Срок службы аккумулятора agm varta

Срок службы аккумуляторных батарей

Существует множество производителей, которые осуществляют выпуск аккумуляторов разных типов. Самыми распространенными и востребованными являются свинцово-кислотные аккумуляторы. В зависимости от поставленной задачи, рекомендуется применять один из следующих видов:

обслуживаемые – предназначены для кратковременных разрядов с выделение высокого разрядного тока. Применяются в автомобилях для запуска двигателя. Срок службы: 2 – 5 лет.

необслуживаемые VRLA – свинцово-кислотные аккумуляторы, которые предназначены для буферного использования, когда требуется время от времени осуществить резервное питание. Срок службы: 3 – 7 лет.

необслуживаемые VRLA AGM – свинцово-кислотные аккумуляторы в герметизированном корпусе, которые оптимизированы для циклического и буферного режима работы. Срок службы: 5 – 15 лет.

необслуживаемые VRLA GEL – свинцово-кислотные аккумуляторы в герметизированном корпусе на основе гелеобразного электролита. Предназначены для глубоких циклических разрядов и буферного режима. Срок службы: 10 – 15 лет.

необслуживаемые OPzV – свинцово-кислотные аккумуляторы в герметизированном корпусе с усовершенствованной структурой электродов и гелеобразным электролитом. Предназначены для тяжелого режима работы (глубокие циклические разряды). Могут работать с высокими пусковыми токами. Срок службы: 15 – 20 лет.

малообслуживаемые OPzS – свинцово-кислотные аккумуляторы, оптимизированные для тяжелых циклических режимов. Срок службы аккумуляторов OpzS – до 25 лет.

Технические характеристики батарей – важная составляющая правильного выбора, но также нужно иметь точное представление о том, как именно будет эксплуатироваться аккумулятор. Ведь если режим будет циклический, а аккумулятор предназначен для буферного применения, срок службы может быть минимален, т.к. заявленное эксплуатационное время предусматривает работу в другом режиме.

Читайте также:  Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора полюса

Рисунок 1. Слева направо: обслуживаемые, VRLA, AGM, GEL, OPzV, OPzS.

Характеристики влияющие на срок эксплуатации

Параметр \ Тип Авто VRLA AGM GEL OPzV OPzS
Срок службы, лет 2 – 5 3 – 7 5 – 15 10 – 15 >20 >25
Циклический ресурс при D.O.D. 80% 100 – 200 250 – 600 500 – 1000 800 – 1200 1200 – 1500
Макс. глубина разряда, % 50 80 80 90 100 100
Оптим. глубина разряда, % 75 50 50 50 40 40
Температура окруж. среды. °С -50 … +70 -35 … +60 -40 … +70 -40 … +70 -40 … +70 -40 … +70

Таблица 1. Характеристики, влияющие не продолжительность службы АКБ.

В таблице №1 приведены данные, влияющие на срок эксплуатации аккумулятора. Теоретически, при покупке AGM аккумулятора с заявленным сроком эксплуатации 10 лет, можно ожидать такого результата, однако на практике все иначе. Срок службы свинцово-кислотного аккумулятора напрямую зависит от режима эксплуатации, температуры, при которой он работает и заряжается, количества разрядов и их глубины, а также от силы тока, которым он заряжается. Чтобы понять, как точно рассчитать показатель ожидаемого срока службы, смоделируем ситуацию выбора батареи.

Определение срока службы

Мощность нагрузки – 150 Вт;

Срок резервного питания – 5 часов;

Напряжение аккумулятора – 12В;

КПД инвертора – 0,82.

Аккумулятор обеспечивает срок эксплуатации – 10 лет или 500 циклов.

Произведем расчет по упрощенной формуле:

t = Uакб. * C * K * H * Kг. * Kс / P

t – время работы – 5ч.;

Uакб. – напряжение аккумулятора – 12В;

C – емкость аккумулятора, Ач;

K – кол-во аккумуляторов в системе – 1 шт;

H – КПД инвертора (ИБП) – 0,82;

Kг. – коэффициент глубины разряда – 80%;

P – мощность нагрузки – 150Вт.

Найдем емкость требуемую аккумулятора по формуле:

C = P / Uакб. * t / K / H / Kг.

150 / 12 x 5 / 1 / 0,82 / 0,8 = 95,3

Емкость аккумулятора, С = 95,3 Ач.

Правильный подбор батареи обеспечивает уверенность, что разряд АКБ не будет больше, чем на 80%. Основываясь на этом утверждении, можно рассчитать частоту разрядов:

10 лет х 365 дней / 500 циклов = 7,3

Срок службы: 10 лет при частоте 80% разрядов не чаще, чем раз в 7,3 дня.

