- Toyota Prius Серебряная стрела › Logbook › Почему умирает малый AGM АКБ или восстановление GS YUASA S34B20R
- Как восстановить ёмкость «необслуживаемого» AGM аккумулятора? Рассказываю на своём опыте.
- Аккумуляторы и батареи
- Восстановление аккумулятора ИБП
- Виды аккумуляторов для ИБП, характерные неисправности
- Восстановление аккумулятора ИБП своими руками
- Видео
- Обслуживание AGM АКБ
- Методичка Branimir(а) по методу восстановления АКБ малыми токами.
- Основные возникающие вопросы при восстановлении:
Toyota Prius Серебряная стрела › Logbook › Почему умирает малый AGM АКБ или восстановление GS YUASA S34B20R
Решил перед зимой проверить аккумулятор GS YUASA S34B20R, стоит ещё родной выпуска 24.07.2010, пробег с ним 135000км.
Включил только магнитолу, зашел в меню информации, напряжение быстро падает ниже 11 вольт.
Аккумулятор на последнем издыхании, зимой может подвести.
Снял АКБ и установочную площадку, временно воткнул Varta C30 с Хомяка, снимал на включенном авто чтоб не сбились настройки.
Забрал аккумулятор домой, для проверки.
Оказалось что в банках разный уровень электролита, в плюсовой, самой крайней банке самый высокий уровень, даже видно при наклоне как уровни изменяются, в двух банках вообще сухо.
На боках присутствует вздутость, значит аккумулятор подмораживало.
При возрасте 6ти лет AGM явно сильно рано собрался помирать, восстанавливал до этого мото AGM DELTA VRLA 2008 года, так он по ампер\часам показал почти свою заводскую 14Ah мощность при возрасте 7лет, хотя простоял год разряженный.
Фокус, отклеиваем Этикетку и видим стандартные клапанные крышечки.
Отсек для вывода газов заклеен прозрачной крышкой, крышка хрупкая её очень трудно снять не повредив.
В самой крайней банке около плюса где нормальный уровень электролита, цвет матов слегка коричневый.
В остальных банках цвет белый.
Возможно имеется повреждение пластин из-за сухих банок эта банка не дозаряжалась и при морозах замерзла.
Поставил аккумулятор на полную разрядку через iMax
К вечеру Акб разрядился с 12.8В до 10.5В, 5.5Ah прошли через iMax но я ещё временно подключал лампу 60W это ещё примерно 3Ah.
Емкость аккумулятора составила примерно 8 — 9Ah из 28Ah.
Выровнял уровень в банках добавлением дистиллированной воды, и поставил на зарядку маленьким током 0.5A
После двух с половиной суток аккумулятор зарядился током 0.5A взял в себя 25Ah.
Аккумулятор отстоялся два часа после зарядки, напряжение на нем 13.1В, замерил плотность электролита, в общем состояние не очень, в двух банках электролит прозрачный и плотность 1.225.
В остальных электролит коричневый и плотность ниже 1.200
Плотность по банкам
+ 1.200 — уровень был 100%
1.225 — уровень был 0%
1.150 — уровень был 55%
1.175 — уровень был 95%
1.225 — уровень был 50%
— 1.150 — уровень был 0%
Нормальная плотность электролита 1.270 — 1.280 для обычного АКБ, для AGM плотность должна быть выше.
По электролиту видно что имеются признаки разрушения пластин.
Поставил на разрядку лампой 60W, разряд прошел за 125 минут, с напряжения 13.1 до 10.2В, емкость составила 9.7Ah из положенных при быстрой разрядке 28Ah, емкость от первоначальной уже поднялась примерно в полтора — два раза уже хорошо.
Откачал шприцем старый электролит с каждой банки около 25мл, залил новый плотностью 1.28 по 40мл, знаю, что электролит добавлять нельзя, но надо поднять плотность.
Поставил на зарядку током 0.8A, после 19 часов АКБ взял в себя 11Ah, получается при быстрой разрядке током 4-5A до 10.2В АКБ выдает не всю емкость, чуть постояв напряжение поднимается до 12.4В
Проверил плотность
+ 1.275 было 1.200
1.250 было 1.225
1.250 было 1.150
1.245 было 1.175
1.245 было 1.225
— 1.225 было 1.150
Разбил информативный поплавок, теперь пользуюсь старым…:(
После частичной замены электролита и зарядки, плотность выросла и электролит стал прозрачный, в одной банке рядом с минусом слегка мутноватый и плотность ниже чем в других, заменил в ней ещё 40мл.
