- Советы по выбору аккумулятора
- Технологические особенности аккумуляторов: из каких вариантов можно выбрать источник питания
- Стоит ли выбрать сурьмянистый аккумулятор
- Выбрать АКБ гибридного типа?
- Стоит ли тогда выбирать кислотно-кальциевый аккумулятор?
- Источник питания AMG-типа
- Выбрать ли GEL аккумулятор
- Батареи EFB-типа
- Почему важно знать размеры источника питания
- Как правильно выбрать аккумулятор: его емкость и ток пуска
- А что насчет расположения клемм
- На какие компании стоит обратиться внимание, чтобы выбрать аккумулятор
- Экспертиза АКБ — дорогие против дешевых. Результат нас удивил!
- НАШ СЛОВАРЬ:
- Исходные характеристики батарей пяти типов
- Ресурс, разрядка и методика испытаний
- И что получилось?
- Зависимость емкости батарей от токов нагрузки*
Советы по выбору аккумулятора
Замена аккумулятора в автомобиле — достаточно простое действие, которое требует минимум усилий, нужно только знать о правилах безопасности.
Гораздо сложнее ситуация обстоит с тем, какой именно источник питания необходимо купить, чтобы он полностью подходил под нужды владельца.
Ведь каждый практически каждый день на рынок выходят множество новых АКБ — с использованием самых разных технологий.
Так как же выбрать аккумулятор, какой из них можно считать наиболее мощным и надежным? Расскажем вам в этой статье.
Технологические особенности аккумуляторов: из каких вариантов можно выбрать источник питания
По сути, от технологии, которую применяли при изготовлении источника питания, и зависят технические характеристики. И, конечно же, цена.
Существует мнение, что чем дороже вещь, тем она лучше, однако в случае с ИП это не всегда так работает.
Для того чтобы выбрать качественный аккумулятор, не обязательно тратить много денег — можно найти выбрать варианты в самых разных ценовых сегментах.
Стоит ли выбрать сурьмянистый аккумулятор
Этот тип источников питания уже практически изжил свой век, он настоящий “динозавр” среди новых экземпляров. По сути, уже практически не используется в современных машинах.
Производится он достаточно тривиально – в свинцовые пластины добавляется сурьма.
Технология была разработана и внедрена еще во времена СССР, так что можно представить, насколько она сейчас актуальна. Не стоит рассчитывать и выбрать такой тип батарей для использования в современных машинах.
Очень редко, в наше, время можно найти аккумулятор с 5% и более содержанием сурьмы, потому существует еще и проблема с их покупкой.
Аккумуляторы с малым содержанием сурьямы (до 2% в составе изделия) применяются, в основном, в бюджетных видах машин или для тех, которые уже давно «в строю».
Стоит учесть то, что они требуют куда больше внимания владельца, чем другие аналоги, потому для начинающих водителей он не подходит. Сложности с эксплуатацией АКБ точно не добавляют оной популярности.
Такого типа аккумуляторы с сурьяном можно выбрать и использовать на недорогих автомобилях или же для отечественного автопрома. Также подойдут и для машин с большим пробегом, когда требуются бюджетные варианты АКБ, просто для того, чтобы электроника работала.
Выбрать АКБ гибридного типа?
Это, если можно так сказать, следующая ступень в развитии аккумуляторов, следующая после сурьмянистых типов. Гибридные АКБ изготавливаются по схожей технологии, однако, состав их — не только из сурьмяны, присутствует и кальций.
Сам процесс происходит следующим образом: минусовые пластины из свинца покрываются кальцием, а положительные пластины покрываются легированной сурьмой.
Какие преимущества имеет данный сплав, по сравнению с предшественником и стоит ли выбрать именно его?
Гибридное использование пластин с разным покрытием дает аккумулятору устойчивость к глубоким разрядам, а так же увеличивает его ресурс.
Кроме того, использование такой технологии позволило увеличить ток холодной прокрутки для автомобиля, что позволяет использовать АКБ в регионах с отрицательными значениями температуры.
Приятной особенностью этой модели является то, что за счет использования специальной технологии удалось уменьшить потерю жидкости (что облегчает жизнь владельцу, так как не нужно постоянно следить за уровнем жидкости). Если нужно выбрать аккумулятор сурьмянистый или гибридный, то лучше отдать предпочтение последнему.
Стоит ли тогда выбирать кислотно-кальциевый аккумулятор?
