- Диалог со скептиком об индикаторах емкости свинцовых аккумуляторов Кулон
- Приборы для контроля аккумуляторов
- Тестеры аккумуляторов? Индикатор емкости свинцовых аккумуляторов Кулон-12ns
- Тест аккумулятора за секунды
- Приборы для контроля аккумуляторов
- Индикатор емкости свинцовых аккумуляторов (тестер аккумуляторов) Кулон-12/6p
- Тест аккумулятора за секунды
- 13 схем индикаторов разряда Li-ion аккумуляторов: от простых к сложным
- Вариант №1
- Вариант №2
- Вариант №3
- Вариант №4
- Вариант №5
- Вариант №6
- Вариант №7
- Вариант №8
- Вариант №9
- Вариант №10
- Вариант №11
- Вариант №12
- Вариант №13
Диалог со скептиком об индикаторах емкости свинцовых аккумуляторов Кулон
Как пользоваться прибором?
Очень просто. Вы подключаете зажимы КУЛОНа к аккумулятору, переключаете прибор в режим измерения напряжения и считываете значение напряжения с нижней шкалы. Если напряжение больше 12.6 В, т.е. аккумулятор заряжен — переключаете КУЛОН в режим индикации емкости — и через секунду результат перед вами. Пользоваться цифровым прибором еще проще: он одновременно показывает и напряжение и емкость аккумулятора на двухстрочном дисплее. Зачем мне КУЛОН? Я имею большой опыт работы с аккумуляторами и быстро могу оценить исправность аккумулятора чуть-чуть зарядив его, а затем померив напряжение под нагрузкой или даже просто по свечению подключенной к аккумулятору лампочки. Конечно вы сможете получить качественное представление об аккумуляторе Но это, примерно как проверять напряжение батарейки языком — даже опытный человек не сможет назвать число — напряжение в вольтах (или, в нашем случае, емкость в ампер-часах). Представьте, кроме того, сколько батареек понадобится, чтобы передать ваш опыт сотруднику. А КУЛОН работает даже в неопытных руках. Поэтому, так же, как для измерения напряжения батарейки вы пользуетесь мультиметром, для проверки аккумулятора вы будете пользоваться КУЛОНом.
Можно ли использовать КУЛОН для диагностики никель-кадмиевых аккумуляторов?
Нет. Он предназначен только для проверки свинцовых кислотных аккумуляторов.
Какова погрешность измерения емкости?
КУЛОН не является прецизионным измерительным прибором. Это индикатор, который служит для того, чтобы отличить плохие аккумуляторы от хороших. Поэтому погрешность измерения не указана в перечне его технических характеристик и не нормируется. КУЛОН отрабатывался на герметичных свинцовых кислотных аккумуляторах нескольких разных фирм с жидким (впитанным в пластины и сепаратор) электролитом. По нашим данным, для этих аккумуляторов погрешность индикации емкости не превышает 15 %. На аккумуляторах других классов погрешность может быть больше. Известно например, что КУЛОН занижает емкость аккумуляторов с гелевым электролитом (фирма Sonnenschein) на 30-50%. Емкость стартерных аккумуляторов он показывает с погрешностью 10-40 %. Приведенные значения погрешности указаны для справки. Вполне возможно, что найдутся аккумуляторы, для которых погрешность индикации емкости будет отличаться от указанных величин.
Как же пользоваться индикатором емкости, если его погрешность может составлять десятки процентов?
Для большей части герметичных свинцовых аккумуляторов погрешность мала и КУЛОН может быть использован без всякой подготовки. Если в вашем случае это не так, вы можете использовать КУЛОН, как прибор для относительных измерений. Например, у вас есть десяток одинаковых относительно новых аккумуляторов с номинальной емкостью 10 А*час. На девяти из них КУЛОН показывает 9 А*час, а на десятом — 3 А*час. Вывод — десятый аккумулятор неисправен и его нужно заменить немедленно (инструкцию по замене аккумуляторов см. на www.at-systems.ru). В процессе дальнейшей эксплуатации вы можете с определенной периодичностью (например раз в квартал) записывать показания прибора для каждого из аккумуляторов. Когда КУЛОН покажет, что емкость какого-либо аккумулятора стала менее некоторого принятого вами предела, например, 7 А*час, аккумулятор нужно заменить. Цифровые Кулоны могут настраиваться пользователем на проверку разных аккумуляторов. Практически вы сможете сами перекалибровать прибор по результатам своих контрольных разрядов, если считаете, что емкость ваших аккумуляторов Кулон показывает неправильно. Так же просто вы сможете и вернуться к заводской калибровке.
