- Проверка и испытания аккумуляторных батарей
- Тема 3.6: Проверка и испытания аккумуляторных батарей
- Испытание аккумуляторных батарей
- Содержание материала
- Нормы приемо-сдаточных испытаний аккумуляторных батарей.
- ПУЭ 7. Правила устройства электроустановок. Издание 7
- Раздел 1. Общие правила
- Глава 1.8. Нормы приемо-сдаточных испытаний
- Аккумуляторные батареи
Проверка и испытания аккумуляторных батарей
При проведении проверки и испытаний аккумуляторных батарей на электрических подстанциях измеряют сопротивление изоляции батареи, проводят проверку ее емкости, проверку плотности и температуры электролита в каждой банке и проверка напряжения каждого элемента аккумуляторной батареи.
Измерение сопротивления изоляции аккумуляторной батареи
Измерение сопротивления изоляции аккумуляторной батареи производится мегаомметром на напряжение 500 — 1000 В или методом вольтметра по схеме рис. 1.
Рис. 1. Измерение сопротивления изоляции аккумуляторной батареи вольтметром.
Измеряются поочередно напряжение между полюсами батареи и напряжение каждого полюса по отношению к «земле».
Измерения должны производиться одним вольтметром класса точности не ниже 1 с известным внутренним сопротивлением — не ниже 50 000 Ом.
Сопротивление изоляции, Ом,
R из = ( U /( U1 + U2) — 1 ) х R пр,
где U — напряжение между полюсами аккумуляторной батареи, В; U1 — напряжение между «плюсом» аккумуляторной батареи и «землей», В, U2 — напряжение между «минусом» аккумуляторной батареи и «землей», В, Rпp — внутреннее сопротивление вольтметра, Ом.
Сопротивление изоляции батареи должно быть не менее:
Номинальное напряжение, В | 24 | 48 | 110 | 220 |
Сопротивление изоляции, кОм | 14 | 25 | 50 | 100 |
Проверка емкости отформованной батареи
Аккумуляторная батарея заряжается до получения (в течение 1 ч) напряжения элемента, равного 2,6 — 2,75 В, и возникновения сильного выделения газов на всех пластинах.
Через 30 мин после окончания заряда производится контрольный разряд током 3-или 10-часового режима для кислотных и 8-часового режима для щелочных аккумуляторов.
Разряд ведется на нагрузочное сопротивление или на зарядный генератор, переводимый в двигательный режим снижением тока возбуждения.
Во время контрольного разряда ежечасно измеряют: напряжение на зажимах каждого элемента и всей аккумуляторной батареи, разрядный ток, плотность электролита в элементах, температуру электролита в контрольных элементах.
Разряд ведется до снижения напряжения на зажимах элемента до 1,8 В.
Если хотя бы на одном элементе аккумуляторной батареи напряжение окажется ниже 1,8 В, разряд должен быть прекращен.
Полученную в результате разряда емкость в ампер-часах приводят к температуре +25 °С по формуле
С25 = С t / (1 + 0 ,008 ( t — 25)) ,
где t — средняя температура электролита при разряде, °С, Ct — емкость, полученная при разряде, А-ч, С25 — емкость, приведенная к температуре +25°С, А-ч; 0,008 — температурный коэффициент.
Полученная в результате контрольного разряда емкость аккумуляторной батареи, приведенная к температуре +25 °С, должна соответствовать данным предприятия-изготовителя.
Проверка плотности и температуры электролита в каждой банке
Плотность электролита в конце заряда должна находиться в пределах 1,2 — 1,21 в элементах с пластинами поверхностной конструкции (С и СК) и 1,24 в элементах с панцирными пластинами (СП и СПК), температура — не выше +40 о С.
Плотность электролита в конце контрольного разряда аккумуляторной батареи должна быть не менее 1,145 в элементах С и СК и не менее 1,185 в элементах СП и СПК.
Проверка напряжения каждого элемента аккумуляторной батареи
Отстающих элементов должно быть не более 5 % их общего количества. Напряжение отстающих элементов в конце раз ряда не должно отличаться более чем на 1 — 1,5 % среднего напряжения остальных элементов.
Напряжение в конце разряда должно быть для аккумуляторов типа С (СК) при 3-, 10-часовом режиме разряда — не ниже 1,8 В и при 0,5, 1, 2-часовом режиме разряда — не ниже 1,75 В.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Источник
Тема 3.6: Проверка и испытания аккумуляторных батарей
1. Измерение сопротивления изоляции аккумуляторной батареи производится мегаомметром на напряжение 500-1000 В или методом вольтметра по схеме рис. 4-38.
