О сроках хранения аккумуляторов разных типов
Закон
Вопрос касательно срока годности автомобильного аккумулятора контролируется законодательными актами.
Рядовому покупателю аккумулятора стоит опираться на статьи №18 и №19 Закона «О защите прав потребителей».
Согласно этим статьям потребитель вправе предъявлять продавцу обоснованные требования в случае обнаружения недостатков товара, выявленных в течение срока годности либо гарантийного периода.
Согласно указанному закону, срок годности любого товара считается периодом между днем изготовления товара и датой, до наступления которой он пригоден к эксплуатации.
Также срок годности товара должен отвечать всем обязательным требованиям к безопасности продукции.
Зачем необходим и как его определить?
По своей сути срок годности аккумуляторной батареи показывает период безопасного использования, в течение которого он должен бесперебойно работать. По факту аккумулятор начинает работать с момента изготовления.
Оптимальным вариантом является начало его полноценного использования не более, чем через полгода с даты выпуска.
Все производители указывают дату изготовления на упаковке, но сами маркировки с кодом даты производства могут значительно отличаться друг от друга.
В таком случае лучше заранее уточнить у продавца значение маркировки на аккумуляторе. Например, в маркировке вида 12B01E1 первые 5 знаков показывают дату производства, где 12 – год, B – второй месяц года (февраль), 01 – число месяца.
Каковы права потребителя на гарантийный ремонт бытовой техники и автомобиля? Ответ узнайте прямо сейчас.
О сроках хранения аккумуляторов разных типов
Повсеместное развитие технологий и создание небольших портативных гаджетов было бы невозможно без использования в них компактных зарядных устройств — аккумуляторов. Современные АКБ ушли далеко вперед от батареи Вольта и прочих своих предшественников, но и они требуют соблюдения определенных правил использования, от которых во многом зависит и срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации.
Устройство всех видов аккумуляторов основано на химических реакциях окисления и восстановления, благодаря которым батарея может многократно заряжаться и разряжаться. В каждом АКБ есть электроды, выполненные из металла, и электролит, который, в зависимости от конструктивных особенностей батареи, может быть кислотой либо щелочью. От химического состава каждого конкретного устройства будут зависеть правила содержания отработанных и новых устройств.
Источники питания этого типа чаще всего используются в:
- смартфонах,
- цифровой фото- и видеотехнике,
- ноутбуках,
- электромобилях.
Это один из самых современных типов — первые образцы были выпущены в 1991 году Sony. Литий-ионные, или Li-ion батарейки работают благодаря способности иона лития внедряться в кристаллическую решетку других веществ и переносить заряд. В качестве материала для электродов может использоваться сочетание лития с кобальтом, феррофосфатом или марганцем.
Условия хранения ионных аккумуляторов должны быть такими, чтобы максимально уменьшить процесс старения, которому подвержен этот тип АКБ. Идеальные условия для этого — заряд от 30 до 50% и невысокая температура. При консервации Li- ion батарейки со 100% зарядкой старение ускоряется, а также ней может разбухнуть электролит. Самая подходящая температура — от 0 до 10°С. Можно оставлять устройства в холодильнике (не в морозильной камере!). В этом случае будет нелишне держать их в контейнере с силикагелем, чтобы защитить от влаги.
При правильном содержании батарейки типа Li-ion за год потеряют до 2% мощности. Для сравнения — если полностью заряженное устройство хранить при 40-градусной температуре, от его работоспособности останется только 65%.
Еще один тип литиевых АКБ — Li-po — литиево-полимерные модели. Они отличаются только составом электролита, требования к хранению и эксплуатации аналогичны их ионным собратьям. Если батарея хранилась правильно, использовать б/у источник питания можно сразу, не тратя время на циклы перезарядок.
Этот тип аккумуляторов обычно используют в машиностроении и для создания резервных источников энергии. Здесь основным материалом окислительно-восстановительных реакций выступает свинец, а электролит — водный раствор серной кислоты. Срок возможной консервации такого источника питания зависит от типа его зарядки и наличия/отсутствия внутри электролита. На складе хранение свинцово-кислотных аккумуляторных батарей длится до 3 лет при разрешенной температуре от +30 до -40°С. Но это актуально до того, как в устройство был залит электролит.
Срок хранения сухозаряженного аккумулятора до начала его эксплуатации может составить до пяти-семи лет. Эти батареи конструктивно не отличаются от других такого же типа, но поступают в продажу не заполненными электролитом. Соответственно, перед использованием внутрь нужно залить водный раствор H2SO4. Плюс такого типа устройств в том, что они не требуют особых условий содержания. Достаточно держать их подальше от прямых солнечных лучей.
Долго хранить аккумулятор автомобиля или мотоцикла с неслитым электролитом не получится. В среднем, бывшие в употреблении АКБ хранятся около двух лет. Обратите внимание: сливать электролит перед консервацией батареи ни в коем случае нельзя! Это может попросту убить устройство.