А если мои, пусть даже одинаковые, аккумуляторы находятся в разных городах?
КУЛОН совершенно одинаково показывает емкость в Воронеже, Хабаровске или Сан-Франциско. На своем постоянном рабочем месте вы можете записать показания прибора для аккумулятора, который вы считаете эталонным (например нового) и, располагая этой информацией, отправиться в командировку для проверки аккумуляторов.
А если у меня только один аккумулятор, как же я могу рассчитывать на точность показания КУЛОНа?
Если у вас один аккумулятор, и вы сомневаетесь в его качестве, то вероятно проще и дешевле купить новый аккумулятор, чем КУЛОН.
Можно ли пользоваться КУЛОНом для проверки 6-вольтовых или двухвольтовых аккумуляторов?
Да, мы выпускаем приборы и для 2-х и для 6-вольтовых аккумуляторов.
Как работает КУЛОН при температуре аккумулятора, отличающейся от комнатной?
Известно, что емкость аккумулятора чуть-чуть возрастает при повышении температуры и сильно падает при ее уменьшении. Так же и показания КУЛОНа, — на одном и том же аккумуляторе при низких температурах он покажет меньшую емкость, чем при высоких. Но систематические исследования соответствия показаний прибора реальной разрядной емкости при температурах, заметно отличающихся от 20 градусов пока не проводились и выпуск приборов с возможностью учета температуры окружающей среды только планируется.
Что будет, если я случайно подключу КУЛОН к нескольким соединенным последовательно аккумуляторам?
КУЛОН рассчитан для применения с аккумуляторами напряжением 12 В. Но, начиная с весны 2000 г., все выпускаемые приборы имеют защиту от перенапряжения. При подаче на КУЛОН напряжения более 15 В в нем перегорает предохранитель. В цифровые Кулоны также встроена система защиты от повышенного напряжения. Если напряжение на зажимах прибора не находится в рабочем диапазоне (9-18 В для Кулона-12f) прибор не включается.
Каков принцип действия индикаторов емкости свинцовых аккумуляторов КУЛОН?
Индикатор емкости посылает в аккумулятор тестовый сигнал, затем очень слабый отклик аккумулятора на этот сигнал обрабатывается прибором и пересчитывается в величину емкости. Для этого пересчета используются полученные нами эмпирические зависимости. С точки зрения физики измерения, примененный метод является методом проводимости. Но наш метод не является прямым измерением проводимости «в лоб», а учитывает проводимость аккумуляторов на разных частотах.
Источник
Приборы для контроля аккумуляторов
Последние изменения на сайте сделаны 17.05.2021 г.
Тестеры аккумуляторов?
Индикатор емкости свинцовых аккумуляторов
Кулон-12ns
Тест аккумулятора за секунды
Индикатор емкости свинцовых аккумуляторов Кулон-12ns
Н екоторые круглосуточно работающие системы резервного питания нельзя отключать даже на короткое время. В этих случаях, обычные тестеры аккумуляторов невозможно использовать. Индикатор емкости свинцовых аккумуляторов Кулон-12ns тестирует аккумуляторы без отключения их от системы питания. Он оснащен специальными средствами подавления помех, и даже однократные всплески напряжения на шине постоянного тока не сбивают его.
Р абота прибора основана на анализе отклика аккумулятора на сигнал специальной формы. Это позволяет оценить площадь активной поверхности пластин аккумулятора и емкость аккумулятора. Процесс теста аккумулятора управляется микропроцессором, не требует вмешательства пользователя и занимает всего 3 секунды.
И ндикатор емкости аккумуляторов Кулон-12ns незаменим для:
- входного контроля (проверки) аккумуляторов,
- подбора одинаковых аккумуляторов для соединения в батарею,
- теста аккумуляторов при обслуживании во время эксплуатации,
- отбраковки аккумуляторов, потерявших часть емкости,
- прогноза срока службы (диагностики старения аккумуляторов UPS или других стационарных аккумуляторов.
Источник
Приборы для контроля аккумуляторов
Последние изменения на сайте сделаны 17.05.2021 г.
