- Нормативные сроки службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков.
- Каков срок службы автомобильного аккумулятора, от чего он зависит, как продлить? Способы узнать дату выпуска
- Что прописано в ГОСТе?
- Какой период годности в зависимости от типа?
- Свинцово-кислотные
- AGM-технология
- Гелевые
- Сколько средний период работоспособности автомобильного АКБ со дня выпуска?
- Эксплуатация до списания
- Как узнать дату выпуска и где посмотреть цифры изготовления?
- Как рассчитать?
- Что влияет на время пользования?
- Продление работоспособности батареи
- Срок службы аккумулятора автомобиля
- Калькулятор расчета тока утечки в автомобиле
- Что влияет на срок службы АКБ
- Срок службы АКБ в зависимости от типа
- Средний срок службы АКБ популярных марок
- Как продлить срок службы аккумулятора
- Заключение
Нормативные сроки службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков.
Н ормативы предназначены для использования владельцами автотранспортных средств и автопогрузчиков при определении моментов списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.
П рименение нормативов обеспечит повышение степени использования ресурса аккумуляторных батарей и улучшение контроля за правильностью их эксплуатации
В таблице 1 приведены типовые нормы сроков службы до списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (далее АКБ) автотранспортных средств и автопогрузчиков при типовых условиях эксплуатации. Они должны использоваться владельцами эксплуатируемых автотранспортных средств и автопогрузчиков при организации учёта выработки ресурса АКБ, при оценке их остаточной ёмкости и для решения вопросов определения допустимости списания или необходимости продолжения эксплуатации АКБ.
Н ормы сроков службы заданы в годах, начиная с даты введения АКБ в эксплуатацию. Списание АКБ допускается при условиях выполнения установленной наработки согласно таблице 1 (автотранспортным средством — в размерности пробега в (тыс. км), а автопогрузчиком — в моточасах) и при невозможности восстановления АКБ зарядом, после выявления признаков неисправностей, указанных в приложении 1 .
П ри выполнении автотранспортным средством установленного пробега на соответствующем виде перевозок (или автопогрузчиком наработки) за меньший период времени допускается сокращение норматива срока службы эксплуатируемой на нем АКБ до соответствующего этому моменту времени сроку эксплуатации батареи.
Д ля подтверждения факта выработки АКБ установленного нормативного срока службы владельцам (или должностным лицам, ответственным за эксплуатацию) автотранспортных средств целесообразно организовать учёт наработки и результатов обслуживания АКБ от её ввода в эксплуатацию до списания. Наработку АКБ учитывают в тех же единицах, что и оборудованные ею автотранспортные средства или автопогрузчики, т.е. в (км) пробега или моточасах работы с этой батареей. При эксплуатации АКБ на разных автотранспортных средствах (автопогрузчиках) учёту подлежит сумма величин пробега этих автотранспортных средств (автопогрузчиков) с данной батареей. Помимо наработки, учёту подлежат выполненные работы по техническому обслуживанию (ТО) и результаты зарядки АКБ после выполнения этих работ.
О безличивание АКБ при эксплуатации, в т.ч., при выполнении их ТО и ремонта не допускается.
Ф орма карточки (ведения базы данных) учёта наработки и результатов зарядки при эксплуатации стартерных АКБ представлена в приложении 2 .
Д ля подтверждения условий допустимости списания батарей (т.е. невозможности восстановления АКБ зарядом и наличия признаков неисправностей, при которых допускается списание), выполняют определённый комплекс работ, технология проведения и объём которых не зависят от конструкции свинцово-кислотных аккумуляторных АКБ, или места их изготовления.
Т ехнология определения неисправностей, при наличии которых допускается списание стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, приведена в приложении 1 .
Р ешение о списании АКБ принимают по результатам учёта её наработки и выполнения установленной процедуры проверки технического состояния. Решение о списании оформляют актом по форме приложения 3 .
