- Аккумуляторы и батареи
- Замена электролита в аккумуляторе
- Полная замена электролита в аккумуляторе
- Почему нельзя доливать электролит в аккумулятор
- В каких случаях доливать электролит в аккумулятор?
- Что доливать в аккумулятор, воду или электролит
- Когда доливать в электролит, а когда воду
- Как долить электролит в необслуживаемый аккумулятор
- Как разобрать необслуживаемый аккумулятор чтобы долить электролит
- Техника безопасности при приготовлении электролита
Аккумуляторы и батареи
Информационный сайт о накопителях энергии
Замена электролита в аккумуляторе
Свинцовые автомобильные аккумуляторы накапливают энергию до тех пор, пока идет химическая реакция между электролитом и токопроводящими пластинами. При изменении плотности электролита, этот процесс нарушается. Неважно, по какой причине испортился электролит, аккумулятор не работает. Требуется замена электролита, корректировка плотности или приобретение новой АКБ. В случае если электролит приобрел черный цвет, в нем взвесь угля и окалины – аккумулятор придется менять.
Полная замена электролита в аккумуляторе
Электролит представляет смесь серной кислоты с водой в определенной пропорции. О концентрации раствора узнают по плотности, измеряемой ареометром. Показатель основной, даже сотые доли влияют на способность электролита работать на накопление энергии.
Признаки негодного электролита:
- Измерение плотности на заряженном аккумуляторе ареометром. Значение должно быть 1,25 -1,27 г/см3.
- Мутный электролит – свидетельство того что внутри идут паразитные процессы сульфатирования.
- Электролит перемерзал, но герметичность корпуса не нарушена.
- Раствор черный или темно-коричневый со взвесью угля и окалины.
Замена электролита в аккумуляторной батарее будет эффективна, когда полости банок обследованы, промыты, удален сульфатный осадок. Если разрушены пластины, осыпалось активное вещество – аккумулятор не ремонтопригоден.
В домашних условиях полная замена электролита в аккумуляторе автомобиля происходит в последовательности:
- Подготовить эмалированную или стеклянную посуду для слива электролита, средства личной защиты, место для работы, лучше, на открытом воздухе.
- Аккумулятор извлечь, из автомобиля, снять пробки или просверлить отверстия в необслуживаемом АКБ, слить жидкость в подготовленную тару, пользуясь грушей или шприцом.
- Аккумулятор промывается дистиллированной водой многократно, пока не удалится осадок. Возможно, придется удалять сульфат свинца, если есть осадок на пластинах. Нужно убедиться что активная замазка не осыпалась, угольная решетка цела.
- Медленно, с перерывами залить электролит нужной плотности в каждую банку выше пластин на 5-7 мм. Подождать 2-3 часа для выхода пузырьков, замерить плотность электролита, довести до нормы
- Зарядку аккумулятора после замены электролита вести малым током 0,1 А, не допуская закипания. После набора половины емкости, зарядка ведется циклично.
- Произвести герметизацию банок.
Сколько времени заряжать аккумулятор? Заряжать аккумулятор после замены электролита нужно бережно, как после глубокой разрядки. Операция замены электролита своими руками в автомобильном аккумуляторе считается законченной, если он полностью принимает ток длительное время. Зарядка ведется осторожно, кипение в банках недопустимо.
Предлагаем посмотреть видео по правильной замене электролита в автомобильном аккумуляторе.
Почему нельзя доливать электролит в аккумулятор
Вы замерили уровень в банках аккумулятора, он ниже нормы? Это значит, что часть воды испарилась. Если это обслуживаемый аккумулятор, нужно замерить уровень в каждой банке и долить электролит до нормы водой. В необслуживаемом АКБ сквозь стенки видно зеркало залива.
Упал уровень, значит в растворе мало воды и высокая плотность. Добавленный электролит повысит уровень, но плотность раствора останется высокой. Это пагубно для пластин АКБ, сокращается срок службы батареи. Поэтому следует электролит доводить до уровня, доливая дистиллированную воду.
Посмотрите видео о правилах замены электролита.
В каких случаях доливать электролит в аккумулятор?