Индикатор емкости свинцовых аккумуляторов (тестер аккумуляторов) Кулон-12/6p
Тест аккумулятора за секунды
Индикатор емкости свинцовых аккумуляторов (тестер аккумуляторов) Кулон-12/6p
Н овый индикатор емкости свинцовых аккумуляторов Кулон-12/6p — топовый тестер аккумуляторов, прибор для настоящих профессионалов. Он умеет все, что умеет любой другой тестер аккумуляторов и кое-что еще. Впервые в мире, удалось сделать прибор, умеющий оценивать емкость аккумуляторов при разных температурах. Кулон-12/6p сам измеряет температуру свинцового аккумулятора, с помощью встроенного пирометра, и оценивает его емкость. В зависимости от настройки, он показывает емкость аккумулятора при данной тепературе или при температуре 20°C.
К ак и другие современные тестеры аккумуляторов, Кулон-12/6p может проверять свинцовые аккумуляторы без отключения их от шины постоянного тока — вы можете не прерывать круглосуточную работу системы резервного питания особого потребителя. Кулон-12/6p оснащен мощными средствами подавления помех, и даже однократные всплески напряжения на шине постоянного тока не сбивают его.
Н овый индикатор емкости аккумуляторов Кулон-12/6p оснащен USB интерфейсом для связи с компьютером. Это позволяет пользователю легко создавать собственные базы данных аккумуляторов, следить за емкостью каждого аккумулятора в процессе его эксплуатации и обоснованно прогнозировать оставшийся ресурс аккумуляторной батареи.
Р абота прибора основана на анализе отклика свинцового аккумулятора на тестовый сигнал специальной формы. Это позволяет оценить площадь активной поверхности пластин аккумулятора и емкость аккумулятора. Процесс теста аккумулятора управляется микропроцессором, не требует вмешательства пользователя и занимает всего 3 секунды.
Н овый индикатор емкости аккумуляторов Кулон-12/6p незаменим для:
- входного контроля (проверки аккумуляторов) в широком диапазоне температур,
- подбора одинаковых аккумуляторов для соединения в батарею,
- теста аккумуляторов при обслуживании во время эсплуатации, даже если температура аккумуляторов заметно отличается от стандартной
- отбраковки аккумуляторов, потерявших часть емкости,
- прогноза срока службы (диагностики старения аккумуляторов UPS или других свинцовых кислотных аккумуляторов.
Источник
13 схем индикаторов разряда Li-ion аккумуляторов: от простых к сложным
Что может быть печальнее, чем внезапно севший аккумулятор в квадрокоптере во время полета или отключившийся металлоискатель на перспективной поляне? Вот если бы можно было бы заранее узнать, насколько сильно заряжен аккумулятор! Тогда мы могли бы подключить зарядку или поставить новый комплект батарей, не дожидаясь грустных последствий.
И вот тут как раз рождается идея сделать какой-нибудь индикатор, который заранее подаст сигнал о том, что батарейка скоро сядет. Над реализацией этой задачи пыхтели радиолюбители всего мира и сегодня существует целый вагон и маленькая тележка различных схемотехнических решений — от схем на одном транзисторе до навороченных устройств на микроконтроллерах.
Далее будут представлены только те индикаторы разряда li-ion аккумуляторов, которые не только проверены временем и заслуживают вашего внимания, но и с легкостью собираются своими руками.
Вариант №1
Начнем, пожалуй, с простенькой схемки на стабилитроне и транзисторе:
Разберем, как она работает.
Пока напряжение выше определенного порога (2.0 Вольта), стабилитрон находится в пробое, соответственно, транзистор закрыт и весь ток течет через зеленый светодиод. Как только напряжение на аккумуляторе начинает падать и достигает значения порядка 2.0В + 1.2В (падение напряжение на переходе база-эмиттер транзистора VT1), транзистор начинает открываться и ток начинает перераспределяться между обоими светодиодами.
Если взять двухцветный светодиод, то мы получим плавный переход от зеленого к красному, включая всю промежуточную гамму цветов.
Типовое различие прямого напряжения в двухцветных светодиодах составляет 0.25 Вольта (красный зажигается при более низком напряжении). Именно этой разницей определяется область полного перехода между зеленым и красным цветом.
Таким образом, не смотря на свою простоту, схема позволяет заранее узнать, что батарейка начала подходить к концу. Пока напряжение на аккумуляторе составляет 3.25В или более, горит зеленый светодиод. В промежутке между 3.00 и 3.25V к зеленому начинает подмешиваться красный — чем ближе к 3.00 Вольтам, тем больше красного. И, наконец, при 3V горит только чисто красный цвет.
