- Разрядная емкость аккумулятора это
- Большая Энциклопедия Нефти и Газа
- Разрядная емкость — аккумулятор
- Что такое ёмкость автомобильного аккумулятора и какое значение выбирать?
- Основные характеристики аккумулятора
- Ёмкость автомобильной аккумуляторной батареи
- Как проверить ёмкость АКБ
- Как выбрать правильную ёмкость аккумулятора для своего автомобиля?
Разрядная емкость аккумулятора это
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 273 501
- КНИГИ 642 294
- СЕРИИ 24 474
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 603 688
Аккумуляторная батарея — одно из самых сложных устройств современного автомобиля. В ней непрерывно протекают многие электрохимические и физические процессы, взаимосвязанные и в значительной мере обусловленные влиянием внешних факторов. И как любое сложное устройство, требует соответствующего ухода при соответствующей квалификации.
Автолюбителя, в большинстве своем, интересуют чисто практические вопросы. Такие, как например, почему батарея уже через два сезона не обеспечивает пуск совершенно исправного двигателя? Почему батарея прослужила всего два года, а не 5 или 8 лет, хотя и прошел автомобиль по 3 тысячи км в год из-за отсутствия бензина? Что надо делать для того, чтобы аккумуляторная батарея служила долго и не подводила в самый неподходящий момент? И сколько ей уделять времени, и не следует ли с ней возиться каждый день? И многие другие подобные вопросы.
Для ответов на эти вопросы необходимо пользоваться не только готовыми рекомендациями и инструкциями, но и иметь определенный уровень знаний об аккумуляторных батареях.
Аккумуляторы, как и иные химические источники тока, интенсивно изучаются и совершенствуются, однако зачастую многие публикации недоступны для автолюбителя и понимание ряда вопросов требует специальной профессиональной подготовки. Во многих журнальных статьях, пособиях, рекомендациях, инструкциях и т.п. наряду с безусловно правильной и полезной информацией много субъективизма, а в ряде случаев, к сожалению, просматривается непонимание, незнание и корпоративные интересы авторов (особенно в журнале «За рулем»).
Настоящее пособие преследует очень простую цель — дать автолюбителю начальные знания по уходу за аккумуляторной батареей. Мы старались избежать сложных теоретических выкладок м формул. Тем не менее, полностью исключить теоретические сведения нельзя.
Без понимания основных процессов, протекающих в аккумуляторе в тех или иных условиях, невозможно построить оптимальную тактику ухода за аккумуляторной батареей в реальных условиях эксплуатации
(собственно аккумулятора), избежать досадных ошибок, даже пользуясь огромным количеством правильных рекомендаций.
Мы понимаем, что данное пособие тоже не лишено недостатков, однако постарались в логической последовательности изложить известные факты, различные методики и выполняемые работы по уходу за
аккумулятором. Надеемся, что материал, изложенный в пособии, поможет автолюбителю в уходе за аккумуляторной батареей.
2. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В АККУМУЛЯТОРЕ
Аккумулятор является обратимым источником тока. Он способен отдавать в нагрузку во внешней цепи ранее запасенную энергию. На легковые автомобили устанавливаются аккумуляторные батареи, состоящие из шести последовательно включенных аккумуляторов. Они способны обеспечивать большие разрядные токи и относятся к классу стартерных аккумуляторных батарей. Это отражено в маркировке батарей. Например, батарея 6СТ-55 содержит 6 аккумуляторов, стартерная, номинальная энергоемкость составляет 55 ампер-часов.
Приведем некоторые основные понятия и определения, характеризующие аккумуляторную батарею в различных режимах работы.
Электродвижущая сила (ЭДС) — это разность электродных потенциалов при разомкнутой электрической цепи. ЭДС аккумулятора зависит от плотности температуры электролита и состава активной массы пластин. Выражается ЭДС в вольтах и обычно обозначается буквой Е. Измерить ЭДС можно вольтметром с большим внутренним сопротивлением, превышающим 20 кОм.
ЭДС покоя (Е0) — это ЭДС аккумулятора, находящегося длительное время (более 2-3 часов) без нагрузки.
ЭДС аккумулятора под нагрузкой отличается от ЭДС покоя. Это вызвано том, что при прохождении тока в цепи на электродах и в электролите происходят необратимые физические и химические процессы, связанные с потерей энергии. Один из них — это процесс поляризации.
ЭДС поляризации (Еп) — это ЭДС аккумулятора при наличии поляризации пластин.
