Приставка автомат к зарядному устройству для отключения аккумуляторов
Предлагаем тем, у кого имеются простейшие бюджетные автомобильные ЗУ с трансформатором и выпрямителем, простую схему, которая автоматически завершает процесс зарядки автомобильного аккумулятора, то есть отключает его по достижению нужного напряжения. Схема использует характеристики напряжения батареи в заключительной фазе зарядки, когда оно достигает значения около 14 В. По схеме был сделан макет несколько лет назад и по сей день не было никаких проблем с ним. Такая схема может использоваться в выпрямителях с 12 В и 24 В, после правильного подбора элементов.
Схема и список деталей для сборки
W — выключатель
D1 — стабилитрон (для выпрямителя 12 В)
D2 — выпрямительный диод (например 1N4001)
D3 — любой светодиод
Ty — любой тиристор малой мощности
R — резистор (например, 820R 0,25 Вт для выпрямителя 12 В)
K — реле на 12 В 30 А (для выпрямителя 12 В).
Описание работы зарядного автомата
Когда тумблер выключен. Выпрямитель работает без системы автоматизации. Включение выключателя W запускает процесс отслеживания значения напряжения на выходе цепи. Если напряжение достигает значения около 13,8 В, ток будет проходить через стабилитрон D1 и поступать к катоду тиристора. Это активирует тиристор и одновременно вызывает срабатывание реле. Цепь зарядки аккумулятора будет отключена и загорится светодиод D3, указывая на окончание процедуры заряда.
Процедура зарядки может быть возобновлена после выключения и повторного включения зарядного устройства.
Батарея должна быть подключена к зарядному устройству до его включения.
Чтобы увеличить порог активации схемы (по напряжению), подключите последовательно со стабилитроном любой кремниевый диод малой мощности в направлении нужной проводимости. Это повысит порог на 0,7 В.
Из опыта работы со схемой добавим, что для регулирования напряжения при котором срабатывает тиристор, добавьте потенциометр 10 кОм, подключенный последовательно с стабилитроном.
А здесь работа основана на том, что после кратковременного замыкания цепи напряжение запускает реле, имеющее питание от массы после резистора, так что разрыв стабилитрона заставляет транзистор активировать второе реле, которое начинает питать + первого реле. Эта схема с управлением и пуском даже от низкого напряжения АКБ.
Maestro — 21.04.2020 — Прочитали: 5760
ПРИМЕНЕНИЕ МОТОРА ОТ HDD
Куда применить отжившие свой век моторы от винчестеров ПК — подключение такого двигателя и варианты идей.
Как управлять подъемным электромагнитом — теория и практика создания схемы подходящего контроллера для этих целей.
Обзор возможностей комплекта бесконтактного модуля считывателя карт RFID RDM6300. Подключение схемы и тесты.
Источник
Зарядное устройство с автоматическим отключением
Устройство разработано для зарядки 6 вольтовой герметичной свинцовой батареи детского электромотоцикла, однако с минимальными изменениями его можно применить для зарядки других типов аккумуляторных батарей (АКБ), с любым напряжением, для которых условием окончания заряда является достижение определённого уровня напряжения. В данном устройстве заряд батареи прекращается при достижении напряжения на клеммах 7.3В. Заряд ведётся не стабилизированным током, ограниченным на уровне 0,1С резистором R6. Уровень напряжения, при котором устройство прекратит заряд, задаётся стабилитроном VD1 с точностью до десятых долей вольта.
«Сердцем» схемы является операционный усилитель (ОУ), включённый как компаратор, и подключённый инвертирующим входом к источнику образцового напряжения (цепочка R1-VD1), а не инвертирующим к АКБ. Как только напряжение на АКБ превысит образцовое напряжение, компаратор переключится в единичное состояние, транзистор Т1 откроется и реле REL1 отключит АКБ от источника напряжения, одновременно подаст положительное напряжение на базу транзистора T1. Таким образом Т1 окажется открытым и его состояние уже не будет зависеть от уровня напряжения на выходе компаратора. Сам компаратор охвачен положительной обратной связью (R7), что создаёт гистерезис и приводит к резкому, скачкообразному переключению выхода и открыванию транзистора. Благодаря этому схема избавлена от недостатка подобных устройств с механическим реле, при котором реле издаёт неприятный дребезжащий звук из-за того, что контакты балансируют на границе переключения, но включение ещё не происходит. В случае отключения сетевого напряжения устройство возобновит работу, как только оно появится и не допустит перезаряда АКБ.
Устройство собрано из доступных деталей, начинает работать сразу, и не нуждается в настройке. Напряжение отключения зависит только от параметров стабилитрона. ОУ, указанный на схеме, может работать в диапазоне питающих напряжений от 3-х до 30 вольт и при подключении АКБ с другим напряжением, например 12V, необходимо подобрать стабилитрон на напряжение заряженной АКБ (14.4В).
