ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ Стационарные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи Classic: OPzS, GroE, OGi, OCSM
1 ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ Стационарные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи Classic: OPzS, GroE, OGi, OCSM
3 Оглавление: Технический паспорт Инструкция по хранению и монтажу Инструкция по вводу в эксплуатацию Журнал ввода в эксплуатацию Результаты контрольных измерений в процессе ввода в эксплуатацию Инструкция по эксплуатации P Приложение 1 Технические характеристики OPzS Блоки OPzS Элементы Energy Bloc OGi Элементы GroE. Емкость положительных пластин 25Ач GroE. Емкость положительных пластин 100Ач OCSM Элементы Приложение 2 Методы заряда и требования к установке и эксплуатации Приложение 3 Инструкция по приготовлению электролита Приложение 4 Электролит и дистиллированная вода для свинцово-кислотных аккумуляторов Приложение 5 Напряжение элементов/блоков и значение плотности электролита во всех элементах в конце ввода в эксплуатацию после переключения в режим постоянного подзаряда Приложение 6 Форма аккумуляторного журнала
4 Технический паспорт cтационарные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи Classic: OPzS, GroE, OGi, Energy Bloc, OCSM 1. Назначение Стационарные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи технологии Сlassic с трубчатыми положительными пластинами типа OPzS, с пластинами большой поверхности типа GroE, с намазными положительными пластинами типа Energy Bloc, OGi, с трубчатыми положительными пластинами и отрицательными пластинами с решеткой из тянутой меди типа OCSM — предназначены для комплектования батарей, используемых в качестве установок резервного питания в системах телекоммуникации, производства и распределения электроэнергии, в промышленном оборудовании, а также в качестве источников тока в системах безопасности. Аккумуляторные батареи эксплуатируются как в параллельно-резервном режиме, обеспечивая в аварийных случаях всю нагрузку постоянного тока, так и в циклическом режиме (разряд-заряд). 2. Основные технические данные и характеристики Аккумуляторы поставляются сухозаряженными или заполненными электролитом и заряженными Электрические характеристики, габаритные размеры и масса аккумуляторов приведены в Приложении 1 к настоящей эксплуатационной документации, а также проспекте и технических условиях Аккумуляторы должны иметь не менее 95% номинальной емкости на первом цикле и 100% номинальной емкости — не позднее 5 цикла. 2.4 Срок хранения залитых аккумуляторов без подзаряда не должен превышать трех месяцев. Рекомендуемый срок хранения сухозаряженных аккумуляторов- не более четырех лет (при нормальных условиях) Технические характеристики гарантируются при условии соблюдения требований, изложенных в настоящей эксплуатационной документации Условные обозначения: 8 OPzS 800 (LA) содержание сурьмы в сплве решеток пластин менее 3% номинальная емкость, Ач стационарные малообслуживаемые аккумуляторы с трубчатыми положительными пластинами* число положительных электродов 3 *GroE — аккумуляторы с положительными пластинами большой поверности; OGi — аккумуляторы с намазными положительными пластинами; OCSM — аккумуляторы с трубчатыми положительными пластинами и отрицательными пластинами с решеткой из тянутой меди. 3. Транспортирование Автотранспорт. Аккумуляторные батареи технологии Сlassic являются безопасными при перевозке автомобильным транспортом, если они поставляются сухозаряженными (положение ДОПОГ, маргинальный номер 2801а, которое гласит, что «предписания класса опасности 8 не распространяются на непроливающиеся аккумуляторные батареи с идентификационным номером по ДОПОГ 2800, предусмотренные в пункте 8.1., если при температуре 55 С из расколовшегося или треснувшего корпуса вышеупомянутых батарей не вытекает электролит, и не происходит утечки коррозионной жидкости, и, если контакты упакованной для перевозки батареи защищены от короткого замыкания»), при транспортировании залитых аккумуляторных батарей необходимо выполнение дополнительных условий (см. ДОПОГ 2807(5)) Авиаперевозки. Согласно IATA (А67), сухозаряженные аккумуляторные батареи технологии Сlassic являются безопасными при перевозке воздушным транспортом Перевозки железнодорожным транспортом. Аккумуляторные батареи технологии Сlassic являются безопасными при перевозке железнодорожным транспортом, если поставляются сухозаряженными (п.п Приложения 2 «Правила перевозок опасных грузов» к Соглашению о Международном Железнодорожном Грузовом Сообщении (СМЖГС)). При перевозке залитых аккумуляторов необходимо выполнение дополнительных условий транспортирования, указанных в п.п Приложения 2 к СМЖГС Перевозки морским и речным транспортом. Сухозаряженные аккумуляторные батареи технологии Classic являются безопасными при перевозке морским и речным транспортом (правила МОПОГ, ВОПОГ). 4. Комплект поставки Комплект поставки определяется контрактом или заказом, направленным в представительство предприятия-производителя. Аккумуляторы упаковываются на поддонах или в ящиках. Комплектующие к ним и эксплуатационная документация, поставляются в коробке, упакованной на поддоне Помимо эксплуатационной документации, в комплект поставки могут также входить: копии сертификатов соответствия, безопасности и отраслевые сертификаты по согласованию с производителем / представителем производителя Состав комплекта перемычек, деталей и эксплуатационной документации указываются в Комплектовочной ведомости, при его отсутствии поставляется стандартный комплект. 