- Испытания троллейбуса на литий-ионных аккумуляторных батареях прошли в Петербурге
- Аккумуляторы «Лиотех» позволяют троллейбусам двигаться автономно на расстояния до 50км
- Троллейаккубус: что будет, если троллейбус скрестить с электробусом? Проверяем в Санкт-Петербурге
- «ПК Транспортные системы» представила новый троллейбус с динамической зарядкой
Испытания троллейбуса на литий-ионных аккумуляторных батареях прошли в Петербурге
В Санкт-Петербурге на Среднем проспекте Васильевского острова прошли испытания троллейбуса на литий-ионных аккумуляторных батареях.
Этот «гибрид» троллейбуса легко перестраивался из ряда в ряд и совершал другие маневры без привязки к контактной сети, демонстрируя возможности современного электротранспорта, а также перспективы развития городских перевозок в Петербурге.
В испытаниях участвовали машины производства вологодского предприятия «Транс-Альфа» и «Тролза» из Энгельса (Поволжье). По результатам испытаний будет принято решение о возможности закупки машин такого типа для маршрутной сети северной столицы.
Как рассказали в ГУП «Горэлектротранс», такие машины — пример применения нанотехнологий на общественном транспорте. Они способны преодолевать без контактной сети расстояние не менее 30 км, тогда как обычные троллейбусы могут проехать на автономном ходу не более 500 метров.
С помощью таких троллейбусов с автономным ходом можно оптимизировать маршрутную сеть: проложить новые маршруты и продлить старые. Например, провести дополнительные троллейбусные линии в спальные районы или в районы с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой. А центр города в перспективе может быть освобождён от проводов — троллейбусная контактная сеть зачастую расположена на исторических зданиях или памятниках архитектуры. Кроме того, «Горэлектротранс» планирует создать на Васильевском острове зону экологически чистого электрического транспорта. В случае реализации этих планов на территории Трамвайного парка номер 2 может появиться депо для троллейбусов с увеличенным автономным ходом.
В испытаниях участвовали машины производства вологодского предприятия «Транс-Альфа» и «Тролза» из Энгельса (Поволжье). По результатам испытаний будет принято решение о возможности закупки машин такого типа для маршрутной сети северной столицы.
Источник
Аккумуляторы «Лиотех» позволяют троллейбусам двигаться автономно на расстояния до 50км
Новые троллейбусы, предназначенные для поставки в г. Нальчик, оснащаются литий-ионными аккумуляторами (ЛИА) «Лиотех», портфельной компании РОСНАНО. Крупная партия ЛИА поставлена компанией на завод ЗАО «Тролза» в г. Энгельсе (Саратовская обл.), который и произведет троллейбусы для столицы Кабардино-Балкарии. Всего в рамках этого проекта «Тролза» закупила у «Лиотеха» около 1,5 тыс. аккумуляторов.
Установка ЛИА позволит троллейбусам двигаться автономно — без питания от контактной сети — на расстояния до 50 км. В свою очередь, это даст Нальчику возможность значительно увеличить протяженность маршрутов общественного транспорта как в черте города, так и за его пределами, развивая новые направления и обеспечивая транзит пассажиров на территориях, не охваченных контактной троллейбусной сетью. Установка ЛИА избавит город от необходимости вкладывать значительные средства в развитие новой троллейбусной инфраструктуры — строительство контактных электросетей и дополнительных электроподстанций, а впоследствии и их обслуживание. В настоящее время аналогичные троллейбусы с ЛИА «Лиотех» уже эксплуатируются транспортными системами нескольких российских городов — в частности, Новосибирска, Барнаула и Братска. Важнейшие характеристики литий-ионных аккумуляторов — высокая емкость, надежность и длительный срок эксплуатации (на электротранспорте — до 8 лет), а также экологичность и безопасность.
Компания «Лиотех» основана в Новосибирске в рамках проекта по созданию в России первого масштабного производства литий-ионных аккумуляторов нового поколения. Помимо поставок источников питания для электротранспорта, план мероприятий по дальнейшему развитию этого производства на данный момент включает в себя:
∙ Расширение существующей линейки продукции: наравне с высокоемкими батареями, ограниченный спрос на которые стабильно сохраняется, номенклатурный ряд будет также включать аккумуляторные батареи меньшей емкости (от 10 до 50 А·ч), спрос на которые также заметен на рынке;
∙ Расширение взаимодействия с системными интеграторами, а также с компаниями, разрабатывающими BMS (системы управления аккумуляторными батареями), для дальнейшей интеграции подобных решений в корпус аккумуляторов «Лиотех»;
∙ Завершение стартовавшей в начале 2014 года программы пилотных проектов по испытанию литий-ионных аккумуляторов на площадках ряда крупных госкорпораций.
Источник
Троллейаккубус: что будет, если троллейбус скрестить с электробусом? Проверяем в Санкт-Петербурге
«Дождь. Над Невой туман. Львы намочили гривы». И среди этого пейзажа. Автобус? Нет, троллейбус, который может двигаться без проводов! Он побывал в Санкт-Петербурге, и я принял участие в его испытаниях.
