- Отличительные особенности щелочных аккумуляторов
- Сфера применения щелочных батарей
- Конструкция Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторов
- Батареи более солидных размеров
- Положительные и отрицательные характеристики
- АКБ для солнечных батарей
- Бытовые щелочные батарейки
- Щелочные аккумуляторы для автомобилей
- Щелочь или кислота – какой аккумулятор лучше и как их отличить?
- Период использования
- Напряжение и реакция на его неустойчивость
- Как зарядить щелочную батарею?
- Зарядка алкалиновых батареек
- Как проходит восстановление щелочной АКБ?
- О восстановлении бытовых щелочных батареек
- Особенности эксплуатации щелочных аккумуляторных батарей
- Характеристики щелочных аккумуляторов
- Характеристики щелочных аккумуляторных батарей
- Введение в эксплуатацию аккумуляторов и батарей, хранившихся залитыми электролитом
- Заряд щелочных аккумуляторов и батарей
Отличительные особенности щелочных аккумуляторов
Своим наименованием щелочные аккумуляторы обязаны веществу, выполняющему в них функцию электролита. Рассмотрим особенности устройств с разным предназначением.
Сфера применения щелочных батарей
Щелочные АКБ находят применение во множестве областей — от запасных электрогенераторов и локомотивов до портативной техники и электроинструмента (здесь используются Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторы). Входят туда и транспортные средства — трамваи, троллейбусы, грузовые автомобили, редко — легковые.
Конструкция Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторов
В корпус из никелированной стали алкалиновых батареек засыпан п орошкообразный цинк. Благодаря материалу тело батарейки заодно выполняет функцию токоотвода заряда «плюс». Внутрь полости, предназначенной для положительно заряженного электрода, ставится вымоченный в электролите сепаратор.
По оси элемента питания ставится токоотвод из латуни — это электрод с отрицательным зарядом. Все остальное место в промежутке между разделителем и токоотводом заполнено специальной пастой, которая представляет собой смесь порошка цинка и щелочного густого электролита.
Батареи более солидных размеров
Устройство их не отличается большой сложностью — это электроды, которые заряжены положительно и отрицательно, отделены друг от друга пластинами из пластмассы, которые, в свою очередь, способствуют беспрепятственному движению щелочного электролита.
Электроды приварены к борну (т.е. токовыводу), который выводится наружу через крышку и фиксируется уплотняющим кольцом. Эти кольца раскрашены по-разному в зависимости от того, положительный или отрицательный выводится борн. Все это находится в стальном либо пластиковом корпусе с отверстием, куда заливается щелочная никель-кадмиевая смесь плотностью 1,19-1,21 г/см 3 .
Положительные и отрицательные характеристики
Как плюсы батарей со щелочным электролитом высокой плотности и со свинцовым сепаратором можно определить:
- Возможность пользования батареей при температурах от -40 до +50 .
- Сохранение работоспособности после хранения в месте, где холоднее -50 .
- Небольшая чувствительность к замыканиям и долгому простаиванию .
- Невозможность внезапного отключения, что важно, например, автомобилю .
- В новых аккумуляторах — возможность заряжаться от небольшого тока в домашних условиях и, даже у восстановленных, сниженная потребность в обслуживании, плотность заполнения падает медленно .
Недостатки:
- Удручающе малый КПД — всего около 55% .
- Эффект памяти, который приводит к сокращению емкости щелочных аккумуляторов .
- Так как в аккумуляторах такого типа нужно время от времени менять электролит, обслуживание должен выполнять специалист .
АКБ для солнечных батарей
Хорошее решение, чтобы снабдить свою солнечную батарею — это щелочные аккумуляторы литий-железо-фосфатного типа, и вот почему:
- Из-за повышенного в сравнении с другими щелочными моделями КПД такие аккумуляторы для солнечных батарей будут обеспечивать хорошее качество заливки энергии.
- Они практически не страдают от низкого уровня заряда или пребывания в полностью разряженном состоянии, и солнечные системы смогут работать бесперебойно.
- Аккумуляторами можно пользоваться чуть не дольше, чем солнечной батареей , около 15 лет.
Бытовые щелочные батарейки
Их популярности способствует, с одной стороны, неплохая долговечность, с другой — возможность выдерживать довольно сильные и частые нагрузки. Поэтому их с тавят в часто эксплуатирующиеся предметы — игрушки, мини-плееры, карманные фонарики и лазерные указки.
Щелочные аккумуляторы для автомобилей
Щелочными АКБ пользуются редко, считая их почти экзотическим приспособлением для автомобиля. Несмотря на преимущества в пусковом токе, проценте саморазрядки и испарению электролита, многих владельцев автомобилей заставляют отказаться от покупки такой батареи ее дороговизна и сравнительно громоздкие размеры. Конструкция и правила эксплуатации батарей, установленных на автомобилях, ничем не отличаются от любых щелочных.
