- Об аккумуляторах .
- Вопросы об аккумуляторах
- Зарядка свинцовых аккумуляторов или как зарядить свинцовый аккумулятор?
- 1. Что такое зарядка аккумулятора?
- 2. Как зарядить свинцовый аккумулятор проще и безопаснее всего?
- 3. Быстрая зарядка свинцового аккумулятора
- 4. Как влияет температура на зарядку свинцового аккумулятора?
- 4. Что будет, если не соблюдать правила зарядки свинцового аккумулятора?
- 5. Как определить, правильно ли проведена зарядка аккумулятора.
- Температурная компенсация в зарядных устройствах MEAN WELL
- Как правильно зарядить аккумулятор
- Определяем тип и режим работы аккумулятора
- Разновидности и особенности свинцовых АКБ
- Как заряжать свинцово-кислотную батарею
- Как влияет температура на зарядку свинцового аккумулятора?
- Как заряжать герметичные необслуживаемые) свинцово кислотные аккумуляторы
- Зарядка таких устройств имеет ряд особенностей:
- Как зарядить аккумулятор 12 вольт с AGM технологией?
Об аккумуляторах .
Вопросы об аккумуляторах
Зарядка свинцовых аккумуляторов или как зарядить свинцовый аккумулятор?
1. Что такое зарядка аккумулятора?
П о определению, зарядка аккумулятора — процесс, обратный разрядке аккумулятора (разряду аккумулятора) — во время зарядки, аккумулятор запасает энергию, питаясь от внешнего источника тока.
П осле полной зарядки, аккумулятор накапливает заряд, равный емкости аккумулятора. От внешнего источника тока, за время зарядки, аккумулятор отбирает несколько больший заряд.
2. Как зарядить свинцовый аккумулятор проще и безопаснее всего?
С амый простой и безопасный метод зарядки свинцового аккумулятора — это метод I-U (ток — напряжение). Сначала аккумулятор заряжают постоянным током, а после достижения заданного напряжения, заряжают аккумулятор, поддерживая на нем, постоянное напряжение.
К акой величины должен быть начальный ток зарядки аккумулятора? Для большинства стационарных свинцовых аккумуляторов этот ток написан на корпусе. Максимальная величина зарядного тока составляет от 0.2 до 0.3 емкости аккумулятора. Например, если емкость аккумулятора равна 100 А*час, то ток заряда такого свинцового аккумулятора не может превышать 20 А или 30 А (это решает производитель). Самая старая и самая распространенная рекомендация относительно зарядного тока свинцового аккумулятора: «10 процентов от емкости», верна и сегодня. Любой свинцовый кислотный аккумулятор можно заряжать, начиная зарядку с таким током, без боязни как-то повредить аккумулятор.
К аким должно быть конечное напряжение при зарядке свинцового аккумулятора методом I-U ? Максимальное напряжение не должно превышать 2.3 ± 0.023 В на каждый элемент аккумулятора. Т.е. для свинцового аккумулятора с номинальным напряжением 12В, конечное напряжение зарядки не должно превышать 13.8 ± 0.15 В. Метод I-U чаще применяется при работе аккумуляторов в буферном режиме, поскольку под напряжением 13.8 ± 0.15 В современные герметичные свинцовые кислотные аккумуляторы могут находится на протяжении всего своего ресурса.
С колько времени занимает зарядка свинцового аккумулятора — методом I-U ? В зависимости от начального тока. Если начальный ток равен 20% емкости аккумулятора, то за 5-6 часов аккумулятор заряжается примерно до 90% своей емкости. После перехода к режиму постоянного напряжения, ток зарядки аккумулятора быстро падает и полная зарядка аккумулятора занимает примерно сутки. Есть ли более быстрые способы зарядки свинцовых аккумуляторов? Да, есть, и сейчас мы рассмотрим один из них.
