- Инструкция по сбору, хранению, учёту и сдаче на переработку отработанных аккумуляторных батарей
- 1. Общие положения
- 2. Условия хранения отработанных аккумуляторных батарей
- 3. Учёт отработанных аккумуляторных батарей
- 4. Порядок сдачи и перевозки отработанных аккумуляторных батарей
- Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
- Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
- Правила хранения и утилизации отработанных батареек — RSS
- Правила хранения и утилизации отработанных батареек
- Правила хранения и утилизации отработанных батареек
- Правила накопление отхода — аккумуляторы свинцовые отработанные
- Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом — состав отхода
- Перевозка литиевых аккумуляторов
- Паспорт отходов аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные
- Учет образования и движения отхода
- Инструкция по обращению с аккумуляторами свинцовыми отработанными
- Известные способы переработки аккумуляторов
- Пирометаллургическая переработка
- Гидрометаллургическая переработка
- Утилизация литийсодержащих батарей
- Утилизация отходов аккумуляторов
- Химический состав отхода:
Инструкция по сбору, хранению, учёту и сдаче на переработку отработанных аккумуляторных батарей
1. Общие положения
1.1. Отходы II класса опасности (высоко опасные) — отработанные аккумуляторные батареи с неслитым электролитом – подлежат сбору, хранению, учёту и сдаче на переработку.
1.2. Отработанная аккумуляторная батарея (АКБ) – аккумуляторная батарея, которая не может быть использована по своему прямому назначению и должна быть утилизирована..
1.3. Серная кислота, которая находиться в отработанном аккумуляторе, опасна для окружающей среды кислотным отравлением. Загрязнение кислотой и свинцом (который тоже содержится в отработанных аккумуляторах) малопоправимы и оказывают негативное воздействие не только на окружающую среду, но и на организм человека – свинцовое отравление (перевозбудимость, быстрая утомляемость организма).
2. Условия хранения отработанных аккумуляторных батарей
2.1. Сбор отработанных АКБ осуществляется на месте их образования. Сбор осуществляется раздельно от других отходов производства и потребления.
2.2. При сборе отработанных АКБ следует соблюдать условие герметичности аккумулятора, во избежание вытекания электролита (следить за тем чтобы все пробки были плотно закрыты и затянуты).
2.3. Отработанные АКБ не должны подвергаться механическому воздействию.
2.4. Отработанные АКБ должны храниться в специально предназначенном для этого помещении. Помещение должно быть удалено от административно – бытовых зданий.
2.5. Отработанные АКБ, как отходы II класса опасности хранятся в закрытой таре (мет. бочка, мет. контейнер, дер. коробка и др.), которая должна стоять на специальном поддоне, исключающем пролитие электролита (края поддона не меньше 5 см).
2.6. В помещении, предназначенном для хранения отработанных АКБ, пол должен быть сделан из материала устойчивого в отношении химического воздействия, и не допускать сорбцию вредных веществ (кислотоустойчив).
2.7. Помещение, предназначенное для хранения отработанных АКБ должно иметь возможность проветриваться. Должна быть предусмотрена система приточно- вытяжной вентиляции.
2.8. Исключить попадание воды и посторонних предметов в тару и помещение, предназначенное для хранения отработанных АКБ.
2.9. Слив электролита с отработанного АКБ производить только на поддоне, для исключения возможности его пролива и загрязнения ОС.
2.10. Для ликвидации возможной аварийной ситуации, связанной с проливом электролита, в помещении, предназначенном для хранения необходимо предусмотреть наличие необходимого количества извести, соды, воды для нейтрализации.
2.11. В случае розлива электролита, пролитый электролит следует засыпать опилками, затем опилки собрать и удалить из помещения. Места, где был разлит электролит, нейтрализовать раствором кальцинированной соды, затем промыть водой и досуха вытереть тряпкой. Все работы производить в перчатках. Перед удалением электролита в канализацию его следует нейтрализовать раствором кальцинированной соды.
2.12. ЗАПРЕЩАЕТСЯ: Хранение в местах, к которым имеют доступ дети; Хранение на грунтовой поверхности и под открытым небом; Хранение вместе с другими отходами.