В таблице 1 приведены типовые нормы сроков службы АКБ для 1-ой категории условий эксплуатации автотранспортных средств и автопогрузчиков в умеренном климате, при невысокой интенсивности их эксплуатации, в предусмотренных изготовителем нормальных нагрузочно-временных условиях работы батареи. При этом интенсивность эксплуатации автотранспортных средств определяется средним годовым пробегом, а автопогрузчиков — средней годовой наработкой в моточасах.
Т иповые нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков
Автотранспортные средства и автопогрузчики
Срок службы аккумуляторных батарей, лет
Минимальная наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика, при выполнении перевозок, не менее:
Источник
Каков срок службы автомобильного аккумулятора, от чего он зависит, как продлить? Способы узнать дату выпуска
Аккумуляторная батарея, далее аккумулятор или АКБ – прибор для накопления энергии, с последующим ее использованием. Он позволяет завести автомобиль с одного поворота ключа, но время его работы ограничено. Среднее значение работоспособности АКБ около четырех лет и зависит от региона эксплуатации автомобиля, манеры езды, состояния зарядного устройства, крепления его в авто.
Что прописано в ГОСТе?
Согласно ГОСТу, устанавливается и гарантийный срок, но из-за несовершенства контроля процесса малая доля процента изделий, может поступить на рынок с производственными дефектами. За 2 — 6 месяцев работы на автомобиле данная деталь откажет в работе.
Поскольку гарантия на аккумулятор в среднем составляет от 12 до 36 месяцев, отказавшее изделие передается продавцу, вскрывается, выявляется вид дефекта, составляется акт на него.
Какой период годности в зависимости от типа?
Большинство известных производителей аккумуляторных батарей дают гарантию на свои изделия 2-4 года. Обычно такие батареи служат своему владельцу до 7 лет. Но есть и менее именитые бренды, которые в ценовом эквиваленте выглядят более привлекательно, но при этом их изделие будет работоспособно около 3х лет, а гарантия на него будет в пределах 6-12 месяцев.
Кроме производителя, на срок службы АКБ влияет и его тип. Наиболее распространенными видами аккумуляторных батарей являются:
Свинцово-кислотные
Наиболее простыми по устройству и распространенными по использованию являются свинцово-кислотные батареи. Данный тип используется в автомобилестроении многие десятилетия и считается классическим.
Между пластинами свинцово-кислотного АКБ залит жидкий электролит. Несмотря на то что свинцово-кислотные аккумуляторы теряют до половины своей емкости уже в первые полгода постоянной активной работы, их служба составляет от 2 до 5 лет, в зависимости от условий эксплуатации, марки и качества.
AGM-технология
Свинцово-кислотные АКБ последнего поколения, выполненные по прогрессивным современным технологиям, относятся к AGM батареям. Отличие от классического типа в том, что в них используется не жидкий, а абсорбированный электролит, который дает ряд изменений в свойствах аккумулятора.
Например, из-за того, что электролит находится в связанном состоянии, есть возможность эксплуатировать батарею в любом положении даже на боку. В среднем их работоспособность может составлять до 9 лет активного использования.
Гелевые
Созданы по принципу классических свинцово-кислотных аккумуляторов, с той разницей, что между пластинами содержится гель из жидкого электролита со специальным стабилизатором. Они имеют самую высокую стоимость, но при этом могут работать даже с поврежденным корпусом.
Гелевым аккумуляторам необходимо специальное устройство для контроля процесса заряда,но именно гелевая батарея имеет высокий пусковой ток и большой срок эксплуатации, который составляет более 10 лет. Как и AGM-технологии могут использоваться в любом положении.
Сколько средний период работоспособности автомобильного АКБ со дня выпуска?
Закон «О защите прав потребителей» в п.1 ст. 5 постановил, что сроком службы изделия признаётся период времени со дня его производства до момента, после которого оно становится непригодным для последующей эксплуатации.
