- Как открыть бизнес по закупке отработанных автомобильных аккумуляторов
- Виды утилизируемых устройств
- Актуальность бизнеса
- Организация бизнеса
- Помещение для бизнеса
- Поставки сырья
- Необходимое оборудование
- Оформление бизнеса
- Сбыт продукции
- Лицензия на сбор и транспортировку аккумуляторов
- Лицензия на прием аккумуляторов: как получить?
Как открыть бизнес по закупке отработанных автомобильных аккумуляторов
Существует клише, согласно которому любое коммерческое дело по приему и дальнейшей переработке отслуживших срок товаров – прибыльное занятие. Это касается утилизации отдельных компонентов компьютеров, мобильных телефонов, автомобильных шин, прочих технологических продуктов. Тематические источники – описания коммерческих проектов, бизнес-планы, объявления о продаже готовых производств – предоставляют примеры рентабельности, верхняя планка которой находится на уровне 100-150%. Попробуем разобраться, насколько этот стереотип соответствует истине. Бизнес на аккумуляторах – один из вариантов деятельности в этом сегменте.
Виды утилизируемых устройств
Для начала определимся с терминологией, поскольку без понимания сути никакое дело невозможно. Конечная цель утилизации аккумуляторной батареи (АКБ) – получение товарного свинца или сплавов, составляющих 60-70% удельного веса. Остальные компоненты – электролит и полимерная тара – побочные продукты, отдельно не представляют высокой товарной ценности.
Другими словами, на переработку поступают только устройства, содержащие химический элемент. К таким видам относятся:
- тяговые и стартерные свинцово-кислотные и щелочные;
- свинцово-содержащие устройства, изготавливающиеся по технологии GEL/AGM;
- накопители для источников бесперебойного питания.
Наоборот, для обработки с целью получения химического элемента и сплавов не годятся устройства:
- литий-ионные, используемые в современных гибридных автомобилях;
- никель-кадмиевые, которыми оснащены электрокары, троллейбусы, трамваи, суда, авиация;
- никель-металл-гидридными накопителями комплектуются электромобили, ракетно-космические аппараты, системы энергоснабжения;
- другие типы, не содержащие химический элемент.
Актуальность бизнеса
Понятия «свинец» и «аккумулятор» неразрывно связаны: из 80% добываемого в мире свинца производятся АКБ. Рынок переработанного свинца во многих странах нельзя считать устоявшимся. К примеру, 8 из 10 батарей в России изготавливаются из сырья, полученного в результате переработки, но на утилизацию поступает мизерный объем устройств с завершившимся сроком службы. Таким образом, отмечаем две проблемы: недостаток мощностей и большое число устройств, не поступающих на обработку, загрязняющих экологию.
Срок службы аккумуляторной батареи ограничивается 2-3 годами: нормативным сроком службы принято считать 30 месяцев. Для примера: объем российского рынка в 2016 году составил 10,8 млн. единиц при внутреннем производстве 8,433 млн. единиц.
Несложно заметить, что ежегодно должны утилизироваться 4,32 млн. АКБ. Но, в силу ограниченных мощностей по приему, на предприятия по переработке поступает малая часть из этого количества. Похожая ситуация наблюдается в большом количестве стран.
Мировой дефицит свинца свидетельствует о том, что потенциал рынка способен обеспечить экспортные мощности многих новых компаний. Средняя стоимость уже превысила $2500 за тонну, а запасы на контролируемых складах неуклонно снижаются, несмотря на общемировую тенденцию к росту производства.
Приведенные факты говорят о том, что при серьезном подходе к проблеме утилизации АКБ потребности мирового рынка свинца на порядок превышают производственные мощности большинства стран. Для этого нужны новые компании по обработке, системный подход к приему и поставкам на предприятия по обработке.
к оглавлению ↑
Организация бизнеса
Прием аккумуляторов – вредное, токсичное занятие, здесь не получится ограничиться арендой склада в несколько квадратных метров, наймом неквалифицированных работников: специфика производственного процесса выдвигает определенные условия. Перед принятием решения о старте изучите рынок, найдите ближайшие предприятия по утилизации, оформите договорные отношения по передаче одному или нескольким партнерам принимаемой продукции. Без выполнения этого условия дальнейшее коммерческое дело невозможно.
