Проверка плотности автомобильных аккумуляторов

Содержание
  1. Плотность аккумулятора
  2. Калькулятор расчета времени разряда аккумулятора
  3. Какая плотность должна быть в аккумуляторе
  4. Таблица плотности электролита в аккумуляторе
  5. Плотность электролита в аккумуляторе зимой
  6. Плотность электролита в аккумуляторе летом
  7. Как проверить плотность аккумулятора
  8. Плотность аккумулятора: как проверить и повысить плотность электролита
  9. Зачем в машине аккумулятор
  10. Электролит в аккумуляторе
  11. Необходимые инструменты
  12. Подготовка аккумулятора
  13. Повышаем плотность электролита
  14. Если плотность совсем низкая
  15. Полная замена электролита
  16. Полезные советы при выборе аккумулятора
  17. Эксплуатация в зимний период
  18. Если сел аккумулятор в дороге
  19. Подведем итоги
  20. Плотность электролита в аккумуляторной батарее
  21. Принцип действия аккумулятора
  22. Нормальная плотность электролита
  23. Зимняя и летняя плотность электролита
  24. Порядок измерения плотности аккумулятора
  25. Как повысить или понизить плотность в аккумуляторе
  26. Видео: Как правильно поднять плотность электролита в аккумуляторе
  27. Плотность электролита в аккумуляторе
  28. Что такое плотность электролита
  29. Чем можно померить плотность электролита
  30. Почему может повыситься или понизиться плотность электролита
  31. Какая плотность электролита в аккумуляторе должна быть
  32. Какая должна быть плотность электролита зимой
  33. Какая должна быть плотность электролита летом
  34. Как проверить плотность аккумулятора
  35. Как измерить плотность в необслуживаемом аккумуляторе
  36. Как поднять плотность в аккумуляторе
  37. Как понизить плотность АКБ
  38. Поднимем плотность электролита в аккумуляторе
  39. Поднимем плотность аккумулятора и что для этого нужно
  40. Наши действия по поднятию плотности в банках
  41. Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть (таблица плотности), как проверить
  42. Как проверить плотность электролита аккумулятора
  43. Таблица плотности электролита в аккумуляторе
  44. На что влияет плотность электролита в аккумуляторе
  45. Как поднять плотность электролита
  46. Как поднять плотность в аккумуляторе в домашних условиях
  47. По каким причинам происходит падение плотности
  48. Способы повышения плотности
  49. Корректирующий электролит
  50. Выравнивание с помощью зарядки
  51. Полная замена
  52. Как понизить
  53. Чем опасна высокая или низкая плотность
  54. Советы и рекомендации
  55. Заключение
Читайте также:  Как завести мотоцикл урал с севшим аккумулятором

Плотность аккумулятора

Калькулятор расчета времени разряда аккумулятора

Время разряда аккумулятора авто | Онлайн калькулятор расчета

Плотность электролита в аккумуляторе очень важный параметр у всех кислотных АКБ, и каждый автовладелец должен знать: какая плотность должна быть, как её проверить, а самое главное, как правильно поднять плотность аккумулятора (удельный вес кислоты) в каждой из банок со свинцовыми пластинами заполненных раствором H2SO4.

Проверка плотности – это один из пунктов процесса обслуживания аккумуляторной батареи, включающий так же проверку уровня электролита и замер напряжения АКБ. В свинцовых аккумуляторах плотность измеряется в г/см3. Она пропорциональна концентрации раствора, а обратно зависима, относительно температуры жидкости (чем выше температура, тем ниже плотность).

По плотности электролита можно определить состояние батареи. Так что если батарея не держит заряд, то следует проверить состояние её жидкости в каждой его банке.

Плотность электролита влияет на емкость аккумулятора, и срок его службы.

Проверяется денсиметром (ареометром) при температуре +25°С. В случае, если температура отличается от требуемой, в показания вносятся поправки, как показано в таблице.

Итак, немного разобрались, что это такое, и что нужно регулярно делать проверку. А на какие цифры ориентироваться, сколько хорошо, а сколько плохо, какой должна быть плотность электролита аккумулятора?

Какая плотность должна быть в аккумуляторе

Выдерживать оптимальный показатель плотности электролита очень важно для аккумулятора и стоит знать, что необходимые значения зависят от климатической зоны. Поэтому плотность аккумулятора должна быть установлена исходя из совокупности требований и условий эксплуатации. К примеру, при умеренном климате плотность электролита должна находиться на уровне 1,25-1,27 г/см3 ±0,01 г/см3. В холодной зоне, с зимами до -30 градусов на 0,01 г/см3 больше, а в жаркой субтропической — на 0,01 г/см3 меньше. В тех регионах, где зима особо суровая (до -50 °С), дабы аккумулятор не замерз, приходится повышать плотность от 1,27 до 1,29 г/см3.

Читайте также:  Что если зарядить аккумулятор холодный

Много автовладельцев задаются вопросом: «Какой должна быть плотность электролита в аккумуляторе зимой, а какой летом, или же нет разницы, и круглый год показатели нужно держать на одном уровне?» Поэтому, разберемся с вопросом более подробно, а поможет это сделать, таблица плотности электролита в аккумуляторе с разделением на климатические зоны.

Также нужно помнить, что, как правило, аккумуляторная батарея, находясь на автомобиле, заряжена не более чем на 80-90 % её номинальной ёмкости, поэтому плотность электролита будет немного ниже, чем при полном заряде. Так что, требуемое значение, выбирается чуть-чуть повыше, от того, которое указано в таблице плотности, дабы при снижении температуры воздуха до максимального уровня, АКБ гарантированно оставался работоспособным и не замерз в зимний период. Но, касаясь летнего сезона, повышенная плотность может грозить закипанием.

Таблица плотности электролита в аккумуляторе

Таблица плотности составляется относительно среднемесячной температуры в январе-месяце, так что климатические зоны с холодным воздухом до -30 °C и умеренные с температурой не ниже -15 не требуют понижения или повышения концентрации кислоты. Круглый год (зимой и летом) плотность электролита в аккумуляторе не стоит изменять, а лишь проверять и следить, чтобы она не отклонялась от номинального значения, а вот в очень холодных зонах, где столбик термометра часто на отметке ниже -30 градусов (в плоть до -50), корректировка допускается.

Плотность электролита в аккумуляторе зимой

Плотность электролита в аккумуляторе зимой должна составлять 1,27 (для регионов с зимней температурой ниже -35 не менее 1.28 г/см3). Если будет значение ниже, то это приводит к снижению электродвижущей силы и трудного запуска двигателя в морозы, вплоть до замерзания электролита.

Когда в зимнее время плотность в аккумуляторной батареи понижена, то не стоит сразу бежать за корректирующим раствором дабы её поднять, гораздо лучше позаботится о другом – качественном заряде АКБ при помощи зарядного устройства.

Получасовые поездки от дому к работе и обратно не позволяют электролиту прогреться, и, следовательно, хорошо зарядится, ведь аккумулятор принимает заряд лишь после прогрева. Так что разряженность изо дня в день увеличивается, и в результате падает и плотность.

Для новой и исправной АКБ нормальный интервал изменения плотности электролита (полный разряд – полный заряд) составляет 0,15-0,16 г/см³.

Помните, что эксплуатация разряженного аккумулятора при минусовой температуре приводит к замерзанию электролита и разрушению свинцовых пластин!

По таблице зависимости температуры замерзания электролита от его плотности, можно узнать минусовой порог столбика термометра, при котором образовывается лед в вашем аккумуляторе.

