Союз солнечные батареи для

Союз солнечные батареи для

Работами по созданию 7К-ОК непосред­ственно руководили К.Д. Бушуев, М.К. Тихонравов и К.П. Феоктистов (компоновка и кон­струкция), Б.Е. Черток (комплекс бортовых систем). Ведущим конструктором 7К-ОК сначала являлся Е.А. Фролов, а затем -А.Ф. Тополь.

Корабль 7К-ОК «Союз» состоял из трех от­секов: спускаемого аппарата (СА), бытового (БО) и приборно-агрегатного отсека (ПАО). Отсеки соединялись между собой механиче­ски и на этапе спуска с орбиты разделялись с помощью пиротехнических устройств. Масса корабля составляла 6.4-6.5 т, длина (по корпусу) — 6.98 м, максимальный диа­метр — 2.72 м, объем двух жилых отсеков (БО и СА) по гермокорпусу — 10.45 м 3 , свободный объем — 6.5 м 3 . Время активного су­ществования на орбите — до 10 суток.

СА (масса — 2.8 т, максимальный диаметр — 2.2 м, длина — 2.16м, свободный объем 2.5 м 3 ) предназначался для размещения экипажа (от одного до трех космонавтов) на участке выведения на орбиту, при управлении кораб­лем в полете и во время приземления.

БО массой 1.2-1.3 т состоял из двух полу­сфер диаметром 2.2 м, соединенных цилинд­рической вставкой высотой 0.3 м, свободный объем — 4 м 3 . Он использовался как рабочий отсек, служил местом проведения экспери­ментов, отдыха и питания экипажа. БО имел два обзорных иллюминатора и два люка. Ни­жний люк предназначался для перехода эки­пажа в СА, боковой (диаметром 0.64 м) — для посадки экипажа в корабль на стартовой по­зиции и для выхода космонавтов в открытый космос. Во время этой операции весь БО ис­пользовался как шлюзовая камера. В отсеке также располагались пульты управления, приборы и агрегаты, бытовое оборудование и научная аппаратура. Снаружи на верхней части БО размещался стыковочный агрегат, а также антенны радиокомплекса.

Читайте также:  Походный аккумулятор с солнечной панелью

ПАО массой 2.7-2.8 т предназначался для размещения аппаратуры и оборудования основных бортовых систем корабля. Конст­руктивно ПАО состоял из трех отсеков: переходного (ПхО), приборного (ПО) и агрегат­ного (АО).

Отсеки корабля снаружи закрывались экранно-вакуумной теплоизоляцией (ЭВТИ) с внешним слоем из стеклоткани зеленого цвета. Все беспилотные корабли оснаща­лись системой автоматического подрыва объекта (АПО; НИИ-137, В.А. Костров).

Система ориентации и управления движе­нием (СОУД) корабля (отдел № 27 ОКБ-1, Б.В. Раушенбах) обеспечивала ориентацию корабля на орбите и выполнение маневров. Система обеспечивала также солнечную ори­ентацию, при которой корабль разворачивался так, чтобы свет падал на солнечные бата­реи. В качестве датчиков использовались трехстепенные гироскопы, датчики угловых скоростей, акселерометры, а также приборы для построения ориентации: солнечные, звездные, ионные датчики и датчики инфра­красной вертикали Земли (последние стали устанавливаться, начиная с корабля №7).

Для работы в условиях орбитального по­лета корабль 7К-ОК имел систему командной радиолинии (КРЛ), радиотелеметричес­кую систему БР-9 (НИИ-885, М.С. Рязанский), телевизионную систему «Кречет» (ВНИИТ, И.А. Росселевич), систему радиосвязи «Заря» (МНИИ РС, Ю.С. Быков), которая работала в КВ- и УКВ-диапазонах и обеспечивала связь на орбите при спуске после разделения отсеков (с помощью щелевой антенны, встро­енной в теплозащиту крышки люка СА), а также пеленгацию и связь после посадки.

В систему электропитания корабля вхо­дили: основная буферная (емкость 300 Ач) и резервная (75 Ач) серебряно-цинковые аккумуляторные батареи (АБ). Для подза­рядки буферной батареи использовались солнечные батареи, жестко закрепленные на корпусе ПАО (две панели общей площа­дью 11-14 м 2 и размахом 8-11 м). Напряже­ние электросети равнялось 24 В.