Щелочь или кислота – какой аккумулятор лучше и как их отличить?
Отличая виды аккумуляторов, необходимо остановится на каждом значимом показателе, чтобы понять, какой тип лучше подойдет под определенный круг поставленных задач. Итак — чем отличается щелочно-свинцовый элемент от кислотного?
Период использования
Тут лидер — щелочные аккумуляторные батареи. Такое устройство лучше сохраняет характеристики, чем кислотные аналоги.
Сказывается на этом факторе конструкция пластин. С кислотными АКБ с вставлением свинцовых пластинок стоит обращаться осторожно, такие батарейки довольно хрупкие. Пластины же хороших устройств, содержащих щелочной электролит, повредить труднее, и плотность вещества между ними обеспечивает бесперебойную работу.
Напряжение и реакция на его неустойчивость
Здесь все не так однозначно. Если заряжается кислотный аккумулятор, разрешено напряжение до двух вольт. Можно спокойно доводить до полной разрядки и питать батарею с нуля.
Аналогичный показатель в щелочной батарее не может быть больше 1,25 В. С другой стороны, последние гораздо более стойки к замыканиям и перегрузкам.
Класс кислотно-свинцовых АКБ дешевле, чем щелочный. Кроме того, они не нуждаются в специализированных и дорогих зарядных устройствах — для пользования кислотной батареей достаточно самого простого ЗУ.
Основных внешних отличий между этими типами аккумуляторов два — корпус и масса. Для кислотных обычно используется пластик, и они заметно тяжелее. Щелочной аккумулятор выпускается в стальном корпусе, но вопреки этому гораздо меньше весит.
Итак, покупкой кислотно-свинцового АКБ лучше озаботиться, если планируется частое, чуть ли не ежедневное использование. В отличие от него, щелочь подойдет тем, кто будет эксплуатировать прибор нечасто и не хочет тратить много времени на возню с аккумулятором.
Как зарядить щелочную батарею?
Корректно работающие и подключенные к ЗУ с нормальным уровнем тока устройства отличаются следующими показателями напряжения:
- В начальной стадии зарядки — от 1,4 до 1,45 В.
- К окончанию процесса — от 1,75 до 1,85 В.
Существует несколько установленных режимов зарядки:
- Стандартный — заряжать около шести часов стандартным уровнем тока.
- Усиленный — с таким же током элемент пробудет на зарядке 12 часов.
- Ускоренный — сначала 2-4 часа силой тока, вдвое превышающей номинальную, после чего — еще 2 часа номинальной силой тока.
Последним режимом злоупотреблять не следует.
Применять его рекомендуется только в следующих ситуациях:
- Аккумуляторную конструкцию используют впервые .
- Процедуру выработки и восстановления заряда произвели уже более десяти раз .
- Плотность рабочего вещества упала, и электролит пришлось заново заливать .
- Уровень заряда опустился слишком низко, и нужно срочно залить энергии .
- Предыдущий зарядный цикл производило устройство, подающее слабый ток, и процесс был прерван больше чем на 16 часов .
Вне зависимости от типа зарядки, порядок действий того, как зарядить АКБ, одинаков:
- Выставить необходимую силу тока .
- Соединить ЗУ с прибором .
- Включить ток .
- Ждать и время от времени проверять, не возникло ли каких-то отклонений , не происходит ли перегрев (выше 45°С, для свинцово-щелочных АКБ без литиевых примесей — 35°С).
- Выключить и отсоединить зарядку от батареи .
Зарядка алкалиновых батареек
Здесь все несколько быстрее, но и требует больше внимания.
Ход процесса:
- Зарядное устройство включить в сеть .
- Зарядные провода прикрепить к АКБ , полярность должна совпадать.
- Следить за температурой заряжаемого элемента , до тех пор, пока она не достигнет 50°С (не больше пяти минут). Как только это произойдет, сразу же отключить от зарядки и в течение двух минут остужать.
- Пока батарейки совсем не остыли, начинается шоковый этап подпитки . Соединить их снова с включенным ЗУ и примерно две минуты максимально быстро подключать и отключать, не глядя на температуру.
- Проконтролировать вольтаж — должно быть значение примерно 1,75 вольт.
- Чтобы элементы не разряжались моментально, поместить их в морозилку на десять минут , достать, оставить на пару минут.
Вот и все, батарейку можно вставлять в приборы и пользоваться.
Как проходит восстановление щелочной АКБ?
При возникновении неполадок совсем не обязательно покупать новое устройство, потому что такую технику несложно восстановить.