Недостаток схемы в сложности подбора стабилитронов для получения необходимого порога срабатывания, а также в постоянном потреблении тока порядка 1 мА. Ну и, не исключено, что дальтоники не оценят эту задумку с меняющимися цветами.
Кстати, если в эту схему поставить транзистор другого типа, ее можно заставить работать противоположным образом — переход от зеленого к красному будет происходить, наоборот, в случае повышения входного напряжения. Вот модифицированная схема:
Вариант №2
В следующей схеме использована микросхема TL431, представляющая собой прецизионный стабилизатор напряжения.
Порог срабатывания определяется делителем напряжения R2-R3. При указанных в схеме номиналах он составляет 3.2 Вольта. При снижении напряжения на аккумуляторе до этого значения, микросхема перестает шунтировать светодиод и он зажигается. Это будет сигналом к тому, что полный разряд батареи совсем близок (минимально допустимое напряжение на одной банке li-ion равно 3.0 В).
Если для питания устройства применяется батарея из нескольких последовательно включенных банок литий-ионного аккумулятора, то приведенную выше схему необходимо подключить к каждой банке отдельно. Вот таким образом:
Для настройки схемы подключаем вместо батарей регулируемый блок питания и подбором резистора R2 (R4) добиваемся зажигания светодиода в нужный нам момент.
Вариант №3
А вот простая схема индикатора разрядки li-ion аккумулятора на двух транзисторах:Порог срабатывания задается резисторами R2, R3. Старые советские транзисторы можно заменить на BC237, BC238, BC317 (КТ3102) и BC556, BC557 (КТ3107).
Вариант №4
Схема на двух полевых транзисторах, потребляющая в ждущем режиме буквально микротоки.
При подключении схемы к источнику питания, положительное напряжение на затворе транзистора VT1 формируется с помощью делителя R1-R2. Если напряжение выше напряжение отсечки полевого транзистора, он открывается и притягивает затвор VT2 на землю, тем самым закрывая его.
В определенный момент, по мере разряда аккумулятора, напряжение, снимаемое с делителя становится недостаточным для отпирания VT1 и он закрывается. Следовательно, на затворе второго полевика появляется напряжение, близкое к напряжению питания. Он открывается и зажигает светодиод. Свечение светодиода сигнализирует нам о необходимости подзаряда аккумулятора.
Транзисторы подойдут любые n-канальные с низким напряжением отсечки (чем меньше — тем лучше). Работоспособность 2N7000 в этой схеме не проверялась.
Вариант №5
На трех транзисторах:
Думаю, схема не нуждается в пояснениях. Благодаря большому коэфф. усиления трех транзисторных каскадов, схема срабатывает очень четко — между горящим и не горящим светодиодом достаточно разницы в 1 сотую долю вольта. Потребляемый ток при включенной индикации — 3 мА, при выключенном светодиоде — 0.3 мА.
Не смотря на громоздкий вид схемы, готовая плата имеет достаточно скромные габариты:
С коллектора VT2 можно брать сигнал, разрешающий подключение нагрузки: 1 — разрешено, 0 — запрещено.
Транзисторы BC848 и BC856 можно заменить на ВС546 и ВС556 соответственно.
Вариант №6
Эта схема мне нравится тем, что она не только включает индикацию, но и отрубает нагрузку.
Жаль только, что сама схема от аккумулятора не отключается, продолжая потреблять энергию. А жрет она, благодаря постоянно горящему светодиоду, немало.
Зеленый светодиод в данном случае выступает в роли источника опорного напряжения, потребляя ток порядка 15-20 мА. Чтобы избавиться от такого прожорливого элемента, вместо источника образцового напряжения можно применить ту же TL431, включив ее по такой схеме*:
*катод TL431 подключить ко 2-ому выводу LM393.
Вариант №7
Схема с применением так называемых мониторов напряжения. Их еще называют супервизорами и детекторами напряжения (voltdetector’ами). Это специализированные микросхемы, разработанные специально для контроля за напряжением.
Вот, например, схема, поджигающая светодиод при снижении напряжения на аккумуляторе до 3.1V. Собрана на BD4731.
Согласитесь, проще некуда! BD47xx имеет открытый коллектор на выходе, а также самостоятельно ограничивает выходной ток на уровне 12 мА. Это позволяет подключать к ней светодиод напрямую, без ограничительных резисторов.
Аналогичным образом можно применить любой другой супервизор на любое другое напряжение.
