Устройство железо никелевого аккумулятора

Устройство железо никелевого аккумулятора

Однако щелочные железо-никелевые батареи имеют значительно больший вес и размеры, чем свинцово-кислотные батареи (более чем в 2 раза), что является их недостатком и затрудняет их размещение на автомобиле. Поэтому эти батареи пока имеют ограниченное применение на автомобилях.

Железо-никелевая щелочная батарея состоит из отдельных аккумуляторов, соединяемых в определенной последовательности.

Аккумулятор состоит из блока положительных и отрицательных пластин, установленных в корпус; в корпус залит электролит.

Каждая пластина составлена из девяти плоских коробочек-ламелей, изготовленных из стальной никелированной ленты толщиной 0,1 мм, в которой для проникновения электролита пробито большое количество отверстий (до 240 отверстий на 1 см2). Ламели соединяются меяеду собой по краям в замок, образуя пластину. По бокам пластины на всю ее высоту закреплены штампованные ребра, чем обеспечиваются достаточная жесткость пластины и хороший контакт между ламелями.

В верхней части одноименные пластины соединены приваренным мостом с выводным токоотводом — борном.

Внутренняя полость ламелей пластин заполнена активной массой. Активная масса положительных пластин состоит из гидрата закиси никеля в смеси с графитом. Активная масса отрицательных пластин состоит из окислов железа, приготовленных в виде мельчайшего порошка.

Положительные (12 шт.) и отрицательные (13 шт.) пластины, расположенные поочередно, помещены в неразборном корпусе, сваренном из стальной никелированной ленты толщиной 1 мм. Между собой пластины изолируются вертикально расположенными эбонитовыми стержнями, фиксируемыми специальными пазами на пластинах. Кроме того, на края положительных пластин надеты винипластовые прокладки. От соприкосновения с корпусом блок пластин изолирован листовым винипластом. Борны блоков положительных и отрицательных пластин выведены наружу через отверстия в крышке корпуса, снабженные резиновыми изолирующими втулками, и закреплены гайками. В крышке корпуса имеется заливочное отверстие, закрытое резиновой пробкой с вентиляционным отверстием. К боковым стенкам корпуса приварены четыре цапфы б, с помощью которых аккумулятор подвешивается на эбонитовых втулках в секционной рамке. В рамке устанавливается по три аккумулятора. Внутрь корпуса заливают электролит, представляющий собой раствор едкого кали плотностью 1,23.

Читайте также:  Лучший аккумулятор для автомобиля ваз 2114

При зарядке аккумулятора под действием электрического тока активная масса положительных пластин, состоящая из гидрата закиси никеля, переходит в гидроокись никеля, а активная масса отрицательных пластин, состоящая из окислов железа, переходит в гидроокись железа. При разрядке аккумулятора активная масса пластин переходит в исходное состояние, и аккумулятор отдает запасенную электрическую энергию. Электролит не участвует в электрохимических реакциях и только переносит электрические заряды. Поэтому в процессе зарядки и разрядки состав и плотность электролита не изменяются, и плотность электролита не может (как у свинцово-кислотных аккумуляторов) характеризовать состояние и степень заряжен-ности аккумулятора.

Каждый аккумулятор в заряженном состоянии дает напряжение около 1,3 в. Для получения большего напряжения аккумуляторы собираются в секции и комплектуются в батарею. Батареи имеют условную маркировку. Так, например, имеет применение батарея типа ЗХЗ — СЖН -70. Эта батарея состоит из трех секций; каждая секция составлена из трех аккумуляторов (3×3). Все аккумуляторы соединены между собой последовательно с помощью металлических перемычек, закрепленных гайками на борнах. Буквы СЖН означают, что аккумулятор стартерного железо-никелевого типа. Такая батарея дает напряжение около 12 в и имеет номинальную емкость 70 а •ч (при 5-часовом режиме разрядки током 14 а).

Уход за батареями

Для заливки в батарею приготовляют электролит плотностью летом 1,23 и зимой 1,27, составляемый из дистиллированной воды и едкого кали, применяемого в виде концентрированного раствора или в твердом виде.

