VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
КАК ОТРЕМОНТИРОВАТЬ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ ТАНКОВУЮ АККУМУЛЯТОРНУЮ БАТАРЕЮ 12СТС-85АС
На различные модификации боевой машины десанта, в частности на БМД-2, устанавливаются танковые свинцовые стартерные аккумуляторные батареи типа 12СТ-85 в различном исполнении.
Батарея 12СТ-85Р, представленная в соответствии с рисунком 1, а, является батарей с ячеечными крышками и межаккумуляторными перемычками над крышками.
а – аккумуляторная батарея 12СТ-85Р; б – аккумуляторная батарея 12СТС-85АС
1 – защитная коробка; 2 – крышка батареи; 3 – полюсные выводы; 4 – четырехкамерный бак; 5 – межаккумуляторное соединение; 6 – пробка; 7 – ручка; 8 – корпус
Рисунок 1 – Танковые аккумуляторные батареи 12СТ-85Р и 12СТС-85АС
Аккумуляторная батарея 12СТС-85АС, представленная в соответствии с рисунком 1, б, выполнена в пластмассовом корпусе с общей крышкой и межаккумуляторными перемычками под крышкой согласно рисунку 2.
1 – мостик баретки; 2 – перегородка моноблока; 3 – борн баретки
Рисунок 2 – Внутренняя межэлементная перемычка под крышкой
батареи через отверстие в перегородке моноблока
Батарея с общей крышкой 12СТС-85АС в соответствии с таблицей 1 имеет лучшие удельные характеристики, а также при эксплуатации требует меньшего объема технического обслуживания по сравнению с батареей с отдельными ячеечными крышками 12СТ-85Р [2].
Во время эксплуатации и хранения аккумуляторных батарей могут возникать неисправности.
Т а б л и ц а 1 – Общие характеристики танковых аккумуляторных батарей
Тип и исполнение батарей
Габаритные размеры, мм
Количество электролита, л
20-часовой режим разряда
10-часовой режим разряда
в одном аккумуля-торе
В зависимости от характера неисправности и объема работ по ее устранению, ремонт аккумуляторных батарей подразделяется на следующие виды:
– без разборки батарей (при устранении: сульфатации, повышенного саморазряда за счет утечки тока по поверхности аккумуляторных батарей, отставания отдельных аккумуляторов, трещин в заливочной мастике);
– с частичной разборкой батарей (при устранении: дефектов выводных зажимов, дефектов крышек, отслаивания заливочной мастики);
– с полной разборкой отдельных аккумуляторов (при устранении внутренних дефектов в аккумуляторах: коротких замыканий, разрушения и обрыва пластин, разрушения сепараторов и стенок ячеек моноблоков, повышенного саморазряда из-за загрязнения электролита) [1].
Возможна полная разборка только батарей, выполненных в моноблоке с ячеечными крышками и межэлементными перемычками над крышками. Батареи в моноблоке с общей крышкой и межэлементными перемычками под крышкой для устранения неисправностей полной разборке не подлежат.
Но в особых условиях ремонт с полной разборкой батарей с общей крышкой и с заменой отдельных аккумуляторов (при устранении внутренних дефектов в аккумуляторах) возможен на оборудованиимастерской заряда и ремонта аккумуляторов МЗА [3] на шасси КамАЗ-43114 из состава взвода специальных работ отдельного ремонтно-восстановительного батальона десантного соединения.
Перед разборкой аккумуляторную батарею необходимо разрядить током 10-часового режима до напряжения 10,2 В. Слить электролит и отсоединить (высверлить) полюсные выводы. Для снятия межэлементных соединений и выводных зажимов используется коловорот с набором трубчатых сверл из комплекта инструмента мастерской МЗА. Коловорот (таким же укомплектовываются в аккумуляторной зарядной станции пост ремонта аккумуляторных батарей [4]) представлен в соответствии с рисунком 3. Также для этого могут быть использованы дрель или сверлильный станок.
Рисунок 3 – Коловорот с набором трубчатых сверл для высверливания отверстий в перемычках аккумуляторных батарей
Затем с помощью ножовочного полотна с мелким зубом (для работы с металлом) аккуратно отделить общую крышку от моноблока. Неисправный аккумулятор (или аккумуляторы), используя инструменты и приспособления мастерской МЗА (они такие же, как представлены в подразделе 10.10. руководства [1]), заменить исправным аккумулятором предварительно разобранной батареи ремонтного фонда.
Просверлить с помощью дрели сверлом диаметром (1-1,5) мм отверстия в общей крышке в точках, находящихся напротив углов моноблока и мест соединения внутренних перегородок моноблока с его внешними стенками. Предварительно стыковочные плоскости крышки и моноблока обезжирить и нанести на них эпоксидную клеевую композицию, имеющуюся в комплекте мастерской. Затем с помощью обычных саморезных винтов привернуть к моноблоку общую крышку. Саморезы ввертывать в углы моноблока и в места соединения внутренних перегородок моноблока с его внешними стенками согласно рисунку 4 (на рисунке эти места отмечены точками серого цвета).