Делается это так:
- Полный разряд аккумуляторной батареи, удаление электролита .
- Разбор восстанавливаемой конструкции, отсоединение пластин и электродов .
- Свинцовую пластину и электроды с плюсом отмочите в растворе серной кислоты плотностью
1,27 гр./см 3 . Пластины 3 часа, электроды 20 секунд. Кислотная среда поможет восстановить потерянные диэлектрические свойства.
1,18 гр./см 3 ) и зафиксируйте крышку.
О восстановлении бытовых щелочных батареек
Здесь все гораздо проще, чем с большими аккумуляторами. Для того, чтобы минимизировать потерю емкости в результате разрядов, батарейку надо восстанавливать, или тренировать.
Схема «тренировки» выглядит так:
- Разрядить АКБ до напряжения меньше вольта (примерно 0,8).
- До вольта довести током в десять процентов емкости элемента.
- Далее увеличить ток до 30% его электроемкости и заряжать около трех или четырех часов.
- Для сильно разряженных аккумуляторов стоит произвести такую зарядку несколько раз подряд.
Щелочная АКБ — это вещь, которая требует к себе не слишком частого внимания, но осторожного обращения. Если обеспечить их в полной мере, то можно получить в свое распоряжение надежное и стабильное устройство, которое будет радовать бесперебойной работой в течение долгих лет и полностью оправдает свою цену, даже если придется приплатить за батарею от известной фирмы.
Источник
Особенности эксплуатации щелочных аккумуляторных батарей
Характеристики щелочных аккумуляторов
Типы аккумуляторов | Номинальная емкость, А-ч | Номинальное напряжение, В |
НК-28 | 28 | 1,25 |
НЖ-22 | 22 | 1,25 |
НК-55 | 55 | 1,25 |
НЖ-45 | 45 | 1,25 |
НК-80 | 80 | 1,25 |
НЖ-60 | 60 | 1,25 |
В условном обозначении типа аккумулятора буквы означают электрохимическую систему аккумулятора:
- «НК» — никель-кадмиевая;
- «НЖ» — никель-железная;
- Цифры после букв — номинальную емкость аккумулятора в ампер-часах.
Характеристики щелочных аккумуляторных батарей
Типы батарей | Количество аккумуляторов в батарее | Номинальная емкость, А-ч | Номинальное напряжение, В |
10НК-28КТ | 10 | 28 | 12,50 |
10НЖ-22КТ | 10 | 22 | 12,50 |
17НК-28К | 17 | 28 | 21,25 |
17НЖ-22К | 17 | 22 | 21,25 |
4НК-55КТ, 4НК-55К | 4 | 55 | 5,00 |
4НЖ-45КТ, 4НЖ-45К | 4 | 45 | 5,00 |
5НК-55К | 5 | 55 | 6,25 |
5НЖ-45К | 5 | 45 | 6,25 |
10НК-55К | 10 | 55 | 12,50 | 10НЖ-45К | 10 | 45 | 12,50 |
4НК-80КТ | 4 | 80 | 5,00 |
4НЖ-60КТ | 4 | 60 | 5,00 |
5НК-80КТ | 5 | 80 | 6,25 |
5НЖ-60КТ | 5 | 60 | 6,25 |
10НК-80К | 10 | 80 | 12,50 |
10НЖ-60К | 10 | 60 | 12,50 |
Введение в эксплуатацию аккумуляторов и батарей, не бывших в эксплуатации или хранившихся в разряженном состоянии без электролита:
- Перед пуском в эксплуатацию аккумуляторы, как единично работающие, так и комплектуемые в батареи, подвергнуть растренировке с целью получения номинальной емкости;
- С поверхности аккумуляторов и батарей удалите чистой ветошью пыль и соль, проверьте правильность последовательного соединения аккумуляторов в батарее и плотно затяните гайки межэлементных соединений. Следы ржавчины на деталях, не покрытых лаком, снимите ветошью, смоченной в керосине;
- Аккумуляторы залейте электролитом, дайте постоять не менее 2 ч (для пропитки пластин) и проверьте вольтметром напряжение на каждом из них. В случае отсутствия напряжения на аккумуляторе оставьте его еще на 10 ч, после чего вновь проверьте напряжение. В случае отсутствия его — аккумулятор замените;
- После 2-часовой пропитки проверьте уровень электролита над пластинами аккумуляторов, который должен быть не менее 5 и не более 12 мм над краем пластин.
Строгое соблюдение уровня электролита (не более 12 мм) требуется для предупреждения выплескивания электролита из аккумулятора во время заряда.
Примечание. Для уменьшения уровня электролита в аккумуляторе пользуйтесь резиновой грушей.
После установления уровня электролита аккумуляторам сообщите три тренировочных цикла токами согласно таблице.