Вот еще несколько вариантов на выбор:
- на 3.08V: TS809CXD, TCM809TENB713, MCP103T-315E/TT, CAT809TTBI-G;
- на 2.93V: MCP102T-300E/TT, TPS3809K33DBVRG4, TPS3825-33DBVT, CAT811STBI-T3;
- серия MN1380 (или 1381, 1382 — они отличаются только корпусами). Для наших целей лучше всего подходит вариант с открытым стоком, о чем свидетельствует дополнительная циферка «1» в обозначении микросхемы — MN13801, MN13811, MN13821. Напряжение срабатывания определяется буквенным индексом: MN13811-L как раз на 3,0 Вольта.
Также можно взять советский аналог — КР1171СПхх:
В зависимости от цифрового обозначения, напряжение детекции будет разным:
Сетка напряжений не очень-то подходит для контроля за li-ion аккумуляторами, но совсем сбрасывать эту микросхему со счетов, думаю, не стоит.
Неоспоримые достоинства схем на мониторах напряжения — чрезвычайно низкое энергопотребление в выключенном состоянии (единицы и даже доли микроампер), а также ее крайняя простота. Зачастую вся схема умещается прямо на выводах светодиода:
Чтобы сделать индикацию разряда еще более заметной, выход детектора напряжения можно нагрузить на мигающий светодиод (например, серии L-314). Или самому собрать простейшую «моргалку» на двух биполярных транзисторах.
Пример готовой схемы, оповещающей о севшей батарейке с помощью вспыхивающего светодиода приведен ниже:
Еще одна схема с моргающим светодиодом будет рассмотрена ниже.
Вариант №8
Крутая схема, запускающая моргание светодиода, если напряжение на литиевом аккумуляторе упадет до 3.0 Вольта:
Эта схема заставляет вспыхивать сверхяркий светодиод с коэффициентом заполнения 2.5% (т.е. длительная пауза — коротка вспышка — опять пауза). Это позволяет снизить потребляемый ток до смешных значений — в выключенном состоянии схема потребляет 50 нА (нано!), а в режиме моргания светодиодом — всего 35 мкА. Сможете предложить что-нибудь более экономичное? Вряд ли.
Как можно было заметить, работа большинства схем контроля за разрядом сводится к сравнению некоего образцового напряжения с контролируемым напряжением. В дальнейшем эта разница усиливается и включает/отключает светодиод.
Обычно в качестве усилителя разницы между опорным напряжением и напряжением на литиевом аккумуляторе используют каскад на транзисторе или операционный усилитель, включенный по схеме компаратора.
Но есть и другое решение. В качестве усилителя можно применить логические элементы — инверторы. Да, это нестандартное использование логики, но это работает. Подобная схема приведена в следующем варианте.
Вариант №9
Схема на 74HC04.
Рабочее напряжение стабилитрона должно быть ниже напряжение срабатывания схемы. Например, можно взять стабилитроны на 2.0 — 2.7 Вольта. Точная подстройка порога срабатывания задается резистором R2.
Схема потребляет от батареи около 2 мА, так что ее тоже надо включать после выключателя питания.
Вариант №10
Это даже не индикатор разряда, а, скорее, целый светодиодный вольтметр! Линейная шкала из 10 светодиодов дает наглядное представление о состоянии аккумулятора. Весь функционал реализован всего на одной-единственной микросхеме LM3914:
Делитель R3-R4-R5 задает нижнее (DIV_LO) и верхнее (DIV_HI) пороговые напряжения. При указанных на схеме значениях свечению верхнего светодиода соответствует напряжение 4.2 Вольта, а при снижении напряжения ниже 3х вольт, погаснет последний (нижний) светодиод.
Подключив 9-ый вывод микросхемы на «землю», можно перевести ее в режим «точка». В этом режиме всегда светится только один светодиод, соответствующий напряжению питания. Если оставить как на схеме, то будет светиться целая шкала из светодиодов, что нерационально с точки зрения экономичности.
В качестве светодиодов нужно брать только светодиоды красного свечения, т.к. они обладают самым малым прямым напряжением при работе. Если, например, взять синие светодиоды, то при севшем до 3х вольт аккумуляторе, они, скорее всего, вообще не загорятся.
Сама микросхема потребляет около 2.5 мА, плюс 5 мА на каждый зажженный светодиод.
