- Cтатьи
- Дата выпуска и срок службы аккумулятора
- Параметр: дата выпуска аккумулятора
- Сколько аккумулятор пробыл в магазине
- Параметр: срок службы аккумулятора
- Грамотный уход, правильный режим, отлаженная электрика — продлеваем «жизнь» АКБ правильно
- Правильное хранение
- Правильная зарядка
- Дата изготовления аккумулятора Бош
- Маркировка АКБ
- Где нанесена дата выпуска на аккумуляторе Бош
- Расшифровка даты выпуска аккумулятора Bosch
Cтатьи
Дата выпуска и срок службы аккумулятора
Параметр: дата выпуска аккумулятора
При покупке стартерной аккумуляторной батареи (АКБ) необходимо обратить внимание на дату его выпуска. Разве это важно? Разве аккумулятору не все равно, сколько времени он пролежит на складе? Нет, не все равно, аккумулятор является одним из немногих компонентов автомобиля, имеющих «срок годности».
Всю необходимую информацию даст маркировка аккумуляторов. Но здесь есть одна тонкость — большинство производителей указывает дату изготовления аккумулятора не в привычном для нас формате, а в виде набора букв и цифр, а иногда и в виде цветовой маркировки. Почему так? Здесь дело в элементарном удобстве для самого производителя и дилерской сети: стандартизированные шифры легко и быстро читаются автоматикой, что важно для учета и логистики.
Дата изготовления аккумулятора может быть указана на фронтальной этикетке, выбита на крышке или помещена на отдельной этикетке на боковой стенке. Здесь нет стандартов, так что имеет смысл указать самые распространенные способы шифрования интересующей нас информации.
Наиболее просто маркируют свои АКБ такие производители, как MUTLU, TOPLA, STECO и ТИТАН. Обычно это последовательность цифр, каждая из которых означает число, месяц, неделю, год выпуска и другую информацию:
А с АКБ VARTA все одновременно и сложнее, и проще, потому что дата изготовления указана одним-единственным цветным кружком:
Квартал | Цвет |
I квартал 2009 года | |
II квартал 2009 года | |
III квартал 2009 года | |
IV квартал 2009 года | |
I квартал 2010 года | |
II квартал 2010 года | |
III квартал 2010 года | |
IV квартал 2010 года | |
I квартал 2011 года | |
II квартал 2011 года | |
III квартал 2011 года | |
IV квартал 2011 года | |
I квартал 2012 года | |
II квартал 2012 года | |
III квартал 2012 года | |
IV квартал 2012 года | |
Сколько аккумулятор пробыл в магазине
Теперь, зная дату изготовления аккумулятора, можно делать выбор. С осторожностью относитесь к аккумуляторам, стоявшим на витрине: они могли простоять там, на ярком свету и в тепле, многие месяцы, а это уже значительно сокращает срок службы.
Но это относится, в первую очередь, к АКБ классического исполнения, поступающим на продажу с залитым электролитом — такие аккумуляторы могут прийти в негодность за год.
Совершенно иная ситуация с сухозаряженными аккумуляторами (эти АКБ были заряжены на заводе-изготовителе, после чего с них был слит электролит, а батарея особым образом законсервирована): они не теряют своих свойств на протяжении трех-пяти лет. Но если такой аккумулятор хранился более года, то после ввода в эксплуатацию он требует подзарядки.
Параметр: срок службы аккумулятора
Сколько времени прослужит АКБ? Считается, что нормальный срок службы аккумулятора лежит в пределах 1,5 — 4 лет, а может достигать даже шести и более лет.
Нужно различать три различных срока службы: гарантийный, регламентированный и реальный. Рядового автолюбителя интересует последний параметр: срок эксплуатации аккумулятора в реальных условиях может значительно отличаться и от гарантийного (обычно это один или два года, определяется изготовителем), и от регламентированного (по ГОСТ — 18 месяцев).
В сложных условиях АКБ служит около полутора лет. Быстрый износ батареи происходит в режиме «такси» (частые разгоны и торможения, движение на короткие дистанции, стояние в пробках). В данном режиме производятся частые пуски двигателя, на что тратится значительная доля заряда батареи, но из-за коротких пробегов генератор не в состоянии обеспечить достаточную зарядку.
Быстрое исчерпание ресурса аккумулятора наблюдается и в обратной ситуации — при длительных безостановочных пробегах, особенно на высоких скоростных режимах. Здесь дело в перезаряде аккумулятора, в результате которого электролит батареи начинает «кипеть», и начинается сульфатация — образование на пластинах излишнего количества кристаллов сульфата свинца. Этот процесс приводит как к замедлению течения электрохимических процессов, так и к разрушению конструкции аккумулятора.