Если нет эпоксидной клеевой композиции, то место соединение крышки и моноблока, с целью уменьшить или исключить утечку электролита, обмотать скотчем или каким-либо другим материалом. Приварить к борнам крайних аккумуляторов приспособлением для сварки свинцовых деталей с помощью угольного электрода старые или вновь отлитые полюсные выводы (рисунки 5, 6).
Рисунок 4 – Точки соединения саморезами крышки и моноблока
(в углах моноблока и в места соединения его перегородок со стенками)
при сборке аккумуляторных батарей с общей крышками
Рисунок 5 – Литейная форма для отливки полюсных выводов
с отверстиями под болт
1 – присадочный свинцовый пруток; 2 – держатель прутка (зажим Румянцева); 3 – угольный электрод; 4 – держатель электрода; 5 – соединительные провода; 6 – штепсельный разъем
Рисунок 6 – Приспособление для сварки свинцовых деталей
с помощью угольного электрода
Собранную таким образом батарею заполнить свежим электролитом плотностью 1,12 г/см 3 и провести ей полный нормальный заряд, как батареям, находящимся в эксплуатации. По окончании заряда плотность электролита в аккумуляторах довести до нормы, соответствующей климатической зоне эксплуатации машины.
Источник
Танковые аккумуляторы 12ст 85р
Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Русецкий В.В. Классификация стартерных аккумуляторных батарей и маркировка батарей, устанавливаемых на боевой машине десанта БМД-2 // Современная техника и технологии. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2013/02/1607 (дата обращения: 12.04.2021).
Аккумуляторной батареей называют аккумуляторы, соединенные между собой, чтобы получить напряжение (последовательное соединение), силу тока или емкость (параллельное соединение) источника большие, чем может дать один аккумулятор [1]. Наибольшее распространение получили свинцовые аккумуляторные батареи из-за их относительной дешевизны и простоты зарядного режима [2]. Свинцовые аккумуляторные батареи бывают по своему назначению и, соответственно, устройству стартерными, тяговыми, авиационными, стационарными и др.
Аккумуляторные батареи, установленные на машинах, могут работать как самостоятельный источник тока, так и параллельно с генератором . Аккумуляторные батареи предназначены для питания системы электростартерного пуска двигателя машины и других приемников (потребителей) электроэнергии при неработающем генераторе или недостатке развиваемой им мощности.
На машины устанавливаются главным образом свинцовые стартерные аккумуляторные батареи.
Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи конструктивно выполнены так, что способны в течение короткого промежутка времени (до 20 секунд) отдать большой ток (до тысяч ампер) для работы системы электростартерного пуска и одновременно выдерживать вибрационные нагрузки, возникающие при эксплуатации транспортного средства. Стартерная аккумуляторная батарея состоит из нескольких (3, 6 или 12) одинаковых аккумуляторов, соединенных между собой последовательно. Количество последовательно соединенных аккумуляторов определяет величину номинального напряжения UH батареи, которое может быть 6, 12 или 24 В.
Основным режимом работы батарей, установленных на машинах, является стартерный режим разряда, когда батарея должна кратковременно обеспечить отдачу больших разрядных токов [3, 4]. В этом режиме батарея работает как самостоятельный источник тока. При совместной работе с генератором батарее устраняет или уменьшает его перегрузку и сглаживает пульсации напряжения генератора в бортовой сети машины.
Классификация свинцовых стартерных аккумуляторных батарей представлена в соответствии с рисунком 1.
Рисунок 1 – Классификация свинцовых стартерных аккумуляторных батарей
Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи подразделяются на танковые, автотракторные (автомобильные) и мотоциклетные [3]. Их принципиальное устройство одинаковое, но в зависимости от предназначения батареи имеют конструкционные отличия. Например, танковые обладают более высоким сопротивлением вибрации, чем другие батареи.
Сопротивление вибрации – способность батареи сохранять работоспособность при периодических и нерегулярных воздействиях сил ускорения. Эта способность является важной характеристикой надежности работы батареи на бронетанковой технике. Для обеспечения у батарей высокой механической прочности и сопротивления вибрации посадочные места батарей должны иметь амортизационные прокладки, а сами батареи должны быть надежно закреплены на машине.
Танковые, автотракторные (автомобильные) и мотоциклетные аккумуляторные батареи представлены в соответствии с рисунком 2.
