- Мотоциклы Урал и Днепр
- Разделы
- Новое на Форуме
- Щелочной акум
- Щелочные аккумуляторы
- Конструктивные особенности и принципиальные отличия щелочных АКБ
- Протекающие химические процессы
- Особенности замены электролита
- Преимущества, недостатки щелочных источников питания
- Плюсы
- Отрицательные стороны
- Отрасли использования щелочных аккумуляторных батарей
- Правила эксплуатации щелочной батареи
- Заряд и разряд щелочных источников питания
- Особенности заряда
- Особенности разряда
- Какие факторы сокращают период эксплуатации аккумуляторных батарей?
- Маркировка
- Особенности и правила хранения аккумуляторных батарей
- Особенности подбора
- Производство
- Показатель емкости
- Полярность
- Габариты
- Стоимость
- Правильная утилизация щелочной батареи
- Видео про щелочные аккумуляторы
Мотоциклы Урал и Днепр
Разделы
Новое на Форуме
Щелочной акум
Граждане химики нужен хэлп!
Раньше у меня на м-66 в каляске стоял неубиваемый акум от вертолета,но какая то падла прознала што он содержит серебро и однажды я никуда не поехал,потому как его просто спи. дили! Удалось по случаю надыбать самодельный щелочной, но после двух лет неиспользования чет слабоват он стал.Чего бы туда можно долить и хде енто взять?
Я почему-то не видел шелочных акумов в которые что-то можно доливать. Все что я видел были в запаяных глухих корпусах. А если слабоват стал подзаряди
Ваще то я видел в продаже сухую щелочь для аккумуляторов. С ней шла гумага в какой пропорции она разводится дистилированной водой.
Помниться, был и у меня щелочной аккумулятор от радиостанции. Проездил пару лет (он и так старый был уже), сдыхать начал. Проконсультировался я у знающих, сказали, что восстановить вроде как можно, но проблемно. Потому посоветовали, купить новый, кислотный.
проще будет купить новый.
чесслово!
Электролит: едкий калий (гидроксид) (КОН) +
гидроксид лития (LiOH). Должны быть свежие —
со временем стареют, превращаясь в поташ.
manowar прав — проще и лучше купить новый.
В том числе и потому, что никель-кадмиевые
щелочные аккумуляторы гораздо хуже
(в бортовой сети мотоцикла) свинцовых кислотных.
Кстати, даже на самолетах силовые батареи стоят
кислотные, а СЦ и прочие НКН — для буферов/резерва
на радиоаппаратуру. Вообще не знаю, кто первый придумал
народу щелочные впаривать. Барыги, может?
Технология щелочных аккумуляторов (Ni/Cd, NiMH) намного прогрессивней, чем свинцово-кислотных (их изобрели около 200 лет назад, и развивался в дальнейшем только дизайн). Величина удельной емкости Ач/кг для щелочных батареек значительно выше. Другое дело цена — здесь щелочные уступают. Кислотные батарейки, также, позволяют отдавать большую мощность за короткое время, например при запуске стартера двигателя. Но в таких областях как аккумуляторы для плейеров, ноутов и мобил им делать нечего (потому что реально эта допотопная технология не вписывается – кислота на штаны пролиться может). Для мото применение щелочных батарей не вызовет проблем, особенно если он заводится с кика. Другое дело, глобальный экономический фактор: никто не хочет уступать свою часть рынка, поэтому подобные разработки бессмысленны. Про самолеты ничего не скажу — сами знаете в таких отраслях важную роль играет расположение шишек МО и личные связи конструкторов (также вспомните историю наших мотогигантов — модель в серию не пошла т.к. старые идут нарасхват – пипл хавает). Добавлю: в орбитальном телескопе Hubble используют NiMH — не свинец же на орбиту таскать!
— Абсолютно неверные предпосылки. Еще раз: NiCd и NiMH
щелочные абсолютно не подходят для бортовых сетей
по все параметрам, кроме массы. Сомневающихся отсылаю
к литературе типа «Электроснабжение летательных аппаратов»,
«Системы бортового оборудования ЛА», — а не к
статейкам из журнальчиков.
Кстати, наверное, многие думают, что в компьютерных источниках
бесперебойного питания стоят щелочные аккумуляторы?
А ведь там свинцовые кислотные, герметичные,
с гелевым электролитом.