3. Учёт отработанных аккумуляторных батарей
3.1. Учёт наличия и движения отработанных АКБ организуется на всех предприятиях (организациях, учреждениях) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
3.2. Учёт ведётся в специальном журнале, где в обязательном порядке отмечается движение целых АКБ отработанных АКБ. Примерная форма журнала учёта движения АКБ и свинецсодержащих изделий на предприятии приведены в приложении № 3.1.
3.3. Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены.
3.4. Журнал учёта должен заполняться ответственным лицом (на промышленной базе, на участке строительства). Вносятся данные о поступивших целых и отработанных АКБ. Обязательно указывается марка АКБ, количество, дата приёмки и лицо которое принесло АКБ.
4. Порядок сдачи и перевозки отработанных аккумуляторных батарей
4.1. Отработанные АКБ сдаются на утилизацию в
_______________________________________________
(организация, в которую передаются отходы)
по мере накопления, но не реже 1 раза за отчётный период.
4.2. Отработанные АКБ принимаются очищенными от грязи и мусора.
4.3. Перевозка отработанных АКБ на склад
_______________________________________________
(организация, в которую передаются отходы)
производиться силами
______________________________________________
.(организация, перевозчик отходов)
4.4. При перевозке должны соблюдаться следующие требования: перевозка осуществляется специальным транспортом; Загрузка отработанных АКБ в транспортное средство выполняется бережно, бросать АКБ запрещается; Укладка осуществляется, таким образом, чтоб при движении транспортного средства отработанные АКБ не могли выпасть и разбиться;
4.5. При сдаче отработанных АКБ нужно получить от
_______________________________________________
(организация, в которую передаются отходы)
справку и акт выполненных работ, которые являются подтверждающими документами для Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов. Все полученные документы передавать инженеру – экологу в отдел охраны труда не позднее 10 числа месяца следующего за отчётным периодом.
Источник
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Правила хранения и утилизации отработанных батареек — RSS
Правила хранения и утилизации отработанных батареек
Правила хранения и утилизации отработанных батареек
Тема Всемирного дня прав потребителей — борьба с загрязнением пластиком, но актуальной остается и проблема отработанных батареек.
Что такое батарейка? Это компактный, независимый от электросети источник питания гальванического типа. Суть работы проста: две детали из разных металлов (анод изготовлен из цинка, а катод – из меди) погружаются в жидкость – электролит. В результате протекания реакций между этими частями образуется разница потенциалов – напряжение.
Вред батареек для окружающей среды серьезный. По окончанию службы источник питания отправляется в мусор. Далее с помощью мусоровоза батарея перемещается на свалку. Идет время, батарея начинает разлагаться, выделяя вредные вещества. Они наносят огромный вред экологии и человеку.
Вред батареек заключается в следующем:
Элементы питания включают в себя опасные вещества ( магний, ртуть, олово, свинец, никель, цинк, кадмий), которые способны аккумулироваться в организме, вызывая болезни.
Отработанные источники питания при сжигании выделяют вредные вещества, отравляющие людей.
Маленькие дети могут проглотить гальванический элемент и нанести себе вред.
Неправильное использование в случае замыкания чревато ожогами.
Отравленная почва не позволяет растениям жить и обогащать планету кислородом. Подобный урон земле приходится ликвидировать десятилетиями. Соли тяжелых металлов проникают в почву, дальше часть из них просачивается в грунтовые воды. Они несут всю химию прямо в реки.
Советы, как хранить батарейки:
Место хранения должно быть сухим и прохладным;
Хранить вдали от детей;
Не держите батареи с монетами, скрепками и другими подобными металлическими вещами;
Желательно выполнить сортировку элементов питания по производителям и дате;
Если пользуетесь аккумуляторными батарейками, то знайте, что их нужно держать заряженными;
Не храните пальчиковые источники энергии в железной таре;
Следите за тем, чтобы полюсы не соприкасались.
Пункты сбора отработанных батареек располагаются в учреждениях, организациях, крупных торговых центрах, высших учебных заведениях и некоторых магазинах. Часть отработанных батареек собирается при проведении экологических акций с участием общественных организаций и компаний, осуществляющих сбор вторичного сырья и имеющих лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I — IV классов опасности. Элементы питания, батареи и использованные аккумуляторы относятся к отходам 2 класса опасности и входят в Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.
Помните, что сохранение здоровья планеты и последующих поколений — это ответственность каждого из нас.
