Российский рынок литий ионных аккумуляторов

Российский рынок литий ионных аккумуляторов

Независимый эксперт
по стратегическому развитию
Химия и нефтехимия

8 915 498 77 26

Потребление литий-ионных батарей в России. Потребительский сектор и батареи для транспорта. Виденье и перспективы.

Рисунок 1. Импорт литий-ионных аккумуляторов в РФ в натуральном и стоимостном выражениях (2010 – 2016 г.), на основании данных Росстата и таможенной статистики.

В 2010 г на российских рынок было поставлено литий-ионных аккумуляторов на общую мощность 31,1 Мвт/ч на общую сумму 28,68 млн. US$. В период до 2016 года наблюдался рост поставок продукции на российский рынок со среднегодовым ростом 15-20% по тоннажу и общей энергоемкости аккумуляторов и 10-15% ростом по стоимости поставок. Так, в 2016 году на российский рынок было поставлено литий-ионных-аккумуляторов с общей энергоемкостью свыше 147,4 МВт*ч на общую сумму 71,47 млн. US$.
До 62% поставок (в стоимостном выражении) на российский рынок в 2016 году приходилось на КНР, где расположены основные мировые мощности по производству литий-ионных аккумуляторов и других электронных устройств, другие страны значительно уступают в объемах. На Японию, Малайзию и Южную Корею пришлось по 8, 4 и 4% соответственно. На Вьетнам, США и Тайвань – 4, 2 и 3%. На долю других стран пришлось не более 13%.

Рисунок 2. Структура поставок литий-ионных аккумуляторов в Российскую Федерацию по странам, 2016 г.

На рис. 3 показаны производители литий-ионных аккумуляторов, поставляющие продукцию на российский рынок.

Читайте также:  Скутер можно заводить без аккумулятора

Рисунок 3. Структура поставок литий-ионных аккумуляторов в Российскую Федерацию по торговым маркам, 2016 г.
Из структуры видно, что наибольшая часть поставок литий-ионных аккумуляторов на российский рынок приходится на компании, основная деятельность которых связана с производством и продажей электронных устройств в потребительском секторе. Так на долю компании CISCO SYSTEMS INTERNATIONAL пришлось до 17% поставок. ROBERT BOSCH GMBH поставило более 5%; поставки SAMSUNG ELECTRONICS CO., HEWLETT-PACKARD и HILTI AKTIENGESELLSCHAFT составили по 4% поставок. Другими основными поставщиками продукции стали хорошо известные российскому потребителю поставщики электронных продуктов, указанные в структуре. На долю прочих производителей, объемы поставок которых составили менее 0,6% в общем объеме поставок, пришлось 44%.
Потребление литий-ионных аккумуляторов в России и мире существенно различается (рис. 4). Если в мировом потреблении потребительский сектор составляет не более 65%, то на российском рынке этот показатель составляет до 92,5% от общего объема потребления.

Рисунок 4. Сравнение структур потребления литий-ионных аккумуляторов в России и мире, 2016 г.