а вот это — тема, сам пробовал. Никаких проблемм, одни радости. 12 а/ч горизонтально лёг под штатную днепровскую седуху, и ею же прижался. Даже крепежа мутить не пришлось ))
Щелочные хороши всем, кроме отдачи. Она у них НИЗКАЯ. Если ток больше предельно допустимого — аккум просто дохнет.
Ладно фсем пасиб за беспокойство. Подзаряжу и буду добивать до упора!
Ну не согласен. В Луганске есть завод, который выпускает щелочные аккумуляторы. У моего знакомого батарея щелочных аккумуляторов этого завода отходила на Оке лет 5. А брал он машину на руках, и сколько она отходила до этого, не знаю. У второго знакомого стоит щелочной на Урале. Уже года 3 без проблем. Разрядный ток канечно ниже, чем у свинцового, но если стартер не крутить, то ходят они намного лучше свинцовых.
http://www.tdla.euro.ru/product.htm
Мужики, че вы паритесь, честное слово! Вам 300 руб жалко, что ли?
у меня одно время тоже стоял щелочной, дык я за акум и не вспоминал.
а электролит я менял у знакомых обходчиков на железке, у них коногонки тоже щелочные, отдавал акум раз в полгода, там мне меняли щелочь и все пучком (акум отходил около 3 лет). Щас колясочник ,поэтому в багажнике в люлбке стоит автошный, и тоже проблем нету с электричеством, раз генер вылетел так я часа 4 ночью с дальним катался, и утром после замены генера завелся без проблем.
для ksvserega:Намек понял,желдор рядом и знакомые там есть (правда у меня всетаки от какой то самолетной хрени, потому как был в свое время умыкнут мной с местного аэродрома, который я когдато охранял) Кстати он (акум) оказалса еще вполне живой! В выходные на м66 с каляской втроем отжигали тока впуть! Правда свет слабоват(особенно поворотники), все оборудование попрежнему 6-ти вольтовое. Наверно буду делать шайбу на 12в генер.
Щелочные кажется ваще неубиваемые ,у меня 2 коногонки еще от деда остались, светят жо сих пор.
А ты если с коляской, возьми у знакомых автошников старые акумы, они уже стартер не крутят а на моте пару лет еще походят
Так. Для тех кто в Питере обитает. На Каменноостровском проспекте, между Большой Монетной и Большой Пушкарской есть магазин источник, там продаются гелевые акумы от 3 до 45 А/Ч.
Далее: В комповых УПС-ах стоят кислотные банки. Стандарт — 3 А/Ч. Такого акума (пользованому на УПС-е 5 лет) хватало приятелю на Муравье нормально крутить стартёр (я понимаю что не УРАЛ) но. после зимовки акума на открытом воздухе в посёлке, без подзарядки! Смекаете? Акум афигенный.
Насчёт щелочных. У самого стоит два гроба по 25 кг, каждый на 5 вольт. простояли 23 года на даче, на обих остаточное напряжение 2,5 вольта. Хоть убейте не знаю откуда они там остались Акумы ещё в деревянных ящиках
для KoT67:упсовые гелевые до 18 ач весьма склонны к внутреннему обрыву от вибрации!
Источник
Щелочные аккумуляторы
Щелочные аккумуляторы – распространенный вид энергетического накопителя. В качестве электролита может быть использован водный раствор едкого натрия либо же едкого калия. Перед принятием решения об использовании таких акб необходимо изучить их особенности, плюсы.
Конструктивные особенности и принципиальные отличия щелочных АКБ
Плюсовой электрод, входящий в состав щелочных автомобильных аккумуляторных батарей, состоит из гидроокиси такого компонента, как никель, других элементов. Введение графита в состав оказывает положительное влияние на степень электрической проводимости. Посредством примесей поддерживается стабильность, нормальная работа.
Для подготовки отрицательного элемента применяется металлический сплав, представленный в виде порошка, никель или кадмий. В каждом случае щелочной аккумулятор имеет особенности.
Электролит включает такие компоненты, как моногидрат лития, способствующий продлению срока использования акб.
В состав аккумуляторной батареи введены и такие компоненты:
- Слой изоляции, состоящий из качественного сырья.
- Прокладка из пластика, дополненная предохранительным клапаном.
- Корпус, подготовленный из высокопрочного металла.
- Выводы.