Ресурс батареи позволяет производить один разряд до 80% каждые 7,3 дня. При условии поддержания температуры окружающей среды в пределах 18 – 25°С, можно рассчитывать на срок службы 10 лет, если циклический ресурс не будет исчерпан ранее.

Эксплуатация аккумулятора в циклическом режиме

Когда предполагаются частые разряды аккумулятора, недостаточно подобрать подходящий тип. Для максимально долгой службы нужно рассчитывать запас емкости. Для свинцово-кислотных батарей типов AGM и GEL, которые будут работать в циклическом режиме, необходим запас 40 – 50%. Другими словами, рассчитывая емкость, коэффициент глубины разряда должен быть от 0,6 до 0,4. Чем меньше глубина разряда, тем большее количество циклов способен обеспечить аккумулятор и, соответственно, гораздо дольше отслужить.

Ресурс современных моделей GEL VRLA аккумуляторов при 50% разряде составит от 1700 до 2300 циклов. Этого будет достаточно на более, чем 6 лет при ежедневном использовании. В случаях с AGM VRLA батареями показатели составят от 900 до 1200 циклов.

Рисунок 2. График зависимости количества циклов от глубины разряда.

Эксплуатация аккумулятора в буферном режиме

В ситуациях, когда емкость аккумулятора будет использоваться редко, нужно придерживаться правил эксплуатации и не допускать глубоких разрядов, т.к. один разряд до 9 Вольт (100% емкости) моментально сократит срок службы в два раза.

Рисунок 3. График снижения емкости при буферном использовании батареи.

Рекомендации

Получить максимальный срок службы свинцово-кислотной батареи возможно соблюдая несколько основных правил:

Не допускайте глубокий разряд – даже самый качественный аккумулятор можно полностью вывести из строя, если разрядить его 2 – 3 раза до остаточного напряжения .

Всегда заряженная батарея – следите за тем, чтобы аккумулятор всегда оставался полностью заряженным, это очень важно для свинцово-кислотного типа.

Ток заряда – не более 25%, некоторые серии допускают ток заряда на уровне 30% от емкости аккумулятора. Помните, что свинцово-кислотные аккумуляторы это не тот тип, который будет заряжаться за 2 часа, нормальное время заряда – от 6 до 12 часов.

Температура эксплуатации – 18 – 25°С, можно меньше, но произойдет потеря емкости, если температура будет выше, чем 30°С – срок службы заметно сократится.

Как увеличить срок службы?

Жизнь свинцово-кислотной аккумуляторной батареи можно разделить на три этапа: формирование, пик и спад. На этапе формирования пластины, окруженные жидким электролитом, находятся в губчатом состоянии. “Тренировочная зарядка” приводит к процессу поглощения этими пластинами электролита, чем-то этот процесс похож на впитывание кухонной губкой воды. По мере формирования электродов емкость аккумулятора постепенно увеличивается.

Рисунок 4: Жизненный цикл свинцово-кислотного аккумулятора делится на три этапа: формирование, пик и спад.

Этап формирования является крайне важным для аккумуляторов глубокого цикла. Требуется 20-50 полных циклов для достижения пиковой емкости и это происходит уже в процессе эксплуатации, а не подготовки. Но производители советует на этом этапе не подвергать аккумулятор сильным разрядным нагрузкам. Стартерные же аккумуляторы менее критичны в этом плане и могут сразу полноценно использоваться. Значение пускового тока нового стартерного аккумулятора уже соответствует номинальному, но по мере формирования оно даже немного возрастает. (Смотрите BU-701: Нюансы использования обслуживающего заряда для аккумуляторных батарей).

Аккумуляторы глубокого цикла могут обеспечить порядка 100-200 циклов до начала постепенного снижения емкости. Когда емкость такого аккумулятора упадет до 70-80%, его необходимо заменить. В некоторых случаях бывает допустимо использование экземпляров с меньшим уровнем емкости, но никогда не доводите этот показатель до 50%, так как после достижения такого уровня дальнейшее поведение аккумулятора непрогнозируемое.

Standard Range AGM Deep Cycle Range AGM Gellyte Range GEL
10 — 12 лет / 600 циклов 10 — 12 лет / 700 циклов 10 — 12 лет / 750 циклов
универсальная серия AGM для глубоких разрядов AGM универсальная серия GEL

Чтобы держать свинцово-кислотный аккумулятор в хорошем состоянии, к нему необходимо применять полную зарядку насыщения продолжительностью 14-16 часов. Если же нет возможности обеспечить такую зарядку на регулярной основе, проводите ее хотя бы раз в несколько недель. По возможности, обеспечьте умеренную температуру эксплуатации и избегайте глубоких разрядов; заряжайте аккумулятор так часто, как только сможете. (Смотрите BU-403: Зарядка аккумуляторов свинцово-кислотной электрохимической системы).