5. Гарантийные обязательства Гарантийный срок эксплуатации аккумуляторных батарей составляет 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию, но не более 15 месяцев со дня поставки, если договор не предусматривает иное Условия гарантии. Настоящая гарантия имеет силу только в том случае, если монтаж батарей был осуществлен аттестованными специалистами, имеющими лицензию на монтаж аккумуляторных батарей, либо сотрудниками сервисной службы регионального представительства EXIDE Technologies, либо иными специалистами по согласованию с сервисной службой производителя / представителя производителя. Не подлежат гарантийному обслуживанию аккумуляторы с дефектами, возникшими вследствие: механических повреждений; несоблюдения условий эксплуатации; неправильной установки; стихийных бедствий (пожар, наводнение, удар молнии и т.д.), а также других причин, находящихся вне контроля продавца и изготовителя; попадания внутрь корпуса посторонних предметов, жидкостей; ремонта или внесения конструктивных изменений неуполномоченными лицами Гарантийные обязательства действительны только при наличии штампа продавца в п.п. 6, 7 технического паспорта. 6. Свидетельство о приемке. Партия аккумуляторов типа в количестве соответственно, согласно накладной прошла приемо-сдаточные испытания. Требованиям технических условий на аккумуляторы данной серии соответствует и признана годной для отгрузки Покупателю. Подпись: Дата: Место для штампа: 7. Свидетельство об упаковке. Партия аккумуляторов типа в количестве соответственно, согласно накладной упакована, исходя из требований технических условий и признана годной для отгрузки. Подпись: Дата: Место для штампа:
5 Инструкция по хранению и монтажу Стационарные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи Classic: OPzS, GroE, Energy Bloc, OGi, OCSM 1. Хранение. Соблюдайте инструкцию по эксплуатации и храните ее рядом с батареей. Допускается работа с батареей только обученного персонала. Курение запрещено! Во избежание взрывов и пожаров запрещено использование открытого огня, раскаленных предметов, либо искр вблизи аккумуляторов. При работе с батареями используйте защитные очки и одежду. Соблюдайте инструкцию по безопасности. При попадании кислоты в глаза, на кожу или на одежду, следует промыть большим количеством чистой воды и немедленно обратиться к врачу. Избегайте коротких замыканий! Электролит едок! При нормальной эксплуатации контакт с электролитом невозможен. При разрушении корпуса электролит опасен. Блоки/элементы обладают высоким удельным весом. Следите за правильным размещением аккумуляторов при установке и эксплуатации. Используйте только подходящие приспособления для установки и переноса аккумуляторов. В переработку! Свинцово-кислотные аккумуляторы подлежат переработке. Переработка является частью жизненного цикла аккумуляторов и отвечает принципам охраны окружающей среды. Свяжитесь с ближайшим представительством EXIDE Technologies для получения информации о действиях при утилизации батарей. Внимание! Металлические части аккумуляторов всегда находятся под напряжением. Не кладите посторонние металлические предметы на аккумуляторы. Внимание! В случае несоблюдения требований инструкции по эксплуатации, проведения работ по обслуживанию и ремонту с применением не предусмотренных производителем деталей, а также работ, не предусмотренных инструкциями (в частности, добавление каких-либо присадок к электролиту), производитель в праве отказаться от выполнения гарантийных обязательств. Приложения к инструкции являются ее неотъемлемой частью. Аккумуляторные батареи серий Сlassic: OPzS, GroE, Energy Bloc, OGi и OCSM могут поставляться заказчику в сухозаряженном или залитом состоянии. Допустимый срок хранения зависит от состояния батареи и температуры. Хранить аккумуляторы следует в сухом непромерзающем помещении, вдали от источников тепла и прямых солнечных лучей. Аккумуляторы должны храниться исключительно в вертикальном положении. Паллеты должны располагаться в один слой, ставить их друг на друга или размещать на них какой-либо груз запрещено Хранение сухозаряженных аккумуляторов. В сухозаряженном состоянии аккумуляторы могут храниться в течение длительного времени (при нормальных условиях), но, как правило, не более четырех лет. Однако, хранение при температуре выше 25 С приводит к постепенному разряду даже сухозаряженных батарей. Саморазряд увеличивается с ростом температуры и влажности воздуха в месте хранения. Во время хранения аккумуляторы должны находиться в транспортной упаковке, заливочные горловины должны быть закрыты транспортными пробками. Однако, поскольку транспортные пробки имеют вентиляционное отверстие, предотвращающее образование большой разницы давлений снаружи и внутри корпуса элемента, следует избегать хранения аккумуляторов в помещении с большими колебаниями температуры, так как это может привести к конденсации влаги внутри элементов и протеканию нежелательных химических реакций в активной массе пластин. ВНИМАНИЕ! Транспортные пробки должны быть удалены перед заливкой электролита. После заливки на горловины должны быть установлены эксплуатационные пробки, предусмотренные конструкцией и заказом. Универсальные лабиринтные пробки могут быть использованы как при транспортировании и хранении, так и для эксплуатации аккумуляторов Хранение залитых аккуляторов. Нежелательно использовать для хранения помещения с большими колебаниями температуры или с высокой влажностью, так как это может привести к образованию конденсата на поверхности аккумуляторов. Конденсат или осадки не влияют на сами аккумуляторы, но могут вызвать коррозию выводов или повышенный ток саморазряда. При необходимости длительного хранения рекомендуется проверять напряжение холостого хода на полюсных выводах аккумуляторов со следующей периодичностью: при хранении при 20 С: после 3 месяцев хранения, далее каждые 3 месяца; при хранении при 30 С: после 1 месяца хранения, далее каждый месяц. Если измеренное значение напряжения холостого хода составляет менее 2,03 В/эл для аккумуляторов GROE и менее 2,05 В/эл для аккумуляторов других серий, то следует провести выравнивающий заряд по методу, описанному в Инструкции по эксплуатации. 