Протекающие химические процессы
Принцип работы автомобильного щелочного аккумулятора относительно прост. При полной разрядке щелочной аккумуляторной батареи гидроокись никеля взаимодействует ионами щелочного раствора. В результате, образуется гидрат закиси никеля. На минусовом выводе протекает схожий процесс. При этом формируются определенные элементы.
Во время зарядки протекает обратная химическая реакция, при которой образуется гидроокись никеля, восстанавливается минусовой электрод.
Щелочные аккумуляторы пользуются популярностью. Ведь они отличаются от кислотных агрегатов тем, что полученные вещества никогда не растворяются, не реагируют со схожими компонентами. Иными словами, принцип действия таких источников питания основан на определенных канонах.
Таким образом, принцип действия щелочной акб относительно простой.
Такие источники питания необходимо заряжать полностью. Ведь неполный заряд способствует сокращению периода использования. Перезаряд устройства не допускается, поскольку это приводит к их стремительному нагреву, разрушению электродов.
Особенности замены электролита
Замену электролитического состава проводят с определенной периодичностью (100-150 циклов). Перед заменой щелочную аккумуляторную батарею разряжают при нормальном токе до 1 В.
Использованный электролит удаляется аккуратно. Дабы избавиться от осадка, грязи, АКБ аккуратно встряхивают. Устройство обязательно промывают, используя дистиллированную воду или раствор с определенным количеством щелочи.
Электролит заливается сразу же после очистки. Отстаиваться состав должен в течение 2-3 часов. Только после этого осуществляется контроль плотности залитого электролита.
Пластины и электроды не должны быть сухими. Ведь это может привести к появлению внутренней коррозии.
Преимущества, недостатки щелочных источников питания
Перед использованием щелочных аккумуляторов в домашних условиях необходимо изучить особенности их, плюсы и минусы.
Плюсы
- При своевременном техническом обслуживании, правильном использовании срок службы устройства увеличивается.
- Допускается глубокий разряд агрегата.
- Даже в сильные морозы работоспособность аккумуляторной батареи сохраняется.
- Величина саморазряда минимальна. Здесь очень важно выбрать зарядное устройство для щелочных аккумуляторов.
- Удельный вес устройства небольшой.
Понижение емкости при снижении температуры минимальное. По сравнению с кислотными моделями щелочные аккумуляторы практически не теряют емкость.
Отрицательные стороны
- Наличие эффекта памяти. Со временем это провоцирует стремительное снижение емкости. Поэтому очень важно не допускать регулярную недозарядку.
- Рабочее напряжение отдельных элементов имеет существенные различия. Поэтому зарядка щелочных аккумуляторов должна выполняться посредством эффективного агрегата.
- Щелочные модели отличаются малым КПД.
- Замену электролита, обслуживание должен выполнять специалист.
Отрасли использования щелочных аккумуляторных батарей
Щелочные надежные акб используются во многих сферах. Так, ими пользуются в качестве стартерных и тяговых источников питания. Ими комплектуются:
- Автоматизированные сигнализации, системы энергетического сбережения.
- Электрические агрегаты, устройства и технические средства.
- Пассажирские и другие вагоны.
- Электрический инструмент.
- Портативные технические средства.
В каждой сфере применяется определенная модель щелочной аккумуляторной батареи. К примеру, устройство электродами, имеющими рулонный вид, применяется в электроинструменте.
АКБ щелочного типа применяют в грузовых автотранспортных средствах, складской спецтехнике, погрузчиках в качестве стартерных устройств. Для оснащения легковых машин такие агрегаты практически не используются.
Правила эксплуатации щелочной батареи
Перед использованием источников питания, которые хранились разряженными, не эксплуатировались, нужно выполнить ряд действий:
- Перед эксплуатацией необходимо повысить емкость до установленного значения. Для этого проводят растренировку.
- Периодически корпус щелочного или кислотно-щелочного эффективного аккумулятора нужно очищать от соли, пыли, грязи. Для удаления коррозийных пятен с электродов, выводов применяется ветошь, обработанная керосином.
- При последовательном или параллельном соединении двух батарей проверяется плотность соединения гаек.
- Периодически должен проверяться уровень электролита. Он не должен превышать 4-12 мм.
- При продолжительном простаивании щелочного аккумулятора для автомобиля рекомендуется зарядка в нормальном режиме. Требуемая сила тока поддерживается за счет внешнего источника.
Заряд и разряд щелочных источников питания
Заряд, разряд аккумуляторных батарей выполняется с учетом определенных правил, норм.