Поставил на быструю разрядку лампой, начальное напряжение 13.2В.
разрядился за 130 минут до напряжения 10.1В под нагрузкой, емкость 10.1Ah, после отключения нагрузки напряжение подымается до 12.4В.
Сутки АКБ стоял на десульфататоре, ещё сутки заряжался, взял в себя 15Ah.
Плотность
+ 1.290 было 1.275
1.250 было 1.250
1.260 было 1.250
1.250 было 1.245
1.250 было 1.245
— 1.235 было 1.225
После нескольких разрядов на лампу и зарядом током 1А.
Электролит выровнялся, в одной банке куда я воду не добавлял плотность поднялась до 1.290, выровнял плотность во всех банках до 1.270
Плотность
+ 1.270 было 1.290
1.270 было 1.265
1.270 было 1.270
1.270 было 1.270
1.270 было 1.260
— 1.270 было 1.255
Оставил уровень электролита от уровня матов +40мл, Емкость аккумулятора составила 10Ah при быстрой разрядке током 4-5А из 28Ah, на разряде маленьким током емкость около 15Ah из 35Ah, напряжение спустя сутки после зарядки 13.14в.
Для Приуса этого хватит, главное аккумулятор не замерзнет.
Поставил аккумулятор на авто, буду наблюдать как он себя поведет зимой.
Подходит к концу зима, восстановленный акб стоит в авто, были морозы за -30, аккумулятор не подводил. Пробег уже с этим АКБ составляет 147 т. км.
В описании AGM технологии не везде правильно излагают что залито в AGM АКБ, вот более правильное изложение.
«Сама технология AGM (Absorbent Glass Mat) была изобретена еще в далекие 70-е годы прошлого столетия. Новаторами в этой области выступили инженеры компании Gates Rubber. Суть разработки в том, чтобы заменить привычный жидкий кислотосодержащий электролит на пропитанные этим же составом прокладки из пористого стекловолокна. Они помещаются между свинцовыми электродами и, по сути, выполняют ту же роль, что и кислотный раствор классического аккумулятора.»
Источник
Как восстановить ёмкость «необслуживаемого» AGM аккумулятора? Рассказываю на своём опыте.
Есть аккумуляторы в которых надо контролировать уровень и плотность электролита,
А есть такая разновидность необслуживаемых аккумуляторов как AGM.
В нём свинцовые пластины завёрнуты в пакет из стеклоткани . Этот пакет пропитан электролитом, и свободно болтающейся жидкости нет.
Аккумуляторы такого типа можно использовать в любом положении , даже пробкой вниз. И это в наших условиях единственное преимущество перед простыми автомобильными аккумуляторами.
Я повёлся на рекламу, якобы самого правильного аккумулятора для солнечных систем электроснабжения загородного лесного дома . Примерно как и раскрученная псевдо-необходимость ножа в лесу , поддерживаемая продавцами сувенирных ножей.
Как оказалось эти аккумуляторы тоже прекрасно выкипают. Причём быстрее чем жидконаполненные. Электролита-то меньше.
Ёмкость аккумулятора упала за неделю на 50 % из-за неисправности контролёра заряда от солнечной батареи, который давал постоянный перезаряд.
Самое трудное было аккуратно отковырнуть верхнюю крышку над пробками-клапанами.
Тонким ножиком и лёгкими ударами молотка удалось расколоть места приклленные к корпусу.
В отверстиях (если посветить внутрь) виднеется белый материал «пакетов».
Аккумулятор на 150 АЧ. В каждую банку шприцом впрыснул по 20 гр дистиллированной воды.
Ёмкость восстановилась но, не на 100%. Через неделю добавил ещё по 10 мл. Особой разницы не заметил. Видимо уже пострадали сами пластины или химический состав электролита поменялся.
Не надо вестись на рекламу. Надо учитывать условия эксплуатации.
В AGM ещё заявлено что они лучше противостоят тряске. Но у нас аккумуляторы стоят ровно. Заявлен срок эксплуатации до 10 лет. У нас прожил 1 неделю 🙂 , но это частность.
В таких нежных условиях обычный автомобильный аккумулятор проживёт столько-же. Тем более токи в электроснабжении лесного дома в разы меньше.
Зарядное после некоторых доработок (без доработок перегревается на токах больше 12 А) мы использовали такое:
Ведь у нас около 2-х месяцев солнца нет совсем. Поэтому запускаем генератор и заряжаем аккумы. Так удаётся реже использовать бензогенератор полярной ночью.