Корабли 7К-ОК оснащались радиотехни­ческой системой сближения и стыковки «Иг­ла» (НИИ-648, А.С. Мнацаканян), которая поз­воляла производить стыковку кораблей как в автоматическом режиме (основной вариант), так и в ручном (запасной вариант).

Для выполнения стыковки на корабли ус­танавливались стыковочные агрегаты двух видов: активный («штырь») и пассивный («ко­нус»). Агрегаты обеспечивали жесткое механическое стягивание и соединение электри­ческих разъемов кораблей. Внутреннего лю­ка-лаза не было, и поэтому переход космо­навтов из одного корабля в другой мог быть осуществлен только в скафандрах через от­крытый космос. В зависимости от агрегата стыковки корабли разделялись на два вида: активные (обозначались как 7К-ОК(А) и имели четные заводские номера) и пассивные (7К-ОК(П) с нечетными заводскими номерами).

Форма СА, положение его центра масс и система управления спуском (СУС) позволяли спускаемому аппарату совершать управляе­мый спуск с аэродинамическим качеством 0.25 (с перегрузкой не более 3-4 g). Управле­ние спуском осуществлялось с помощью газовых реактивных двигателей (ГРД), работаю­щих на перекиси водорода. В СУС входили два ГРД по рысканию и два ГРД по тангажу тягой по 7.5 кгс, а также два ГРД по крену тягой по 15 кгс. СА мог совершать спуск и по баллис­тической траектории (это был запасной ва­риант посадки) с перегрузкой 7-8 g и более.

Корабли 7К-ОК оснащались двумя пара­шютными системами (НИЭИ ПДС, Ф.Д. Тка­чев, с 1968 г. Н.А. Лобанов). Основная систе­ма парашютирования (ОСП) имела купол площадью 1000 м 2 , запасная система пара­шютирования (ЗСП) — купол площадью 570 м 2 . Парашюты размещались в герметич­ных контейнерах в СА, имевших форму эллиптического цилиндра (объем для ОСП 0.27 м З и 0.17 м З для ЗСП).

На кораблях 7К-ОК экипаж выполнял по­садку, находясь в спускаемом аппарате. Для этого на днище СА, под сбрасываемым ло­бовым экраном, устанавливались четыре двигателя мягкой посадки (ДМП; завод «Ис­кра», И.И. Картуков). Скорость приземления СА на ОСП составляла 6-8 м/с. ДМП включа­лись непосредственно у поверхности и гасили эту скорость до нуля. СА мог совершать посадку как на сушу, так и на воду.

Для корабля «Союз» принципиально по-новому была решена проблема спасения экипажа в случае аварии РН — была специ­ально создана система аварийного спасения (САС). Главным ее элементом была твердо­топливная двигательная установка (завод «Искра»), устанавливаемая на головной об­текатель. В отличие от «Востока», где отделе­ние корабля от РН могло быть выполнено только после выключения ее двигателей, САС «Союза» позволяла осуществить спасе­ние экипажа и на активном участке траекто­рии, при работающих двигателях ракеты.

Так как запуски «Союзов» должны были выполняться попарно с интервалом в сутки, то было решено использовать две стартовые площадки: № 1 («гагаринскую») и № 31, кото­рая использовалась для боевого дежурства МБР Р-7А и с 1964 г. — для запусков беспи­лотных КА.

Корабли 7К-ОК выводились на орбиты с апогеем 220-230 км, перигеем 180-210 км, наклонением 51.7 о и периодом обращения 88.4-88.6 мин.

Источник

Союз (космический корабль)

«Союз»
Описание
Тип корабля Пилотируемый
Экипаж от 1 до 3 чел
Автономный ресурс от 3 суток до 200 суток — в составе орбитальной станции (в зависимости от типа корабля)
Средний диаметр 2,25 м
Максимальный диаметр 2,72 м
Длина 7,9 м
Масса 7 170 кг (Союз ТМА)
Полётные данные
Космодром Байконур,СК 17П32-5 РН типа Р-7. Пл. № 1. ПУ № 5; СК 17П32-6 РН типа Р-7. Пл. № 31
Ракета-носитель Союз-ФГ
Статистика
Первый запуск 23 апреля 1967
Последний запуск
Успешных запусков 108 полётов
Неудачных запусков 2 катастрофы, 2 аварии без жертв (в том числе 1 суборбитальный полёт)
Всего запусков 110

«Союз» — наименование серии советских и российских многоместных космических кораблей для полётов по околоземной орбите. Разработчик и изготовитель корабля — РКК «Энергия».