Еп всегда направлена навстречу току.
При заряде ЭДС аккумулятора равна сумме ЭДС покоя и ЭДС поляризации:
Величину Е называют динамической ЭДС, или просто ЭДС аккумулятора.
В замкнутой электрической цепи постоянного тока, когда к аккумулятору подключены потребители, связи между ЭДС, проходящим по цепи током и сопротивлением цепи определяется по закону Ома:
I — сила тока в цепи, А;
R — активное сопротивление внешней цепи, Ом;
r — полное сопротивление участка электрической цепи внутри самого источника тока, Ом.
Выражение (1) можем переписать в виде:
т.е. ЭДС аккумулятора компенсирует падение напряжения на внешней цепи U=IR и падение напряжения внутри самого источника тока на его полном внутреннем сопротивлении Ur=I*r.
Величина U=I*R — это напряжение аккумулятора. Это напряжение на зажимах аккумулятора, которое используется для работы потребителей тока.
Из уравнения (2) видно, что при работе аккумулятора его напряжение U всегда меньше чем ЭДС, так как
По мере износа аккумулятора его внутреннее сопротивление возрастает. Это одна из причин пониженного напряжения на зажимах аккумулятора под нагрузкой. поскольку увеличивается Ur. У разряженного аккумулятора ситуация подобная.
Различают зарядное напряжение, равное
и разрядное напряжение:
где Iз — зарядный ток, А;
r — внутреннее сопротивление аккумулятора, Ом.
Нормальный зарядный ток — величина зарядного тока (А).
численно равная 0.1 емкости аккумуляторной батареи, выраженная в ампер-часах.
Внутреннее сопротивление аккумулятора складывается из сопротивления электродов, электролита и сопротивления, обусловленного сепараторами (прокладками между пластинами). Внутреннее сопротивление — величина непостоянная. Оно зависит от конструкции электродов, состояния активной массы, плотности электролита, температуры. В полностью заряженном аккумуляторе внутреннее сопротивление значительно меньше, чем у разряженного. Объясняется это тем, что электропроводность активной массы заряженного аккумулятора выше, чем у разряженного.
Емкость аккумулятора — это количество электричества, которое может запасти или отдать аккумулятор.
Емкость зависит от величины тока разряда. Емкость аккумулятора определяется как величина, равная произведению постоянного тока на время при 20-часовом режиме разряда до напряжения 1.7 В:
где Iр — величина разрядного тока,
tр — время разряда.
Емкость по току разрядная Qр — номинальная емкость аккумулятора при разряде:
где Ip — величина разрядного тока, А;
Зарядная емкость аккумулятора — характеризует количество электричества, полученное аккумулятором в процессе заряда:
где Qз — зарядная емкость, А*ч;
У современных аккумуляторов КПД по емкости равно 0.85.
Емкость по энергии — характеризует способность аккумулятора выполнить электрическую работу за определенное время.
Источник
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Разрядная емкость — аккумулятор
Разрядная емкость аккумулятора — это количество электричества, которое аккумулятор отдает при разряде, сопровождаемом снижением напряжения до заданной величины. [1]
Разрядная емкость аккумулятора зависит от температуры и плотности тока. [2]
Номинальная разрядная емкость аккумулятора определяется при десятичасовом разряде. [3]
Температура электролита оказывает большое влияние на разрядную емкость аккумулятора . С понижением температуры емкость понижается и наоборот. Заводы-изготовители гарантируют емкость кислотного аккумулятора при 30; если температура будет ниже указанной, то на каждый градус изменения температуры емкость изменяется примерно на 1 % при медленной и на 2 % при быстрой разрядке. [4]
Данные о влияний низких температур на разрядную емкость аккумуляторов при различных режимах разряда. Снятие разрядных кривых ХИТ для большого числа значений разрядных токов, являющееся весьма трудоемкой работой в условиях нормальной температуры, требует значительно больших затрат труда при низких температурах. [6]
Однако на практике необходимо иметь данные о влиянии низких температур па разрядную емкость аккумуляторов при различных режимах разряда. [7]
Емкость аккумулятора представляет собой меру электрохимических реакций, происходящих в аккумуляторе и выражается в ампер-часах. Различают зарядную и разрядную емкость аккумуляторов . [8]