Основной причиной относительно короткого срока службы свинцово-кислотного аккумулятора является истощение активного вещества. Согласно исследованиям 2010 BCI Failure Mode Study, за последние 5 лет процент выхода из строя аккумуляторов из-за износа электродных решеток и/или пластин возрос с 30 до 39%. Хотя причины такого возросшего износа в докладе и не указаны, можно предположить, что это связано со все более высокими требованиями к стартерному аккумулятору в современных автомобилях. Подобные исследования проводятся каждые пять лет, анализируя причины выхода из строя аккумуляторов.

В принципе, истощение активного вещества – это довольно понятный и прогнозируемый процесс, но свинцово-кислотные аккумуляторы подвержены и другим негативным воздействиям, которые могут вывести их из строя задолго до естественной деградации электродных решеток и пластин. К этим воздействиям относятся: коррозия, оползание активного вещества, внутреннее короткое замыкание, сульфатация, высыхание, кислотная стратификация и поверхностный заряд. Далее мы рассмотрим эти явления и то, как им можно противостоять корректной эксплуатацией.

Источник

Характеристики и особенности эксплуатации аккумуляторных батарей Varta

Появившись на российском рынке в 90-х годах, продукция немецкой компании довольно быстро завоевала доверие у отечественного автолюбителя. Со временем именно этот бренд завоевал на рынке лидерские позиции, отличаясь умеренной ценой и настоящим немецким качеством. Сегодня в ассортименте компании представлено несколько линеек автомобильных батарей, удовлетворяющих всем существующим нишам.

Особенности производства

Потребительские свойства автомобильных аккумуляторов по большому счёту можно оценить двумя показателями:

  • мощностью (ёмкостью);
  • надёжностью (соответствием реального срока службы заявленному).

АКБ «Варта», если судить по этим базовым свойствам, однозначно будут в числе явных лидеров современного рынка. Один из принципов, которым старается следовать компания с момента своего основания – качество не должно достигаться за счёт компромиссов. При этом в ассортименте бренда имеются модели, рассчитанные на все потребительские ниши – от начального до премиального сегментов.

Поскольку страна-производитель аккумуляторов «Варта» – Германия, отечественные автомобилисты всегда уверены в надлежащем исполнении любой батареи этого бренда.

Обладая мощным исследовательским центром, инженеры компании неустанно трудятся над совершенствованием своей продукции. Самый свежий тому пример – использование инновационной технологии изготовления решёток PowerFrame, позволяющей добиться оптимальной электропроводности без ослабления самой решётки.

Ассортимент аккумуляторов бренда «Варта»

Самой известной и популярной линейкой АКБ, предназначенных для легковых автомобилей, является Dynamic Trio, состоящая из нескольких серий:

  • Black Dynamic – батареи начального уровня;
  • Blue Dynamic – универсальные источники питания;
  • Silver Dynamic – аккумуляторы повышенной мощности;
  • Ultra Dynamic – для премиальных авто.

Линейка Black Dynamic на сегодня является самой популярной и продаваемой, демонстрируя великолепное качество при демократичной стоимости. Если вам нужна батарея для среднестатистического автомобиля, не нагруженного дополнительным электрооборудованием, то идеальным кандидатом для этих целей будут именно эти бюджетные АКБ. Доступная цена не означает, что продукт в чём-то плох – напротив, при изготовлении серии применяются практически все новейшие технологические достижения.

Именно поэтому на протяжении нескольких поколения линейка Black Dynamic неизменно пользуется огромной популярностью во всем мире. Если вы поставите перед собой задачу изучить отзывы реальных владельцев, то по минимальному соотношению негативных отзывов к положительным эта серия находится в числе рекордсменов рынка, сочетая в себе отличные характеристики при длительном сроке службы.

Blue Dynamic – серия, славящаяся своей универсальностью. Здесь вы найдёте изделия, подходящие практически к любым маркам автомобилей. И что характерно, каждый экземпляр отличается невероятной надёжностью благодаря тщательному контролю производственного процесса на всех его этапах.

Эти батареи можно увидеть на машинах, оснащённых и бензиновыми, и дизельными двигателями. Их крышка оснащена лабиринтной системой, предотвращающей утечки электролита, что существенно продлевает срок службы аккумуляторов этой серии.

