- Зеленый тариф в России
- Основные положения плана стимулирования ВИЭ в России
- Принятый Закон о домашних электростанциях
- Реакция экспертов на позицию Минэнерго
- Предложения Ассоциации по развитию альтернативной энергетики
- Зеленый тариф в России
- Ключевые положения плана стимулирования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации
- Принятый законопроект о домашних электрических станциях
- Подключение к Зелёному тарифу
- Плюсы Зеленого тарифа на электроэнергию в России
- Солнечная электростанция под «зеленый тариф» для дома, или как заработать на солнечных батареях
Зеленый тариф в России
Основные положения плана стимулирования ВИЭ в России
Первоначальная версия утвержденного документа предусматривала новый принцип взаимоотношений между владельцами мини-СЭС и поставщиками электроэнергии. Его основными положениями предусматривались:
- возможность производить электроэнергию без оформления этого процесса как предпринимательской деятельности при мощности станций до 15кВт;
- право продавать излишки генерации гарантированному поставщику без налогообложения;
- обязательность покупки таким поставщиком 100% объема отданной в сеть электроэнергии, произведенной на объекте ВИЭ;
- производить покупку по ценам «зеленого тарифа», зависящим от региона установки станции.
Территория страны относительно последнего пункта была разделена на три зоны.
- «Ценовая» — европейская часть России, Урал и Сибирь. Покупка осуществляется по средней нерегулируемой рыночной стоимости.
- «Неценовая» — Калининградская и Архангельская обл., Коми, Дальний Восток. Расчет с владельцем ведется по регулируемой оптовой цене.
- Зоны с изолированными энергосистемами. Применяется минимальный тариф, установленный для местных производителей энергии.
Таким образом, домохозяйства получали право не только использовать, но и гарантированно продавать собственную генерацию. Однако цена «зеленого тарифа» устанавливалась не розничная, а оптовая.
Принятый Закон о домашних электростанциях
Законопроект был принят во втором чтении и попутно привел к введению поправок в действующий Федеральный Закон 35 «Об электроэнергии» с 01.01.2019. Однако первоначальный вариант проекта претерпел несколько изменений.
- Понятие «микрогенерации» для электростанций на солнечных батареях в Законе сохранилось, но было расширено. Первоначальное верхнее ограничение в 15кВт стало относиться не к мощности частной СЭС или ВЭС, а к отдаваемому в сеть объему. Таким образом, действие Закона распространялось на домохозяйства и небольшие предприятия, чьи станции могли иметь и несколько большую номинальную мощность.
- Положение об освобождении от НДФЛ физических лиц-владельцев также сохранилось, причем конечной датой действия нормы стало 01.01.2029 года.
- Неизменным осталось и обязательство гарантированных поставщиков выкупать 100% переданной генерации, без права отказаться от заключения договора на зеленый тариф для солнечных электростанций.
- Самым негативным моментом оказалось решение законодателей запретить взаимозачет, иначе сальдирование (инициатива зама Минэнерго Анастасии Бондаренко). Это привело к следующей ситуации.
Предположим, в солнечную погоду СЭС владельца произвела 300 кВт*ч, которые были переданы в сеть. В пасмурные дни и ночное время домохозяйство потребило те же 300 кВт*ч энергии из классической сети. Наличие взаимозачета при равных цифрах производства/потребления не позволяло домовладельцу заработать, но компенсировалось отсутствием затрат.
Запрет на сальдирование требовал от домовладельца оплатить полученную энергию по розничной цене, а продать сгенерированную по заведомо более низкой оптовой стоимости. Таким образом, правительство отказало частным владельцам мини СЭС и ВЭС в обоих вариантах субсидирования, принятых в остальном мире:
- Взаимозачёт (net metering), позволяющий окупать установленный комплект солнечной электростанции за счет экономии;
- «Зеленый тариф» (feed-in tariff), предусматривающий продажу собственной генерации по более высокой цене.
Реакция экспертов на позицию Минэнерго
Ведущие эксперты в области альтернативной энергетики отреагировали на новую редакцию Закона отрицательно.