Электролит в аккумулятор доливают, когда снижается емкость. При этом замеры ареометром содержимого каждой банки показывают снижение плотности. Возможно, в АКБ произошла сульфатация, связанный кислотный остаток в PbSO4 не участвует в реакции.
Если электролит, извлеченный из банок прозрачный, светлый, его можно использовать вторично, добавив корректирующий раствор, плотностью 1,4 г/см3. После снятия осадка на пластинах, батарея заливается прежним электролитом, но он низкой концентрации. Можно ли довести раствор до нужной плотности, доливая электролит? Какой состав взять, и сколько нужно долить в аккумулятор корректирующего раствора?
По технологии нужно заменить порцию слабого состава крепким. Долить и изъять электролит из банок раствор можно, воспользовавшись грушей и мерным цилиндром. Как поменять растворы, в какой пропорции видно из таблицы.
При этом следует использовать только электролит для корректировки. После операции замены, в течение получаса ведется подзарядка, чтобы жидкости смешались. Через два часа после отключения ЗУ проверяется плотность, если нужно, корректировка повторяется.
Предлагаем ознакомиться на видео, как долить электролит в аккумулятор.
Что доливать в аккумулятор, воду или электролит
При соблюдении условий эксплуатации, необслуживаемые аккумуляторы не требуют контроля плотности и уровня электролита. Обслуживаемые АКБ имеют специальные пробки – доступ к каждой банке. В них регулярно проверяются показатель качества и уровня электролита. Запас энергии батареи определяется по самому слабому элементу. Поэтому необходимо поддерживать плотность электролита во всех банках равной.
Плотность в банке может снизиться, если началась сульфатация. Тогда добавка электролита не поможет. Сильное сопротивление забитых пластин не пропускает заряд, добавленная кислота увеличит отложения. В этом случае заряд восстановит сульфатирование. Вот почему нельзя в АКБ с налетом сульфата свинца доливать электролит.
Доливать ли воду в аккумулятор? Если уровень электролита в банках низок, это указывает на интенсивное кипение батареи во время работы. Испаряется в основном водород. С оголенных пластин может осыпаться активная замазка, произойдет сульфатирование, коррозия. Поэтому подлить дистиллированную воду необходимо, но после этого аккумулятор нужно ставить на зарядку по полному циклу.
В период восстановления емкости частично разрушаются кристаллы свинца, происходит разбавление плотного раствора, происходит восстановление активности электролита. Доливают электролит или воду в АКБ в отверстия, прикрытые пробками, малой струей через воронку. Зарядку начинают не сразу, чтобы вышел воздух, смешались составы.
Контроль плотности следует произвести через полчаса после отключения ЗУ. При отклонениях плотности выполнить корректировку.
Когда доливать в электролит, а когда воду
Вопрос, чем долить, если мало электролита в банках аккумулятора требует особого освещения. Такие жидкости, как электролит или дистиллированная вода, нужно заливать в аккумулятор правильно. Корпус и воронка должны быть чистыми, заливаемая жидкость прозрачная, без взвеси. Долить электролит водой можно, используя медицинский шприц без иглы, если корректировка требуется незначительная.
В каких случаях можно доливать воду в электролит аккумулятора? Если в одной или нескольких банках уровень электролита в АКБ низкий. Это происходит из-за кипения банок в условиях повышенной температуры или глубокого разряда. Добавлением дистиллированной воды восполняются потери объема, уменьшается плотность электролита, предотвращается скорый износ батареи.
Нужно ли заряжать аккумулятор после добавления воды, или замены электролита? Любое изменение внутреннего баланса требует выравнивания и стабилизации. После изменения концентрации жидкости необходимо провести полный цикл зарядки, убедиться, что аккумулятор не потерял емкость, стабильно напряжение на клеммах, обеспечивает пусковой ток.
Можно ли долить электролит в аккумулятор, если случайно его выплеснули? Как это случилось? Возможно, перевернули прибор. Это один из немногих случаев, когда вытекший электролит заменяют точно таким же и даже температуру подгоняют. Но все равно потребуется подзарядка и проверка плотности.
