Виды аккумуляторов для автобусов

Виды аккумуляторов для автобусов

На современных автобусах устанавливают свинцово-кислотные батареи, имеющие цифровое и буквенное обозначение, характеризующее их тип. Первая цифра 3 или 6 указывает на количество последовательно соединенных аккумуляторов; буквы СТ в обозначении батареи, следующие после числа аккумуляторов, указывают, что батарея стартерная; число после букв — номинальную емкость батареи в ампер/часах при 10-часовом режиме разряда. После обозначения типа батареи следуют буквы, характеризующие материал, из которого выполнен моноблок: Э — эбонит, П — пластмасса. Далее следуют буквы, обозначающие материал, из которого выполнены сепараторы: Р — из мипора, М — мипласта, МС — ми-пласта со стекловолокном, Д — дерева, ДС — дерева со стекловолокном. Если батареи сухозаряженные, то в конце ставится буква 3.

Таким образом, обозначение 3CT-1353M означает стартерную батарею из 3 последовательно соединенных аккумуляторов с номинальной емкостью 135 ампер/час в эбонитовом моноблоке и сепаратором из мипласта. Характеристики аккумуляторных батарей, применяемых на автобусах.

Чтобы аккумуляторная батарея работала длительное время, необходимо своевременно проводить ее техническое обслуживание, заключающееся в периодическом осмотре, очистке от окислов и грязи, а также в поддержании батареи в заряженном состоянии. Аккумуляторная батарея не реже одного раза в две недели очищается от грязи, окислов и электролита ветошью, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Наконечники проводов и клеммы после очистки необходимо смазать тонким слоем технического вазелина и надежно закрепить.

Читайте также:  Аккумулятор bmw f10 как заряжать

Вентиляционные отверстия в пробках необходимо прочищать только деревянной палочкой.

Уровень электролита измеряется стеклянной трубкой диаметром 3—4 мм и длиной 130—150 мм. Опустив трубку в аккумулятор до упора с предохранительным щитком, закрыть верхнее отверстие и вынуть трубку. По высоте столбика электролита можно судить о его уровне в аккумуляторе; уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше верхних кромок пластин. Необходимо постоянно следить за уровнем электролита в аккумуляторах, так как снижение его приводит к сульфатации той части пластин, которые не погружены в электролит. При этом снижается емкость, увеличивается внутреннее сопротивление и возрастает падение напряжения на зажимах аккумуляторной батареи при включении нагрузки.

Доливка электролита или кислоты в аккумулятор не допускается, кроме тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло из-за проливания или выплескивания. При этом доливаемый электролит должен быть такой же плотности, что и в аккумуляторе.

Напряжение в аккумуляторах проверяется с помощью нагрузочной вилки отдельно на каждом аккумуляторе батареи в течение не более 5 сек. При этом неисправный заряженный аккумулятор должен иметь напряжение не ниже 1,7В, аккумулятор, требующий зарядки,— 1,4—1,7В. Если напряжение аккумулятора менее 1,4В, батарею необходимо сдать в ремонт.

Плотность электролита в каждом аккумуляторе батареи проверяется ареометром, наконечник которого опускают в аккумулятор, и при помощи груши электролит набирают в стеклянную часть прибора.

По отметке на всплывшем ареометре будет известна плотность электролита. В зависимости от климатических районов, в которых эксплуатируются аккумуляторные батареи.

Электролит приготовляется в керамической, эбонитовой, пластмассовой посуде из дистиллированной воды и концентрированной серной кислоты. Во избежание разбрызгивания кислоты при прохождении реакции соединения запрещается лить воду в серную кислоту. Количество серной кислоты на 1 л воды для получения электролита необходимой плотности указано в таблице 26.

Разряженность аккумулятора можно узнать не только по показаниям нагрузочной вилки, но и по плотности находящегося в аккумуляторе электролита. При плотности электролита, соответствующей разряду аккумуляторов более чем на 50% летом и более чем на 25% зимой, батарею необходимо сдать на подзарядку.