Указанная структура потребления наблюдается в связи с рядом причин, среди которых фактическое отсутствие рынка электромобилей в России (этот рынок только начинает формироваться) и слабый спрос на продукцию литий-ионных аккумуляторов со стороны промышленных потребителей, к которым относятся грузовой транспорт, пассажирский транспорт, электропогрузчики, системы оперативного постоянного тока (СОПТ), источники бесперебойного питания (ИБП) и системы накопления энергии (СНЭ) различного назначения, центры обработки данных (ЦОД) и базовые станции.
По прогнозным оценкам экспертов, мировая структура потребления в ближайшие 10 лет будет меняться. До 2026 г. доля потребительского сектора будет сокращаться как за счет роста числа электромобилей, так и за счет сетевых накопителей и ВИЭ. При этом существенные различия в структуре потребления на российском и мировом рынках создают потенциал для товарных ниш, которые могут появиться при следовании российских потребителей продукции за мировыми тенденциями, то есть увеличение доли аккумуляторов, предназначенных для использования в сфере электротранспорта и энергетики (тяговые литий-ионные аккумуляторы для электромобилей, электропогрузчиков, грузового и пассажирского транспорта; аккумуляторы для источников бесперебойного питания и сетевых накопителей энергии). В этом плане проект, предлагаемый ООО «Лиотех-Инновации», является импортоопережающим проектом.
В 2016 г. ООО «Лиотех-Инновации» поставил на российский рынок литий-ионных аккумуляторов и аккумуляторных батарей на 109 млн. руб., что составляет 1.78 млн. US$, это 2.5% от текущего объема импортных поставок литий-ионных аккумуляторов в РФ в 2016 г. Исходя из структуры потребления литий-ионных аккумуляторов на российском рынке в данный момент, доля рынка потенциальных продуктов ООО «Лиотех-Инновации» в настоящий момент составляет 7.5% от всех импортных поставок литий-ионных аккумуляторов на российский рынок в 2016 г. (см. рис. 4), но, при этом, указанная доля приходится именно на те сегменты потребления, которые в ближайшие годы ожидает рост. К таким сегментам относятся в первую очередь тяговые литий-ионные аккумуляторы для электротранспорта, применяемые в транспортном (автомобильном, железнодорожном, морском), а также аккумуляторы для военного и промышленного секторов потребления. При этом потребителям необходимо предлагать не аккумуляторы как таковые, а аккумуляторные батареи – аккумуляторы, соединенные таким образом, чтобы получить характеристики, необходимые потребителю для данного применения (ёмкость, напряжение, габариты, температурный диапазон работы и т.п.).
Задача создания аккумуляторных батарей из аккумуляторов включает конструкторскую работу, разработку и установку систем контроля и управления батареей, разработку и установку систем термостатирования, испытания и доработку батареи под требования заказчика, сертификацию. Предлагаемый проект решает задачи создания литий-ионных аккумуляторных батарей и универсальных батарейных модулей из литий-ионных аккумуляторов завода Лиотех для широкого диапазона применений в электротранспорте и энергетике, решая задачу импортозамещения в данных отраслях и одновременно способствуя созданию и развитию новых рынков.
Как уже упоминалось, в настоящий момент в России есть единственный производитель, способный осуществить импортозамещение в указанном сегменте рынка – завод «Лиотех» в Новосибирской области, который в настоящий момент управляется ООО «Лиотех-Инновации». При достаточном уровне финансирования НИОКР будет возможно полное импортозамещение продукции, поставляемой на российский рынок по импорту как в настоящий момент, так и в перспективе с учетом прогнозов расширения потребления продукции в указанном сегменте.
Структура импортных поставок литий-ионных аккумуляторов высокой ёмкости для электротранспорта и энергетики по странам и производителям представлена на рис. 5.

Рисунок 5. Структура импорта литий-ионных аккумуляторов емкостью свыше 40 Ач для электротранспорта и энергетики по странам (слева) и производителям продукции, 2016 г.

Общий объем импортных поставок литий-ионных аккумуляторов в указанном секторе рынка в 2016 году составил 5,36 млн. US$ (7.5% от общего объема импорта). До 12% объема поставок приходился на продукцию компании BYD LITHIUM BATTERY COMPANY LTD из Финляндии; 5.6% составила продукция литий-ионных аккумуляторов для электромобилей и промышленных аккумуляторов китайского производителя SINOPOLY BATTERY INTERNATIONAL LTD. Другие поставки литий-ионных аккумуляторов высокой емкости для промышленных систем включали продукцию китайской компании CHINA AVIATION LITHIUM BATTERY CO., LTD (CALB), запасные тяговые литий-ионные аккумуляторы для легковых электромобилей Renault в 2016 году (поставляла NISSAN MOTOR CO LTD) и др.
Оценивая перспективы российского рынка продукции литий-ионных аккумуляторов в целом и сегмента литий-ионных аккумуляторов большой ёмкости, основу которой может составить продукция ООО «Лиотех-Инновации», эксперты рынка отмечают рост, вызванный развитием сегментов электромобилей, электропогрузчиков, сетевых накопителей и других промышленных потребителей, а также развитием новых областей применения, в частности, в железнодорожном транспорте. Спрос в ближайшие 10 лет будет поддерживаться развитием этих стратегических областей применения литий-ионных аккумуляторов. По оценкам экспертов, уже через 3-4 года российское потребление литий-ионных аккумуляторов в указанном сегменте ожидает рост потребления в размере, превышающем существующие показатели в 2-4 раза. Рост спроса на новые решения, применяемые в транспортной и промышленной сферах, неизбежно приведут к росту потребления литий-ионных аккумуляторных батарей и определят спрос на продукцию завода ООО «Лиотех-Инновации».
При этом потребление тяговых литий-ионных аккумуляторов в России к 2030 году может достичь 2 тыс. т/год на общую сумму не менее 100 млн. US$.

