- Гелевый аккумулятор (12 вольт) для автомобиля: характеристики, цены, отзывы
- Характеристика
- AGM: особенности технологии
- Характеристики AGM-батарей
- GEL: технологические особенности
- Характеристики GEL-батарей
- Преимущества и недостатки
- Особенности эксплуатации
- Особенности зарядки и ЗУ
- Отзывы владельцев
- Заключение
- Гелевый аккумулятор для авто. Плюсы и минусы
- Что такое гелевый АКБ
- Конструкция гелевых АКБ
- Как он работает?
- Технические характеристики Gel-аккумуляторов
- Маркировка гелевых АКБ
- Срок службы
- Как правильно зарядить гелевый АКБ?
- Какая нужна зарядка для гелевых аккумуляторов?
- Как выбрать гелевый аккумулятор
- Какой аккумулятор лучше, гелевый или кислотный?
- Какой АКБ лучше, гелевый или AGM?
- Как эксплуатировать и обслуживать гелевый аккумулятор?
- Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
Гелевый аккумулятор (12 вольт) для автомобиля: характеристики, цены, отзывы
Современная наука постоянно развивается, и привычные для всех устройства и механизмы сменяются более усовершенствованными системами. Ярким примером подобных модернизаций является автомобильная промышленность. Каждый узел в новом авто существенно отличается от тех машин, которые сходили с конвейеров еще каких-то 15-20 лет назад. Тогда еще никто не мог подумать, что люди будут ездить на электромобилях, а заряжать их можно будет от бытовой розетки. Сейчас это совсем не кажется фантастикой. Не такой уж инновацией является и гелевый аккумулятор 12 вольт для автомобиля. Это неплохая альтернатива традиционным кислотным батареям. Но получилось ли у ученых справиться со всеми недостатками их предшественников? Давайте разберемся.
Характеристика
На российских рынках стал появляться гелевый аккумулятор 12 вольт для автомобиля.
В целом принципы его работы такие же, как и в кислотно-свинцовых АКБ. Они различаются лишь тем, что в гелевой новинке применяется другой тип электролита. В батарею добавлены специальные вещества и химические элементы, за счет которых электролитическая жидкость переходит в состояние геля. Так, жидкость похожа на желе. Отсюда и характерное название. Сейчас производят два типа гелевых АКБ. Они различаются по способу производства. Это AGM-батарея и GEL.
AGM: особенности технологии
Эти три буквы можно расшифровать как абсорбирующие стеклянные маты. Фактически это является самым обыкновенным стекловолокном, которое находится между свинцовыми пластинами внутри батареи. В этом стекловолокне и содержится электролит.
Он пребывает в связанном состоянии. Это самый обыкновенный электролит на основе кислоты, но он находится в стекловолоконном сепараторе, где надежно удерживается от растекания. Благодаря данной особенности, гелевый аккумулятор 12 вольт для автомобиля можно эксплуатировать на одном из боков или вверх дном. Такая батарея полностью безопасна. Пары, которые, так или иначе, исходят из корпуса батареи, здесь удерживаются в порах стеклоткани при прохождении реакций.
Характеристики AGM-батарей
Такие AGM-аккумуляторы считаются самыми бюджетными решениями. Срок их эксплуатации при стандартных условиях составляет не более 5 лет. Но нужно сказать, что это только паспортный ресурс. На деле батарея не теряет эксплуатационные характеристики в течение долгого времени. Некоторые автолюбители используют такую АКБ уже 10 лет. Стандартные 12-вольтовые аккумуляторы для авто с электролитом в виде геля способны выдержать до 200 циклов заряда/разряда при максимальной глубине разряда, 50 циклов при пятидесятипроцентном и до 800 при разряде до 30%.
GEL: технологические особенности
Гелевый аккумулятор 12 вольт для автомобиля, изготовленный на базе технологических процессов GEL, имеет увеличенный ресурс и может легко выдерживать 800 и более циклов заряда/разряда без потерь эксплуатационных характеристик. В этих батареях между пластинами в качестве сепаратора производители применяют силикагель. Им заполняют все свободное место внутри. После того как вещество полностью застынет, оно затвердевает.
Кроме того, в нем появляется множество пор, в которых надежно удерживается желеобразный электролит. Так как все пространство между пластинами занято силикагелевым сепаратором, то в данных АКБ не существует осыпания. Это хорошо влияет на срок эксплуатации. Технология дала возможность значительно повысить эксплуатационные характеристики гелевых АКБ, что отражается на числе циклов заряда/разряда и на стойкости батареи к стопроцентным разрядам.
