- Условия и правила хранения автомобильного аккумулятора
- Принцип работы и основные виды автомобильных аккумуляторов
- Общие правила хранения
- Подготовка к хранению
- Хранение АКБ зимой
- Хранение нового аккумулятора
- Хранение АКБ без подзарядки
- Хранение гелевого аккумулятора
- Порядок хранения свинцово-кислотных аккумуляторных батарей
Условия и правила хранения автомобильного аккумулятора
Иногда у водителей возникает необходимость поставить автомобиль на длительную стоянку, например, на зимний период или при отъезде. В таком случае стоит побеспокоиться о правильном хранении некоторых элементов и в особенности автомобильного аккумулятора. Часто автолюбители пренебрегают правилами правильного хранения АКБ из-за чего батарея приходит в негодность или теряет свою емкость.
Принцип работы и основные виды автомобильных аккумуляторов
Прежде чем перейти к условиям и правилам хранения разберемся с принципом работы свинцового аккумулятора, а также перечислим основные виды АКБ. Устройство состоит из шести отсеков (банок), в которых находится определенное количество свинцовых пластин. Они исполняют роль электродов. В емкости залит электролит – жидкость, которая состоит из 65% дистиллированной воды и 35% серной кислоты. Такие пропорции очень важны для правильной работы АКБ.
Электрический ток вырабатывается в результате химической реакции между свинцом и серной кислотой в жидкости. В результате получается сульфат свинца (соль). В процессе работы, когда АКБ питает потребителей и разряжается, сульфат свинца оседает на пластинах. Этот процесс называется сульфатацией. При зарядке АКБ процесс происходит в обратную сторону. Концентрация серной кислоты при этом повышается.
Принцип работы АКБ
Вот почему нельзя допускать полной разрядки батареи до нуля. Соль «прикипает» к пластинам и обратный процесс уже не запустить. АКБ приходит в негодность или значительно теряет в емкости. Емкость и плотность электролита – важные понятия, которые измеряются специальными приборами.
Кратко рассмотрим основные виды аккумуляторов:
- Сурьмянистые. В данном типе кислотных батарей в свинцовых пластинах содержится более 5% сурьмы для повышения их прочности. Из-за слишком интенсивного процесса сульфатации приходится часто доливать дистиллированную воду. На данный момент такие батареи уже устарели и практически не используются.
- Малосурьмянистые. В пластинах содержится менее 5% сурьмы. Это увеличивает длительность хранения, заряд держится дольше. Но потеря воды все же присутствует.
- Кальциевые (Ca/Ca). В свинцовые пластины добавлен кальций. Это позволило значительно снизить испарение воды. Емкость и КПД почти на 70% больше в сравнении с сурьмянистыми. Но такие АКБ чувствительны к разрядке. Несколько разрядов может вывести батарею из строя.
- Гибридные (Ca+, Ca/Sb). Положительные свинцовые пластины содержат сурьму, а отрицательные – кальций. Данный тип батарей имеет средние характеристики, но более устойчив к глубокой разрядке.
- Гелевые (Gel, AGM). Электролит в этом виде батарей находится в виде геля, что повышает надежность и безопасность. Гелевые устройства очень устойчивы к саморазряду, могут выдержать до 200 циклов разряд/заряд. Дают постоянный высокий пусковой ток. Минусом является необходимость специального зарядного устройства с низкими токами.
Общие правила хранения
Аккумуляторная кислотная батарея представляет собой свинцово-кислотные элементы, которые соединены между собой. Каждый элемент (банка) дает напряжение 2В, а всего их шесть. В полностью заряженном состоянии АКБ должна показывать напряжение 12,4В – 12,7В, а плотность электролита должна быть около 1,26 г/см3. Электрохимические реакции внутри протекают постоянно, поэтому нужно правильно эксплуатировать и хранить АКБ.