Содержание

История создания

Ракетно-космический комплекс «Союз» начал проектироваться в 1962 году в ОКБ-1 как корабль советской программы для облёта Луны. Сначала предполагалось, что к Луне по программе «А» должна была отправиться связка из космического корабля и разгонных блоков 7К, 9К, 11К. В дальнейшем проект «А» был закрыт в пользу отдельных проектов облёта Луны по программе «Север», с использованием корабля «Зонд»/7К-Л1 (при помощи ракеты-носителя УР500К «Протон»), а также, высадки на Луне, с использованием комплекса Л3 в составе орбитального корабля-модуля 7К-ЛОК и посадочного корабля-модуля ЛК (при помощи ракеты-носителя «Н-1»), с использованием транспортных устройств, впоследствии, после закрытии Лунных программ, включая программу «Л2», переконструированны в автоматические станции «Луноход». Параллельно лунным программам на базе 7К начали делать 7К-ОК — многоцелевой трехместный орбитальный корабль (ОК), предназначенный для отработки операций маневрирования и стыковки на околоземной орбите, для проведения различных экспериментов, в том числе по переходу космонавтов из корабля в корабль через открытый космос.

Испытания 7К-ОК в спешном порядке начались в 1966 году. После отказа от программы полётов на кораблях «Восход» (с уничтожением задела трёх из четырёх готовых кораблей «Восход») — конструкторы корабля «Союз» потеряли возможность отработать технические решения для своей программы. Наступил двухгодичный перерыв в пилотируемых запусках в СССР, во время которого американцы активно осваивали космическое пространство.

Первые три беспилотных пуска кораблей «Союз» (7К-ОК № 2, известный как «Космос-133»; 7К-ОК № 1, старт которого был отложен, но привёл к срабатыванию САС и взрыву ракеты в стартовом сооружении; 7К-ОК № 3 «Космос-140») оказались полностью либо частично неудачными, были обнаружены серьёзные ошибки в конструкции корабля. Однако, четвёртый пуск был предпринят пилотируемым («Союз-1» с В. Комаровым), который оказался трагическим — космонавт погиб при спуске на Землю. Его гибель спасла жизни трем другим космонавтам, которые должны были на следующий день лететь на однотипном корабле («Союз-2А») для стыковки с кораблем «Союз-1». После аварии «Союза-1» конструкция корабля была полностью переработана для возобновления пилотируемых полётов (было выполнено 6 беспилотных пусков), и в 1967 состоялась первая, в целом удачная, автоматическая стыковка двух «Союзов» («Космос-186» и «Космос-188»), в 1968 году были возобновлены пилотируемые полёты, в 1969 году состоялись первая стыковка двух пилотируемых кораблей и групповой полёт трёх кораблей сразу, а в 1970 году — автономный полет рекордной длительности (17,8 суток). Первые шесть кораблей «Союз» и («Союз-9») были кораблями серии 7К-ОК. Также готовился к полётам вариант корабля «Союз-Контакт» для отработки систем стыковки кораблей-модулей 7К-ЛОК и ЛК лунного экспедиционного комплекса Л3. В связи с недоведением лунно-посадочной программы Л3 до стадии пилотируемых полётов, необходимость полётов Союза-Контакта отпала.

В 1969 году началась работа над созданием долговременной орбитальной станции (ДОС) «Салют». Для доставки экипажа в кратчайшие сроки был спроектирован корабль 7КТ-ОК (Т — транспортный). Новый корабль отличался от предыдущих наличием стыковочного узла новой конструкции с внутренним люком-лазом и дополнительными системами связи на борту. Время автономного полёта корабля составляло до 3,2 суток, а в составе орбитальной станции — до 60 суток. Третий корабль этого типа («Союз-10») не выполнил поставленную перед ним задачу. Стыковка со станцией была осуществлена, но в результате повреждения стыковочного узла люк корабля был заблокирован, что сделало невозможным переход экипажа на станцию. Во время четвёртого полёта корабля этого типа («Союз-11») из-за разгерметизации на участке спуска погибли Г. Добровольский, В. Волков и В. Пацаев, так как они были без скафандров. После аварии «Союза-11» от развития 7К-ОК/7КТ-ОК отказались, корабль был переделан (внесены изменения в компоновку СА для размещения космонавтов в скафандрах). Из-за возросшей массы систем жизнеобеспечения новый вариант корабля 7К-Т стал двухместным, лишился солнечных батарей. Этот корабль стал «рабочей лошадкой» советской космонавтики 1970-х: 29 экспедиций на станции «Салют» и «Алмаз». Версия корабля 7К-ТМ (М — модифицированный) использовалась в совместном полёте с американским «Аполлоном» по программе ЭПАС. Четыре корабля «Союз», официально стартовавшие после аварии «Союза-11» имели в своей конструкции солнечные батареи различных типов, однако это были другие версии корабля «Союз» — 7К-ТМ («Союз-16», «Союз-19»), 7К-МФ6 («Союз-22») и модификация 7К-Т — 7К-Т-АФ без стыковочного узла («Союз-13»).

