- Щелочной аккумулятор
- Смотреть что такое «Щелочной аккумулятор» в других словарях:
- Отличительные особенности щелочных аккумуляторов
- Сфера применения щелочных батарей
- Конструкция Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторов
- Батареи более солидных размеров
- Положительные и отрицательные характеристики
- АКБ для солнечных батарей
- Бытовые щелочные батарейки
- Щелочные аккумуляторы для автомобилей
- Щелочь или кислота – какой аккумулятор лучше и как их отличить?
- Период использования
- Напряжение и реакция на его неустойчивость
- Как зарядить щелочную батарею?
- Зарядка алкалиновых батареек
- Как проходит восстановление щелочной АКБ?
- О восстановлении бытовых щелочных батареек
Щелочной аккумулятор
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Смотреть что такое «Щелочной аккумулятор» в других словарях:
щелочной аккумулятор — Аккумулятор, в котором электролитом является водный раствор сильной щелочи . [ГОСТ 15596 82] Тематики источники тока химические Классификация >>> EN alkaline accumulator … Справочник технического переводчика
Щелочной аккумулятор — 79. Щелочной аккумулятор Аккумулятор, в котором электролитом является водный раствор сильной щелочи Источник: ГОСТ 15596 82: Источники тока химические. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
щелочной аккумулятор — šarminis akumuliatorius statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Akumuliatorius, kurio elektrolitas yra šarminis tirpalas. atitikmenys: angl. alkaline accumulator vok. Alkaliakkumulator, m rus. щелочной аккумулятор, m pranc.… … Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas
щелочной аккумулятор — šarminis akumuliatorius statusas T sritis chemija apibrėžtis Akumuliatorius, kurio elektrolitas yra šarmo tirpalas. atitikmenys: angl. alkaline accumulator; alkaline storage battery rus. щелочной аккумулятор … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas
щелочной аккумулятор — šarminis akumuliatorius statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. alkaline accumulator vok. alkalischer Akkumulator, m rus. щелочной аккумулятор, m pranc. accumulateur alcalin, m … Fizikos terminų žodynas
Щелочной элемент — марганцево цинковый гальванический элемент, в котором в качестве катода используется диоксид марганца, анода порошкообразный цинк, а в качестве электролита раствор щёлочи, обычно гидроксида калия. Содержание 1 История изобретения … Википедия
аккумулятор — 1.3.7. аккумулятор : Устройство, представляющее собой источник электрической энергии, полученной путем прямого преобразования химической энергии, состоящее из электродов, сепараторов, электролита, корпуса и выводов и сконструированное так, чтобы… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Щелочной топливный элемент — Схема щелочного топливного элемента. 1:Водород 2:Поток электронов 3:Нагрузка 4:Кислород 5:Катод 6:Электролит 7:Анод 8:Вода 9:Гидроксид ионы Щел … Википедия
Аккумулятор герметичный — Герметичный аккумулятор: аккумулятор, который остается закрытым и не пропускает газ или жидкость при работе в режимах заряда и температуре, установленных изготовителем. Аккумулятор снабжается устройством, предохраняющим его от опасного высокого… … Официальная терминология
Аккумулятор никель-металл-гидридный герметичный — Герметичный никель металл гидридный аккумулятор: аккумулятор, остающийся закрытым и не пропускающим газ или жидкость при работе в режимах заряда и температуре, установленных изготовителем. Аккумулятор должен быть снабжен предохранительным… … Официальная терминология
Источник
Отличительные особенности щелочных аккумуляторов
Своим наименованием щелочные аккумуляторы обязаны веществу, выполняющему в них функцию электролита. Рассмотрим особенности устройств с разным предназначением.
Сфера применения щелочных батарей
Щелочные АКБ находят применение во множестве областей — от запасных электрогенераторов и локомотивов до портативной техники и электроинструмента (здесь используются Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторы). Входят туда и транспортные средства — трамваи, троллейбусы, грузовые автомобили, редко — легковые.
Конструкция Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторов
В корпус из никелированной стали алкалиновых батареек засыпан п орошкообразный цинк. Благодаря материалу тело батарейки заодно выполняет функцию токоотвода заряда «плюс». Внутрь полости, предназначенной для положительно заряженного электрода, ставится вымоченный в электролите сепаратор.
По оси элемента питания ставится токоотвод из латуни — это электрод с отрицательным зарядом. Все остальное место в промежутке между разделителем и токоотводом заполнено специальной пастой, которая представляет собой смесь порошка цинка и щелочного густого электролита.
