- Провод АКБ: подача тока без потерь
- Что такое провод АКБ
- Провод АКБ «+» HYUNDAI Porter OE
- Провод АКБ соединительный перемычка L=350мм S=35мм клемма-клемма
- Провод АКБ МТЗ-80,82 (-) L=800мм S=25мм (+) L=2700мм S=35мм D=10мм комплект
- Провод АКБ соединительный перемычка L=650мм S=35мм наконечник-наконечник d=10мм CARGEN
- Провод АКБ КАМАЗ-6520 S=50мм L=3300мм (наконечник D=12мм и D=10мм) АЭД
- Провод АКБ соединительный перемычка HYUNDAI HD65,72,78 OE
- Провод АКБ «+» ЗИЛ-5301 S=25мм L=1500мм евро клемма (латунь) ДИАЛУЧ
- Провод АКБ МАЗ соединительный перемычка Н/О L=2200мм S=35 болт-болт D=10
- Провод АКБ соединительный перемычка L=300мм S=35мм клемма-клемма АЭД
- Провод АКБ соединительный перемычка L=500мм S=50мм клемма(-) и наконечник D=10мм ДИАЛУЧ
- Типы проводов аккумуляторных батарей
- Конструкция проводов АКБ
- Место провода АКБ в электросистеме автомобиля и его принцип работы
- Тонкий провод от плюса аккумулятора
- Плюсовая клемма греется
- Провода для прикуривания своими руками
- Клемма нагревается. Причины и последствия
- Устраняем окисление
- Улучшаем контакт и уменьшаем нагрев клемм
- Какими должны быть кабели на клеммах
- Как бороться с нагревом клемм
- Как бороться с нагревом клемм
- Греются клеммы на аккумуляторе. Причины
- Порядок подключения и отключения батареи
- Использование выключателя массы
- Кротко о клеммах
- Почему греются клеммы
- Опасность разогрева клемм АКБ.
- Кротко о клеммах.
- Почему греется плюсовой или минусовой контакт
- Опасность разогрева клемм АКБ
Провод АКБ: подача тока без потерь
Подача электрического тока от аккумуляторной батареи к стартеру и потребителям электросистемы автомобиля выполняется аккумуляторными проводами (проводами АКБ). О том, что такое провода АКБ, как они устроены, каких типов бывают и какое место занимают в бортовой электрической сети — читайте в статье.
Что такое провод АКБ
Провод АКБ (аккумуляторный провод) — электротехническое изделие, провод большого сечения с клеммами для соединения аккумуляторной батареи (АКБ) с электростартером и электросистемой транспортного средства. Также к данному типу проводов относятся перемычки для соединения нескольких АКБ друг с другом и провода «массы».
Аккумуляторные провода часто называются пусковыми или стартерными, что отражает одну из их функций — подачу тока на стартер при запуске двигателя. Этим же термином зачастую обозначаются и провода для прикуривания, о чем следует учитывать при покупке этих электротехнических изделий.
Провод АКБ «+» HYUNDAI Porter OE
Провод АКБ соединительный перемычка L=350мм S=35мм клемма-клемма
Провод АКБ МТЗ-80,82 (-) L=800мм S=25мм (+) L=2700мм S=35мм D=10мм комплект
Провод АКБ соединительный перемычка L=650мм S=35мм наконечник-наконечник d=10мм CARGEN
Провод АКБ КАМАЗ-6520 S=50мм L=3300мм (наконечник D=12мм и D=10мм) АЭД
Провод АКБ соединительный перемычка HYUNDAI HD65,72,78 OE
Провод АКБ «+» ЗИЛ-5301 S=25мм L=1500мм евро клемма (латунь) ДИАЛУЧ
Провод АКБ МАЗ соединительный перемычка Н/О L=2200мм S=35 болт-болт D=10
Провод АКБ соединительный перемычка L=300мм S=35мм клемма-клемма АЭД
Провод АКБ соединительный перемычка L=500мм S=50мм клемма(-) и наконечник D=10мм ДИАЛУЧ
Типы проводов аккумуляторных батарей
Провода АКБ отличаются назначением, функционалом и некоторыми конструктивными особенностями.
По назначению провода бывают трех основных типов:
- Стартерные/пусковые аккумуляторные провода;
- Перемычки;
- Провода «массы».
