезмерными, но они как раз подойдут владельцам старых машин. Так, можно оснастить автомобиль центральным выключателем массы, как это делается в спортивной технике. Ну а при длительных стоянках, особенно в мороз, можно снимать клеммы с аккумулятора.

    И не забудем про противопожарное оснащение. Рабочий огнетушитель (желательно массой не менее 4 кг) должен быть ЗАКРЕПЛЕН в легкодоступном месте, а под рукой (например, в кармашке двери) неплохо бы иметь защитные перчатки. И не синтетические, а именно хлопчатобумажные. Также не забудем про инструмент, необходимый для быстрого снятия клемм с АКБ. Как правило, это ключ «на 10». Его тоже можно держать в дверном кармане.

    Ну а решающее значение все же имеют своевременные и грамотные действия при возникновении пожара. При этом отсутствие паники и «холодная голова» будут важнее самих знаний. Так что, если есть такая возможность, сходите на тренинг или используйте свой старый огнетушитель с истекающим сроком действия в тренировочных целях.

    Источник

  • Оцените статью