Виды не обслуживаемых аккумуляторов

Несколько слов о необслуживаемых АКБ (аккумуляторах)

В комплектацию любой машины входит мобильный источник электрической энергии. Главная функция батареи – запуск мотора, второй функцией является помощь генератору в случае небольших оборотов.

Все АКБ делятся на два типа в зависимости от потребности сервиса — обслуживаемые и необслуживаемые. Если с обслуживаемым оборудованием так или иначе все ясно, то с необслуживаемым источником тока нужно разобраться.

Какой он — необслуживаемый аккумулятор

Отсутствие надобности сервисного обслуживания подразумевает, что доливать дистиллированную воду не нужно.

Данные аккумуляторы можно охарактеризовать как безопасные, поскольку при работе или зарядке не образуется взрывоопасный газ, а при любом движении или опрокидывании невозможен разлив кислого раствора.

По конструктиву АКБ, требующий сервисного обслуживания, не отличается не требующего.

Покупатель может самостоятельно определить какой перед ним аккумулятор. Для этого стоит просто осмотреть его. Безсервисные источники тока не имеют в корпусе заливных пробок.

Как сделать выбор: обслуживаемый или необслуживаемый

Проблема с выбором нового аккумулятора становится как перед опытным пользователем, так и перед новичком.

Чаще всего происходит следующее: пользователь не хочет слишком тратить время и разбираться во множестве характеристик нового аппарата, поэтому старается купить такой же, как у него был ранее.

Обычно так выбирают АКБ, требующие обслуживания, которые имеют несколько достоинств:

  • легко можно контролировать уровень и плотность электролитной жидкости;
  • исправить заниженный уровень электролита можно просто долив необходимый объем дистиллированной воды (таким образом, привести в рабочее состояние батарею).

Такие АКБ имеют и несколько ограничений:

  • высокое испарение жидкости при высоких температурах окружающей среды, а также при дополнительной зарядке;
  • вероятен разлив электролитной жидкости, что может произойти при перевороте или активном бездорожном движении (отери тока после загрязнения клемм или разлива электролита при заправки на крышку аккумулятора);
  • необходимость регулярной диагностики и сервиса (что не всегда удобно по времени).

Необслуживаемый аккумулятор обладает парочкой эксплуатационных преимуществ:

  • первичная единственная установка на весь срок службы;
  • нет необходимости доливать воду.

Ограничения такого оборудования:

  • любую поломку нет возможности восстановить самостоятельно;
  • полное выкипание электролитной жидкости нельзя устранить без серьезного механического повреждения для долива дистиллированной воды;
  • чувствителен к условиям полной разрядке или перезарядке.

При стабильной и высокой работоспособности электросети машины рекомендуется устанавливать именно необслуживаемый аккумулятор.

Типы необслуживаемых аккумуляторов

Чтобы правильно выбрать батарею, стоит учитывать ее характеристики, которые могут варьироваться в зависимости от модели.

Основные типы необслуживаемых аккумуляторов:

  1. Кислотные свинцово-кальциевые. Легированием пластин производитель обеспечивает стойкость к вибрациям и коррозионным поражениям. Такие АКБ характеризуются низкой способностью к саморазряжению, практически невозможно закипание электролитной жидкости.
  2. AGM – кислотная батарея, в корпусе которой размещены пластины, а электролитная жидкость пребывает в особых стекловолокнистых сепараторах. Такой тип АКБ стойкий к полным разрядам, а низкая интенсивность сульфатации пластин увеличивает время службы до десяти лет.
  3. EFB. Такие необслуживаемые аккумуляторы имеют большую толщину, чем другие несвинцовые типы. Уменьшение сульфатации достигают путем заворачивания пластин специальным пропитанным кислотным электролитом материалом. Срок службы таких батарей — 5-10 лет.
  4. GEL аккумуляторы в своем составе имеют электролит, который находится в гелеобразном состоянии.

Все виды аккумуляторов имеют свои достоинства и недостатки, срок службы, который зависит от многих факторов, одним из которых является регулярная подзарядка.

Емкость такого оборудования не может опускаться ниже предусмотренного уровня (что обеспечивает бесперебойную работу).

Зарядное устройство для необслуживаемой АКБ

В корпусе для пластин создано замкнутое пространство, это может создать негативные последствия для самой АКБ при ее перезарядке.

Используя зарядное устройство этого типа, можно значительно облегчить себе жизнь. Потому что этот прибор самостоятельно отрегулирует необходимое напряжение и силу тока, подаваемые на клемм (на всей продолжительности зарядки).

Применяя неавтоматическоое ЗУ, нужно будет потрудиться и уделить время для постоянного контроля процесса зарядки.

Важно помнить, что кальциевый аккумулятор можно заряжать самым обычным ЗУ, а вот гелевый или AGM требует специального зарядного прибора.

Особенности зарядки необслуживаемого аккумулятора

Первым действием перед решением: заряжать или нет АКБ — будет проверка существующего уровня заряда. Конструкция корпуса не предназначена для вскрытия, а значит, и для диагностики уровня электролитной жидкости или ее плотности.