3. Быстрая зарядка свинцового аккумулятора
Д ля быстрой зарядки свинцового аккумулятора нужно заряжать аккумулятор постоянным током (максимальный ток — тот же) до достижения напряжения 14.5 ± 0.2 В (для аккумуляторов с номинальным напряжением 12В), а потом отключить зарядное устройство или перевести его в режим поддержания напряжения 13.8 ± 0.15 В.
М етод быстрой зарядки аккумулятора позволяет полностью зарядить свинцовый аккумулятор примерно за 6 часов (при начальном токе 20% от емкости). Быстрый заряд чаще применяется при эксплуатации аккумуляторов в циклическом режиме.
4. Как влияет температура на зарядку свинцового аккумулятора?
В се, что написано выше, относится к зарядке свинцового аккумулятора при температуре 20 градусов Цельсия, а при других температурах нужно вводить температурную компенсацию зарядного напряжения. Зарядка свинцового аккумулятора возможна в диапазоне температур от -15 ° C до +40 ° C. При увеличении температуры, напряжение заряда должно быть меньше обычного, чтобы избежать перезарядки. А если зарядка аккумулятора производится при пониженной температуре, напряжение зарядки нужно увеличить, чтобы избежать недозарядки. Обычно рекомендуется использовать температурную компенсацию –3 мВ/° С.
4. Что будет, если не соблюдать правила зарядки свинцового аккумулятора?
О писанные выше способы зарядки свинцового аккумулятора позволяют зарядить аккумулятор быстро и безопасно. Они ориентированы на максимальное сохранение ресурса свинцового аккумулятора и замедление старения аккумулятора.
В озможна ли зарядка аккумулятора током, большим, чем максимально допустимый? Да, аккумулятор зарядится, даже если ток зарядки будет превышать установленный производителем максимум. Но, во-первых, если не уменьшить ток хотя бы в конце зарядки, то аккумулятор зарядится не полностью. А во-вторых, во время зарядки большим током перестанет быть эффективным механизм рекомбинации газов внутри герметичного свинцового аккумулятора, и электролит аккумулятора потеряет воду, даже, если потом, в конце зарядки, зарядный ток будет уменьшен. В результате превышения тока даже во время одной зарядки, аккумулятор не проработает весь расчетный ресурс и выйдет из строя раньше.
В озможна ли зарядка аккумулятора очень маленьким током, намного меньшим, чем максимально допустимый, скажем, током в 0.2% от емкости? Да, аккумулятор полностью зарядится даже таким током. Но зарядка аккумулятора будет продолжаться неоправданно долго — несколько недель. Кроме того, значительную часть этого времени аккумулятор будет находиться в разряженном состоянии, что почти эквивалентно хранению свинцового аккумулятора в разряженном состоянии. А это ведет к сульфатации и ускоренному старению аккумулятора. Однократная зарядка очень малым током не выведет аккумулятор из строя, но такие зарядки не следует повторять часто.
Н еправильный выбор конечного напряжения зарядки также опасен для аккумулятора. Недостаточное конечное напряжение приведет к недозарядке аккумулятора, и он сделает шаг в сторону сульфатации. А избыточное напряжение зарядки чревато выделением газов из аккумулятора и потерей воды электролитом. Это еще сильнее уменьшает ресурс аккумулятора, чем зарядка аккумулятора пониженным напряжением.
П ри температуре ниже -15° C зарядка аккумулятора не рекомендуется, поскольку при низкой температуре перестает работать механизм рекомбинации газов внутри герметичного свинцового аккумулятора, и электролит теряет воду.
5. Как определить, правильно ли проведена зарядка аккумулятора.
В полне достаточно соблюдать необходимые параметры зарядки аккумулятора: ток и напряжение (с учетом температуры), и зарядка аккумулятора будет успешной. В конце зарядки современного герметичного свинцового кислотного аккумулятора не должно быть никаких пузырьков, не допустимо даже небольшое выделение газа. Если вокруг предохранительных клапанов аккумулятора обнаружены следы электролита или белый налет, то аккумулятор заряжался неправильно.
П осле зарядки можно проверить аккумулятор тестером аккумуляторов — емкость аккумулятора после зарядки должна полностью восстановиться.