Устройство собрано согласно схемы и рисунка печатной платы, проверено в работе.
Источник
Самодельное зарядное устройство для акб
Очень простая схема зарядного устройства, в котором используется только один транзистор для определения напряжения автоматического отключения аккумулятора от сети, когда он будет полностью заряжен.
Описание схемы зарядного устройства автомобильного аккумулятора
На рисунке мы видим простую схему, где один транзистор включен в его стандартном режиме работы.
Принцип работы схемы можно понять из следующих пунктов:
Заряд аккумулятора считается законченным, когда напряжение на его клеммах достигнет 13,5 – 14 вольт.
Порог отключения (13,5 – 14 вольт) устанавливается подстроечным резистором R2 при подключенном, полностью заряженном аккумуляторе. Когда напряжение на клеммах аккумулятора будет около 14 вольт, транзистор Т1 включит реле и цепь заряда будет разорвана.
Это автоматическое автомобильное зарядное устройство не только просто в изготовлении, но и достаточно умное для того что бы заботиться о состоянии аккумулятора и заряжать его очень эффективно.
Список деталей:
R1 = 4,7 кОм;
R2 = 10K подстроечный;
T1 = BC547B;
Реле = 12В, 400 Ом, SPDT;
TR1 = напряжение вторичной обмотки 14 В, ток 1/10 от емкости АКБ;
Диодный мост = на ток равный номинальному току трансформатора;
Диоды D2 и D3 = 1N4007;
C1 = 100uF/25V.
От администратора сайта www.sdelai-sam.su
Статья носит теоретический характер, на практике я эту схему не собирал. Рекомендую обратить внимание на такие важные моменты:
Отключение аккумулятора от зарядного устройства происходит при достижении зарядного напряжения 13,5 – 14 вольт. Устанавливать этот порог напряжения (подстроечный резистор R2) нужно при подключенном, полностью заряженном аккумуляторе. Если заряженного аккумулятора нет, тогда нужно R2 выставить в нижнее (по схеме) положение, то есть «посадить» базу транзистора на землю. Затем подключить аккумулятор и включить зарядное устройство в сеть. Далее нужно постоянно контролировать зарядное напряжение, когда оно достигнет 13,5 – 14 вольт нужно выставить R2 в такое положение, что бы реле разомкнуло свои контакты.
При достижении на клеммах аккумулятора напряжения 13,5 – 14 вольт, устройство отключается от аккумулятора. Далее при снижении напряжения до 11,4 вольт, зарядка снова возобновляется. В оригинале статьи написано, что такой гистерезис обеспечивают диоды в эмиттере транзистора.
В схеме отсутствует ограничение зарядного тока, поэтому рекомендую при изготовлении этого зарядного устройства использовать трансформатор мощностью не менее 150 ватт, вторичная обмотка которого рассчитана на ток не менее 10 ампер. Диодный мост так же должен соответствовать указанному току.
Источник
Автомат Отключения ЗУ для АКБ Автомобиля
Приветствую всех читателей канала! В этой статье рассмотрим схему и конструкцию приставки, которая пригодится для работы с зарядными устройствами АКБ автомобиля, не имеющими функции автоматического отключения по завершении процесса заряда. Эта приставка-автомат работает практически с любыми зарядными устройствами как заводского, так и самодельного изготовления.
Думаю, что актуальность автоматического завершения заряда не у кого не вызывает сомнения. Ведь как часто можно найти схему ЗУ подходящую для повторения, устраивающую по параметрам, но… нет автоматического завершения…
Через данную схему на ЗУ подаётся сетевое напряжение, а по завершению процесса зарядки, автомат отключит ЗУ от сети. Схема содержит компаратор на один из входов которого подано напряжение, пропорционально увеличивающееся при увеличении зарядного напряжения на батарее (и уменьшающееся при уменьшении) и одновременно пропорционально уменьшающееся при увеличении (увеличивающееся при уменьшении) зарядного тока. На второй вход подано то же самое напряжение, что и на первый, но со значительной задержкой во времени. Иначе говоря, пока будет увеличиваться напряжение на батарее и (или) уменьшаться ток зарядки значение напряжения на втором входе компаратора будет меньше значения напряжения на первом и эта разность пропорциональна скорости изменения зарядного напряжения и тока.
Когда напряжение на батарее и ток зарядки стабилизируются (что будет свидетельствовать о полной заряженности батареи) значения напряжения на входах компаратора сравняются, он переключится и даст сигнал на отключение зарядного устройства.