Подводя итоги раздела, отметим следующие характеристики рынка продукции создаваемой в рамках реализации указанного технаправления:

  • Мировой рынок литий-ионных аккумуляторов в ближайшие 10 лет ожидает рост в сегменте электротранспорта и энергетики. На рынке востребованы не сами аккумуляторы, а готовые решения на их основе – литий-ионные аккумуляторные батареи для различных применений.
  • Потребление литий-ионных аккумуляторов в России и мире отличается. В то время, когда сегмент бытовой электроники в России достигает 92,5% потребления, в мире он не превышает 65%. Это связано с тем фактом, что рынки электромобилей, сетевых накопителей энергии и других высокотехнологичных применений в России находятся на стадии формирования.
  • В России единственным коммерчески ориентированным производителем литий-ионных аккумуляторов для рынков электротранспорта и энергетики является завод «Лиотех». Другие российские производители литий-ионных аккумуляторов изготавливают продукцию в рамках гособоронзаказа в объеме малых партий.
  • В настоящий момент на рынке литий-ионных аккумуляторов для мобильной электроники 100% коммерчески значимых поставок приходились на импортные поставки. В 2016 г. в структуре этих поставок до 62% занимала продукция из КНР. При этом, наибольшая часть поставок приходилась на компании, основная деятельность которых связана с производством и продажей электронных устройств в потребительском секторе.
  • На рынке литий-ионных аккумуляторов высокой ёмкости наряду с импортными поставщиками присутствует российский производитель – ООО «Лиотех-Инновации», доля которого на рынке может быть существенно увеличена (с 2.5% до 7.5% в процентах от импортных поставок литий-ионных аккумуляторов на российский рынок в 2016 г.), при этом доля этого рынка в общем объеме потребления литий-ионных аккумуляторов также будет увеличиваться.
  • Всё вышеперечисленное, наряду с прогнозируемым резким увеличением потребления литий-ионных аккумуляторов в мире, создает предпосылки для появления товарных ниш на российском рынке, которые может занять продукция ООО «Лиотех-Инновации».

Более подробную информацию вы можете заказать у автора

Уникальные матеиалы исследований, эксклюзивные источники, аналитические записки

Источник

Литий-ионные аккумуляторы (мировой рынок)

Содержание

2019: Рост объема продаж до $31,36 млрд

Объём мирового рынка литий-ионных аккумуляторов в 2019 году достиг $31,36 млрд, подсчитали в аналитической компании ResearchAndMarkets. Эксперты не уточнили динамику и лишь сообщили, что продажи таких батарей находятся на подъёме.

По словам исследователей, рост рынка литий-ионных аккумуляторов обусловлен в первую очередь поставками элементов высокой плотности для них. Такие компоненты позволяют устройствам дольше работать без подзарядки.

Большинство литий-ионных батарей, используемых в портативной электронике, используют в своей основе кобальт, что обеспечивает наиболее высокую плотность энергии среди других коммерческих решений. Удельная энергоёмкость литий-ионных батареи составляет 100-265 Вт/кг или 250/670 Вт/л, что является одним самых высоких показателей на рынке.