2. Подготовка к монтажу. 2.1 Перед началом монтажа следует убедиться в том, что аккумуляторное помещение чистое и сухое и имеет закрываемую на ключ входную дверь. Аккумуляторное помещение должно быть оборудовано и обозначено в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов и правил. При этом следует обратить особое внимание на: несущую способность пола и его покрытие (как в самом помещении, так и на подходах к нему); кислотоустойчивость поверхностей, на которые будут устанавливаться батареи; отсутствие источников воспламенения и электрических искр (например, открытого пламени, раскаленных предметов, электрических выключателей); условия вентиляции. Для обеспечения беспрепятственного процесса монтажа порядок работ необходимо согласовать с персоналом, ответственным за аккумуляторное помещение. 2.1 Проверить комплектность поставки и отсутствие повреждений. При необходимости очистить все детали до начала монтажа. 2.3 Следовать прилагаемой документации (например, схемам монтажа аккумуляторов, стеллажей или шкафов). 2.4 При замене выработавших ресурс аккумуляторных батарей новыми следует убедиться, что перед началом демонтажа старой батареи она была отсоединена от всех электрических цепей (плавкие предохранители удалены, автоматические выключатели находятся в положении «выключено»). Это действие должно производиться уполномоченным квалифицированным персоналом. 2.5 Произвести измерение напряжений покоя отдельных элементов или блоков. При этом следует одновременно обращать внимание на правильную полярность элементов/блоков. При монтаже сухозаряженных элементов эти измерения могут быть проведены только после ввода элементов в эксплуатацию. Полностью заряженные элементы 4
6 должны иметь указанные в таблице значения напряжения покоя при температуре электролита 20 С: Элементы OPzS Блоки OPzS Элементы OCSM Элементы GroE Energy Bloc (Блоки OGi) Элементы OGi 250Ач Элементы OGi 260Ач Напряжения покоя отдельных элементов не должны различаться между собой более, чем на 0,02 В. Для аккумуляторов блочного исполнения допустимая максимальная разность напряжений покоя отдельных моноблоков составляет: Моноблоки 4 В Моноблоки 6 В Моноблоки 12 В Повышенные температуры уменьшают, а пониженные — увеличивают значения напряжения покоя. При отклонении температуры на 15 градусов от номинальной напряжение покоя изменяется на 0,01В/эл. При большей величине отклонения напряжения требуется консультация с производителем (представителем производителя). 3. Стеллажи. 2.08±0.01 (В/эл) 2.08±0.01 (В/эл) 2.10±0.01 (В/эл) 2.06±0.01 (В/эл) 2.08±0.01 (В/эл) 2.08±0.01 (В/эл) 2.10±0.01 (В/эл) 0,04 В 0,06 В 0,13 В 3.1 Расположить стеллажи в помещении в соответствии со схемой установки. Если схема установки отсутствует, то, как минимум, необходимо обеспечить следующие зазоры: от стен не менее 100 мм во всех направлениях; при номинальном напряжении батареи более 120 В: 1,5 метра между неизолированными проводниками и заземленными предметами (например, трубами водопровода и парового отопления), или между концевыми клеммами батареи. Во время монтажа батареи также следует убедиться, что выполняются требования отраслевых и национальных стандартов и правил; ширина проходов должна быть не менее 1,5 ширины элементов (монтажной глубины) и не менее 500 мм. 3.2 Выровнять стеллажи по горизонтали, используя регулирующие проставки или компенсационные шайбы. Расстояния между несущими балками стеллажа должны соответствовать ширине элементов/блоков. Затем следует проверить устойчивость стеллажей и надежность всех резьбовых соединений. Произвести заземление стеллажей или частей стеллажей, если требуется. Произвести защиту резьбовых соединений от коррозии. 3.3 Произвести визуальный осмотр элементов / блоков, проверить полярность. 3.4 Установить элементы/блоки на стеллаж один за другим с соблюдением полярности. Установку тяжелых аккумуляторов производить, начиная с середины стеллажа: выровнять элементы/блоки параллельно друг другу. Расстояние между элементами/блоками должно составлять около 10мм (но не менее 5 мм) или соответствовать длине поставляемых соединителей; при необходимости очистить контактные поверхности полюсов и соединителей; смонтировать межэлементные/межблочные соединители при помощи изолированного динамометрического ключа (соблюдать значения момента затяжки резьбовых соединений — см. инструкцию по эксплуатации аккумуляторов). В особых случаях следовать специальным указаниям по монтажу межэлементых соединителей (например, для сварных соединений); смонтировать межрядные, межступенчатые и межэтажные соединители, соблюдая значение момента затяжки резьбовых соединений; принять меры по защите от коротких замыканий. Это означает, что следует использовать соединительные кабели с устойчивостью на пробой не менее 3 кв, или выдерживать минимальное расстояние между проводкой и токопроводящими элементами прим. 10 мм, либо следует применять дополнительную изоляцию соединителей. Следует избегать механических нагрузок на электрические выводы элементов/блоков; удалить транспортировочные пробки и установить эксплуатационные (если предусмотрено комплектом поставки); проверить уровень электролита (учитывая требования инструкции по вводу в эксплуатацию и эксплуатации); произвести измерение общего напряжения батареи (должно соответствовать сумме значений напряжения покоя отдельных элементов/блоков); при необходимости на видном месте корпусов произвести последовательную нумерацию (от положительного вывода батареи к отрицательному) элементов/моноблоков батареи; установить знаки полярности на выводы батареи; расположить на видных местах таблички по технике безопасности, табличку с типом батареи, инструкцию по эксплуатации; при необходимости установить изолирующие крышки на межэлементные/межблочные соединители и концевые выводы. 4. Шкафы. 