Николай Попов, гендиректор концерна HEVEL (крупнейший российский производитель солнечных батарей): «Отказ от изначально заложенного в проект принципа сальдирования привел к отложенному спросу на станции среди потенциальных частных владельцев. Решение правительства не позволило рассчитывать на сокращение окупаемости небольших проектов до 10 лет при сроке службы электростанции в 25 лет. Мы ожидаем изменения законодательной базы в части микрогенерации. Подход к розничным продавцам с позиций подхода к оптовым контрпродуктивен».
Илья Лихов, гендиректор Neosun Energy (поставщик оборудования одноименной марки, занимающийся строительством солнечных электростанций): «Отсутствие в новом законе сальдирования идет вразрез с общемировой практикой и интересами частных инвесторов. Развитие микрогенерации это не остановит, но приведет к стремлению владельцев не отдавать излишки в сеть, а вкладываться в накопители энергии. Тем более что недорогих технических решений сегодня для этого предостаточно».
Предложения Ассоциации по развитию альтернативной энергетики
На сегодняшний день в правительство направлены предложения, предлагающие изменить текущую законодательную ситуацию в сфере микрогенерации и зеленого тарифа в России. Их авторами являются специалисты «Российской ассоциации по развитию альтернативной энергетики» и Центра компетенций ВИЭ «Альтрен».
Основными в них являются три позиции.
- Изучить возможность введения международных аналогов «зеленого тарифа» либо иного метода стимулирования строительства мини-электростанций на основе ВИЭ.
- Изучить возможность сальдирования расчетов, а в случае превышения генерации над потреблением производить расчет за остаток по выгодной цене «зеленого тарифа».
- Изучить возможность покупки микрогенерации по приемлемому «зеленому тарифу» при параллельном введении налогообложения объема продажи.
В противном случае, как утверждают инициаторы изменений, массового введения в строй микрогенерации сетевого и гибридного типа ожидать не стоит.
Источник
Зеленый тариф в России
Невзирая на традиционно сильные позиции углеводородных разновидностей топлива в Российской Федерации, с 2017 года на уровне правительства стали рассматривать идею активного развития возобновляемых источников энергии. Главной целью было заявлено стимулирование установки солнечных электростанций не только большими организациями, но и небольшими частными домохозяйствами.
Ключевые положения плана стимулирования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации
Изначальный вариант документа предполагал новый принцип отношений между владельцами небольших солнечных электростанций и поставщиками электрической энергии. Его ключевыми положениями предусматривались:
- возможность производить электрическую энергию, не оформляя это как коммерческую деятельность при мощности электростанций до 15 киловатт;
- право реализовывать лишнюю генерацию без налогового обложения;
- обязательность приобретения данным поставщиком всей отданной в сеть электрической энергии, которая произведена на объекте ВИЭ;
- осуществлять приобретение по ценам “зелёного тарифа”, которые зависят от места, где установлена станция.
Территория государства относительно последнего пункта была поделена на следующие зоны:
- “Ценовая”- европейская часть Российской Федерации, Урал и Сибирь. Приобретение осуществляется по средней нерегулируемой рыночной цене.
- “Неценовая”- Калининградская и Архангельская области, Коми, Дальний Восток. Расчёт с владельцем осуществляется по регулируемой оптовой стоимости.
- Зоны с изолированными энергетическими системами. Используется минимальный тариф, который установлен для местных производителей энергии.
В результате домохозяйства имели возможность не только использовать, но и реализовывать свою генерацию.
Принятый законопроект о домашних электрических станциях
Законопроект приняли во втором чтении, кроме того, были введены поправки в Федеральный Закон 35 «Об электроэнергии». Однако изначальная версия проекта была изменена:
- Понятие “микрогенерации”для электрических станций на солнечных батареях осталось, но было расширено. Изначальное верхнее ограничение в 15 киловатт стало относиться не к мощности частной солнечной электрической станции или ВЭС, а к объёму, который отдаётся. То есть, действие Закона распространялось на домохозяйства и маленькие предприятия, станции которых могли быть и более мощными.
