Тест электролитов для аккумуляторов

Инструкция по проверке электролита в аккумуляторе

В любом автомобиле есть элемент, обеспечивающий все узлы автомобиля электричеством – аккумулятор. Не стоит забывать, что за ним нужно следить, и соблюдать правила эксплуатации. Одним из главных элементов автомобильной батареи является электролит.

Уменьшение плотности или уровня электролита может привести АКБ в негодность или к быстрому разряду, что в свою очередь не позволит завести двигатель автомобиля. Как проверить уровень электролита и его плотность?

Электролит

Электролит в АКБ закончился

От электролита в аккумуляторе зависит практически любой процесс – это жидкость, в которой протекают все химические процессы аккумулятора, и вырабатывается электричество. Состоит он из смеси кислоты и дистиллированной воды (приблизительное соотношение 35% к 65%).

Прежде всего, необходимо соблюдать уровень раствора внутри аккумулятора:

Узнай время зарядки своего аккумулятора

  • Если уровень ниже нормы, то это приведёт к оголению пластин батареи и осыпанию пластин аккумулятора.
  • Когда уровень выше — это тоже плохо. В летнее время, это может быть не очень заметно, но зимой, из-за повышенного уровня электролит может замёрзнуть, и не просто замёрзнуть, а полностью «разорвать» корпус АКБ.

Можно сделать логичный вывод, что соблюдать оптимальный уровень электролита в автомобильном аккумуляторе – прямая необходимость.

Проверка уровня

В домашних условиях можно проверить уровень электролита двумя способами:

    Если корпус батареи прозрачный, то

Проверка уровня электролита в АКБ

проблем с определением уровня не возникнет – на корпусе есть отметки о минимальном и максимальном значении жидкости, внутри банок, на которые необходимо будет ориентироваться. Если корпус аккумулятора – непрозрачный, то подойдёт второй способ.

  • Проверка происходит пластиковой или стеклянной трубкой, диаметром от 3 до 6 мм. Откручивается пробка банки, и опускается трубка, до момента соприкосновения с пластинами. Необходимо измерить, на сколько миллиметров опустилась трубка. Нормой считается 12 мм. Это действие проводится для каждой банки батареи.
  • Если уровень выше максимального, то необходимо изъять лишнее. Делается это специальным шприцем – с помощью него можно доливать и откачивать электролит и воду.

    Проверить электролит в необслуживаемом аккумуляторе (например, Varta E23 12V 70AH) можно, используя специальные отметки, предусмотренные производителем. Иногда дополнительно используется индикатор заряда (не на всех АКБ).

    Как проверить уровень электролита можно увидеть на видео.

    Плотность

    Проверить плотность электролита в аккумуляторе достаточно просто. Необходимо иметь только специальный прибор – ареометр (советует большинство автолюбителей и экспертов) или денсиметр. Из-за большей распространённости будет рассмотрен способ замера ареометром.

    Обслуживаемые

    Добавление дистиллированной воды

    Для проведения измерений обслуживаемого АКБ понадобится: груша (для откачивания электролита), ареометр, колба, дистиллированная вода и электролит (на случай, если придётся повышать или понижать плотность).

    Процесс замера осуществляется по пунктам:

    1. Откачать грушей часть электролита из банки (количество, необходимое для измерения).
    2. Поместить раствор в специально подготовленную колбу.
    3. Поставить ареометр в колбу. Значение, которое он покажет – плотность электролита в банке аккумулятора.

    После этого кислота из колбы перемещается обратно в АКБ (если значение соответствует норме) колба промывается, и пункты 1,2,3 повторяются для каждой банки, поочерёдно.

    Важно: проверить плотность электролита ареометром несложно, но необходимо соблюдать технику безопасности, и производить все действия только в защитных очках и перчатках.

    Нормальное значение плотности – 1.27 г/см 3 (для регионов с холодным климатом – 1.29г/см 3 ) Разница между банками может составлять не более 0.1 г/см 3 .Если показатели отклоняются от нормы, то необходимо «подогнать» плотность до нужного уровня. Для этого понадобятся электролит и дистиллированная вода.