Грамотный уход, правильный режим, отлаженная электрика — продлеваем «жизнь» АКБ правильно
Два главных параметра АКБ — плотность электролита и напряжение на клеммах. При покупке нового аккумулятора они должны быть следующими: плотность электролита (для нашей климатической зоны) — 1,25 — 1,28 г/куб.см (лучшее значение — 1,27 г/куб.см); напряжение между клеммами — 12,5 — 12,7 В. Эти параметры должны быть и у аккумулятора во время эксплуатации.
Однако в настоящее время широкое распространение получили так называемые необслуживаемые АКБ, у которых элементарно невозможно измерить плотность электролита. Как быть с такими аккумуляторами?
Ответ очевиден — никак. Данный тип АКБ действительно нуждается в минимальном уходе, и воздействовать на него можно только зарядным устройством. Если аккумулятор постоянно недозаряжается генератором (особенно в зимнее время), то хотя бы раз в месяц такой аккумулятор необходимо ставить на зарядку, в результате чего реальный срок службы значительно возрастает.
Проще в плане продления срока службы аккумуляторы классического исполнения, в которых имеется возможность следить за уровнем и плотностью электролита. Наиболее часты ситуации, в которых уровень электролита падает (в норме электролит должен полностью укрывать пластины), а его плотность — растет. Это негативно влияет на аккумулятор, но проблема легко решается добавлением дистиллированной воды.
В описанном случае достаточно открыть пробки (устройство аккумулятора позволяет легко это сделать), и залить воду до указанной отметки (ее обычно видно, но при необходимости уровень электролита можно измерить стеклянной палочкой, идущей в комплекте с ареометром).
Слишком низкая плотность электролита указывает на значительный износ АКБ, либо на заводской брак. Если данное явление наблюдается во всех банках, а емкость, напряжение и пусковой ток ниже нормы, то этот аккумулятор следует заменить на новый.
Простым контролем напряжения и качеств электролита можно достичь значительного продления срок службы аккумулятора. Но в дело могут вмешиваться иные факторы — работа генератора, регулятора напряжения и всей электросети в целом.
Дополнительная нагрузка, подключенная к бортовой сети (особенно разного рода системы подогрева), отбирает значительную мощность у генератора, и тот не в состоянии осуществлять полноценную зарядку аккумулятора.
Зачастую проблема заключается в самом генераторе или регуляторе напряжения. При нормальной работе на клеммах регулятора должно поддерживаться напряжение 13,8 — 14,4 В. Иные показания свидетельствуют о неисправности, которую необходимо устранить.
Наконец, на срок эксплуатации АКБ влияет пробег автомобиля, хотя здесь далеко не всегда работает простая логика «больше пробег — больше износ АКБ» — определяющим фактором остается преобладающий режим движения. Поэтому при малом пробеге, но в режиме «такси», аккумулятор будет служить меньше, чем при большом пробеге, но более умеренном режиме.
Правильное хранение
Перед постановкой аккумулятора на хранение необходимо проверить напряжение на нем, и если оно недостаточно — провести полную зарядку. Также необходимо довести до нормального уровень и плотность электролита. После этого стоит обработать клеммы раствором питьевой соды, затем хорошо промыть водой и насухо вытереть — это предотвратит коррозию.
Теперь аккумулятор можно ставить в темное и прохладное место (при низкой температуре разряд батареи идет медленнее). Однако нельзя оставлять батарею на морозе — это может привести к ее физическому разрушению.
Правильная зарядка
При нормальной эксплуатации автомобиля и аккумулятора его зарядка не требуется — данную функцию выполняет генератор. Однако при постоянном недозаряде аккумулятор необходимо регулярно подключать к зарядному устройству.
Здесь важно выбрать оптимальный режим заряда, который устанавливается силой тока: чем больше зарядный ток, тем быстрее идет заряд. Однако слишком быстрый заряд негативно влияет на аккумулятор, и даже способен вывести его из строя.
Обычно зарядный ток выбирается на уровне 0,1 величины номинальной емкости. Например, если емкость АКБ составляет 45 Ач, то зарядный ток необходимо устанавливать на уровне 4,5 А. При этом время полной зарядки составит 12 — 15 часов.
При недостаточном заряде АКБ можно подзаряжать один-два раза в месяц на малом токе — порядка 1 — 2 А.