После снятия аккумуляторных батарей с эксплуатации, они через месяц должны быть подвергнуты зарядке, а в дальнейшем через каждые 3 месяца — разрядке с последующей зарядкой. Хранение разряженных в процессе эксплуатации аккумуляторов в условиях низких температур категорически запрещено.

Сроки службы аккумуляторных батарей при соблюдении правил эксплуатации и исправном электрооборудовании автобуса следующие: батареи с одинарным сепаратором— 18 месяцев при пробеге 60 тыс. км, батареи с двойным сепаратором — 24 месяца при пробеге 75 тыс. км.

Источник

Какие аккумуляторы в электробусе

В городской среде Москвы уже привычно видеть электробусы, но не каждый понимает, насколько сложно организовано внутреннее устройство в этом транспорте. Главная особенность, которую не встретить в обыденной жизни – это тяговый АКБ, который обеспечивает работу двигателя. Какие аккумуляторы в электробусе, откуда они поставляются в Россию и каким образом они подзаряжаются – разберемся подробнее. Для тех же, кто владеет этим электротранспортом, расскажем, как правильно нужно утилизировать тяговые батареи.

Какие установлены АКБ в электробусе

В современных электрокарах, в том числе и в электробусах, используются аккумуляторные батареи с большой энергоемкостью и с высоким напряжением. Достаточные для тяговых АКБ технические характеристики имеют литий-ионные, алюминий-ионные, литий-серные, металл-воздушные и литий-железо-фосфатные батареи. В электробусах от разных производителей используются накопители не только с разным составом, но и с различными габаритами, объемами и эксплуатационными свойствами. Далее рассмотрим АКБ Российского и Иностранного производства.

Какие аккумуляторы в Российских электробусах

Внимание! Почитать о крупных тяговых аккумуляторов Российского производства вы можете на сайте РОСНАНО «Лиотех» и по этой ссылке.

Таблица — Информация об аккумуляторах в Российских электробусах

Модель и ссылка на документацию Тип аккумуляторов Страна изготовле­ния АКБ Срок службы аккумуляторов Энергоемкость Максимальный запас хода Тип зарядки Пассажиро­вместимость
общая
KAMAZ-6282 литий-титанатные (LTO) ? 20 000 циклов 80 кВт/час до 70км а) полупантограф
б) бортовое зарядное устройство (ночная зарядка)
до 85
ЛиАЗ-6274 NMC (литий-марганцевый аккумулятор) ? 6 лет 129 кВт/час до 90км пистолетного типа до 75
«Тролза» с динамической зарядкой батареи автономного хода литиевой группы ? ? ? до 15км динамическая от троллейбусных сетей до 80
УТТЗ 6241.01 “Горожанин” ? ? ? ? до 30км динамическая от троллейбусных сетей до 105
Volgabus Ситиритм 12 ELF Литий-железо-фосфатный аккумулятор(LFP) ? ? ? до 220км ночная зарядка до 90

Какие аккумуляторы в электробусах за границей

Внимание! Почитать информацию о тяговых аккумуляторов для электробусов иностранного производства вы можете по этой ссылке.

Таблица — Информация об аккумуляторах в иностранных электробусах

Модель и ссылка на документацию Тип аккумуляторов Страна изготовле­ния АКБ Срок службы аккумуляторов Энергоемкость Максимальный запас хода Тип зарядки Пассажиро­вместимость
общая
Белкоммунмаш 43303 (Белорусия) ? ? ? ? ? динамическая от троллейбусных сетей до 170
Linkker 13 (Финляндия) литий-титанатные (LTO) ? ? ? ? пантограф до 77
YUTONG (Китай) ? ? ? ? ? пантограф до 93

Существующие виды подзарядки АКБ электробусов

Гибридные транспортные средства могут без подзарядки преодолевать расстояния до 100 километров, но в городских условиях, тяжеловесные электробусы нуждаются в более частой зарядке. Читайте также: Преимущества и недостатки электробусов. Отечественные КАМАЗы и ГАЗы имеют возможность подзаряжаться несколькими способами:

  • Ультрабыстрая зарядка на специальных станциях, при помощи токоприемника, позволяет пополнить запас электричества за полчаса, но снижает срок службы АКБ;
  • При помощи зарядного столба и токоприемника на крыше – автоматическая зарядка для городского общественного транспорта;
  • Подзарядка при помощи бортового зарядного устройства, переменным током из трехфазной сети – стандартный способ для ночной зарядки в автопарках.