При зарядке аккумулятора большим током химический процесс не проникает в глубину пластин и не весь сернокислый свинец преобразуется в перекись свинца и губчатый свинец. В связи с этим разрядная емкость аккумулятора понижается. [9]
Однако все эти способы оказались недостаточно эффективными. К тому же они, как правило, ведут к снижению разрядной емкости аккумулятора и ухудшению других его характеристик. Например, в случае введения в аккумулятор галогенидов его саморазряд возрастает во много раз, а в случае использования схемных решений значительно снижаются удельные характеристики аккумулятора. [10]
После окончания разряда определяют коэффициенты использования активной массы каждого из электродов. С этой целью рассчитывают теоретическую емкость пластин каждого знака, исходя из веса активной массы, вмазанной в решетки, с учетом состава паст. Отношение фактической разрядной емкости аккумулятора к теоретической емкости электродов дает искомые величины. [12]
Емкость аккумулятора представляет собой меру электрохимических реакций, происходящих в аккумуляторе и выражается в ампер-часах. Различают зарядную и разрядную емкость аккумуляторов . [13]
Срок службы герметичных аккумуляторов, по литературным данным, составляет много сотен циклов. Однако в ряде случаев реальный срск службы герметичных аккумуляторов пока ограничивается 100 — 300 циклами. Температура среды, в которой эксплуатируется аккумулятор, сильно влияет на отдачу емкости аккумуляторами: разрядная емкость аккумулятора уменьшается с понижением температуры. Аккумуляторы могут работать в интервале температур: от — 10 до — f 50 С. Существуют аккумуляторы, способные отдавать некоторую малую емкость ( до 10 %) даже при — 50 С. [14]
Источник
Что такое ёмкость автомобильного аккумулятора и какое значение выбирать?
Автомобильный аккумулятор имеет ряд параметров, по которым его можно выбрать для того или иного транспортного средства. И это не только габариты, масса, расположение выводов. Это ещё и электрические характеристики, по которым можно судить о назначении аккумуляторной батареи. Сегодня в магазинах можно встретить аккумуляторы для мотоциклов, легковых автомобилей, грузовиков и спецтехники. Все они различны по своим показателям. Даже для различных классов легковых автомобилей аккумуляторы отличаются по своим электрическим параметрам. Если выбрать неподходящую АКБ, то могут возникнуть проблемы при последующей эксплуатации. Одна из ключевых характеристик аккумуляторной батареи – ёмкость. О ней мы сегодня и поговорим.
Основные характеристики аккумулятора
К основным характеристикам автомобильного аккумулятора относятся следующие:
- Электродвижущая сила;
- Ток холодной прокрутки;
- Ёмкость;
- Масса;
- Типоразмер;
- Полярность;
- Степень заряженности;
- Срок эксплуатации;
- Саморазряд;
- Срок хранения.
Ёмкость автомобильной аккумуляторной батареи
Как уже было сказано, ёмкость АКБ измеряется в ампер-часах. Это значение обычно содержит наклейка автомобильного аккумулятора вместе с величиной пускового тока. Пример можно видеть ниже.
Обозначение ёмкости аккумуляторной батареи
Например, значение 72 А-ч показывает, что этот автомобильный аккумулятор сможет на протяжении 20 часов выдавать ток 3,6 ампер. При этом по окончании цикла напряжение на выводах должно составлять не менее 10,8 вольт. Но следует помнить, что этот же аккумулятор не сможет ток 72 ампер в течение 1 часа. При увеличении тока время разряда уменьшается, и это уменьшение выражается степенной зависимостью.
Одним из первых формулу этой зависимости вывел Пейкерт, немецкий учёный. Он вывел следующую формулу:
Cp — ёмкость аккумулятора,
k — коэффициент Пейкерта,
Коэффициент Пейкерта, используемый в формуле является постоянной величиной для определённого вида аккумуляторов. Для автомобильных свинцово-кислотных АКБ число Пейкерта лежит в пределах 1,15─1,35. Эта константа определяется по величине номинальной ёмкости АКБ.
В результате была выведена формула для расчёта реальной ёмкости АКБ при произвольном значении разрядного тока:
En — номинальная ёмкость АКБ,
Е – реальная ёмкость аккумулятора,
In номинальное значение разрядного тока, при котором установлена номинальная ёмкость. Ток в цикле 10 или 20 часов. Как правило, это 9 процентов от En.