Так уровень зарядки нужно измерить при помощи мультиметра или посмотреть на индикатор, встроенный в корпус.

Мультиметр разработан и применяется для измерений постоянного напряжения, его точность достигает сотую долю вольта. Итак, когда прибор покажет ниже 11,7 В, следует зарядить аккумулятор, поскольку он полностью разряжен.

Значение напряжения до 12 В свидетельствует о половине заряда в батареи. Если же на приборе высветится число выше 12,6 В, то зарядка не нужна, поскольку аппарат полностью заряжен.

Для определения времени зарядки нужно провести небольшой математический расчет. Ток для заряда в автомобильной батареи должен быть равен десятипроцентному значению ее емкости.

Пример: абсолютно разряженный необслуживаемый аккумулятор имеет емкость 60 Ач. Для его зарядки нужен ток в шесть ампер, и продолжительность ее будет десять часов.

Как узнать время, на которое нужно подключить к зарядному устройству батарею? Это частый вопрос.

Если АКБ не хватает 50 или 70% заряда, стоит емкость разделить на сто, а затем умножить на процент разряда. Но это еще не все. Полученное значение делить на десятипроцентный показатель емкости (например, 6).

Восстановление необслуживаемой батареи

Когда на эксплуатационном сроке необслуживаемый аккумулятор отказывается работать, достаточно выполнить несколько нехитрых действий, чтобы восстановить его работоспособность.

Особенность такой АКБ состоит в том, что ее невозможно разбирать, тогда нужно применить шило. Им следует выполнить шесть отверстий, чтобы через них вылить электролитную жидкость. Выполнять это нужно аккуратно.

Далее в те же отверстия залить очищенную воду требуемого указателя объема. Можно заряжать напряжением 14 В, при этом будет выделяться газ.

После полной зарядки аккумулятор оставляют для очистки свинцовых пластин от сульфатной пленки.

Спустя пару дней такую процедуру проводят еще раз. И уже после этого рекомендуется слить воду и залить раствор серной кислоты.

После поставить аккумулятор на зарядку, а далее установить в машину. Что касается отверстий, их нужно устранить специальным стойким к кислотам герметиком.

Выводы

Безсервисные аккумуляторные батареи являются отличным решением для новичков в автомобильном пользовании. Нет необходимости проводить регулярную диагностику, сервисное обслуживание, а значит, допустить ошибки невозможно.

Если же автолюбитель самостоятельно ухаживает за своей машиной, любит самостоятельно решать ее проблемы, то стоит выбрать обслуживаемую батарею. Так, периодический анализ, сервис сможет продлить срок эксплуатации аппарата.

Источник

Эксплуатация необслуживаемых автомобильных аккумуляторов

Не все автовладельцы знают, как обслуживать необслуживаемый аккумулятор автомобиля и нужно ли это делать. Проблемы могут возникнуть и на этапе выбора источника питания бортовой сети машины. Каждый тип аккумуляторов имеет недостатки и преимущества, которые нужно учитывать при покупке.

Что такое необслуживаемый аккумулятор

Необслуживаемой называется батарея герметичного типа. Корпус запаян, поэтому пользователь не имеет доступа к внутренним частям АКБ. Снять заглушки или крышку и посмотреть, что внутри, не получится.

При переворачивании изделия электролит не вытекает.

Как узнать, обслуживаемый аккумулятор или нет

При покупке аккумулятора стоит обратить внимание на строение корпуса. Он имеет ровную поверхность, снабжен индикатором и отверстиями для отведения газов. Если, помимо указанных деталей, имеются заглушки, удалив которые можно рассмотреть пластины и электролит, батарея является обслуживаемой.

Устройство необслуживаемого АКБ

Строение необслуживаемой АКБ мало чем отличается от конструкции обслуживаемой. Внутри корпуса располагаются электроды и кислотная смесь.

Конструкция включает и такие элементы:

  • положительно и отрицательно заряженные свинцовые пластины;
  • банки – емкости, в которые погружаются электроды;
  • корпус с клеммами, пробками и индикаторами.

В гелевых элементах питания стандартные пластины заменены спиралевидными электродами. Решетчатые элементы пропитаны электролитом. Чтобы имеющие разный заряд электроды не касались друг друга, в конструкцию включают сепаратор. Они участвуют в химических реакциях, сопровождающихся выделением электрической энергии.

Он не мешает движению кислотного раствора, но препятствует замыканию. Корпус необслуживаемой АКБ производят из прочного материала, обеспечивающего герметичность. Конструкция нечувствительна к химическим и механическим воздействиям.

Срок службы

Главным критерием выбора автомобильного аккумулятора является срок эксплуатации. Батареи необслуживаемого типа бесперебойно работают в течение 5-6 лет.

Подобное возможно при соблюдении следующих правил:

  1. Элемент питания нельзя перезаряжать или недозаряжать. Не рекомендуется восстанавливать заряд домашними методами, способными вывести АКБ из строя.
  2. Соблюдение условий зарядки. Подаваемое напряжение не должно превышать 14,5 В.