Мы долго и успешно использовали аккумуляторы отслужившие на машинах по 5 — 7 лет. При чём это УАЗы ездившие по каменному триалу наших северных дорог. Завести машину зимой они уже не могли, а в электроснабжении дома работали прекрасно.
Наверняка остались вопросы — можете написать в комментариях. Обязательно отвечу.
Ну и хотелось-бы лайк увидеть если тема вам полезна, и конечно можно подписаться на весь канал о практике жизни в лесу .
А вот здесь можно подробнее узнать про нашу систему автономного питания заполярного мини-посёлка: Солнечная энергетика в Заполярье. Очень кратко! Конкретные цифры.
Источник
Аккумуляторы и батареи
Информационный сайт о накопителях энергии
Восстановление аккумулятора ИБП
Источник бесперебойного питания – энергетический блок, в задачу которого входит подача энергии от встроенного аккумулятора, если питание от сети не отвечает требованиям потребителя. ИБП разной мощности используют для сетей дома и офиса, в медицинских учреждениях и на промышленных объектах. Систематический контроль и периодическое восстановление емкости батареи в ИБП – непременное условие надежности установки.
Виды аккумуляторов для ИБП, характерные неисправности
В блоке ИБП используются только свинцово-кислотные аккумуляторы. Линейка включает мультигелевые, гелевые и AGM накопители энергии. Маркировка VRLA/SLA обозначает, что аккумулятор необслуживаемый и герметизированный, может устанавливаться в жилых помещениях.
Аккумуляторы отличаются залитым гелевым составом электролита на основе серной кислоты или между пластинами установлен пористый сепаратор, пропитанный электролитом. Мультигелевые АКБ производят по технологии AGM, маркируют MG.
Эксплуатация батарей с сложных условиях, с хроническим недозарядом по разным причинам, снижение уровня электролита и неблагоприятные внешние факторы приводят к характерным причинам потери работоспособности. АКБ требует восстановления по причинам:
- Осыпание или сползание активной массы с положительной решетки, вызванное нарушением однородности состава
- Ослабление связей в активной замазке связано с некачественными токоотводами.
- На электродах произошла коррозия, нет сцепления замазки с металлом.
- Произошла сульфатация пластин- токоотводов, образование кристаллического плотного нароста соли сульфата свинца.
- В полости устройства недостаточно влаги — батарея песесохла.
Своими руками можно устранить некоторые проблемы. Осыпание замазки, коррозия токопроводов приводят к короткому замыканию банок, в домашних условиях ремонт невозможен.
Восстановление аккумулятора ИБП своими руками
Стоимость комплектного АКБ такова, что попытка восстановления ИБП своими руками оправдана, если есть навыки и инструмент. Корпус необслуживаемой батареи герметичный, это делает восстановление сложнее.
- Метод оживления батареи дистиллированной водой. Снять крышку прикрывающую колпачки банок. Снять колпачки-клапаны для сброса давления. В каждую банку добавить медицинским шприцом около 2 мл дистиллированной воды, дать полчаса, чтобы она впиталась в сепараторы. Добавлять воду, если пластины полностью не покрыты, избыток удалить сифоном. Процесс зарядки ступенчатый, с перерывами для стабилизации после каждого этапа набора емкости. После достижения рабочих параметров АКБ разрядить принудительно до 11 В и снова зарядить полностью.
- Длительный заряд без вскрытия банок может вернуть активность АКБ. Не обращая внимания на то, что ток вначале не потребляется от ЗУ, не выключать устройство. Если результат отрицательный – воду придется добавлять. Важно – нужно положить груз на крышку, чтобы колпачки не сработали от избыточного давления. Напряжение зарядки выбрать 15 В, время ожидания 15 часов. Процесс должен быть под постоянным контролем.
- Использование циклического заряда, когда другие способы не помогли. Применяют устройство с высоким напряжением, зарядка на каждом следующем цикле ступенчато снижается – 30 В, 25 В, 20 В, 14 В. Между циклами разряжать батарею не ниже 10,5 В. В качестве разрядного сопротивления применить лампу накаливания на 5-10 Вт.
Независимо, восстановление гелевого или AGM аккумулятора для ИБП намечается, алгоритм действий сходен. Более устойчив к глубокому разряду, имеет меньшую способность к саморазряду гелевый АКБ. Стоит он дороже AGM и MG аккумуляторов, но в эксплуатации надежнее.