Срок работоспособности АКБ зависит от следующих факторов:
- условия эксплуатации;
- количество циклов подзарядки;
- активная работа или состояние покоя;
- характеристики аккумулятора;
- тип АКБ.
Поскольку факторов, от которых зависит средний срок службы аккумуляторной батареи, достаточно много, и они довольно обширны, то в каждом конкретном случае время использования будет разным. Общим остается то, что срок службы АКБ не может быть меньше гарантийного срока, установленного производителем.
Эксплуатация до списания
Частный автовладелец сам контролирует состояние своей аккумуляторной батареи, а в случае ее неработоспособности, сам ее утилизирует и заменяет на новую. В бюджетных организациях необходимо четкое нормативное соблюдение сроков службы АКБ, для правильного списания в бюджетном учете.
Для этого используют Нормы сроков, предназначенные для свинцово-кислотных АКБ автотранспорта и автопогрузчиков (РД-3112199-1089-02, утверждены Минтрансом РФ 26.09.02г.). В них указаны сроки выносливости аккумуляторов по нормативам, конкретно для каждого вида транспортного средства, его пробегу, типу перевозок. Срок службы можно скорректировать и списать АКБ позже нормативного срока.
Как узнать дату выпуска и где посмотреть цифры изготовления?
Производители всегда указывают дату выпуска аккумулятора на упаковке, но маркировка у каждого производителя разная, поэтому необходимо уточнять ее расшифровку у продавца, так как определить дату изготовления самостоятельно будет проблематично.
Помимо консультации продавца, расшифровать дату может помочь посещение официального сайта компании производителя.
Как рассчитать?
На исправном автомобиле время пользования аккумулятором определяется пробегом авто и временем эксплуатации самой батареи. Пробег автомобиля более 100000 км и использование аккумулятора больше 3х лет, является прямым показанием для замены АКБ. Но это общие рекомендации, при качественном уходе аккумулятор может прослужить намного больше, поэтому так важно произвести расчет времени его работы.
Для определения необходимы исходные данные:
- Мощность нагрузки.
- КПД инвертора.
- Напряжение АКБ.
- Время резервного питания.
- Срок эксплуатации.
Расчет времени работы производится по формуле:
Подбор правильной батареи дает уверенность, что разряд аккумулятора не будет больше 80%. Необходимая частота разрядов: 10 лет х 365 дней / 500 циклов = 7,3 дня.
Время работы аккумулятора определяется в годах, а срок службы – в рабочих циклах. Цикл – это время от полного заряда до разряда батареи. Выносливость АКБ в циклах рассчитывается для типичных условий работы (температура 20°С, разряд током одной величины).
В данном примере получаем, что в стандартных условиях работы, один цикл будет занимать около 7 дней (округляем значение 7,3). Получаем срок службы АКБ 10 лет, при условии того, что циклический ресурс не исчерпается раньше.
Что влияет на время пользования?
Но даже расчеты по формуле не могут дать гарантии того, что именно столько прослужит батарея. На жизнедеятельность батареи влияют:
- качество изготовления;
- обслуживаемый или необслуживаемый аккумулятор;
- температурный режим эксплуатации;
- исправность системы зарядки;
- езда в городском цикле или за городом;
- крепление;
- значение тока утечки;
- наличие механического влияния;
- регулировка электронных устройств автомобиля;
- состояние пластин;
- короткое замыкание в банках.
Продление работоспособности батареи
Для продления времени работоспособности АКБ необходимо придерживаться нескольких правил:
- Не использовать в работе разряженный аккумулятор.
- Регулярно производить зарядку батареи, особенно в зимний период.
- Не крутить долго стартер.
- Выжимать педаль сцепления.
- Перед запуском двигателя включать дальний свет фар на 20-30 секунд.
- Периодический осмотр АКБ, очистка клем.
- Проверка уровня электролита (для обслуживаемых аккумуляторов).