Как видите, при заряженности на 100% аккумуляторная батарея замерзнет при -70 °С. При 40% заряде замерзает уже при -25 °С. 10% не только не дадут возможности запустить двигатель в морозный день, но и напрочь замерзнет в 10 градусный мороз.

Когда плотность электролита не известна, то степень разряженности батареи проверяют нагрузочной вилкой. Разность напряжения в элементах одной батареи не должна превышать 0,2В.

Показания вольтметра нагрузочной вилки, B

Степень разряженности батареи, %

Если АКБ разрядилась более чем на 50% зимой и более чем на 25% летом, её необходимо подзарядить.

Плотность электролита в аккумуляторе летом

Летом аккумулятор страдает от обезвоживания, поэтому учитывая то, что повышенная плотность плохо влияет на свинцовые пластины, лучше если она будет на 0,02 г/см³ ниже требуемого значения (особенно касается южных регионов).

В летнее время температура под капотом, где зачастую находится аккумулятор, значительно повышена. Такие условия способствуют испарению воды из кислоты и активности протекания электрохимических процессов в АКБ, обеспечивая высокую токоотдачу даже при минимально допустимом значении плотности электролита (1,22 г/см3 для теплой влажной климатической зоны). Так что, когда уровень электролита постепенно падает, то повышается его плотность, что ускоряет процессы коррозионного разрушения электродов. Именно поэтому так важно контролировать уровень жидкости в аккумуляторной батарее и при его понижении добавить дистиллированной воды, а если этого не сделать, то грозит перезаряд и сульфатация.

Если аккумулятор разрядился по невнимательности водителя или другим причинам, следует попробовать вернуть ему его рабочее состояние при помощи зарядного устройства. Но перед тем как заряжать АКБ, смотрят на уровень и по надобности доливают дистиллированную воду, которая могла испариться в процессе работы.

Через некоторое время плотность электролита в аккумуляторе, из-за постоянного разбавления его дистиллятом, снижается, и опускается ниже требуемого значения. Тогда эксплуатация батареи становится невозможной, так что возникает необходимость повысить плотность электролита в аккумуляторе. Но для того, чтобы узнать насколько повышать, нужно знать как проверять эту самую плотность.

Как проверить плотность аккумулятора

Дабы обеспечить правильную работу аккумуляторной батареи, плотность электролита следует проверять каждые 15-20 тыс. км пробега. Измерение плотности в аккумуляторе осуществляется при помощи такого прибора как денсиметр. Устройство этого прибора состоит из стеклянной трубки, внутри которой ареометр, а на концах — резиновый наконечник с одной стороны и груша с другой. Чтобы произвести проверку, нужно будет: открыть пробку банки аккумулятора, погрузить его в раствор, и грушей втянуть небольшое количество электролита. Плавающий ареометр со шкалой покажет всю необходимую информацию. Более детально как правильно проверить плотность аккумулятора рассмотрим чуть ниже, поскольку есть еще такой вид АКБ, как необслуживаемые, и в них процедура несколько отличается — вам не понадобится абсолютно никаких приборов.

Индикатор плотности на необслуживаемой АКБ

Плотность необслуживаемого аккумулятора отображается цветовым индикатором в специальном окошке. Зеленый индикатор свидетельствует, что все в норме (степень заряженности в пределах 65 — 100%), если плотность упала и требуется подзарядка, то индикатор будет черный. Когда в окошке отображается белая или красная лампочка, то нужен срочный долив дистиллированной воды. Но, впрочем, точная информация о значении того или иного цвета в окошке, находится на наклейке аккумуляторной батареи.

Теперь продолжаем далее разбираться, как проверять плотность электролита обычного кислотного аккумулятора в домашних условиях.

Проверка плотности электролита в аккумуляторе

Так, чтобы можно было правильно проверить плотность электролита в аккумуляторной батарее, первым делом проверяем уровень и при необходимости его корректируем. Затем заряжаем аккум и только тогда приступаем к проверке, но не сразу, а после пары часов покоя, поскольку сразу после зарядки или долива воды будут недостоверные данные.

Следует помнить, что плотность напрямую зависит от температуры воздуха, поэтому сверяйтесь с таблицей поправок, рассматриваемой выше. Сделав забор жидкости из банки аккумулятора, держите прибор на уровне глаз – ареометр должен находиться в состоянии покоя, плавать в жидкости, не касаясь стенок. Замер производится в каждом отсеке, а все показатели записываются.

Таблица определения заряженности аккумулятора по плотности электролита.

Источник

Плотность аккумулятора: как проверить и повысить плотность электролита

Каждый водитель в своей жизни сталкивался с такой проблемой, как севший аккумулятор. Одной из распространенных причин разряда батареи является низкая плотность электролита. Многие не знают, что поднять плотность электролита в аккумуляторе можно и в домашних условиях.

Зачем в машине аккумулятор

Слово «аккумулятор» пришло к нам из латинского словаря, переводится оно как «накопитель». В нашем случае аккумулятор накапливает энергию и хранит ее.

Чтобы запустить двигатель автомобиля, потребуется достаточно большое количество электрического тока.

Генератор в машине еще не может вырабатывать энергию, а значит, ее необходимо взять из какого-либо источника. Таким источником энергии служит аккумулятор.

Аккумулятор служит не только для того, чтобы запускать двигатель, но и чтобы поддерживать определенные функции электрических приборов в машине (например, автосигнализации, которая при выключенном двигателе питается электрическим зарядом от аккумулятора). Поэтому необходимо тщательно следить за зарядом батареи и не допускать ее полной разрядки.

Электролит в аккумуляторе

Электролит — вещество, которое проводит и сохраняет электрический ток. В состав электролита входят два важнейших компонента: серная кислота и дистиллированная вода. Одним из параметров электролита является его плотность. Замеряют ее прибором под названием «ареометр». Замер плотности производится при плюсовой температуре (22-25 °C).

Повышенная плотность электролита в аккумуляторе может вызвать коррозию на положительном электроде и банках. Но и низкая плотность аккумуляторной батареи не принесет ничего хорошего. При минусовой температуре электролит с пониженной плотностью может просто замерзнуть.

Разряженный аккумулятор может способствовать понижению плотности электролита. Так что в зимнее время важно тщательно следить за зарядом вашего аккумулятора.

Но если все же машина не завелась, а аккумуляторная батарея разрядилась, как повысить плотность электролита в аккумуляторе? В таком случае не стоит бежать в ближайший автосервис.

Зарядить аккумулятор и поднять плотность электролита можно и в домашних условиях. Для этого понадобятся определенные инструменты.

Необходимые инструменты

Чтобы определить, какая плотность электролита в аккумуляторе вашего автомобиля, вам понадобится ареометр. Цена такого прибора составляет 150-500 рублей. Купить его можно в любом строительном или автомобильном магазине. Также вам пригодится мерный стакан и медицинская груша, чтобы выкачать часть электролита. И самое главное — вам потребуется электролит и дистиллированная вода.

Если плотность электролита в аккумуляторе совсем низкая (подробнее мы рассмотрим такую ситуацию ниже), то нужны будут такие инструменты, как зарядное устройство, дрель, паяльник и пищевая сода. Все эти предметы могут находиться у вас дома, а если чего-то и нет, можно попросить у знакомых. Обязательно купите резиновые перчатки в аптеке или магазине.

Подготовка аккумулятора

В зимний период времени автомобильный аккумулятор необходимо занести домой и оставить на сутки в теплом помещении. По истечении этого времени можно проверить заряд аккумулятора. Для этого нужно отчистить клеммы наждачной бумагой и замерить заряд тестером или мультиметром. Если аккумулятор требует подзарядки, то перед заливкой электролита следует зарядить его.