С 1968 г. ЦКБЭМ модифицировал и производил космические корабли серии «Союз» 7К-С. 7К-С дорабатывался в течение 10 лет и к 1979 году стал кораблём 7К-СТ «Союз Т», причём в небольшой переходный период космонавты летали одновременно на новом 7К-СТ и устаревшем 7К-Т.

Дальнейшая эволюция систем корабля 7К-СТ привела к модификации 7К-СТМ «Союз ТМ»: новая двигательная установка, улучшенная парашютная система, система сближения и т. д. Первый полёт «Союз ТМ» был совершён 21 мая 1986 года к станции «Мир», последний «Союз ТМ-34» — в 2002 к МКС.

В настоящее время эксплуатируется модификация корабля 7К-СТМА «Союз ТМА» (А — антропометрический). Корабль по требованиям NASA был доработан применительно к полётам на «МКС». На нём могут работать космонавты, которые не смогли бы поместиться в «Союз ТМ» по росту. Пульт космонавтов был заменён на новый, с современной элементной базой, улучшена парашютная система, уменьшена теплозащита. Последний запуск корабля данной модификации Союз ТМА-22 состоялся 14 ноября 2011 года.

Кроме «Союз ТМА», сегодня для полётов в космос используются корабли новой серии 7К-СТМА-М «Союз ТМА-М» («Союз ТМАЦ») (Ц — цифровой). На нём заменили БЦВМ Аргон-16 на ЦВМ-101 (она легче на 68 кг и значительно компактнее) и бортовую аналоговую систему телеметрии на более компактную цифровую систему MBITS в целях улучшения интеграции с бортовой системой управления «МКС». Модернизация корабля предусматривает расширения возможностей корабля в автономном полёте и при аварийном спуске. Первый запуск корабля данного типа с экипажем на борту состоялся 7 октября 2010 года — Союз ТМА-М, а стыковка с «МКС» — 10 октября 2010 года. Не считая «цифровизации», данная модификация корабля является весьма незначительной по масштабу (выполнение требований NASA в части совместимости с «МКС») и уступает не только варианту проекта модернизации корабля 1990-х годов — «Союз ТММ», но и облегченной версии этого проекта «Союз ТМС».

Разработчиком и изготовителем кораблей семейства «Союз» с 1960-х и по настоящее время является ракетно-космическая корпорация «Энергия». Производство кораблей осуществляется на головном предприятии корпорации в Королёве, а испытания и подготовка кораблей к запуску — в монтажно-испытательном корпусе (МИК) предприятия на 254-й площадке космодрома Байконур.

Устройство

Корабли семейства состоят из трёх модулей: приборно-агрегатного отсека (ПАО), спускаемого аппарата (СА), бытового отсека (БО).

В ПАО находится комбинированная двигательная установка, топливо для неё, служебные системы. Длина отсека 2,26 м, основной диаметр 2,15 м, максимальный диаметр 2,72 м Двигательная установка состоит из 28 ДПО (двигатели причаливания и ориентации) по 14 на каждом коллекторе, из которых часть имеет тягу 13,3 кгс, часть (12 штук) — 2,7 кгс, а также сближающе-корректирующего двигателя (СКД) тягой 300 кгс. СКД предназначен для орбитального маневрирования и схода с орбиты. Работает на тетраоксиде диазота и несимметричном диметилгидразине . Корабли 7К-ОК и 7К-Т были оборудованы КТДУ-35 (корректирующе-тормозная двигательная установка) тягой 4 кН и удельным импульсом (УИ) 282 с. Фактически стояли 2 независимые КТДУ — основная и резервная.