Измерение уровня заряда
АКБ должен храниться в хорошо проветриваемом и сухом помещении без доступа солнечных лучей. Температура хранения 10-15°C. В слишком холодном или в слишком горячем месте АКБ разряжается быстрее. При температуре 20°C и выше процесс разрядки идет в 7 раз быстрее. Также батарея должна стоять на ровной поверхности в горизонтальном положении.
Таким образом, идеальным местом хранения может стать темное помещение с постоянной температурой не выше 15°C и вдалеке от нагревательных приборов.
Подготовка к хранению
Правильная подготовка аккумулятора к хранению и условия самого хранения позволят замедлить процесс сульфатации и максимально долго сохранить заряд и батарею в рабочем состоянии. Для этого необходимо выполнить три простых действия:
- Правильно отсоединить клеммы: сначала снимаем “минус”, а затем “плюс”.
- Тщательно осмотреть и очистить корпус аккумулятора от пыли, грязи и масла. Протереть клеммы. Чтобы уменьшить процесс окисления, можно смазать их техническим вазелином.
- Проверить уровень заряда, плотность и уровень электролита. Напряжение в батарее перед хранением должно быть в пределах 12,4В – 12,7В. Плотность электролита – 1,26 г/см3 – 1,28 г/см3.
Плотность электролита – это важный показатель, который измеряется ареометром. Значение плотности будет зависеть от температуры. В летнее время плотность может быть ниже – на уровне 1,25 г/см3 – 1,26 г/см3. Зимой необходимо поддерживать плотность на уровне 1,27 г/см3 – 1,28 г/см3. Чем ниже плотность, тем легче и быстрее жидкость в аккумуляторе замерзнет. Например, если плотность опустится до значения 1,09 г/см3, то АКБ замерзнет даже при -7°С. Это может случиться даже при эксплуатации на автомобиле.
Измерение плотности ареометром
При обратной установке аккумулятора на автомобиль необходимо также очистить корпус от пыли и жидкости, зачистить клеммы, осушить контакты. Клеммы подсоединяются в последовательности «плюс-минус».
Хранение АКБ зимой
Главными условиями правильного хранения АКБ в зимний период является полная зарядка и температура хранения. Следует обязательно зарядить аккумулятор, проверить плотность электролита, уровень заряда и поставить в вентилируемое помещение с температурой 10°С -15°С.
Чтобы аккумулятор оставался всегда в рабочем состоянии, лучше всего один раз в месяц разряжать и заряжать его. Например, к контактам подключить лампочку, а затем зарядить. Так будет поддерживаться химический процесс внутри.
Хранение нового аккумулятора
Стоит сразу сказать, что покупать аккумулятор про запас и не использовать его – не самая удачная идея. Все равно придется уделять время для его обслуживания.
Большую роль играет срок изготовления, условия и срок хранения АКБ до покупки. Если это совсем новая батарея, хранившаяся на складе несколько месяцев, то остается только подзарядить его и регулярно проверять заряд.
Хранение АКБ
Сухозаряженный аккумулятор нужно активировать самостоятельно после покупки. Залить электролит и зарядить. «Сухие» аккумуляторы хранятся очень долго, главное, держать устройство строго в горизонтальном положении, чтобы осевшие частицы не попали на пластины.
Если продаваемая батарея была изготовлена 2-3 года назад и хранилась в ненадлежащих условиях, то покупать такое устройство вообще не стоит. С большой вероятностью емкость батареи будет значительно снижена. Если вы неуверенны в сроке изготовления, то можете сами проверить батарею. Установите устройство на автомобиль, поездите на нем, а потом включите все возможные потребители (музыкальную систему, фары, обогрев стекла и сидений). Если батарея не разрядится за это время, то устройство соответствует норме. В целом условия хранения новой АКБ и старой не отличаются.
Хранение АКБ без подзарядки
Если нет возможности периодически заряжать аккумулятор во время хранения, то можно его законсервировать. Для этого нужно выполнить следующие операции:
- полностью зарядить батарею и аккуратно слить электролит (соблюдая меры предосторожности);
- залить в отсеки дистиллированную воду два раза, подождать около 20 минут, затем слить;
- приготовить 5% раствор борной кислоты и залить в отсеки;
- установить АКБ в темное и сухое место при температуре 10°С -15°С.