Как только аккумулятор зарядился, можно приступать к замеру плотности. Аккуратно открутите все крышки банок аккумулятора.

Опустите ареометр в каждую банку и набирайте электролит до того момента, пока поплавок не всплывет. По шкале замеряйте плотность электролита в аккумуляторе.

Зима — суровое испытание для вашего аккумулятора, так что плотность должна быть немного выше, чем летом — примерно 1,30-1,31.

Повышаем плотность электролита

Итак, если вы измерили плотность электролита в аккумуляторе, необходимо приступить к следующему этапу. Для начала вам нужно знать, что для каждого региона и времени года плотность отличается. Плотность электролита в аккумуляторе летом составляет примерно 1,26-1,27. В каждой банке она должна быть одинаковой, допускается разброс значений максимум на 0,01.

Какая плотность электролита должна быть в аккумуляторе, можно посмотреть в таблице, представленной ниже.

Плотность электролита в аккумуляторе

Районы и времена года Плотность заливаемого электролита Плотность электролита заряженной батареи
Лето 1,25 1,27
Зима 1,28 1,30
Северный район 1,28 1,30
Южный район 1,24 1,26

Сначала выкачиваем из каждой банки электролит при помощи медицинской груши. Старайтесь делать это как можно тщательнее. Далее нужно залить новый электролит в том объеме, в котором он был выкачан. Как только все банки будут готовы, их следует закрыть и потрясти немного аккумулятор.

Замеряем снова плотность. Если значения все еще малы, повторяем процедуру заново, и так до тех пор, пока результат не будет удовлетворительным. Дистиллированная вода служит для того, чтобы заполнить остатки банки после всей процедуры.

Если плотность совсем низкая

Как поднять плотность электролита в аккумуляторе, если она упала ниже 1,20? Придется сходить в ближайший автомагазин или магазин электроинструментов и купить аккумуляторную кислоту.

Плотность аккумуляторной кислоты составляет 1,84. Процесс заливки кислоты производится тем же способом, что и электролита.

Обязательно работайте в перчатках! Если аккумуляторная кислота попадет на кожу, появятся химические ожоги.

Полная замена электролита

Бывают случаи, когда плотность электролита в аккумуляторе слишком низкая (ниже 1). Тогда потребуется полная его замена. Для начала нужно откачать максимально возможный объем кислоты из банок. После этого закройте герметично банки и переверните аккумулятор на бок.

Сверлом 3-4 мм проделайте отверстие на дне каждой банки и скачайте остатки электролита. Дистиллированной водой промойте аккумулятор. Возьмите паяльную лампу и запаяйте отверстия. Запаивание осуществляется кислотной пластмассой, которую можно взять от старого аккумулятора.

Теперь можно начинать заливать новый электролит, лучше всего приготовить его самостоятельно. Готовится он при помощи аккумуляторной кислоты и дистиллированной воды. Внимание! Разбавляйте путем добавки кислоты в воду, а не наоборот. Смешивать необходимо до тех пор, пока плотность не составит определенного значения (плотность для каждого региона и времени года представлена в таблице выше).

Полезные советы при выборе аккумулятора

Срок службы аккумуляторной батареи составляет в среднем от 3 до 5 лет. С наступлением холодов покупка аккумулятора является такой же важной задачей, как и покупка зимних шин. При выборе этого элемента необходимо учитывать некоторые важные моменты.

  1. Емкость аккумулятора. Она зависит от типа вашего автомобиля и типа двигателя. В основном для легковых машин хватает аккумулятора емкостью 55-65 Ам/ч. Покупать источник тока с более высокой емкостью необязательно, особенно если зажигание и система питания настроены правильно.
  2. Тип аккумулятора. Существует два вида аккумуляторных батарей — обслуживаемые и необслуживаемые. В последних доливка электролита и дистиллированной воды понадобится 1-2 раза в год. Минусом является то, что необслуживаемый аккумулятор нельзя зарядить обычным зарядным устройством. Стоимость таких источников тока выше, чем у обслуживаемых батарей.
  3. Эксплуатация. Если вы собирайтесь ездить по бездорожью, то стоит взять аккумулятор с повышенной защитой, чтобы при тряске пластины не повредились. Для кратковременных поездок подойдет необслуживаемый аккумулятор, он имеет более скоростной заряд от генератора.

Эксплуатация в зимний период

Перед началом зимнего сезона обязательно проверяйте заряд аккумулятора и плотность электролита. О том, как поднять плотность электролита в аккумуляторе в домашних условиях, вы уже знаете.

Сейчас в магазинах продаются термокейсы для аккумуляторов, а также специальные одеяла для подкапотного пространства автомобиля. Чтобы с запуском двигателя зимой не возникло проблем, следует утеплить капот.

Обязательно поменяйте моторное масло, оно должно сохранять свою текучесть даже при минусовой температуре. Обычно на зиму заливают синтетическое масло (0W30, 5W40 и т.д.).

При температуре ниже 20 градусов не стоит пытаться сразу запускать двигатель. Для начала включите на несколько секунд дальний свет или «аварийку», чтобы дать возможность аккумулятору «проснуться».

Это поможет разогреть электролит и воспроизвести электрохимические процессы в аккумуляторе. Не стоит крутить стартер больше 30 секунд: во-первых, он может сгореть, а во-вторых, вы посадите аккумулятор.

Если сел аккумулятор в дороге

Бывают моменты, когда сел аккумулятор, а ехать необходимо, что делать тогда? Одним из наиболее популярных способов является прикуривание от другого автомобиля. На обоих автомобилях зажигание должно быть выключено.

Кабель подключите сначала на положительную клемму разряженного аккумулятора, другой конец — на клемму донора. Таким способом подключайте и другой кабель. Запускайте двигатель донора и пусть он поработает на оборотах в течение 20 минут.

Пробуйте запускать после этого двигатель своего автомобиля.

Кабелей для зарядки может и не оказаться или данный способ не подействует. Тогда поможет буксировка автомобиля (этот способ предназначен только для моделей с ручной коробкой передач).

Буксировочным тросом следует закрепить оба автомобиля и начать движение. Включите вторую передачу и выжимайте сцепление. Далее следует резко бросить сцепление и нажать на педаль газа.

Как только автомобиль заведется, стоит дать время поработать двигателю, чтобы аккумулятор зарядился от генератора.

Подведем итоги

Какая плотность электролита должна быть в аккумуляторе для вашего региона или времени года? Это вы можете уточнить, воспользовавшись таблицей, приведенной выше. Повысить плотность электролита можно в домашних условиях.

А вот в автосервисах такая услуга будет стоить 500-700 рублей. Если будете это делать сами, есть уверенность, что выполните все на совесть. Как проверить плотность электролита в аккумуляторе, вы теперь знаете.

Внимательно следуя инструкции, вы легко сможете выполнить всю работу.

Если будете следить за здоровьем и состоянием вашего железного друга, то он никогда вас не подведет и прослужит долгое время.

Плотность электролита в аккумуляторной батарее

Свинцово-кислотным аккумуляторам уже более полутора столетий, но позиции в автомобилестроении они не сдают и по сей день. Главных причин тому две: низкая себестоимость и морозоустойчивость.

Литий-ионный аккумулятор, пускай он и гораздо компактнее и легче при сопоставимой с свинцово-кислотным емкости, но стоит в разы дороже и уже при 0° С его емкость упадет вдвое (в то время как у свинцовой батареи это произойдет только при -30° С).