Источник
Правила накопление отхода — аккумуляторы свинцовые отработанные
Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом — состав отхода
Состав отхода (вариант 1):
- свинец и свинцово-сурьмянистые сплавы — 40-43%,
- свинца сульфат — 0,7-1,5 %,
- свинца двуокись — 15-19 %,
- сополимер пропилена — 5-7 %,
- электролит (серная кислота) — 23-29 %,
- прочие окислы свинца — 0,5 %.
Состав отхода (вариант 2):
Перевозка литиевых аккумуляторов
Аккумуляторы считаются опасным грузом, потому что в последние несколько лет участились случаи возгорания, задымления или взрыва батарей. Отдельные логистические компании специализируются на их отправке, а другие посредники не берутся за перевозку этой категории товаров.
Касаемо перевозки литиевых аккумуляторов, установлены определённые требования и ограничения. С 1 апреля 2020 года Международная ассоциация воздушного транспорта ввела существенное ограничение на пересылку литиевых батарей самолётом, а именно: в одной посылке должно быть не более 2 устройств с литиевыми батареями, причём к каждому из устройств может прилагаться не более двух литий-ионных и литий-полимерных батарей.
Обратите внимание! Отдельно аккумуляторы транспортировать нельзя. Все посылки, которые нарушают установленные правила, задерживаются таможней.
Кроме того, при перевозке литиевых батарей воздушным транспортом в багаже также действуют ограничения:
- Если удельная мощность батареи составляет не более 100 Втч и может быть предотвращено самопроизвольное срабатывание, то устройство вместе с батареей можно перевозить в ручной клади или багаже.
- Если речь идет о запасной литиевой батарее, то её можно перевозить только в ручной клади и при себе, при условии, что ее удельная мощность не более 100 Втч, она предназначена для личного пользования и защищена от короткого замыкания. В багаже запасные литиевые батареи не перевозятся.
- Если устройство содержит батареи мощностью от 100 до 160 Втч и предназначено для личного пользования, то его можно провозить при себе, в ручной клади, в багаже, но при наличии разрешения авиакомпании.
- Запасные аккумуляторы мощностью от 100 до 160 Втч, защищённые от короткого замыкания, провозят в ручной клади, при себе в количестве не более 2 штук на одного человека. Опять же потребуется разрешение авиакомпании.
- Устройство с мощностью литиевой батареи более 160 Втч перевозится только через грузовой терминал, тоже самое касается запасных литиевых батарей.
- Изделия с ионно-литиевой батареей мощностью не более 100 Втч, содержанием лития не более 2 граммов и защищенные от короткого замыкания допускается перевозить в ручной клади или при себе.
- Средства передвижения, работающие от батареи, перевозятся вместе с ней в багаже. Аккумулятор и транспортное средство должны быть закреплены, электрические цепи изолированы. Если батарея съёмная, то её снимают и перевозят в пассажирском салоне, причём емкость должна быть не более 300 Втч. В обязательном порядке требуется разрешение авиакомпании.
В МПО запрещено пересылать любые виды аккумуляторов и батарей. Но, несмотря на запреты, продавцы регулярно отправляют батарейки аккумуляторы как с устройствами, так и без них.
Паспорт отходов аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные
Более подробно о паспортизации отходов вы можете почитать здесь.
Паспорт утверждается руководителем предприятия.
еще один вариант паспорта, отличается составом:
Оборотная сторона паспорта должна содержать информацию о предприятии, у которого образуется указанный вид отхода ( с указанием всех адресов промплощадок (или объектов НВОС) в графе «местонахождение»:
Для оформления паспорта количественно-химический анализ отхода делать не требуется, состав отхода принимается по литературному источнику.