Обычно проблема правильного хранения АКБ возникает зимой, так как они уязвимы к низким температурам. Лучше оставить аккумулятор в месте, где температура не опускается ниже 0, но и не поднимается выше 18°С. В противном случае ускорится старение. Устройство должно быть заряжено на 100%, все пластины должны быть полностью покрыты электролитом. Так удастся минимизировать потерю заряда.
Если батарея хранится дольше 1 месяца, один раз в 30 дней нужно проверять уровень заряда и поддерживать его на максимальном уровне. Располагать устройство лучше вертикально, защищая его от пыли.
Этот тип аккумуляторов используется в тех случаях, когда для работы устройства необходима высокая мощность или быстрая зарядка/разрядка. Чаще всего они применяются в судо- и авиастроении, моделировании, для подводных фонарей, как движущий источник питания для трамваев и троллейбусов.
Основные элементы, использующиеся для создания щелочных батарей — кадмий и никель, потому они обычно называются никель-кадмиевыми, или Ni-cd аккумуляторами. Существуют и никель-железные варианты. Электролитом в них являются едкие щелочи — калиевая или натриевая.
Главный минус использования этих АКБ — высокая токсичность для окружающей среды, что заставило человечество отказаться от их использования во всех сферах, где их можно было чем-то заменить. Срок годности со дня выпуска такой батареи — до 25 лет.
Хранение никель-кадмиевых аккумуляторов требует выполнения меньшего количества условий, чем у их менее вредных собратьев. Эти батареи неплохо переносят низкий заряд (не ниже 1В) и колебания температур. Они меньше теряют емкость, не так склонны к саморазряду и в целом более неприхотливы. Например, за 9 месяцев Ni АКБ только начнет терять заряд (-20% от емкости), тогда как кислотный потеряет такое количество энергии за месяц.
Хранение уже использовавшихся Ni аккумуляторов может осуществляться как с электролитом, так и без него. Во втором случае, если АКБ не использовался дольше одного года, необходимо будет слить старую жидкость и залить новую. В периоды, когда батарея не используется, ее нужно держать в сухом помещении. Идеальная температура — 15-25°С. Источники питания, чей основной элемент — Ni, нельзя хранить рядом с кислотными. После периода консервации АКБ, его нужно будет подзаряжать несколькими циклами с разными показателями Q.
Хранение отработанных аккумуляторов обязательно должно осуществляться с неповрежденным корпусом. От этого зависит не только сохранность биосферы, но и здоровье владельца. Это особенно актуально для Ni батарей, но даже сравнительно нетоксичные Li аккумуляторы могут стать причиной беды. В случае, если какое-то помещение предназначено для хранения большого количества вышедших из употребления АКБ, его нельзя использовать как жилое. Утилизировать их с бытовыми отходами не допустимо. Можно сдавать в пункты приема батарей (в таком случае за ненужную, в общем-то, вещь еще и заплатят). Разумнее начинать беспокоиться о своем здоровье и среде обитания сразу, чем потом бороться с последствиями.
От чего зависит продолжительность?
Срок службы аккумулятора, как правило, зависит от следующих факторов:
- тип аккумулятора;
- материал, из которого изготовлен аккумулятор;
- электрические характеристики;
- находится он в работе или пылиться на складе;
- общее количество циклов подзарядки;
- условия, в которых аккумулятор эксплуатируется.
Крайне не рекомендуется долго держать аккумулятор автомобиля без подзарядки, в таком случае со временем снижается срок удержания заряда.
Факторы, сокращающие срок службы
Автолюбителям полезно будет узнать о факторах, сокращающих срок службы аккумулятора. Все они со временем негативно сказываются на рабочих характеристиках аккумуляторной батареи. К таким факторам относятся:
- Аккумулятор длительное время находится в разряженном состоянии, когда по причине условий эксплуатации он не успевает заряжаться до необходимого уровня.
- Короткое замыкание в одной из банок аккумулятора.
- Усиленная коррозия пластин аккумулятора.
- Полная разрядка аккумулятора автомобиля, в результате чего начинается процесс ускоренной сульфатации пластин.
- Чрезмерная зарядка аккумулятора из-за неисправности регулятора напряжения.
- Прочие причины в виде, например, экстремальных температур эксплуатации аккумулятора.
О том, как провести экспертизу товара ненадлежащего качества, читайте здесь.
Как продлить?
Наряду с негативными факторами, сокращающими продолжительность срока службы аккумулятора автомобиля, есть несколько способов, которые позволят продлить его работоспособность:
- Следить в автомобиле за состоянием бортовой сети, электрооборудование всегда должно быть в исправном состоянии.
- Генератор должен выдавать рассчитанное напряжение, работать без сбоев.