Характеристики GEL-батарей
Пусть даже паспортный ресурс АКБ данного типа не сильно отличается от срока эксплуатации AGM-батарей, но число циклов заряда/разряда в этом случае выше на 50 процентов. Даже стандартные модели могут выдержать до 350 циклов при максимальной глубине, до 550 при глубине в 50%, до 1200 при 30%. Это самый бюджетный гелевый аккумулятор 12 вольт для автомобиля. Характеристики его весьма неплохие.
Также необходимо учитывать срок службы – до 5-10 лет. А если приобрести более дорогие модели, можно серьезно сэкономить на обслуживании и восстановлении батарей. Устойчивость данных АКБ к глубокому разряду значительно выше, чем у кислотно-свинцовых аналогов. Кроме того, за счет особенностей конструкции гелевые аккумуляторы, изготовленные по такой технологии, практически не подвержены сульфатации. Это значит, что батарею можно оставлять разряженной до нуля в течение нескольких дней.
Преимущества и недостатки
Совсем неважно, какой аккумулятор будет установлен в автомобиле – свинцовый или GEL. Он, так или иначе, имеет, как сильные, так и слабые стороны. Рассмотрим достоинства и недостатки гелевого аккумулятора. Итак, батарея отличается высокими пусковыми токами. За счет желеобразного состояния электролита он не будет протекать, даже при наличии повреждений на корпусе. Эти АКБ не нуждаются в дополнительном обслуживании, и даже корпус их выполнен в необслуживаемом виде. Работа АКБ будет стабильной вне зависимости от того, как он установлен. Батарея хорошо работает даже на боку или вверх ногами. Если в автомобиле исправна электроника, гелевый аккумулятор прослужит значительно дольше, чем кислотно-свинцовый аналог.
К минусам можно отнести низкую стойкость к перезарядке. При зарядке данной батареи необходимо следить за показаниями индикатора. Также серьезный минус, которым отличаются гелевые аккумуляторы 12 вольт для автомобиля – цена. Стоимость этих батарей достаточно высокая. Бюджетные модели можно приобрести за 3 030 руб., более дорогие модели обойдутся в 10 000 руб. и выше. Также к минусам относят необходимость наличия в машине «умной» электроники. Но при сильном желании можно использовать эти батареи даже с простой электроникой – главное, чтобы бортовая сеть автомобиля могла поддерживать специальные режимы заряда. Естественно, если брать отечественные авто, то это может быть связано с определенными проблемами (даже если учесть, что реле-регулятор напряжения работает исправно). А для новых иномарок гелевая АКБ подойдет отлично. Сейчас в продаже есть не только автомобильные GEL батареи, но и гелевые аккумуляторные батареи для скутеров и мотоциклов. Они имеют напряжение в 6 В и выдают ток в 8 А.
Особенности эксплуатации
Еще следует помнить, что гелевая батарея может долго храниться в состоянии полного разряда даже в мороз. Но, если в процессе заряда подать высокое напряжение, тогда электролит станет выделять большие объемы газа. Он уже не будет адсорбироваться в порах. Если сравнить, то в ходе обычной эксплуатации батареи газы почти не выделяются, поэтому АКБ может спокойно находиться даже в закрытых помещениях.
Особенности зарядки и ЗУ
Важно учесть тип батареи. Так как гелевые АКБ отличаются своей спецификой и конструкцией, необходимо специальное зарядное. Температурные компенсации устройства должны соответствовать конкретной батарее. Также ЗУ должно выдавать корректные уровни напряжения. Гелевые АБК очень боятся перезаряда. В технической документации, которая прилагается к данным аккумуляторам, производители отмечают величины предельно допустимых напряжений – это 14,3-14,5 В.
Не стоит лишний раз пренебрегать этими цифрами, иначе это будут просто выброшенные деньги. Недорогие зарядники, которые можно приобрести на каждом шагу, часто выдают некорректные напряжения, если работают в буферных режимах. А подходящее напряжение для гелевых батарей – 14,2 В, для AGM – 14,7 В. Еще нужно учитывать, что процесс проходит в несколько стадий. Их три. На первом проходит зарядка постоянным током с растущим напряжением, на втором – напряжение постоянное, а сила тока снижается. На третьем этапе заряженная батарея будет поддерживаться пониженными током и напряжением.
Таким образом, стоит внимательно подумать, прежде чем покупать гелевые аккумуляторы 12 вольт для автомобиля. Цена за простую и бюджетную китайскую модель начинается от трех тысяч рублей. При этом необходимо учесть цену зарядного устройства. ЗУ для свинцовых аккумуляторов здесь не подойдет. В результате получится вполне существенная сумма.