- Положении об освобождении от налога на доходы физических лиц тоже сохранилось, причём окончательной датой действия нормы стало 1 января 2029 года.
- Осталось без изменений обязательство поставщиков приобретать всю генерацию, без возможности отказаться от подписания договора на Зеленый тариф в России для солнечных электрических станций.
- Наиболее отрицательным моментом стало решение запретить взаимозачёт.
К примеру, солнечная электрическая станция произвела 300 кВт*ч, они были переданы в сеть. В пасмурные дни и ночью домохозяйство потребило 300 кВт*ч энергии из классической сети. Наличии взаимозачёта при одинаковых цифрах производства/использования не давало возможности домовладельцу иметь доход, однако и затрат также не было.
Запрет на сальдирование предусматривал оплату энергии по розничной стоимости и продажу сгенерированной по более низкой оптовой цене. То есть, правительство отказало частным владельцам небольших солнечных и ветровых электрических станций в субсидировании, которое принято в других странах:
- взаимозачёт, дающий возможность окупать комплект солнечной электрической станции;
- “зелёный тариф”, который предусматривает реализацию собственной генерации по более высокой стоимости.
Подключение к Зелёному тарифу
- Для начала необходимо грамотно спроектировать и установить сетевую солнечную электрическую станцию с мощностью до 15 киловатт.
- Заключить контракт с государством на продолжительный срок, на приобретение энергии.
- Подключить свою солнечную электрическую станцию к общей сети и установить двунаправленный счётчик , он будет считать, сколько энергии было отдано и получено. А также перезаключить договор с сетевой компанией.
- Теперь остаётся только получать средства за лишнюю сгенерированную электрическую энергию, которая была продана по данному тарифу.
Плюсы Зеленого тарифа на электроэнергию в России
- уменьшаются затраты на оплату электрической энергии. Даже если вы ничего не будете продавать, установка панелей даст возможность сэкономить на счетах;
- вы получаете дополнительную прибыль. Быстрее окупаются средства, которые были вложены в приобретение солнечной электрической станции;
- владельцы станций, которые продают лишнюю электрическую энергию по Зелёному тарифу, не платят налог на полученный от реализации доход.
Когда был принят зеленый тариф на электроэнергию в России, зарабатывать на альтернативных источниках энергии стало легче.
Источник
Солнечная электростанция под «зеленый тариф» для дома, или как заработать на солнечных батареях
Дорогие друзья! В скором времени собственная сетевая солнечная электростанция, позволит вам не только экономить на оплате электроэнергии, но и зарабатывать.
Давайте подробней разберем основные положения.
Статью 3 дополнить абзацем следующего содержания:
«объект микрогенерации — принадлежащий на праве собственности или ином законном основании потребителю электрической энергии объект по производству электрической энергии, функционирующий в том числе, на основании использования возобновляемых источников энергии, установленная генерирующая мощность которого не превышает величину максимальной мощности энергопринимающих устройств такого потребителя и составляет не более 15 кВт включительно и который используется указанным потребителем для производства электрической энергии в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд, а также в целях продажи в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков;»
Проще говоря, всю электроэнергию, вырабатываемую вашими солнечными батареями, или её часть, можно будет продавать обратно в сеть. А электроэнергия, потребляемая вашими приборами в вечернее время или ночью, станет бесплатной.
Центральные сети должны подключать такие электростанции в упрощённом порядке для продажи вырабатываемой электроэнергии. Покупка гарантирующим поставщиком такого электричества будет обязательной, а цена купли-продажи – равной средневзвешенной нерегулируемой цене на электроэнергию на ОРЭМ. При этом, доходы физлиц, возникшие при реализации излишков электричества, производимого для нужд своего домохозяйства, не будут подлежать налогообложению.