Возможность опционально подбирать способ подзарядки – особенность электробусов. Пистолетные станции и пантографы можно использовать как во время обеда, так и для короткой зарядки во время перерыва. Для удобства эксплуатации, маршрут общественного электротранспорта сформирован таким образом, чтобы у автомобилей была возможность вовремя получить необходимый запас электроэнергии.

Принимают ли лом АКБ электробусов

Поврежденные, сломанные, отработанные и старые тяговые АКБ можно утилизировать за деньги. В батареях от электробусов присутствуют ценные металлы, которые подходят для переработки и вторичного использования, поэтому приемные пункты скупают их по выгодной цене. В столице работает сеть точек сдачи АКБ, по удобным адресам, в разных районах. Компания «АКБскрап» осуществляет прием аккумуляторов в Москве по высоким ценам (например тяговые принимаем по цене 64-69 руб./кг.), при этом сотрудничает как с физическими, так и юридическими лицами. При необходимости приемный пункт предоставит документацию для бухгалтерии. Для скупки батарей у организации есть все необходимые лицензии.

История: как появились электробусы

Электромобили появились на полвека раньше машин с двигателями внутреннего сгорания (в 1837 году), но свою популярность они начали приобретать совсем недавно. Связанно это с тем, что первые тяговые аккумуляторы не только имели большую массу, но и дорого стоили, а их обслуживание обходилось как содержание 40 обычных бензиновых автомобилей. В конце 19 века Уильямом Моррисоном был представлен первый электробус, с вместимостью 6 человек, но его эксплуатационные характеристики не позволяли использовать его на регулярной основе. В начале 20 века, около 40% всего общественного транспорта США работали на электричестве – но двигатели внутреннего сгорания быстро вытеснили электрокары с рынка и уже в 1930 автобусы с АКБ исчезли из американских городов.

В Англии электрический общественный транспорт появился наоборот, из-за того, что бензиновые двигатели расходовали много бензина при перевозке пассажиров и требовалось современное решение. Тогда и появились электробусы с хлоридными аккумуляторами, которые не требовали дорогостоящего обслуживания, а электроэнергия стала значительно дешевле и доступнее бензина. В Манчестере SeddonPennine 4-236 стал основным электротранспортом уже в 1974 году.

Во второй половине 20 века электробусам дали вторую жизнь, уже во всем мире. Массовое производство стало актуально из-за экологической обстановки в крупных городах и планете в целом. Сегодня в общественном транспорте работающих на электроэнергии используются инновационные аккумуляторы, которые дешевые в обслуживании, дольше держат заряд и не требуют регулярного ремонта. Литий-ионные АКБ позволяют работать автомобилю в течении всего дня, а возможность подзарядки на маршруте привело к тому, что в большинстве крупных городов, автопарк общественного транспорта состоит в основном из электробусов.

Видео про электробусы



Источник

BUS-CLUB.RU

Выбираем аккумулятор для автобуса

Опытный водитель вспоминает об аккумуляторе в конце лета – начале осени. Ведь пройдет еще месяц-другой, и грянут морозы. И если аккумулятор не новый, если даже летом он не работает, как положено, то зимой с ним определенно возникнут проблемы. Вернее, не с ним, а с пуском двигателя, но причиной неприятностей все равно будет аккумуляторная батарея. Поэтому встречать холодное время года лучше всего с новым аккумулятором. Прежде нужно его купить, выбрав такой, который оптимально подойдет для автомобиля. Но выбор этот не прост.

Какими бывают автобусные аккумуляторы?

Вне зависимости от марки, размеров и технических характеристик все автомобильные аккумуляторы можно разделить на две большие группы. Критерий разделения – исполнение АКБ: традиционное или необслуживаемое.