Автомобильные аккумуляторы, как и фильтра с патрубками и маслом, относится к расходным материалам, с более долгим хранением и эксплуатацией со дня выпуска. При своевременном контроле показателей работоспособности и должном уходе, АКБ может прослужить дольше срока, указанного производителем. При замене аккумулятора, следует ориентироваться на его тип, марку и качество производства, на то, чтобы он подходил конкретно к марке автомобиля.
Полностью вышедшие из строя АКБ можно сдать в магазин, в котором приобретается новый аккумулятор.
Источник
Срок службы аккумулятора автомобиля
Калькулятор расчета тока утечки в автомобиле
Расчет допустимой утечки тока в автомобиле | Онлайн калькулятор
Срок службы аккумулятора автомобиля зависит от многих факторов. Среди них тип аккумуляторной батареи, ее емкость, температурный режим эксплуатации, исправность системы зарядка в автомобиле и в гараже (при зарядке от внешнего источника питания), утечек тока, режима езды и прочего. Также на срок службы автомобильного аккумулятора влияет и пресловутое качество его исполнения, а оно зависит как от производителя, так и от технологии производства. Существуют государственные стандарты, предписывающие в том числе нормы по времени эксплуатации того или иного типа аккумуляторных батарей. Однако реальные данные не всегда могут совпадать с ними.
Что влияет на срок службы АКБ
Для начала вкратце остановимся на сроке службы авто аккумулятора, сделанного по классической схеме, на основе свинцовых пластин с использованием электролита (хотя многие из них характерны и для аккумуляторов, сделанных по новым, более совершенным, технологиям). Итак, на срок эксплуатации АКБ влияют следующие факторы:
- Качество изготовления. Тут все просто — известные мировые производители выпускают свои аккумуляторы под брендами со сроком гарантии два-четыре года. На самом же деле такие батареи служат пять-семь лет и даже больше. Дешевые же китайские или отечественные АКБ дают гарантию 6…12 месяцев, и служат такие аккумуляторы от силы года три.
- Температурный режим эксплуатации.Известно, что зимой, при низкой температуре работы, емкость аккумулятора падает и он работает в более тяжелых условиях, чем летом. Однако это компенсируется тем, что двигатель зимой перед поездкой прогревается, и емкость более-менее восстанавливается. Однако для аккумулятора губительны кратковременные поездки зимой. Рекомендуется хотя раз в два-три года выполнять процесс десульфатации (ее вполне можно выполнить своими руками).
- Исполнение батареи. В частности, обслуживаемым или необслуживаемым является аккумулятор. Обычно необслуживаемые служат дольше при условии, что их вовремя подзаряжают. Однако, если в обслуживаемый АКБ вовремя доливать дистиллят и также подзаряжать, то его срок эксплуатации может быть даже больше, чем у необслуживаемого.
- Исправность системы зарядки. В частности, это касается генератора и его регулятора напряжения. Так, если в цепи будет слишком высокое значение напряжение, то это чревато перезарядом. Например, для гелевых аккумуляторов это является очень критичным. Если же регулятор выдает слишком низкое напряжение, то аккумулятор недозаряжается, что чревато его «глубокой разрядкой». А пара-тройка таких ситуаций выводит из строя аккумулятор полностью.
- Значение тока утечки. В случае, если стороннее оборудование, которое при выключенном двигателе берет электричество от аккумулятора, подключено неправильно (или выбрана неправильная, слишком большая, его мощность), то оно может значительно разряжать батарею. Это чревато тем, что буквально за неделю может произойти «глубокий разряд» с описанными выше последствиями. Поэтому при постоянных регулярных разряжениях АКБ рекомендуется выполнить измерение тока утечки аккумуляторной батареи. Это позволит увеличить средний срок службы аккумулятора автомобиля.