Источник
Температурная компенсация в зарядных устройствах MEAN WELL
Практически все аккумуляторы являются химическими источниками тока. Многие химические реакции зависят от температуры – в общем случае, чем температура окружающей среды и вещества выше, тем быстрее протекают процессы химической реакции, и наоборот, процессы замедляются при низкой температуре. Один из наиболее популярных типов аккумуляторных батарей (АКБ) – свинцово-кислотный аккумулятор является классическим примером химического источника тока. Заряд такой аккумуляторной батареи является электрохимической реакцией, и, соответственно, зависит от температуры. Чем батарея горячее, тем меньше становится внутреннее сопротивление АКБ, а при низкой температуре внутреннее сопротивление АКБ наоборот – увеличивается. Поэтому целесообразно корректировать напряжение заряда в зависимости от температуры АКБ.
Такая корректировка напряжения называется температурной компенсацией заряда, которая позволяет быть уверенным, что АКБ не окажется в недозаряженном состоянии или получит перезаряд при номинальном напряжении заряда в условиях температуры, имеющей значительное отклонение от нормальной. При этом сам заряд будет проходить в щадящем для аккумулятора режиме, что продлит срок его службы и уменьшает затраты на обслуживание.
В первую очередь, при обслуживании аккумуляторных батарей следует ориентироваться на рекомендации по эксплуатации производителей аккумуляторов и паспортной документации. Так, нормальный температурный диапазон для заряда свинцово-кислотных АКБ составляет +20…+25°С, и в этом случае температурная компенсация заряда не требуется. Однако, в ряде применений, например, при расположении АКБ в необслуживаемых помещениях, где нет возможности обеспечить оптимальный температурный режим, или аккумуляторная батарея большой емкости и габаритных размеров, когда ее транспортировка в помещение для обслуживания является сложной задачей, тогда температурная компенсация заряда будет необходимой.
Для таких случаев компания MEAN WELL в старших моделях зарядных устройств серий PB-600, PB-1000, HEP-600C реализовала встроенную функцию температурной компенсации заряда в автоматическом режиме. В составе комплекта идет датчик температуры – термистор с отрицательным температурным коэффициентом (NTC), который подключается к специальному разъему зарядного устройства.
Как осуществляется температурная компенсация – при отклонении температуры АКБ (поверхности в месте крепления датчика) происходит изменение напряжения заряда с температурным коэффициентом 3.3 мВ/(элемент×°С)*, что составляет ≈ 0.02В для 12В АКБ или ≈ 0.036В для 24В АКБ. С ростом температуры напряжение заряда уменьшается пропорционально произведению разницы температур (между нормальным +25°С и фактическим значениями) и температурного коэффициента. При уменьшении температуры напряжение заряда увеличивается также пропорционально произведению разницы температур и температурного коэффициента для АКБ. Например, для моделей зарядных устройств PB-600-12 и PB-600-24 номинальные значения напряжения заряда при температурной компенсации составляют:
В младших моделях зарядных устройств MEAN WELL функция температурной компенсации заряда не предусмотрена, так как, как правило, это АКБ небольшой емкости и могут быть транспортированы в помещение с подходящими температурными условиями для обслуживания.
* — взято из паспорта аккумуляторной батареи Delta Batteries
Источник
Как правильно зарядить аккумулятор
В ождение автомобиля — это не просто поездка из пункта A в пункт B. Сам процесс езды должен доставлять удовольствие, быть увлекательным и максимально безопасным.
В настоящее время современные автомобили имеют большее количество электронных устройств, чем раньше. И они гораздо больше, чем раньше, зависят от аккумулятора. Для автомобилей необходим такой аккумулятор, который сможет обеспечить полную мощность в любой ситуации и служить надежным источником энергии для всех установленных электронных устройств.
Речь идет о таком аккумуляторе, мощность которого позволит доставить Вас в пункт назначения безопасно, оперативно и с комфортом. Поэтому особое значение именно в наши дни имеет регулярная проверка Вашего автомобильного аккумулятора. А знаете ли Вы, что. 39% всех поломок автомобилей связаны с аккумулятором. Не допустите, чтобы это произошло с Вами!