Учет образования и движения отхода
Учет образования и движения отработанных свинцовых АКБ ведется в журнале, где в обязательном порядке отмечается образование отхода и передача его на утилизацию в специализированное предприятие. Страницы журнала должны быть пронумерованы и прошнурованы. Форма журнала приведена в обязательном Приложении № 1 к настоящей инструкции. Журнал учета заполняется лицом, назначенным приказом по организации, ответственным за природоохранную деятельность в ООО «____» (далее – ответственный за ООС). Замена аккумуляторных батарей в средствах связи и оргтехники производится на основании заявок от заинтересованных подразделений организации. Акты списания с указанием типа (марки) отработанных свинцовых АКБ и их количества составляются в соответствии с наряд-заданиями, оформленными при проведении ремонта данного вида технического средства. При передаче отработанных свинцовых АКБ с площадки временного накопления в специализированное предприятие для утилизации в журнале учета образования и движения отхода 2 класса опасности «Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом» должна быть сделана запись о передаче отхода с указанием даты передачи, номера акта (справки) приема-передачи, количества и типа (марки) переданных на утилизацию аккумуляторных батарей, заверенная подписью ответственного за ООС. Оригинал акта (справки) приема-передачи отработанных АКБ передается в бухгалтерию ООО «___», его копия в обязательном порядке остается у ответственного за ООС для приложения к годовой статистической отчетности по форме 2-тп (отходы) в качестве документа, подтверждающего передачу отхода.
Инструкция по обращению с аккумуляторами свинцовыми отработанными
Инструкция по сбору, накоплению, учёту, передаче
1. Отходы II класса опасности (высоко опасные) – подлежат сбору, временному хранению, учету и сдаче на утилизацию.
2. Отработанная аккумуляторная батарея ( АКБ) – аккумуляторная батарея, которая не может быть использована по своему прямому назначению и должна быть утилизирована.
3. Серная кислота, которая находиться в отработанном аккумуляторе опасна для окружающей среды кислотным отравлением.
Загрязнение кислотой и свинцом малопоправимо и оказывает негативное воздействие не только на окружающую среду , но и на организм человека.
Условия временного хранения отработанных аккумуляторов.
1. Сбор отработанных аккумуляторов должен осуществляться раздельно от других отходов производства и потребления.
2. При сборе отработанных аккумуляторов следует соблюдать условие герметичности аккумулятора – надо следить чтобы все пробки были плотно закрыты и затянуты.
3. Отработанные АКБ не должны подвергаться механическому воздействию.
4. Отработанные АКБ должны храниться в хорошо проветриваемом, имеющим замок, специально предназначенном для этого помещении с исключением попадания воды. Пол, стены и потолок помещения должны быть выполнены из твердого, гладкого, водонепроницаемого материала ( металл, бетон, керамика и т.д.), окрашены краской. Доступ посторонних лиц должен быть исключен.
5. Отработанные аккумуляторы, как отход II класса опасности должен храниться в закрытой маркированной таре. При хранении отработанные аккумуляторные батареи устанавливают крышками вверх, при этом пробки на отработанных аккумуляторах должны находиться на своем месте и быть плотно завинчены.
6. Для ликвидации возможных аварийных ситуаций, связанных с проливом электролита, в помещении, предназначенном для хранения необходимо предусмотреть наличие необходимого количества извести, соды, воды для нейтрализации.
7. В случае розлива электролита, пролитый электролит следует промыть раствором гашеной извести, собрать и удалить из помещения; затем места, где была разлита кислота промыть водой и протереть чистой сухой тряпкой. Помещение необходимо хорошо проветрить.
8. При обращении с отработанными аккумуляторами ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
— производить их хранение на грунтовой поверхности и под открытым небом;
— производить любые действия (бросать, ударять, разбирать и т.п.) в результате которых возможно механическое повреждение или разрушение целостности корпуса отработанных аккумуляторных батарей, пролив или разбрызгивание отработанного электролита;
— уничтожать, выбрасывать в контейнер для твердых бытовых отходов.
Учет отработанных аккумуляторных батарей.
1.Учёт ведётся в специальном журнале, где в обязательном порядке отмечается движение отработанных аккумуляторных батарей.
2. Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены.
3. Журнал учёта должен заполняться ответственным лицом. Указывается количество, марка АКБ, дата приемки и лицо, которое сдает отработанные аккумуляторы.
4. Не позднее 6 числа месяца, следующего за отчетным периодом лицо, заполняющее журнал должно предоставить инженеру по ООС справку о количестве образования отработанных аккумуляторов.
1. Отработанные АКБ сдаются на утилизацию в специализированные организации, имеющие лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Известные способы переработки аккумуляторов
Батарея состоит из нескольких фракций (компоненты), каждая из которых обладает рядом уникальных свойств. Первый способ утилизации старых аккумуляторов основывается на разделении корпуса и наполнения АКБ на эти компоненты механическим методом.