И это не говоря уже о гораздо большей требовательности к условиям заряда и разряда.

Необслуживаемые кальциевые и AGM-аккумуляторы завоевывают все большую популярность, но АКБ традиционной конструкции с возможностью обслуживания все так же можно увидеть под капотом автомобиля. Контроль уровня и состояния электролита увеличивает ресурс аккумулятора, а самое главное – страхует от проблем зимой, что «рукастому» владельцу только в плюс.

Принцип действия аккумулятора

Говоря о плотности аккумуляторного электролита, нужно начать с самого принципа работы автомобильных аккумуляторов. Во время заряда-разряда в аккумуляторе протекают около 60 реакций, как утверждают исследования еще советских времен,но основной из них является только одна: в процессе разряда оксид свинца на катоде (отрицательном электроде) и свинец на аноде (положительном электроде) «забирают» сульфат-ионы из раствора серной кислоты, превращаясь в сульфат свинца, причем на катоде дополнительно образуется вода, а при заряде сульфат свинца, напротив, «отдает» сульфат-ионы в электролит.

Таким образом, во время разряда плотность электролита падает, при полном разряде между пластинами фактически остается дистиллированная вода, а во время заряда она возрастает. Тогда почему падает плотность раствора в аккумуляторе со временем, если эти процессы зеркальны?

Причина в том, что сульфат свинца, образующийся при разряде аккумуляторной батареи, не всегда полностью расходуется в ходе заряда.

Особенно это заметно на морозе и после длительного пребывания батареи в разряженном состоянии: пластины покрываются сначала белыми разводами крупнокристаллического сульфата свинца, а затем эти кристаллы постепенно осыпаются вниз и в дальнейшей реакции, проходящей при зарядке, практически не участвуют.

Однако плотность может со временем и вырастать. Так как электролит – это не чистая серная кислота, а ее водный раствор, то при зарядке АКБ протекает еще одна реакция: банальный электролиз воды, малозаметный в начале цикла, но к концу идущий по нарастающей.

Поэтому старые рекомендации по заряду обслуживаемых АКБ советовали дождаться «кипения» аккумулятора – резкого роста выделения кислорода и водорода в банках.

Теряя воду, со временем электролит снизит свой уровень, а плотность его неизбежно возрастет – даже с учетом постепенного связывания серной кислоты на пластинах и в осыпи вода при «кипении» теряется быстрее.

Нормальная плотность электролита

Чистая серная кислота в аккумуляторах не используется – это чрезмерно опасно, значительно возрастает скорость сульфатации пластин даже при нормальной эксплуатации. Из эксплуатационных соображений плотность электролита аккумулятора выбрана такой, чтобы обеспечить возможность уверенной работы при отрицательных температурах, достаточную удельную емкость и скорость заряда.

Зимняя и летняя плотность электролита

Однако на практике измерение плотности электролита в аккумуляторе при строго заданной температуре невозможно: зимой в гараже плотность у исправного и заряженного аккумулятора увеличится, а летом, да еще и сразу после поездки, напротив, будет ниже. Поэтому принята система поправок при измерениях в зависимости от температуры аккумулятора, которая отображена в таблице ниже.:

Температура электролита, °С Поправка, г/см3
От –40 до –26 –0,04
От –25 до –11 –0,03
От –10 до +4 –0,02
От +5 до +19 –0,01
От +20 до +30 0,00
От +31 до +45 0,01

Таким образом, если Вы измеряете плотность зимой во время легкого заморозка (до -10), то у заряженного аккумулятора она должна составлять 1,3-1,32 г/см3, так как с поправкой -0,02 мы и получим «стандартные» 1,28-1,3. На жаре же уже нормой плотности будут 1,27-1,29 г/см3.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Порядок измерения плотности аккумулятора

Для начала аккумулятор необходимо установить на ровную горизонтальную плоскость и очистить крышку от пыли и грязи. Лучше для этого использовать ткань, смоченную слабым раствором соды, как самой доступной щелочи: она нейтрализует возможное отпотевание электролита вокруг пробок.

Теперь проверяем уровень электролита. Проще это сделать на аккумуляторах с полупрозрачными стенками – на стенках есть риски, с помощью которых можно сразу понять, находится ли уровень в пределах допустимого.

Важна не только сама высота уровня, но и равномерность по банкам: там, где уровень электролита заметно меньше, возможна неисправность (негерметичность стенок или днища, быстрое «выкипание» электролита из-за его чрезмерной изначальной плотности и так далее).

Если стенки у аккумулятора непрозрачные, воспользуйтесь прозрачной трубкой, опуская ее в отверстия пробок до упора в набор пластин и затыкая после этого верхний конец пальцем: вытащив трубку, Вы увидите, насколько электролит выше пластин. Нормой считается высота уровня в 10-15 мм над пластинами.

Если в какой-то банке уровень электролита ниже нормы, доведите его до нужного, аккуратно доливая дистиллированную воду. Как мы уже писали выше, чаще всего уровень снижается из-за потери воды за счет электролиза, поэтому восполнять уровень готовым электролитом нельзя.

Перед проверкой плотности обеспечьте батарее состояние стопроцентной заряженности – подсоедините зарядное устройство до момента «кипения» или до его отключения, если используете автоматическую модель. Это нужно и для того, чтобы плотность в банке выровнялась после доливания дистиллированной воды, иначе измерение даст ошибочный результат.

Распространенный прибор для контроля плотности – это ареометр, представляющий собой прозрачную колбу с грушей для набора жидкости. Внутри этой колбы находится грузик с делениями – в набранный электролит он погрузится на высоту, зависящую от плотности аккумулятора, и риска, по которую он погрузится, и укажет на результат измерения.

Однако есть и более удобный и универсальный прибор – речь идет об оптическом рефрактометре, который способен также измерять температуру замерзания охлаждающей жидкости и «омывайки».

Для измерения достаточно капнуть на нужное место из пипетки и прижать каплю прозрачным стеклом-крышкой. Посмотрев на свет через рефрактометр, вы увидите по риске плотность электролита.

Это быстрее, да и точнее, чем привычный способ с ареометром.

Как повысить или понизить плотность в аккумуляторе

Как поднять плотность электролита в аккумуляторе или, наоборот, понизить ее, если измерения показали, что она выходит за пределы нормы? Сразу предупредим: придется повозиться.

Для начала нужно запастись электролитом повышенной (и заранее известной!) плотности. Для удобства возьмем электролит с плотностью 1,4 г/см3 – он достаточно безопасен при работе.

Далее необходимо узнать, каков объем одной банки аккумулятора, полностью слив ее в стеклянную градуированную емкость.

Отнимая некоторое количество электролита и доливая заранее запасенный «крепкий» (или, наоборот, дистиллированную воду), можно соответствующим образом довести плотность до необходимой. Ориентируйтесь на следующую таблицу для объема в 1 литр:

Измеренная плотность Отбор электролита, мл Доливка электролита, мл Доливка воды, мл
1,24 252 256
1,25 215 220
1,26 177 180
1,27 122 126
1,28 63 65
1,29
1,30 36 38

В результате вы получите 1 литр электролита с плотностью 1,29 г/см3 – эта величина находится ровно посреди допуска.

Приведем пример: из банки слилось 0,8 литра раствора с плотностью 1,24 г/см3. Из простейшей пропорции можно вычислить, что нам нужно отлить 201 мл из этого объема и добавить 204 мл «крепкого» электролита.