Для получения электролита плотностью 1,23 на каждые 2,5 л воды необходимо примешивать 1 кг твердого едкого кали. Для эксплуатации при высокой температуре окружающего воздуха в электролит добавляют едкий литий. Электролит приготовляют в железной посуде. Применение для этой цели оцинкованной, луженой, алюминиевой, керамиковой посуды и посуды, используемой для хранения или приготовления электролита свинцовых аккумуляторов, не допускается. Сначала в посуду наливают воду, а затем малыми порциями кладут едкое кали или наливают концентрированный его раствор, перемешивая электролит стальным прутом. При этом происходит значительное нагревание воды. После остывания, длительного отстаивания и доводки до необходимой плотности электролит заливают в аккумуляторы. По окончании двухчасовой пропитки уровень электролита должен располагаться на 5—7 мм выше верхнего края пластин.

Затем батарею подвергают зарядке. Если срок хранения батареи не превышал шести месяцев, зарядку проводят в один прием усиленным зарядным током; в случае более длительного хранения выполняют тренировочный цикл, состоящий из нескольких зарядок и разрядок. Усиленная зарядка для батареи типа 3 X З- СЖН -70 производится в два этапа током 40 а в течение 5 ч и током 20 а в течение 3 ч. При этом батарее сообщается зарядная емкость 260 а •ч. Заряжать можно и меньшим током при условии сообщения батарее необходимой зарядной емкости. Единственным показателем окончания зарядки может служить получаемая зарядная емкость (260 а •ч) и напряжение батареи. В начале зарядки при зарядном токе 40 а напряжение должно составлять 4,4—4,6 вив конце зарядки (при зарядном токе 20 а) 4,8—5,3 в. Температура электролита при зарядке не должна превышать 40° С. После зарядки уровень электролита должен быть на 15 мм выше края пластин.

Кроме соблюдения общих правил по уходу за батареей в отношении прочности крепления батарей, их чистоты и т. д., при эксплуатации необходимо особенно внимательно следить за плотностью и уровнем электролита, так как оголенные части пластин полностью выходят из строя. В аккумуляторы надо доливать только дистиллированную воду. Для нормальной зарядки батареи регулятор напряжения генератора должен быть отрегулирован на требуемое напряжение в соответствии со специальной инструкцией. Так, для центральных и южных районов напряжение должно быть равно 14,3—14,7 в, для северных районов — несколько выше.

Необходимо периодически проверять напряжение каждого аккумулятора нагрузочной вилкой, и при падении напряжения ниже 1,2 в хотя бы в одном аккумуляторе секцию необходимо зарядить.

Рекомендуется один раз в год подвергнуть батарею контрольно-тренировочному циклу на зарядной станции. Один раз в 2 года следует менять электролит. Промытые водой аккумуляторы оставлять без электролита не разрешается. Батареи можно хранить в заряженном и разряженном состояниях как с электролитом, так и без него. Промывать аккумуляторы водой перед хранением их без электролита не разрешается. Хранить аккумуляторы нужно в неотапливаемом, сухом, вентилируемом помещении. Совместное хранение щелочных и свинцово-кислотных батарей в одном помещении не допускается.

К основным неисправностям железо-никелевых щелочных батарей относятся:
1) невосполнимая потеря емкости батареи в случае недопустимого снижения уровня электролита;
2) коррозия дна аккумулятора, что может вызвать разрушение корпуса (при этом дно надо зачистить от ржавчины и прокрасить специальным би-тумно-эбонитовым лаком);
3) нарушение контакта между борнами и перемычками (перемычки необходимо очистить от грязи и затянуть гайки);
4) утечка тока по секционным рамкам при их загрязнении;
5) замыкание внутри аккумулятора вследствие накопления активной массы между пластинами или ее чрезмерного разбухания (неисправность устраняется промывкой аккумулятора подщелоченной водой при резком встряхивании; если неисправность при этом не будет устранена, аккумулятор необходимо заменить).

Источник

Железо-никелевый аккумулятор

Желе́зо-ни́келевый аккумуля́тор — это вторичный химический источник тока, в котором железо — анод, электролитом является водный раствор гидроксида натрия или калия (с добавками гидроксида лития), катод — гидрат окиси никеля(III).

Активный материал содержится в никелированных стальных трубках или перфорированных карманах. С точки зрения стоимости и удельной энергоемкости, они близки к литий-ионным аккумуляторам, а с точки зрения саморазряда, эффективности и напряжения — к NiMH аккумуляторам. Это достаточно выносливые аккумуляторы, стойкие к грубому обращению (перезаряд, глубокий разряд, короткое замыкание и термические удары) и имеющие очень длинный срок службы. Используются для резервного электропитания там, где могут быть постоянно заряжаемыми. Срок службы в таком случае может быть более 20 лет.

