Условия хранения свинцовых аккумуляторов

Условия и правила хранения автомобильного аккумулятора

Иногда у водителей возникает необходимость поставить автомобиль на длительную стоянку, например, на зимний период или при отъезде. В таком случае стоит побеспокоиться о правильном хранении некоторых элементов и в особенности автомобильного аккумулятора. Часто автолюбители пренебрегают правилами правильного хранения АКБ из-за чего батарея приходит в негодность или теряет свою емкость.

Принцип работы и основные виды автомобильных аккумуляторов

Прежде чем перейти к условиям и правилам хранения разберемся с принципом работы свинцового аккумулятора, а также перечислим основные виды АКБ. Устройство состоит из шести отсеков (банок), в которых находится определенное количество свинцовых пластин. Они исполняют роль электродов. В емкости залит электролит – жидкость, которая состоит из 65% дистиллированной воды и 35% серной кислоты. Такие пропорции очень важны для правильной работы АКБ.

Электрический ток вырабатывается в результате химической реакции между свинцом и серной кислотой в жидкости. В результате получается сульфат свинца (соль). В процессе работы, когда АКБ питает потребителей и разряжается, сульфат свинца оседает на пластинах. Этот процесс называется сульфатацией. При зарядке АКБ процесс происходит в обратную сторону. Концентрация серной кислоты при этом повышается.

Принцип работы АКБ

Вот почему нельзя допускать полной разрядки батареи до нуля. Соль «прикипает» к пластинам и обратный процесс уже не запустить. АКБ приходит в негодность или значительно теряет в емкости. Емкость и плотность электролита – важные понятия, которые измеряются специальными приборами.

Читайте также:  Литиевые аккумуляторы без балансира

Кратко рассмотрим основные виды аккумуляторов:

  1. Сурьмянистые. В данном типе кислотных батарей в свинцовых пластинах содержится более 5% сурьмы для повышения их прочности. Из-за слишком интенсивного процесса сульфатации приходится часто доливать дистиллированную воду. На данный момент такие батареи уже устарели и практически не используются.
  1. Малосурьмянистые. В пластинах содержится менее 5% сурьмы. Это увеличивает длительность хранения, заряд держится дольше. Но потеря воды все же присутствует.
  1. Кальциевые (Ca/Ca). В свинцовые пластины добавлен кальций. Это позволило значительно снизить испарение воды. Емкость и КПД почти на 70% больше в сравнении с сурьмянистыми. Но такие АКБ чувствительны к разрядке. Несколько разрядов может вывести батарею из строя.
  1. Гибридные (Ca+, Ca/Sb). Положительные свинцовые пластины содержат сурьму, а отрицательные – кальций. Данный тип батарей имеет средние характеристики, но более устойчив к глубокой разрядке.
  2. Гелевые (Gel, AGM). Электролит в этом виде батарей находится в виде геля, что повышает надежность и безопасность. Гелевые устройства очень устойчивы к саморазряду, могут выдержать до 200 циклов разряд/заряд. Дают постоянный высокий пусковой ток. Минусом является необходимость специального зарядного устройства с низкими токами.

Общие правила хранения

Аккумуляторная кислотная батарея представляет собой свинцово-кислотные элементы, которые соединены между собой. Каждый элемент (банка) дает напряжение 2В, а всего их шесть. В полностью заряженном состоянии АКБ должна показывать напряжение 12,4В – 12,7В, а плотность электролита должна быть около 1,26 г/см3. Электрохимические реакции внутри протекают постоянно, поэтому нужно правильно эксплуатировать и хранить АКБ.

Измерение уровня заряда

АКБ должен храниться в хорошо проветриваемом и сухом помещении без доступа солнечных лучей. Температура хранения 10-15°C. В слишком холодном или в слишком горячем месте АКБ разряжается быстрее. При температуре 20°C и выше процесс разрядки идет в 7 раз быстрее. Также батарея должна стоять на ровной поверхности в горизонтальном положении.

