- Сколько по времени нужно заряжать автомобильный аккумулятор
- Перед зарядкой АКБ
- Сколько заряжать аккумулятор постоянным током?
- Сколько заряжать аккумулятор при постоянном напряжении
- Ускоренная зарядка аккумулятора
- Контроль степени заряда АКБ
- Сколько времени должен заряжаться автомобильный аккумулятор
- Как подготовить батарею к зарядке
- Как сделать все правильно
- Экспресс-зарядка АКБ методом постоянного напряжения
- Важные разъяснения и расчеты
- Два типа зарядного устройства для аккумуляторов
- ЗУ постоянного напряжения
- ЗУ постоянного тока
- Если АКБ еще не села окончательно
Сколько по времени нужно заряжать автомобильный аккумулятор
Неопытные автолюбители часто спрашивают, сколько по времени нужно проводить зарядку аккумулятора. На этот вопрос нельзя ответить однозначно, назвав какое-то определённое значение в часах. В такой ситуации многое зависит от того, в каком состоянии находится аккумулятор, его ёмкость, насколько он изношен и т. п. Здесь важно знать способы зарядки автомобильных аккумуляторных батарей, как и в каких ситуациях они используются. А время заряда автомобильного аккумулятора будет определяться в зависимости от состояния АКБ. Для того чтобы узнать время окончания зарядки, есть методы контроля, о которых будет сказано ниже.
Перед зарядкой АКБ
Перед зарядкой аккумулятора нужно выполнить ряд действий. Для начала открутите клеммы и снимите батарею с автомобиля. В интернете можно встретить ряд советов по зарядке АКБ прямо на автомобиле, даже не снимая клемм. Помните, что делать этого не следует. Аккумулятор, конечно, штука нелёгкая, но лучше потрудиться и снять его с машины для зарядки.
Что понадобится для грамотной зарядки аккумулятора:
- зарядное устройство;
- мультиметр;
- ареометр.
Чтобы понять, сколько заряжать автомобильный аккумулятор, вам нужно знать об основных способах зарядки АКБ. Условно можно выделить три метода:
- заряд постоянным током. Этот способ хорошо подходит при глубоких разрядах батареи. Он позволяет по максимуму восстановить ёмкость аккумулятора. Время зарядки при этом достаточно длительное;
- заряд с постоянным напряжением. Большинство зарядных устройств используют такой способ в режиме автоматической зарядки. Проще и быстрее первого способа;
- ускоренная зарядка. Этот режим может понадобиться в ситуации, когда на полную зарядку АКБ времени нет. С помощью этого метода аккумулятор быстро набирает ёмкость, необходимую для запуска двигателя.
Внимание! При работе с аккумулятором не забывайте о технике безопасности. Электролит – это разбавленная серная кислота. Поскольку это едкое вещество, с ним нужно работать в перчатках и защитных очках. Заряжать АКБ следует в хорошо проветриваемом помещении из-за выделения водорода. Рядом с местом зарядки запрещается проводить сварку, резку и прочие работы связанные с открытым пламенем и искрами.
Сколько заряжать аккумулятор постоянным током?
Смысл этого способа зарядки аккумулятора заключается в том, что процесс разбивается на несколько этапов. На каждом этапе поддерживается постоянная сила тока. Неудобство этого варианта заключается в том, что процесс нужно постоянно контролировать, измерять напряжение и корректировать силу тока. То есть, «включить и забыть» не получится. К тому же для этого потребуется зарядное устройство с регулировкой силы тока.
