Правила эксплуатации щелочных аккумуляторов
Щелочные аккумуляторы обладают высокой прочностью, удароустойчивы. Они могут дольше храниться и долго эксплуатируются, и в отличие от кислотных аккумуляторов, имеют большую удельную энергию. Щелочные АКБ широко применяются в качестве тяговых аккумуляторов, используются для складских погрузчиков, троллейбусов, трамваев, локомотивов, пассажирских вагонов, а также в авиации.
Перед началом эксплуатации щелочного аккумулятора, необходимо очистить его поверхность от соли и пыли, проверить правильность последовательного соединения всех аккумуляторов в батарее, плотно затянуть гайки соединений между элементами. Слегка смоченной в керосине ветошью удаляются следы ржавчины на деталях, которые не покрыты лаком.
При эксплуатации щелочных аккумуляторных батарей уход за ними приблизительно такой же, как за кислотными АКБ: необходимо держать под контролем уровень электролита, а также осуществлять зарядку.
Для щелочных аккумуляторов предусмотрены режимы эксплуатации, которых необходимо придерживаться. Осматривать аккумуляторы данного типа рекомендуется через каждые 10 дней, и при каждом осмотре должно контролироваться их напряжение системами автоматики, предотвращающими глубокие разряды и перезаряды.
Техническая эксплуатация
Контроль уровня электролита производят также, не реже чем через 10 дней. Доливается вода, чистится крышка аккумулятора, пробок, резиновых колец и газоотводных каналов.
Один раз в год или после каждых 100 циклов заряда, проводится замена электролита, и перед этим, аккумулятор необходимо разрядить до 1 В. Сливается старый электролит, затем аккумулятор промывается дистиллированной водой и заливается новый, после чего производят усиленный заряд.
Электрическая эксплуатация
В процессе разряда, напряжение щелочной аккумуляторной батареи уменьшается, как минимум на 20 %, что уменьшает диапазон ее использования. Аккумуляторы, особенно никель-железные обладают значительным саморазрядом, и на их работу влияет температура. При их эксплуатации в непрерывном режиме, напряжение подзаряда составляет 1.58-1.6 В, но достичь такой компенсации саморазряда достаточно сложно, поэтому аккумуляторы разряжаются, либо перезаряжаются.
Нормальный эксплуатационный заряд щелочного аккумулятора происходит не менее 7 часов. Приобретение аккумуляторов зарядной емкости, а также интенсивное газовыделение являются признаками завершения заряда. Напряжение не увеличивается и достигает 1.75-1.8 В.
Наша компания является разработчиком и производителем широкого ассортимента оборудования для обслуживания аккумуляторных батарей различного типа. В каталоге представлены зарядные, зарядно-разрядные, и также другие устройства, которые вы можете приобрести по выгодной цене изготовителя.
Источник
Уход за щелочным аккумуляторов
В инструкции на НКП-20 и 2НКП-20 написано, что после хранения необходимо очистить с поверхности пыль и карбонаты, промыть пробки и резиновые втулки. Затем необходимо с помощью резиновой груши залить батареи электролитом доверха и выдержать 4 часа. После этого, электролит слить переворачивая батареи вниз горловиной с отклонением от вертикали на 5—10 градусов (наверно, чтоб немного осталось).
Сообщить батареям два тренировочных цикла заряд-разряд:
Заряжать усиленным зарядом: для 2НКП-20 5 часов током 5 А, для НКП-20 6 часов током 2,5 А. Напряжение зарядки не менее 3,5 В на банку, при температуре +15—+35 градусов Ц. Разряжать 10 часов не ниже 1 В на банку.
После этого, если батареи не держат ёмкость, произвести коррекцию плотности электролита как описано выше, но заряжать током 5 А четыре часа, а не 5 (нормальный заряд).
Плотность электролита: 1,14—1,16 г/см3.
Состав: раствор KOH + 10 г/л LiOH.
Каждые 25 циклов заряда-разряда необходимо производить замену электролита. Завышенная плотность электролита значительно сокращает срок службы батарей.