Система энергоснабжения состоит из солнечных батарей и аккумуляторов. До аварии «Союза-11» стояли батареи размахом 9,80 м и площадью 14 м². Система обеспечивала среднюю мощность — 500 Вт. После аварии их убрали ради экономии веса и оставили аккумуляторные батареи на 18 кВт·ч, которых хватало на два дня автономного полёта. Для программы «Союз-Аполлон» использовалась модификация с батарей площадью 8,33 м² на 0,8 кВт. Современные «Союзы» оснащены батареями размахом 10 м и площадью 10 м², что даёт среднюю мощность около 1 кВт.

В спускаемом аппарате находятся места для космонавтов, системы жизнеобеспечения, управления, парашютная система. Длина отсека 2,24 м, диаметр 2,2 м, жилой объём 3,5 м³. Под теплозащитным экраном расположены двигатели мягкой посадки, на внешней поверхности — перекисные двигатели управления спуском, управляющие ориентацией СА во время полёта в атмосфере. Это позволяет использовать аэродинамическое качество СА и снизить перегрузки. В СА помимо космонавтов можно вернуть на землю 100 кг груза («Союз-ТМА»). СА покрыт теплозащитой на основе абляционных материалов.

Бытовой отсек имеет длину 3,4 м, диаметр 2,25 м, объём 5 м³. Он оснащен стыковочным узлом и системой сближения (ранее «Игла», теперь «Курс»). В герметичном объёме БО располагаются грузы для станции, иная полезная нагрузка, ряд систем жизнеобеспечения, в частности туалет. Через посадочный люк на боковой поверхности БО космонавты входят в корабль на стартовой позиции космодрома. БО может быть использован при шлюзовании в открытый космос в скафандрах типа «Орлан» через посадочный люк.

Основные характеристики

Название ПАО, кг СА, кг БО, кг Всего, кг
«Союз» 7К-ОК 2650 2810 1110 6560
«Союз» 7К-Т 2700 2850 1350 6800
«Союз» 7К-ТМ 2654 2802 1224 6680
«Союз Т» 2750 3000 1100 6850
«Союз ТМ» 2950 2850 1450 7250
«Союз ТМА» 2900 2950 1370 7170
«Союз ТМА-М» 2900 7220
«Союз ТМА-МС»

Союз Т

Транспортный пилотируемый корабль «Союз Т» является модификацией корабля «Союз 7К-СТ» Усовершенствован спускаемый аппарат — удалось снова увеличить экипаж до трёх человек — на этот раз в скафандрах. Кроме того, в этой модификации снова были добавлены солнечные батареи.

Союз ТМ

Для корабля «Союз ТМ» была разработана новая КТДУ-80 той же тяги, но имеющая несколько режимов работы — большой и малой тяги и УИ 286—326 с. Резервный двигатель убрали, а ДПО и СКД объединили в одну систему с общими баками наддува. Потребность в резервном двигателе отпала, поскольку с переводом ДПО на двухкомпонентное топливо из объединённой системы появилась возможность схода с орбиты с использованием только ДПО при отказе КТДУ. У исходного корабля «Союз» ДПО работали на отдельном топливе (перекиси водорода) и не располагали достаточной характеристической скоростью для схода с орбиты без КТДУ. Больше того, при энергичном маневрировании топливо ДПО могло быть израсходовано достаточно быстро, что несколько раз (например, в полёте «Союза-3») приводило к срыву программы полёта.

В ПАО также размещены баки с топливом. В самых первых «Союзах» они вмещали 500 кг топлива, у Союза-ТМ — 880 кг, у ТМА — 900 кг. В ПАО установлены баллоны высокого давления (около 300 атм) с гелием для наддува баков.