- первая ступень. Ток устанавливается 0,1 от номинальной ёмкости батареи. Для распространённых на легковых автомобилях АКБ 60 А-ч следует установить значение 6 ампер. Эта сила тока должна поддерживаться до напряжения 14,4 вольта. Для контроля используйте мультиметр;
- вторая ступень. Значение 14,4 вольта выбрано не случайно. При достижении этого напряжения резко увеличивается электролиз воды, в результате которого вода распадается на кислород и водород. Поэтому на второй ступени ток заряда снижается в два раза. В нашем случае до 3 ампер;
- третья ступень. Когда на АКБ напряжение возрастает до 15 вольт, ток надо снизить ещё в 2 раза (1,5 ампера). На этом этапе проверяйте напряжение раз в 1─2 часа. Если оно остаётся постоянным и в банках наблюдается активное газовыделение, то процесс зарядки можно останавливать.
Сколько заряжать аккумулятор при постоянном напряжении
Здесь суть заключается в подаче постоянного напряжения на выводы аккумулятора. Процесс зарядки будет идти благодаря выравниванию напряжений на выводах АКБ и клеммах зарядного устройства. Здесь степень заряда будет определяться от напряжения, которое подаётся на аккумулятор.
Эта схема используется в зарядных устройствах с автоматическим режимом работы. По мере зарядки растёт внутреннее сопротивление батареи и снижается ток. Остановка происходит при падении тока до 200 мА, что соответствует току саморазряда. В дальнейшем можно оставить аккумулятор подключённым к ЗУ. При снижении заряда устройство будет включаться и подзаряжать его. Плюс в том, что контроль со стороны человека не требуется. Устройство самостоятельно прекращает зарядку.
- напряжение 14,4 вольта. Через 24 часа аккумулятор 12 вольт зарядится примерно на 80 процентов;
- напряжение 15 вольт. За 24 часа АКБ зарядится примерно на 90 процентов;
- напряжение 16 вольт. С этим напряжением за 24 часа аккумулятор можно зарядить практически полностью.
Для того чтобы не повредить аккумулятор на начальном этапе большим током, производители ЗУ делают в своих устройствах защиту. Устройство само снижает ток до безопасных величин.
Ускоренная зарядка аккумулятора
Этот способ зарядки аккумулятора применяется в тех случаях, когда нужно быстро восстановить ёмкость хотя бы на один запуск двигателя. Для этого во многих современных зарядных устройствах есть режим Boost. При включении такого режима при зарядке даётся увеличенное значение тока. В этом случае, время зарядки автомобильного аккумулятора, необходимое для запуска мотора, составляет около 20 минут.
Ускоренную зарядку нужно применять только в экстренных ситуациях, когда надо срочно завести автомобиль. После поездки советуем провести полноценную зарядку АКБ в штатном режиме.
Контроль степени заряда АКБ
При контроле напряжения аккумулятора мультиметром, как говорилось выше, мы получаем примерное представление о степени зарядки. Чтобы точно узнать, насколько заряжен аккумулятор, следует измерить плотность электролита. Для этого вам потребуется ареометр.
Плотность электролита нужно измерять во всех банках и оценивать степень зарядки по среднему значению. Плотность в банках должна быть примерно одинаковой с незначительными отклонениями. Подробно об измерении плотности электролита можно прочитать в статье «Какая кислота в аккумуляторе автомобиля».
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) | Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) | Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) | Степень заряда АКБ, % | Температура замерзания электролита, гр. Цельсия |
---|---|---|---|---|
1,11 | 11,7 | 8,4 | 0 | -7 |
1,12 | 11,76 | 8,54 | 6 | -8 |
1,13 | 11,82 | 8,68 | 12,56 | -9 |
1,14 | 11,88 | 8,84 | 19 | -11 |
1,15 | 11,94 | 9 | 25 | -13 |
1,16 | 12 | 9,14 | 31 | -14 |
1,17 | 12,06 | 9,3 | 37,5 | -16 |
1,18 | 12,12 | 9,46 | 44 | -18 |
1,19 | 12,18 | 9,6 | 50 | -24 |
1,2 | 12,24 | 9,74 | 56 | -27 |
1,21 | 12,3 | 9,9 | 62,5 | -32 |
1,22 | 12,36 | 10,06 | 69 | -37 |
1,23 | 12,42 | 10,2 | 75 | -42 |
1,24 | 12,48 | 10,34 | 81 | -46 |
1,25 | 12,54 | 10,5 | 87,5 | -50 |
1,26 | 12,6 | 10,66 | 94 | -55 |
1,27 | 12,66 | 10,8 | 100 | -60 |
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) | Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) | Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) | Степень заряда АКБ, % | Температура замерзания электролита, гр. Цельсия |
Теперь вы имеете представление о том, сколько заряжать автомобильный аккумулятор. А конкретное время уже определяется в зависимости от степени зарядки АКБ и её состояния. В заключение можно дать пару рекомендаций.