Особенности заряда
Чтобы зарядить щелочной аккумулятор, можно использовать источник постоянного тока. Нередко автомобилисты пользуются автоматическим зарядником.
К зарядке можно единовременно подводить последовательно соединенные источники питания. При определении числа щелочных аккумуляторов учитывается величина напряжения, количество Вольт в начале и в конце.
Решая, как заряжать аккумуляторную батарею, стоит учитывать допустимые режимы:
- Стандартный – 6–7 часов.
- Ускоренный – 3 часа.
- Усиленный – 11–12 часов.
Просмотрите видео про восстановление емкости в шелочном аккумуляторе.
Усиленный режим допустим:
- При введении источника питания в эксплуатацию.
- При нерегулярном использовании.
- После замены старого электролита.
- После полного разряда источника питания.
Щелочные аккумуляторные батареи хуже заряжаются при чрезмерно слабом токе. При установлении минимального уровня тока увеличивается продолжительность заряда. Специалисты не рекомендуют уменьшать ток на 40-50%.
Полностью или частично заряженный источник питания не должен перегреваться. Критическая температура для электролита – 35 градусов, для электродов, других составных частей – 45 градусов. При достижении критической температурной точки источник питания отсоединяется от сети. Подавать напряжение можно после того, как температура оптимизируется.
Щелочной аккумулятор 12в не должен заряжаться на улице зимой. Если другого варианта нет, то источник питания необходимо дополнительно утеплять. Для этих целей подойдет войлок или же брезент.
При зарядке электролит не должен попадать на внешние элементы, на корпус. При подзарядке последовательно подключенных батарей их нужно располагать на некотором расстоянии. Это дает возможность предотвратить вздутие корпуса устройства. Для разделения источников питания могут быть использованы резиновые или винипластовые листы.
Особенности разряда
При работе со щелочными аккумуляторными батареями важно знать, как зарядить, как разрядить их. Процесс разрядки должен выполняться до определенного значения:
- Если время разряда составляет 5 часов, напряжение должно быть 1 В.
- При 3-часовом разряде – около 0,8 В.
- При 1-часовом – 0,5 В.
Для установки и отслеживания величины напряжения допускается использование агрегата для тестирования.
Контрольные испытания должны проводиться после замены электролита. При этом выполнять необходимо 2–3 прогоночных цикла. Только после этого зарядка осуществляется при зафиксированном в инструкции токе. По окончании зарядки напряжение должно составлять 1–1,1 В.
Контрольный цикл подразумевает проведение замеров напряжения при разряде. Фиксируются несколько показателей.
Какие факторы сокращают период эксплуатации аккумуляторных батарей?
Для того период использования щелочных аккумуляторов был более продолжительным, важно учитывать несколько моментов.
- Не допускается систематическая недозарядка источника питания.
- Запрещено снижение напряжения до критического значения.
- Электролит должен покрывать пластины.
- При повешении температуры плотность электролита меняется.
Маркировка
Маркировка включает цифры, буквы. Отрасль использования легко определить, обратив внимание на буквы:
- Тяговая модель – Т.
- Тепловозная модель – ТП.
- Вагонная модель – В.
В маркировку включают и другие буквы:
- НЖ – никелево-железный источник питания.
- К – наличие блока, включающего несколько электродов.
- Ш – возможность эксплуатации в рудниках.
- П – корпус из пластика.
- М – модернизированная модель.
- У – подходит для умеренного климата.
- Т- подходит для тропического климата.
Щелочные АКБ относятся к многофункциональным устройствам. Они поставляются в разнообразных сочетаниях. Пользоваться такими агрегатами можно в определенных сферах, отраслях. Наиболее распространенными моделями считаются акб в 12 В. Их эксплуатируют повсеместно. Ими нередко комплектуют тяговые агрегаты.
Особенности и правила хранения аккумуляторных батарей
Выпускаемые источники энергии популярного типа разделены на устройства длительного, временного использования, хранения. При эксплуатации новых устройств проверяется состояние пробок, плотность их прилегания к корпусу.
Значимым элементом считается вентильная резина. От ее состояния зависит работоспособность щелочного аккумулятора, уровень напряжения, другие характеристики. Включенные в состав гайки, пробки из никеля перед эксплуатацией смазывают, нанося небольшой слой.
Корпус источников питания производители обрабатывают битумно-эбонитовыми смесями. Для поддержания лакокрасочного слоя в нормальном состоянии необходимо периодически покрывать корпус смазкой. Перечень допустимых смазочных материалов перечислен в инструкции.