Снижение цен на литий-ионные аккумуляторы способствует росту их продаж. По оценкам аналитиков, стоимость таких батарей в 2013 году составляла $650 в расчете на один кВт-ч, а в 2018-м показатель снизился до $176.

Удешевление происходит за счет использования новых материалов, производственных процессов и увеличения инвестиций от производителей.

Лидерами рынка литий-ионных аккумуляторов в ResearchAndMarkets называют следующие компании:

В исследовании говорится, что одна из главных проблем, сдерживающих стремительный рост рынка литий-ионный батарей, заключается в безопасности. Такие устройства накапливают большое количество энергии, что приводит к риску взрыва или возгорания. Федеральное авиационное управление США (FAA) сообщило о 206 инцидентах, связанных с взрывом литий-ионных батарей в аэропортах в период с марта 1991 года по январь 2018 года. [1]

Источник

Требуется подзарядка: кому нужны российские литий-ионные аккумуляторы

Российский рынок систем накопления энергии может достигнуть 100 млрд рублей к 2025 году, рассказали в «Роснано». Он активно развивается, но еще не успевает за мировым. Надежды возлагают на собственное производство литий-ионных аккумуляторов, которые в ряде случаев должны заменить устаревшие свинцово-кислотные. Они надежнее, дольше служат и занимают меньше места. В России спрос на современные батареи питания только начал формироваться. Что это значит для отрасли — в материале «Известий».

Резервное питание

Литий-ионные аккумуляторы широко используются в электромобилях, а также бытовой и оргтехнике — телефонах, ноутбуках, цифровых фотоаппаратах и видеокамерах. Но в ряде областей — специальный транспорт, энергетика — свинцово-кислотные батареи всё еще очень распространены, несмотря на целый ряд недостатков, которых нет у литий-ионных. От свинцовых они отличаются несколькими параметрами. Во-первых, более емкие, во-вторых, могут выполнять больше циклов заряда и разряда, в-третьих, служат в 5–7 раз дольше. Их не надо обслуживать. К тому же им не мешают колебания температуры.

Несмотря на все преимущества литий-ионных аккумуляторов, свинцово-кислотные батареи продолжают активно применять во многих отраслях. Они как минимум дешевле.

«Основная проблема, с которой сталкиваются в России производители литий-ионных аккумуляторов, — это экономическая. Они пока слишком дороги для выгодного их применения в большинстве сфер. А также психологическая — страх потенциальных покупателей перед новыми технологиями. Очевидным решением является появление быстрых побед — пилотных проектов применения литий-ионных накопителей, которые реализуют потребители-инноваторы и крупные игроки энергетического рынка», — отметил директор инфраструктурного центра «Энерджинет» Дмитрий Холкин.

Изменения уже происходят: всё больше российских компаний выбирают литий.

Один из рынков, где современные аккумуляторы могут в ближайшее время полностью вытеснить устаревшие, — источники бесперебойного питания (ИБП). По оценкам аналитиков, объем этого сегмента к 2025 году может составить 12 млрд рублей.

В середине февраля новосибирский «Лиотех» — крупнейший в России производитель литий-ионных аккумуляторов, портфельное предприятие «Роснано» — завершил несколько крупных проектов. Он обеспечил «бесперебойниками» бизнес-центр «Принципал Плаза» (суммарная емкость 240 кВт·ч) и компанию «Полиметалл» (120 кВт·ч). Кроме того, «Лиотех» будет участвовать в поставке источников бесперебойного питания на литий-ионных аккумуляторах в центры обработки данных ПАО «Сбербанк».

Ранее компания уже установила источник бесперебойного питания на литий-ионных аккумуляторах на Белорусском вокзале в Москве. Сейчас рассматривается возможность масштабирования этого опыта на других вокзалах и станциях страны.

Энергия солнца

Еще одна отрасль, нуждающаяся в литий-ионных батареях, — предприятия энергетики, в первую очередь возобновляемой.