На длительность работы аккумулятора воздействуют и такие факторы:

  • температура окружающей среды;
  • исправность бортовой сети автомобиля;
  • утечка тока;
  • характер вождения автомобиля.

Батареи популярных марок отличаются более длительными сроками службы. Выпускаемые малоизвестными компаниями изделия выходят из строя быстро. Это объясняется различием технологий производства.

Виды и характеристики необслуживаемых АКБ

Существуют такие типы необслуживаемых аккумуляторов:

  1. Кальциевые. Добавление кальция в структуру электродной решетки позволяет снизить скорость выкипания электролита. Водителю не придется постоянно замерять уровень кислотного раствора. Основным видом таких батарей является закрытый свинцово-кислотный аккумулятор.
  2. Гибридные. Так как минимизировать потери воды в первом случае невозможно, пластины стали снабжать сурьмой. Отрицательный электрод содержит кальций. Такие аккумуляторные источники питания маркируются надписью Hybrid или Ca+. Выкипание воды является минимальным.
  3. Гелевые или AGM-аккумуляторы. Кислотным раствором пропитывают пористый материал. Это полностью исключает испарение. Гелевая структура позволила сделать АКБ полностью необслуживаемой.

Плюсы и минусы необслуживаемых аккумуляторов

К положительным качествам аккумуляторов необслуживаемого типа относят:

  1. Отсутствие необходимости постоянного контроля.
  2. Простота применения. Несмотря на то что замена электролита не требуется, батарею нужно периодически заряжать. Подобная процедура помогает увеличить срок службы. Для зарядки используют автоматические приборы, которые не дают аккумулятору перезарядиться.
  3. Возможность эксплуатации в любом положении. Жидкость не будет подтекать из корпуса и способствовать коррозии узлов автомобиля.

Несмотря на большое количество преимуществ, герметичные АКБ имеют недостатки, к которым можно отнести:

  1. Отсутствие возможности повышения работоспособности. При возникновении неисправностей пользователь не сможет оценить уровень и плотность электролита или долить воды.
  2. Высокая стоимость. Необслуживаемый аккумулятор стоит в 1,5-2 раза дороже стандартного.
  3. Возможность безопасной зарядки только при использовании автоматических устройств.

Правила эксплуатации необслуживаемых аккумуляторов

При использовании герметичной батареи особенно внимательно следят за натяжением ремня генератора, поддержанием рекомендованного напряжения. Нельзя допускать утечки тока при работе электронных приборов автомобиля. Потребность в подзарядке возникает при высоких нагрузках (езде по городу, обогреве стекол). Решение о необходимости проведения дополнительных мероприятий и ремонта принимает пользователь.

Как заряжать

В большинстве случаев напряжение в бортовой сети регулируется автоматически. Выбор значения в 14,4-14,7 В обоснован. При повышении напряжения начинается распад воды, сопровождающийся усиленным газообразованием. При использовании сетевого зарядного устройства нужно избегать перезаряда. Рекомендуется использовать приборы с автоматическим блоком управления.

Процесс восстановления заряда отслеживается программным обеспечением. В этом случае подаваемое напряжение стабилизируется автоматически.

Пользователю остается только подсоединить контакты ЗУ к токовыводам батареи, соблюдая полярность. Устройство подключается к бытовой электрической сети. Зарядка должна протекать в условиях положительной температуры окружающей среды.

Лучшие марки АКБ

Наиболее качественными считаются такие марки необслуживаемых свинцово-кислотных АКБ:

  1. Bosch Silver. Немецкие аккумуляторы снабжены посеребренными пластинами. Это обеспечивает стабильный пусковой ток и длительный срок эксплуатации. Наиболее простая модель этой серии обойдется в 6 тыс. руб. В продажу поступают изделия, отмеченные маркировкой Plus. Она имеет меньший показатель потерь электролита. Батарея снабжена каналами, накапливающими жидкость. Такая модель стоит не менее 7 тыс. руб.
  2. Varta Blue Dynamic. В состав электродов входит серебро, однако от предыдущей модели аккумулятор отличается строением пластин, минимизирующим саморазряд при хранении. Такой источник питания обойдется в 5 тыс. руб.
  3. Mutlu Silver Evolution. При емкости 55 А/ч АКБ выдает силу тока в 420 А. Купить его можно за 4-5 тыс. руб.
  4. Medalist. Источник питания бесперебойно работает до 7 лет. Аккумулятор устойчив к перезаряду.

Лучшим гелевым элементом подачи напряжения является Bosch 5951. Батарея быстро восстанавливает емкость даже после длительного пребывания в разряженном состоянии. Недостатком считается отсутствие индикатора заряда на корпусе. Минимальной стоимостью отличается гелевая АКБ “Кайнар Bars Premium”, выпускаемая в Казахстане. Самая дорогая модель такого типа – Tudor AGM. Она выдает пусковой ток в 680 А при емкости 60 А/ч.

Источник

Читайте также:  Образец акта установки аккумулятора
Оцените статью