а – танковая батарея 12СТ-85Р1; б – автотракторная (автомобильная) батарея 6СТ-190ТР; в – мотоциклетная батарея 3MTC-18
Рисунок 2 – Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи
Наиболее удобна классификация батарей непосредственно по объему работ, выполняемых при техническом обслуживании. Поэтому в настоящее время изготовителями и пользователями стартерных батарей широко применяется следующая классификация их конструкционных и потребительских свойств:
— обслуживаемые батареи (обычной конструкции) – в моноблоке с ячеечными крышками и межэлементными перемычками над крышками (ремонтопригодные), представленные согласно рисунку 2, а, б, или в моноблоке с общей крышкой и межэлементными перемычками под крышкой (рисунок 3 а, б). Такие батареи требуют постоянного ухода – в первую очередь проверок уровня электролита и степени разряженности батареи по плотности электролита ее аккумуляторов, а также контроля других электрических параметров. Поставляются сухозаряженными (без электролита) или залитыми электролитом. Эти батареи на сегодняшний день считаются устаревшими. Они в основном производятся лишь на российских заводах и заводах стран СНГ и дешевле других;
— малообслуживаемые батареи – в моноблоке с общей крышкой и межэлементными перемычками под крышкой. Они требуют значительно меньшего ухода (проверки уровня электролита и степени разряженности батареи по плотности электролита ее аккумуляторов производятся существенно реже), но имеют пробки для контроля уровня электролита в аккумуляторах и доливки при необходимости дистиллированной воды. Поставляются сухозаряженными или залитыми электролитом. На малообслуживаемые аккумуляторные батареи цены несколько выше, чем на обслуживаемые;
а – танковая батарея 12СТ-85АП; б – автомобильная батарея 6СТ-190А; в – автомобильная необслуживаемая батарея ECO.R 44B19 (изготовитель GS YUASA ECO.R Япония) напряжением 12 В и емкостью 44 А∙ч
Рисунок 3 – Аккумуляторные батареи с общей крышкой
— необслуживаемые батареи – в моноблоке с общей крышкой и межэлементными перемычками под крышкой незначительно теряют емкость при глубоких разрядах и расход воды у них так мал, что батареи изготовлены полностью герметичными без пробок (рисунок 3, в) или с регулирующими (предохранительными) клапанами. При нормальных условиях работы клапан закрыт, но сбрасывает избыточное давление газа внутри аккумулятора, если оно превышает заданную величину. В эти батареи нельзя доливать воду или электролит в процессе эксплуатации. Электролит в них находится в связанном состоянии в виде геля [5]. У необслуживаемых батарей малый саморазряд, поэтому отпадает необходимость проверки их степени разряженности при хранении. Нормальная работа гарантируется изготовителем в течение всего срока службы. Необслуживаемые батареи – самые дорогие.
Элемент конструкции аккумулятора, определяющий является ли батарея необслуживаемой, малообслуживаемой или обслуживаемой – токоотводы его электродов. Если токоотводы отлиты из сплава свинца и сурьмы (сурьмы от 4 до 6%) – то батареи являются обслуживаемыми. Если сурьмы в сплаве меньше 2% или в качестве легирующей присадки применяют кальций, олово и некоторые другие присадки – то батареи малообслуживаемые. Необслуживаемые батареи производятся с токоотводами из свинцово-кальциевого сплава с многокомпонентными добавками (олово, серебро, мышьяк и др.).
Наибольшее влияние на работу аккумуляторных батарей при установке на машину оказывают: их место размещения и способ крепления; среднесуточный пробег и условия эксплуатации: климатический район, время года и суток; предназначение машины; соответствие характеристик генераторной установки аккумуляторной батарее и приемникам (потребителям) электроэнергии.
Доступ к батареям на машинах должен быть максимально свободным, резьбовые соединения наконечников проводов должны быть надежно затянутыми, выводы батарей и наконечники соединительных проводов очищенными от окислов.
В настоящее время в Российской Федерации действует несколько документов, определяющих маркировку свинцовых стартерных аккумуляторных батарей. К ним относятся ГОСТы, технические условия на различные батареи, руководство [3]. Условные обозначения батарей должны быть указаны в нормативных документах (паспортах, инструкциях по эксплуатации) на батареи конкретного типа и исполнения.
Согласно [3] танковые и автомобильные батареи имеют маркировку, нанесенную на перемычках. В соответствии с рисунком 4 представлена маркировка танковой батареи.
Рисунок 4 – Маркировка танковой аккумуляторной батареи
На каждой танковой батарее нанесены следующие обозначения: товарный знак предприятия-изготовителя; тип и исполнение батареи; дата изготовления (год месяц); соответствующий ГОСТ или ТУ; знаки полярности: «+» плюс и «» минус; заводской номер батареи. У батарей типа 12СТ-85 знаки полярности дополнительно наносятся на защитном кожухе полюсных выводов. На автомобильной батарее наносятся такие же обозначения, но заводского номера автомобильные батареи не имеют.
На боевую машину десанта БМД-2 устанавливается одна танковая батарея типа 12 СТ-85. Аккумуляторные батареи типа 12СТ-85 выпускаются в исполнениях 12СТ-85Р1, 12СТ-85РМ и 12СТС-85АС1 (с общей крышкой) и некоторых других (рисунок 5).
а– батарея 12СТС-85АС1; б – батарея 12СТ-85П
Рисунок 5 – Различные исполнения батареи типа 12СТ-85
Товарные знаки основных заводов-изготовителей аккумуляторных батарей, устанавливаемых на БМД-2, представлены согласно таблице 1.
На батареи может также наноситься разрядный ток, А, если он больше 3·С20 при температуре электролита минус 18 0 С; масса батареи (если она 10 кг и более); знаки безопасности и символ переработки.
Т а б л и ц а 1 – Товарные знаки основных заводов-изготовителей
аккумуляторных батарей, устанавливаемых на боевой машине БМД-2
Источник