Номинальная ёмкость аккумулятора определяется рядом технологических и конструктивных характеристик. Очень сильное влияние оказывают и условия эксплуатации автомобильной аккумуляторной батареи. Среди первоочередных характеристик, влияющих на этот параметр, можно назвать состав электролита, количество активной массы, геометрию и толщину свинцовых пластин. Основными технологическими характеристиками, определяющими величину ёмкости, являются состав и пористость активной массы. Кроме того, на разрядную ёмкость, как уже говорилось выше, влияют величина тока разряда и температура электролита.
Эффективность работы автомобильного аккумулятора можно оценить по следующей формуле:
Ep – ёмкость АКБ, рассчитанная при разряде, А-ч,
Eo – значение, рассчитанное на основе его электрохимических параметров, А-ч.
Как следует из закона Фарадея, чтобы получить ёмкости 1 А-ч, в теории требуется 3,865 грамма Pb, 4,462 грамма PbO2 и 3,659 грамм H2SO4. В сумме получается около 11,986 грамм на 1 А-ч. Но в реальности таких значений добиться невозможно. Полного расходования активных веществ в протекающей химической реакции добиться невозможно. Для реакции с электролитом доступна лишь половина активной массы пластин. Другая половина просто обеспечивает объёмный каркас пластин и механическую прочность электродов.
Как проверить ёмкость АКБ
Некоторые любознательные владельцы автомобилей интересуются, а как измерить ёмкость автомобильного аккумулятора своими руками. Кто-то хочет сделать это из любопытства, другие хотят проверить соответствие реального значения ёмкости тому, что написано на этикетке. Как же это сделать?
Все довольно просто. Все данные для этого уже были приведены выше. Например, можно проверить ёмкость автомобильной АКБ при проведении контрольно-тренировочного цикла. Для этого собирается следующая схема.
Схема устройства для проведения контрольно-тренировочного цикла аккумулятора
Здесь U – напряжение батареи,
Ток разряда выбирается в зависимости от ёмкости автомобильной батареи и цикла разряда (10 или 20 часов). На практике для разряда обычно используют автомобильную лампочку подходящей мощности. Мультиметром можно измерить точную величину проходящего в цепи тока и засекаете время до падения напряжения до 10,8 вольт. Полученное время, умноженное на ток, и будет реальной ёмкостью автомобильной батареи.
Как выбрать правильную ёмкость аккумулятора для своего автомобиля?
Обычно этот параметр аккумулятора подбирают по объёму двигателя. Ниже приводится таблица зависимости от объёма двигателя транспортного средства.
Ёмкость аккумулятора, А-ч | Транспортное средство | Объем двигателя, л |
---|---|---|
55 | легковые автомобили | 1 — 1,6 |
60 | легковые автомобили | 1,3 — 1,9 |
66 | легковые автомобили (кроссоверы, внедорожники) | 1,4 — 2,3 |
77 | грузовые автомобили малой грузоподъемности | 1,6 — 3,2 |
90 | грузовые автомобили средней грузоподъемности | 1,9 — 4,5 |
140 | грузовые автомобили | 3,8 — 10,9 |
190 | спецтехника (экскаваторы, бульдозеры) | 7,2 — 12 |
200 | грузовые автомобили (фуры, автопоезда) | 7,5 — 17 |
Ёмкость аккумулятора, А-ч | Транспортное средство | Объем двигателя, л |
Как видите, для легковых автомобилей самыми ходовыми являются автомобильные батареи ёмкостью 50─65 А-ч. Для внедорожников обычно устанавливают батареи ёмкостью 70─90 А-ч. Здесь стоит отметить ряд моментов, когда следует брать АКБ с ёмкостью немного больше:
- если в бортовой сети автомобиля работает большое количество потребителей (навигация, регистратор, охранная система, телевизор, различные виды обогрева и т. п.);
- если у вас автомобиль с дизельным двигателем (им для пуска требуется аккумулятор большей мощности).
Но, помните, что слишком высокое значение также «не есть хорошо». Этому есть две причины:
- Бортовая сеть автомобиля, включая генератор, рассчитаны на определённые характеристики аккумулятора. Поэтому могут полностью не заряжать автомобильную АКБ большей ёмкости. В результате работы в таком режиме аккумулятор потеряет преимущество в виде дополнительной ёмкости;
- Стартер автомобиля будет работать в более напряжённом ритме. Это скажется на износе щёток и коллектора. Ведь стартер также рассчитывается под определённые параметры (пусковой ток и т. п.).
Рекомендуем также прочитать статью про виды аккумуляторов для автомобилей.
Вернуться к содержанию
Источник