Зарядку постоянным током лучше использовать в случае сильного разряда аккумулятора. Так он приобретёт более полный и равномерный заряд. Зарядку при постоянном напряжении используется при небольшой дозарядке.
Источник
Сколько времени должен заряжаться автомобильный аккумулятор
В процессе эксплуатации любой автомобильной АКБ важно знать о том, сколько нужно заряжать аккумулятор. Немаловажно помнить и о том, что батарею необходимо хорошо подготовить, а не приступать к делу в спешке, чтобы избежать неприятных последствий. Известно, что внутри любого аккумулятора находятся потенциально опасные химические вещества. Небрежное обращение с ними может сказаться печальным образом как на автомобиле, так и на его владельце. Поэтому, когда спрашивают о том, сколько заряжать аккумулятор, следует отметить, что качественная и полноценная его зарядка и подготовка к ней требуют определенного количества времени.
Как подготовить батарею к зарядке
Где бы ни проводилась зарядка аккумулятора автомобиля, главное, чтобы помещение для этого было максимально безопасным. Когда батарея начинает заряжаться, из нее начинают выделяться токсичные химические пары. Поэтому помещение должно хорошо вентилироваться и проветриваться. Также нельзя заряжать АКБ там, где могут быть проблемы с электропроводкой в виде периодических скачков напряжения и отключений электричества. Безусловно, любое действие с аккумулятором проводится там, где нет открытых источников огня и легковоспламеняющихся веществ.
Нужно заряжать аккумулятор автомобиля, предварительно очистив его от грязи и пыли, а также полностью разрядив его перед зарядкой. Быстрая разрядка батареи легко делается с помощью нагрузки в виде лампочек. К клеммам подключается одна, либо две, а потом надо подождать до тех пор, пока они погаснут.
Независимо от того, какое количество времени будет нужно заряжать автомобильный аккумулятор, в течение всего процесса зарядки все возможные отверстия в АКБ следует оставит открытыми, вывинтив крышки и пробки, чтобы пластиковый корпус не вздулся и не разорвался из-за большого скопления газов внутри.
Как сделать все правильно
На вопрос о том, сколько времени заряжать аккумулятор автомобиля, можно дать точный ответ: в среднем, этот процесс длится 10 часов, не меньше. Опытные автомобилисты рекомендуют увеличивать время зарядки малыми токами до 15 часов, чтобы «прокачать» батарею, как следует. Безусловно, это довольно долго. Но только такое время зарядки обеспечивает полноценную и качественную работу батареи. Кстати, для того, чтобы время для автовладельца не тянулось слишком долго, можно оставить аккумулятор заряжаться на ночь, предварительно отрегулировав все нужные показатели.
Чтобы сделать все максимально правильно, без последствий, лучше всего отсоединить провода от батареи и полностью вынуть ее из капота машины (нахождение батареи внутри автомобиля допускается, но исключительно в крайнем случае). Процесс зарядки нельзя прерывать: это негативно скажется на уровне емкости АКБ. Именно так проводится правильная и безопасная зарядка автомобильного аккумулятора.
Экспресс-зарядка АКБ методом постоянного напряжения
Для того, чтобы как можно лучше вникнуть в суть дела и понять, сколько времени нужно заряжать батарею автомобиля, вначале будет неплохо вспомнить о самом быстром и распространенном методе зарядки, который называют универсальным для современных моделей аккумуляторов, относящихся к категории необслуживаемых.