- Езда в городском цикле. По статистике аккумуляторы автомобилей, которые преимущественно используются для езды в городе, имеют срок эксплуатации меньше. Объясняется это достаточно просто. В таком режиме поездки занимают мало времени. То есть, аккумулятор отдает энергию для запуска двигателя, а поездка занимает короткое время, за которое он не успевает восполнить затраченную энергию. Таким образом получается небольшой недозаряд. Если это повторяется постоянно, то он разряжается значительно, что и приводит к снижению срока его эксплуатации. Однако это не касается ситуаций, когда машина длительное время стоит в пробках с включенным двигателем. В этом случае времени достаточно, чтобы восполнить затраченную энергию. Если же пробок в городе нет, то нужно приблизительно раз в одну-две недели ездить на машине длительное время — около 30…40 минут.
- Крепление аккумуляторной батареи. Она должна быть жестко зафиксирована на своем посадочном месте с тем, чтобы при резких поворотах или езде по неровной дороге обеспечивался нормальный электрический контакт, а клеммы аккумулятора не были сломаны. Даже незначительные вибрации и смещения со временем могут вывести АКБ из строя или попросту снизить срок ее эксплуатации.
Таким образом, ответ на вопрос о том, какой срок службы аккумулятора автомобиля зависит от перечисленных факторов. На большинстве аккумуляторных батарей имеется информация о дате их изготовления. Обычно она специальным образом зашифрована и помещена на наклеенную на их корпус этикетку с другой маркировкой аккумуляторов.
Срок службы АКБ в зависимости от типа
Также на значение срока службы аккумуляторной батареи влияет и ее тип. На сегодняшний день в автомобильной технике используют следующие виды аккумуляторов:
- свинцово-кислотные;
- гелевые;
- кальциевые;
- AGM;
- гибридные.
Самыми простыми по устройству являются свинцово-кислотные батареи. Этот тип аккумуляторов считается классическим и используется в автомобилестроении уже многие десятилетия. Так, они теряют до половины своей емкости уже приблизительно через четыре месяца постоянной работы. Для сравнения гибридные устройства теряют аналогичную емкость через 14 месяцев, а кальциевые — через 18 месяцев.
Простейшие свинцово-кислотные батареи обычно служат от двух до пяти лет в зависимости от их марки, качества изготовления и условий эксплуатации. Не стоит покупать откровенно дешевые батареи (например, китайского производства, выпущенные под неизвестными сомнительными торговыми марками), поскольку с большой долей вероятности они не прослужат долго.
Срок службы гелиевых аккумуляторов один из самых высоких среди аналогов и может составлять до 7…9 лет. Кроме этого, гелиевые батареи обладают дополнительными преимуществами. Из недостатков этого типа АКБ можно выделить лишь относительно высокую цену. Однако она наверняка окупится, поскольку за счет длительного срока службы у автовладельца не будет необходимости покупать новую аккумуляторную батарею.
Что касается аккумуляторов, выполненных по более современным и прогрессивным технологиям, таких как кальциевые, AGM (АГМ), гибридные, то срок их эксплуатации также выше, чем у обычных свинцово-кислотных, и составляет порядка 4…7 лет. Несмотря на то, что их цены значительно выше, чем у упомянутых кислотных, их работа вполне окупится, тем более что такие АКБ имеют дополнительные преимущества в виде высоких эксплуатационных характеристик.
Средний срок службы АКБ популярных марок
Торговая марка, под которой выпущен тот или иной аккумулятор, также играет свою роль, касающейся срока эксплуатации батареи (если конечно это не подделка). По статистике отечественные автолюбители пользуются АКБ следующих производителей:
- Varta;
- Bosch;
- Akom;
- Rocket;
- «Тюмень»;
- «Титан»;
- «Зверь».
Аккумуляторы от известного немецкого производителя «Бош» являются одними из самых качественных и долговечных. Они обладают отличными эксплуатационными характеристиками, в том числе большим количеством циклов заряда-разряда. На новые АКБ распространяется гарантия, а реальный срок их службы составляет 6…8 лет (в некоторых случаях даже больше).