Типы аккумуляторов | Заряд | Разряд | ||
Время, ч | Ток, А | Ток, А | Конечное напряжение, В | |
НЖ-22 | 6 | 5,5 | 2,8 | 1,0 |
НК-28 | 7,0 | 2,8 | ||
НЖ-45 | 11,2 | 5,5 | ||
НК-55 | 14,0 | 5,5 | ||
НЖ-60 | 15,0 | 8,0 | ||
НК-80 | 20,0 | 8,0 |
Напряжение в конце разряда должно быть не менее одного вольта на худшем аккумуляторе. Если отданная емкость будет не ниже номинальной, аккумуляторы могут быть пущены в эксплуатацию.
Примечание. Рекомендуется для улучшения качества аккумуляторов перед пуском в эксплуатацию сменить электролит на свежий.
Иногда аккумуляторы после длительного бездействия имеют временное снижение емкости. В этих случаях после контрольного цикла дайте заряд нормальным режимом, а разряд производите в течение восьми часов при постоянной силе тока, не обращая внимания на напряжение аккумуляторов.
В конце разряда нормальную силу тока поддерживайте с помощью внешнего источника тока. Для этого аккумуляторы подключите к зарядному агрегату так, чтобы положительный полюс аккумулятора был соединен с минусом зарядного устройства, а отрицательный — с плюсом. После такого глубокого разряда дайте заряд током нормального режима в течение 16 ч и аккумуляторы направьте в эксплуатацию. Последующие заряды производите в течение 6 ч нормальным током в каждой батарее.
Введение в эксплуатацию аккумуляторов и батарей, хранившихся залитыми электролитом
Аккумуляторы, хранившиеся с электролитом не больше одного года, вводите в эксплуатацию без смены электролита (при условии его соответствия требованиям настоящей инструкции).
При более длительном хранении электролит смените. Введение в эксплуатацию производите как аккумуляторы, не бывшие в эксплуатации.
Заряд щелочных аккумуляторов и батарей
Заряд производите от любого источника постоянного тока. Автоматический заряд без постоянного контроля параметров обеспечивают автоматические зарядные устройства серии УЗПС.
Для включения на заряд однотипные аккумуляторы или батареи соедините последовательно. Количество соединенных аккумуляторов определяется напряжением источника тока и напряжением аккумулятора в конце заряда. У исправного и правильно включенного аккумулятора напряжение при нормальном зарядном токе должно быть:
- в начале заряда 1,40 В. 1.45 В;
- в конце заряда 1,75 В — 1,85 В.
При эксплуатации аккумуляторов и батарей применяйте следующие режимы заряда:
- Нормальный — 6ч нормальным током;
- Усиленный — 12 ч нормальным током, он сообщается:
- при вводе в действие;
- через каждые 10 циклов, а при нерегулярной работе один раз в месяц;
- после смены электролита;
- после глубоких разрядов ниже допустимых конечных напряжений, а также после разрядов слабыми токами, чередующимися с перерывами в течение 16 и более часов.
Никель — кадмиевые и никель-железные аккумуляторы можно заряжать более слабым током, соответственно увеличивая время заряда, однако снижать ток более чем на половину не рекомендуется.
ВНИМАНИЕ! Заряды слабыми токами ухудшают работу щелочных аккумуляторов, а поэтому применяйте их в случае крайней необходимости.
Не допускайте повышение температуры электролита при заряде выше 45° С для составных электролитов, и выше 35° С для электролитов без добавки лития едкого. В случае повышения температуры выше указанной прервите заряд и дайте аккумуляторам остыть.
Заряд аккумуляторов зимой на открытом воздухе при температуре ниже минус 10° С (до минус 30° С) производите нормальной силой тока в течение 7 ч. В случае необходимости заряжать аккумуляторы ниже минус 30° С их утеплите, закрыв войлоком, брезентом или другим материалом.
Примечание. Никель — железные аккумуляторы заряжать при температуре ниже минус 10° С не рекомендуется.
Во время заряда не допускайте выплёскивания электролита. Перед зарядом через каждые 10 циклов проверьте и доведите уровень электролита до норм.Проверьте отсутствие замыкания между стенками соседних аккумуляторов в результате возможного раздутия корпусов. При наличии замыкания напряжение батарей будет значительно ниже номинального.Для обнаружения замкнутых аккумуляторов производите замер зазоров между ними и замер их напряжений. У соприкасающихся аккумуляторов немедленно отверните пробки. Если после устранения замыкания зазор между аккумуляторами меньше 3 мм, изолируйте их листом тонкого эбонита, винипласта или резины.После устранения замыкания аккумуляторов сообщите им усиленный заряд.
Зарядные устройства для тяговых аккумуляторов
Источник