Посмотрите видео, как правильно долить электролит в аккумулятор. Вода или электролит, что доливать?
Как долить электролит в необслуживаемый аккумулятор
Все намного сложнее, если потребовалось долить воду в электролит необслуживаемого аккумулятора автомобиля. Сквозь полупрозрачные стенки можно увидеть, сколько электролита в банках. Но как проникнуть в корпус необслуживаемого аккумулятора?
Есть модели, проникнуть внутрь в которых можно отрезав болгаркой верхнюю крышку. Но такие действия нужны, если нужно удалить накипь и промыть осевший внизу шлам. Для того чтобы долить жидкость до нужного уровня сверлят отверстие в корпусе. Позже его заклеивают эпоксидным клеем.
Полностью необслуживаемый аккумулятор требует бережного обращения, боится глубоких разрядов и нестабильной работы бортовой АКБ. Заявленные 5-7 лет он выдерживает только в идеальных условиях.
Как разобрать необслуживаемый аккумулятор чтобы долить электролит
В современных АКБ, таких как VARTA, под декоративной наклейкой можно увидеть 6 пластинок, плотно утопленных в корпус. Если подковырнуть кружок шилом, можно под ним обнаружить пробку резиновую. Тогда появится возможность отобрать пробу электролита, провести замер плотности, откорректировать состав. Если нет пробки – в каждой банке колется отверстие тонким шилом, а вода запускается из шприца, каплями.
Но если обнаружено, что в банках на пластинах белесые полосы – это сульфатация. Чтобы очистить полости, убрать осадок внизу, потребуется вскрыть крышку распиливанием.
Посмотрите видео, как долить электролит в необслуживаемый аккумулятор.
Долить электролит в гелевый аккумулятор
Необслуживаемый гелевый аккумулятор представляет тот же свинцовый аккумулятор, но электролит загустили, он находится в виде геля. С годами вследствие электрохимических паразитных реакций получается водород, выходящий из резинового вентиляционного клапана. Гель обезвоживается и уже неплотно прилегает к пластинам. Емкость АКБ уменьшается.
Долить воду в банки аккумулятора просто. Нужно снять наклейку на корпусе, снять колпачки-клапаны и закапать в каждую банку по 1,2 мл воды. Вода должна впитаться в желеобразную массу. Нужно время. Через полчаса, если вода выше поверхности пластин батареи – извлеките ее фильтром или шприцом.
Источник
Техника безопасности при приготовлении электролита
Используемые для приготовления электролита серная кислота и едкие щёлочи являются химически активными веществами, разрушающе действующими на кожу человека и ткани животного и растительного происхождения.
При приготовлении электролита для заливки щелочных аккумуляторов из твердых едкого натра и едкого кали их предварительно надо измельчить. Брать куски едких щелочей надо обязательно только щипцами или железной ложкой. При измельчении куски щелочи необходимо закрывать тканью, чтобы осколки не разлетались в стороны. Руки должны предохраняться резиновыми перчатками, а глаза очками. Очки также должны защищать глаза при наблюдении за зарядом щелочных аккумуляторов во избежание попадания в них каплей электролита. Попадание щелочи в глаз приводит к тяжелым заболеваниям вплоть до полной потери зрения. При попадании на кожу щёлочь вызывает ее химический ожог, степень которого зависит от концентрации и температуры раствора щелочи. Электролит разрушает шерстяные ткани и кожаную обувь. На бумажные ткани щелочи действуют менее сильно. Объективный анализ воздуха в аккумуляторном помещении на концентрацию в нем щелочей производится гигрометрическим способом по анализ проб воздуха в лабораторных условиях.
При попадании твердых щелочей или их растворов на кожу или в глаза необходимо немедленно промыть их большим количеством воды для уменьшения концентрации и нейтрализовать раствором слабой, например борной, кислоты. Нельзя промывать глаза водой из кранов с большим давлением, чтобы сильной струей воды не повредить глаза.
