Хранение свинцово-кислотных аккумуляторов
Новые аккумуляторы до приведения в рабочее состояние находятся на хранении.
Хранение новых аккумуляторов, не запитых электролитом, можно осуществлять в неотапливаемых помещениях при температуре до минус 30 °С. Хранение при более низких температурах (до минус 50 °С) допускается, но не рекомендуется из-за возможности образования трещин мастики. Перед постановкой на хранение следует проверить, чтобы пробки на батареях были герметичными и плотно ввинченными, а герметизирующие детали, уплотнительные диски, герметизирующие пленки и стержни в вентиляционных отверстиях аккумуляторных крышек не были удалены.
Аккумуляторы должны храниться на стеллажах в чистом, сухом, закрытом помещении. Батареи устанавливают в один ряд в нормальном положении, выводными клеммами вверх, и защищают от воздействия прямых солнечных лучей. Максимальный срок хранения батарей в сухом виде не должен превышать двух лет.
После окончания срока хранения необходимо проверить на аккумуляторной батарее состояние мастики и в случае обнаружения трещин удалить их путем оплавления слабым пламенем газовой горелки, разогретым металлическим прутом или электрическим паяльником. Затем батареи заливают электролитом, заряжают и сдают в эксплуатацию.
Хранение действующих аккумуляторов с электролитом. При длительных, свыше одного месяца, перерывах в эксплуатации и временном снятии с машин аккумуляторы подлежат постановке на хранение. Такие аккумуляторы следует полностью зарядить и довести плотность электролита до нормы, соответствующей климатическим условиям.
Если аккумуляторы в период хранения будут находиться при положительных температурах, то ежемесячно их следует подзаряжать. Кроме того, рекомендуется каждые 3-6 месяцев проводить контрольно-тренировочный цикл. При положительных температурах сроки хранения свинцово-кислотных аккумуляторов, залитых электролитом в пределах срока эксплуатации, не должны превышать 9 месяцев.
Если аккумуляторы хранятся при отрицательной температуре, то в период хранения следует ограничиться ежемесячной проверкой плотности электролита и подзаряжать их только в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита более чем на 0,04 г/см 3 . При отрицательных температурах срок хранения свинцово-кислотных аккумуляторов не должен превышать 1,5 года.
Хранение аккумуляторов, бывших в эксплуатации, с раствором борной кислоты. В последние годы разработан нетрадиционный способ хранения стартерных свинцово-кислотных аккумуляторов. Сущность метода заключается в том, что на период хранения в аккумуляторах заменяют электролит из серной кислоты 5 %-м водным раствором борной кислоты. Такие аккумуляторы хранятся только при положительных температурах.
Главное преимущество этого способа в том, что во время хранения аккумуляторы не нуждаются в периодическом уходе и заряде.
Для хранения таким способом отбирают аккумуляторы, которые по результатам КГЦ имеют приведенную емкость не менее 80 % номинальной емкости, и полностью их заряжают. Далее необходимо выполнить -операции по консервации в следующей последовательности:
— слить кислотный электролит при легком покачивании аккумулятора или аккумуляторной батареи в течение не менее 15 мин (слитый электролит можно использовать повторно);
— дважды промыть аккумулятор водой: первый раз — водопроводной; второй ˗ обязательно дистиллированной, с выдержкой взалитом состоянии 15-20 мин;
— сразу же после промывки залить аккумулятор приготовленным 5 %-м раствором борной кислоты, температура раствора не должна превышать 35 °С;
— ввернуть в аккумулятор пробки с открытыми вентиляционными отверстиями;
— протереть аккумулятор ветошью и поставить на хранение при положительной температуре.
Для приготовления 5 %-го раствора борной кислоты берется 50 мг кислоты на 1 л нагретой до 70 — 80 °Сдистиллированной воды.
Рассмотренный способ хранения аккумуляторов предлагается как возможный, Но не обязательный. Однако при определенных условиях способ может оказаться рациональнее традиционного.
Источник
Способы хранения аккумуляторов различных типов
Любые аккумуляторы имеют определенный срок службы, который напрямую зависит от того, каким образом их эксплуатируют. В определенные периоды (чаще – зимой) они могут совсем не использоваться и тогда сохранить их работоспособность можно, если владелец знает – как хранить аккумуляторы. Существует несколько типов аккумуляторных батарей (свинцово-кислотные, литий-ионные, никель-кадмиевые), различающиеся устройством и химическими составляющими. Соответственно, способы хранения их также несколько отличаются.