Провода первого типа являются основными, они служат для подключения к аккумулятору стартера и других компонентов электросистемы. Перемычки используются для последовательного соединения двух аккумуляторных батарей в электросистемах на 24 В. Провода «массы» применяются для соединения аккумулятора с «массой» (общим проводом) транспортного средства.
Также провода делятся на «плюсовые» и «минусовые» — соответственно, для подключения к положительной или отрицательной клемме аккумуляторной батареи. Эти провода для различных автомобилей имеют неодинаковую длину и конфигурацию.
Основные провода АКБ и перемычки всегда оснащаются концевыми клеммами для подключения к аккумуляторной батарее, клеммы отличаются типоразмером и материалом изготовления. По материалу изготовления клеммы бывают:
- Латунь или медь без покрытия;
- Латунь или медь с покрытием свинцом, оловянно-висмутовым или иным сплавом;
- Свинец или свинцовые сплавы.
Клеммы из меди и медных сплавов со стороны подключения к аккумулятору используются реже других типов, так как они подвержены коррозии и разрушению вследствие электротехнических реакций. Клеммы с покрытием свинцовыми сплавами и цельные свинцовые клеммы находят самое широкое применение, так как они наиболее устойчивы к контакту со свинцовыми клеммами на АКБ. Некоторое применение находят клеммы из алюминиевых и прочих сплавов.
По размеру и типу клемм провода делятся на несколько основных типов:
- Европейские конусные (стандартные, Euro, Type 1, DIN/JIS) — внутренний диаметр 19,5 («+») и 17,9 («-»);
- Японские конусные (Type 2, JIS) — внутренний диаметр 14,7 («+») и 13,0 («-»);
- Азиатские конусные (Type 3) — внутренний диаметр 12,7 («+») и 11,1 («-»);
- Под болт российского стандарта;
- Под болт и винтовые американские;
- Других стандартов под болт, винтовые и комбинированные.
Наибольшее распространение имеют аккумуляторы с европейскими и азиатскими конусными клеммами, поэтому основная масса проводов АКБ оснащается соответствующими типами клемм. Однако сегодня в продаже можно найти провода для любых клемм и аккумуляторов.
Наконец, аккумуляторные провода можно разделить на две группы по функционалу:
- Стандартные провода и перемычки без возможности дополнительных подключений;
- Провода и перемычки с дополнительными клеммами, отводом (дополнительным выводом) или возможностью соединения одного-трех отводов.
Провода второго типа имеют отвод от концевой клеммы со стороны АКБ, позволяющей подключать напрямую к аккумулятору некоторых потребителей или выполнять дополнительное соединение с «массой». В перемычках может предусматриваться клемма для подключения некоторых приборов к средней точке.
Конструкция проводов АКБ
В общем случае провод АКБ устроен просто. Его основу составляет многожильный медный провод большого сечения (от 16 до 80 и более кв. мм), заключенный в одно- или многослойную изоляцию из ПВХ, материалов на основе резины или других полимеров. На каждом конце провода монтируются клеммы, одна для соединения с клеммой аккумулятора, другая для подключения к стартеру, «массе» или другим потребителям. В месте соединения провода с клеммой может использоваться дополнительная изоляция.
Со стороны подключения к АКБ клемма должна соответствовать одному из указанных выше стандартов. Наиболее часто используются накидные клеммы с зажимом, которые подходят для АКБ с конусными клеммами. С обратной стороны обычно используются силовые клеммы под болт в виде лопаток или сплющенных трубок. В перемычках обе клеммы соответствуют одному стандарту, однако, одна из них плюсовая, а вторая минусовая. Конструкция, размеры и конфигурация клемм зависит от модели транспортного средства, для которого предназначен данный конкретный провод.
Клеммы могут защищаться от грязи, попадания воды и других негативных воздействий накидными пластиковыми кожухами. На проводе также может располагаться дополнительная гофрированная изоляция.
Место провода АКБ в электросистеме автомобиля и его принцип работы
Как уже было сказано, провода АКБ решают две основных задачи:
- Питание стартера при запуске двигателя;
- Подача тока на электросистему транспортного средства.
Наиболее часто провода АКБ имеют следующую схему подключения:
- Один провод (как правило — положительный) напрямую соединен со стартером;
- Второй провод соединен с «массой» автомобиля (с кузовом, также предусматривается отвод на блок двигателя).