Законсервированный или сухозаряженный аккумулятор может храниться без подзарядки несколько лет. Чтобы вернуть устройство в рабочее состояние, нужно слить борную кислоту и залить электролит, зарядить устройство и проверить плотность.
Хранение гелевого аккумулятора
Хранение АКБ гелевого типа ничем не отличается от хранения жидкостной батареи. Перед постановкой на хранение нужно полностью зарядить устройство и оставить в темном и сухом месте при умеренной температуре 5°С -15°С. Гелевые устройства хорошо сохраняют заряд и более устойчивы к саморазряду.
Если соблюдать все условия, то устройство может храниться долго без потери заряда и емкости. Важно соблюдать температурный режим, степень освещенности, а также периодически следить за состоянием батареи.
Источник
Порядок хранения свинцово-кислотных аккумуляторных батарей
Как правило, поставляемые свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, кроме сухозаряженных, которые поставляются без электролита, предварительно залиты электролитом, полностью заряжены на заводе-изготовителе и готовы к эксплуатации.
При этом необходимо учитывать тот факт, что аккумуляторные батареи, производящиеся за пределами России, на выходе с производственных линий сборки складируются на заводе-изготовителе, поставляются в Россию различными видами транспорта, проходят процедуру таможенного контроля на границе, доставляются на склад поставщика и только после этого передаются заказчику (покупателю). Сроки прохождения данных этапов в зависимости от различных условий могут составлять от 3-х до 6 месяцев от момента выхода готовой продукции со склада завода-изготовителя.
Несмотря на заявленные заводом-изготовителем сроки службы батарей, естественно, при длительном хранении присутствует процесс саморазряда, составляющий примерно 3% в месяц, и приводящий к потере емкости.
При этом допускается длительное хранение батарей на складе при средней температуре 20±5°С с периодической подзарядкой каждые 6 месяцев для поддержания их в рабочем состоянии и сохранения заявленных технических и эксплуатационных характеристик.
При отклонении от номинальных рекомендованных заводом-изготовителем температур сроки хранения без подзаряда сокращаются. Ниже на графике приводятся примерные сроки хранения свинцово-кислотных аккумуляторных батарей при различных температурах хранения.
Зависимость сроков хранения аккумуляторов от температуры хранения
Из графика видно, что при пониженных температурах, отличных от 25°С, сроки хранения без подзаряда увеличиваются. При этом необходимо учитывать, что аккумуляторные батареи считаются работоспособными при отдаче емкости не менее 80% от номинально заявленной производителем.
Основная опасность саморазряда, кроме потери емкости, заключается в том, что без проведения необходимых мероприятий по заряду образующийся при этом сульфат свинца может превратиться в крупнокристаллическую структуру, разложение которой в дальнейшем потребует значительных усилий, если это вообще окажется возможным.
Поэтому необходимо производить постоянный контроль технического состояния продукции на складе и периодический восстанавливающий подзаряд аккумуляторных батарей, хранящихся более 6 месяцев при указанном выше температурном диапазоне, с последующим тестированием их состояния по напряжению холостого хода и внутреннему сопротивлению. По необходимости в отдельных случаях проводится контрольный разряд-заряд аккумуляторных батарей для определения их фактической емкости.
Как уже отмечалось, условия хранения на складах должны соответствовать требованиям температурного режима (20-25°С).
В качестве рекомендации перед вводом батарей в эксплуатацию, а также при их длительном хранении необходимо провести заряд постоянным напряжением. При этом температура аккумуляторов не должна превышать 50ºС. В противном случае заряд следует прекратить. Заряд считается завершённым, если напряжение элементов не возрастает, а ток заряда равен току содержания в течение двух последующих часов. Общее время заряда составляет примерно 8 – 12 часов.