Отзывы владельцев
Давайте посмотрим, что думают автомобилисты про гелевые аккумуляторы 12 вольт для автомобиля. Отзывы о них разные. Много говорится о том, что срок службы реальный сильно отличается от паспортного. Особенно это актуально для недорогих китайских моделей. В условиях русской зимы батареи часто не живут больше года. Но это только про дешевые модели. Более дорогие изделия, которые предназначены для иномарок, полностью отрабатывают свой паспортный ресурс и даже больше. Цена таких батарей — от десяти тысяч рублей. Но бывают и исключения. Например, производители заявляют, что батарею можно долго не использовать после полного разряда. Это не всегда так. Иногда через год-два хранения АКБ больше не поддается заряду.
Заключение
Итак, мы выяснили, что представляют собой автомобильные аккумуляторы гелевые. Отзывы весьма противоречивые, однако это интересная разработка. Приобретать их стоит только в том случае, если возраст вашего авто не превышает пяти лет.
Источник
Гелевый аккумулятор для авто. Плюсы и минусы
Источник питания — важный элемент в цепи электрооборудования автомобиля. Каждый АКБ имеет срок годности, по истечении короткого теряет свои свойства, перестает обеспечивать бортовую сеть стабильным напряжением, в крайних случаях — выводит из строя отдельные детали и узлы электросети.
Что такое гелевый АКБ
Гелевый аккумулятор представляет собой свинцово-кислотный источник питания, где электролит находится в гелевом, адсорбированном состоянии между пластинами. Называемая Gel-технология обеспечивает максимальную герметичность батареи, а также не обслуживаемость источника питания, принцип действия которого мало чем отличается от обычных АКБ.
В обычных аккумуляторах, свинцово-кислотных, применяется смесь серной кислоты и дистиллированной воды. Gel-аккумулятор отличается тем, что в нем раствор — гелевый, который получается за счет применения силиконового загустителя, который и образует гель.
Конструкция гелевых АКБ
В устройстве аккумулятора применено несколько высокопрочных цилиндрических пластмассовых блоков, которые соединены между собой, образует единый источник питания. Детали гелиевого аккумулятора:
- электрод, положительный и отрицательный;
- набор пористых пластин-сепараторов, которые выполнены из диоксида свинца;
- электролит (раствор серной кислоты);
- клапана;
- корпус;
- клеммы “+” и “-” цинковые или свинцовые;
- мастика, заполняющая пустое пространство внутри АКБ, придающее жесткость корпуса.
Как он работает?
В процессе работы двигателя в аккумуляторе возникает химическая реакция между электролитом и пластинами, результат которого должно стать — образование электрического тока. Когда гелиевый АКБ долго не работает, возникает долгий процесс сульфатации, который за год лишает 20% заряда, зато срок службы такового — около 10 лет. Принцип работы ничем не отличается от стандартной батареи.
Технические характеристики Gel-аккумуляторов
Выбирая для своего автомобиля такой АКБ необходимо знать его характеристики, а именно:
- емкость, измеряемая в ампер/час. Этот показатель дает понимание того, в течение которого времени батарея может отдать энергию силы тока в амперах;
- максимальный ток — указывает на допустимый порог тока в Вольтах при зарядке;
- пусковой ток — указывает на максимальный ток разряда при запуске ДВС, который будет, в пределах указанного зачнения (550А/ч, 600, 750 и тд) обеспечивать стабильную силу тока в течение 30 секунд;
- рабочее напряжение (на клеммах) — 12 Вольт;
- вес АКБ — варьируется от 8 до 55 килограмм.
Маркировка гелевых АКБ
Крайне важный параметр при выборе аккумуляторов — год его выпуска. Года выпуска маркируются по-разному, зависимо от производителя источника питания, описание всех параметров АКБ производится на специальной наклейке, например:
- VARTA — на таком АКБ год выпуска маркируется в производственном коде, четвертая цифра — год выпуска, пятая и шестая — месяц;
- OPTIMA — на наклейке выбит ряд цифр, где первая цифра обозначает год выпуска, а следующая — день, то есть это может быть “9” (2009) год и 286 месяц;
- DELTA — на корпусе выбита штамповка, которая начинает отсчет с 2011 года, этот год выпуска будет обозначаться буквой “А”, и так далее, вторая буква — месяц, также начинает от “А”, а третья и четвертая цифра — день.
Срок службы
Средний срок службы, при котором можно эксплуатировать гелевый АКБ — около 10 лет. Параметр может менять в ту или иную сторону в зависимости от правильности эксплуатации, а также региона, где эксплуатируется авто.
