Техническое обслуживание аккумулятора батареи

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

При ТО — 1 проверяют крепление батарей и подтягивают гайки прижимного устройства, удаляют окись с выводов батареи и наконечников проводов, протирают насухо поверхность батарей и убеждаются в отсутствии трещин и подтекании электролита, выворачивают пробки и прочищают вентиляционные отверстия, проверяют уровень электролита в каждом аккумуляторе и при надобности доливают дистилированную воду.

При ТО — 2 проверяют степень заряженности аккумуляторов по плотности электролита. Батареи, разряженные летом на 50%, а зимой на 25% и более, подлежат отправке на зарядную станцию.

Для контроля за состоянием батареи пользуются нагрузочной вилкой, мерной трубкой, ареометром (рис. 67).

Рис. 67. Определение технического состояния аккумуляторной батареи: а — определение плотности электролита с помощью ареометра; б -замер напряжения аккумулятора нагрузочной вилкой; в — проверка уровня электролита трубой; 1 — трубка; 2 — стеклянный цилиндр: 3 — резиновая груша: 4 — поплавок: 5 — шкала поплавка: 6 — вольтметр: 7 — защитный кожух нагрузочной вилки.

Ареометром определяют плотность электролита, по плотности судят о степени разряженности аккумуляторных батарей. Понижение плотности на 0,01 г/см против нормы соответствует разряду аккумулятора на 6%.

Нагрузочной вилкой измеряют напряжение аккумулятора под наг­рузкой, примерно равной стартерному режиму, Если напряжение в ак­кумуляторе менее 2в, то в нем имеется замыкание пластин, Если в течении 5 сек. напряжение, показываемое нагрузочной вилкой, остается постоянным, такой аккумулятор считается, исправным.

Мерной трубкой определяют уровень электролита в аккумуляторе, который должен быть на 10. 15мм выше предохранительного щитка или на уровне нижнего торца тубуса горловины.

Для восстановления уровня электролита в аккумуляторе заливают только дистиллированную воду, электролит можно доливать в том случае, если есть явные признаки его утечки.

При приведении в рабочее состояние новых сухо заряженных бата­рей в них доливают приготовленный, электролит, до нормального уровня и не ранее чем через 20 минут и не позднее чем через 2 часа после заливки проверяют его плотность и уровень. Если плотность электролита понизится не более чем па 0,03г/см по сравнению с плотностью заливаемого электролита, то батарею можно устанавливать на автомобиль без подзарядки, Если плотность понизится более чем на 0,03 г/см , то батарею следует зарядить.

Заряд аккумуляторных батарей ведется током, равным 0,1 от его номинальной, емкости (для батареи 6СТ-190ТР — ток 19А) до обильного выделения газа во всех аккумуляторах и до стабильного напряжения и плотности в течении 2ч. При зарядке батареи температура не должна повышаться более 45° С. По окончании заряда корректировку плотности проводят дистиллированной водой или серной кислотой плотностью — 1,4 г\см 3 После корректировки плотности, продолжают заряд в течения 30 минут для полного перемешивания электролита.

При работе с электролитом следует соблюдать меры безопасности. для приготовления электролита используют термостойкую посуду (стеклянную, керамическую, эбонитовую). Кислоту заливают тонкой струйкой в воду. Попадание кислоты на кожу вызывает сильные ожоги и разрушает одежду. При попадании кислоты на кожу нужно быстро вытереть этот участок тела и промыть сильной струей воды.

Источник

Техническое обслуживание аккумулятора батареи

Техническая литература
В нашей библиотеке Вы найдены разнообразные издания относящиеся к агротехнике

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

Техническое обслуживание батарей аккумуляторов проводят комплектом Э-401.
При ТО-1 :

Удаляют пыль и грязь, чистят вентиляционные отверстия в пробках или крышках, проверяют уровень электролита во всех аккумуляторах. Уровень электролита проверяют с помощью денсиметра или груши № 4. Для этого в их наконечниках просверливают отверстия диаметром 2 мм на расстоянии 15 мм от нижнего края. При проверке выворачивают пробки из крышек аккумуляторов, опускают в каждое заливное отверстие наконечник денсиметра до упора в защитную решетку. Сжав и разжав грушу, определяют заполнение колбы электролитом и его плотность. При недостатке электролита, когда его уровень ниже просверленного отверстия, колбу денсиметра заполняют дистиллированной водой и доливают в аккумулятор. В батареях аккумуляторов типа 6СТ-182 уровень электролита можно контролировать по его касанию нижнего торца заливной горловины.

После проверки уровня электролита пробки заворачивают.