Батареи более солидных размеров
Устройство их не отличается большой сложностью — это электроды, которые заряжены положительно и отрицательно, отделены друг от друга пластинами из пластмассы, которые, в свою очередь, способствуют беспрепятственному движению щелочного электролита.
Электроды приварены к борну (т.е. токовыводу), который выводится наружу через крышку и фиксируется уплотняющим кольцом. Эти кольца раскрашены по-разному в зависимости от того, положительный или отрицательный выводится борн. Все это находится в стальном либо пластиковом корпусе с отверстием, куда заливается щелочная никель-кадмиевая смесь плотностью 1,19-1,21 г/см 3 .
Положительные и отрицательные характеристики
Как плюсы батарей со щелочным электролитом высокой плотности и со свинцовым сепаратором можно определить:
- Возможность пользования батареей при температурах от -40 до +50 .
- Сохранение работоспособности после хранения в месте, где холоднее -50 .
- Небольшая чувствительность к замыканиям и долгому простаиванию .
- Невозможность внезапного отключения, что важно, например, автомобилю .
- В новых аккумуляторах — возможность заряжаться от небольшого тока в домашних условиях и, даже у восстановленных, сниженная потребность в обслуживании, плотность заполнения падает медленно .
Недостатки:
- Удручающе малый КПД — всего около 55% .
- Эффект памяти, который приводит к сокращению емкости щелочных аккумуляторов .
- Так как в аккумуляторах такого типа нужно время от времени менять электролит, обслуживание должен выполнять специалист .
АКБ для солнечных батарей
Хорошее решение, чтобы снабдить свою солнечную батарею — это щелочные аккумуляторы литий-железо-фосфатного типа, и вот почему:
- Из-за повышенного в сравнении с другими щелочными моделями КПД такие аккумуляторы для солнечных батарей будут обеспечивать хорошее качество заливки энергии.
- Они практически не страдают от низкого уровня заряда или пребывания в полностью разряженном состоянии, и солнечные системы смогут работать бесперебойно.
- Аккумуляторами можно пользоваться чуть не дольше, чем солнечной батареей , около 15 лет.
Бытовые щелочные батарейки
Их популярности способствует, с одной стороны, неплохая долговечность, с другой — возможность выдерживать довольно сильные и частые нагрузки. Поэтому их с тавят в часто эксплуатирующиеся предметы — игрушки, мини-плееры, карманные фонарики и лазерные указки.
Щелочные аккумуляторы для автомобилей
Щелочными АКБ пользуются редко, считая их почти экзотическим приспособлением для автомобиля. Несмотря на преимущества в пусковом токе, проценте саморазрядки и испарению электролита, многих владельцев автомобилей заставляют отказаться от покупки такой батареи ее дороговизна и сравнительно громоздкие размеры. Конструкция и правила эксплуатации батарей, установленных на автомобилях, ничем не отличаются от любых щелочных.
Щелочь или кислота – какой аккумулятор лучше и как их отличить?
Отличая виды аккумуляторов, необходимо остановится на каждом значимом показателе, чтобы понять, какой тип лучше подойдет под определенный круг поставленных задач. Итак — чем отличается щелочно-свинцовый элемент от кислотного?
Период использования
Тут лидер — щелочные аккумуляторные батареи. Такое устройство лучше сохраняет характеристики, чем кислотные аналоги.
Сказывается на этом факторе конструкция пластин. С кислотными АКБ с вставлением свинцовых пластинок стоит обращаться осторожно, такие батарейки довольно хрупкие. Пластины же хороших устройств, содержащих щелочной электролит, повредить труднее, и плотность вещества между ними обеспечивает бесперебойную работу.
Напряжение и реакция на его неустойчивость
Здесь все не так однозначно. Если заряжается кислотный аккумулятор, разрешено напряжение до двух вольт. Можно спокойно доводить до полной разрядки и питать батарею с нуля.
Аналогичный показатель в щелочной батарее не может быть больше 1,25 В. С другой стороны, последние гораздо более стойки к замыканиям и перегрузкам.
Класс кислотно-свинцовых АКБ дешевле, чем щелочный. Кроме того, они не нуждаются в специализированных и дорогих зарядных устройствах — для пользования кислотной батареей достаточно самого простого ЗУ.
Основных внешних отличий между этими типами аккумуляторов два — корпус и масса. Для кислотных обычно используется пластик, и они заметно тяжелее. Щелочной аккумулятор выпускается в стальном корпусе, но вопреки этому гораздо меньше весит.