Если предполагается длительное хранение батарей, необходимо разрядить батареи до 1 В на банку или 2 В на батарею. Электролит слить, плотно ввернуть пробки и смазать неокрашенные металлические детали смазкой УН.
В Вашем случае, скорее всего с самой первой заливки нужно смотреть какая плотность электролита:
— залить электролит;
— зарядить;
— слить электролит;
— залить новый нужной плотности;
— разрядить.
После окончания разрядки проверить плотность.
Скана инструкции нет.
На счёт заливки внутрь масла ничего не написано. Думаю, если зальёте туда масло, то аккумулятор придётся выбросить. Для предотвращения доступа воздуха предназначены завинчивающиеся пробки. Две резьбы с отступом. Нижнее положение —- во время заряда. Верхнее — во время хранения и эксплуатации.
Вот абзац про смазку:
Неокрашенные металлические детали смазать тонким слоем смазки УН, ГОСТ 782-59 или смазкой «Нефтегаз-204у», МРТУ 12Н № 69-63.
Я смазывал тем что под руку попадётся: солидолом, вазелином и какой-то приборной смазкой.
У них у всех одинаковые требования по эксплуатации. Берите от любого той же серии, пересчитывайте режимы под соответстующую емкость.
Если что то конкретно интересует спрашивайте поищу информацию.
Плотность электролита: 1,14—1,16 г/см3.
Состав: раствор KOH + 10 г/л LiOH.
Это какая-то Китайская инструкция.
Плотность электролита для никель-кадмиевых АКБ всегда была 1.19 — 1.21 г/см3 (лето-зима)
Хранение только в заряженном виде.
После зарядки (тренировок и т.п.) — электролит слить, дать стечь (Но не более 15 минут).
Пробки закрыть.
Заливать во внутрь кроме электролита , или воды при промывке — КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО.
Зальете масло — GOOD BAY.
Успехов.
Хранение только в заряженном виде.
После зарядки (тренировок и т.п.) — электролит слить, дать стечь (Но не более 15 минут).
Пробки закрыть.
Не путайте с кислотными. Это кислотные храняться в заряженном виде, у разряженных начинает осыпаться обмазка пласти, никель кадмиевые храняться разряженные.
Могу посоветовать поискать книжечку: «Химические источники тока в авиации» несмотря на то что она старая в ней доходчиво описан процесс эксплуатации и то аккумуляторов.
После зарядки (тренировок и т.п.) — электролит слить, дать стечь (Но не более 15 минут).
Как я понял, эксплуатироваться аккумулятор должен с электролитом, который пропитывает пластины, но над пластинами его слоя быть не должно? Но я точно помню, что раньше, в 80-90-е годы, видел батареи таких аккумуляторов, в которых электролит был примерно на 5-10мм выше пластин. Это были буферные батареи на АТС.
Зальете масло — GOOD BAY.
Рекомендацию добавлять вазелиновое масло, которое своей поверхностной плёнкой предотвращает реакцию щёлочи с углекислым газом воздуха, я встречал в различной литературе несколько раз. Но это всё была старая литература (до 50-х годов), и ни разу я не видел этого в «Инструкциях по эксплуатации» (хотя я и видел их не так уж много). То ли это вообще ошибка, которая долго кочевала из книги в книгу, то ли современные аккумуляторы устроены немного по-другому, то ли просто выигрыш невелик и не окупает мороки — непонятно.
Вот потому и хотелось бы почитать именно родные «Инструкции по эксплуатации». У меня ещё живы НКН-45 1959 года.
Спасибо за помощь. В принципе понятно, чем заняться :).
клапаны в пробках не обеспечивают герметичности
Да уж, резиновые детали на половине аккумуляторов уже негодные, чем заменить, пока не знаю. Резина, наверное, тоже не простая, а щёлочестойкая?