- По возможности избегать эксплуатации аккумулятора автомобиля в условиях экстремальных температур.
- Контролировать плотность и уровень электролита.
- С периодичность два-три раза в месяц заряжать аккумуляторную батарею от сети с помощью зарядного устройства.
- Отключать электроприборы при стоянке автомобиля.
- Если планируется длительное время не пользоваться автомобилем, то лучше всего аккумулятор снимать либо хотя бы отсоединить клеммы.
О том, сколько времени действительна медицинская справка на водительские права для водителей, узнайте из нашей статьи.
Условия хранения
Сухозаряженный аккумуляторный элемент следует хранить в заводской упаковке в помещении с хорошей вентиляцией и температурой не ниже 0 0 C и не выше 35 C. Попадания прямых ультрафиолетовых лучей и влажности также следует избегать. Противопоказано ставить аккумуляторные элементы друг на друга в несколько уровней, чтобы к ним оставался свободный доступ.
Сухозаряженные аккумуляторы нет необходимости заряжать на момент нахождения их в складском помещении. В комплекте батарей есть инструкция, в которой указано, сколько может храниться аккумулятор на складе. Следуя рекомендациям специалистов, этот срок не должен быть более одного года. В действительности же такие АКБ хранят и более длительное время, но цикл зарядки батареи будет значительно дольше.
Срок хранения АКБ с электролитом составляет полтора года при температуре 0 C
20 C. Если температура превышает 20 C, сроки хранения аккумуляторных батарей уменьшаются до 9 месяцев.
При хранении АКБ в домашних условиях следует проводить ее зарядку не реже одного раза в квартал для продления срока службы аккумуляторного элемента. Для мониторинга состояния АКБ следует иметь в гараже нагрузочную вилку для определения заряда батареи и ареометр, чтобы отслеживать плотность электролита.
Читать также: Нормирование рабочего времени водителей
Как известно, ничто не вечно, и одному из главных элементов автомобиля — АКБ, когда-то приходит время отправляться на покой. Выбирая новый источник питания, автовладельцы могут увидеть сухозаряженный аккумулятор. Что это такое? С какой стороны к нему подойти и как использовать? Как зарядить сухозаряженный аккумулятор? На эти и другие вопросы мы дадим ответы в нашей статье.
Признаки неисправности
Качество элементов, из которых изготавливается аккумулятор, не всегда бывает идеальным. По этой причине в определенный момент времени аккумулятор может работать со сбоями или вообще выйти из строя. К основным признакам неисправности можно отнести:
- аккумуляторная батарея начала быстро разряжаться;
- затруднения при запуске двигателя;
- окисление клемм аккумулятора;
- перебои в работе потребителей энергии;
- внешние повреждения корпуса;
- сульфатация пластин аккумулятора;
- проблемы с электролитом.
Использование аккумуляторов в автомобиле
Электрохимические источники питания нашли своё применение в различных видах транспорта и многих других отраслях. В автомобиле аккумулятор необходим для выполнения конкретных целей:
- запуск двигателя;
- снабжение электричеством функционирующих систем при заглушенном двигателе;
- применение в качестве вспомогательного средства для генератора.
Автомобильные аккумуляторные батареи делятся на 4 категории — малосурьмянистые, кальциевые, гелевые и гибридные. При выборе АБ следует учитывать не только цену, но и его функциональные возможности:
- Малосурьмянистая АБ — представляет собой обычную свинцовую батарею без добавления в состав пластин дополнительных компонентов.
- Кальциевая —у этой батареи все пластины выполнены из кальция.
- Гелевая —наполнена гелеобразным содержимым, которое заменяет обычный электролит.
- Гибридная батарея включает в состав пластины из различных материалов: плюсовая — малосурьмянистая, а минусовая с примесью серебра.
Рекомендуем: Зарядка автомобильного аккумулятора Bosch s4 silver Малосурьмянистые АБ более всего подвергаются выкипанию воды из электролита и они быстрее остальных теряют заряд. Но при этом они легко заряжаются и им не страшна глубокая разрядка. Диаметрально противоположная ситуация складывается с кальциевыми батареями.
Если такую батарею несколько раз подряд глубоко разрядить, восстановить ее будет невозможно. Оптимальным будет выбор гибридного аккумулятора. Гелевые АКБ удобны тем, что внутри находится гель, который не вытекает в перевернутом положении и не может выкипеть.
Способны выдавать максимальный пусковой ток до момента полного разряда, и они имеют свойство восстановления по окончании цикла зарядки. Один существенный минус этого вида АКБ — высокая стоимость.
На новые иномарки с качественным электроосвещением, рекомендуются устанавливать кальциевые аккумуляторы, а для стареньких моделей отечественного автопрома лучшим выбором будет малосурьмянистые аккумуляторные элементы.
Источник