4.1 Шкафы со встроенной батареей: установить аккумуляторный шкаф на предусмотренном месте, соблюдая правила безопасности; оставить достаточные зазоры между корпусом шкафа и стенами для организации кабельных вводов (планируемых или возможных в будущем); удалить транспортировочный крепеж; проверить элементы/блоки на правильное положение и отсутствие механических повреждений. 4.2 Шкафы с батареей, поставляемой отдельно: в шкафы устанавливаются только залитые и заряженные элементы и блоки; смонтировать шкаф, установить его на предусмотренном месте и выровнять (соблюдая правила безопасности); установить в шкаф элементы/блоки согласно монтажной схеме с одинаковыми расстояниями друг от друга, соединить их и промаркировать (см. п. 3.4) Внимание: перед подключением батареи к зарядному устройству следует убедиться, что все монтажные работы проведены правильно и полностью закончены! 5
7 Инструкция по вводу в эксплуатацию Стационарные свинцово-кислотные сухозаряженные аккумуляторы Classic: OPzS, GroE, Energy Bloc, OGi, OCSM 1. Контроль. Батареи и электропитающее оборудование следует проверить на отсутствие механических повреждений, правильную полярность подключения, а также прочность монтажа соединителей. Величины усилий затяжки соединителей указаны в инструкции Р. Необходимо также проверить исправность и правильность настроек электропитающего оборудования, на соединители установить и закрепить защитные крышки. Перед заливкой элементов следует проверить, выдержаны ли требования по установке и вентиляции (см. Приложение 2 к Инструкции по эксплуатации). Если при вводе в эксплуатацию заряд проводился более высоким током, чем предусмотрен расчетом вентиляции, то необходимо на время ввода в эксплуатацию и на один час после окончания заряда увеличить расход воздуха, соответственно применяемому зарядному току, например с помощью дополнительного вентилятора. То же самое распространяется на особые методы заряда батарей. 2. Заполнение элементов электролитом. В аккумуляторах Classic должен применяться исключительно электролит поставляемый вместе с аккумуляторами и дистиллированная вода, качество и химический состав которой соответствует требованиям ГОСТ Более подробная информация о чистоте электролита изложена в Приложение 3 к Инструкции по эксплуатации. Плотность электролита для заполнения должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 1. Если была поставлена концентрированная серная кислота, следует соблюдать инструкцию по приготовлению электролита (см. Приложение 3 к Инструкции по эксплуатации). Температура заливаемого электролита должна находиться в интервале от +15 С до +30 С. Перед заливкой следует измерить температуру электролита и записать ее в журнале ввода в эксплуатацию. Удалить транспортировочные пробки или открыть крышки керамических фильтр-пробок и заполнить элементы до нижней отметки уровня электролита. При этом необходимо применять кислотостойкие принадлежности. Тип аккумулятора Табл. 1 Плотность заливаемого электролита, кг/л Номинальная плотность, кг/л OPzS элементы 1,23 1,24 OPzS блоки 1,23 1,24 OGi 250 Ач 1,23 1,24 OGi 260 Ач 1,25 1,26 Energy Bloc 1,23 1,24 GroE 1,21 1,22 OCSM 1,25 1,26 Высокие температуры уменьшают, а низкие увеличивают плотность электролита. Температурный коэффициент плотности электролита составляет 0,0007 кг/л на градус. Пример: Плотность электролита 1,23 кг/л при +35 С соответствует плотности 1,24 кг/л при +20 С. 3. Выдержка после заполнения аккумуляторов электролитом. После заливки электролитом необходимо дать элементам отстояться не менее 2 ч. После этого необходимо на контрольных элементах (выборка от 4 до 8 штук, в зависимости от общего числа аккумуляторов в батарее) измерить и зарегистрировать в журнале ввода в эксплуатацию температуру и плотность электролита. Если рост температуры составил менее 5 С и уменьшение плотности электролита менее 0,02 кг/л, то допускается упрощенный метод ввода батареи в эксплуатацию, согласно пункту 4.1. или 4.2. Если отклонение одного из параметров вышло за указанные пределы, то следует произвести ввод батареи в эксплуатацию, согласно пункту Ввод в эксплуатацию. Крышки на элементах в непрозрачных корпусах должны быть открытыми, чтобы была возможность наблюдать равномерность газообразования в конце заряда. Очень важно, чтобы первый заряд был проведен полноcтью. Это возможно, только если заряд проходит при повышенном напряжении-более 2,35 В/эл. Перерывов в процессе заряда следует по возможности избегать. Все текущие измерения следует полностью отображать в журнале ввода в эксплуатацию. В процессе ввода в эксплуатацию необходимо измерять напряжения на контрольных элементах, а по окончании измерить и записать в журнал с указанием времени напряжение на всех элементах, плотность и температуру электролита. Температура электролита не должна превышать +55 С, в противном случае процесс заряда следует прервать Ввод в эксплуатацию. Заряд постоянным напряжением (метод IU). Напряжение заряда должно находиться в диапазоне 2,35-2,4В/эл. Необходимо обеспечить начальный ток заряда, как минимум 5А на каждые 100Ач номинальной емкости. Плотность электролита в процессе заряда повышается медленно, поэтому время заряда до номинальной плотности минус 0,01 кг/л может достигать нескольких дней. Далее следует переключиться в режим постоянного подзаряда, согласно инструкции по эксплуатации. Плотность электролита входе дальнейшей эксплуатации будет постепенно рости до номинальной величены Ввод в эксплуатацию. Заряд постоянным током (метод I) или падающим током (метод W). Максимально допустимые токи указаны в таблице 2. Метод заряда Ток заряда, А Метод I 5 Метод W при: 2,0 В/эл 14,0 2,4 В/эл 7,0 2,65 В/эл 3,5 Табл. 2 Максимально допустимые токи заряда в А на 100Ач С 10 для методов I и W: Аккумуляторы следует заряжать до тех пор, пока: напряжение всех элементов не достигнет 