Видео
С практическими действиями по восстановлению аккумулятора можно ознакомиться на видео.
Источник
Обслуживание AGM АКБ
Методичка Branimir(а) по методу восстановления АКБ малыми токами.
1. После разряда (рекомендую до Umin=11,2-11,4v если нет разбаланса, но если он есть, то не ниже 11,7-12,0v.
ПЕРВАЯ СТАДИЯ ЗАРЯДА малым током 0,02С для AGM и 0,01С для наливных до 14,4-14,7v до тех пор пока ток не упадет до 0,001-0,003С (т.е. до 0,1-0,3% от номинальной емкости АКБ).
— Для новых и свежих АКБ Imin=0,001С (или даже ниже!), для потрепанных уже 0,005-0,003С= 0,5-0,3% будет хорошим показателем. Достижение током такого уровня покажет, что в АКБ или нет разбаланса, или он незначителен (т.е. банки не поджирают ток).
— Время заряда будет очень продолжительным и зависит от глубины разряда — более 2,5-4 суток для наливных и 40-55 часов для AGM, если нет существенного разбаланса. Обычно закачать удается в Ah меньше, чем слилось (или почти столько же), в Wh закачивается больше. Но десульфатация и выравнивание банок (при наличии разбаланса) будет значительным.
2. Далее без паузы ВТОРАЯ СТАДИЯ заряда (дозаряд): CV=16,2-16,3v при токе =0,02С для наливных и 0,02С-0,03С для AGM
— Если на предыдущей стадии заряда ток на АКБ снизился до нормативных величин (см. выше) и температура окр. среды
20 градусов, то обычно U на АКБ достаточно быстро (за 20-90 минут) достигает Umax=16,2-16,3v и ток начинает снижаться.
Ток должен снизиться до 0,007-0,010С = 0,7-1,0% для новых и свежих или до 0,011-0,015С = 1,1-1,5% для потрепанных и потом чуть приподняться —> после чего выдержать еще 2-3 часа и можно отключать.
———————————————————————————————————————————————————-
ВАЖНО! — маты в AGM-АКБ должны быть не сухими, не полусухими, не высохшими.
— Бывает, что снижение тока продолжается более двух суток (достигая вышеуказанных значений или чуть не дотягиваясь до них) и не желает увеличиваться.
— Если ток существенно не дотягивает до min, то я обычно после отстоя и замеров опять разряжаю АКБ током 5-7%=0,05-0,07С до уровня резкого срыва U (при наличии разбаланса банок) или до 11,2-11,4v (при отсутствии явно слабых банок и большого отскока НРЦ) и иду на второй круг аналогичного заряда и дозаряда
Очень часто на первой стадии (до Umax=14,4-14,7v) ток заряда не снижается до нормативных значений и держится выше 0,008С-0,015С = 0,8-1,5%. Это говорит о значительном разбалансе (из-за неравномерной сульфатации или из-за других более серьезных проблемах в банках, связанных с утечками тока или высоком Rвн из-за коррозии, отслоении и проч.)
Сульфатация лечится и длительное время заряда-дозаряда будет этому способствовать наилучшим образом.
И дозаряд таких АКБ при повышенном Umax=16,2-16,5v протекает своеобразно:
— Обычно U не поднимается выше 15,6-15,9v и ток соот-но не снижается (часть банок интенсивно газует, а на засульфаченных U не поднимается выше 2,25-2,35v и даже может отсутствовать газовыделение).
— Или U сначала взлетает до 16,2-16,3v и потом снижается до 15,9-16,1v
В обоих случаях проявляется нагрев (обычно снизу банок) от незначительного
37-39 град. до ощутимого тепла и это способствует дальнейшему снижению U дозаряда. Тогда уже надо разбираться с отд. капризными банками.
————————————————————————————————————————————————————————
ДОПОЛНЕНИЯ! (для тех, кто интересуется и решил попробовать малые токи для восстановления АКБ).
1. Часто требуется продолжать основной заряд после достижения на клеммах АКБ Umax=14,7v в ожидании снижения min-тока
окончания заряда первого этапа до эталонной (желательной) величины 0,1%=0,001С 2 суток или даже значительно дольше (до 5-6 в особо запущенных случаях). Обычно в это время плотность в банках постепенно растет вплоть до 1,280-1,295. —Требуется периодически в течение 1 часа размешивать электролит (для устранения расслоения и ускорения десульфатации) — через каждые 15-20 часов током 2%=0,02С (можно 3%) при Umax=16,3v
(можно и при Umax=16,2v —> этого U вполне достаточно, если нет предположения о сульфатации низа пластин и необходимости более высокого перенапряжения).