Перед отправкой эксплуатируемых источников энергии на хранение необходимо выполнить такие действия:
- Разрядка до 1В. Такие действия осуществляются посредством агрегатов, устройств.
- Электролит из аккумулятора полностью удаляется. Выполнение этого процесса требует определенной подготовки, использование инструмента.
- С корпуса удаляется остаток соли, грязь, пыль. Для этих целей используется ветошь или губка.
- Старый слой лакового покрытия периодически обновляется.
Находящийся в течение 1–10 месяцев в состоянии покоя аккумулятор нужно периодически проверять. Так, все пробки должны быть закрытыми.
Транспортировать аккумуляторную батарею можно, если она подготовлена к продолжительному хранению.
Располагать щелочную батарею нельзя вместе с другими источниками питания. Ведь электролиты отличаются.
Особенности подбора
Выбирая аккумуляторную щелочную батарею, сосредотачивать внимание необходимо на нескольких ключевых параметрах.
Производство
При подборе должна учитываться дата изготовления источника питания. Приобретать аккумуляторную батарею, выпущенную более полугода назад, не стоит. Ведь такие устройства постепенно разряжаются, появляется эффект памяти.
Приобретая агрегаты зимой, важно обращать внимание на температурный режим. Ведь чрезмерные перепады пагубно сказываются на состоянии, работоспособности.
Показатель емкости
Срок активного применения аккумуляторной батареи зависит от правильности определения емкости. Некоторые водители приобретают источники питания с повышенной емкостью. В результате, генератор в автотранспортном средстве не справляется с поставленной задачей. Устанавливать аккумулятор с меньшей емкостью не стоит. Ведь чрезмерное количество заряда способствует стремительному выходу из строя.
Определяя емкость, необходимо руководствоваться характеристиками, которые указаны в инструкции. Ведь в данном документе прописано, как правильно высчитывать емкость.
Аккумулятор с большей емкостью требуется, если автотранспорт оборудуется дополнительным электрическим оборудованием, агрегатами. Перед применением, установкой нужно учесть особенности генератора.
Полярность
Выпускаемые щелочные аккумуляторы отличаются типом полярности. Поэтому при подборе источника питания обязательно сосредотачиваться на расположении электродов, их полярность. Неправильный подбор может стать причиной утраты работоспособности автотранспорта.
Габариты
Неправильно определенные размеры – основная причина проблемной установки. Поэтому такие характеристики должны быть учтены.
Сосредотачиваться необходимо и на длине проводов, используемых при подключении аккумуляторных батарей для автотранспортных средств. Определить размер можно с помощью рулетки, других инструментов. Это позволит быстро и легко произвести установку.
Стоимость
Цена щелочных аккумуляторных батарей зависит от:
- Элементов, включенных в состав.
- Компании-изготовителя.
- Мощности.
- Емкости.
- Других характеристик.
Правильная утилизация щелочной батареи
Щелочные акб утилизируются обязательно. Старый источник питания можно передать в соответствующие организации, ремонтные мастерские. Такую возможность предоставляют не все учреждения.
Утилизацию выполняют на специально подготовленных линиях, установленных на производственных предприятиях, заводах. Правильно выполненная утилизация позволяет получить:
- Гранулы из пластика.
- Электролитический состав, состоящий из щелочи, дистиллированной воды.
- Сталь.
- Другие материалы.
Утилизация состоит из таких процессов:
- Разрушение каркаса и слив электролитического состава. Для извлечения электролита источники питания помещают в специально подготовленные емкости, разрезаются. Для разделения корпуса применяют пилы, дробильные аппараты.
- Дробление плотных материалов. Для этих целей используются агрегаты, промышленные устройства.
- Извлечение посторонних веществ, из которых состоит источник питания. Для удаления используют фильтры.
- Разделение на пластик, металлические компоненты. Пластик перерабатывается, получаются гранулы для последующей эксплуатации.
- Очистка сырья. Осуществляется посредством химикатов, нейтрализаторов. Состав выбирают изготовители.
Щелочные аккумуляторные батареи – агрегаты, отличающиеся стойкостью, надежностью, прочностью. Ими выгодно комплектовать автотранспортные средства, тяговую технику. Достаточно правильно подобрать модель, определившись с характеристиками.
Видео про щелочные аккумуляторы
Источник