Почему различаются объем доливки и удаляемый объем? Любой бывалый самогонщик подскажет: раствор серной кислоты в воде, как и в случае со спиртом, меняет свой объем в зависимости от процентного соотношения компонентов, и 100 мл кислоты в смеси со 100 мл воды дадут отнюдь не 200 мл раствора.

Можно ли избежать этой возни? Естественно. Раз уж вам приходится сливать электролит из банки, то гораздо быстрее сразу залить туда свежий электролит нормальной плотности. Не помешает и промыть перед этим его дистиллированной водой: это лишний плюс для ресурса батареи.

Видео: Как правильно поднять плотность электролита в аккумуляторе

Плотность электролита в аккумуляторе

Анализ электролита из аккумулятора и замер его плотности помогает владельцу автомобиля судить о его химическом состоаянии. Плотность кислотосодержащей жидкости внутри банок АКБ зависит от очень многих факторов, поэтому важно уметь правильно определять значение этого параметра в зависимости от условий эксплуатации автомобиля.

Что такое плотность электролита

Плотностью любого физического тела или жидкости считается, как отношение массы вещества к занимаемому объёму. Этот параметр для жидкости, заливаемый в банки свинцового аккумулятора, выражается в граммах на кубический сантиметр.

Определить плотность вещества визуально не представляется возможным поэтому для измерения этого параметра используют специальное устройство.

Чем можно померить плотность электролита

Замерить концентрацию электролита можно с помощью медицинского шприца объёмом 10 см3 и точных цифровых весов. Работа выполняется следующим образом:

  1. Пустой шприц без иглы кладётся на весы и показания измерительного прибора записываются в блокнот.
  2. На шприц одевается тонкая резиновая трубка, которая опускается в одну из банок аккумулятора.
  3. В шприц набирается ровно 10 мл кислотосодержащей жидкости.
  4. Шприц, без резиновой трубки, кладётся на весы и результат измерения снова записывается.
  5. Производятся несложные арифметические вычисления:
    • Из массы шприца с электролитом вычитается масса пустого медицинского изделия.
    • Получившееся значение делится на 10.

В результате получится точное значение плотности в одной банке. Таким образом нужно измерить этот показатель во всех банках.

Каждый раз осуществлять измерение таким образом невыгодно ни по затраченному времени, ни по удобству выполнения процедуры. Намного удобнее и проще произвести измерение плотности кислотосодержащей жидкости аккумулятора с помощью ареометра.

Он состоит из специальной колбы с находящимся внутри поплавком. Внутренняя деталь поплавка имеет свинцовую огрузку поэтому при закачивании в ёмкость жидкости, эта деталь устанавливается строго в вертикальном положении. На поверхности поплавка имеется градуированная шкала, по которой можно узнать точное значение плотности электролита аккумулятора.

Аккумулятор Varta Blue Dynamic D47

Почему может повыситься или понизиться плотность электролита

Изменение концентрации электролита может произойти по следующим причинам:

  1. При изменении уровня заряженности батареи (прямая корреляция).
  2. При негерметичном корпусе аккумулятора. Если в нем есть трещины или пробки плохо прикручены, то будет уходить жидкость и при доливке дистиллированной воды плотность будет снижаться.
  3. Добавление электролита вместо дистиллированной воды, при испарении жидкости в летнее время (увеличение плотности).
  4. Неправильно приготовленный электролит. Наиболее часто такая ситуация может возникнуть при самостоятельном добавлении кислоты в воду.
  5. Интенсивное испарение воды из банок в летний период.

Как правило, установить причину изменения концентрации электролита в домашних условиях не составляет большого труда, но чтобы правильно определить величину такого отклонения, необходимо знать, какое значение является эталонным.

Какая плотность электролита в аккумуляторе должна быть

Технические требования по плотности электролита могут существенно отличаться для кислотных аккумуляторов, эксплуатируемых в различных климатических условиях.

Какая должна быть плотность электролита зимой

Необходимость в поддержании концентрации серной кислоты в электролите на более высоком уровне обусловлено опасностью замерзания жидкости при низких температурах воздуха. Полностью заряженный аккумулятор должен обладать плотностью смеси 1,27 – 1,28 г/см3. Тогда он легко переносит морозы до минус 70 градусов.

При падении плотности до 1,20 г/см3 жидкость гарантированно превратиться в лёд уже при температуре минус 30 градусов.

В результате кристаллизации, жидкость значительно увеличивается в объёме, поэтому при эксплуатации машины в зимний период необходимо тщательно следить за тем, чтобы аккумулятор был полностью заряжен.

Невыполнение этого требования приведёт к разрушению внутренних пластин устройства, что станет причиной полной неработоспособности аккумуляторной батареи.

Плотность
электролита (г/см3)Степень
заряженности (%)Замерзание
электролита (С)
1,27 100 -60
1,26 94 -55
1,25 87,5 -50
1,24 81 -46
1,23 75 -42
1,22 69 -37
1,21 62,5 -32
1,2 56 -27
1,19 50 -24
1,18 44 -18
1,17 37,5 -16
1,16 31 -14
1,15 25 -13
1,14 19 -11
1,13 12,56 -9
1,12 6 -8
1,11 0,0 -7

Аккумуляторы на 40ач и 12в

Какая должна быть плотность электролита летом

Летом исключается вероятность образования льда внутри банок аккумулятора, но в обслуживаемых аккумуляторных батареях плотность может произвольно повышаться за счёт испарения воды.

Эксплуатация АКБ с повышенной концентрацией электролита приводит к существенному снижению эксплуатационного срока батареи, вследствие более агрессивного воздействия кислотосодержащей жидкости на сепараторы.

Чтобы избежать подобных негативных последствий, в обслуживаемых моделях, следует производить регулярный контроль уровня электролита в летний период и при необходимости разбавлять смесь дистиллированной водой.

Как проверить плотность аккумулятора

Если плотность электролита необходимо замерять регулярно, то без ареометра не обойтись. Осуществляется процедура замера следующим образом:

  1. Выкручиваются пробки аккумуляторной батареи.
  2. Узкая часть вводится в банку.
  3. Груша, находящаяся в верхней части прибора, сжимается. Затем необходимо отпустить резиновую верхнюю часть, чтобы образовавшееся отрицательное давление способствовало наполнению резервуара измерительного прибора кислотосодержащей жидкостью.

Определяется концентрация электролита по его уровню на градуированной шкале поплавка. Таким несложным методом производится измерение в каждой банке аккумуляторной батареи.

Как измерить плотность в необслуживаемом аккумуляторе

Необслуживаемые аккумуляторы не имеют в своей конструкции закрываемых технологических отверстий. Это означает, что производителем не была предусмотрена возможность самостоятельного измерения плотности электролита в течение всего срока службы АКБ.

Для умельцев такая особенность конструкции необслуживаемого аккумулятора не является непреодолимой преградой на пути улучшения состояния устройства, в работе которого наблюдаются значительные отклонения от нормы. Они превращают необслуживаемую модель аккумулятора в обслуживаемую при помощи дрели, которым в середине каждой банки делаются отверстия значительные отверстия.

В отверстиях метчиком нарезается резьба, а для изготовления пробки используется пластиковый прут подходящего диметра, на котором с помощью плашки делается определённого диаметра и шага резьба. Получившуюся пластиковую шпильку разрезают на 6 отрезков длинной по 3 – 4 см. Самодельные пробки вкручиваются в сделанные ранее отверстия и далее батарея эксплуатируется как обслуживаемая.