2. На полностью заряженном и не имеющем разбаланса банок АКБ поведение на дозаряде (втором этапе) должно быть примерно следующее:
— в течение 5-30 минут напряжение поднимается до Umax=16,3v
— ток снижается в течение еще 10-40 минут до 1%=0,01С (или скорее даже ниже —> до 0,8-0,7%)
— и далее в течение 0,5-2 часов ток снижается до 0,5%=0,005С (+/-0,1%) и стоит более не опускаясь 1-2-3 часа (можно отключать дозаряд), либо через 1,5-2 часа после окончания снижения (например, до 0,6%=0,006С) начинает приподниматься —> тогда можно отключать дозаряд через
1 час после начала такого подъема.
Основные возникающие вопросы при восстановлении:
ВАЖНО! Какие данные необходимы для контроля и анализа при восстановлении?
Под спойлером хороший пример, как надо здесь в теме подавать данные о АКБ для того, чтобы получить совет наиболее полно и без лишних вопросов. Написал dkvr, ссылка
Основные необходимые данные:
— год выпуска АКБ или хотя бы приблизительно по внешнему виду — тема по расшифровке данных акб ссылка — ссылка
— тип АКБ (гелевый VRLA, АГМ, наливной.. и т.д.)
— марка АКБ — производитель, название и др. данные.
— История и условия эксплуатации — был ли на хранении без подзяряда (лет), или на авто по городу, или авто дальние поездки, или в гараже с подзарядкой и чем, как заряжался.. было ли обслуживание и какое.. ну и т.д. ?
— НРЦ (напряжение без нагрузки) — Vxx Прежде что-то делать надо замерить напряжение на клеммах АКБ без нагрузки.
— Если есть нагрузочная вилка — какие показания напряжения при максимальной просадке и показания напряжения после паузы(10-20сек).
— Если есть автотестер — снять и записать данные, которые потом будет необходимо указывать в задаваемых вопросах.
— Если был предварительно сделан разряд — указать до какого нижнего напряжения был разряжен и сколько было слито емкости в Ач.
— Если был сделан заряд — указать каким током делался и до какого напряжения, сколько времени держался под зарядом и т.д.
— Если АКБ наливной и обслуживаемый — замер плотности эл-та по банкам и желательно замер напряжения по банкам методом третьего элетрода — можно посмотреть по ссылке -https://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=16413.msg542078#msg542078
— Какие приборы и зар. устройства необходимы для проведения метода восстановления АКБ малыми токами?
— Желательно иметь ЛБП (лабораторный блок питания) с токами от 0,001А до 3-5А и с возможностью подсчитывать емкость, либо другой БП с такими же возможностями.
— Обязательно! Тестер — Вольтметр с диапазоном не менее 0- 20V и разрешением 0,01V
— Обязательно! — Разрядная нагрузка для токов 0,07-0,01С
— Если АКБ наливной полу или обслуживаемый, то ариометр для измерения плотности в банках.
— Желательно иметь ваттметр, чтобы знать отданную емкость при разряде и заряде, если есть ЗУ или ЛБП с такой функцией + электронная нагрузка, то не обязательно.
— Часы секундомер — засекать время на разных участках заряда и разряда. Иногда возникает надобность засечь время для минимальных токов — сколько времени держится напряжение при заданном токе и т.д.
— Термометр — замер температуры окружающей среды и корпуса АКБ.. либо хотя бы приблизительно (+-1град) как-то определять.
Полезные ссылки по вопросу
Умная зарядка свинца на базе ImaxB6 с модифицированным софтом ссылка
— С чего начинать, если неизвестно в каком состоянии находится АКБ — разряжать или заряжать и т.п. ?
Видимо, если НРЦ (напряжение разорванной цепи или напряжение холостого хода) не превышает 12-12,4В, то разряд производить не стоит и можно делать сразу контрольный заряд малым током в 0,01-0,02С до 14,4 (14,7В) следя до какого уровня упадет ток при достижении верхнего порога.. как и что — смотри выше методичку Бранимира.
— Какова должна быть температура в помещении для АКБ ?