Ток заряда в данном случае зарядное устройство контролирует автоматически, и сам процесс является безопасным вследствие того, что образование газов и выделение в атмосферу вредных химических веществ минимально.
При использовании такой простой техники автомобилисты, как правило, не «заморачиваются» вопросом, сколько времени заряжать автомобильный аккумулятор. Известно, что длительность зарядки в данном случае составляет не больше пяти часов, а емкость батареи восполняется на 50% всего лишь в течение часа. В последующие четыре часа АКБ будет заряжена больше, чем на 90%.
Так заряжают аккумулятор автомобилисты, у которых нет времени и желания доставать его из машины. Он, действительно, почти безопасен, но больше подходит именно для крайних случаев. Для того, чтобы «прокачать» аккумулятор более эффективно и постепенно, обеспечив тем самым наилучшие показатели его работы, нужно воспользоваться зарядным устройством другого типа.
Важные разъяснения и расчеты
Сколько по времени нужно заряжать аккумулятор, если есть желание добиться от него более длительного срока службы, не причинив вреда? Дело в том, что любая быстрая зарядка сильными токами может способствовать падению емкости АКБ, поскольку речь идет об использовании того или иного вида зарядных устройств. Именно с ними и происходит путаница. Причем не только у начинающих водителей, но и у тех, кто принципиально не желает погружаться в изучение несложной темы, связанной с такими понятиями, как напряжение и сила тока.
Как известно, внутри батареи находится шесть «банок». Выходное напряжение каждой из них составляет около 2 В, итого — 12 В.
Однако этот показатель является условным и не совсем точным:
- реальное U хорошо заряженного аккумулятора должно быть не менее 12,6-12,7 В;
- если оно 12 В и меньше — аккумулятор разряжен, как минимум, на 50%;
- если напряжение 11,6 В и меньше — глубокий разряд, необходима срочная зарядка.
Емкость всегда остается важнейшим значением и зависит от того, каким образом производится регулярная зарядка, обслуживание аккумулятора и как эксплуатируется АКБ. Само понятие емкости коротко можно определить так: это время, в течение которого аккумулятор может работать непрерывно при условии подачи определенной силы тока.
Например, самая распространенная емкость у автомобильных батарей составляет 55 Ач и 60 Ач. Далее следуют АКБ с более высокими показателями в 75 Ач и выше.
Элементарные расчеты здесь следующие (исходим из емкости 55 Ач, разделяя ее на силу подаваемого тока):
- при нагрузке током силой в 55 А аккумулятор будет работать 1 час;
- при нагрузке меньше (например, 27 А) батарея работает уже больше, 2 часа;
- при нагрузке 13,75 А работа будет составлять уже 4 часа — и так далее.
Конечно, сильная токовая нагрузка в обычных условиях на аккумулятор не подается. Это важно знать для того, чтобы усвоить понятие безопасного тока. Цифра безопасного тока, используемого при зарядке АКБ, должна составлять 10 процентов от номинальной емкости батареи. Таким образом, можно провести расчет времени зарядки аккумулятора самым элементарным способом.
Если подсчет процентов вызывает затруднения, можно взять калькулятор:
- для батареи емкостью 55 Ач процент безопасного тока будет означать 5,5 А; Подробнее о том, каким током заряжать аккумулятор →
- сколько часов потребуется для зарядки аккумулятора — 55÷5 = 10 часов.
Рассчитать эти показатели очень просто. Они помогут понять, что пятичасовой экспресс-зарядки для автомобильных аккумуляторов явно недостаточно. Для того, чтобы батарея служила дольше, и ее не приходилось часто менять, следует понять, как можно зарядить АКБ таким образом, чтобы не «посадить» ее раньше времени. Важно не только добиться реального показателя заряженной батареи 12,6-12,7 В. Важно позаботиться о том, чтобы такое U держалось как можно дольше при сохранении оптимальных показателей емкости.