Аналогичная ситуация со стартерными автомобильными аккумуляторами «Варта». Оригинальные батареи, выпущенные под этой торговой маркой и эксплуатируемые в нормальных условиях, способны также проработать до 6…8 лет. Главное быть уверенным, что аккумулятор оригинальный и не является подделкой.
Закрытое акционерное общество «Аком» производит аккумуляторы под следующими торговыми марками: АКОМ, BRAVO, АКОМ-Asia, REACTOR, ULTIMATUM. На каждый из них распространяется различная гарантия.
- АКОМ. На батареи емкостью более 110 А·ч распространяется гарантия 12 месяцев. На все остальные — 36 месяцев при пробеге не более 75 тысяч километров.
- BRAVO. Гарантия 24 месяца при пробеге не более 50 тысяч километров.
- АКОМ-Asia. Гарантия 24 месяца при пробеге машины не более 50 тысяч километров.
- REACTOR. Гарантия 36 месяцев при пробеге не более 75 тысяч километров.
- ULTIMATUM. Гарантия 48 месяцев при пробеге не более 100 тысяч километров для машин с обычной системой зажигания и 24 месяца при 50 тысячах километров пробега для машин, оборудованных системой «Старт-Стоп».
Указанная гарантия сохраняется при соблюдении описанных условий эксплуатации. На практике же аккумуляторы «Аком» служат значительно дольше, и приблизительный срок их использования составляет 4…6 лет.
Аккумуляторы Rocket производятся в Южной Корее компанией Global Battery Co Ltd, которая является одним из самых крупных производителей аккумуляторных батарей в мире. На многих автомобилях АКБ, выпущенные под торговой маркой Rocket, устанавливаются в качестве оригинальных. Существует две серии этих АКБ — MF (малообслуживаемые) и SMF (необслуживаемые). Емкость производимых батарей составляет от 44 до 230 А·ч. Аккумуляторы данной торговой марки отличаются высоким качеством, и на них распространяется различная гарантия в зависимости от типа и емкости батареи. Реальные же тесты показали, что такой аккумулятор будет служить не менее 4…5 лет, а часто и дольше.
Акционерное общество «Тюменский аккумуляторный завод» производит более 50 различных типов автомобильных аккумуляторов для легковых и грузовых машин емкостью от 38 до 230 А·ч под торговой маркой «Тюмень». Они делятся на пять отдельных линеек:
- PREMIUM. Имеют увеличенный срок эксплуатации и минимальный саморазряд. Срок службы такой батареи — более 5 лет.
- Сибирь. Также имеет увеличенный срок службы. Может использоваться в суровых климатических условиях. Срок работы — 4…5 лет и более.
- Тайга. Отличается коррозионной стойкостью. Срок эксплуатации — 3…4 года.
- STANDARD. Имеет длительный срок эксплуатации, устойчив к перепадам напряжения. Срок службы — 3…5 лет.
- ASIA. Предназначены для установки на японские и корейские автомашины, эксплуатируемые в отечественных условиях. Выпускаются по японскому индустриальному стандарту JIS. Реальный срок службы таких аккумуляторов составляет 4…6 лет и даже выше.
Автомобильные аккумуляторы торговой марки Titan отличаются высокими эксплуатационными характеристиками. Срок их службы значительный, и в большинстве случаев составляет более 5 лет. В настоящее время выпускаются следующие линейки аккумуляторов «Титан»:
- Titan Euro Silver. Созданы на основе технологии Ca/Ca + Silver.
- Titan Standart. Для их изготовления используется гибридная технология Sb/Ca: для плюсовых пластин используется малосурьмянистый свинцовый сплав, а для минусовых свинцово-кальциевый сплав.
- Titan Asia Silver. Их выпускают для азиатских машин.