Желательно от 20 до 30 град Цельсия, если ниже — процесс может очень сильно затянуться или даже навредить АКБ. Если в помещении температура ниже 20, желательно сделать подогрев АКБ с контролем температуры и чтобы нагревался равномерно по всему корпусу. К примеру можно поставить в сосуд с водой и т. п.
— Для каких АКБ применим метод, в каком состоянии? Какое время необходимо для восстановления?
Метод Бранимира предполагает восстановление любых АКБ, кроме тех, у которых разрушены пластины или перемычки с оплыванием активной массы — если коротко, то имеющие физические неисправности, т.е. если есть КЗ (короткое замыкание) между пластинами внутри банок, — такие не лечатся.
Время восстановления сильно зависит от степени сульфатации и разбаланса между банками. Теоретически, можно восстанавливать с любой степенью, лишь бы были целы пластины и АМ (активная масса). Но практически, из за очень большого времени восстановления и риска возникновения КЗ или повышенного саморазряда, — степень разбаланса ограничена до 50%, Поэтому, при большей степени, целесообразно восстанавливать плохие банки отдельно.
При небольшой степени сульфатации и разбаланса до 10% (примерно), восстановление проходит от 1 до 3 суток. При средней степени и разбалансе 10-30% время резко увеличивается до 7-10 суток. При большем разбалансе и степени сульфатации время восстановление может проходить несколько недель.
Степень сульфатации и разбаланса можно узнать по остаточной емкости и по минимальному току в конце первого этапа (заряд до 14,4-14,7В) который должен снизится до минимального значения 0,001-0,0005С. Остаточная емкость определяется в результате контрольного разряда до 10,5-10,8В током 0,07-0,02С с контролем скорости снижения напряжения во время разряда. (см. вопрос по разряду)
— Сколько надо делать КТЦ?
Цитата: Branimir писал 12 Окт 2019 в 10:17
.. Обычно, одного прохода (КТЦ) хватает (если все параметры соблюдены), чтобы АКБ воспрял (если, конечно, образец не совсем замурзанный). Последующие контрольные разряды у меня показали, что большинство АКБ после одной процедуры:
— очухались (десульфатировались), НРЦ вырос (и до и после разряда), плотность выросла
— банки хорошо подравнялись (емкость увеличилась и исчезли провалы U в конце разряда, что говорит об устранении разбаланса банок)
Поэтому дальше АКБ эксплуатируется в обычном режиме. Если хотите, то можете сделать контрольный КТЦ и в зависимости от удовлетворенности результатом решите стоит ли сделать второй заход. Для проблемных АКБ применяю уже побаночную диагностику (с определением типа проблемы в банках)
— До какого порога надо делать разряд? Основые вопросы по разряду.
— Разряд делается малыми токами 0,07 — 0,01С с целью более равномерного распределения тока по площади пластин — для отдачи емкости по максимуму, что способствует увеличению эффективности восстановления в целом.
— Если неизвестно в каком состоянии находятся банки, на сколько большой разбаланс — то разряд ведется до 12,0 В.
— Для большей эффективности — нижний порог в 12В может быть понижен, но только в случае, если вести контроль за скоростью падения напряжения при разряде.. скорость разряда не должна превышать 7-12мВ за 1 минуту . Можно посмотреть на графике скорость падения при разряде на подходе слабой банки к порогу 1,75В
На графике, в таблице, — хорошо видна скорость снижения напряжения каждой банки и напряжения в общем на всей батареи
Для контроля можно использовать простой китайский тестер за 2 долл и таймер, и тогда лучше делать замеры напряжения на АКБ в промежутках через 5 минут, как собственно мерилось и на графиках, в этом случае разница между показаниями тестера должно быть не больше 0,06 — 0,07В. и такую разницу напряжений легко отловить» на любом тестере.
Рекомендации Branimir, по разряду с контролем: ссылка
— Всегда лучше ставить разряд неизвестного по емкости АКБ током не выше 5-7% (0,05-0,07С) до 12v и по окончании разряда записывать НРЦ через каждые 5 минут 4-5 замеров —> если «отскок» высокий (>0,7-0,8v) то — снизить ток до 3-4% и разрядить еще до 11,9v и также замерить отскоки НРЦ —> если опять высокий — снизить ток еще до 2-3% и разряжать до 11,7v При этом общее время разряда не должно быть выше 30-40 часов (если дольше, то не полезно).
Чем большую емкость разрядом Вы сможете плавно (без обрывов напряжения на АКБ) выдоить с него, тем быстрее его раскачаете последующим зарядом — это и есть тренировка.