Есть другой популярные метод. Скраю, в крышке просвердивают 6 маленьких отверстий, через которые можно будет получить полноценный доступ к жидкости в каждой банке аккумулятора.

Замерив электролит таким образом, герметичность элемента питания можно восстановить при помощи силиконового герметика. Чтобы при проведении герметизации вещество не попало внутрь аккумулятора, рекомендуется с помощью самодельного проволочного крючка попытаться выпрямить часть пластмассы, которая была продавлена в процессе изготовления отверстия.

При механическом повреждении корпуса аккумулятор слетает с гарантией, и в случае допущения ошибки она может выйти из строя. Мусор провалившийся в банки также может снизить продолжительность жизни батареи.

Как поднять плотность в аккумуляторе

Падает плотность электролита, обычно, при добавлении дистиллированной воды в аккумуляторную батарею, имеющую негерметичный корпус. В этом случае обычно наблюдается разная концентрация в банках.

Если плотность в аккумуляторе невозможно выровнять во всех банках до приемлемого значения зарядным устройством, то производят замещения части кислотосодержащей жидкости свежим заводским электролитом.

Корректировка плотности электролита выполняется в такой последовательности:

  1. Из проблемной банки с помощью груши удаляется максимально возможное количество электролита.
  2. В банку заливается свежая кислотосодержащая смесь.

Если в результате подобных действий в банках не происходит достаточного увеличения плотности, то процедуру следует повторить.

Как понизить плотность АКБ

Работа аккумулятора с повышенной плотностью электролита может негативно отразиться на его работоспособности, поэтому при наличии в банке электролита, концентрация которого выше 1,28 проводят процедуру позволяющую снизить концентрацию серной кислоты.

Процесс понижения плотности производится таким же образом, как и при выполнении процедуры повышения концентрации раствора, но вместо электролита в аккумулятор добавляется дистиллированная вода. То есть, вначале из проблемной банки удаляется часть электролита, а затем объём восполняется химически чистой водой.

Поднимем плотность электролита в аккумуляторе

Поднимем плотность аккумулятора и что для этого нужно

Много нюансов в этом деле. Иногда проще батарею отнести в сервисный центр, где его проверят специалисты, при необходимости зарядят, дольют, возьмут с вас 500-600 рублей и вы будете спокойно ездить дальше.

Если жалко денег, то процедуру обслуживания АКБ всегда нужно начинать с подготовки рабочего места.

Необходим широкий, свободный от хлама стол, ареометр, зарядное устройство, одноразовые стаканчики, ёмкость с готовым электролитом 1,34-1,4, необходимый инструмент.

Если наш аккумулятор обслуживаемый, то для начала необходимо проверить плотность и уровень электролита. Если в какой-то банке уровень электролита низкий – необходимо долить дистиллированную воду.

Для получения доступа к банкам АКБ можно использовать обычную монету (рублёвую или двухрублёвую).
Если пробки закисают и монеткой открутить не получается – можно использовать мощную широкую отвертку.

Сначала доливаем дистиллированную воду. Литровая бутылка дистиллята стоит на рынке около 100 руб. Всегда нужно соблюдать золотое правило автомобилиста – добавляется вода, а не кислота.

Далее ставим батарею на зарядку. Закручивать пробки не следует. Современные зарядные устройства имеют световую индикацию процесса заряда. Погонять АКБ нужно около 12 часов. Как только батарея перестанет принимать заряд – производим замер плотности.

Нам понадобится ареометр – специальный прибор, который измеряет плотность электролита.

Нормальная плотность – 1,27. Если необходимо поднять плотность электролита – в магазинах есть готовый электролит с плотностью 1,34 – 1,4.

  • Итак, наш АКБ полностью зарядился (судя по индикаторам на зарядном устройстве).
  • Теперь можно измерять плотность в каждой банке и желательно показания ареометра записывать на листочек бумаги.
  • Данную операцию необходимо проделывать на полностью заряженном аккумуляторе.
  • К примеру: после проведения измерения во всех банках видим, что в двух банках плотность 1,16-1,17.

Наши действия по поднятию плотности в банках

  • используем одноразовые стаканчики (можно прочные стеклянные);
  • из банки с пониженной плотностью в первый стаканчик с помощью ареометра выкачиваем максимально возможный объемстарого электролита. Можно также использовать медицинскую грушу – у кого что есть в гараже;
  • ни в коем случае нельзя сливать электролит переворачивая аккумулятор. В результате таких действий со дна банки поднимаетсявесь осадок;
  • во второй одноразовый стаканчик наливаем готовый электролит с плотностью 1,34 – 1,4. Теперь опять же с помощью ареометраили груши заливаем в «пустую» банку электролит с повышенной плотностью (до уровня);
  • подобную операцию проводим со второй банкой.

Необходимо выждать примерно полчаса пока свежий электролит пропитает решетки в банках.

Далее с помощью ареометра проверяем плотность электролита в двух восстанавливаемых банках. Получили значение 1,27. А бывает, что одной такой процедуры недостаточно. Тогда процесс повторяем заново.

После этого опять проверяем плотность электролита во всех банках. Если больших отклонений в показаниях нет – снова подзаряжаем батарею до такого состояния, когда она перестает принимать заряд.

Ну вот, в принципе, и все! Подробно о том, что такое электролит в статье «Что нужно знать об электролите для аккумуляторов»

P.S. Чтобы не нанести себе вред – с аккумуляторами и кислотой работать нужно очень аккуратно, использовать индивидуальные средства защиты (резиновые перчатки, фартук, защитные очки).

На рабочем месте не использовать открытый огонь, применять низковольтные лампы освещения.

Поднимем плотность электролита в аккумуляторе Ссылка на основную публикацию

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть (таблица плотности), как проверить

Добраться до электролита, измерить плотность и отрегулировать показатель можно только в обслуживаемых аккумуляторах. Они изготавливаются по технологии WET или иначе мокрых банок. Представляют собой пластиковый корпус, поделенный на 6 отсеков (банок). В отсеках находятся пакеты пластин, залитые электролитом.

Каждая банка это отдельный маленький аккумулятор напряжением 2,1 вольт, соединённые последовательно. Поэтому на крайних контактах в сумме получается 12,5 – 12,6 В. Сверху отсеки закрыты крышкой с пробками. Через эти пробки можно контролировать состояние электролита.

Внешне всё выглядит как пластиковая коробка с ручкой, пробками и двумя контактами плюс и минус.

Залитые свинцово – кислотные батареи до сих пор остаются самыми распространёнными АКБ (аккумуляторными батареями).

Их используют в легковых и гольф автомобилях, газонокосилках и другой садовой технике, грузовиках и на водном транспорте. Имеют две отличительные особенности – низкую цену и необходимость обслуживания.

В составе электролита никаких секретов нет, это водный раствор обыкновенной серной кислоты H2SO4.

Показатель плотности измеряют в весе одного кубического сантиметра раствора. В продаже имеется электролит для заливки плотностью — 1,28 г/см3 и так называемый, корректирующий — 1,33. Для изготовления электролита плотностью 1,28 при температуре 25 °С смешивают 0,285 мл кислоты с 0,781 лм дистиллированной воды.

Оптимальная плотность очень важна для стабильной и долговечной работы аккумулятора. Она зависит от уровня заряда и температуры окружающей среды при измерении. Достоверные данные можно получить только на полностью заряженной батарее с температурой электролита 25 °С.

Немаловажным фактором являются условия эксплуатации. Для жаркого и холодного климата используют батареи с различной плотностью. В условия Крайнего Севера при сильных морозах она должна быть 1,3 и снижаться до 1,23 в жарком климате при высокой температуре.