    Для повышения плотности нужно сделать следующее:

    1. Выкачать как можно больше раствора из банки, и поместить его в колбу (чтобы высчитать количество выкачанного раствора).
    2. Долить электролит в банку (объём должен быть равен половине, от изъятого).
    3. Закрыть банку, и покачать/потрясти АКБ для смешивания раствора.
    4. Провести замер, и если показатели не соответствуют норме – повторить первые три пункта.
    5. Когда показатели будут оптимальными – разницу долить дистиллированной водой.

    Есть и другие способы повышения плотности, но вышеописанный – один из самых простых.

    Чтобы снизить плотность необходимо добавить дистиллированную воду, подождать, пока раствор смешается, и снова провести замер. Повторять эту процедуру нужно, пока не будут достигнуты нужные показатели.

    Необслуживаемые

    Для измерения плотности в батареях необслуживаемого типа, можно использовать небольшой «глазок», который необходимо выкрутить, чтобы произвести замер. Но правильно и точно определить плотность не получится – таким способом, можно узнать только плотность электролита в одной банке.

    Нужно отметить, что не на всех АКБ есть такие «глазки». Изначально, для необслуживаемых аккумуляторов (Варта и др.) не предусмотрены какие-либо действия с электролитом – поэтому и отсутствует доступ к банкам обыкновенными методами.

    Итог можно подвести следующий: являясь владельцем обслуживаемого или необслуживаемого аккумулятора необходимо помнить, что за состоянием батареи необходимо следить, а за электролитом – в первую очередь. Ведь от электролита зависит: заведётся ли машина, и будет ли авто обеспечено электричеством или нет.

    Источник

    Что такое электролит для аккумуляторов и как его приготовить?

    Электролит – одна из основных составляющих аккумуляторных батарей, которые дают возможность запуска автомобиля. Он бывает нескольких видов, различающихся по своему составу. Своевременный контроль за количеством и качеством электролита в аккумуляторе позволит избежать преждевременный выход аккумулятора из строя и сэкономить на покупке нового устройства.

    Виды, состав и особенности

    На данный момент различают три вида электролитов для аккумуляторов, для щелочных аккумуляторов — щелочной, а для кислотных — кислотный, но так же выделяют и корректирующий электролит, необходимый при обслуживании батарей.

    Как определить кислотный аккумулятор или щелочной? Проще всего это сделать по маркировке корпуса и по материалу, из которого он сделан. Корпус кислотных АКБ всегда изготавливается из специального пластика, тогда как щелочные батареи могут быть сделаны из металла. Так же можно определить протестировав каплю электролита из аккумулятора: кислотный электролит вступит в реакцию с содой или мелом.

    Кислотный

    Представляет собой смесь серной кислоты, составляющей тридцать пять процентов всего состава, и дистиллированной воды, которая занимает оставшиеся шестьдесят пять. Данный состав в аккумуляторе находится в емкости со свинцовыми пластинами, при контакте этих элементов и происходит выработка тока.

    Преимущества кислотного электролита:

    • Высокий уровень КПД
    • Слабая потеря заряда при бездействии
    • Выдача высокого стартового тока
    • Невысокая стоимость

    Недостатки:

    • Чувствительность к перепадам температур
    • Неэкологичность
    • Необходимость регулярного контроля плотности состава

    Следует отметить, что кислотный электролит используется в большинстве моделей аккумуляторных батарей для автомобилей, так как только он способен давать достаточное количество тока для запуска двигателя. При этом аккумуляторы, изготовленные с использованием данного раствора, делятся на две группы:

    Первый вид обеспечивает легкий доступ к содержимому банок. В них можно замерять плотность электролита, при необходимости заливать дистиллированную воду и электролит, просто открутив крышки с банок.

    В случае с необслуживаемыми моделями провести подобные действия также возможно, однако для этого нужно самостоятельно вскрыть устройство, провести нужные действия, а затем герметично их закрыть. В подобных случаях могут быть использованы дрель и сварочный аппарат.