В момент запуска двигателя по проводам АКБ протекают высокие токи — от 200 до 1000 А, при этом они обладают некоторым электрическим сопротивлением, что вследствие закона Ома влечет за собой падение напряжения на проводах и их нагрев. Согласно отраслевому стандарту ОСТ 37.001.052-2000 на стартерных проводах падение напряжения должно быть не более 2 В на 1000 А, а это можно обеспечить только использованием проводов большого сечения, изготовленных из металла с малым удельным сопротивлением. Поэтому сегодня провода АКБ изготавливаются из меди и имеют сечение не менее 16 кв. мм — только такие провода могут обеспечить нормальную работу стартера без чрезмерного нагрева и каких-либо негативных последствий.
Провода АКБ подвергаются значительным нагрузкам и с течением времени теряют свою прочность и характеристики, поэтому периодически нуждаются в ремонте или замене. В случае замены следует правильно подбирать новые провода и правильно их устанавливать — только так электросистема автомобиля будет функционировать надежно и безопасно.
Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.
Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.
Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.
Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.
Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.
Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.
Использование правильного типа шин гарантирует автомобилю устойчивость и управляемость в любой дорожной ситуации. Только шины, используемые по сезону, гарантируют оптимальные сцепные характеристики с дорожным покрытием и минимальный тормозной путь.
Источник
Тонкий провод от плюса аккумулятора
Мало того, питание ЭБУ идет по вообще другой линии.
Х.З. У меня по этой. Иначе напряжения на предохранителях под торпедой не было.
Добавлено спустя 1 минуту 59 секунд:
Зависит от того, кокой ЭБУ стоит у тебя в авто.
Январь.
Какой не скажу, криворукие установщики сигналки умудрились уничтожить маркировку на контроллере.
Добавлено спустя 5 минут 10 секунд:
Я лучше поставлю нормальный предохранитель и толстый провод, чтобы не просаживать питание ЭБУ, и так оно на наших машинах не фонтан.
Но про реле, управляемое сигналкой и отключающее питание всего контролера у меня возникают все же сомнения.
Сдается мне не нужно оно там, и даже вредно. Хочу на эту тему услышать мнение форумчан.
Х.З. У меня по этой. Иначе напряжения на предохранителях под торпедой не было.
Там по мимо предохранителей еще и 3 реле стоят. Одно из них «Главное», оно после команды контроллера (при повороте ключа в замке) включает всю «силовую» цепь ЭБУ.
Январь.
Какой не скажу, криворукие установщики сигналки умудрились уничтожить маркировку на контроллере.
Я лучше поставлю нормальный предохранитель и толстый провод
Схему покурю еще на предмет того, обесточивается ЭБУ или нет.
Прошло немного времени, настала пола отчитаться о результатах.
Итак, после происшествия с проводом питания ЭБУ стал загораться «чек», БК показывал ошибку 0172 «Богатая смесь». Замена РХХ (давно хотел поменять, ибо 100К уже и несколько раз промывал его) и до кучи свечей естественно не помогла.
После сброса ошибки на появлялась снова, стоило поработать на ХХ поболее минуты. Напряжение ДК было на ХХ 0.89, в движении, при разгоне иногда падало до ок. 0. Расход воздуха на ХХ больше 11, топлива .9 и выше.
Стал подозревать ДМРВ, замер напряжения на выходе по известным методикам, описанным в интернетах показал 1.09, что означало капут.
Купил новый датчик (по старой цене 2350!), расход воздуха стал меньше 10 кг, иногда даже меньше 9, топлива тоже меньше, и напряжение ДК стало более адекватным (меняется ок .5-.7 на ХХ).
Вот так вот и нашелся виновник, только непонятно, что пропадание питания на контроллере ускорило его кончину или так совпало.
Добавлено спустя 3 минуты 37 секунд:
Прикладываю фото разъема контроллера, маркировка его не сохранилась.
Машина 2115 2005 г.в.
Пробег 100 K.