- Titan MAXX. Аккумуляторы для грузовиков и спецтехники.
- Titan Arctic Silver. Батареи для работы в экстремальных условиях, в том числе при низких температурах.
- Cobat energy. Созданы по технологии Ca/Ca, то есть, они являются так называемыми кальциевыми.
Автомобильный аккумулятор «Зверь» является популярным у отечественных автолюбителей, однако о нем встречаются противоречивые отзывы. АКБ является необслуживаемым, а на свою продукцию производитель дает гарантию длительностью 3 года. Реальные же отзывы говорят о том, что попадаются батареи, служащие не более 1…2 лет. Однако это, скорее, зависит от условий эксплуатации аккумулятора.
Повторимся, что приведенные данные являются ориентировочными, и во многом зависят от типа аккумуляторов и условий их эксплуатации. Если вы пользуетесь аккумулятором, выпущенным под другой торговой маркой, и у вас есть информация о сроке его службы — напишите об этом в комментариях. Это наверняка будет интересно другим автолюбителям.
Как продлить срок службы аккумулятора
Многих автолюбителей интересует весьма важный вопрос о том, как продлить срок службы аккумулятора автомобиля? На самом деле вне зависимости от типа аккумуляторной батареи существует несколько универсальных советов, следуя которым можно без проблем значительно продлить срок эксплуатации аккумуляторной батареи. Среди них:
- Не эксплуатировать разряженный АКБ. Процесс работы аккумулятора при его низком уровне зарядки может привести к так называемому «глубокому разряду». Это очень вредное явление, которое обычно приводит не только к значительному снижению значения емкости батареи, но и снижению общего ресурса. Происходит это потому что АКБ фактически работает «на износ» со всеми вытекающими последствиями.
- Регулярно подзаряжать аккумулятор. Это требование актуально для любого времени года, однако наиболее остро оно стоит зимой, когда температура воздуха опускается значительно ниже ноля по шкале Цельсия. Делать это можно либо непосредственно на машине (если батарея не очень разряжена и выполняется это, скорее, в профилактических целях) или же с помощью внешнего зарядного устройства. На машине необходимо после прогрева двигателя (даже в теплое время года) около 10 минут дать поработать двигателю с отключенными электроприборами и на повышенных оборотах. Если же говорить про правильное заряжание аккумулятора зарядным устройством, то в этом случае обычно устанавливается значение зарядного, равное 10% от емкости аккумулятора. Лучше всего пользоваться автоматическими зарядными устройствами, которые самостоятельно выбирают значение тока и непосредственное время заряжания.
- Выжимать педаль сцепления. На машинах, оборудованных механической коробкой передач, перед запуском двигателя необходимо выжимать педаль сцепления. Это облегчает проворот стартера и требует меньше электрической энергии от аккумулятора, соответственно, он «работает» меньше и дольше сохраняет свой ресурс. Если машина стоит под уклоном и на скорости, удостоверьтесь, что включен стояночный тормоз! Постоянная привычка выжимать педаль сцепления значительно способствует увеличению срока службы автомобильного аккумулятора.
- Недолго крутить стартером. Дело в том, что раскручиваемый стартер тратит очень много механической энергии, которую получает в качестве электрической от аккумулятора. Это означает, что аккумуляторная батарея также во время запуска двигателя подвергается значительной нагрузке. Максимальный временной отрезок для прокручивания стартера — 4…5 секунд. Количество попыток лучше ограничить также четырьмя. В противном случае необходимо предпринимать дополнительные меры по поиску неисправностей, из-за которых двигатель автомобиля не запускается.
- «Разогреть» аккумулятор. Процесс «разогревания» в данном случае актуален для зимнего периода, когда температура воздуха значительно падает. Так, перед запуском двигателя необходимо на 20…30 секунд включить дальний свет фар. Это необходимо для запуска химической реакции в аккумуляторе, которая позволит ему разогреться. После включения фар уже можно пробовать запускать непосредственно двигатель. Эта нехитрая процедура способствует продлению срока службы аккумуляторной батареи автомобиля.