2,6 В/эл; плотность электролита во всех элементах не достигнет номинальной величины ±0,01 кг/л, и эти значения останутся без изменения в течение 2-х последующих часов. Затем следует переключиться в режим постоянного подзаряда, который описан в инструкции по эксплуатации Ввод в эксплуатацию. Специальный заряд. Из-за длительного хранения или климатических воздействий (повышенная влажность, колебания температуры) уменьшается степень заряженности элементов. В таких случаях необходимо применить специальный метод заряда по следующей схеме: 1) заряд током 15А на 100Ач С 10 до достижения напряжения 2,4 В/эл (3-5 часов); 2) заряд током 5А на 100Ач С 10 в течение 14 часов (напряжение растет выше значения 2,4 (В/эл); 3) перерыв в течение 1 ч; 4) заряд током 5А на 100Ач С 10 в течение 4 часов. Пункты 3 и 4 повторять до тех пор, пока: напряжение всех элементов не достигнет 2,6 В/эл; плотность электролита во всех элементах не достигнет номинальной величины ±0,01 кг/л, и эти значения останутся без изменений в течение 2-х последующих часов. Затем следует переключиться в режим постоянного подзаряда, согласно инструкции по эксплуатации Выравнивание плотности электролита. Если в конце ввода в эксплуатацию плотность электролита слишком высока, то следует добавить дистиллированную воду. Плотность электролита в отдельных элементах не должна различаться более чем на 0,01 кг/л. При более значительных отклонениях следует провести выравнивание плотности электролита с последующим выравни- 6
8 вающим зарядом, согласно инструкции по эксплуатации Выравнивание уровня электролита. После окончания процесса ввода в эксплуатацию и выравнивания плотности электролита, следует довести его уровень до верхней отметки с помощью добавления электролита номинальной плотности. 5. Указания. Выступивший или разлитый электролит следует аккуратно удалить и/или нейтрализовать. Это можно произвести с помощью раствора соды (см. Приложение 4) или другого нейтрализующего средства. Не допускается попадание нейтрализующего средства внутрь элемента. Затем следует очистить внешнюю поверхность батареи. При эксплуатации батареи следует соблюдать предписания по работе с электролитом и Инструкции по эксплуатации. Номинальные данные: Журнал ввода в эксплуатацию* Номинальное напряжение батареи: Номинальная емкость: батарея : тип аккумуляторов: Количество элементов/блоков: Поставлялся ли электролит предприятием-производителем аккумуляторов? Да Нет Если нет, то проверялся ли электролит на наличие хлора, железа и Да Нет других вредных металлов? Каковы были результаты испытаний? Какова была плотность электролита перед заливкой? кг/л при С Заливка началась в ч. мин. элементом N дата время Заливка закончилась в ч. мин. элементом N дата время Средняя температура в помещении С Прочие замечания Измерение через 2 часа после заливки Контрольные элементы/ блоки Плотность электролита (кг/л) Температура электролита ( С) Плотность электролита, приведенная к температуре 20 С (см. п. 2), кг/л Количество контрольных элементов/блоков минимум 10% от общего количества элементов/блоков в батарее. В блочных аккумуляторах плотность электролита следует проверять в элементе, прилегающему к положительному полюсу. Ввод в эксплуатацию проведен согласно пункту Ввод в эксплуатацию был начат в ч. мин. дата время Во время ввода в эксплуатацию следует в течение первых 6 часов заряда ежечасно измерять напряжение, температуру и плотность электролита на контрольных элементах и записывать данные в журнал. По-окончании ввода в эксплуатацию произвести 3 дополнительных измерения с интервалом в 1 час. * В конце ввода в эксплуатацию необходимо заполнить контрольную таблицу в Приложении 5. 7
9 Результаты контрольных измерений в процессе ввода в эксплуатацию* Время Контрольный элемент/блок 1 Контрольный элемент/блок 2 Контрольный элемент/блок 3 Контрольный элемент/блок 4 d, кг/л t, C U,B d, кг/л t, C U,B d, кг/л t, C U,B d, кг/л t, C U,B Время Контрольный элемент/блок 5 Контрольный элемент/блок 6 Контрольный элемент/блок 7 Контрольный элемент/блок 8 d, кг/л t, C U,B d, кг/л t, C U,B d, кг/л t, C U,B d, кг/л t, C U,B Время Контрольный элемент/блок 9 Контрольный элемент/блок 10 Контрольный элемент/блок 11 Контрольный элемент/блок 12 d, кг/л t, C U,B d, кг/л t, C U,B d, кг/л t, C U,B d, кг/л t, C U,B *В конце ввода в эксплуатацию следует замерить и зафиксировать в Приложении 5 напряжение и плотность электролита во всех элементах/блоках батареи. 8
10 Инструкция по эксплуатации ( P) Стационарные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи Classic: OPzS, GroE, Energy Bloc, OGi, OCSM Номинальные значения. Номинальное напряжение U n : 2,0 V x количество элементов Номинальная емкость C n = C 10 : емкость 10-ти часового разряда Номинальный разрядный ток I n = I 10 : С n /10 Конечное напряжение разряда U s : см. Приложение 1 к настоящей инструкции Номинальная температура t n : 20 С Соблюдайте инструкцию по эксплуатации и храните ее рядом с батареей. Допускается работа с батареей только обученного персонала. 