В корпусах аккумуляторных батарей традиционного исполнения (они же – обслуживаемые АКБ) сделаны закрываемые пробками отверстия. При их наличии можно самостоятельно проверять плотность электролита и, в случае уменьшения его уровня, доливать дистиллированную воду, восстанавливая работоспособность батареи (следует помнить, что доливать электролит недопустимо категорически!).

Аккумуляторные батареи необслуживаемого исполнения отличаются тем, что в их корпусах нет крышек, поэтому контролировать плотность и уровень электролита самостоятельно невозможно. Соответственно нельзя доливать дистиллированную воду. Почему производители аккумуляторов сочли возможным отказаться от этого? Считается, что конструкция необслуживаемых батарей настолько совершенна, что в процессе их эксплуатации ничего из перечисленного делать не требуется. Но так ли это? Практика показывает, действительно, необслуживаемые батареи могут выработать свой ресурс полностью, ни разу не доставив проблем автовладельцу. Но для этого требуется соблюдение двух обязательных условий. Во-первых, эксплуатация АКБ должна быть близка к идеальной – от электрооборудования автомобиля в этом случае требуется высокая степень надежности и стабильность работы, а сама АКБ не должна подвергаться значительным вибрациям, ударам и загрязнению. Во-вторых, необходимо регулярно проверять заряженность аккумуляторной батареи и напряжение на ее выводах, поскольку если электрооборудование даст даже незначительный сбой, она может подвергнуться недозаряду или переразряду. Когда эти процессы вовремя не замечены, необслуживаемая батарея чаще всего оказывается загубленной.

Конечно, производители не стали бы подобные батареи выпускать, если бы автомобильная техника не могла обеспечить их нормальную долговременную работу. Но здесь имеется в виду техника не всякая, а только новая и современная, сделанная с соблюдением всех технологий и стандартов качества. Согласитесь, еще не все машины, предлагаемые на нашем рынке, соответствуют данным требованиям. Если хотите приобрести необслуживаемую аккумуляторную батарею, подумайте: где, когда и кем сделан ваш автомобиль, прогрессивна ли его конструкция настолько, насколько прогрессивна необслуживаемая АКБ?

Какие параметры влияют на эксплуатацию АКБ?

Как выбрать аккумуляторную батарею, при установке которой стартер будет «крутить» двигатель с наивысшим усилием и с наибольшей продолжительностью? Эксплуатационные характеристики напрямую зависят от таких параметров, как электрическая (номинальная) емкость АКБ, измеряемая в ампер-часах (А·ч), и значение пускового тока, измеряемое в амперах (А).

Что представляет собой указываемая на этикетке батареи номинальная электрическая емкость? Эта емкость характеризует количество электричества, которое способна отдать аккумуляторная батарея при длительном режиме разряда (при определенных условиях). Понятно, что чем больше емкость АКБ, тем больше времени или попыток есть в запасе для пуска двигателя.

Значение пускового тока важно для определения мощности аккумулятора. Больше ток – больше мощность АКБ и соответственно легче пуск двигателя. Но при сравнении значений пускового тока, указанных на этикетках различных батарей, надо обратить внимание, по каким условиям испытаний он был замерен (EN, SAE, DIN, IEC, ТУ). Если по разным, придется привести значения к единообразию. Ранее чаще применялась методика DIN (соответствует российским ТУ), но постепенно ее вытеснила EN (соответствует SAE). Соотношение разрядного тока по EN или SAE к току по DIN или ТУ равно 1,7 (I en = 1,7 I din).

Выбирая батарею, мало изучить ее «электрические» характеристики. Придется уделить внимание и габаритам корпуса. Случается, что приобретенная батарея отличается по размерам от используемой ранее, и при монтаже на автомобиль водитель с удивлением обнаруживает, что ее невозможно установить на специальной площадке. Действительно, АКБ с габаритами бо’льшими, чем требуется, на ней не поместится, а с меньшими – нельзя надежно закрепить. Чтобы подстраховаться, придя в магазин, не поленитесь сопоставить размеры покупаемой батареи с размерами ее предшественницы.

Как маркируют батареи?