Одна банка требует ремонта железного корпуса. Испробовал клеи и силикон, всё равно через время начинает подтекать. Насчёт пайки кадмием есть у меня сомнения. Во-первых, читал, что пары его смертельно ядовиты, во-вторых, достать его трудно, а в-третьих, его температура плавления всего на несколько градусов отличается от таковой у свинца, так что нагрев при пайке будет достаточно сильный. Может, он просто не реагирует со щёлочью? Может, попробовать запаять сплавом Розе? Нет ли у кого опыта такого ремонта?
Опробуйте сей дешевый способ (http://rv9cx.jimdo.com/железо/прочее-железо/самое-простое-но-самое-правильное-зу/). Если не помогает — однозначно умер. Щелочь лучше уже готовую возьмите — думаю не проблема найти.
В нашем колхозе всё проблема. Но эта хоть теоретически решаемая, нашёл в тырьнете конторы, которые продают химикаты. Попробую купить.
Зарядное Ваше посмотрел, немного смущает, что трансформатор будет работать с подмагничиванием. Ток зарядки всё же нужен до 10А. Есть довольно мощный ТН, буду с ним экспериментировать.
По КН-45. Зарядный ток 5.65 А — 8 часов, 45А — 1 час.
Наверное, это разрядный ток?
Как я понял, эксплуатироваться аккумулятор должен с электролитом, который пропитывает пластины, но над пластинами его слоя быть не должно? Но я точно помню, что раньше, в 80-90-е годы, видел батареи таких аккумуляторов, в которых электролит был примерно на 5-10мм выше пластин. Это были буферные батареи на АТС.
Рекомендацию добавлять вазелиновое масло, которое своей поверхностной плёнкой предотвращает реакцию щёлочи с углекислым газом воздуха, я встречал в различной литературе несколько раз. Но это всё была старая литература (до 50-х годов), и ни разу я не видел этого в «Инструкциях по эксплуатации» (хотя я и видел их не так уж много). То ли это вообще ошибка, которая долго кочевала из книги в книгу, то ли современные аккумуляторы устроены немного по-другому, то ли просто выигрыш невелик и не окупает мороки — непонятно.
Вот потому и хотелось бы почитать именно родные «Инструкции по эксплуатации». У меня ещё живы НКН-45 1959 года.
При эксплуатации АКБ уровень электролита должен находится выше пластин хотя-бы на 5 мм.
За 30 лет проведенных в армии (войска связи) нигде в инструкциях не читал про заливку масла.
А вот на счет постановки на длительное хранение пишут:
Электролит слить.
Промыть дистилированнной водой.
Воду слить, дать стечь.
Пробки завинтить.
Общее время контакта пластин с воздухом не более 15 минут.
Последний пункт написан жирным шрифтом.
Интересно — можно ли в качестве электролита использовать средство для чистки труб -Крот
по составу едкий натр NaOH ,в чем разница применения электролитов на основе NaOH и КОH ?
не стоит, вы же не знаете какой туда еще гадости напихали, а то что на этикетке написано сами знаете, «На заборе тоже пишут»
Разницы в принципе нет большой, може использовать и то и то и даже если будет их смесь то смертельного ничего не произойдет.
-может стоит попробовать запустить
запускайте, в соответствии с инструкцией по вводу в строй аккумуляторов, можете использовать инструкцию от любых никелькадмиевых с поправкой на емкость.
Интересно — можно ли в качестве электролита использовать средство для чистки труб -Крот
Если сможете солидольным шприцом закачать средство для чистки зубов — зубную пасту — получите уникальный аккумулятор — «непроливайка».
Некий аналог гелиевых свинцовых.
:ржач:
Нашёл вроде бы подходящую замену для резиновых колечек, которые в пробках закрывают отверстия. Из обыкновенной 85-копеечной детской соски для бутылочек отрезается самая узкая часть. Полгода эксплуатации — полёт нормальный, материал не раскис и не задубел. Только без тренировки не так-то просто вырезать ровное колечко. smile:
Looong, на Ваше личное сообщение не могу ответить. При отправке получаю:
При отправке были допущены следующие ошибки
Следующие пользователи не найдены:
Подскажите, есть вот такой вот аккум, человек который мне его дал, сообщил что он с консервации.