1. Ввод в эксплуатацию. Перед вводом в эксплуатацию необходимо проверить все элементы/блоки на отсутствие механических повреждений, правильность полярности подключения, а также прочность монтажа соединителей. Величины усилий затяжки приведены в таблице: GroE, OCSM, OPzS Курение запрещено! Во избежание взрывов и пожаров запрещено использование открытого огня, раскаленных предметов, либо искр вблизи аккумуляторов. При работе с батареями используйте защитные очки и одежду. Соблюдайте инструкцию по безопасности. При попадании кислоты в глаза, на кожу или на одежду, следует промыть большим количеством чистой воды и немедленно обратиться к врачу. Избегайте коротких замыканий! Электролит едок! При нормальной эксплуатации контакт с электролитом невозможен. При разрушении корпуса электролит опасен. Блоки/элементы обладают высоким удельным весом. Следите за правильным размещением аккумуляторов при установке и эксплуатации. Используйте только подходящие приспособления для установки и переноса аккумуляторов. В переработку! Свинцово-кислотные аккумуляторы подлежат переработке. Переработка является частью жизненного цикла аккумуляторов и отвечает принципам охраны окружающей среды. Свяжитесь с ближайшим представительством EXIDE Technologies для получения информации о действиях при утилизации батарей. Внимание! Металлические части аккумуляторов всегда находятся под напряжением. Не кладите посторонние металлические предметы на аккумуляторы. Внимание! В случае несоблюдения требований инструкции по эксплуатации, проведения работ по обслуживанию и ремонту с применением не предусмотренных производителем деталей, а также работ, не предусмотренных инструкциями (частности, добавление каких-либо присадок к электролиту), производитель в праве отказаться от выполнения гарантийных обязательств. Приложения к инструкции являются ее неотъемлемой частью. Energy Bloc OGi-элементы 250Ач 260Ач 20 Нм±1 12 Нм±1 8Нм±1 25Нм±1 Зазор между соседними элементами, необходимый, в том числе, для обеспечения теплоотвода от аккумуляторов, определяется длиной стандартных соединителей. Изгибать стандартные соединители при монтаже крайне нежелательно. На соединители установить и закрепить защитные крышки. Проверить уровень элект- 9 ролита и, при необходимости, выровнять его до максимальной отметки путем долива в аккумулятор дистиллированной воды. Согласно полярности подключить батарею при выключенном зарядном устройстве и отключенном потребителе к выпрямительному оборудованию (положительный полюс к положительной клемме). Затем включить зарядное устройство (источник питания) и производить заряд согласно пункту Эксплуатация. При монтаже и эксплуатации стационарных аккумуляторных батарей следует соблюдать требования действующих норм и правил. Разность температур окружающей среды в месте установки батареи не должна быть более 10 градусов. Расстояние между элементами или блоками должно быть около 10 мм, но не менее 5 мм. Напряжение заряда/разряда следует измерять на концевых выводах батареи Разряд. Зависящее от величины разрядного тока и времени разряда конечное напряжение не должно быть ниже рекомендуемой величины (см. Приложение 1). Напряжение окончания разряда, измеренное на выводах аккумуляторной батареи, должно соответствовать количеству элементов в батарее, умноженному на рекомендуемое производителем конечное напряжение разряда отдельного элемента. Если эксплуатация батареи связана с разрядами, режимы которых отличаются от рекомендуемых (например, длительный разряд малым током), то возможность условия их проведения и режим последующего заряда батареи должны быть предварительно согласованы с производителем или представителем производителя. Без согласования с производителем запрещено снимать с батареи больше номинальной емкости. После полного или частичного разряда следует сразу же приступить к заряду батареи Заряд (см. таже Приложение 2). Применимы все методы заряда, описанные в Приложении 2 к настоящей инструкции: Метод I (постоянный ток заряда); Метод IU (постоянный ток, постоянное напряжение); Метод W (постоянная мощность). В зависимости от области применения и возможностей оборудования, с которым эксплуатируется батарея, заряд может производится в следующих ниже режимах. Рекомендуемая точность стабилизации зарядного напряжения ±1% (предельно допустимая ±2%). А) Параллельно-резервный режим. В параллельно-резервном режиме потребители, источник постоянного тока и батарея подключены всегда параллельно друг другу. При этом напряжение выпрямителя является одновременно и напряжением заряда батареи, и напряжением потребляющего оборудования. В параллельно-резервном режиме источник постоянного тока всегда в состоянии обеспечить максимальный ток потребителя и заряд батареи. Батарея разряжается только тогда, когда не работает источник постоянного тока. Напряжение заряда в параллельнорезервном режиме эксплуатации сле-дует установить в соответствии с п.2.3. Выставленное зарядное напряжение измеряется на концевых выводах батареи. Для сокращения времени заряда может применяться ступень ускоренного заряда при повышенном напряжении (2,33-2,4) В/эл ±1%.
11 При этом напряжение на батарее определяется как сумма напряжений всех последовательно соединенных элементов. При достижении указанного значения напряжения следует автоматическое переключение в режим непрерывного подзаряда в соответствии с п Б) Буферный режим. В буферном режиме эксплуатации источник постоянного тока не всегда может обеспечить максимальный ток потребителя. Ток потребителя в отдельные моменты времени может превышать предельный ток источника питания, в указанных случаях избыток тока потребления компенсируется разрядом батареи. Таким образом, батарея время от времени оказывается частично разряжена. Для восполнения дефицита заряда в таких применениях следует устанавливать зарядное напряжение в диапазоне 2,27-2,3В х кол-во 2-х. В элементов, одновременно учитывая допустимое напряжение питания нагрузки. Для сокращения времени заряда батареи может также применяться ступень ускоренного заряда с ограничением тока и напряжения заряда, в соответствии с п.2.6. В) Режим работы с переключением. В данном применении батарея большую часть времени отключена от потребителя и заряжается отдельно. Напряжение батареи может составлять в конце заряда 2,6-2,75В х кол-во 2-х В элементов. Следует следить за процессом заряда (см. п. 2.4, 2.5 и 2.6). После достижения состояния полной заряженности следует прекратить заряд или переключить батарею в режим подзаряда, согласно пункту 2.3. Г) Циклический режим (заряд/разряд). Циклический режим эксплуатации аккумуляторов подразумевает последовательно чередующиеся заряды и разряды, при этом