Серная кислота и ее растворы разрушающе действует на кожу и слизистые оболочки. Для предохранения кожных покровов и одежды от действия серной кислоты необходимо пользоваться резиновыми перчатками, сапогами и шерстяными или резиновыми фартуками. При работе с кислотой, электролитом и наблюдением за заряжающимися аккумуляторами глаза должны быть защищены очками.
Химические ожоги от воздействия серной кислоты на кожу трудно поддаются лечению. Степень поражения кожи зависит не только от концентрации раствора, но и от продолжительности воздействия. Поэтому при поражении серной кислотой ее необходимо как можно быстрее смыть большим количеством воды. Для обеспечении этого в местах, где приготовляется электролит, должны быть оборудованы краны с шлангами и специальными насадками в виде раструбов для распыления воды. Можно также нейтрализовать кислоту щелочными, например 10 %-ным содовым, раствором. После нейтрализации раствором соды пораженный участок кожи необходимо промыть водой.
При попадании сернокислого тумана в дыхательные пути он раздражает слизистые оболочки глотки и носа, вызывая кашель и затрудненное дыхание. У работающих длительное время в кислотных аккумуляторных отделениях болезненные реакции на кислотную атмосферу притупляются. Кроме того, чувствительность к присутствию в воздухе капелек серной кислоты у работающих различна. Потому предельно допустимая концентрация содержания серной кислоты в воздухе, должна контролироваться объективными способами. Технически она производится просасыванием проверяемого воздуха через фильтр из синтетической ткани, устойчивой к воздействию кислоты и щелочи. Затем ткань отмывается в дистиллированной воде. Количество осадка в результате реакции полученного раствора с хлоридом бария позволяет судить о концентрации сернокислого тумана в анализируемом воздухе.
При концентрации сернокислого тумана больше предельно допустимого может произойти отравление организма, сопровождающегося рвотой и кровавой мокротой при кашле, развивающимися воспалениями бронхов и легких. При появлении признаков отравления немедленно надо вывести пострадавшего из помещения на свежий воздух, дать кислород, обеспечить вдыхание паров содового раствора, спирта или эфира. В тяжелых случаях необходимо делать искусственное дыхание до прибытия врачебной помощи.
С целью снижения концентрации серной кислоты в воздухе при приготовлении электролита необходимо использовать предварительно разбавленную кислоту до плотности 1400 кг/м3, а не пользоваться концентрированной кислотой. При каждом разбавлении кислоты надо вливать ее в дистиллированную воду тонкой струей при непрерывном или периодическом перемешивании раствора стеклянной палочкой или веслом. Категорически запрещается лить воду в серную кислоту! Вода, имеющая меньшую плотность, чем кислота, остается на поверхности раствора. Так как разбавление кислоты сопровождается большим выделением тепла, то в месте соприкосновения струи воды с поверхностью кислоты происходит резкое повышение температуры, что приводит к разбрызгиванию электролита. В электролит аккумуляторов можно добавлять дистиллированную воду.
Так как серная кислота хранится и перевозится в стеклянных бутылях с притертыми пробками, обращаться с ними следует с особой осторожностью. Нельзя поднимать бутыли за горловину. Перевозка бутылей к месту приготовления электролита должна осуществляться специальной тележкой. Перед транспортировкой обязательно требуется проверить прочность корзины или деревянной обрешетки, в которой должна стоять бутыль с кислотой. Выливать кислоту из бутылей необходимо только с помощью специальных приспособлений для плавного опрокидывания. Вручную переливание серной кислоты из бутылей запрещается!
В аккумуляторных отделениях все сосуды и емкости с электролитом, дистиллированной водой и растворами нейтрализующих веществ должны быть снабжены соответствующими надписями, указывающими на их содержимое. Нельзя совместно хранить кислоту и щелочи и их растворы. Бутыли с кислотой и порожние должны храниться в отдельном помещении при аккумуляторном отделении. Хранение их в подвалах недопустимо. При организации хранения кислоты или щелочи на открытых площадках последние должны быть оборудованы навесами от воздействия осадков и солнечных лучей.
Во всех случаях поражения щелочами или кислотой необходимо вызвать врача или обеспечить доставку пострадавшего в медицинский пункт!
Источник