«Отскок» — это когда сразу после выключения разряда напряжение на АКБ начинает резко повышаться в течении 10-20сек и и достигает некой величины, а затем медленно повышаясь стабилизируется в конце за несколько минут.
— На сколько интенсивно кипит АКБ при малых токах на пороге 14,7-16,3В ?
Можно посмотреть видео и сравнить — ссылка
— Что такое разбаланс и как это влияет на восстановление и работу АКБ ?
В автомобильном АКБ имеется шесть банок которые сами по себе являются аккумуляторами с НРЦ 2,1-2,15В. В идеале, в новом АКБ все банки должны иметь одинаковые параметры: — НРЦ; емкость; внутреннее сопротивление; плотность электролита — то есть СБАЛАНСИРОВАНЫ. Но в процессе эксплуатации, а также из за технических нюансов изготовления АКБ, все эти параметры в банках приобретают разные значения , причем чем больше срок службы и жестче условия, тем больше возникает РАЗБАЛАНС. Из за этого АКБ не может выдать емкость или ток больше, чем самая слабая банка..
В автомобилях и бесперебойных блоках питания АКБ может находится в неблагоприятных условиях, когда одна сторона АКБ нагревается больше, чем другая и на банках увеличивается разбаланс еще сильнее и т.д. Поэтому очень важно проводить профилактику выравнивания банок — вовремя устранять разбаланс. Метод малых токов по методике Бранимира как раз способствует выравниванию банок и устранению разбаланса.
Разбаланс выражается в процентах, например если самая слабая банка имеет емкость на 10% меньше, чем самая здоровая, то разбаланс и будет равен 10%. Другими словами степень разбаланса определяется разницей между банками имеющие самой меньшую и с самую большую емкость. Банка имеющая самую низкую емкость — это самая «слабая» банка.. соотв-но банка имеющая самую высокую емкость — самая «сильная» банка. Если речь идет о двух банках — то могут применяться выражения «сильная» и «слабая»..
Вся трудность устранения разбаланса в том, что в современных АКБ нет доступа к отдельным банкам и надо делать выравнивающий заряд заряжая все банки.. т.е. заряжая слабую» банку, мы перезаряжаем самую сильную» и поэтому не можем поднять ток выше, чем может «переварить» перезаряженная.. иначе произойдет терморазгон перезаряженной и она выйдет из строя, может образоваться КЗ — короткое замыкание в банке и АКБ полностью выйдет из строя. КЗ практически не лечится без вскрытия АКБ.
Поэтому выравнивающий заряд малыми токами очень медленно устраняет разбаланс, ведь надо порой выкачать и вкачать емкость в несколько раз больше, чем у АКБ по паспорту.
— Что делать, если ток в конце не достигает минимальной величины больше суток или больше?
Выдержка из методички Branimir :
Бывает, что снижение тока продолжается более двух суток (достигая вышеуказанных значений или чуть не дотягиваясь до них) и не желает увеличиваться:
— Очень часто на первой стадии (до Umax=14,4-14,7v) ток заряда не снижается до нормативных значений и держится выше 0,008С — 0,015С (0,8 — 1,5%) . — Это говорит о значительном разбалансе который возникает из-за неравномерной сульфатации или из-за других, более серьезных проблемах в банках, связанных с утечками тока или высоком Rвн из-за коррозии, отслоении АМ и проч.
— Если ток существенно не дотягивает до min, то я обычно, после отстоя и замеров, опять разряжаю АКБ током 5-7% = 0,05-0,07С до уровня резкого срыва U (см. вопрос о разряде) при наличии разбаланса банок, или до 11,2-11,4v при отсутствии явно слабых банок и большого отскока НРЦ ( >= 0,7-0,8В).. и иду на второй круг аналогичного заряда и дозаряда
— Чем отличается метод Branimir, от подобных методов заряда малыми токами?
Прежде всего отличается методикой, которая заключается в двух стадийном заряде на уровнях 14,4-14,7В и 16,0-16,3В с минимальными токами в конце и чередующихся КТЦ опять же малыми токами 0,01-0,07С с контролем по падению напряжения. Это все в целом позволяет контролировать процесс и делать выводы по разбалансу, по степени сульфатации или неисправности АКБ — степень тока саморазряда и т.д.
Методика построена в результате многочисленных опытов с различными АКБ, включая VRLA, AGM и наливных и дающая хорошие повторяемые результаты на тех образцах, которые другими методами не удавалось восстановить. Естественно, Branimir, работает над совершенствованием своих методик, над статистикой и т.д.