питание потребителя осуществляется только от батареи. Зарядное напряжение батареи может составлять в конце заряда 2,6-2,75 х кол-во 2-х В элементов. Следует следить за процессом заряда (см. п.2.4, 2.5 и 2.6). При достижении состояния полной заряженности следует прекратить заряд. После чего батарея может быть при необходимости подключена к потребителю Режим непрерывного подзаряда. Зарядное напряжение должно устанавливаться для аккумуляторов GroE, OPzS и OGi, Energy Bloc -2,23В х кол-во 2-х В элементов, а для OCSM — 2,25В х кол-во 2-х В элементов. Плотность электролита при этом не изменяется в течение длительного времени Выравнивающий заряд. Выравнивающий заряд необходимо проводить после глубокого разряда и/или после недостаточного заряда батареи. Ввиду того, что выравнивающий заряд всегда проводится при повышенном напряжении, необходимо контролировать напряжение в цепях нагрузки и принимать соответствущие меры, вплоть до отключения потребителя от зарядного устройства, если напряжение заряда батареи оказывается выше максимально допустимого напряжения питания нагрузки. Выравнивающий заряд может проводиться: напряжением 2,4В х кол-во 2-х В элементов в течение до 72 часов; методом I или W, согласно пункту 2.6. табл.1. Необходимо контролировать температуру электролита. При достижении значения +55 С заряд следует прекратить или перевести батарею в режим подзаряда до снижения температуры. Выравнивающий заряд считается оконченным, если плотность электролита и напряжение на элементах не изменяются в течение 2 часов Наложенные переменные токи. В зависимости от вида зарядного устройства, а также методов заряда, обеспечиваемых зарядным устройством, во время процесса заряда через батарею протекают переменные токи, которые накладываются на выпрямленный зарядный. Эти наложенные переменные составляющие и обратное влияние потребителей на батарею приводят к дополнительному разогреву батареи и нагрузке на электроды, что может отрицательно отразится на работоспособности аккумуляторов. Во время ступени заряда до 2,4В на 2-х В элемент, согласно пункту 2.2. от А) до В), эффективное значение переменного тока не должно превышать 20А на 100Ач номинальной емкости, при заряде с напряжением более 2,4 В/эл эффективное значение переменного тока не должно превышать 10А на 100Ач. После ступени заряда повышенным напряжением и дальнейшего подзаряда в параллельно-резервном режиме, эффективное значение переменного тока не должно превышать 5А на 100Ач номинальной емкости Зарядные токи. При эксплуатации в параллельно-резервном режиме и в буферном применении зарядные токи можно не ограничивать до напряжения 2,4 В/эл (IU-характеристика). Превышение зарядным напряжением значения 2,4 В/эл приводит к повышенному разложению воды, поэтому ток заряда должен быть ограничен на каждые 100Ач номинальной емкости, согласно табл. 1 Тип аккумулятора Методы заряда GroE OGi, OPzS,OCSM, Energy Bloc Напряжение элемента Метод IU 5А-35А до 2,4В Метод I 6,5А 5,0А 2,6-2,75В Метод W 9,0А 7,0А до 2,4В 4,5А 3,5А до 2,65В Табл Температура. Рекомендуемая температура для эксплуатации свинцово-кислотных аккумуляторов составляет +10 С С. Технические данные приведены для номинальной температуры +20 С. Предпочтительной является номинальная температура эксплуатации ±5 С. Эксплуатация аккумуляторов при повышенной температуре приводит к сокращению их фактического срока службы относительно расчетного. Эксплуатация при пониженной температуре не сокращает срок службы, но снижает доступную разрядную емкость. Превышение температуры +55 С недопустимо. Старайтесь избегать длительную эксплуатацию аккумуляторов при температуре более +45 С Напряжение заряда в зависимости от температуры. При изменении температуры в пределах от +10 С до +30 С не требуется регулирование величины напряжения заряда. Если температура надолго отклоняется от указанных значений, то требуется корректировка зарядного напряжения. Температурный коэффициент регулирования напряжения подзаряда составляет 0,004В на элемент на градус. Если температура больше +40 С, то должен применяться коэффициент, равный 0,003В на градус Электролит. Электролит представляет собой оптимизированный по плотности водный раствор серной кислоты. Номинальная плотность электролита приводится для полностью заряженного аккумулятора при 20 С и номинальном уровне электролита. Допустимое отклонение плотности не более ±0,01 кг/л при номинальных условиях. Повышенные температуры уменьшают плотность электролита, пониженные увеличивают его плотность. Температурный коэффициент плотности составляет 0,0007 кг/л на градус. Например: плотность электролита 1,23 кг/л при +35 С и плотность электролита 1,25 кг/л при +5 С соответствуют плотности 1,24 кг/л при +20 С. 3. Уход за батареей и контроль. Необходимо регулярно проверять уровень электролита. Если уровень электролита опустился до минимальной отметки, следует долить дисстиллированную воду согласно ГОСТ с максимальной проводимостью 30 мкс/см (см. также Приложение 4 к настоящей инструкции). Содержите аккумуляторы чистыми и сухими для исключения поверхностных токов утечки. Очистка батарей должна осуществляться с соблюдением техники безопасности. Неметаллические части аккумуляторов должны очищаться только с помощью воды без добавления каких-бы то ни было чистящих средств и растворителей. Каждые 6 месяцев необходимо измерять и записывать в аккумуляторный журнал: напряжение на батарее в целом; напряжение подзаряда отдельных элементов/блоков; плотность электролита отдельных элементов/блоков; температуру электролита отдельных элементов/блоков; температуру в аккумуляторном помещении; проверять уровень электролита и, в случае необходимости, доливать дистиллированную воду (см. Приложение 4). Ежегодно следует измерять и записывать в аккумуляторный журнал: напряжение на батарее в целом; напряжение подзаряда всех элементов/блоков; плотность электролита всех элементов/бло- 10