Главный враг, снижающий срок годности АКБ — эксплуатация в критических температурных режимах. Из-за разности температур электрохимическая активность батарей колеблется — при возрастании возникает вероятность корродирования пластин, а при падение — к значительному уменьшению срока службы, равно как и чрезмерная зарядка.
Как правильно зарядить гелевый АКБ?
Такие батареи крайне уязвимы к неверным значениями силы тока и напряжения, поэтому при зарядке следует обращать на это внимание. А именно то, что обычное зарядное устройство для классических АКБ здесь не подойдет.
Правильная зарядка Gel-аккумулятор подразумевает использование силы тока, которая равна 10% от общей емкости АКБ. Например, при емкости 80 Ач допустимая сила тока зарядки — 8 Ампер. В крайних случаях, когда необходима быстрый заряд, допускается не более 30%. Для понимания, на каждой батарее есть рекомендации завода изготовителя, как необходимо заряжать АКБ.
Значение напряжения — также важный показатель, который не должен превышать 14,5 Вольт. Высокий ток спровоцирует уменьшение густоты геля, что приведет к ухудшению его свойств.
Обратите внимание на то, что гелиевый АКБ подразумевает возможность подзарядки с сохранением энергии, простыми словами: при зарядке 70% заряда его можно подзарядить, минимальный порог определяет завод-изготовитель, и указывает на наклейке.
Какая нужна зарядка для гелевых аккумуляторов?
В отличие от гелевых, свинцово-кислотные АКБ могут заряжаться от любых ЗУ. Зарядное устройство должно обладать следующими характеристиками:
- возможность прекращения подачи тока, как только АКБ зарядится, исключая перегрев батареи;
- стабильное напряжение;
- температурная компенсация — параметр, корректируемый в условиях температуры окружающей среды и времени года;
- регулировка силы тока.
Вышеуказанные параметры соответствуют импульсному зарядному устройству, имеющему ряд необходимых функций для качественной зарядки гелевого аккумулятора.
Как выбрать гелевый аккумулятор
Выбор gel-акб производится по единому принципу для всех типов батареи. Все параметры, включая пусковой ток, напряжение и так далее, должны совпадать с рекомендациями завода-изготовителя автомобиля, иначе есть риск недозаряда или наоборот, что одинаково разрушает батарею.
Какой аккумулятор лучше, гелевый или кислотный?
Относительно гелевого аккумулятора, свинцовые имеют ряд преимуществ:
- дешевая стоимость;
- широкий ассортимент, возможность выбрать самый дешевый или самый дорогой, брендовый вариант;
- широкий спектр характеристик;
- возможность восстановления и ремонта;
- простые правила эксплуатации;
- надежность, устойсовсть к перезарядам.
Относительно свинцовых, gel-АКБ имеют продолжительный срок службы, минимум в 1.5 раза, лучше устойчивость к глубокому разряду и меньшие потери за время простоя.
Какой АКБ лучше, гелевый или AGM?
AGM-батарея не имеет жидкого и даже гелевого электролита, вместо них применен кислотный раствор, пропитывающий стеклоткань, находящуюся между пластинами. За счет компактности такие АКБ могут быть высокоемкие. Низкое внутреннее сопротивление позволяет быстро зарядить аккумулятор, однако и разряжается он также быстро из-за возможности выдачи высокого тока. Одно из главных отличий, AGM способен выдержать 200 полных разрядов. Единственное, чем действительно Absorbed Glass Mat лучше, так это при зимнем запуске, поэтому на него стоит обратить внимание автомобильцам из северных холодных регионов. В остальном, GEL превосходит agm-батареи.
Как эксплуатировать и обслуживать гелевый аккумулятор?
Советы правильной эксплуатации просты:
- следить за стабильной работой генератора, а также систем электрооборудования, которые напрямую взаимосвязаны с АКБ, а именно вовремя проводить диагностику бортовой сети;
- эксплуатация и хранение при температуре от минус 35 до плюс 50 не должна превышать 6 месяцев;
- не доводите до глубокого разряда;
- обеспечивать чистоту корпуса в период эксплуатации;
- своевременно и правильно заряжать АКБ.
Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
- длительный срок службы;
- большое количество циклов заряда и разряда (до 400);
- длительное хранение без существенной потери емкости;
- эффективность;
- безопасность;
- прочность корпуса.
- необходим постоянный контроль за напряжением и силой тока, нельзя допустить замыкания;
- чувствительность электролита к морозам;
- высокая стоимость.
Источник