Проверяют надежность соединения наконечников стартерных проводов с выводами батареи. Площадь их контакта должна быть максимально возможной и неокислившейся. Если наконечники и выводы окислились, их зачищают абразивной бумагой, свернув ее в усеченный конус, и, вращая, перемещают в осевом направлении.

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

При ТО-2, кроме операций ТО-1, проверяют плотность электролита, степень разряженности. Плотность электролита в батареях аккумуляторов определяют плотномером КИ-13951, который состоит из пластмассового корпуса с наконечником, резиновой груши и шести цилиндрических поплавков, рассчитанных на значения плотности 1190, 1210, 1230, 1250, 1270, 1290 кг/м3. При всасывании электролита через наконечник корпуса плотномера поплавки, соответствующие измеряемой и меньшей плотности электролита, всплывают.

Более точно плотность электролита определяют аккумуляторным денсиметром, ареометр которого имеет шкалу в пределах 1100-1400 км/м3, а цена одного деления шкалы равна 10 кг/м8. При измерении плотности наконечник денсиметра погружают поочередно в каждый аккумулятор, предварительно сжав резиновую грушу, и набирают в колбу такое количество электролита, при котором ареометр всплывает. Величину плотности электролита отсчитывают по шкале ареометра напротив нижнего мениска электролита и сравнивают с данными таблицы 28.

Разница в плотности электролита аккумуляторов одной батареи не должна превышать 20 кг/м3, при большей разнице батарею заменяют. В случае, если в аккумуляторы доливали дистиллированную воду, плотность измеряют после 30-40 мин работы двигателя.

Более точно плотность электролита можно измерить в конце последней зарядки при вводе новой батареи в действие. Для этого используют нефтеденсиметр в цилиндрической колбе диаметром 20 мм. Степень разряженности можно определить по наименьшей плотности, измеренной в одном из аккумуляторов В случае, когда температура электролита меньше или больше 20 °С, к измеренной плотности электролита вносят температурную поправку (табл. 29).

Показания плотности электролита в батарее аккумуляторов

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

В случае, если плотность электролита неизвестна, разряжен-ность батареи определяют нагрузочной вилкой ЛЭ-2, проверяя каждый аккумулятор в отдельности в течение 5 с. Вилка имеет вольтметр, контактные ножки, два нагрузочных сопротивления, выполненных из нихромовой проволоки. В зависимости от номинального заряда («емкости») батареи с помощью сопротивлений создают три варианта нагрузки аккумуляторов:

  • при номинальном заряде батарей 40-65 А-ч включают большее сопротивление (0,018-0,2), завинчивая левую и отвинчивая правую клеммы;
  • при заряде 70-100 А-ч включают меньшее сопротивление (0,01- 0,012), завинчивая левую и отвинчивая правую клеммы;
  • при заряде 100-135 А-ч включают оба сопротивления параллельно, завинчивая обе клеммы.

Показания вольтметра сравнивают с данными таблицы 2. Напряжение полностью заряженного аккумулятора не должно падать ниже 1,7 В. Разность напряжения отдельных аккумуляторов батареи не должна превышать 0,1 В. Если разность больше этого значения или батарея разряжена более чем на 50% летом и более чем на 25% зимой, ее подзаряжают.

Сухозаряженные батареи поступают в сухом виде, и для ввода их в действие готовят электролит. Для этого используют аккумуляторную серную кислоту (ГОСТ 667-73), дистиллированную воду (ГОСТ 6709-72) и чистую стеклянную, фарфоровую, эбонитовую или освинцованную посуду.

Плотность заливаемого электролита должна быть на 20- 30 кг/м3 меньше плотности, необходимой в данных условиях эксплуатации (см. табл. 1), так как в активной массе пластин сухо-заряженной батареи содержится до 20% и более сульфата свинца, который при заряде преобразуется в губчатый свинец, двуокись свинца и серную кислоту. Количество дистиллированной воды и серной кислоты, необходимое для приготовления 1 л электролита, зависит от его плотности (табл. 3).

Для приготовления нужного объема электролита, например для батареи аккумуляторов 6СТ-75, в которую заливают 5 л электролита плотностью 1270 кг/м3, значения таблицы 3 при плотности, равной 1270 кг/м3, умножают на пять, заливают в чистый фарфоровый, эбонитовый или стеклянный бак 0,778-5= = 3,89 л дистиллированной воды и, перемешивая, вливают в нее небольшими порциями 0,269-5=1,345 л серной кислоты. Категорически запрещается вливать воду в кислоту, так как это вызовет закипание струи воды и выброс паров и капель серной кислоты. Полученный электролит тщательно перемешивают, охлаждают до температуры 15-20 °С и проверяют денсиметром его плотность. При попадании на кожу электролит смывают 10%-ным раствором двууглекислого натрия (пищевой соды).