12 ков; температуру электролита всех элементов/блоков. При обнаружении отклонения напряжения подзаряда отдельных элементов/моноблоков от среднего для батареи значения на величину большую, чем указано в таблице, свяжитесь с сервисной службой регионального представительства EXIDE Technologies. Элементы 2 В Ежегодно следует проводить: визуальный осмотр резьбовых соединений; проверку момента затяжки резьбовых соединений; проверку расположения аккумуляторов; проверку вентиляции. 4. Испытания. Моноблоки 6 В Моноблоки 12В + 0,1 В + 0,17 В + 0,24 В — 0,05 В — 0,09 В — 0,12 В Стандартные испытания следует проводить, согласно методике, изложенной в ГОСТ Р МЭК Нестандартные испытания и их методика должны быть согласованы с производителем (представителем производителя). Проверка емкости батареи Перед испытанием батареи на емкость она должна быть полностью заряжена. При проверке емкости аккумуляторов необходимо следить за напряжением в конце разряда как на батарее в целом (см. п Инструкции), так и на отдельных элементах/моноблоках. Минимально допустимое конечное напряжение разряда U min отдельного элемента: U min = U f [В/эл] — 0,2 В; Минимально допустимое конечное напряжение разряда Umin отдельного блока: U min = U f [В/блок] — n х 0,2 В, где U f — конечное напряжение, соответствующее режиму разряда, n — число элементов в моноблоке. При достижении указанного значения напряжения на любом из элементов / моноблоков в составе аккумуляторной батареи разряд следует прекратить. Метод измерения сопротивления изоляции описан в приложении к инструкции. Для обеспечения надежного энергоснабжения вся батарея по истечении срока службы должна быть заменена на новую. 5. Неисправности. При обнаружении каких-либо неисправностей батареи или зарядного устройства незамедлительно свяжитесь с сервисной службой регионального представительства EXIDE Technologies. Все измерения, требующиеся в соответствии с п. 3 настоящей инструкции, должны быть отражены в аккумуляторном журнале. Аккумуляторный журнал необходимо предъявить сервисному специалисту, занимающемуся поиском причин неисправности и ее устранением. Форма аккумуляторного журнала приведена в Приложении 6 к данной инструкции. Сервисный договор с представителем производителя позволит избежать многих ошибок обслуживания и эксплуатации батареи. 6. Хранение и временный вывод из эксплуатации. См. также главу 1 Инструкции по хранению и монтажу. Перед началом хранения или выводом из эксплуатации на длительный срок аккумуляторов, заполненных жидким электролитом, их необходимо полностью зарядить. Во избежание необратимой потери емкости в процессе хранения не реже чем каждые три месяца следует проводить профилактические заряды одним из методов: 1. Выравнивающий заряд согласно п. 2.4.; 2. Заряд при напряжении непрерывного подзаряда согласно п Средняя температура хранения, отличающаяся в большую сторону от номинальной, может потребовать более частые профилактические заряды. 7. Транспортирование. Элементы и блоки необходимо транспортировать в вертикальном положении. В процессе перевозки аккумуляторы должны быть защищены от коротких замыканий электрических выводов, падений, ударов и опрокидывания. Элементы/моноблоки могут размещаться на поддонах. Запрещается ставить поддоны друг на друга. Заливочные отверстия должны оставаться закрытыми транспортными пробками. 11
13 Приложение 1 Технические данные. Номинальное напряжение, емкость (С 10 = С n ) и тип аккумулятора указаны на этикетке аккумулятора. Другие емкости (С n ) при различных токах разряда (I n ) и соответствующем времени разряда (t n ) приведены в таблицах Приложения Размеры, вес и емкость при разных значениях времени разряда и конечного напряжения Стационарные свинцово-кислотные аккумуляторы OPzS-LA с трубчатыми положительными и намазными отрицательными пластинами. Номинальная емкость электролита 1,24 кг/л. Блоки Параметры разряда Размеры и вес Емкость, Ач Ток разряда, А Длина, Ширина, Высота, Вес с Вес Время разряда, ч эле- электролитомлитактро- Конечное напряжение, В/эл мм мм мм кг кг 12V 1 OPzS 50 LA Элементы 12V 2 OPzS 100 LA V 3 OPzS 150 LA V 4 OPzS 200 LA V 5 OPzS 250 LA V 6 OPzS 300 LA OPzS 100 LA OPzS 150 LA OPzS 200 LA OPzS 250 LA OPzS 300 LA OPzS 350 LA OPzS 420 LA OPzS 490 LA OPzS 600 LA OPzS 700 LA OPzS 800 LA OPzS 900 LA OPzS 1000 LA OPzS 1200 LA OPzS 1500 LA OPzS 1750 LA OPzS 2000 LA OPzS 2250 LA OPzS 2500 LA OPzS 2750 LA OPzS 3000 LA * Без учета высоты установленной фильтp-пробки. 12
14 1.2. Стационарные свинцово-кислотные аккумуляторы Energy Bloc с намазными положительными и отрицательными пластинами. Номинальная плотность электролита, 1,24 кг/л Параметры разряда Размеры и вес Емкость, Ач Ток разряда, А Длина, Ширина, Высота, Вес с Вес Время разряда, ч эле- электролитомлитактро- Тип по Тип по DIN Exide мм мм мм кг кг 12V 1 OGi 30,5 LA EB V 2 OGi 61 LA EB V 3 OGi 85 LA EB V 4 OGi 105 LA EB V 5 OGi 141 LA EB V 6 OGi 158 LA EB V 7 OGi 213 LA EB V 8 OGi 226 LA EB V 9 OGi 237 LA EB V 10 OGi 304 LA EB V 11 OGi 334 LA EB V 12 OGi 340 LA EB * Без учета высоты установленной фильтр-пробки Стационарные свинцово-кислотные аккумцляторы типа OGi с намазными положительными и отрицательными пластинами. Номинальная плотность электролита 1,26 кг/л * — Номинальная плотность электролита 1,24кг/л Параметры разряда Размеры и вес Емкость, Ач Ток разряда, А Длина, Ширина, Высота, Вес с Вес эле- эле- Время разряда, ч ктро- лита, ктро- литом, Конечное напряжение, кг В/эл мм мм мм кг 2 OGi 50 LA* OGi 75 LA* OGi 100 LA* OGi 150 LA* OGi 200 LA* OGi 250 LA* OGi 260 LA OGi 325 LA OGi 370 LA OGi 410 LA OGi 440 LA OGi 470 LA OGi 530 LA OGi 580 LA OGi 620 LA OGi 730 LA OGi 800 LA OGi 880 LA OGi 1000 LA OGi 1260 LA OGi 1340 LA OGi 1520 LA OGi 1600 LA * Без учета высоты установленной фильтр-пробки. 13
Источник