Союз ТМА

Транспортный пилотируемый корабль «Союз ТМА» (А — антропометрический) является модификацией корабля «Союз ТМ». Основные доработки корабля «Союз ТМ» связаны с выполнением требований по расширению диапазона антропометрических параметров экипажа до значений, приемлемыx для американского контингента астронавтов, и повышению степени защиты экипажа от ударных нагрузок путём снижения посадочных скоростей и усовершенствования амортизации его кресел. [1]

Основные доработки (по компоновке, конструкции и бортовым системам спускаемого аппарата (СА) без увеличения его габаритов):

  • Установлены три вновь разработанных удлинённых кресла «Казбек-УМ» с новыми четырёхрежимными амортизаторами, которые обеспечивают регулировку амортизатора в зависимости от массы астронавта.
  • Проведена перекомпоновка оборудования в надкресельной и подкресельной зонах СА, позволяющая разместить удлинённые кресла и астронавтов с увеличенной антропометрией, и расширить зону прохода через входной люк-лаз. В частности, установлены новый уменьшенный по высоте пульт управления, новый xолодильно-сушильный агрегат, cистема запоминания информации и другие новые или дорабатываемые cистемы.
  • На корпуcе CА в зоне подножек правого и левого кресел организованы выштамповки глубиной около 30 мм, которые позволили разместить рослыx космонавтов и иx удлиненные кресла. Соответственно изменились силовой набоp корпуcа и прокладка трубопроводов и кабелей.
  • В минимальной степени доработаны элементы корпуса СА, приборной рамы и кронштейны. Кабина экипажа по возможности была «расчищена» от выступающиx элементов — их перенесли в более удобные места, переделали блок клапанов cистемы подачи кислорода в скафандpы.
  • Проведены доработки комплекса средств приземления:
    • заменены два (из 6-ти однорежимных) двигателя мягкой посадки (ДМП) на два новых трёхрежимных (ДМП-М);
    • для уменьшения погрешностей измерения гамма-высотомер «Кактус-1В» заменён на новый прибор «Кактус-2В».
  • отдельные системы и агрегаты.

Союз ТМА-М

Транспортный пилотируемый корабль (ТПК) новой серии «Союз ТМА-М» создан на базе корабля «Союз ТМА». Модернизация корабля коснулась, в первую очередь, бортовой цифровой вычислительной машины и системы передачи телеметрической информации. Ранее на космических кораблях «Союз» использовалась аналоговая система передачи телеметрической информации, тогда как на «Союзе ТМА-М» установлена цифровая, отличающаяся большей компактностью, а бортовой компьютер относится к классу ЦВМ-101 — более совершенному, чем машины, стоявшие на предыдущих поколениях «Союзов». [1] [2]

    В системе управления движением и навигации (СУДН) корабля новой серии установлено 5 новых приборов общей массой

42 кг (вместо 6 приборов общей массой

101 кг). При этом электропотребление СУДН снижено до 105 Вт (вместо 402 Вт);
В составе модифицированной СУДН используются центральная вычислительная машина (ЦВМ) с устройством сопряжения суммарной массой

26 кг и электропотреблением 80 Вт. Производительность ЦВМ — 8 млн операций в секунду, ёмкость оперативной памяти 2000 Кб. Существенно увеличен ресурс, который составляет 35 тыс. часов. Заложен 50%-й запас вычислительных средств;
В системе бортовых измерений (СБИ) корабля установлено 14 новых приборов общей массой

28 кг (вместо 30 приборов общей массой

70 кг) при той же информативности. Введён режим обмена информацией с бортовыми вычислительными средствами (БВС);

  • Снижено электропотребление СБИ: в режиме непосредственной передачи телеметрической информации — до 85 Вт (вместо 115 Вт), в режиме записи — до 29 Вт (вместо 84 Вт) и в режиме воспроизведения — до 85 Вт (вместо 140 Вт);
  • Система обеспечения теплового режима (СОТР):

    • обеспечено жидкостное термостатирование приборов БВС СУДН путём установки в приборном отсеке (ПО) корабля трёх термоплат;
    • доработан контур навесного радиатора СОТР для подключения термоплат термостатирования новых приборов СУДН, расположенных в ПО;
    • установлен в контур навесного радиатора СОТР электронасосный агрегат повышенной производительности;
    • заменён жидкостно-жидкостный теплообменник с целью улучшения жидкостного термостатирования корабля на стартовом комплексе в связи с введением в состав корабля новых приборов, требующих термостатирования.

    Система управления движением и навигации (СУДН):

    • доработан блок автоматики двигателей причаливания и ориентации (БА ДПО) с целью обеспечения совместимости с новыми бортовыми вычислительными средствами;
    • доработано программное обеспечение вычислительных средств спускаемого аппарата корабля.

    Система управления бортовым комплексом (СУБК):

    • доработаны блок обработки команд и командная матрица в целях обеспечения заданной логики управления вводимыми приборами СУДН и СБИ;
    • заменены автоматы защиты в блоках силовой коммутации для обеспечения электропитания вводимых приборов СУДН и СБИ.
    • внедрено новое программное обеспечение, учитывающее изменение командной и сигнальной информации при модернизации бортовых систем.