Заливают электролит в аккумуляторы в резиновых перчатках с помощью фарфоровой кружки и стеклянной воронки до уровня 10-15 мм над решеткой. Через 3 ч после заливки измеряют плотность электролита во всех аккумуляторах для контроля степени заряженности отрицательных пластин. Затем проводят несколько контрольных циклов. На последнем цикле в конце зарядки доводят плотность электролита до строго одинакового значения во всех аккумуляторах путем доливки дистиллированной воды или электролита плотностью 1400 кг/м3.

Ввод в действие без проведения контрольно-тренировочных циклов обычно ускоряет саморазряд и сокращает срок службы батарей.

Значение тока первой и последующих (тренировочных) зарядок батарей указано в таблице 27 и обычно поддерживается регулировкой зарядного устройства. Продолжительность первой зарядки зависит от продолжительности и условий хранения батареи до заливки электролита и может достигать 25-50 ч. Зарядку продолжают до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах, а плотность электролита и напряжение не станут постоянными на протяжении 3 ч, что и служит признаком конца зарядки. Для уменьшения коррозии положительных пластин зарядный ток в конце заряда можно уменьшить вдвое.

Разрядку батареи проводят подключением через амперметр к выводам батареи проволочного или лампового реостата, поддерживая его регулировкой значение разрядного тока, равное 0,05 номинального заряда батареи в А-ч. Зарядку заканчивают, когда напряжение наихудшего (отстающего) аккумулятора батареи будет равно 1,75 В. После разрядки батарею сразу заряжают током последующих (тренировочных) зарядов. Если определенный при первой разрядке заряд батареи оказался недостаточным (менее 75%), контрольно-тренировочный цикл повторяют.

Хранят сухозаряженные, не введенные в действие батареи в сухих помещениях с температурой воздуха выше 0°С. Сухозаряженность батарей гарантируется в течение года, общий срок хранения составляет три года с момента изготовления.

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

Источник

Техническое обслуживание аккумулятора батареи

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей регламентируется инструкцией по эксплуатации «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные». На основании перечня и периодичности их проведения работы включаются в первое (ТО-1) или второе (ТО-2) техническое обслуживание автомобиля.

При ТО-1 аккумуляторную батарею очищают от пыли и грязи. Электролит, имеющийся на поверхности батареи, вытирают сухой тряпкой или ветошью, смоченной 10 %-ным раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта. Проверяют надежность крепления батареи и соединения наконечников проводов с выводами батареи, окислившиеся наконечники проводов и выводы зачищают. При этом следует снимать минимальный слой металла, иначе нельзя будет надежно соединить выводы батареи с наконечниками проводов. Следует также следить, чтобы провода не были натянуты, так как это может привести к поломке выводов или крышек аккумуляторов. Наконечники проводов и выводы рекомендуется смазывать техническим вазелином.

При ТО-1 проверяют и, если необходимо, доводят до нормы уровень электролита во всех аккумуляторах.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

При доведении уровня в аккумуляторы доливают дистиллиро-. ванную воду. В холодное время года во избежание замерзания воду следует доливать непосредственно перед пуском двигателя для быстрого ее перемешивания с электролитом.

Доливать электролит запрещается, за исключением случаев, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет выплескивания электролита.

Чрезмерно быстрое снижение уровня электролита является признаком «перезаряда» батареи из-за повышенного напряжения генератора. При перезаряде наблюдается также выбрызгивание электролита на поверхность аккумуляторной батареи. Перезаряд вреден для батарей, так как приводит к снижению их срока службы. При первых признаках перезаряда необходимо проверить исправность генераторной установки.

При ТО-2, кроме перечисленных работ, дополнительно проверяют степень заряженности аккумуляторов батареи по плотности электролита и ее работоспособность по напряжению аккумуляторов под нагрузкой. Плотность электролита замеряют денсиметром, а напряжение аккумуляторов — аккумуляторным пробником.

Промышленностью выпускается два типа пробников.

Пробник Э107 (рис. 1) предназначен для проверки работоспособности аккумуляторных батарей в целом. Он позволяет измерять э. д. с. батарей и их напряжение под нагрузкой. Пробник состоит из вольтметра, закрепленного на кронштейне контактной ножки, через которые к нему подается измеряемое напряжение. Внутри корпуса установлены два нагрузочных резистора из нихрома, соединенные параллельно. Одни концы резисторов постоянно соединены с кронштейном пробника, другие закреплены в головке винта, изолированного от контактной ножки. При завертывании контактной гайки резисторы подключаются к контактной ножке. Контактный штырь щупа соединен гибким проводом с кронштейном.