Два типа зарядного устройства для аккумуляторов
Существует два вида зарядных устройств:
- Постоянным током.
- Постоянным напряжением.
ЗУ постоянного напряжения
Так называемая экспресс-зарядка аккумулятора длительностью 5 часов обычно проводится именно ходовым китайским зарядным устройством, где используется принцип постоянного напряжения (14,4 В). При подключении этого устройства к аккумулятору оно дает больше 10 процентов тока от желаемого номинала: 25-30 А в первый час зарядки. Такой ток аккумулятор выдержит и зарядится очень быстро, но и сядет он тоже гораздо быстрее. Ток падает в первые 3-4 часа, а напряжение остается постоянным. Часов за пять-шесть аккумулятор зарядится на 90-95 процентов.
Такие устройства рекомендуется использовать только в крайних случаях, когда необходима быстрая, экстренная зарядка. Однако многие автолюбители, к сожалению, предпочитают не высчитывать вольтаж и ампераж, а просто покупают китайское зарядное устройство, которое все делает «само». Не стоит пользоваться этим способом постоянно, так как в первый час он дает очень большой ампераж, который падает только ближе к концу. Если все время заряжать АКБ так быстро, она выйдет из строя гораздо раньше.
ЗУ постоянного тока
Для того, чтобы качественно зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях, опытные водители рекомендуют приобрести зарядное устройство постоянного тока российского производства. И вольтаж, и ампераж на нем можно проверить очень просто — разумеется, если знать, из каких показателей следует исходить. Ток, составляющий 10% от номинальной емкости АКБ, конечно, не зарядит батарею в короткое время, но позволит ей минимально расходовать свои ресурсы на протяжении всего процесса зарядки. Именно малые токи (например, 5,5 А для батареи емкостью 55 Ач) являются оптимальными и наиболее гуманными для АКБ.
Среди водителей ведутся различные разговоры о том, что таких точных зарядных устройств уже не существует в природе. Но на самом деле приобрести его вполне реально. Модные китайские «зарядники», безусловно, удобнее и проще в использовании. Но иногда не помешает произвести какие-либо действия самостоятельно, даже в тех условиях, когда кажется, что необходима постоянная спешка.
Если АКБ еще не села окончательно
Сколько заряжать свинцово-кислотный аккумулятор, если, например, напряжение не успело упасть до критических цифр? Известно, что U 12 В означает, что емкость АКБ уже составляет 50 процентов и меньше. Но в данном случае необязательно держать батарею на зарядке 10-12 часов.
Можно привести еще несколько коротких расчетов:
- при напряжении 12 В время зарядки можно сократить до 7 часов, но не меньше;
- если U составляет 11,6 В и менее, лучше заряжать 12-15 часов.
В процессе зарядки с помощью устройства постоянного тока вольтаж меняется — до 13,8-14,4 В. Напряжение должно быть больше, чем номинальный заряд 12 В, иначе ток от зарядного устройства в аккумулятор не потечет. Если батарея разряжена полностью, за 5-6 часов ее заряд будет составлять 90-95 процентов. До 100 процентов, в любом случае, придется ждать до 10 часов, потому что сила тока ближе к концу зарядки постепенно становится меньше.
В заключение для начинающих автолюбителей можно еще отметить, что не существует определенного времени для заряда батарей с разными показателями емкости. Все зависит только от показателей тока и напряжения, смысл которых следует уяснить для того, чтобы относиться максимально бережно к аккумулятору своего автомобиля. С помощью простых расчетов и логических умозаключений можно понять, что времени 5-6 часов для качественной зарядки аккумулятора недостаточно. Лучше выждать необходимое количество времени для того, чтобы сохранить продуктивную работоспособность аккумулятора как можно дольше.
Источник