Свинцово-кислотные аккумуляторы
Услышав название этого типа аккумуляторов, люди сразу вспоминают автомобильный, а также используемый на мотоциклах или лодочных моторах. В промышленных условиях такие батареи обычно хранят без электролита. В этом случае их срок хранения составляет три года (сухозаряженные – всего 1 год). Они без ущерба выдерживают температуры от минус 30 до плюс 40 градусов.
Но автовладельцы имеют дело с аккумуляторами, в которые залит электролит. Чтобы сохранить работоспособность такой батареи на долгое время, необходимо следить за ее состоянием и правильно хранить в зимний период.
В теплое время года, когда машина активно эксплуатируется, аккумулятор не испытывает перегрузок и всегда полностью заряженный. Владельцу автомобиля остается периодически проверять уровень электролита в банках, так как он постепенно испаряется. При необходимости надо доливать дистиллированную воду (так как испаряется в основном вода, а кислота остается в растворе).
Хранение свинцово-кислотных аккумуляторов зимой
Зимой ситуация меняется. Многие владельцы пользуются машиной значительно реже, а некоторые ставят ее на весь холодный период в гараж или на стоянку. В этом случае, только зная, как хранить аккумулятор в морозное время, можно обеспечить его работоспособность.
Кислотные АКБ плохо переносят низкие температуры. Поэтому ставить их на длительное хранение лучше в местах, где этот показатель зимой не опускается ниже нуля, например, в погребе или на утепленном балконе. Перед тем, как помещать автомобильный аккумулятор на хранение, надо проверить уровень электролита в банках – все пластины должны быть закрыты.
После этого его надо поставить на зарядку, так как хранить свинцово-кислотный аккумулятор следует только полностью заряженным. Клеммы следует защитить от коррозии, смазав литолом. АКБ следует установить на горизонтальную поверхность и накрыть от пыли. Если она не эксплуатируется в течение длительного периода, то раз в месяц ее надо под заряжать.
Если зимой постоянно выезжают, то АКБ с автомобиля обычно не снимают. Но следует помнить, что на морозе даже не подключенный аккумулятор разряжается быстрее, а, значит, снижается плотность электролита. Если его вовремя не подзарядить, то электролит может замерзнуть и разрушит пластины или корпус батареи.
Поэтому аккумулятор следует утеплить и следить за тем, чтобы он всегда был полностью заряженным. А во время длительных перерывов между поездками, лучше снять его с автомобиля и занести в тепло.
Ни в коем случае во время хранения не следует:
- Сливать электролит из АКБ. Это не только не поможет сохранить ее зимой, а наоборот, полностью выведет из строя.
- Пытаться повысить плотность электролита, доливая в банки кислоту. Это не даст положительного результата, но и вполне может безвозвратно испортить аккумулятор.
- Хранить АКБ вблизи отопительных приборов, а также при температуре, превышающей плюс 30 градусов.
- Нельзя хранить свинцово-кислотные батареи рядом со щелочными.
- Оставлять разряженным на длительное время.
Кислотно-свинцовые аккумуляторы закрытого типа, появившиеся в России в 90-е годы, применяются, в основном, как резервные источники питания для аппаратуры связи, охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения. Вместо электролита в них используется гель. Они герметично закрыты, а, значит, гель не высыхает. Эти АКБ постоянно находятся в помещении, поэтому вопроса «как правильно их хранить» – не возникает.
Хранение аккумуляторов других типов
Ряд приборов и инструментов, питающихся от различного вида аккумуляторных батарей, в домашних условиях используется не постоянно. Так, АКБ шуруповерта, дрели или электроотвертки в домашних условиях могут использоваться всего несколько раз в году. Поэтому стоит разобраться, как правильно хранить такие батареи и сколько времени они могут лежать без использования.
Автономные электроинструменты получили широкое распространение с появлением никель-кадмиевых батарей. Они способны обеспечить длительное использование шуруповерта или фотоаппарата, выдерживая 3500 тысяч циклов зарядки-разрядки. Если автомобильный (свинцово-кислотный) аккумулятор во время хранения должен быть полностью заряженный, то никелевый, наоборот, должен быть частично (примерно, на 60%) разряженным.
Точно измерить уровень зарядки не всегда возможно, поэтому проще и лучше полностью разрядить батареи, а затем немного подзарядить их. Хранить такие АКБ лучше при комнатной температуре в сухом месте. Зимой нельзя оставлять их в не отапливаемых помещениях. Лучше, сняв с шуруповерта или дрели, чтобы не занимать много места, занести домой.