Путем механического воздействия выделяются:
- ферромагнетики (сталь и прочие металлы);
- диамагнетики (полимеры, целлюлоза);
- парамагнетики (разнообразные примеси).
Переработка аккумуляторов механическим методом предполагает, что сначала устройство будет разделено на составляющие фракции, а после каждая группа компонентов пройдет индивидуальную утилизацию на специальном предприятии.
Пирометаллургическая переработка
Данный способ утилизации предполагает плавление металла в специальной печи. Преимущество метода заключается в относительной универсальности. В печах возможна рециркуляция разнообразных клеток, включая органический электролит, который содержат литий-марганцевые аккумуляторы. Утилизация АКБ такого типа происходит поэтапно:
- Прием батарей специализированными пунктами.
- Первичная подготовка устройств, доставка до промышленных установок.
- Загрузка АКБ во вращающуюся печь при температуре 1 250°.
- Испарение цинка, свинца и кадмия.
- Сбор и подготовка образовавшихся металлов.
Такая переработка также позволяет выделить из АКБ другие компоненты: медь, никель, железо, кобальт, хром, марганец.
Главными минусами пирометаллургической переработки АКБ называют малую эффективность рециркуляции и высокую вероятность формирования большого количества отходов. Но у технологии есть и другие недостатки:
- энергоемкость;
- загрязнение атмосферы пылью и газами;
- образование не до конца восстановленных никеля и кадмия (нужна дополнительная обработка).
Совокупность этих факторов является главной причиной низкой распространенности пирометаллургической утилизации АКБ.
Гидрометаллургическая переработка
Утилизация аккумуляторных батарей гидрометаллургическим методом предполагает выщелачивание предварительно обработанных компонентов АКБ. После выполняется набор физико-химических воздействий, результатом которых становится выделение ценных элементов и их переработка до стадии полуфабриката/готового коммерческого продукта.
Гидрометаллургическая переработка является многоступенчатой и энергоемкой технологией с высокой эффективностью. С ее помощью удается извлекать до 99,5% компонентов, которые в дальнейшем используются для производства новых АКБ.
Утилизация литийсодержащих батарей
Литиевые аккумуляторы преимущественно используются в источниках бесперебойного питания, а также в крупной технике и средствах связи. Полезных ресурс батарей составляет около 5 лет, после чего их необходимо сдавать в специализированные пункты приема для последующей утилизации.
Необходимость правильной переработки литийсодержащих АКБ обусловлена высокой пожароопасностью и взрывоопасностью устройств. При попадании влаги внутрь корпуса возникает короткое замыкание, которое влечет нагрев до 450° и взрыв.
Во избежание подобных ситуаций на перерабатывающих заводах применяются современную технологию утилизации:
- Разбор корпуса старого устройства с извлечением внутренних частей.
- Удаление электролита – солей лития.
- Распределение всех металлических электродов на аноды и катоды.
- Удаление с пластин всех неметаллических включений.
- Плавление меди и алюминия.
Последним этапом становится переработка пластика в гранулы для последующего использования в производстве продукции или проведения дорожно-ремонтных работ.
Утилизация отходов аккумуляторов
Отходы отработанных аккумуляторов должны передаваться организации имеющей лицензию на деятельность по обращению с отходами — на транспортирование отходов 2,3 класса опасности, на сбор отходов 2,3 класса опасности и на утилизацию отходов 2,3 класса опасности.
Не забывайте, что накапливать отходы более 11 месяцев запрещено! Своевременно передавайте отходы на утилизацию.
ГОУ (3) Паспорта на отходы (11) водный объект (8) выбросы (8) модуль природопользователя (1) население (3) обучение (2) отходы (40) отчеты (3) питьевая вода (3) плата за негативное воздействие (1) постановка на учет (4) программа ПЭК (3) сточные воды (5) удобрение (2) штрафы (10) экология (2)
Химический состав отхода:
Наименование компонента | Содержание, % |
Pb | 60,2 |
Sb | 1 |
S | 2 |
Пластмассы | 7 |
Н2SO4 | 20 |
Н2О | 9,8 |
Приказ ГУПР и ООС МПР России по Ханты-Мансийскому автономному округу № 75-Э от 16 июня 2004 г. «Об утверждении примерного компонентного состава опасных отходов, присутствующих в ФККО, которые не нуждаются в подтверждении класса опасности для окружающей природной среды».
Источник