Silver Dynamic – серия АКБ, характеризующаяся высокими ёмкостями и пусковыми токами при идеально сбалансированной работе во всех режимах. Надёжный пуск силового агрегата обеспечивается независимо от внешних условий.

Обладая характеристиками, превышающими среднестатистические показатели массовых моделей, аккумуляторы Silver Dynamic считаются идеальными для использования в автомобилях, оснащённых дизельными моторами с повышенными требованиями по энергетической нагрузке.

Но в ассортименте компании Johnson Controls имеются ещё более мощные батареи. Это серия Ultra Dynamic, обладающая непревзойденными показателями пускового тока и обеспечивающими пиковую мощность, способную привести в чувство самый объёмный ДВС. Эти аккумуляторы изготавливаются по передовой AGM-технологии, гарантирующей непревзойденные эксплуатационные свойства.

Как узнать дату выпуска аккумуляторов Varta

Как правило, маркировка батареи наносится на крышку корпуса и представляет собой VIN-номер изделия, состоящий из 13 символов. Нас интересуют только 7 из них. Первая буква кодирует завод-изготовитель АКБ, следующая за ней цифра – номер конвейера (аналог номера смены). Следующая буква кодирует назначение батареи (установка на авто, опт, розница). Четвёртый символ – цифра, обозначающая год выпуска аккумулятора «Варта». 5–6 символы кодируют месяц изготовления (81 – январь и так далее по нарастающей). Следующие две цифры обозначают день месяца.

Таким образом, маркировка C8B8091510474 означает, что АКБ изготовлен 15 сентября 2008 года.

С 2014 года маркировка ВИН-кода изменилась, и расшифровать дату изготовления аккумулятора Varta стало ещё сложнее. Хотя место нанесения маркировки осталось прежним, дата выпуска здесь закодирована в символах 4–6. Однако для расшифровки этого трёхзначного кода потребуется свериться с таблицей. Запомнить её не представляется возможным, поскольку здесь используется довольно сложная кодировка по годам и месяцам.

С 2015 года компания начала маркировать год выпуска отдельно четырёхсимвольным кодом, но и здесь без помощи таблицы не обойтись. Более того, даже при наличии такой подсказки определить реальную дату выпуска (месяц и год) оказывается не так просто.

Проверка аккумуляторов «Варта» на подлинность

На сегодня бренд Varta, согласно статистическим сводкам, является самым привлекательным для мошенников. Количество контрафактной продукции на рынке превышает все мыслимые пределы, поэтому умение отличить оригинал от подделки пригодится всем.

Итак, несколько советов, которые помогут вам не попасть впросак при приобретении батареи «Варта»:

  • оригинальные изделия оснащаются глазками, предназначенными для оценки уровня электролита, а подделки зачастую такого окошка не имеют;
  • то же самое касается VIN-кода – на контрафактной продукции он отсутствует или нанесён неразборчиво, так что вы всегда можете проверить аккумулятор по его номеру;
  • если у вас возникли сомнения, сравните основные характеристики с данными, представленными на официальном сайте: если они не совпадают – ваши сомнения не напрасны;
  • стоит также внимательно прочитать текст на этикетке: на подделках часто встречаются ошибки, цветовые и пространственные несоответствия.

А чтобы гарантированно приобрести оригинальное изделие – покупайте батарею у официального дилера.

Как правильно заряжать необслуживаемые аккумуляторы Varta

Приобретая АКБ «Варта», вы получаете инструкцию по эксплуатации, в которой подробно, пошагово описана процедура зарядки. Впрочем, многие автовладельцы игнорируют этот документ, полагаясь на свои знания и опыт.

Часто этих знаний оказывается недостаточно, что, в конечном счёте, может привести к сокращению срока службы батареи.

Прежде всего, необходимо позаботиться о собственной безопасности, защитив руки и глаза от возможных неприятных последствий при попадании на открытую кожу электролита. Второе правило – зарядка должна осуществляться в вентилируемом помещении.

Перед началом зарядки необходимо очистить крышку и клеммы батареи от загрязнений, после чего снять крышку, подключить зарядное устройство, выставить начальный ток и включить ЗУ в сеть. Если зарядное устройство автоматическое, процедура завершится самостоятельно. В противном случае вам нужно убедиться, что значение напряжения не меняется на протяжении 60–100 минут, после чего зарядку можно останавливать.

Что касается обслуживания, то оно сводится к периодической проверке уровня заряда батареи. Если он не соответствует номинальному, то АКБ следует зарядить с использованием внешнего зарядного устройства.

Источник

Оцените статью