- Взрыв аккумулятора электросамоката и как это предотвратить
- Причины взрыва электросамокатов
- Как предотвратить взрыв?
- Почему взрывается аккумулятор самоката
- Причины взрывов и возгорания батарей самокатов
- Как происходит возгорание
- Способы предотвращения опасных ситуаций
- Как проверить аккумулятор самоката
- Почему взрываются электросамокаты и как обезопасить себя
- Эксперт объяснил, как защитить себя от взрыва электросамоката
Взрыв аккумулятора электросамоката и как это предотвратить
Электросамокат – одно из наиболее популярных устройств для передвижения. Компактный гаджет с мощным электрическим двигателем позволяет комфортно передвигаться по городским улицам, активно проводить досуг, принимать участие в соревнованиях или отдыхать за городом. Но, как и любое сложное устройство, самокат требует соответствующего ухода. В противном случае вероятны поломки и дорогостоящий ремонт. Одной из проблем, с которой сталкиваются владельцы электросамокатов, является взрыв батареи и возгорание. Что именно является причиной взрыва и можно ли защитить устройство от этого?
Причины взрыва электросамокатов
Основными причинами, по которым происходит взрыв электросамоката, являются:
- короткое замыкание таких элементов, как система балансировки, плата, АКБ (может происходит из-за производственного брака или неправильной эксплуатации, нарушений правил при пайке контактов, использования для этого неподходящих материалов);
- использование батареи низкого качества или непроверенного производителя, нарушение целостности оболочки АКБ, что вызывает контакт литий-ионных источников питания с воздухом и последующее их возгорание;
- использование несовместимой с устройством АКБ (характеристики батареи указаны в спецификации к электросамокату, покупать необходимо только те батареи, которые рекомендованы для данной модели гаджета);
- низкое качество сборки электросамоката, использование дешевых материалов для пайки и соединения кабелей;
- нарушение правил зарядки батареи, перезаряд, неправильное хранение АКБ.
Основной причиной возгорания является короткое замыкание батареи. Происходит это из-за физического воздействия на АКБ, неправильной зарядки или естественного старения. Мастера часто сталкиваются именно с физическим воздействием на батарею. Это удары, падения самоката, повреждения корпуса АКБ. Все они вызывают соприкосновение катода и анода, что запускает необратимые последствия, перегрев и взрыв. Определить внешне такую причину невозможно, обычно райдер сталкивается с внезапным взрывом аккумулятора прямо во время движения.
Второй причиной короткого замыкания является нагрев. Его вызывают неправильная зарядка, использование неоригинального зарядного устройства или длительное хранение АКБ под солнечными лучами. Перегрев аккумулятора обычно вызывает взрыв при длительном подключении к сети и использовании ЗУ низкого качества. Многие владельцы электросамокатов допускают фатальную ошибку – оставляют гаджет на зарядку на ночь, не выдерживая положенное время подключения. В итоге устройство при длительном подключении к сети перегревается, происходит взрыв. Такую же реакцию вызывает ЗУ с неправильно выбранными техническими характеристиками или просто низкого качества сборки. При нагреве АКБ происходят такие реакции:
- повышение температуры вызывает ускоренное течение химических реакций;
- внутренняя часть АКЮ расширяется;
- появляется цепь микроскопических коротких замыканий, что приводит в итоге к взрыву.
Избежать взрыва при перегреве можно, если быстро отключить устройство от сети и охладить его. Но проконтролировать температуру батареи при ночной зарядке можно далеко не всегда, как итог – взрыв и возгорание электросамоката без невозможности его восстановления.
Еще одной причиной короткого замыкания, приводящего к взрыву, выступает естественное старение аккумулятора. Поэтому рекомендуется своевременно проводить замену АКБ, учитывая, что срок эксплуатации уменьшается при воздействии частого нагрева, использования быстрой зарядки, хранении батареи на морозе. Причинами короткого замыкания при старении аккумулятора являются дендриты, которые со временем достигают катода и вызывают выход из строя батареи.
Как предотвратить взрыв?
Предотвратить взрыв и возгорание гаджета важно, так как они становится причинами полного выхода из строя электросамоката, получения райдером серьезных ожогов. Если самокат загорелся дома ночью при зарядке, он может вызвать пожар. Поэтому надо предупредить подобную поломку, выполняя следующие рекомендации:
- покупать надо электросамокаты от проверенных брендов и продавцов;
- на устройство должны быть в наличии сертификаты соответствия;
- не рекомендуется кататься в сильный дождь даже при наличии водозащиты;
- самокат заряжает в строгом соответствии с рекомендациями производителя, для этого надо использовать оригинальные зарядные устройства.
Исключить взрыв можно, используя только качественные комплектующие и батареи от проверенных производителей. Хранить электросамокат надо в надлежащих условиях, зарядку проводить в условиях, при которых нагрев или возгорание не приведут к негативным последствиям. Также надо соблюдать условия по эксплуатации, предоставляемые производителем или продавцом при покупке.