Их использование стало снижаться с момента остановки производства из-за пожара на заводе/лаборатории Эдисона в 1914 году [1] , по причине плохих показателей работы батарей при низких температурах, плохого удержания заряда (как у NiMH аккумуляторов) и высокой стоимости производства, сравнимой с лучшими герметизированными свинцово-кислотными аккумуляторами и до 1/2 стоимости NiMH аккумуляторов. Однако в связи с ростом стоимости свинца [2] в последние годы, из-за чего цена свинцовых аккумуляторов значительно поднялась, цены практически сравнялись. [3]

Содержание

Долговечность

Способность этих аккумуляторов выносить частые циклы разряд/заряд связана с низкой растворимостью реагентов в электролите. Формирование металлического железа в процессе зарядки длительно по причине низкой растворимости Fe3O4. Длительный процесс образования кристаллов железа сохраняет электроды, но также лимитирует скорость работы: данные аккумуляторы заряжаются медленно и разряжаются медленно.

Никель-железные аккумуляторы долгое время использовались в европейской горной промышленности благодаря их способности выносить вибрацию, высокие температуры и другие стрессовые воздействия. Повторно к ним возрос интерес в солнечных и ветрогенераторах, современном электротранспорте.

История изобретения

Вальдемар Юнгнер

Шведский изобретатель Вальдемар Юнгнер (Waldemar Jungner, в английском произношении — Джангнер) был изобретателем никель-кадмиевого аккумулятора в 1899. Юнгнер экспериментировал с железом в качестве замены кадмию, включая вариант со 100 % железом. Юнгнер обнаружил, что главным преимуществом перед никель-кадмиевой схемой была стоимость, но из-за более низкой эффективности зарядки и более высокого газообразования никель-железная технология была признана неполноценной и заброшена. Юнгнер получил несколько патентов на железную версию его аккумулятора (шведские патенты № 8.558/1897, 10.177/1899, 11.132/1899, 11.487/1899 и германский патент № 110.210/1899).

Томас Эдисон

Железо-никелевый аккумулятор был независимо изобретён Томасом Эдисоном в 1901 и использовался как источник энергии для электромобилей, таких как «Detroit Electric» и «Baker Electric». Эдисон заявлял, что никель-железные батареи будут «гораздо лучше аккумуляторов, использующих свинцовые пластины и кислоту». Работа Юнгнера была практически неизвестна в США вплоть до 40-х годов, когда там было запущено производство никель-кадмиевых аккумуляторов. 50-вольтовая никель-железная батарея была основным источником питания в немецкой ракете «Фау-2» (совместно с двумя 16-вольтовыми аккумуляторами питания 4 гироскопов, в уменьшенной версии использовалась в крылатой ракете «Фау-1»).

Параметры

  • Запасённая энергия/масса: 20-50 [4] Вт·ч/кг
  • Запасённая энергия/объем: 350 [5] Вт·ч/л
  • Мощность/масса: 100 [4] Вт/кг
  • Эффективность: 65 % [6]
  • Стоимость: 1,5 [5] — 6,6 [4] Вт·ч/US$
  • Саморазряд: 20 % [5][4] — 40 % [4] /месяц
  • Срок службы: 30 [6] — 50 лет [7][5]
  • Количество рабочих циклов: Многократный глубокий разряд на срок службы заметно не влияет. [6][5]
  • Напряжение: 1,2 В[4]
  • Рабочий диапазон температур: от −40 до +46 °C [8]

Электрохимический процесс

Половина реакции на катоде:

(При разряде реакция протекает слева направо, при заряде справа налево.) [1]

Производство

Аккумулятор Эдисона производился с 1903 до 1972 компанией «Edison Battery Storage Company» в East Orange, штат Нью-Джерси. Они были достаточно прибыльными для компании. В 1972 компания была продана корпорации «Exide Battery», которая прекратила производство в 1975.

В настоящее время (2012) железо-никелевые аккумуляторы производятся в США, Китае, Венгрии, России и на Украине.

Экология

Железо-никелевые аккумуляторы не содержат кадмия и свинца, что делает их более безопасными для окружающей среды, чем никель-кадмиевые и свинцово-кислотные аккумуляторы.