    Проводить замену электролита в необслуживаемых моделях стоит только в тех случаях, когда их гарантийный срок истек. Часто это производится исключительно для получения опыта проведения подобных операций.

    Щелочной

    Щелочной электролит состоит из гидроокиси калия, натрия, лития или всех этих составляющих в комплексе, разведенных в воде.

    К достоинствам данного вида относятся:

    • Длительный период службы
    • Способность сохранять свойства при значительных перепадах температуры
    • Гораздо меньшее выделение вредных газов в атмосферу
    • Способность выдерживать встряски
    • Неприхотливость в обслуживании

    Недостатки:

    • Меньшая величина электродвижущей силы по сравнению с кислотными
    • Отсутствие способности подачи стартового тока для запуска двигателя
    • Более высокая стоимость

    Несмотря на долгий срок службы, неприхотливость и другие преимущества применение данного вида электролита в автомобильной промышленности ограничено. Виной тому неспособность выработки достаточного уровня стартового тока, необходимого для запуска двигателя. К минусам также относятся их внушительные габариты.

    Однако устройства на щелочном электролите успешно применяются в обеспечении током тяговых и локомотивных составов.

    Важно! Перед осуществлением замены следует убедиться, что аккумулятор именно щелочной. В противном случае АКБ можно полностью вывести из строя.

    Корректирующий

    Данный электролит является специальным составом с высоким содержанием активных веществ, используемый для повышения плотности электролита аккумулятора. Он предназначен для повышения концентрации активных веществ в батарее.

    В продаже можно встретить следующие виды корректирующего электролита:

    • Твердый калиево-литиевый
    • Жидкий калиево-литиевый с различной плотностью
    • Жидкий кислотный

    Корректирующий электролит можно изготовить самостоятельно, имея под рукой необходимые для этого составы, однако зачастую его проще купить, так как стоимость его более чем доступна.

    Как пользоваться корректирующим электролитом:

    • Удалить из банок немного электролита
    • Долить в них такое же количество корректирующей жидкости
    • Установить АКБ на заряд номинальным током для запуска процесса смешивания полученного состава на полчаса
    • Оставить батарею на остывание на пару часов
    • Произвести замер плотности и при необходимости отрегулировать его снова

    При повторной коррекции количество заменяемого электролита следует уменьшить.

    Как приготовить самостоятельно

    Перед тем, как самостоятельно заменить электролит для аккумулятора, необходимо принять соответствующие меры безопасности и приготовить предметы индивидуальной защиты:

    • Перчатки
    • Фартук
    • Защитные очки
    • Раствор соды на случай попадания средства на кожу или предметы одежды
    • Уксус или лимонную кислоту – для нейтрализации щелочи

    Проводить действия следует в хорошо проветриваемом помещении с температурой воздуха не выше +25 C°. Следует заранее знать, какой объем готового электролита потребуется для заполнения батарей. В среднем, в современных АКБ количество раствора составляет от 2,6 до 3,7 литра. Поэтому стоит сразу ориентироваться на максимальное количество. За основу можно взять 4 литра конечного раствора.

    Для приготовления электролита необходимо заранее приготовить следующие предметы:

    • Посуду достаточной емкости, изготовленную из материала, устойчивого к воздействию кислоты и щелочи
    • Небольшую палочку для перемешивания электролита
    • Инструменты для проведения замеров плотности, температуры и уровня раствора
    • Для кислотного электролита – серную жидкость, для щелочного – щелочь в твердом или жидком виде, литий или силикагель

    Важно! Все используемые материалы должны быть химически нейтральными для исключения возникновения ненужных реакций при их соприкосновении. В качестве емкости вполне подойдут обычные стеклянные банки.

    Процесс приготовления щелочного электролита

    Ингредиенты для приготовления данного состава могут быть как в жидком виде, так и в твердом. Если с первым все понятно, то перед тем как залить, щелочной электролит из твердого вещества потребуется развести в дистиллированной воде.