    Усовершенствования конструкция корабля и интерфейсов с МКС:

    • заменен магниевый сплав приборной рамы ПО на алюминиевый сплав для улучшения технологичности изготовления;
    • введены дублированные мультиплексные каналы для обмена информацией между БВС корабля и БВС Российского сегмента МКС.
    • заменены 36 устаревших приборов на 19 приборов новой разработки;
    • доработаны СУБК и СОТР в части обеспечения управления, электропитания и термостатирования вводимых новых приборов;
    • дополнительно усовершенствована конструкция корабля для улучшения технологичности его изготовления;
    • уменьшена на 70 кг масса конструкции корабля, что позволит проводить дальнейшее совершенствование его характеристик.

    Союз ТМА-МС

    Новая модернизированная версия космического корабля «Союз ТМА-М». Обновление затронет практически каждую систему пилотируемого корабля.

    Основные пункты программы модернизации космического корабля: [3]

    • энергоотдача солнечных батарей, будет повышена за счёт применения более эффективных фотоэлектрических преобразователей;
    • надёжность сближения и стыковки корабля с космической станцией за счёт изменения установки двигателей причаливания и ориентации. Новая схема этих двигателей позволит выполнить сближение и стыковку даже в случае отказа одного из двигателей и обеспечить спуск пилотируемого корабля при любых двух отказах двигателей; [4]
    • новая система связи и пеленгации, которая позволит помимо улучшения качества радиосвязи, облегчить поиск спускаемого аппарата, приземлившегося в любой точке Земного шара.

    На модернизированном «Союз ТМА-МС» будут установлены датчики системы ГЛОНАСС. На этапе парашютирования и после посадки спускаемого аппарата его координаты, полученные по данным ГЛОНАСС/GPS, будут передаваться по спутниковой системе Коспас-Сарсат в ЦУП.

    «Союз ТМА-МС» станет последней модификацией «Союза». Корабль будет использоваться для пилотируемых полётов до тех пор, пока на смену ему не придёт корабль нового поколения. [5]

    Проведение доработок являются одним из мероприятий, направленных на создание пилотируемого транспортного корабля нового поколения. Лётная сертификация новых приборов и оборудования, на модернизированных транспортных пилотируемых кораблях «Союз», позволит принять соответствующие решения применительно к ПТК НП. [6]

    Военные проекты

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

    В начале-середине 1960-х годов создание космических кораблей СССР в рамках программ: «А»/«СЕВЕР», было подчинено двум задачам: полет человека на Луну (как с посадкой на лунную поверхность, так и без неё) и выполнение программ Министерства обороны СССР. В частности, в рамках программы «СЕВЕР» были спроектированы инспектор космических объектов — «7К-П» («Союз-П») «Перехватчик» и его модификация — боевой ударный корабль с ракетным вооружением 7К-ППК («Союз-ППК») «Пилотируемый перехватчик».

    В 1962 г. был спроектирован инспектор космических объектов — «7К-П», который должен был решать задачи осмотра и вывода из строя космических аппаратов противника. Этот проект получил поддержку военного руководства, поскольку были известны планы США по созданию военной орбитальной станции Manned Orbiting Laboratory и маневрирующий космический перехватчик «Союз-П» был бы идеальным средством для борьбы с такими станциями.

    Первоначально предполагалось, что «Союз-П» будет обеспечивать сближение корабля с вражеским космическим объектом и выход космонавтов в открытый космос с целью обследования объекта, после чего, в зависимости от результатов осмотра, космонавты либо выведут объект из строя путём механического воздействия, либо «снимут» его с орбиты, поместив в контейнер корабля. Затем от такого технически сложного проекта отказались, так как существовало опасение, что при таком варианте космонавты могут стать жертвами мин-ловушек.

    В дальнейшем конструкторы изменили концепцию применения космического корабля. Предполагалось создать модификацию корабля — 7К-ППК («Пилотируемый перехватчик») на двух космонавтов, оснащенный восемью небольшими ракетами. Он должен был сблизиться с космическим аппаратом противника, после чего космонавты, не покидая свой корабль, должны были визуально и с помощью бортовой аппаратуры обследовать объект и принять решение об его уничтожении. Если такое решение принималось, то корабль должен был удалиться на расстояние километра от цели и расстрелять её с помощью бортовых мини-ракет.