См. также

Литература

  • Black Edwin Internal Combustion : How Corporations and Governments Addicted the World to Oil and Derailed the Alternatives. — St Martin’s Griffin. — ISBN 978-0-312-35908-9
  • Modern nickel-iron battery data

Примечания

  1. «The Life of Thomas A. Edison» http://memory.loc.gov/ammem/edhtml/edbio.html
  2. Рост цен на свинец: эксперты рекомендуют создавать запас аккумуляторов.
  3. сравн: Железо-никелевый аккумулятор-Energy/consumer-price 1.5 — 6.6 Wh/US$ и свинцово-кислотный аккумулятор — Energy/consumer-price 7-18 Wh/US$
  4. 123456mpoweruk.com: Accumulator and battery comparisons (pdf)
  5. 12345a description of the Chinese nickel-iron battery from BeUtilityFree
  6. 123Mpower: Nickel Iron Batteries, Axeonpower: Nickel Iron Batteries
  7. «Nickel Iron Battery Frequently Asked Questions» BeUtilityFree
  8. Web archive backup: Edison Battery Booklet original instruction book for the Edison battery
Химические источники тока
Гальванический элемент Гальванический элемент Даниеля | Щелочной элемент | Ртутно-цинковый элемент | Сухой элемент | Концентрационный элемент | Воздушно-цинковый элемент | Нормальный элемент Вестона
Электрические аккумуляторы Свинцово-кислотный | Серебряно-цинковый | Никель-кадмиевый | Никель-металл-гидридный | Никель-цинковый аккумулятор | Литий-ионный | Литий-полимерный | Литий-железо-сульфидный | Литий-железо-фосфатный | Литий-титанатный | Ванадиевый | Железо-никелевый
Топливные элементы Прямой метанольный | Твердооксидный | Щелочной
Модели Батарея | Электрический аккумулятор | Топливный элемент
Устройство Анод | Катод | Электролит

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Железо-никелевый аккумулятор» в других словарях:

ЖЕЛЕЗО-НИКЕЛЕВЫЙ АККУМУЛЯТОР — щелочной аккумулятор, у которого положительным электродом служит водная окись никеля с добавкой 20 % графита, отрицательным размельченное железо, электролитом 21 % раствор щелочи (едкий калий). Электродвижущая сила около 1,25 в. По конструкции… … Морской словарь

железо-никелевый аккумулятор — — [В.А.Семенов. Англо русский словарь по релейной защите] Тематики релейная защита EN iron nickel accumulator … Справочник технического переводчика

железо-никелевый аккумулятор — nikelio geležies akumuliatorius statusas T sritis chemija formulė Fe|20% KOH|NiO(OH),Ni atitikmenys: angl. Edison cell; nickel iron accumulator; NIFF cell rus. железо никелевый аккумулятор … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas

железо-никелевый аккумулятор — geležies nikelio akumuliatorius statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. iron nickel accumulator; nickel iron accumulator vok. Nickel Eisen Akkumulator, m rus. железо никелевый аккумулятор, m pranc. accumulateur au fer nickel, m … Fizikos terminų žodynas

Железо-никелевый аккумулятор — щелочной Аккумулятор с электродами из железа (+) и никеля ( ). Один из основных типов аккумуляторов; применяется в авиации, технике связи, на электрокарах … Большая советская энциклопедия

Литий-железо-сульфидный аккумулятор — Li FeS это вторичный химический источник тока в котором анодом является литий алюминиевый сплав, электролит сплав хлорида фторида и сульфида лития в матрице из оксида магния (твердый электролит), катод FeS сульфид железа.… … Википедия

Литий-железо-фосфатный аккумулятор — (LiFePO4) тип электрического аккумулятора, являющийся видом литий ионного аккумулятора, в котором используется LiFePO4 в качестве катода. Содержание 1 Характеристики 2 История … Википедия

Аккумулятор (значения) — Аккумулятор (лат. accumulator собиратель, от лат. accumulo собираю, накопляю) устройство для накопления энергии с целью её последующего использования. Автомобильный аккумулятор аккумуляторная батарея, используемая на автомобильном… … Википедия

Никель-водородный аккумулятор — (NiH2 или Ni–H2) это обратимый химический источник тока, состоящий из никелевого и водородного электродов … Википедия

Источник

Оцените статью