Источник
Почему взрывается аккумулятор самоката
Электросамокат – удобный персональный транспорт, которому отдает предпочтение все больше поклонников активного образа жизни. Насколько он безопасен – зависит от того, где и как ездить. При соблюдении элементарных правил эксплуатации электросамокат ничуть не опаснее, чем обычный велосипед. Но периодически в сети появляются жуткие видео о возгорании аккумулятора самоката в очередной квартире.
Подобные инциденты происходят редко, но вызывают закономерные опасения у владельцев персонального электротранспорта. У многих возникают вопросы и сомнения насчет безопасности использования литиевых аккумуляторов. Когда видишь обгорелые стены, которые остались в результате взрыва аккумулятора самоката, невольно появляются опасения. Что же делать, хранить электросамокат в чугунной ванне? Паниковать не нужно, но и пренебрежительно относиться к вопросам безопасности не стоит.
Причины взрывов и возгорания батарей самокатов
Потенциально источниками опасности в электросамокате выступают аккумуляторная батарея и проводка. Предпосылками для возникновения опасных ситуаций могут стать:
- механическое повреждение АКБ или проводки;
- непрофессиональный ремонт или тюнинг электросамоката лицами, не имеющими должного опыта;
- брак при производстве – попадание микрочастиц металла между анодом и катодом, повреждение сепаратора из-за неаккуратной нарезки электродов;
- поездки под дождем и по лужам на недостаточно герметичном самокате;
- перегрев выше 50 °С;
- высокотоковая подзарядка;
- превышение граничного напряжения;
- прорастание через сепаратор цепочек лития – из-за ускоренной подзарядки, минусовой температуры или повышенной емкости активного материала катода по сравнению с емкостью анода.
Основная причина, почему взрывается аккумулятор самоката, – КЗ в структуре ячейки. Спровоцировать электрический контакт между катодом и анодом способно механическое повреждение элемента питания, нарушение целостности пористого сепаратора и другие факторы.
Как происходит возгорание
При возникновении внутреннего КЗ накопитель энергии стремительно греется. При достижении температуры 70–90 °С начинает разлагаться ион-проводящая защитная оболочка на аноде. Литий взаимодействует с электролитом, вследствие чего выделяются летучие углеводороды.
При дальнейшем повышении температуры до 180–200 °С катод выделяет кислород, и наблюдается возгорание. Нагрев продолжается, приводя к тепловому разложению электролита (около 300 °С). После этого взаимодействовать с оставшимся электролитом начинает графит, а при температуре 660 °С плавится алюминиевый токоприемник.
Способы предотвращения опасных ситуаций
Для предотвращения возгораний и взрывов Li-Ion аккумуляторов используются специальные элементы защиты:
- предохранители – в критической ситуации они отключают электроды от электрической цепи;
- балансиры заряда;
- термическая изоляция компонентов в большой батарее;
- контроллеры;
- сенсоры.
При полноценной герметизации и изоляции АКБ, отсутствии давления на ее элементы и соблюдении правил эксплуатации, использовании надежной BMS платы управления и подходящего зарядного устройства вероятность возгорания или взрыва близка к нулю. Многоэтапные системы защиты свели к минимуму взрывоопасность литий-ионных батарей, а современные приборы для проверки аккумуляторов самокатов позволяют удостовериться в их исправности.
Как проверить аккумулятор самоката
Чтобы избежать неприятных инцидентов при эксплуатации литиевых АКБ, покупайте их у надежных производителей и соблюдайте правила эксплуатации:
- избегайте тепловых и механических воздействий;
- не подвергайте АКБ деформации;
- не разбирайте ее;
- храните в сухом помещении при температуре 15–25 °С;
- отслеживайте ее состояние – вздутую или потекшую батарею использовать нельзя;
- используйте исправные зарядные устройства с подходящими параметрами;
- не покупайте АКБ сомнительного качества.
Для проверки Li-Ion аккумуляторов используются специальные стенды и тестеры. В простейшем случае можно воспользоваться вольтметром, амперметром и реостатом или другой регулируемой нагрузкой. Аккумулятор нужно зарядить и выждать полчаса, чтобы он остыл. После этого замеряется напряжение. Его значение должно соответствовать номинальному.
Для определения запасенной энергии к батарее последовательно подключаются реостат и амперметр. В течение часа подается нагрузка в соответствии с номинальной емкостью. Периодически замеряется напряжение, и по нему определяется момент разрядки АКБ. Если под нагрузкой 1С батарея отработала 1 час, реальная емкость соответствует заявленной.
В нашей предыдущей статье приведена полезная информация о выборе рамы для электровелосипеда.
Источник
Почему взрываются электросамокаты и как обезопасить себя
В этом году в России обновили противопожарные правила. Теперь строго регламентирована даже установка мангалов на дачных участках.
Напоминание о том, насколько страшно оказаться в эпицентре огня на этой неделе пришло из Кудрово. Очевидцы сняли: девушка на подоконнике, огонь отрезал ей путь к выходу. В этом пожаре никто не погиб. Но стоит отдельно остановиться на его причине. По версии следствия, в квартире самопроизвольно загорелся электросамокат. В России это уже не первый случай.