Содержание
- Определяем тип и режим работы аккумулятора
- Как заряжать свинцово-кислотную батарею?
- Как заряжать герметичные свинцово кислотные аккумуляторы?
- Как зарядить свинцово кислотный аккумулятор 12 вольт?
В поиске ответа на вопрос «как правильно зарядить кислотно-свинцовый аккумулятор», многие люди обращаются к инструкциям от производителя, сопровождающим эту технику. Однако даже в этих документах не всегда имеется достаточное количество информации о том, как лучше всего выполнять зарядку: с помощью каких средств, при каких условиях, какое количество времени. Ответственный пользователь, желающий продлить срок службы изделия и опасающийся повредить его или вывести из строя обязан обратиться к дополнительным источникам, чтобы выяснить эти вопросы.
Определяем тип и режим работы аккумулятора
Среди обслуживаемых SLA числятся, преимущественно, классические автомобильные аккумуляторы. Основная масса свинцово-кислотных источников тока, используемых в мото транспорте, лодках, катерах, Станциях без перебойного питания и т.д. принадлежит к герметичным, необслуживаемым, буферным и гелевым.
Разновидности и особенности свинцовых АКБ
На практике сейчас можно встретить самые разные батареи. Это позволяет решать самые разные задачи по энергообеспечению самых разных устройств. Разберем наиболее популярные виды аккумуляторов.
Lead-Acid. Требуют обслуживания. Считаются классическими автомобильными стартерными батареями. Сюда входят сурьмянистые, малосурьмянистые, гибридные и кислотно-кальциевые аккумуляторы. Обычно используют для двигателей внутреннего сгорания, но это не единственный вариант использования. Бывают варианты на 6v и 12v. Основной недостаток – высокий уровень саморазряда.
AGM VRLA. Современные необслуживаемые батареи. Могут иметь вольтаж – 2v, 4v, 6v и 12v. Основная отличительная особенность – сепараторы выполнены из стекловолокна. Также обычно используется абсорбированный электролит. Это позволяет увеличить срок эксплуатации АКБ в полтора раза. Использование технологии сепараторов из стекловолокна сделало возможным увеличивать зарядный ток, что ускоряет зарядку. Обычно AGM батареи допускается заряжать током в 25-30% от емкости. Разработано несколько разновидностей, подходящих для разных буферных и циклических режимов.
VRLA. Необслуживаемые АКБ с герметичным корпусом (необслуживаемые кальциевые и EFB). Могут иметь вольтаж – 2V, 4V, 6V и 12V. Предназначены для эксплуатации в буферном режиме. Не требуют дополнительной вентиляции при использовании в помещениях.
GEL VLRA. Одна из самых современных модификаций. Тут применяется геле образный электролит. Однообразная консистенция, позволяет добиваться наиболее эффективного контакта электролита с электродом, что увеличивает емкость. Также гель позволяет продлить срок службы батареи. Является необслуживаемой батареей. Требует периодической зарядки, для продления срока эксплуатации нужно использовать только высокоточное зарядное устройство, оно должно обеспечивать точный уровень силы тока. Существует несколько разновидностей, отличающихся особенностями электродов. Обозначение каждого из них позволяет определить возможность использования АКБ в определенных условиях. Есть батареи 2v, 4v, 6v, 12v, 24v, 36v и 48v.
OPzV . Это необслуживаемые АКБ 2V. Имеют трубчатые пластины электродов. Отличаются устойчивостью к глубокому разряду и продолжительностью службы до 22 лет.
Как заряжать свинцово-кислотную батарею
Важно! Ток нужно выставлять до 10% от номинальной емкости батареи. То есть если емкость 55 Ач, то ток должен быть не более 5,5 ампер.