Это связано с поведением электролита при различных температурах. На морозе он должен не замерзнуть и не закипеть в жару. Для эксплуатации в средних климатических условиях допускается плотность 1,27 полностью заряженной АКБ.

На разряженной показатель снижается до 1,11 и ниже.

Как проверить плотность электролита аккумулятора

Обслуживаемые АКБ требуют повышенного внимания. Они склонны к выкипанию и разбрызгиванию электролита. Плотность в банках может разнонаправленно меняться. Поэтому замеры необходимо проводить через каждые 15 – 20 тыс. км пробега или весной и осенью.

Для измерения необходим ареометр, очки, резиновые или силиконовые перчатки и старая одежда. Электролит очень агрессивен. В зависимости от чувствительности, при попадании на кожу его можно не почувствовать.

А вот глаза и слизистые оболочки нужно беречь. Попадание на одежду на первый взгляд незаметно. Но даже небольшие капли проявят себя.

После стирки обнаружатся большие и маленькие дырки на любимых джинсах, рубашке или куртке.

Ареометр – единственный прибор для измерения плотности электролита. Состоит из стеклянной колбы с помещенным внутрь денсиметром. Сверху находится резиновая груша. Денсиметр, это запаянная стеклянная трубка с металлическими шариками в нижней части и утончённым верхом. В утонченной части расположена шкала.

Для измерения нужно открутить пробки. Нажать на грушу и поместить в заливное отверстие кончик ареометра. Отпустить грушу и набрать электролит до всплывания денсиметра. Он не должен касаться донышка и стенок колбы. Ареометр нужно держать в вертикальном положении.

Денсиметр будет плавать, на плотность укажет шкала на уровне электролита. Предварительный замер укажет на состояние аккумулятора. Обычно крайние банки разряжены сильнее и плотность в них меньше средних.

После замера надо проверить уровень электролита, если необходимо долить дистиллированную воду.

Состояние батареи можно оценить только полностью зарядив её. Заряжаем АКБ и даём отдохнуть пару часов. Зарядка сопровождается кипением и повышением температуры электролита. Для достоверного замера газы должны выйти, температура упасть. После остывания можно проводить измерение. В зависимости от этих результатов можно сделать выводы о состоянии АКБ.

Таблица плотности электролита в аккумуляторе

Состояние можно оценить сопоставив плотность и напряжение аккумулятора, это делают руководствуясь данными таблицы:

Плотность электролита, г/см3 Напряжение без нагрузки, В Напряжение под нагрузкой 100 А, В Уровень заряда, %
1,11 11,7 8,4 0
1,12 11,75 8,5 6
1,13 11,8 8,6 12
1,14 11,85 8,8 19
1,15 11,9 9 25
1,16 12 9,2 31
1,17 12 9,3 37
1,18 12,1 9,4 44
1,19 12,2 9,6 50
1,2 12,25 9,7 56
1,21 12,3 9,9 62
1,22 12,35 10 69
1,23 12,4 10,2 75
1,24 12,47 10,3 81
1,25 12,5 10,5 87
1,26 12,6 10,6 94
1,27 Не менее 12,66 10,8 100

Не всегда возможно создать идеальные условия для зарядки и измерения плотности электролита. В большинстве случаев применяют поправки. Для этого пользуются таблицей приведения полученных измерений.

Температура электролита от и до, °С Температурная поправка, г/см3
+ 47 + 50 + 0,02
+ 33 + 46 + 0,01
+ 18 + 32 0
+ 4 + 17 — 0,01
+ 3 – 10 — 0,02
– 11 – 25 — 0,03
– 26 – 39 -0,04
– 40 – 50 -0,05

На что влияет плотность электролита в аккумуляторе

Отрицательно влияют на аккумулятор колебания плотности в обе стороны.

При повышенной бурный химический процесс ведет к выкипанию воды и разрушению пластин. Необходимо постоянно доливать дистиллированную воду. Срок эксплуатации АКБ резко снижается.

Низкая затрудняет пуск двигателя, а при отрицательной температуре электролит может попросту замерзнуть. В теплый период года затруднения можно не заметить, но зимой стартер не сможет прокрутить двигатель. Электролит плотностью 1,11 замерзает при температуре всег лишь — 10 °С. Аккумулятор с пониженной плотностью полностью не заряжается, что провоцирует сульфатацию пластин.

Соблюсти баланс помогает утвердившаяся практика использования электролита различной плотности в зависимости от климата:

  • Очень холодный и в условиях Крайнего Севера 1,3
  • Умеренный климат — большая часть РФ от 1,26 до 1,27
  • Южные районы страны от 1,23 до 1,25
  • Минимально возможное значение 1,23 г/см3

Как следствие, ненормированная плотность приводит к преждевременной сдаче аккумулятора в утиль.

Как поднять плотность электролита

Первое, что необходимо сделать — попробовать поднять плотность полностью зарядив аккумулятор. Открыть пробки, при необходимости долить дистиллированной воды и подключить зарядное устройство. Полная зарядка может привести к следующим результатам:

  1. Плотность во всех банках одинакова.
  2. Во всех ниже нормы.
  3. Различается более на 0,1 г/см3 и более.

В первом случае каких либо действий не требуется.

Во втором случае потребуется специфическая зарядка. На поверхности свинцовых пластин уже хорошо потрудившихся аккумуляторов откладывается сульфат свинца. В таком состоянии батарею невозможно зарядить полностью. Её необходимо разрядить и провести зарядку импульсным устройством автоматически переключив его на Десульфатацию.

Обычным устройством это сделать труднее и процесс длится дольше. Для этого на 2 часа установить ток зарядки в 1/10 от ёмкости АКБ. Например для аккумулятора 65 Ач, ток зарядки выставить 6,5 А. После этого снизить ток до 2 А и заряжать 8 – 12 часов. Дать отстояться батарее до комнатной температуры измерить плотность. Если не пришла в норму, опять разрядить и провести ступенчатую зарядку.

Десульфатация обычно проводится в два – три цикла. Отрицательный результат говорит о том, что с АКБ придётся расстаться. Можно ещё попробовать полностью слить электролит, промыть дистиллированной водой и залить новый. Но этого обычно хватает ненадолго.

В третьем случае, когда плотность в банках разница более чем на 0,1 надо попробовать провести десульфатацию. Не помогло – откорректировать. Для этого приобрести корректирующий электролит плотностью 1,33 – 1,4 и дистиллированную воду.

В банках с ненормальной плотностью откачать по 20 мл электролита. Для повышения добавить корректирующий, для снижения дистиллят. Зарядить 30 минут, дать отстояться ещё полчаса и замерить.

Скорее всего к успеху приведут несколько корректировок.

Усилия ни к чему не приведут, а аккумулятор окажется непригоден при буром цвете электролита. В этом случае можно не предпринимать никаких действий.

Не сильно изношенным аккумуляторам десульфатация и корректировка значительно продлевает жизнь. Если усилия не увенчались успехом, то с батарей нужно расстаться немедленно и без сожаления. Иначе непредвиденный отказ станет неприятным сюрпризом.

Срок службы АКБ при условии соблюдения элементарных правил до пяти лет. В автомобиле нужно контролировать напряжение, не допускать чрезмерного и нулевого заряда батареи. Периодически заряжать и следить за плотностью электролита. При таком отношении аккумулятор служит долго и безотказно.