Таким образом, идеальным местом хранения может стать темное помещение с постоянной температурой не выше 15°C и вдалеке от нагревательных приборов.

Подготовка к хранению

Правильная подготовка аккумулятора к хранению и условия самого хранения позволят замедлить процесс сульфатации и максимально долго сохранить заряд и батарею в рабочем состоянии. Для этого необходимо выполнить три простых действия:

  1. Правильно отсоединить клеммы: сначала снимаем “минус”, а затем “плюс”.
  2. Тщательно осмотреть и очистить корпус аккумулятора от пыли, грязи и масла. Протереть клеммы. Чтобы уменьшить процесс окисления, можно смазать их техническим вазелином.
  3. Проверить уровень заряда, плотность и уровень электролита. Напряжение в батарее перед хранением должно быть в пределах 12,4В – 12,7В. Плотность электролита – 1,26 г/см3 – 1,28 г/см3.

Плотность электролита – это важный показатель, который измеряется ареометром. Значение плотности будет зависеть от температуры. В летнее время плотность может быть ниже – на уровне 1,25 г/см3 – 1,26 г/см3. Зимой необходимо поддерживать плотность на уровне 1,27 г/см3 – 1,28 г/см3. Чем ниже плотность, тем легче и быстрее жидкость в аккумуляторе замерзнет. Например, если плотность опустится до значения 1,09 г/см3, то АКБ замерзнет даже при -7°С. Это может случиться даже при эксплуатации на автомобиле.

Измерение плотности ареометром

При обратной установке аккумулятора на автомобиль необходимо также очистить корпус от пыли и жидкости, зачистить клеммы, осушить контакты. Клеммы подсоединяются в последовательности «плюс-минус».

Хранение АКБ зимой

Главными условиями правильного хранения АКБ в зимний период является полная зарядка и температура хранения. Следует обязательно зарядить аккумулятор, проверить плотность электролита, уровень заряда и поставить в вентилируемое помещение с температурой 10°С -15°С.

Чтобы аккумулятор оставался всегда в рабочем состоянии, лучше всего один раз в месяц разряжать и заряжать его. Например, к контактам подключить лампочку, а затем зарядить. Так будет поддерживаться химический процесс внутри.

Хранение нового аккумулятора

Стоит сразу сказать, что покупать аккумулятор про запас и не использовать его – не самая удачная идея. Все равно придется уделять время для его обслуживания.

Большую роль играет срок изготовления, условия и срок хранения АКБ до покупки. Если это совсем новая батарея, хранившаяся на складе несколько месяцев, то остается только подзарядить его и регулярно проверять заряд.

Хранение АКБ

Сухозаряженный аккумулятор нужно активировать самостоятельно после покупки. Залить электролит и зарядить. «Сухие» аккумуляторы хранятся очень долго, главное, держать устройство строго в горизонтальном положении, чтобы осевшие частицы не попали на пластины.

Если продаваемая батарея была изготовлена 2-3 года назад и хранилась в ненадлежащих условиях, то покупать такое устройство вообще не стоит. С большой вероятностью емкость батареи будет значительно снижена. Если вы неуверенны в сроке изготовления, то можете сами проверить батарею. Установите устройство на автомобиль, поездите на нем, а потом включите все возможные потребители (музыкальную систему, фары, обогрев стекла и сидений). Если батарея не разрядится за это время, то устройство соответствует норме. В целом условия хранения новой АКБ и старой не отличаются.

Хранение АКБ без подзарядки

Если нет возможности периодически заряжать аккумулятор во время хранения, то можно его законсервировать. Для этого нужно выполнить следующие операции:

  • полностью зарядить батарею и аккуратно слить электролит (соблюдая меры предосторожности);
  • залить в отсеки дистиллированную воду два раза, подождать около 20 минут, затем слить;
  • приготовить 5% раствор борной кислоты и залить в отсеки;
  • установить АКБ в темное и сухое место при температуре 10°С -15°С.