На этих кадрах видно, что обычно все происходит молниеносно. Двухколесный друг тихо начинает дымиться, потом полыхать. Отключение от розетки уже ничем не поможет. В некоторых случаях не спасет от взрыва даже огнетушитель.
Обгоревшие электроприборы после спасательной операции отправляют в Испытательную пожарную лабораторию МЧС. Там под рентгеном рассматривают то, что уцелело и пытаются установить причину трагедии.
«Приходит образец, как в данном случае вот провод. На нем после визуального исследования мы видим оплавление. Значит, скорее всего произошел какой-то аварийный режим работы. Либо первичное короткое замыкание, либо вторичное. Сначала снимаем участок «А», участок «Б». Участок «А» – это сразу за оплавлением, участок «Б» — это три сантиметра от оплавления», — пояснила эксперт сектора судебных экспертиз испытательной пожарной лаборатории по Санкт-Петербургу ФГБУ судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы Алена Столетова.
По соотношению веществ эксперты узнают, с этого короткого замыкания началось возгорание или оно является уже последствием пожара. Так, чаще всего воспламеняются провода, которые не выдержали возложенной на них нагрузки. Например, тройники-удлинители, не рассчитанные на питание энергоемких электроприборов. Иногда в самих аппаратах проводка не соответствует заявленным требованиям. Особенно это касается дешевых устройств малоизвестных брендов.
«Для маленьких фирм, которые пытаются конкурировать с большими, они пытаются конкурировать на экономии тех самых материалов. Посчитали, что провод должен быть миллиметр. А они поставили не миллиметр, а 0,7. Сэкономили», — рассказал ведущий научный сотрудник научно-технологического центра «Нейропрогнозирование материалов и технологий электронной промышленности» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Павел Габдуллин.
Провода и контакты — вот слабые места любых электроприборов. Аккумуляторы же не представляют угрозы, уверяют эксперты, но с оговоркой: при соблюдении всех без исключения условий эксплуатации. А их немало. Так, к примеру, заряжать всю ночь устройство — плохая идея. Может перегреться. Наоборот, аккумулятор охлажденный до отрицательных температур, а потом поднесенный к батарее работает уже в аварийном режиме.
Любое достаточно сильное механическое воздействие, которое оставляет следы на корпусе, является поводом для срочной замены накопителя энергии. Пользоваться таким нельзя. Слишком мощное и, как правило, неродное зарядное устройство представляет большой риск. Впрочем, как и любая «гаражная» самодеятельность. Помимо всех этих требований, самим самокатом надо управлять со знанием дела.
«Не ездить по лужам. Люди могут кататься, думать, что это как велосипед, кататься по лужам. Попадает опять вода в аккумулятор, опять может произойти что-нибудь. Ну не взорвется, но сломается точно», — отметил владелец компании по прокату самокатов Игорь Кокорин.
Специалисты, связанные с электричеством или спасением тех, кто им пользоваться не умеет, давно уже пересмотрели свое отношение к бытовым приборам. Так, все сотрудники Испытательной пожарной лаборатории МЧС признаются, что выключают из розеток все, кроме холодильника, перед тем, как выйти из дома.
Подробности — в репортаже корреспондента телеканала «Санкт-Петербург» Александра Чуева.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»
Источник
Эксперт объяснил, как защитить себя от взрыва электросамоката
Неквалифицированный ремонт, неправильная эксплуатация или выбор некачественных устройств являются основными причинами, по которым может произойти возгорание электрических самокатов. Об этом в комментарии «Звезде» заявил организатор движения городских самокатов Let’s kick Moscow Александр Нилов.
«Основных причин возгорания электрических самокатов, а точнее, аккумуляторных батарей несколько. Первая причина — это вмешательство в саму систему самокатов, то есть неквалифицированный ремонт. Естественно, вторая причина — это низкокачественные самокаты, у них некачественные комплектующие», — пояснил специалист.
Он добавил, что использовать во время дождя можно только устройства с гидроизоляцией, в противном случае развивается коррозия, что чревато возникновением короткого замыкания во время зарядки.
«Использование, например, самоката во время дождя и плохая эксплуатация, скажем так. Потому что важно, если вы используете самокат в дождливую погоду, чтобы у него была гидроизоляция. Далеко не все за этим следят, в результате происходит коррозия и короткое замыкание, соответственно, и пожар и возгорание», — отметил Нилов.
Он добавил, что батарея может взорваться или произойти воспламенение при механическом воздействии.
«Например, вы ударили деку самоката о бордюр или о какое-то препятствие, не заметили этого, и затем произошла разгерметизация одного элемента в батарее, и во время зарядки происходит возгорание», — заявил эксперт.
При этом Нилов подчеркнул, что если владелец электрического самоката обслуживает устройство, следит за его состоянием, то самопроизвольное возгорание возможно крайне редко.
В ночь на понедельник, 15 марта, в квартире многоэтажного дома в Сочи произошло возгорание, в результате которого погибли 43-летний мужчина и его 13-летний сын. Ряд СМИ сообщили, что причиной пожара стал взрыв электросамоката. Называется и другая версия ЧП: взрыв ноутбука. По факту инцидента проводится расследование.
Источник