Источник
Плюсовая клемма греется
Провода для прикуривания своими руками
Самодельные провода для прикуривания это лучший вариант. Чтобы сделать хорошие провода для прикуривания, нужно купить хорошие заготовки с большим сечением. Рекомендуем покупать одножильные провода с сечением не менее 25 мм², например, как на фотографии:
Стоимость такого провода скорее всего будет от ста рублей за метр. Для удобства прикуривания от проводов, лучше выбрать длину от двух до трёх метров. На фото представлен провод маркировки КГ-ХЛ. «ХЛ» в данном случае означает морозостойкость. Этот тип проводов часто называют «сварочными». Как уже выше говорилось, изоляция провода играет немаловажную роль. Лучше всего купить провода с силиконовой или холодостойкой резиной.
Будем считать, что провода для прикуривания аккумулятора выбрали. Теперь сделаем крокодилы. Размер зажимов для проводов должен соответствовать пропускаемому через них току. Чем больше зажим касается клеммы аккумулятора, тем больший ток он способен пропустить. Поэтому первый вариант, — купить сварочные зажимы. Правда он не совсем удачный, поскольку такие крокодилы весьма громоздки.
Следовательно, второй вариант — сделать зажимы для проводов своими руками. Этот вариант предполагает некоторые усилия, для создания качественных зажимов. Покупаем зажимы в магазине, стоят они дешево. И дорабатываем их с помощью плоскогубцев до такого вида:
Как видите, силовые части зажимов сделаны из меди. Проще всего найти медные пластины и выгнуть их плоскогубцами, подогнав под купленные зажимы. Медные пластины лучше достать толщиной миллиметра полтора. Зубы зажимов вытачиваются напильником. Заготовки из медных пластин модно приделать к зажимам заклепками или посадить на винты. Основное правило — то, чем крепится заготовка должно быть стальным, а не алюминевым.
Далее, нужно припаять заготовку к зажиму и проводу. Для этого в любом случае нужно использовать нейтральный флюс для меди и мощный паяльник. Перед пайкой всё необходимо пролудить, особенно это касается проводов, которые обрабатываются флюсом по всему сечению. Мощный паяльник, или паяльная станция нужны для качественно пайки. Необходимо прогреть провода, чтобы пайка была надёжной.
Для того, чтобы вторая часть зажима, к которой не припаян провод, участвовала в процессе реанимации автомобиля, нужно соединить части зажима плетеным проводом марки «АМГ».
Чтобы новые провода для прикуривания могли «держать» высокий ток, можно использовать тугоплавкий припой, который позволит работать проводам под ещё большей нагрузкой. На этом всё, надеемся, аккумуляторные провода получатся на славу!
Клемма нагревается. Причины и последствия
Токопроводящим элементам сети свойственна повышенная (отличная от окружающей среды) температура. Законы Ома и сохранения энергии работают здесь на все 100%. Увеличение сопротивления — главная причина того, что греется минусовая клемма. Поводом к этому служат—слабый контакт, а также наличие:
- Окислов между электродами аккумулятора и клеммами проводов;
- Воздушной прослойки;
- Заниженного сечения токоотводящих элементов цепи.
Как известно, внутри батареи происходит реакция электролиза, где роль проводника играет очень агрессивная среда — серная кислота и дистиллят. Клемма аккумулятора, покрытая белым налетом (двуокисью свинца), — первый признак того, что соединение подвергается контакту непосредственно с электролитом или с его парами. Еще одной причиной того, что греются клеммы на проводах и самом аккумуляторе может служить долгая работа стартера. При заводке мотора пусковой ток часто превышает значения 150 и даже 200 ампер, а это — в состоянии нагреть довольно толстый провод и расплавить любую изоляцию.
В качестве дополнительной меры борьбы с пусковым током — вообще и с тем, что греется клемма — в частности — может быть замена минусового провода на аналогичный, но большего сечения.
Устраняем окисление
Основными материалами клемм токоотводящих проводов от электродов плюс и минус на автомобильных аккумуляторах являются активные металлы: свинец, латунь или медь. Именно поэтому — их взаимодействие с кислородом воздуха — неизбежно. Появление на соединениях характерного налета (окиси) — тому первое подтверждение. В этом кроется и один из ответов на вопрос «почему греется минусовой провода от аккумулятора». Перечислим несколько способов устранения сульфатации:
- Зачистка контактов наждачной бумагой.
- Снятие окиси напильником или щеткой по металлу.
Существует также способы предотвратить реакцию окисления:
- Периодическая смазка. Оптимальные варианты – литол или солидол;
- Использование в качестве защиты специальной пасты или лака.