Измеряются поочередно напряжение между полюсами батареи и напряжение каждого полюса по отношению к «земле».
Измерения должны производиться одним вольтметром класса точности не ниже 1 с известным внутренним сопротивлением — не ниже 50 000 Ом.
Сопротивление изоляции, Ом,
где U — напряжение между полюсами батареи, В; U1 — напряжение между «плюсом» батареи и «землей», В; U2 — напряжение между «минусом» батареи и «землей», В; Rпр — внутреннее сопротивление вольтметра, Ом.
Сопротивление изоляции батареи должно быть не менее:
2. Проверка емкости отформованной батареи. Аккумуляторная батарея заряжается до получения (в течение 1 ч) напряжения элемента, равного 2,6-2,75 В, и возникновения сильного выделения газов на всех пластинах.
Через 30 мин после окончания заряда производится контрольный разряд током 3-или 10-часового режима для кислотных и 8-часового режима для щелочных аккумуляторов.
Разряд ведется на нагрузочное сопротивление или на зарядный генератор, переводимый в двигательный режим снижением тока возбуждения.
Во время контрольного разряда ежечасно измеряют: напряжение на зажимах каждого элемента и всей батареи; разрядный ток, плотность электролита в элементах, температуру электролита в контрольных элементах.
Разряд ведется до снижения напряжения на зажимах элемента до 1,8 В.
Если хотя бы на одном элементе напряжение окажется ниже 1,8 В, разряд должен быть прекращен.
Полученную в результате разряда емкость в ампер-часах приводят к температуре +25 °С по формуле
где t — средняя температура электролита при разряде, °С; Ct — емкость, полученная при разряде, А-ч; С25— емкость, приведенная к температуре +25°С, Ач; 0,008 — температурный коэффициент.
Полученная в результате контрольного разряда емкость батареи, приведенная к температуре +25 °С, должна соответствовать данным завода-изготовителя.
3. Проверка плотности и температуры электролита в каждой банке. Плотность электролита в конце заряда должна находиться в пределах 1,2-1,21 в элементах с пластинами поверхностной конструкции (С и СК) и 1,24 в элементах с панцирными пластинами (СП и СПК); температура — не выше +40 °С.
Плотность электролита в конце контрольного разряда батареи должна быть не менее 1,145 в элементах С и СК и не менее 1,185 в элементах СП и СПК
4. Проверка напряжения каждого элемента батареи. Отстающих элементов должно быть не более 5 % их общего количества. Напряжение отстающих элементов в конце разряда не должно отличаться более чем на 1- 1,5% среднего напряжения остальных элементов.
Напряжение в конце разряда должно быть для аккумуляторов типа С (СК) при 3-, 10-часовом режиме разряда — не ниже 1,8 В и при 0,5-; 1-; 2-часовом режиме разряда — не ниже 1,75 В.
Источник
Испытание аккумуляторных батарей
Содержание материала
В электроустановках в качестве источника постоянного тока широкое применение находят электрические аккумуляторы. В зависимости от требований, предъявляемых к аккумуляторам, они классифицируются:
— по назначению — на стационарные, стартерные, авиационные, тяговые, железнодорожные и др.;
— по принципу выполнения электрохимической системы — на кислотные и щелочные;
— по конструкции сосудов — на открытые, герметичные, закрытые, ударопрочные, сейсмоударные и др.
Для стационарных установок наибольшее распространение получили аккумуляторные батареи, собираемые из аккумуляторов С, СК, СКЭ, СН, НК, НЖ, ТНЖ. В типах аккумуляторов буквы обозначают: С — стационарных для длительных режимов разряда; СК — то же, но коротких режимов разряда; Э — с эбонитовым баком; Н — закрытого исполнения с намазными пластинами; НК — никель-кадмиевый; НЖ — никель-железный; Т — тяговый.
Приемо-сдаточные испытания аккумуляторных батарей осуществляется после окончания всех строительных и электромонтажных работ.
В процессе формирования аккумуляторных батарей производится замер сопротивления изоляции, анализ качества и плотности электролита, а также определение ем кости батареи при контрольном разряде. Результаты замеров и испытаний оформляются соответствующими протоколами.
Нормы приемо-сдаточных испытаний аккумуляторных батарей.
Объем приемо-сдаточных испытаний аккумуляторных батарей.
В соответствии с требованиями ПУЭ законченная монтажом аккумуляторная батарея испытывается в полном объеме:
1. Измерения сопротивления изоляции.
2. Проверка емкости отформованной аккумуляторной батареи.
3. Проверка плотности и температуры электролита.
4. Химический анализ электролита.
5. Измерение напряжения на элементах.
Измерение сопротивления изоляции.