В настоящее время появились более современные литий-ионные аккумуляторы, стоимость которых значительно выше, чем у никель-кадмиевых, но они имеют ряд преимуществ:
- Высокую емкость.
- Как следствие – меньший вес и габариты.
- Требуют меньше времени для зарядки.
- У них отсутствует эффект памяти заряда.
Такие батареи, в основном, используются на телефонах, планшетах. Для электроинструмента они пока применяются мало из-за высокой цены. Далеко не каждый человек согласится выкладывать за АКБ сумму, которая сравнима со стоимостью приобретаемого шуруповерта.
Литий-ионные батареи при длительном хранении не переносят как полного заряда, так и нулевого. В то же время, частично разряженным (до 30-50%) такой аккумулятор можно безболезненно хранить при комнатной температуре до года. Если литий-ионные аккумуляторы полностью зарядить, то после длительного бездействия их емкость значительно снизится. А оставленную в ящике или на полке на несколько месяцев батарею с нулевым зарядом, скорее всего, придется выбросить.
Литий-ионные аккумуляторы не переносят как высоких, так и низких температур. У случайно оставленного зимой на длительное время в гараже или в автомобиле фотоаппарата, планшета или шуруповерта, АКБ могут придти в негодность. Рекомендуемый срок хранения литий-ионной батареи между зарядками составляет около 90 дней.
Можно значительно увеличить срок службы литий-ионного аккумулятора, если правильно его эксплуатировать. Надо отметить, что такой аккумулятор лучше заряжать, не дожидаясь, когда он станет окончательно разряженным. При режиме полной зарядки-разрядки такие батареи выдерживают порядка 600 циклов. А если подзарядку производить при остаточном заряде 10-15%, то количество циклов возрастает до 1700. Но на устройствах, где подзарядка выполняется без снятия литий-ионных аккумуляторов (телефоны, планшеты, плееры), раз в три-четыре месяца желательно выполнять полную разрядку. Это необходимо для того, чтобы на контроллере устройства, обнулились минимальное и максимальное значения заряда.
После длительного хранения аккумуляторов любого типа, чтобы полностью восстановить их емкость, необходимо провести несколько циклов зарядки-разрядки. Ни в коем случае нельзя разряжать аккумуляторы при помощи короткого замыкания!
Источник
Порядок хранения свинцово-кислотных аккумуляторных батарей
Как правило, поставляемые свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, кроме сухозаряженных, которые поставляются без электролита, предварительно залиты электролитом, полностью заряжены на заводе-изготовителе и готовы к эксплуатации.
При этом необходимо учитывать тот факт, что аккумуляторные батареи, производящиеся за пределами России, на выходе с производственных линий сборки складируются на заводе-изготовителе, поставляются в Россию различными видами транспорта, проходят процедуру таможенного контроля на границе, доставляются на склад поставщика и только после этого передаются заказчику (покупателю). Сроки прохождения данных этапов в зависимости от различных условий могут составлять от 3-х до 6 месяцев от момента выхода готовой продукции со склада завода-изготовителя.
Несмотря на заявленные заводом-изготовителем сроки службы батарей, естественно, при длительном хранении присутствует процесс саморазряда, составляющий примерно 3% в месяц, и приводящий к потере емкости.
При этом допускается длительное хранение батарей на складе при средней температуре 20±5°С с периодической подзарядкой каждые 6 месяцев для поддержания их в рабочем состоянии и сохранения заявленных технических и эксплуатационных характеристик.
При отклонении от номинальных рекомендованных заводом-изготовителем температур сроки хранения без подзаряда сокращаются. Ниже на графике приводятся примерные сроки хранения свинцово-кислотных аккумуляторных батарей при различных температурах хранения.
Зависимость сроков хранения аккумуляторов от температуры хранения
Из графика видно, что при пониженных температурах, отличных от 25°С, сроки хранения без подзаряда увеличиваются. При этом необходимо учитывать, что аккумуляторные батареи считаются работоспособными при отдаче емкости не менее 80% от номинально заявленной производителем.
Основная опасность саморазряда, кроме потери емкости, заключается в том, что без проведения необходимых мероприятий по заряду образующийся при этом сульфат свинца может превратиться в крупнокристаллическую структуру, разложение которой в дальнейшем потребует значительных усилий, если это вообще окажется возможным.
Поэтому необходимо производить постоянный контроль технического состояния продукции на складе и периодический восстанавливающий подзаряд аккумуляторных батарей, хранящихся более 6 месяцев при указанном выше температурном диапазоне, с последующим тестированием их состояния по напряжению холостого хода и внутреннему сопротивлению. По необходимости в отдельных случаях проводится контрольный разряд-заряд аккумуляторных батарей для определения их фактической емкости.