Улучшаем контакт и уменьшаем нагрев клемм
Даже в таком простом соединении, как провод–клемма аккумулятора есть свои сложности. Неплотное сопряжение токовыводящих штырей и проводов оставляет воздушную прослойку, провоцирующую рост сопротивления и возможность образования искры. Как избежать этого:
- Диаметр кольца клеммы должен быть достаточным для того, чтобы болтовое соединение обеспечивало плотный контакт.
- Даже при максимальном зажиме — между губками клеммы должен оставаться просвет. Это обеспечит надежность и даст гарантию при следующей затяжке.
- Во избежание проворачивания болта или гайки — зажим на аккумуляторе при их установке — желательно производить двумя ключами.
- Сам провод при соединении с клеммой должен находиться в запрессованном состоянии. Жгут лучше пропаять, чтобы исключить любую подвижность жил кабеля.
- Не допускается даже незначительное нарушение изоляции. Помните, что искры под капотом авто — предвестник большой беды.
Какими должны быть кабели на клеммах
Каждый электрический провод и клемма на автомобиле должны быть стандартизированы и разрешены для применения на транспортных средствах. Практически все они имеют масло-, бензо- и термостойкую изоляцию, способную обеспечивать защиту при любой температуре и химическом воздействии.
Сообщение vitas1980 » 18 фев 2011, 23:37
Сообщение Sly » 19 фев 2011, 01:06
Сообщение /ital » 20 фев 2011, 00:40
Сообщение caril » 23 фев 2011, 09:57
Сообщение LIS » 23 фев 2011, 10:55
Сообщение SAE-12 » 23 фев 2011, 13:51
Сообщение flavor » 23 фев 2011, 14:06
Сообщение Niki » 23 фев 2011, 21:39
Сообщение vitas1980 » 24 фев 2011, 11:30
Сообщение awson » 24 фев 2011, 11:45
Сообщение flavor » 24 фев 2011, 15:19
Сообщение Морозик » 01 янв 2016, 22:27
Сообщение Niki » 02 янв 2016, 10:40
Как бороться с нагревом клемм
Чтобы устранить нагрев в местах соединений владельцу автомобиля следует, прежде всего, позаботиться об исправности электрооборудования. Необходимо проверить допустимые токовые нагрузки для проводников (замена узлов электрооборудования, установка новых элементов могут привести к росту потребления). При необходимости – произвести замену проводящих жгутов, увеличив общее сечение проводников.
Наряду с этим решают проблему обеспечения надежного соединения с выводами аккумулятора. Нарушение контакта происходит вследствие:
- Выбор аккумуляторов с отличающимися от рекомендованного в документации типами токовыводов. К примеру, установка АКБ с штырями «Тип В» вместо европейских потребует замены контактных групп на проводниках или использования переходников.
- Неплотного прилегания токоведущих частей. В оконцевателях наблюдается смещение проводников вследствие вибраций. На хомутах клемм причинами могут стать остаточная деформация деталей или трещины, неполное обжатие губок.
Требуется постоянный контроль, при обнаружении проблем проводники в оконцевателях следует дополнительно обжать, жгут желательно пропаять (так снизится влияние вибрации). Поврежденные или не удовлетворяющие требованиям детали необходимо заменить.
Износа поверхностей деталей. Он приводящего к образованию воздушной прослойки (воздух является диэлектриком), росту переходного сопротивления. Кроме того, рост сопротивления вызывается сокращением площади контактирующих поверхностей (сопротивление обратно пропорционально площади).
Наиболее вероятные причины износа – ненадежная фиксация на выводах АКБ, частые отключения/подключения аккумулятора. В обязательном прядке следует зажимать соединения на губках до упора (но без излишнего усилия). Желательно при каждом отсоединении проводить контроль поверхности, легкую шлифовку (например, шкуркой-«нулевкой»).
Видео о правильной затяжке клемм.
Образования окислов – оксидов металлов контактных групп, сульфатов, других солей. Наличие окислов – наиболее распространенная причина увеличения сопротивления контактов, приводящая к разогреву. Образуются пленки при воздействии кислорода воздуха, влаги (имеет место процесс электролиза при взаимодействии металлов с различными электрохимическими потенциалами), паров электролита. При повышении температуры интенсивность окисления значительно взрастает.