Как поднять плотность в аккумуляторе в домашних условиях

В автомобильных аккумуляторах, которые находятся в активной эксплуатации со временем происходит падение плотности. Это может происходить по ряду причин. Сервисы предлагают услуги по корректировке плотности АКБ. Также проблему можно решить самостоятельно. Но прежде всего стоит ознакомиться с тем, как поднять плотность в аккумуляторе в домашних условиях.

По каким причинам происходит падение плотности

Прежде чем сразу же приступать к исправлению проблемы стоит разобраться в причине ее возникновения. Для АКБ явление падения плотности — это естественное явление. При разряде она показатели снижаются, при заряде повышаются.

Низкие показатели в АКБ говорят о следующем:

  1. Батарея просто разряжена.
  2. Аккумулятор перенес перезарядку, из-за чего раствор просто выкипел.
  3. Дистиллированная вода просто доливалась без замера показателей.

В первом случае падение — это естественное явление. Во втором, когда батарея перенесла перезарядку произошло частичное выкипание, что сильно повлияло на параметры жидкости. В третьем, упала плотность электролита в аккумуляторе из-за большого содержания воды.

Важно! Плотность электролита прямо влияет на качество батареи. А самое главное на то как она будет держать заряд.

Рекомендуется постоянно производить замеры показателя плотности электролита при первых признаках. К ним можно отнести быструю разрядку АКБ. В противном случае при долгой работе с некорректными показателями пластины внутри батареи будут разрушены. Исправить такое можно будет только полностью заменив батарею.

Способы повышения плотности

Повысить плотность электролита в АКБ можно поднять несколькими способами. Они различаются своей сложностью исполнения и длительностью.

Корректирующий электролит

Повышение плотности электролита в аккумуляторе происходит в несколько этапов. В этом действии важно соблюдать последовательность, только в этом случае можно получить достоверные результаты.

Также потребуются следующие инструменты и продукты:

  • ареометр;
  • стеклянные емкости;
  • груша для извлечения лишней жидкости;
  • перчатки для защиты;
  • пластмассовые защитные очки;
  • корректирующий электролит;
  • дистиллированная вода.

Важно! Перед тем как приступить к работе необходимо убедится, что батарея находилась несколько часов в помещении с температурой 20-25 градусов.

Чтобы реанимировать батарею и поднять плотность электролита в аккумуляторе требуется выполнить следующие действия:

  1. Зарядить АКБ, в котором предположительно упала плотность электролита. Важно чтобы батарея заряжалась около 8-12 часов. Необходимо чтобы она стала именно полностью заряженной, так как этот момент сильно влияет на показатели.
  2. После зарядки требуется замерить параметр ареометром в каждой банке АКБ. Показатели должны быть в пределах 1.25-1.27 г/см в кубе. Отклонение в показателях между банками допускается до 0.01.
  3. Если результат оказался ниже нормы, требуется откачать часть электролита из банок с недопустимыми параметрами.
  4. В банку заливается корректирующий электролит, в объеме в двое меньше откаченного. Далее заливают дистиллированную воду для закрытия пластин.
  5. Как только была произведена частичная замена электролита необходимо поставить АКБ на подзарядку. Достаточно 30-60 минут. После требуется оставить батарею на 2 часа чтобы жидкость смешалась.
  6. По истечению времени производится повторный замер. Если она все также ниже нормального действия повторяются.

Важно! Если планируется самостоятельно делать корректирующий электролит стоит заливать кислоту в воду, а не наоборот. В противном случае произойдет реакция, в ходе которой вода вскипит, и кислота расплескаться.

Выравнивание с помощью зарядки

Для этого метода потребуется зарядное устройство для АКБ с возможностью регулировать выходное напряжение. Простая зарядка, которая уменьшает силу тока при полном заряде не подойдет.

Корректировка плотности электролита в аккумуляторе происходит по следующей схеме:

  1. Батарея полностью заряжается.
  2. Когда электролит начинает кипеть силу тока снижается до 1-2 А.
  3. Пока электролит кипит вода из него испаряется и плотность постепенно повышается.
  4. После падения уровня необходимо долить электролит, и замерить плотность.

Выпариваться жидкость будет очень медленно и может понадобится более 24 часов. Этот способ наиболее безопасен. За счет естественного испарения замена производится без выкачивания химического раствора.

Полная замена

В случае если хоть в одной банке показатели ниже чем 1.18 г/м в квадрате, то поможет только полная замена электролита. Это действие стоит проводить очень аккуратно так как при ошибке вся батарея может выйти из строя.

Замена производится следующим образом:

  1. Из банок в АКБ выкачивается максимально возможное количество жидкости при помощи груши.
  2. После чего необходимо аккуратно перевернуть батарею на бок и просверлить отверстия в каждой банки. С них необходимо слить остатки электролита.
  3. После чего все емкости осторожно промываются дистиллятом. Отверстия запаиваются пластиком, который устойчив к кислоте.
  4. В свежевымытые банки заливается раствор электролита с необходимой плотностью. Далее батарея заряжается и проверяется на работоспособность.

Можно залить готовый корректирующий раствор, а после нормализовать параметры просто доливая дистиллированную воду.

Важно! Батарею требуется перевернуть очень аккуратно и медленно. Дело в том, что на дне остается осадок из свинца и при резком перевороте он может застрять между пластин тем самым их закоротив. После этого, как правило, батарея становится не дееспособной.

Как понизить

В некоторых случаях плотность не падает, а наоборот увеличивается. Такой исход также негативно сказывается на общем состоянии аккумулятора. Понижение происходит следующим образом:

  1. Из банок откачивается некоторое количество электролита.
  2. После чего заливается дистиллированная вода.
  3. Измеряется плотность, и в случае если она выше 1.27 необходимо добавить воды.

Желательно вводит воду постепенно. Это поможет избежать слишком сильного понижения показателей.

Чем опасна высокая или низкая плотность

Высокая плотность электролита в аккумуляторе приводит к быстрому разрушению пластин. С течением времени пластины будут съедены кислотой, и аккумулятор выйдет из строя.

Низкая плотность электролита в аккумуляторе не дает батареи держать заряд так как значительно падает емкость. Также повышенная концентрация именно воды увеличивает вероятность того что зимой такая батарея просто заледенеет из-за кристаллизации при низких температурах.

Также плотность рекомендуется выбирать исходя из времени года и региона. Разброс в параметрах не сильный, но это поможет избежать многих проблем с обслуживанием аккумулятора.

Советы и рекомендации

Для того, чтобы корректировка плотности прошла успешно, и батарея не была повреждена стоит следовать некоторым рекомендациям:

  • Замер производить только при температуре 20-25 градусов;
  • Все параметры измеряются у полностью заряженного аккумулятора;
  • Для корректировки использовать специальный раствор с плотностью 1.4. Нельзя заливать более насыщенный раствор кислоты, это приведет к разогреву электролита в батарее;
  • Корректируется жидкость в каждой банке, главное, чтобы между значениями отдельных емкостей не разнилось больше чем на 0.01;
  • Жидкость должна покрывать пластины на 1-2 см.

Совет! Если после всех манипуляций показатели падают за короткое время и не приходит в норму после зарядки батарею следует заменить.

Иногда выровнять плотность электролита в банках аккумулятора невозможно. Это, как правило, происходит по причине того, что батарея не исправна и аккумулятор не может держать плотность.

Заключение

Плотность электролита и его уровень оказывают сильное влияние на работоспособность и эффективность аккумулятора. Своевременная корректировка позволяет увеличить срок службы АКБ. Главное совершать все действия правильно в соответствие с нормами безопасности.

Источник

Оцените статью