Измерение производится методом вольтметра по схеме рис.20.1.
Рис. 20.1. Измерение сопротивления аккумуляторной батареи вольтметром.
Измеряются поочередно напряжение между полюсами батареи и напряжение каждого полюса по отношению к «земле» при полностью снятой нагрузке.
Измерения должны производится одним вольтметром класса точности не ниже 1 и с известным внутренним сопротивлением, но не менее 0,5 МОм.
Сопротивление изоляции R„определяется по формуле
где Rq — внутреннее сопротивление вольтметра, Ом; U — напряжение между полюсами батареи, В; U1 — напряжение между «плюсом» батареи и «землей», В; U2 — напряжение между «минусом» батареи и «землей», В.
Сопротивление изоляции батареи должно быть не менее:
Номинальное напряжение, В
Сопротивление изоляции, кОм
Проверка емкости отформованной аккумуляторной батареи.
Через 30 мин после окончания формирования аккумуляторной батареи производится контрольный разряд током 3- или 10-часового режима для кислотных и 8-часового режима для щелочных аккумуляторов. Разряд ведется на нагрузочный реостат или на зарядный генератор, переводимый в двигательный режим снижения тока возбуждения.
Во время контрольного разряда ежечасно измеряют: напряжение на зажимах каждого элемента и всей батареи, разрядный ток, плотность и температуру электролита в элементах. Разряд ведется до снижения напряжения на зажимах элемента до 1,8 В ки слотных батарей и до 1,0 В щелочных батарей. Если хотя бы на одном элементе напряжение окажется ниже указанных величин, то разряд аккумуляторной батареи прекращается.
Полученную в результате разряда емкость приводят к стандартной температуре электролита 25 °С по формуле
где t — средняя температура электролита при разряде, °С; Сt — емкость, полученная при разряде, А·ч; C25 — емкость, приведенная к температуре 25°С, А·ч; 0,008 — температурный коэффициент.
Полученная в результате контрольного разряда емкость батареи, приведенная к температуре +25 °С, должна соответствовать данным завода-изготовителя.
Проверка плотности и температуры электролита.
Плотность и температуру электролита каждого элемента в конце заряда и контрольного разряда батареи измеряют ареометром и термометром.
Плотность и температура электролита должны соответствовать данным завода-изготовителя. Температура электролита при заряде должна быть не выше 40 °С.
Химический анализ электролита.
Электролит для заливки кислотных аккумуляторных батарей должен готовиться из серной аккумуляторной кислоты сорта А по ГОСТ 667-73* и дистиллированной воды по ГОСТ 6709-72. Содержание примесей и нелетучего остатка в разветвленном кислот ном электролите не должно превышать значений, приведенных ниже.
Окраска согласно колориметрическому определению, мл
Источник
ПУЭ 7. Правила устройства электроустановок. Издание 7
Раздел 1. Общие правила
Глава 1.8. Нормы приемо-сдаточных испытаний
Аккумуляторные батареи
1.8.35. Законченная монтажом аккумуляторная батарея испытывается в объеме, предусмотренном настоящим параграфом. ¶
1. Измерение сопротивления изоляции. Измерение производится вольтметром (внутреннее сопротивление вольтметра должно быть точно известно, класс не ниже 1). ¶
При полностью снятой нагрузке должно быть измерено напряжение батареи на зажимах и между каждым из зажимов и землей. ¶
Сопротивление изоляции Rx вычисляется по формуле ¶
где Rq – внутреннее сопротивление вольтметра; U – напряжение на зажимах батареи; U1 и U2 – напряжения между положительным зажимом и землей и отрицательным зажимом и землей. ¶
Сопротивление изоляции батареи должно быть не менее указанного ниже: ¶
Номинальное напряжение, В
2. Проверка емкости отформованной аккумуляторной батареи. Полностью заряженные аккумуляторы разряжают током 3- или 10-часового режима. ¶
Емкость аккумуляторной батареи, приведенная к температуре +25 °C, должна соответствовать данным завода-изготовителя. ¶
3. Проверка плотности температуры электролита. Плотность и температура электролита каждого элемента в конце заряда и разряда батареи должны соответствовать данным завода-изготовителя. Температура электролита при заряде должна быть не выше +40 °C. ¶
4. Химический анализ электролита. Электролит для заливки кислотных аккумуляторных батарей должен готовиться из серной аккумуляторной кислоты сорта А по ГОСТ 667-73* и дистиллированной воды по ГОСТ 6709-72. ¶
Содержание примесей и нелетучего остатка в разведенном электролите не должно превышать значений, приведенных ниже. ¶
Окраска согласно колориметрическому определению, мл
Источник