Окислы следует удалять — контакты чистят металлической щеткой (требует аккуратности, чтобы не допустить повреждения изоляции), наждачной бумагой, напильником с мелкой насечкой. Чистые контактные поверхности защищают от воздействия воздуха, влаги, электролита нанесением консистентных смазок, защитных спреев, специальных проводящих паст (подробнее в статье «Чем смазать клеммы аккумулятора»).
Для профилактики следует произвести осмотр всех мест контакта (не только на АКБ), очистить от окислов, продуктов коррозии, подтянуть для обеспечения надежности электрических соединений.
Как бороться с нагревом клемм
Для устранения рассмотренных случаев владельцу автомобиля требуется следить за исправностью транспортного средства и электрооборудования. При замене деталей в бортовой электросистеме проверяются токовые нагрузки. Соединения делаются плотными. Провода туго приворачивают и проверяют плотность в наконечниках. При необходимости дополнительно обжимают и пропаивают жгуты кабелей.
Для безопасности пользования автомобилем необходимо:
- чаще проверять и чистить контакты;
- удалять окислы.
Если через некоторое время проблема возникает вновь, проверяется на герметичность АКБ. Батарею с трещинами необходимо заменить.
Греются клеммы на аккумуляторе. Причины
Единственная причина нагрева – не качественный контакт в месте соединения. К этому приводят:
- загрязнение поверхностей контактов;
- деформация выводного штыря или клеммы батареи;
- не плотная затяжка крепежей.
Даже если сопротивление контакта увеличилось незначительно, это может стать причиной нагрева клемм в момент протекания пускового тока. При этом недостаточное питание стартера не позволят завести двигатель на полную мощность.
В большинстве случаев для устранения проблемы достаточно хорошо очистить контакты, а затем зафиксировать соединение. Если клемма деформировалась, ее нужно заменить.
Порядок подключения и отключения батареи
Первое, что обязательно следует соблюдать в этом процессе – последовательность подключения и отключения положительного и отрицательного выводов.
Руководства по эксплуатации автомобиля рекомендуют начинать отключение с минусовой клеммы. Это продиктовано тем, что в большом количестве машин отрицательный вывод батареи по исторически сложившейся традиции соединен с ее корпусом. И если начать снятие клемм с положительного вывода, можно ненароком закоротить ее ключом.
Перед тем, как снимать клеммы, обязательно заглушите двигатель и выньте из замка ключ зажигания.
Использование выключателя массы
Помните, что при долгом простое авто рекомендуется отключать аккумулятор. Кстати от угона это тоже помогает. Для отключения установите выключатель массы на клемму АКБ и нажмите на кнопку, либо поверните рычаг (зависит от конструкции конкретной АКБ).
Применение выключателя массы способствует минимальному воздействию на отрицательный вывод батареи. Это продлевает срок службы защитного покрытия на нем и препятствует нарушению герметичности в месте, где вывод проходит через корпус.
И обязательно следите за качеством электрических соединений, поскольку именно через них проходит пусковой ток.
Безопасность электрической части транспортных средств — является одним из тех главных аспектов, который должен, в первую очередь, волновать автовладельца. Именно поэтому чрезмерный нагрев клеммы на аккумуляторе — серьезный сигнал для безотлагательного устранения причин, которые его вызывают.
Кротко о клеммах
Задача клемм – обеспечить прочное соединение проводов, входящих в бортовую сеть, с контактами аккумулятора. Промышленность выпускает следующие стандарты контактов, применяемых в аккумуляторах:
Тип А представляет собой стандарт европейского образца. Контакты, установленные на АКБ, имеют вид штырей в форме конуса. Верхняя часть с размером отрицательного вывода 17,9 мм, положительного – 19,5 мм. Такие батареи встречаются на всех автомобилях европейского производства.
Тип В относится к стандарту японскому (или азиатскому). Он отличается более тонкими клеммами: положительная имеет диаметр 12,7 мм, отрицательная – 11,1 мм.
Типы F и G относятся к американскому стандарту. Разновидность типа F предназначена для винтового крепления, G – болтового.
Встречаются батареи с контактами типа Т. Они сделаны под болт, но российского стандарта. Тип Е относится к европейским стандартам.