Несложные манипуляции с аккумуляторами позволяют продлить сроки их эксплуатации до четырех-шести и более лет. А это, согласитесь, очень хороший результат. Ведь АКБ — устройство не слишком дешевое, и приобретает его раз в год слишком накладно. Зачем тратить деньги, если можно просто грамотно эксплуатировать аккумулятор?
Источник
Дата изготовления аккумулятора Бош
Продолжительность хранения аккумуляторов ограничена вследствие химических процессов, протекающих внутри. Дата выпуска аккумулятора Бош определяется по маркировке – она указывается в закодированном виде на корпусе изделия. Отсутствие регулярной подзарядки и неизвестные условия хранения негативно сказываются на сохранности и неизменности его характеристик.
Маркировка АКБ
Bosch не обладает собственными заводами. Его продукцию изготавливают другие компании, одной из которых является Varta. Среди производителей нет общепринятого стандарта обозначения даты производства аккумуляторной батареи. C 2014 г.
Где нанесена дата выпуска на аккумуляторе Бош
Маркировка аккумуляторов размещается на верхней части и дублируется на лицевой наклейке. На АКБ Varta, предназначенных для дилеров и производителей автомобилей, дата выпуска наносится на минусовую клемму. Верхнее число указывает неделю производства (сквозная нумерация). Нижнее значение соответствует десятилетию выпуска. Например, если на отрицательной клемме имеются цифры 20/15, это означает выпуск аккумулятора на 20 неделе (май) 2015 г.
Расшифровка даты выпуска аккумулятора Bosch
Изделие маркируется кодом из 24 символов. Позиции 4, 5, 6 расскажут о дате выпуска. Четвертый символ указывает на год, а пятый и шестой – на месяц изготовления.
Рассмотрим случай, когда на крышке батареи выгравировано следующее: F2C6180520992 546529 82E 07. С 4 по 6 позицию занимает число 618. С помощью таблицы ниже определяем, что АКБ произведена в феврале 2016 г..
Таблица новой маркировки продукции Bosch
г.\мес. | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 |
14 | 417 | 418 | 419 | 420 | 453 | 454 | 455 | 456 | 457 | 458 | 459 | 460 |
15 | 517 | 518 | 519 | 520 | 553 | 554 | 555 | 556 | 557 | 558 | 559 | 560 |
16 | 617 | 618 | 619 | 620 | 653 | 654 | 655 | 656 | 657 | 658 | 659 | 660 |
17 | 717 | 718 | 719 | 720 | 753 | 754 | 755 | 756 | 757 | 758 | 759 | 760 |
18 | 817 | 818 | 819 | 820 | 853 | 854 | 855 | 856 | 857 | 858 | 859 | 860 |
19 | 917 | 918 | 919 | 920 | 953 | 954 | 955 | 956 | 957 | 958 | 959 | 960 |
20 | 037 | 038 | 039 | 040 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 |
21 | 137 | 138 | 139 | 140 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 |
22 | 237 | 238 | 239 | 240 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 |
23 | 337 | 338 | 339 | 340 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | 379 | 380 |
24 | 437 | 438 | 439 | 440 | 473 | 474 | 475 | 476 | 477 | 478 | 479 | 480 |
25 | 537 | 538 | 539 | 540 | 573 | 574 | 575 | 576 | 577 | 578 | 579 | 580 |
26 | 637 | 638 | 639 | 640 | 673 | 674 | 675 | 676 | 677 | 678 | 679 | 680 |
27 | 737 | 738 | 739 | 740 | 773 | 774 | 775 | 776 | 777 | 778 | 779 | 780 |
28 | 837 | 838 | 839 | 840 | 873 | 775 | 875 | 876 | 877 | 878 | 879 | 880 |
29 | 937 | 938 | 939 | 940 | 973 | 974 | 975 | 976 | 977 | 978 | 979 | 980 |
Буква в первой позиции указывает на завод, изготовивший аккумулятор:
- А – Вена;
- С – Чешска Липа (Чехия);
- E либо G – Гвардамар-Бургос (Испания);
- F либо R – Руан;
- H – Ганновер;
- S – Хальтсфред (Швеция).
Вторая позиция в коде идентифицирует конвейер завода.
Третий символ указывает категорию получателя, для которого произведена батарея:
- V – розничная продажа, поставляются не обслуживаемые варианты;
- E – для сборочной линии на автомобильном заводе;
- C – для партнера (например, Varta производит АКБ по заказу Bosch).
С помощью седьмой цифры можно узнать номер смены.
Источник