Законсервированный или сухозаряженный аккумулятор может храниться без подзарядки несколько лет. Чтобы вернуть устройство в рабочее состояние, нужно слить борную кислоту и залить электролит, зарядить устройство и проверить плотность.

Хранение гелевого аккумулятора

Хранение АКБ гелевого типа ничем не отличается от хранения жидкостной батареи. Перед постановкой на хранение нужно полностью зарядить устройство и оставить в темном и сухом месте при умеренной температуре 5°С -15°С. Гелевые устройства хорошо сохраняют заряд и более устойчивы к саморазряду.

Если соблюдать все условия, то устройство может храниться долго без потери заряда и емкости. Важно соблюдать температурный режим, степень освещенности, а также периодически следить за состоянием батареи.

Источник

Порядок хранения свинцово-кислотных аккумуляторных батарей

Как правило, поставляемые свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, кроме сухозаряженных, которые поставляются без электролита, предварительно залиты электролитом, полностью заряжены на заводе-изготовителе и готовы к эксплуатации.

При этом необходимо учитывать тот факт, что аккумуляторные батареи, производящиеся за пределами России, на выходе с производственных линий сборки складируются на заводе-изготовителе, поставляются в Россию различными видами транспорта, проходят процедуру таможенного контроля на границе, доставляются на склад поставщика и только после этого передаются заказчику (покупателю). Сроки прохождения данных этапов в зависимости от различных условий могут составлять от 3-х до 6 месяцев от момента выхода готовой продукции со склада завода-изготовителя.

Несмотря на заявленные заводом-изготовителем сроки службы батарей, естественно, при длительном хранении присутствует процесс саморазряда, составляющий примерно 3% в месяц, и приводящий к потере емкости.

При этом допускается длительное хранение батарей на складе при средней температуре 20±5°С с периодической подзарядкой каждые 6 месяцев для поддержания их в рабочем состоянии и сохранения заявленных технических и эксплуатационных характеристик.

При отклонении от номинальных рекомендованных заводом-изготовителем температур сроки хранения без подзаряда сокращаются. Ниже на графике приводятся примерные сроки хранения свинцово-кислотных аккумуляторных батарей при различных температурах хранения.

Зависимость сроков хранения аккумуляторов от температуры хранения

Из графика видно, что при пониженных температурах, отличных от 25°С, сроки хранения без подзаряда увеличиваются. При этом необходимо учитывать, что аккумуляторные батареи считаются работоспособными при отдаче емкости не менее 80% от номинально заявленной производителем.

Основная опасность саморазряда, кроме потери емкости, заключается в том, что без проведения необходимых мероприятий по заряду образующийся при этом сульфат свинца может превратиться в крупнокристаллическую структуру, разложение которой в дальнейшем потребует значительных усилий, если это вообще окажется возможным.

Поэтому необходимо производить постоянный контроль технического состояния продукции на складе и периодический восстанавливающий подзаряд аккумуляторных батарей, хранящихся более 6 месяцев при указанном выше температурном диапазоне, с последующим тестированием их состояния по напряжению холостого хода и внутреннему сопротивлению. По необходимости в отдельных случаях проводится контрольный разряд-заряд аккумуляторных батарей для определения их фактической емкости.

Как уже отмечалось, условия хранения на складах должны соответствовать требованиям температурного режима (20-25°С).

В качестве рекомендации перед вводом батарей в эксплуатацию, а также при их длительном хранении необходимо провести заряд постоянным напряжением. При этом температура аккумуляторов не должна превышать 50ºС. В противном случае заряд следует прекратить. Заряд считается завершённым, если напряжение элементов не возрастает, а ток заряда равен току содержания в течение двух последующих часов. Общее время заряда составляет примерно 8 – 12 часов.