В нашей стране наиболее употребляемые изделия – типы А и В. Их выпускает большинство производителей аккумуляторов.
Разновидности клемм.
На клемму накидывается контакт в виде тяжелого хомута и затягивается болтом и гайкой. Это придает плотность соединению проводов, которое может осуществляться с помощью:
- съемной пластины;
- пайки или сварки;
- запрессовки в патрон из металла.
Последняя встречается в автомобилестроении часто.
Качественное соединение обладает минимальным электрическим сопротивлением. Для достижения этого параметра при изготовлении деталей используются материалы с высокой электрической проводимостью:
- свинец;
- медь и ее сплавы;
- бронза;
- сталь;
- латунь;
- сплавы алюминия.
Наиболее часто встречаются контакты из свинца. Они при перегреве плавятся и размыкают соединение. Аккумуляторные клеммы должны иметь:
- большую массу;
- механическую прочность;
- износоустойчивость;
- обеспечивать простоту установки и снятия проводов.
Тяжелые контакты хорошо держатся на клеммах и не позволяют потеряться контакту при движении автомобиля. Прочность дает возможность многократно выполнять операции ослабления и затягивания хомутов.
Почему греются клеммы
В электрической сети выделение тепла элементами (нагрев) определяется соотношением:
- Q – количество выделяемого тепла (определяет скорость нагрева и максимальную температуру);
- I — протекающий в цепях ток;
- R – сопротивление элемента (участка) цепи;
- t – время протекания тока.
В автомобиле в штатном режиме (пуск пока не рассматривается) при работающем генераторе заряд аккумулятора (в зависимости от емкости батареи, степени разряда, мощности подключенных потребителей) может превышать 10 А. При низком сопротивлении контактов выделяющейся на них мощности (к примеру, при 0.01 Ом – 1 Вт) недостаточно для заметного нагрева. Однако ухудшение контакта ведет к росту сопротивления и, соответственно, разогреву деталей.
При неработающем генераторе всю токовую нагрузку принимает АКБ (в среднем она может составлять порядка 80-100 А), что вызовет увеличение интенсивности нагрева, рост температуры клеммного соединения.
Наиболее тяжелым режимом является пуск двигателя. Во время запуска нагрузкой стартера является массивный вал холодного двигателя, с увеличенным (подача смазки неработающей пока системой не производится) сопротивлением (трением). В результате возрастает нагрузка электрической машины, растет пусковой ток, который достигает 300-350 А (в зимнее время не предел 600 А). При этом аккумулятор остается единственным источником, токовую нагрузку принимают токовыводы АКБ.
По приведенному выше соотношению не составляет труда подсчитать, что даже при сопротивлении в 1 мОм, при протекании тока в 300 А на контактах выделиться 90 Вт мощности, за 10 с запуска количество теплоты ставит 900 Дж (такой энергии достаточно, чтобы вскипятить стакан воды).
Примеры явно указывают основную причину разогрева в местах электрических соединений – увеличенное сопротивление. Среди других причин:
- Разогрев токоведущих проводников из-за неправильного выбора сечения (например, при замене в процессе ремонта).
- Нагрев других точек контакта. К примеру, повышение температуры «минусовой» клеммы может вызваться окислением проводников и контактной площадки в месте соединения с кузовом. В результате разогревается контакт, поскольку проводник короткий, а теплопроводность достаточно высока – дополнительно прогревается клеммное соединение на АКБ.
- Превышение токами потребителей допустимых значений. Так, подклинивание стартера вполне способно вызвать перегрев контактов на АБ, хотя при исправном узле проблем не наблюдается. Другой вариант – неполадки генератора, в результате чего АКБ работает в длительном режиме при высоких значениях среднего тока.
Опасность разогрева клемм АКБ.
Перегрев контактов – явление, представляющее опасность для аккумуляторной батареи:
- При повышении температуры клемм и токовыводов, за счет высокой теплопроводности возможен локальный перегрев электродов в банках. В результате повышается интенсивность испарения электролита, наблюдается пересыхание и осыпание активной массы. Аккумулятор теряет емкость.
- Чередование нагрева/остывания приводит к тепловому расширению/сжатию прилегающих конструкций (корпуса АКБ), вызывает появление микротрещин.