    Однако от планов создания кораблей-перехватчиков «Союз-П/ППК» впоследствии отказались, в связи с отказом американцев от работ по собственному проекту MOL Manned Orbiting Laboratory. На основе проекта «7К-ОК» разрабатывался военный корабль «Союз-Р» («Разведчик»), а затем на его основе — «Союз-ВИ» («Военный исследователь»). Проект корабля «7К-ВИ» («Союз-ВИ») появился во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 24 августа 1965 года, предписывающего ускорить работы по созданию военных орбитальных систем. Конструкторы корабля «7К-ВИ» обещали военным создать универсальный боевой корабль, который мог осуществлять визуальную разведку, фоторазведку, совершать манёвры для сближения и уничтожения космических аппаратов врага.

    В 1967 г. Д. И. Козлов, на тот момент руководитель Куйбышевского филиала ОКБ-1, после неудачных запусков 7К-ОК (гибель космонавта В. М. Комарова, а также, аварии и неудачи в программе полётов беспилотных кораблей типа «Союз» и соответственно невозможностью ЦКБЭМ заниматься лунной и военной программами одновременно) — полностью перекомпоновал и модифицировал переданный в его КБ первоначальный проект «7К-ВИ». Новая модель космического корабля «НР-23 — модификация хвостового орудия реактивного бомбардировщика «Ту-22», доработанная специально для стрельбы в вакууме. Ещё одним новшеством, примененным на «Звезде», стала энергоустановка на базе радиоизотопного источника энергии.

    Данная модификация могла стать основой для дальнейшего развития кораблей «Союз», но руководитель ОКБ-1 (ЦКБЭМ) В. П. Мишин, занявший этот пост после смерти С. П. Королева, используя весь свой авторитет и государственные связи, добился отмены всех полётов «7К-ВИ» и закрыл этот проект, пообещав создать «7К-ВИ/ОИС» путём незначительных модификаций устаревшего 7К-ОК. Позднее было принято окончательное решение, что нет смысла создавать сложную и дорогую модификацию уже существующего корабля «7К-ОК», если последний вполне способен справиться со всеми задачами, которые могут поставить перед ним военные. Другим аргументом стало то, что нельзя распылять силы и средства в ситуации, когда Советский Союз может утратить лидерство в «лунной гонке». Кроме того, руководители ЦКБЭМ не хотели терять монополию на пилотируемые полёты в космос. В конечном итоге, все проекты военного использования пилотируемого космического корабля в Куйбышевском филиале ОКБ-1 были тихо прикрыты в пользу беспилотных систем. [7] [8]

    Проект 7К-Р, также, стал основой для разработки транспортной космической системы — 7К-ТК, отвергнутого Челомеем из-за своих низких транспортных возможностей для своей станции «Алмаз» и побудивший его на разработку собственного транспортного корабля — ТКС. [источник не указан 587 дней]

    Впрочем, существует и другое мнение, что Челомей изначально проектировал замкнутую систему «Алмаз», запускаемую на УР-500 («Протон») с пилотируемым тяжёлым 20-тонным ТКС («Транспортный корабль снабжения»), стартуемым с 92-й площадки Байконура.

    В конце 1960-х началось проектирование серии кораблей 7К-С (7К-С-I и 7К-С-II) изначально для нужд Министерства обороны СССР, в том числе полётов на военную станцию КБ Челомея «Алмаз». 7К-С отличался значительно усовершенствоваными системами (цифровая ЭВМ Аргон-16, новая система управления, объединённая двигательная установка). Затем от военного использования 7К-С отказались (программа испытаний была полностью выполнена, хотя и с большими задержками) в пользу более перспективной серии тяжёлых орбитальных кораблей ТКС («Транспортный корабль снабжения») КБ Челомея, и транспортная модификация военного корабля по программе 7К-С — 7К-СТ под именем «Союз-Т» обеспечивал гражданские миссии на орбите.

    Транспортная модификация кораблей серии 7К-С — 7К-СТ «Союз-Т» летала на станции Салют-6 и Салют-7. За счет усовершенствования спускаемого аппарата удалось снова увеличить экипаж до трёх человек (в скафандрах). Кроме того, в этой модификации были возвращены солнечные батареи.

    Источник

    Оцените статью