Ниже приведены таблицы с рекомендуемыми сроками и способами зарядов для восстановления ёмкости, потерянной вследствие саморазряда при длительном хранении.
Температура хранения | Интервал времени дозаряда |
20ºС и ниже | Каждые 9 месяцев |
20-30ºС | Каждые 6 месяцев |
30-40ºС | Каждые 3 месяцев |
40-50ºС | Каждые 1.5 месяцев |
Время хранения | Рекомендации по заряду |
Менее чем 6 месяцев со дня изготовления или последнего заряда | Максимум 20 часов постоянным напряжением 2.4 В/Эл. |
Менее чем 12 месяцев со дня изготовления или последнего заряда | Максимум 24 часов постоянным напряжением 2.4 В/Эл. |
Менее чем 6 месяцев со дня изготовления или последнего заряда | Максимум 8 часов постоянным током 0.1Сном. (А) |
Менее чем 12 месяцев со дня изготовления или последнего заряда | Максимум 10 часов постоянным током 0.1Сном. (А) |
Более того, при длительном хранении без подзаряда аккумуляторные батареи вследствие саморазряда не только теряют емкость, но и происходят, как уже отмечалось выше, определенные необратимые химические деградационные процессы, приводящие как к сокращению срока службы батарей, так и приводящие последние в неработоспособное состояние последних.
Если свинцово-кислотные аккумуляторные батареи находятся в сухозаряженном состоянии, то, как правило, их хранят в заводской упаковке в помещении с хорошей вентиляцией и температурой в пределах от -20°С до 30-35°С. Строгих условий и требований к хранению нет. Главное, чтобы помещение хранения было сухим, проветриваемым и исключало попадание на батареи прямых солнечных лучей. Их нет необходимости заряжать в период их хранения, а сроки хранения специально оговариваются поставщиком в Руководстве по эксплуатации от изготовителя, но, как правило, составляют в пределах одного-трех лет. На практике же такие аккумуляторы хранят и более длительное время, но процесс последующего заряда перед вводом в эксплуатацию будет значительно дольше. Это объясняется тем, что в сухозаряженных батареях хоть и нет электролита и химический процесс значительно замедлен, но все равно протекает.
Кроме вышеуказанных условий хранения залитых и готовых к эксплуатации свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, необходимыми являются следующие:
- Хранение в полностью заряженном состоянии;
- Хранение в чистом, сухом, прохладном, закрытом помещении, не допуская атмосферных осадков и относительной влажности более 90%;
- Обеспечение хранения в устойчивом положении, исключая вероятность смещения, падения и действий, способных разгерметизировать батареи;
- Хранение в вертикальном положении предохранительными клапанами вверх и исключая их штабелирование;
- Исключить размещение поверх аккумуляторов посторонних предметов, товаров и грузов;
- Не допускать при хранении в пластиковой упаковке появление конденсата от перепада окружающих температур;
- Хранение заливных малообслуживаемых аккумуляторов с нормативными уровнем и плотностью электролита;
- Исключить воздействие на аккумуляторы прямых солнечных лучей, отопительных приборов или других источников тепла, а также при температуре, превышающей 30°С;
- Обеспечить защиту выводных борнов (клемм) от коррозии, смазав их литолом или другой специальной смазкой;
- Хранение в чистом состоянии для исключения образования токопроводящего слоя на поверхности из пыли и грязи, предварительно обработав раствором соды;
- Не допускать хранение свинцово-кислотных аккумуляторных батарей совместно со щелочными аккумуляторами;
- Исключить возможность замыкания выводов посторонними токопроводящими предметами.
Таким образом, соблюдение правил длительного хранения свинцово-кислотных аккумуляторных батарей позволяет поддерживать все технические и эксплуатационные характеристики вышеуказанной продукции, а самое главное — заявленный срок их службы.
Оставьте свои контактные данные, и наши специалисты свяжутся с вами, для консультации или оформления заказа
Источник