Как уже отмечалось, условия хранения на складах должны соответствовать требованиям температурного режима (20-25°С).
В качестве рекомендации перед вводом батарей в эксплуатацию, а также при их длительном хранении необходимо провести заряд постоянным напряжением. При этом температура аккумуляторов не должна превышать 50ºС. В противном случае заряд следует прекратить. Заряд считается завершённым, если напряжение элементов не возрастает, а ток заряда равен току содержания в течение двух последующих часов. Общее время заряда составляет примерно 8 – 12 часов.
Ниже приведены таблицы с рекомендуемыми сроками и способами зарядов для восстановления ёмкости, потерянной вследствие саморазряда при длительном хранении.
Температура хранения | Интервал времени дозаряда |
20ºС и ниже | Каждые 9 месяцев |
20-30ºС | Каждые 6 месяцев |
30-40ºС | Каждые 3 месяцев |
40-50ºС | Каждые 1.5 месяцев |
Время хранения | Рекомендации по заряду |
Менее чем 6 месяцев со дня изготовления или последнего заряда | Максимум 20 часов постоянным напряжением 2.4 В/Эл. |
Менее чем 12 месяцев со дня изготовления или последнего заряда | Максимум 24 часов постоянным напряжением 2.4 В/Эл. |
Менее чем 6 месяцев со дня изготовления или последнего заряда | Максимум 8 часов постоянным током 0.1Сном. (А) |
Менее чем 12 месяцев со дня изготовления или последнего заряда | Максимум 10 часов постоянным током 0.1Сном. (А) |
Более того, при длительном хранении без подзаряда аккумуляторные батареи вследствие саморазряда не только теряют емкость, но и происходят, как уже отмечалось выше, определенные необратимые химические деградационные процессы, приводящие как к сокращению срока службы батарей, так и приводящие последние в неработоспособное состояние последних.
Если свинцово-кислотные аккумуляторные батареи находятся в сухозаряженном состоянии, то, как правило, их хранят в заводской упаковке в помещении с хорошей вентиляцией и температурой в пределах от -20°С до 30-35°С. Строгих условий и требований к хранению нет. Главное, чтобы помещение хранения было сухим, проветриваемым и исключало попадание на батареи прямых солнечных лучей. Их нет необходимости заряжать в период их хранения, а сроки хранения специально оговариваются поставщиком в Руководстве по эксплуатации от изготовителя, но, как правило, составляют в пределах одного-трех лет. На практике же такие аккумуляторы хранят и более длительное время, но процесс последующего заряда перед вводом в эксплуатацию будет значительно дольше. Это объясняется тем, что в сухозаряженных батареях хоть и нет электролита и химический процесс значительно замедлен, но все равно протекает.
Кроме вышеуказанных условий хранения залитых и готовых к эксплуатации свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, необходимыми являются следующие:
- Хранение в полностью заряженном состоянии;
- Хранение в чистом, сухом, прохладном, закрытом помещении, не допуская атмосферных осадков и относительной влажности более 90%;
- Обеспечение хранения в устойчивом положении, исключая вероятность смещения, падения и действий, способных разгерметизировать батареи;
- Хранение в вертикальном положении предохранительными клапанами вверх и исключая их штабелирование;
- Исключить размещение поверх аккумуляторов посторонних предметов, товаров и грузов;
- Не допускать при хранении в пластиковой упаковке появление конденсата от перепада окружающих температур;
- Хранение заливных малообслуживаемых аккумуляторов с нормативными уровнем и плотностью электролита;
- Исключить воздействие на аккумуляторы прямых солнечных лучей, отопительных приборов или других источников тепла, а также при температуре, превышающей 30°С;
- Обеспечить защиту выводных борнов (клемм) от коррозии, смазав их литолом или другой специальной смазкой;
- Хранение в чистом состоянии для исключения образования токопроводящего слоя на поверхности из пыли и грязи, предварительно обработав раствором соды;
- Не допускать хранение свинцово-кислотных аккумуляторных батарей совместно со щелочными аккумуляторами;
- Исключить возможность замыкания выводов посторонними токопроводящими предметами.
Таким образом, соблюдение правил длительного хранения свинцово-кислотных аккумуляторных батарей позволяет поддерживать все технические и эксплуатационные характеристики вышеуказанной продукции, а самое главное — заявленный срок их службы.
Оставьте свои контактные данные, и наши специалисты свяжутся с вами, для консультации или оформления заказа
Источник