Принцип работы схемы
Схема состоит из входного ОУ DA1 , двух компараторов напряжения на ОУ DA2.1, DA2.2 , двувходового электронного реле VT1-VT3, К1 и блока питания, состоящего из сетевого трансформатора Т1 , диодного моста VD3 , конденсатора С6 и параметрического стабилизатора напряжения VD2R23 . Плюсовой выход зарядного устройства подключают к разъёму «+ЗУ» , плюсовой вывод заряжаемой батареи к «+АКБ» , а минусовые выводы ЗУ и АКБ объединены в общий провод – разъём «GND» .
При нажатии на кнопку SB1 напряжение сети поступает к ЗУ и на первичную обмотку трансформатора Т1 . Нестабилизированным напряжением с диодного моста VD3 питается электронное реле, а стабилизированным — ОУ DA2 ( DA1 питается от зарядного устройства). Начинается зарядка АКБ .
Падение напряжения, создаваемое током зарядки на резисторах R1R6 поступает на вход ОУ DA1 включенного по схеме инвертирующего усилителя. Напряжение на его выходе при уменьшении тока зарядки будет увеличиваться. С другой стороны, выходное напряжение ОУ пропорционально его напряжению питания. А поскольку усилитель питается непосредственно с заряжаемой батареи, то выходное напряжение ОУ будет функцией как напряжения на зажимах заряжаемой батареи, так и тока зарядки.
К выходу ОУ подключен ФНЧ R2C1 с которого напряжение через интегрирующие цепи R8C4 и R3R4R5C3 поступает на входы компаратора, выполненного на ОУ DA2.2. Цепь R5C3 имеет постоянную времени во много раз большую, чем цепь R8C4 , поэтому напряжение на не инвертирующем входе этого компаратора будет меньше чем на инвертирующем и на выходе установится низкий уровень.
Компаратор на ОУ DA2.1 представляет собой обычное пороговое устройство на инвертирующий вход которого подано образцовое напряжение с резистивного делителя R13R17 , а на не инвертирующий — с делителя R14R15R16 , подключенного к АКБ . Компаратор переключается при достижении на батарее напряжения 14,4 В и служит для исключения возможности преждевременного отключения зарядного устройства в условиях незначительной динамики изменения напряжения на батарее.
В результате, пока напряжение на АКБ не достигнет указанного значения, приставка не отключит ЗУ , даже если переключился компаратор DA2.2. Такая ситуация возможна при установке заниженного значения зарядного тока и, как следствие, при очень медленном изменении зарядных напряжения и тока. Первоначально на выходе компаратора DA2.1 также действует напряжение низкого уровня.
Выходы обоих компараторов через резистивные делители R18R19 и R20R21 соединены с базами транзисторов VT2 и VT1 . Таким образом при нажатии на кнопку SB1 эти транзисторы остаются закрытыми, a VT3 открывается. Срабатывает реле К1 и контактами К1.1 блокирует контакты кнопки. Приставка остается включенной после отпускания кнопки.
Поскольку транзисторы VT1 и VT2 включены как логическое «И» , они открываются только при высоком уровне напряжения одновременно на выходе компараторов DA2.1, DA2.2. Это может произойти только тогда, когда батарея будет полностью заряжена. При этом транзистор VT3 закрывается и реле К1 отключится, размыкая цепь питания приставки и зарядного устройства.
Источник
Схемы отключения аккумуляторов после зарядки
Схема автоматического отключения ЗУ после заряда
Сб, 08.09.2018, 09:08 | Сообщение # 11
msmmmm
Чё ж сразу. никак-то ?
Я ж показал как у людей сделано . при включении . ток сразу с малого на большой . емкость параллельно стабилитрону пока зарядится — реле не сработает . Пока ток больше выставленного резистором R10 . управляющий тиристора заземлён и не откроет его . Но стоит достичь выставленных 0,5 А . транзистор закрывается , а тиристор подключает реле и отключает сеть от АТХ . используем нормально замкнутые контакты реле .
Согласен . схема ТС попытка переделать компаратор напряжения в токовую защиту .
Примером хотя бы приблизительно правильного подхода к проблемме . можно было бы взять к примеру узел измерения тока от электронных китайских амперметров на LM358 . и уже к нему лепить ключ отключения . Там сразу предусмотренно фильтрование скачков емкостями на землю по входам операционника . и там же становится ясно что добиться устранения частого включения реле невозможно . Ток в акке при 0,5 А будет меняться . так как акк зарядился и «кипит» добирая ёмкость . а значит при кипении ток пляшет .
За счёт диода . потенциал 3 вывода компаратора . при отключении питания . будет гарантированно ниже потенциала второго вывода . поддерживаемого потенциалом батареи . И . даже если напряжение батареи несколько упадёт при отключении АТХ . всё-равно третий вывод будет ниже по потенциалу . А выбротсов с АТХ думаю не будет . по причине того что акк по — прежнему остаётся его нагрузкой .