«Лиотех» произвел аккумуляторы суммарной емкостью 710 кВт·ч для двух гибридных солнечно-дизельных электростанций в Республике Тыва, в селах Мугур-Аксы и Кызыл-Хая. Система позволила круглосуточно снабжать электроэнергией два удаленных населенных пункта региона, в которых проживает 7 тыс. человек. Затраты на дизельное топливо снизилось на 30% — предприятия могут экономить 30 млн рублей за год.

Накопители энергии позволяют восполнить неравномерность выработки альтернативной генерации. Это обеспечивает стабильно высокое качество электричества. В дневные часы, когда люди не включают свет, энергия сохраняется для использования в темное время или ненастную погоду.

Компания планирует и более масштабные проекты в возобновляемой энергетике.

«Спрос на литий-ионные аккумуляторы в России, по нашей оценке, будет достаточно быстро расти в связи с тем, что снижение их стоимости по мере развития технологий и масштабирования производства будет приводить к росту числа сфер эффективного их использования. Стоит ожидать взрывного роста применения накопителей энергии на стороне потребителей и распределительных сетей», — пояснил Холкин.

Уголь на накопителях

Еще один значимый сегмент — аккумуляторы для транспорта. Сегодня с новосибирскими батареями ездят уже более 200 электробусов и троллейбусов в 17 городах России.

Но ими дело не ограничивается. В прошлом году успешно завершились испытания шахтного электровоза с накопителями «Лиотеха» на одном из рудников «Алросы». Эти машины перевозят уголь и горную породу, тяжелую и высоковязкую нефть, материалы и оборудование.

Другие игроки горнодобывающей промышленности тоже рассматривают возможность перевода техники на электротягу. Кроме того, они рассчитывают заменить свинцово-кислотные и щелочные батареи существующих электровозов на литий-ионные.

В шахтах современные аккумуляторы позволяют экономить на вентиляции. К тому же они безопаснее — не выделяют газов в процессе работы.

Экологичные локомотивы и суда

Производители поездов тоже задумываются об использовании литий-ионных накопителей. В 2019 году «Роснано», РЖД и «Трансмашхолдинг» подписали соглашение о создании экологически чистых маневровых локомотивов с гибридным приводом на базе отечественных батарей. Такие машины хотят использовать для пассажирских перевозок в крупных городах и курортных зонах.

В августе 2019-го был представлен прототип локомотива с аккумуляторами «Лиотеха».

Кроме того, новосибирские батареи планируют установить на пилотном участке Волховстрой–Бабаево Октябрьской железной дороги. По нему в том числе перевозят уголь из Кузбасса в Усть-Лугу.

Это часть более крупного проекта по повышению эффективности железнодорожного транспорта за счет новых накопителей энергии. Соглашение об этом было подписано в июне 2019-го между «Роснано», РЖД и «Русэнергосбытом».

О возможности использовать литий-ионные аккумуляторы думают и в метрополитене. Оснащение поездов резервными батареями позволит им продолжить движение в случае падения напряжения в контактной сети или даже полного отключения электричества. Потенциал использования продукции «Лиотеха» есть и в водном транспорте. Планируется, что в текущем году в Санкт-Петербурге будет спущен на воду первый корабль на электрической тяге.

Дождались

Спрос на литий-ионные аккумуляторы возник не сразу. «Роснано» запустило «Лиотех» в 2011 году, а на полную мощность он должен был выйти в 2013-м. Однако найти достаточное количество покупателей на продукцию компании не удалось. В 2016-м началась процедура банкротства компании.

Но реструктуризация бизнеса, поиск новых рыночных ниш и расширение ассортимента позволили «Лиотеху» выровнять финансовое положение. В итоге кредиторы согласились на мировое соглашение.

Теперь в планах на 2020-й — завершение первого этапа модернизации завода. Уже в ближайшее время «Лиотех» начнет серийные продажи новой продукции — компактных и более энергоемких литий-ионных ячеек в алюминиевом корпусе. В компании отмечают, что они востребованы у производителей электротранспорта и погрузочной техники.

В 2020-м «Лиотех» планирует нарастить выручку до 600 млн рублей. В 2019-м она составила 400 млн рублей.

Источник

Оцените статью