- Рост температуры выше допустимых значение чреват расплавлением пластика корпуса, тепловой деформацией тоководов (температура плавления сплавов свинца, применяемых при изготовлении, составляет 300 градусов).
Кротко о клеммах.
Клеммы АКБ предназначены для соединения токоведущих проводников бортовой сети автомобиля с контактными выводами батареи. Производители выпускают несколько типов, соответствующих используемым в аккумуляторах стандартам:
- Европейский стандарт «Тип А». Выводы АКБ представляют штыри в форме усеченного конуса, с диаметром верхней части 17.9 мм для отрицательного токовывода, 19.5 мм – для положительного.
- Азиатский («японский») стандарт «Тип В», кроме незначительных нюансов конструкции, отличается диаметром токовыводов: 11.1 мм — отрицательного, 12.7 мм – положительного.
- Американский стандарт включает выводы «Тип F» и «Тип G», соответственно, винтовые и «под болт».
- Встречаются аккумуляторы с токоотводами «под болт», соответствующие российскому стандарту «Тип Т» и европейскому «Тип Е».
Наибольшее распространение получили первые 2 типа, аккумуляторных токовыводов, поэтому клеммы соответствующей конструкции составляют значительную часть ассортимента производителей.
Конструктивно изделие выполняется в виде тяжелого металлического хомута, форма которого позволяет обеспечить плотный контакт с выводами АКБ.
Улучшить его позволяет затяжка при помощи болта, пропущенного в отверстия на губках, и гайки. Присоединение токоведущих проводников бортовой сети осуществляется:
- Съемной прижимной пластиной;
- Сваркой (пайкой) при изготовлении проводника с несъемной клеммой в заводских условиях;
- Запрессовкой в разрезной или цельный обжимной металлический патрон (оконцеватель).
Последний вариант нашел в автомобилестроении широкое применение.
Наиболее важная характеристика контактной группы – сопротивление, которое должно быть минимальным. Требование относится непосредственно к детали и к переходной области в районе соединений с токовыводами батареи, проводниками бортовой сети. Поэтому при изготовлении применяют материалы, обладающие высокой электропроводностью: свинец, медь, медные сплавы — бронзу, латунь (последние — реже).
Другие требования к аккумуляторным клеммам включают:
- Значительную массу, что позволяет, за счет инерционности, не нарушать соединение при вибрациях во время движения автомобиля;
- Механическую прочность, достаточную, чтобы выдержать без разрушения множество операций затягивания и ослабления болта на губках ;
- Устойчивость к износу;
- Незначительный уровень остаточных деформаций (после стягивания губок должна оставаться возможность для повторения в дальнейшем);
- Простота и быстрота установки соединения и снятия со штырей аккумулятора.
Но даже качественные контактные детали при выполнении правил эксплуатации и исправном электрооборудовании автомобиля могут греться.
Почему греется плюсовой или минусовой контакт
В штатной работе двигателя постоянно задействован генератор, который обеспечивает зарядку аккумулятора током 10 А и больше. Низкое сопротивление материала не дает возможности контактам нагреться. Если встроенный источник электроэнергии перестает работать, все токи на себя принимает АКБ. Высокая нагрузка вызывает перегрев клемм.
Но чаще он происходит при запуске двигателя. В это время стартер должен провернуть вал двигателя. Пусковой ток растет и может достичь величины 350 А летом, 600 А – зимой. Токовыводы на аккумуляторе нагреваются до высоких температур.
Есть и другие причины нагрева:
- неправильный выбор диаметра проводников;
- увеличение температуры в другом месте;
- превышение допустимых токов.
Перегрев клемм.
При выборе токопроводящего материала меньшего сечения возможен перегрев. Нагревание появляется при окислении контактов. При износе подшипников стартер будет подклинивать, что тоже приводит к нагреву клемм АКБ. Подобное случается и при нарушениях в работе генератора.
Опасность разогрева клемм АКБ
Перегрев контактов опасен для АКБ. Повышение температуры в банках ведет к интенсивному испарению электролита и осыпанию пластин. Результат – потеря емкости батареи, выход аккумулятора из строя. Частые нагрев и остывание приводят к появлению трещин на стенках корпуса. Дефекты постепенно увеличиваются, через полученное отверстие происходит подтекание электролита. При сильном нагреве (до 300°С) начнут плавиться свинцовые клеммы.
Источник