На сколько эффективен метод малых токов? — Опыты и примеры:
——————————————————————————————————————————————————————-
— Восстановление гелевой АКБ (2V ячейки) после хранения 5 лет.
На данном графике показано, что АКБ вначале с первого цикла заряжался только классическим способом
2. Примененный стандартный метод заряда — это CC/CV с током 0,1С. Ввиду сильной засульфатированности АКБ напряжение быстро поднималось, и заряд сразу переходил на этап CV, где батарея выдерживалась 10 часов при постоянном зарядном напряжении 2,4 В на ячейку.
При разряде током 0,1С батарея отдавала 25-10% номинальной емкости.
— На 8-й раз после этапа CV заряд был продолжен постоянным током 0,02С — в батарею отдали 1С, т.е. третий этап длился 50 часов. Разряд показал прирост отдаваемой емкости c 10% до 50% номинальной емкости.
— Последующий заряд стандартным CC/CV не дал прироста емкости.
— Второй заряд трехступенчатым методом довел отдаваемую емкость до 75% номинала.
— И снова последующий заряд стандартным CC/CV не дал прироста емкости.
— Третий заряд трехступенчатым методом практически вернул номинальную емкость.
В последующих 10 циклах с использованием заряда стандартным CC/CV отдаваемая емкость оставалась на достигнутом уровне.
до 2,4В на банку (столбцы синим цветом) и остаточная емкость (черные столбики) при разряде была не более 50Ач а потом к 8 циклу снизилась до 25Ач.. На 8 цикле, после стандартного способа, был сделан дозаряд малым током 0.02C в режиме CC без ограничения напряжения (зеленые столбики).. и сразу же емкость увеличилась на 90Ач ! Далее мы видим, что способы заряда чередовались и после второго и третьего дозаряда малым током, емкость полностью восстановилась до 200Ач
ВЫВОДЫ:
Профилактические восстанавливающие заряды малым током периодически необходимы, так как заряд обычным током имеет тенденцию к потери емкости от периода к периоду.
Вывод от Дм
Стратегия заряда существенно влияет на срок службы АКБ. В результате сложившихся условий эксплуатации батареи могут очень редко подвергаться полноценному заряду, а это совершенно необходимо для долгого использования АКБ. Сульфатация по большому счету обратима в отличие от других факторов старения как оплывание ПАМ или коррозия решеток, если применять правильные и регулярные меры противодействия. Современные батареи достойно справляются с повышенным напряжением, поэтому настойчиво рекомендуется время от времени применять зарядное напряжение 2,5-2,6 В на ячейку. Для предотвращения перегрева или избыточного газовыделения необходимо ограничивать зарядный ток, уровень в 0,01-0,02 С — вполне подходящий.
В сих экспериментах десульфатировали VRLA батарею с гелевым электролитом.
При проведении аналогичного эксперимента с AGM батареями долитыми водой, под завершение заряда напряжение поднимается до 15,9 — 16,3 В.
Мы восстанавливаем потрепанные батареи с подсохшими стекломатами, приходится добавлять воду.
При добавлении водицы сверху стекломатов, мы вымываем кислоту вниз, способствуя расслоению электролита. При высоких напряжениях заряда образовавшиеся пузырьки выдавливают часть электролита вверх так, что жидкий электролит покрывает пластины, во время отстоя он впитывается.
ИМХО, чередование зарядов с длительными отстоями 7-10 ч способствуют хоть какому-то устранению стратификации. Во время разрядов электролит больше впитывается чем при отстоях. Цитата позаимствована из Charging strategies and maintenance for stationary lead-acid batteries.
Краткий путеводитель по теме
——————————————————————————————————————————————————————-
— стр 1
— стр 49 — Branimir, ПРИМЕР ТОГО, К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕПОЛЮСОВКИ БАНОК ПРИ ГЛУБОКИХ РАЗРЯДАХ ссылка « Ответ #877 : 18/11/19 в 18:07 »
— стр 50 Branimir, ..глубокий разряд и переполюсовка вредят здоровью банок ссылка
— стр 52 Branimir
Vova_n,
Cyberpapa, Обсуждение графиков заряда с контролем всех шести банок
Чем различается поведение сильно засульфатированных АКБ от нормальных на порогах 16,3В и выше. ссылка
— стр. 54-55 ссылка ссылка по разряду, по критериям определения заряда и разряда
Источник