Содержание свинца, соединений на его основе в устройстве определенной емкости – основные числовые данные, которые необходимо знать наизусть всем лицам, вовлеченным в дело. Такие данные относительны, на них могут влиять различные факторы – производитель устройства, техническое состояние, степень повреждения, – но усредненные значения выглядят следующим образом:
Емкость, Ач | Общий вес прибора, кг | Элемент в чистом виде, кг | Диоксиды, оксиды свинца, кг |
---|---|---|---|
55 | 15 | 3,0 | 10,5 |
60 | 17 | 3,4 | 11,9 |
75 | 22 | 5,4 | 15,4 |
90 | 27 | 4,4 | 18,9 |
190 | 43 | 8,6 | 30,1 |
Эти значения – базис успешности дела. На их основе рассчитываются закупочные цены, рентабельность производства, нормы по валовому обороту единиц продукции, иные переменные. Далее рассмотрим неотъемлемые составные части, без которых невозможно эффективное функционирование компании. к оглавлению ↑
Помещение для бизнеса
Помещения для цеха по приему и складированию должны иметь статус нежилых, размещаться в промышленных зонах. Форма собственности не имеет значения, подойдет помещение в личной собственности либо арендованное. Помещение оснащается защитой от несанкционированного проникновения, обеспечивается водой, электричеством. Площади включают:
- Складские территории, оборудованные контейнерами для временного хранения.
- Офисную часть для расчетов с партнерами, ведения документации.
- Санитарные помещения с душевыми кабинами.
И, пожалуй, важнейшее требование, выдвигаемое к складским площадям: склад располагается в пределах автомобильной доступности к предприятию-переработчику.
к оглавлению ↑
Поставки сырья
Каналы поставок сырья в условиях отсутствия централизованного сбора и транспортировки сводятся к нескольким вариантам:
- организация выездов на парковки, гаражи, станции технического обслуживания;
- учреждение мобильных пунктов сбора в местах с повышенной плотностью автомобилей – оживленных трассах, транспортных предприятиях, гаражных кооперативах;
- заключение подрядных договоров с бригадами, которые будут поставлять сырье мелкооптовыми партиями;
- реклама в профильных печатных, электронных изданиях, досках объявлений, форумах – эффективное средство получения сырья. Представительский информативный сайт тоже определенно принесет пользу.
Технология производства содержит ряд последовательных этапов:
- Приобретение или получение продукции.
- Транспортировка к месту складирования.
- Доставка оптовой партии на предприятие по переработке, последующая ее передача.
Каждая стадия независима и не связана с последующей. С момента получения аккумуляторной батареи на складе до поставки на переработку проходит несколько недель или месяцев.
к оглавлению ↑
Необходимое оборудование
Перечень необходимого оборудования для бизнеса невелик, но к нему заявлены повышенные требования по технике безопасности. Минимальный набор оборудования для организации приема аккумуляторных батарей включает:
- Грузовой или грузопассажирский автомобиль, оборудованный паллетами или крепежами для перевозки. Перечислим правила перевозки грузов с помощью автотранспорта:
- Батареи защищаются от угрозы возникновения коротких замыканий;
- Не допускается перевозка аккумуляторов с поврежденным корпусом, поверхность не содержит щелочные или кислотные следы;
- Крепеж при перевозке не допускает утечку содержимого, падение или повреждение устройств.
- Контейнеры для временного хранения аккумуляторных батарей. Такие резервуары изготавливаются из кислотостойких материалов – металла, пластика, керамики или резины.
- Установка слива электролита. Предприятие-получатель выдвигает договорные условия касательно содержания электролита. В этом случае целесообразно заключить сторонний договор на утилизацию электролита.
Отдельной строкой отметим обязательное наличие спецодежды, средств индивидуальной защиты. к оглавлению ↑
Оформление бизнеса
Сопутствующая документация для оформления бизнеса включает:
- Свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя или общества с ограниченной ответственностью.
- Лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
- Договор с перерабатывающим предприятием на оптовое приобретение АКБ, включающий объемы, сроки, условия передачи продукции, цены, гарантии.
- Санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие производственных территорий действующим нормам законодательства.
- Инструкцию по технике безопасности при обращении с аккумуляторами в ходе приемки и транспортировки. На инструктаж персонала обращается повышенное внимание, потому что несоблюдение правил безопасности приводит к химическим ожогам, в дальнейшем – расследованию возможных несчастных случаев.
Некоторые из этих пунктов предполагают получение дополнительной документации, с которой предстоит столкнуться в процессе подготовки и оформления необходимого комплекта документов.
Сбыт продукции
Каналы сбыта продукции – одновременно простой и сложный пункт при организации бизнеса. С него начинается принятие решения, заниматься ли этим делом. Основной критерий – расположение партнерского предприятия по переработке в зоне автомобильной доступности от склада.
Транспортировка накопителей к месту утилизации должна экономически оправдываться, не быть значимой статьей структуры затратной части. В идеале необходимо составить договор таким образом, чтобы продукцию со склада забирал транспорт перерабатывающего предприятия или подрядной организации. Это позволит минимизировать операционные затраты, переложить риски по перевозке токсичных грузов.
Отрасль развивается быстро, с каждым годом запускаются новые крупные, средние предприятия по переработке АКБ. Изучение рынка, определение перечня возможных партнеров и последующее подписание договоров на поставку аккумуляторных накопителей – первое, что делается после того, как принято решение о вхождении в этот вид бизнеса.