Ниже приведены таблицы с рекомендуемыми сроками и способами зарядов для восстановления ёмкости, потерянной вследствие саморазряда при длительном хранении.

Температура хранения Интервал времени дозаряда
20ºС и ниже Каждые 9 месяцев
20-30ºС Каждые 6 месяцев
30-40ºС Каждые 3 месяцев
40-50ºС Каждые 1.5 месяцев
Время хранения Рекомендации по заряду
Менее чем 6 месяцев со дня изготовления или последнего заряда Максимум 20 часов постоянным напряжением 2.4 В/Эл.
Менее чем 12 месяцев со дня изготовления или последнего заряда Максимум 24 часов постоянным напряжением 2.4 В/Эл.
Менее чем 6 месяцев со дня изготовления или последнего заряда Максимум 8 часов постоянным током 0.1Сном. (А)
Менее чем 12 месяцев со дня изготовления или последнего заряда Максимум 10 часов постоянным током 0.1Сном. (А)

Более того, при длительном хранении без подзаряда аккумуляторные батареи вследствие саморазряда не только теряют емкость, но и происходят, как уже отмечалось выше, определенные необратимые химические деградационные процессы, приводящие как к сокращению срока службы батарей, так и приводящие последние в неработоспособное состояние последних.

Если свинцово-кислотные аккумуляторные батареи находятся в сухозаряженном состоянии, то, как правило, их хранят в заводской упаковке в помещении с хорошей вентиляцией и температурой в пределах от -20°С до 30-35°С. Строгих условий и требований к хранению нет. Главное, чтобы помещение хранения было сухим, проветриваемым и исключало попадание на батареи прямых солнечных лучей. Их нет необходимости заряжать в период их хранения, а сроки хранения специально оговариваются поставщиком в Руководстве по эксплуатации от изготовителя, но, как правило, составляют в пределах одного-трех лет. На практике же такие аккумуляторы хранят и более длительное время, но процесс последующего заряда перед вводом в эксплуатацию будет значительно дольше. Это объясняется тем, что в сухозаряженных батареях хоть и нет электролита и химический процесс значительно замедлен, но все равно протекает.

Кроме вышеуказанных условий хранения залитых и готовых к эксплуатации свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, необходимыми являются следующие:

  • Хранение в полностью заряженном состоянии;
  • Хранение в чистом, сухом, прохладном, закрытом помещении, не допуская атмосферных осадков и относительной влажности более 90%;
  • Обеспечение хранения в устойчивом положении, исключая вероятность смещения, падения и действий, способных разгерметизировать батареи;
  • Хранение в вертикальном положении предохранительными клапанами вверх и исключая их штабелирование;
  • Исключить размещение поверх аккумуляторов посторонних предметов, товаров и грузов;
  • Не допускать при хранении в пластиковой упаковке появление конденсата от перепада окружающих температур;
  • Хранение заливных малообслуживаемых аккумуляторов с нормативными уровнем и плотностью электролита;
  • Исключить воздействие на аккумуляторы прямых солнечных лучей, отопительных приборов или других источников тепла, а также при температуре, превышающей 30°С;
  • Обеспечить защиту выводных борнов (клемм) от коррозии, смазав их литолом или другой специальной смазкой;
  • Хранение в чистом состоянии для исключения образования токопроводящего слоя на поверхности из пыли и грязи, предварительно обработав раствором соды;
  • Не допускать хранение свинцово-кислотных аккумуляторных батарей совместно со щелочными аккумуляторами;
  • Исключить возможность замыкания выводов посторонними токопроводящими предметами.

Таким образом, соблюдение правил длительного хранения свинцово-кислотных аккумуляторных батарей позволяет поддерживать все технические и эксплуатационные характеристики вышеуказанной продукции, а самое главное — заявленный срок их службы.

Оставьте свои контактные данные, и наши специалисты свяжутся с вами, для консультации или оформления заказа

Источник

Оцените статью