а) дополнить пунктом 21 следующего содержания: «21. Электрическая энергия, произведенная собственниками и иными законными владельцами объектов микрогенерации и не потребленная ими в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд, реализуется на розничных рынках в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков. Реализация физическими лицами указанной в настоящем пункте электрической энергии, произведенной на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектах микрогенерации, не является предпринимательской деятельностью. Заключение договора купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика (за исключением объектов микрогенерации, расположенных в многоквартирных домах), с обратившимся к такому гарантирующему поставщику собственником и иным законным владельцем объектов микрогенерации является обязательным для гарантирующего поставщика. Порядок заключения и условия указанных договоров устанавливаются основными положениями функционирования розничных рынков.
Гарантирующий поставщик, функционирующий в ценовых и неценовых зонах оптового рынка, приобретает на розничных рынках у собственников и иных законных владельцев объектов микрогенерации электрическую энергию, произведенную на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектах микрогенерации, по ценам, определяемым в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков, и не превышающим цены на приобретаемые на оптовом рынке гарантирующими поставщиками электрическую энергию и мощность.»
Здесь, к сожалению, мы не пошли по пути западных стран, и тройного тарифа у нас не будет. Цена за кВт, будет на уровне оптового рынка (т.е. в среднем около 2-3 рублей). Но с другой стороны, это все равно несомненный плюс, так как в настоящее время, все излишки мы просто дарим государству или, устанавливаем функцию запрещающую отдачу излишков в сеть. Для поставляемых нашей компаниейсетевых солнечных инверторов SOFAR SOLAR — функция Zero Export, заложена в каждом 1-фазном сетевом инверторе и включена в стоимость прибора. Для 3-фазных инверторов, необходимо отдельно докупать специальное устройство — Anti Reverse Power Controller.
абзац второй пункта 5 статьи 41 изложить в следующей редакции:
«В случаях, установленных основными положениями функционирования розничных рынков, сетевые организации обязаны осуществлять компенсацию потерь в электрических сетях в первую очередь за счет приобретения электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа квалифицированных генерирующих объектах.»
То есть, все потери электросбытовые компании должны замещать в первую очередь именно за счет энергии, вырабатываемой вашей солнечной электростанцией!
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта:
Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России.
Сроки разработки нормативного правового акта:
В шестимесячный срок с даты принятия федерального закона.
То есть все нюансы, должны быть урегулированы до 6 августа 2019 года.
Также мы очень ждем, что будет введен взаимозачет, то есть когда есть излишки вы отдаете их в горсеть, а в нужные моменты вы их бесплатно забираете. В этом случае сеть становится вечным аккумулятором.
Отметим, что сейчас наилучшее время для строительства сетевой солнечной электростанции, т.к. с введением “зеленого” тарифа, могут быть придуманы пошлины на солнечные модули, ввозимые из-за рубежа, что может увеличить их стоимость, а с ценами на модули российского производства вы можете ознакомить здесь.
Наша компания, обладает огромным опытом в реализации проектов по строительству солнечных электростанций, за годы нашей работы, мы установили свыше 2 МВт генерирующих мощностей, для частных домовладений и производств. Именно, наша компания ввела в эксплуатацию крупнейшую частную солнечную электростанцию на территории РФ — 220 кВт в г.Зеленоград. Наша компания реализовала, такой значимый проект, как “Сетевая солнечная электростанция 40 кВт в парке Зарядье”, г.Москва. Мы двукратные финалисты, а в 2018 году призеры — Международной премии “Малая энергетика — большие достижения” в номинации “Лучший проект в области альтернативной энергетики”.
Прямые поставки с заводов производителей позволяют нам предложить вам самые выгодные цены на качественное и надежное оборудование!
Обратившись к нам вы получите:
- Консультацию опытных инженеров;
- Оптимальный подбор оборудования;
- Высокое качество монтажа;
- Постпродажную бесплатную техническую поддержку.
Звоните! И станьте владельцем собственной солнечной электростанции!
С разбором реальной работы сетевой солнечной электростанции, вы можете ознакомиться здесь
С реализованными нашей компанией проектами, вы можете ознакомиться здесь
Источник