Проверку аккумуляторной батареи необходимо производить при закрытых пробках аккумуляторов. Для проверки под нагрузкой необходимо завернуть до упора контактную гайку 6. Затем острый конец контактной ножки плотно прижимают к положительному выводу батареи, а штырь щупа — к отрицательному. Иногда для обеспечения надежного контакта необходимо сделать контактами ножки и щупа царапины на поверхности выводов батареи, чтобы разрушить пленку окиси. Время выдержки батареи под нагрузкой должно быть не более 5 с. Если напряжение батареи под нагрузкой более 8,9 В, она исправна. Если напряжение упадет ниже 8,9 В, батарея неисправна или сильно разряжена. Уточнение производится измерением плотности электролита или проведением контрольного разряда.

Измерение э. д. с. проверяемой батареи производится при отвернутой контактной гайке.

Пробник Э108 (рис. 2.) предназначен для проверки работоспособности отдельных аккумуляторов в аккумуляторной батарее. Он позволяет измерять э. д. с. аккумуляторов и их напряжение под нагрузкой. Пробник состоит из вольтметра, закрепленного на контактных ножках, через которые к нему подается измеряемое напряжение. Двусторонняя шкала вольтметра позволяет производить измерения без соблюдения полярности. Внутри корпуса установлены три нагрузочных резистора 5 из нихрома, два из которых соединены параллельно. Один конец каждого резистора постоянно соединен с контактной ножкой пробника, а другой закреплен в изолированной от ножки головке винта. При завертывании контактных гаек нагрузочные резисторы подключаются к контактным ножкам. Если обе контактные гайки отвернуты, можно измерить э. д. с. аккумулятора.

Для измерения напряжения аккумулятора под нагрузкой в зависимости от его емкости заворачиваются гайки или обе сразу. Порядок включения нагрузочных резисторов в зависимости от емкости проверяемого аккумулятора указан на контактных ножках пробника. Измерение производится так же, как и пробником Э107, при закрытых пробках и с выдержкой под нагрузкой не более 5 с. Если напряжение проверяемого аккумулятора более 1.4 В, он исправен. Если напряжение упадет ниже 1,4 В, аккумулятор разряжен или неисправлен. Уточнение производится сравнением показаний всех аккумуляторов батареи и измерением плотности электролита.

По величине измеренной плотности электролита определяется разряженность аккумуляторной батареи.

Если батарея разряжена более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, ее необходимо подзарядить. После заряда поверхность аккумуляторных батарей нейтрализуют содовым раствором и насухо протирают ветошью.

При необходимости более точного определения технического состояния определяют фактическую емкость батареи и продолжительность стартерного разряда.

Батарея считается вышедшей из строя при снижении емкости до 40% номинальной или снижении продолжительности стартерного разряда до 1.5 мин. Перед определением фактической емкости аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена, а плотность электролита откорректирована до (1,28 + 0,01) г/см3 при температуре 25 °С.

Так как продолжительность определения емкости 20-часовым режимом разряда велика, в эксплуатации разрешается проводить проверку номинальной емкости в 10-часовом режиме разряда. При этом величина емкости получается несколько меньшей, чем при 20-часовом режиме разряда.

Разряд батарей при 10- и 20-часовом режимах ведется до конечного напряжения на выводах соответственно 10,2 и 10,5 В.

При разряде температура электролита должна находиться в пределах от 18 до 27 °С.

Перед определением продолжительности стартерного разряда батарею заряжают так же, как при испытании на определение емкости. При начальной температуре электролита (25±2) °С до конечного напряжения на выводах 9 В.

При эксплуатации аккумуляторных батарей в условиях низких температур (климатические районы со среднемесячной температурой в январе от —50 до — 30 °С) при переходе с летней эксплуатации на зимнюю и наоборот производят изменение плотности электролита. Это связано с тем, что температура замерзания электролита зависит от его плотности. Так, при плотности 1,09; 1,16; 1,20; 1,24 и 1,30 г/см3 электролит замерзает при температуре —7, —18, —28, —50 и —66 °С соответственно. Поэтому в зимнее время плотность электролита повышают. В летнее время производят снижение плотности, так как эксплуатация батарей с высокой плотностью электролита, особенно при положительных температурах, приводит к уменьшению их срока службы. Операцию изменения плотности проводят при ТО-2. Уменьшения плотности электролита добиваются путем отсасывания части электролита и добавления дистиллированной воды. Для повышения плотности электролита в аккумуляторы добавляют раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см3.

Источник

Читайте также:  Дата изготовления аккумулятора energizer
Оцените статью