- Профилактика аккумуляторной батареи. Любой аккумулятор необходимо периодически снимать с автомобиля с тем, чтобы выполнять визуальный осмотр его корпуса по поиску возможных повреждений и трещин, удаление с него пыли и налета.
- Периодическая зарядка. Несмотря на то, что автомобильный аккумулятор постоянно подзаряжается от генератора на своем посадочном месте все же нужно периодически проверять значение напряжения, которое он выдает, и подзаряжать его при необходимости. Особенно это актуально для зимнего времени года, когда автомобиль эксплуатируется при значительных морозах. Так, нормальным считается значение напряжения аккумулятора без нагрузки, равное 12,7 Вольта. Если же оно падает до 12,2…12,4 Вольта, то желательно подзарядить аккумуляторную батарею с помощью внешнего зарядного устройства.
- Нормальный уровень электролита. Для обслуживаемых аккумуляторов обязательно необходимо периодически проверять уровень электролита в них, и при необходимости доливать в него дистиллированную воду. Снижение уровня электролита грозит сульфатацией свинцовых пластин батареи, что очень вредно для нее, и снижает срок эксплуатации аккумулятора.
- Окисление клемм. В первую очередь нужно причину появления окислов. А в качестве профилактики необходимо периодически осматривать состояние клемм, чистить их и смазывать специальными составами для этого.
- Использование термокейса. Это очень полезная штука, однако термокейс должен обязательно иметь подогрев, в противном случае от него будет лишь вред.
- Дополнительное электрооборудование. Если в автомобиле установлено много дополнительных потребителей электроэнергии (мощная аудиосистема, колонки, сабвуферы, усилители и так далее), то существует риск, что генератор с такой нагрузкой может не справиться. В этом случае энергия будет браться с аккумулятора, даже в процессе езды, а это логично приведет к его разряду, снижению срока эксплуатации и даже выходу из строя. Поэтому нужно рассчитывать мощность дополнительно устанавливаемого оборудования.
- Работа стартера. В случае, стартер находится в поврежденном состоянии и заедает, то для его работы необходимо больше энергии от аккумулятора. Это естественным образом приводит к работе аккумуляторной батареи в усиленном режиме, что снижает срок ее эксплуатации. В этом случае необходимо проверить стартер.
Перечисленные правила эксплуатации и обслуживания аккумуляторных батарей достаточно просты, но они способны значительно продлить общий срок эксплуатации АКБ. Однако автовладелец должен еще обращать внимание на тип батареи. Например, современные гелевые аккумуляторы не любят их «перезаряд», то есть, когда их заряжают очень большим током и сверх его емкости. Поэтому нужно всегда учитывать подобные тонкости.
В случае, если предполагается поставить автомобиль на длительное хранение (например, на месяц и больше), то имеет смысл отсоединить провода от аккумуляторных клемм. А перед запуском машины зарядить его до уровня полного заряда.
Заключение
Как видно по содержанию материала, срок службы аккумуляторной батареи зависит от очень многих факторов. Первым делом автовладелец при покупке нового АКБ всегда должен обращать внимание на его тип, марку и качество производства. Не нужно ждать, что дешевый китайский или отечественный прибор прослужит долго. Поэтому изначально нужно стараться приобретать более-менее качественную продукцию из среднего или дорогого ценового диапазона. И обязательно нужно следовать рекомендациям, касающимся продления их срока службы в зависимости от конкретного его типа. И помните, что полностью вышедшие из строя аккумуляторные батареи необходимо не просто выбрасывать на свалку, а сдавать на утилизацию в специально предназначенных для этого пунктах (в крайнем случае их можно сдать в пункт приема металлолома, где их отдельно сдадут в качестве аккумуляторных батарей).
Источник