Невозможно правильно выбрать АКБ, не прочитав маркировку на этикетке. Любая аккумуляторная батарея маркируется в соответствии с международными стандартами. Наносимая на АКБ маркировка включает информацию о ее напряжении, номинальной емкости, назначении и конструктивном исполнении (типовые обозначения показаны на рисунке).

«6СТ-60А1» – маркировка АКБ по российскому ГОСТу. Первая цифра указывает на число «банок», последовательно соединенных аккумуляторов; следующее за ней сочетание букв – на назначение АКБ (СТ – стартерная); после дефиса идет значение номинальной емкости батареи (60 А·ч); после емкости – обозначение исполнения батареи. Число аккумуляторов в батарее может быть 3 или 6, соответственно ее номинальное напряжение – 6 или 12 В.

В Европе обозначение батарей состоит из пяти или девяти цифр, которые показывают номинальную емкость, напряжение батареи и вариант конструктивного исполнения.

Товарный знак завода-производителя.

«60 Ah» – номинальная емкость в ампер-часах (А·ч или Ah).

«420 А» – пусковой ток (ток холодной прокрутки при –18 °С) в амперах (А).

«12 V» – номинальное напряжение в вольтах (V или В).

«1003» – дата изготовления (10 – октябрь, 03 – 2003 год).

«20 кг» – масса АКБ в состоянии поставки с завода.

«+» или «–» – знаки полярности.

«min» и «max» – отметки, между которыми должен поддерживаться уровень залитого электролита.

Прежде чем приобрести новую аккумуляторную батарею, необходимо убедиться, что ее характеристики соответствуют техническим требованиям, записанным в инструкции по эксплуатации автомобиля. Во всяком случае характеристики новой АКБ должны быть не хуже, чем у предыдущей.

Производители аккумуляторных батарей жестко конкурируют друг с другом. Один из элементов конкуренции – снижение цен. Поэтому в магазине не стоит удивляться, обнаружив, что более современные АКБ одной марки стоят дешевле менее современных другой марки, а АКБ с худшими параметрами иногда продают дороже АКБ с лучшими параметрами.

При приобретении новой аккумуляторной батареи надо помнить, что форма полюсных выводов и их расположение должны быть такими же, как у ее предшественницы. Выбирая АКБ, следует попросить продавца проверить на соответствие необходимым требованиям некоторые из ее параметров. Что за параметры? Это уровень электролита и его плотность, которая должна составлять не менее 1,25 г/см3 (эти параметры можно проверить только у обслуживаемых АКБ). Кроме того, проверке подлежит напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) на полюсных выводах, значение которого должно быть не ниже 12,6 В при положительной температуре. Продавец должен выполнить тест на разряд (нагрузку) батареи, который свидетельствует о ее работоспособности. Проследите, чтобы все полученные при проверке данные были занесены в паспорт АКБ. Если этого не сделать, возврат неисправной батареи по гарантии проблематичен.

На какой срок гарантия? Согласно российскому ГОСТ 959–2002 она должна быть не менее 18 месяцев для обслуживаемых и не менее 24 месяцев – для необслуживаемых батарей. Часто производители по собственной инициативе продлевают гарантийный период до трех лет. Как показывает практика, производственный дефект АКБ обязательно «вылезет» в первые пять–восемь месяцев ее работы.

В заключение – одна поучительная история. У автора этих строк есть знакомый, неплохо разбирающийся в устройстве автомобиля. Однажды его коллега (молодой малоопытный человек), работающий на малотоннажном грузовичке, попросил помочь выбрать новую АКБ и правильно ее установить, поскольку прежняя, по его словам, пришла в полную негодность. Встретились они у магазина, купили батарею, поехали ставить. Когда же мой знакомый открыл капот грузовичка, то с удивлением обнаружил, что установленная старая батарея работоспособна на все сто процентов. Просто один из контактов слегка разболтался и окислился, поэтому не пропускал ток. Для устранения неисправности нужно было зачистить контакт – двухминутное дело… Этот случай свидетельствует о том, что часто причиной отсутствия напряжения в бортовой сети становится вовсе не АКБ, а неисправное электрооборудование, которое требуется регулярно проверять и обслуживать. Тогда и аккумуляторная батарея подводить не будет.

Источник

Оцените статью