Процесс зарядки SLA-аккумуляторов предполагает пополнение запаса энергии устройства за счет внешних источников. Важно, чтобы батарея получала заряд, который соответствует ее емкости. Оптимальные условия, при которых происходит зарядка: температура окружающей среды в пределах +20 – +25 градусов Цельсия, иначе потребуется выполнять температурную компенсацию.
Наиболее популярный способ зарядки свинцово-кислотного аккумулятора базируется на контроле параметров «ток» и «напряжение». На первой стадии АКБ заряжают постоянным током, а когда напряжение достигнет заданного значения (указывается на лицевой панели устройства), переводят агрегат в режим поддержания постоянного напряжения.
Чтобы понять, сколько времени потребуется держать аккумулятор на зарядке, нужно знать степень разряженности АКБ, ее емкость, а также силу тока зарядного устройства.
Если устройство разряжено полностью, а ток используется по всем правилам (то есть, порядка 10% от емкости батареи), то на зарядку должно уйти около 10-12 часов. При снижении зарядного тока, время может возрасти, при увеличении – останется прежним. Ни в коем случае нельзя увеличивать ток на более чем 10% от емкости аккумулятора — это небезопасно для него.
Как влияет температура на зарядку свинцового аккумулятора?
В се, что написано выше, относится к зарядке свинцового аккумулятора при температуре 20 градусов Цельсия, а при других температурах нужно вводить температурную компенсацию зарядного напряжения. Зарядка свинцового аккумулятора возможна в диапазоне температур от -15 ° C до +40 ° C. При увеличении температуры, напряжение заряда должно быть меньше обычного, чтобы избежать перезарядки. А если зарядка аккумулятора производится при пониженной температуре, напряжение зарядки нужно увеличить, чтобы избежать не до зарядки. Обычно рекомендуется использовать температурную компенсацию –3 мВ/° С.
Как заряжать герметичные необслуживаемые) свинцово кислотные аккумуляторы
Первые герметичные АКБ, не позволяющие электролиту испаряться, но и не доступные для до заливки содержимого, стали массово производиться около 40 лет тому назад. Их эволюция привела к тому, что возникли так называемые гелевые батареи AGM, тоже принадлежащие к классу свинцово-кислотных, но считающиеся модернизированными, обладающими намного более универсальными характеристиками. Внутри этих приспособлений (по-прежнему герметичных) электролит представлен в загущенном виде, имеет желе видную консистенцию. Заменить его невозможно, однако он не проливается при повреждении оболочки, не испаряется, не несет угрозы окружающей среде. Кроме того, эксплуатировать такую батарею можно в любом положении и даже в условиях высоких вибраций. Глубокий разряд такие разработки также способны переносить без проблем.
Зарядка таких устройств имеет ряд особенностей:
Как и в ситуации со стандартными свинцово-кислотными решениями, запрещено хранить батареи AGM в разряженном виде, особенно, если напряжение каждого из компонентов, входящих в ее структуру, падает до 1,8 Вольта или ниже.
Как зарядить аккумулятор 12 вольт с AGM технологией?
AGM и, как и все представители этой категории, допускают максимальный разряд до 30% (без деформаций и рисков для работоспособности изделия).
Для этих батарей актуально целых 3 стратегии зарядки:
- Одноступенчатая или быстрая выполняется в пределах плавающего заряда при напряжении в пределах 13,2-13,8 вольт, токе от 0,1 до 0,3С (под «С» понимается емкость конкретного аккумулятора в ампер-часах);
- Двухступенчатая – наиболее часто используемая и рекомендуемая большинством производителей, осуществляется сначала в рамках основного цикла (восстановление 80%) при 14,2-14,8В и 0,1-0,3С, а затем в рамках плавающего заряда при 13,2-13,8В;
- Трехступенчатая – позиционируется как самая эффективная, производится в 3 этапа: основной заряд при 14,2-14,8 В, накопительный – при 14,2-14,8 вольтах, плавающий – при 13,2-13,8 вольта.
Крайне важно выполнять заряду устройством, имеющим индикацию по обоим параметрам: напряжению и току. Оптимальным вариантом может стать зарядное с так называемой интеллектуальной системой управления.
Источник