    Требуемая плотность указывается на сайте производителя аккумулятора, также информацию можно найти в прилагаемой инструкции по эксплуатации. Твердый электролит берется пропорционально нужному количеству окончательного жидкого раствора и составляет:

    • 1/5 – для получения раствора плотностью 1,17-1,19 г/м³
    • 1/3 – для раствора плотностью 1,19-1,21 г/м³
    • 1/2 — для раствора плотностью 1,25-1,27 г/м³

    Процесс приготовления состоит из следующих шагов:

    • Налить в посуду дистиллированную воду
    • Добавить нужное количество щелочи
    • Перемешать раствор
    • Плотно закрыть крышкой
    • Настаивать в течение 6 часов

    После того, как процесс настаивания будет завершен, необходимо слить светлый раствор. Если часть состава выпадает в осадок, нужно его регулярно перемешивать. При заливке нужно следить, чтобы он остался на дне, не попав в аккумулятор, в противном случае это грозит выходом АКБ из строя.

    Приготовление раствора для свинцовых аккумуляторов

    Перед тем, как разбавить кислотный электролит, необходимо определить нужные пропорции. Они зависят от климатических условий, в которых планируется эксплуатация устройства.

    Для получения электролита плотностью 1,28 г/м³, что приемлемо для средних климатических условий, потребуется в один литр дистиллированной воды влить 0,36 л серной кислоты. Для жарких регионов количество серной кислоты уменьшается до 0,33 л на то же количество воды.

    Как разводить аккумуляторную кислоту:

    • Налить в подготовленную емкость дистиллированную воду
    • Аккуратно тонкой струйкой влить в нее кислоту
    • Измерить плотность полученного раствора
    • Оставить раствор настаиваться на 12 часов

    Важно! Нельзя вливать воду в кислоту! Правильно — вливать кислоту в воду. Не следует торопиться, вливая кислоту, давайте возможность ей постепенно раствориться в воде.

    Инструкция по замене

    Замена электролита производится в следующих случаях:

    • Электролит в банках изменил цвет, стал мутным. Причиной тому может быть использование не дистиллированной воды для добавки, а обычно. Она может содержать примеси, вступающие в химическую реакцию с электролитом и образовывая твердые соединения, выпадающие в осадок
    • После зарядки аккумулятора невозможно добиться нужной плотности
    • Электролит вытек по неосторожности
    • Новый аккумулятор быстро разряжается. Причиной тому может быть замерзание раствора

    Замена электролита, независимо от того, является он щелочным или кислотным, производится в несколько шагов:

    • Демонтаж аккумулятора из транспортного средства
    • Очистка АКБ от загрязнений
    • Выкачивание имеющейся жидкости с помощью груши или шприца
    • Промывка банок дистиллированной водой
    • Заливка электролита с помощью груши или аналогичных приспособлений

    Уровень заливки определяется метками внутри банок. Если они отсутствуют, нужно руководствоваться правилом – электролит должен быть на уровне выше пластин на 5-7 миллиметров. При этом от его уровня до крышек банок должно оставаться не менее двух сантиметров.

    Очень важно при сливе электролита не наклонять его в сторону и тем более не переворачивать. На дне сосудов могут оказаться твердые частицы, которые застрянут в пластинах, полностью выведя их из строя. Допускается легкое покачивание воды из стороны в сторону при промывании, такие же действия можно производить после заливки электролита в аккумулятор.

    После этого АКБ устанавливается на зарядку, после чего следует проверить получившуюся плотность. Замеры должны производиться не арене, чем через пару часов после снятия устройства с зарядки, так как существует риск получить завышенные показания. Если плотность недостаточно высокая или, напротив, имеет излишние значения, ее следует отрегулировать добавлением кислоты, щелочи или дистиллированной воды.

    Полезное видео

    Видео инструкция о замене электролита

    Заключение

    Независимо от типа электролита, используемого в эксплуатируемой АКБ, можно самостоятельно произвести его полную замену, проверку плотности и других показателей. Однако стоит помнить о технике безопасности, так как электролит – опасный химический состав, способный значительно повредить кожные покровы и глаза.

    Источник

    Читайте также:  Как проверить аккумулятор для macbook
    Оцените статью