Д ержись крепче, — советует водитель, — сейчас покажу динамику разгона!» Она на уровне легковой машины — хотя речь идет о троллейбусе, который двигался с опущенными штангами!
Начнем с цитаты из справочника «Городской транспорт и организация движения», изданного еще в 1960 году. «Троллейавтобусы (сочетание троллейбуса с дизель-электрическим автобусом) и троллейаккубусы (где установлена аккумуляторная батарея) могут применяться в центральных районах крупных городов, где нежелательна подвеска контактной сети. Работая на линии в основном как троллейбус, отдельные участки машина сможет проходить с притянутыми штангами токоприемника, не требуя контактного провода. Недостатки этого транспорта следующие: сложность силового оборудования и большая стоимость».
С тех пор прошло больше полувека, и вот он, троллейаккубус, а точнее — троллейбус с автономным ходом. Его название — Тролза-5265.02 Мегаполис, а в Санкт-Петербург машину привезли в преддверии чемпионата мира по футболу: предполагается, что такие будут доставлять пассажиров на новый стадион на Крестовском острове. Троллейбусная линия туда не проложена, а возить болельщиков автобусами, хоть и современными, неэкологично: в моде «нулевой выхлоп».
Но если электробусы только проходят испытания, «троллейаккубусы» марки Тролза уже выпускаются. Такие поставлялись в Тулу (16 машин), Нальчик (10 экземпляров) и даже Аргентину, для городов Кордова и Росарио (7 и 12 штук соответственно). А всего к концу 2017 года должен быть произведен 101 экземпляр.
Кстати, машины для Росарио были отгружены совсем недавно, в январе, и известна их цена: около 350 тысяч долларов, или же более 20 млн рублей. Экземпляр, показанный в Питере, несколько дешевле — около 17 млн рублей, что сопоставимо с ценой газового автобуса ЛиАЗ.
Салон напоминает низкопольные автобусы ЛиАЗ. В нем предусмотрено место даже для собаки-поводыря!
И, честное слово, если по Питеру начнут ходить такие машины, я стану охотно ими пользоваться! Троллейбус полностью низкопольный, да еще с системой «приседания» (kneeling). Широкие двери с активной кромкой (такие не зажмут руки-ноги) ведут в просторный и светлый салон с противоскользящим полом. В нем — рассеянное диодное освещение, которое включается автоматически, от датчика. Двойные стеклопакеты, многозонный климат-контроль.
Около места для инвалидной коляски есть не только сенсорная кнопка с подсветкой и шрифтом Брайля, но и переговорное устройство. Даже для собаки-поводыря предусмотрено место!
Троллейбус низкопольный, однако задний вход выполнен затейливо
А еще в салоне тепло. В автобусе каждая лишняя печка — это нагрузка на генератор, двигатель, систему охлаждения. Троллейбус — иное дело, ничего этого в нем нет, лишь преобразователь 550/28 В. А поскольку энергии в сети хоть отбавляй, то буквально под каждое сиденье можно поставить печку (а в теории — и разместить розетки для зарядки мобильников с планшетами).
Кабина водителя напоминает пилотскую — или же рубку корабля. Все пространство передней панели усыпано кнопками, кабина увешана гаджетами, но самое впечатляющее — щиток приборов. Поскольку машина оснащена CAN-шиной, на дисплей выводится информация из бескрайнего меню — от уровня омывайки в бачке до инструкции по эксплуатации со всеми электрическими схемами.
Разумеется, здесь есть видеокамеры и терминал системы ГЛОНАСС, причем тоже непростой. Через спутник система видит троллейбус на маршруте и автоматически объявляет остановки!
А еще связывает троллейбус с парком и дает возможность не только удаленно следить за системами машины, но и выводить сообщения для водителя — например, о том, что не работает один из поворотников.
Управление элементарное: нажал кнопку выбора хода (вперед или назад), притопил правую педаль (не газа, а ходовую) и поехал. Гляди через отапливаемое лобовое стекло, проверяй обстановку по огромным зеркалам (также с обогревом и электрорегулировками) — и рули от остановки к остановке! Ускорение ограничено «мозгами»: тяга у электродвигателя огромная. Максимальная скорость тоже ограничена отметкой 60 км/ч, а тормозить помогает электроретардер — система электродинамического торможения. Более того, здесь реализована рекуперация энергии при торможении: около 20% потраченной энергии возвращается в контактную сеть.
Еще одно преимущество для водителя — система автоматического подъема-опускания штанг. В нужном месте можно, нажав кнопку, сложить «рога» — и троллейбус превратится в электробус.
Что мы, собственно, и делали для фотосъемки около Ростральных колонн Васильевского острова. Жаль только, с постановкой токосъемников на провода все не так просто: автоматически «рога» можно поднять лишь там, где на контактной сети есть направляющие. Я видел их только в троллейбусном парке. Так что после нашей фотосъемки водитель действовал по старинке: обходил троллейбус и веревками «крепил такелаж».