Недостатком схемы можно считать невозможность индивидуальной настройки порога зажигания каждого светодиода. Можно задать только начальное и конечное значение, а встроенный в микросхему делитель разобьет этот интервал на равные 9 отрезков. Но, как известно, ближе к концу разряда, напряжение на аккумуляторе начинает очень стремительно падать. Разница между аккумуляторами, разряженными на 10% и 20% может составлять десятые доли вольта, а если сравнить эти же аккумуляторы, только разряженненные на 90% и 100%, то можно увидеть разницу в целый вольт!
Типичный график разряда Li-ion аккумулятора, приведенный ниже, наглядно демонстрирует данное обстоятельство:
Таким образом, использование линейной шкалы для индикации степени разряда аккумулятора представляется не слишком целесообразным. Нужна схема, позволяющая задать точные значения напряжений, при которых будет загораться тот или иной светодиод.
Полный контроль над моментами включения светодиодов дает схема, представленная ниже.
Вариант №11
Данная схема является 4-разрядным индикатором напряжения на аккумуляторе/батарейке. Реализована на четырех ОУ, входящих в состав микросхемы LM339.
Схема работоспособна вплоть до напряжения 2 Вольта, потребляет меньше миллиампера (не считая светодиода).
Разумеется, для отражения реального значения израсходованной и оставшейся емкости аккумулятора, необходимо при настройке схемы учесть кривую разряда используемого аккумулятора (с учетом тока нагрузки). Это позволит задать точные значения напряжения, соответствующие, например, 5%-25%-50%-100% остаточной емкости.
Вариант №12
Ну и, конечно, широчайший простор открывается при использовании микроконтроллеров со встроенным источником опорного напряжения и имеющих вход АЦП. Тут функционал ограничивается только вашей фантазией и умением программировать.
Как пример приведем простейшую схему на контроллере ATMega328.
Хотя тут, для уменьшения габаритов платы, лучше было бы взять 8-миногую ATTiny13 в корпусе SOP8. Тогда было бы вообще шикарно. Но пусть это будет вашим домашним заданием.
Светодиод взят трехцветный (от светодиодной ленты), но задействованы только красный и зеленый.
Готовую программу (скетч) можно скачать по этой ссылке.
Программа работает следующим образом: каждые 10 секунд опрашивается напряжение питания. Исходя из результатов измерений МК управляет светодиодами с помощью ШИМ, что позволяет получать различные оттенки свечения смешением красного и зеленого цветов.
Свежезаряженный аккумулятор выдает порядка 4.1В — светится зеленый индикатор. Во время зарядки на АКБ присутствует напряжение 4.2В, при этом будет моргать зеленый светодиод. Как только напряжение упадет ниже 3.5В, начнет мигать красный светодиод. Это будет сигналом к тому, что аккумулятор почти сел и его пора заряжать. В остальном диапазоне напряжений индикатор будет менять цвет от зеленого к красному (в зависимости от напряжения).
Вариант №13
Ну и на закуску предлагаю вариант переделки стандартной платы защиты (их еще называют контроллерами заряда-разряда), превращающий ее в индикатор севшего аккумулятора.
Эти платы (PCB-модули) добываются из старых батарей мобильных телефонов чуть ли не в промышленных масштабах. Просто подбираете на улице выброшенный аккумулятор от мобилы, потрошите его и плата у вас в руках. Все остальное утилизируете как положено.
Чаще всего PCB-плата представляет собой вот такую схемку:
Микросборка 8205 — это два миллиомных полевика, собранных в одном корпусе.
Внеся в схему некоторые изменения (показаны красным цветом), мы получим прекрасный индикатор разряда li-ion аккумулятора, практически не потребляющий ток в выключенном состоянии.
Так как транзистор VT1.2 отвечает за отключение зарядного устройства от банки аккумулятора от при перезаряде, то он в нашей схеме лишний. Поэтому мы полностью исключили этот транзистор из работы, разорвав цепь стока.
Резистор R3 ограничивает ток через светодиод. Его сопротивление необходимо подобрать таким образом, чтобы свечение светодиода было уже заметным, но потребляемый ток еще не был слишком велик.
Кстати, можно сохранить все функции модуля защиты, а индикацию сделать с помощью отдельного транзистор, управляющий светодиодом. То есть индикатор будет загораться одновременно с отключением аккумулятора в момент разряда.
Вместо 2N3906 подойдет любой имеющийся под рукой маломощный p-n-p транзистор. Просто подпаять светодиод напрямую не получится, т.к. выходной ток микросхемы, управляющий ключами, слишком мал и требует усиления.
Как, наверное, не сложно догадаться, схемы могут быть использованы и наоборот — в качестве индикатора заряда.
Источник