Итак, покупкой кислотно-свинцового АКБ лучше озаботиться, если планируется частое, чуть ли не ежедневное использование. В отличие от него, щелочь подойдет тем, кто будет эксплуатировать прибор нечасто и не хочет тратить много времени на возню с аккумулятором.
Как зарядить щелочную батарею?
Корректно работающие и подключенные к ЗУ с нормальным уровнем тока устройства отличаются следующими показателями напряжения:
- В начальной стадии зарядки — от 1,4 до 1,45 В.
- К окончанию процесса — от 1,75 до 1,85 В.
Существует несколько установленных режимов зарядки:
- Стандартный — заряжать около шести часов стандартным уровнем тока.
- Усиленный — с таким же током элемент пробудет на зарядке 12 часов.
- Ускоренный — сначала 2-4 часа силой тока, вдвое превышающей номинальную, после чего — еще 2 часа номинальной силой тока.
Последним режимом злоупотреблять не следует.
Применять его рекомендуется только в следующих ситуациях:
- Аккумуляторную конструкцию используют впервые .
- Процедуру выработки и восстановления заряда произвели уже более десяти раз .
- Плотность рабочего вещества упала, и электролит пришлось заново заливать .
- Уровень заряда опустился слишком низко, и нужно срочно залить энергии .
- Предыдущий зарядный цикл производило устройство, подающее слабый ток, и процесс был прерван больше чем на 16 часов .
Вне зависимости от типа зарядки, порядок действий того, как зарядить АКБ, одинаков:
- Выставить необходимую силу тока .
- Соединить ЗУ с прибором .
- Включить ток .
- Ждать и время от времени проверять, не возникло ли каких-то отклонений , не происходит ли перегрев (выше 45°С, для свинцово-щелочных АКБ без литиевых примесей — 35°С).
- Выключить и отсоединить зарядку от батареи .
Зарядка алкалиновых батареек
Здесь все несколько быстрее, но и требует больше внимания.
Ход процесса:
- Зарядное устройство включить в сеть .
- Зарядные провода прикрепить к АКБ , полярность должна совпадать.
- Следить за температурой заряжаемого элемента , до тех пор, пока она не достигнет 50°С (не больше пяти минут). Как только это произойдет, сразу же отключить от зарядки и в течение двух минут остужать.
- Пока батарейки совсем не остыли, начинается шоковый этап подпитки . Соединить их снова с включенным ЗУ и примерно две минуты максимально быстро подключать и отключать, не глядя на температуру.
- Проконтролировать вольтаж — должно быть значение примерно 1,75 вольт.
- Чтобы элементы не разряжались моментально, поместить их в морозилку на десять минут , достать, оставить на пару минут.
Вот и все, батарейку можно вставлять в приборы и пользоваться.
Как проходит восстановление щелочной АКБ?
При возникновении неполадок совсем не обязательно покупать новое устройство, потому что такую технику несложно восстановить.
Делается это так:
- Полный разряд аккумуляторной батареи, удаление электролита .
- Разбор восстанавливаемой конструкции, отсоединение пластин и электродов .
- Свинцовую пластину и электроды с плюсом отмочите в растворе серной кислоты плотностью
1,27 гр./см 3 . Пластины 3 часа, электроды 20 секунд. Кислотная среда поможет восстановить потерянные диэлектрические свойства.
1,18 гр./см 3 ) и зафиксируйте крышку.
О восстановлении бытовых щелочных батареек
Здесь все гораздо проще, чем с большими аккумуляторами. Для того, чтобы минимизировать потерю емкости в результате разрядов, батарейку надо восстанавливать, или тренировать.
Схема «тренировки» выглядит так:
- Разрядить АКБ до напряжения меньше вольта (примерно 0,8).
- До вольта довести током в десять процентов емкости элемента.
- Далее увеличить ток до 30% его электроемкости и заряжать около трех или четырех часов.
- Для сильно разряженных аккумуляторов стоит произвести такую зарядку несколько раз подряд.
Щелочная АКБ — это вещь, которая требует к себе не слишком частого внимания, но осторожного обращения. Если обеспечить их в полной мере, то можно получить в свое распоряжение надежное и стабильное устройство, которое будет радовать бесперебойной работой в течение долгих лет и полностью оправдает свою цену, даже если придется приплатить за батарею от известной фирмы.
Источник