Но автономный ход — это действительно здорово. На машине установлено два блока литий-титанатных батарей Toshiba и обещано, что троллейбус может проехать на них — без контактной сети, при полной нагрузке — 15 километров. Представляете, как удобно объезжать пробки и заторы? Да и обрывы сети не страшны: все троллейбусы стоят, а этот — едет на радость пассажирам!
Кстати, на более ранние экземпляры устанавливались российские аккумуляторы Роснано-Лиотех, но сейчас имущество новосибирского завода Лиотех выставлено на продажу.
Что касается прочих технических особенностей, то оба моста носят марку ZF. А элементы подвески, шины и тормозные колодки унифицированы с автобусами ЛиАЗ — что очень удобно для парков, где работает и электрический, и дизельный транспорт.
Еще необычно, что электродвигатель, устройство управления им, преобразователь, компрессор — отечественного производства. Компрессор, кстати, здесь винтовой — беззвучный и без вибраций.
Основное место в заднем отсеке занимает компрессор (он установлен справа)
И вообще троллейбус очень тихий, жаль только, гудит гидроусилитель рулевого управления. По словам питерских специалистов, логичней было бы установить электроусилитель: он проще, тише и не боится морозов.
Отметили они и другие недочеты. Во-первых, аккумуляторы весом почти 700 кг, расположенные на крыше, — это не очень хорошо: они сильно повышают центр тяжести и влияют на устойчивость. Может, стоит пожертвовать низкопольностью и установить батареи под полом сзади, как это уже делается в Европе?
На крыше под кожухом с надписью «не наступать» расположены тяговые аккумуляторы
Во-вторых, странно выполнены задние углы кузова со встроенной светотехникой: они пластиковые и приклеены к основанию. Каково их будет чинить даже после небольшой аварии?
Неясно, зачем в стеклопакеты вклеены форточки: выезд на линию с неработающим кондиционером запрещен! Наконец, отсутствуют упомянутые зарядные розетки в салоне, которым пассажиры были бы только рады.
Как бы то ни было, в ходе испытаний Мегаполис успешно преодолел «на батарейках» восемь километров по маршруту, предназначенному для доставки зрителей на стадион. И есть все шансы, что болельщики поедут на Крестовский остров как раз на таких машинах — недешевых, но быстрых, тихих, экологичных и даже способных двигаться без проводов.
Источник
«ПК Транспортные системы» представила новый троллейбус с динамической зарядкой
Для модификации троллейбуса «Адмирал» «ПК Транспортные системы» совместно с ПК «Энергетические системы» разработала новое отечественное компоновочное решение в области троллейбусостроения. Троллейбус впервые снабжен литиево-ионной батареей для накопления энергии. Зарядка батареи происходит в процессе движения по проводам контактной сети – это называется «динамическая зарядка».
Уникальная тяговая батарея адаптирована под российские условия эксплуатации. За счет усовершенствования существующих на сегодняшний день технических решений, удалось значительно снизить вес системы накопления энергии, – в отличие от зарубежных аналогов на 100 кг. Это, а также компактное расположение аккумуляторного блока на крыше, позволило избежать снижения пассажировместимости.
Испытания троллейбуса с динамической зарядкой Адмирал-6281.01 начались в марте 2021 года. Для снижения потребления электроэнергии, оптимизации тягово-разгонных процессов и повышения динамики движения конструкторы ПК ТС установили модернизированную тяговую силовую электросхему. За счет интеграции современной российской системы штангоуловителя, процесс подключения и отключения от электрических линий занимает несколько секунд. А при наличии специальных участков на контактной сети – может происходить без участия водителя.
© 5koleso.ru
Дистанция, которую модифицированный «Адмирал» способен преодолеть на автономном ходу, зависит от дорожных и погодных условий, а также перевозимого веса. Без включения климатических систем, что позволяет экономить значительное количество энергии, с максимальной нагрузкой во время испытаний троллейбус проехал 20 километров без подключения к контактной сети. Температура эксплуатации: от -40 до +40. Пассажировместимость: 85 человек.
Эргономичный светлый салон, стопроцентная низкопольность, дополнительная подсветка просторных накопительных площадок, три широких дверных проёма, современные мультимедийные комплексы, USB-разъемы для зарядки мобильных гаджетов, а также передовые системы климат-контроля, работающие в автоматическом режиме – обеспечивают пассажиров высоким уровнем комфорта. При этом «ПК Транспортные системы» применяет только электрические системы отопления, в отличие от используемых сегодня дизельных печек.
ПК ТС – единственный производитель городского электротранспорта, который использует алюминиевые сплавы и другие негорючие материалы в обустройстве интерьера. Это повышает срок службы внутренних конструкций, а также значительно снижает пожарную нагрузку салона.
© 5koleso.ru
© 5koleso.ru
© 5koleso.ru
Источник