Состояние клемм вот такое (http://www.youtube.com/watch?v=BStF-bmzKWE&feature=youtu.be)
Отвинтил пробку, внутри сухо (http://www.youtube.com/watch?v=tJjhy4a0rYE&feature=player_embed ded)
На крайних клеммах 0,44v.
Как по вашему он еще пригоден для восстановления и последующей эксплуатации?
Если нет внутреннего замыкания, думаю, что пригоден. Эти аккумуляторы очень живучи.
Лучше всего обратитесь в сервис. Ну как-то так, Все необслуживаемые герметичные Свинцово-кислотные батареи практически одинаковые в эксплуатации. Главное не допускать глубокого разряда и перезаряда. Очень хорошо если имеется (полагаю имеется) автоматический менеджер АКБ в составе оборудования котла, обеспечивающий буфер (подзаряд небольшим током ну миллиампер 500), чтобы каждый раз вручную после разряда не следить. Дождаться пока зарядится (чтобы -давно, ну неделю. пропаданий 220в не было, насос не включался, ну и погасить котёл а АКБ оставить на включённой автоматике и проверить наличие буфера, либо всё обесточить и провода снять), проверить Напряжение для заряженной АКБ без нагрузки и сравнивают напряжение какое имеется и какое должно быть ТТХ при нормированном токе разряда. Там обслуживать нечего. Перезарядить лишнего вручную и убить батарейку — это можно, так что лучше всё автоматика делает. И грамотные сервисники . ибо я не спец по автоматике Вашего котла. Прилагаю информацию не как руководство к действию , а для ознакомления. Есть некое оборудование, так для оного отключение АКБ оформляется приказом «по избе», может и Ваш котёл должен круглый год быть под напр 220в и с присоед АКБ даже будучи погашенным ))) Спросите сервис! Дадут добро, дождитесь заряда и аккуратно отсоедините.. При хранении в погребе/подвалах всё должно хорошо проветриваться, особенно перед замерами, впрочем проветрить нужно всегда, ибо (к несчастью) из-под земли иногда проникает метан и (или) др. опасные газы. Так что Лучше всего -на буфере и в прохладе , но не всегда удаётся оное обеспечить.
И ещё:
Удалённый монтаж АКБ в подземных /подвальных помещениях — отдельная тема, там свои требования и нюансы, в небольшом домовладении ради одного котла оно Зачастую того не стоит, того гемора, расходов и опасностей. Ну иногда спец ямы-ящики аккумуляторные во дворах умельцы делают в земле.
На ПЛ АКБ не того типа что у Вас, там могут быть тяговые. панцири. обслуживаемые. с др разрядной х-кой))) На Вашу АКБ свои х-ки и рекомендации, у них -свои, у них » гранаты другой системы» ))
С Уважением: Берт.
У меня два котла самопальных с отдельным мотором на каждый.Аккумулятор,и нвертор.Есть сеть-моторы насосы работают от сети.Нет сети-работает инвертор от аккума.Собрал автоматику на мощных реле,автоматически включающее инвертор при пропадании сети и включающее зарядное устройство при появлении сети.Зарядное устройство умное,не допускающее перезаряда и отключающееся при полном заряде.Все это до следующей зимы идут нв каникулы.Аккумулятор новый и дорогой.Если нет других предложений,буду раз в месяц,полтора немного грузить аккумулятор на какую нибудь нагрузку,не до конца,конечно,с последующей зарядкой.Тогда ему точно ничего плохого не будет.Просто,дефицит времени на такие выкрутасы.Спасибо всем за мнения.
Добавлено через 31 минут(ы):
Прочитал Вашу инструкцию,Берт.Спас ибо.Наверное,принцип тот же,хотя у меня аккумулятор не стационарный,а автомобильный от грузовиков типа Камаз.
Смотрел! Нет нигде, все ссылки или битые или ведут на явные интернетпомойки.
Источник