Перспективность бизнеса по приему бывших в употреблении аккумуляторных батарей будет оставаться актуальной на протяжении еще многих лет. Мир ежегодно производит 70 млн. автомобилей без учета грузовых авто, фургонов, автобусов, новые мощности по переработке АКБ открываются гораздо более медленными темпами.
Проблема утилизации аккумуляторов с завершившимся сроком эксплуатации – не только удачная идея для коммерческого дела, но задача каждого, кому небезразлична экология нашей планеты.
Источник
Лицензия на сбор и транспортировку аккумуляторов
В составе аккумуляторов присутствуют токсичные для окружающей среды металлы и химикаты 1-4 класса опасности: свинец, кадмий, ртуть, никель, цинк, литий. Они могут стать причиной серьезного загрязнения природных биотопов, нарушения экологического баланса, отрицательного влияния на организм человека.
Серьезную опасность для окружающей системы представляют аккумуляторы сотовых телефонов и других мобильных гаджетов, в которых присутствует значительный объем кадмия. Ртутные батарейки способны вызывать необратимые нарушения экосистемы. Не меньшую опасность представляет литий, который при определенных условиях вступает в реакцию с воздухом и воспламеняется. По этой причине аккумуляторы недопустимо вывозить с другим бытовым мусором на полигоны. Они требуют отдельного сбора, транспортировки и переработки.
Несколько лет назад население мало представляло реальную опасность отработанных аккумуляторов для природы и человека. Это приводило к тому, что токсичные отходы оказались в общей урне с бытовым мусором. Сегодня сбор отработанных аккумуляторов и батареек в других странах организован на достаточно высоком уровне:
- Во Франции открыто почти три десятка тысяч пунктов для сбора отработанных аккумуляторов и батареек.
- В Германии в каждом супермаркете установлены контейнеры для приема аккумуляторов. На полигонах выделены отдельные участки, где хранятся отработанные детали электронных устройств и батарейки. При покупке нового автомобильного аккумулятора водитель обязан сдать старый агрегат.
- В Швеции и Дании аккумуляторы транспортируют на экологические станции для переработки.
В России сбором, транспортировкой и утилизацией аккумуляторов, щелочных и кислотных батарей занимаются предприятия малого бизнеса. Но до сих пор из-за низкой экологической культуры населения огромные объемы токсичных изделий выбрасываются вместе с бытовым мусором в общие мульды.
Действующая лицензия на сбор и транспортировку аккумуляторов – обязательное условие для осуществления коммерческой деятельности с опасными отходами. Обязанность проверять и контролировать предприятия лежит на Росприроднадзоре. Обладатели лицензии обязаны строго соблюдать требования закона в части сбора и транспортирования отработанных аккумуляторов:
- К работе с опасными отходами допускаются совершеннолетние сотрудники, прошедшие профессиональную подготовку и инструктаж.
- При работе с отработанным аккумулятором необходимо исключить любые действия и факторы, которые могут стать причиной механических повреждений корпуса.
- Кузов спецтехники не должен быть загрязнен другими отходами. Аккумуляторы необходимо отделять брезентом от иного груза.
- При загрузке и разгрузке аккумуляторов работники должны использовать средства индивидуальной защиты.
- Опасные отходы необходимо надежно зафиксировать в кузове, чтобы исключить их повреждение, потерю во время движения транспортного средства.
Транспортирование отработанных аккумуляторов должна выполнять компания с действующей лицензией Росприроднадзора. Во время движения водитель обязан соблюдать все требования безопасности и правила дорожного движения.
Лицензия на прием аккумуляторов: как получить?
Для получения лицензии для сбора и транспортирования отработанных батарей и аккумуляторов необходимо подать заявление в местное отделение Росприроднадзора. Сделать это можно лично, через законного представителя, по почте или через интернет.
Перед регистрацией заявления и лицензионного дела необходимо:
- собрать пакет документов, перечень которых размещен на официальной интернет-площадке ведомства;
- составить перечень опасных отходов, разработать паспорта на каждый вид отходов;
- отправить персонал на профессиональную подготовку по вопросам обращения с опасными отходами;
- подготовить площадку для сбора и автомобиль для транспортирования аккумуляторов;
- пройти проверку в Роспотребнадзоре и получить санитарно-эпидемиологическое заключение;
- оплатить государственную пошлину размером 7500 рублей.
Если соискатель выполнит все требования законодательства и сможет гарантировать сбор и транспортирование отработанных батарей и аккумуляторов без ущерба для окружающей среды, Росприроднадзор выдаст лицензию на обращение с отходами. В предоставлении права оказания услуг будет отказано в случае:
- предоставления недостоверной или некорректной информации;
- несоответствия квалификации сотрудников, автомобиля или площадки для сбора нормативным требованиям.
Если вам нужна лицензия на прием аккумуляторов, но вы не знаете, как получить ее максимально быстро, запишитесь на бесплатную консультацию в компанию «КАСЛ».
Источник