Одним из наиболее оптимальных, по соотношению цены и качества, источником питания является кислотно-кальциевый вариант. Его технология довольно простая – пластины с положительным и отрицательными заряда из свинца легируют кальцием.
В результате такого сочетания удалось значительно уменьшить потери жидкости в электролите (что позволяет обслуживать АКБ значительно реже).
Кроме того, такого типа аккумуляторы имеют достаточно низкий уровень саморазряда. Существуют как обслуживаемые типы, так и необслуживаемые (эти могут стоить несколько дороже) АКБ — в зависимости от того, что нужно выбрать владельцу.
Несмотря на такие преимущества, данный тип источников питания не лишен недостатков.
Прежде всего, их главным “врагом” можно считать глубокий разряд, они довольно тяжко от него оправляются, потому за уровнем заряда нужно будет периодически следить и не давать ему сильно опускаться.
Выбрать кислотно-кальциевый аккумулятор можно для установки на современные отечественные автомобили или на те, где средний объем электроники.
Источник питания AMG-типа
Если вам захотелось выбрать аккумулятор из премиум-сегмента, тогда АКБ AMG-типа — как раз нужный вариант. Чем оправдана такая высокая цена?
Дело в том, что при изготовлении используется современная технология, при которой внутри корпуса практически отсутствует электролит в жидком виде.
Вся реакция проходит между кислотным раствором и водой, которым пропитаны синтетические маты.
Благодаря такому сочетания эти аккумуляторы необслуживаемые, что упрощает их использование, обладают превосходной емкостью и высокими значениями пускового тока.
Они чаще всего используется в тех машинах, которые потребляю очень много энергии или имеют мощный двигатель, для запуска которого нужны хорошие показатели напряжения.
Также подходят для тех вариантов, где установлена система «Старт/Стоп». Это один из лучших вариантов (если выбирать из дорогих и качественных вариантов).
Выбрать ли GEL аккумулятор
Представляют собой новый тип источников питания, которые не так давно попали на наши рынки. Отличаются тем, что вместо жидкого электролита внутри используется специальный гелий.
Такая замена только положительно сказалась на устойчивости АКБ к самым разным негативным факторам и, в первую очередь, удалость практически полностью избавиться от газообразования внутри источника питания. Что это дает на практике?
Внутренние пластины практически не разрушаются из-за испарения жидкости, ведь ее попросту нет в составе, тем самым увеличивая срок службы всего АКБ.
Имеет защиту от вибрации, а значит, эти пластины не будут осыпаться из-за длительного вибрационного воздействия. Естественно, что они являются полностью необслуживаемыми.
Вскрывать крышку в домашних условиях крайне не рекомендуется во избежание травм.
Так же GEL аккумуляторы прекрасно переносят даже глубокий разряд, имеют повышенные значение пускового тока, их можно установить в любом положении. Единственным существенным минусом, почему на этот тип источника массово не перешли, заключается в его высокой стоимости. Далеко не каждый владелец автомобиля захочет тратить столько денег на источник питания.
Батареи EFB-типа
Данные источники питания являются более усовершенствованными вариантами свинцовых батарей с электролитом жидкого типа.
Их преимущество перед обычными свинцовыми АКБ заключаются в устойчивости к глубоким разрядам, увеличенному сроку эксплуатации. Это достигается благодаря новой технологии.
Она заключается в том, что свинцовые пластины помещаются в специальный микроволоконный пакет, а сама их толщина значительно увеличена.
Благодаря такому сочетанию получаются надежные батареи по разумной цене. Чаще всего используются в современных импортных автомобилях.
Отдельно стоит отметить и то, что они себя прекрасно зарекомендовали в холодное время года, потому их без проблем можно использовать в минусовые температуры.
Могут быть использованы в машинах с системой «Start\Stop», так как данные аккумуляторы устойчивы к глубоким разрядам.
Почему важно знать размеры источника питания
Это тот случай, когда от размера гнезда для аккумулятора необходимо выбрать непосредственно сам источник питания. Такая строгость связана, в первую очередь, с тем, что, если взять экземпляр слишком большого размера, он попросту не влезет в гнездо.
Его будет невозможно установить и, следовательно, нельзя использовать. Потому необходимо замерять либо гнездо, либо старый АКБ, чтобы не получилось оказии.
Тем более внимательно смотрите на габариты EFB-типа АКБ, так как их габариты превосходят стандартные варианты и им потребуется значительно больше места.
Как правильно выбрать аккумулятор: его емкость и ток пуска
Самыми важными параметрами любого АКБ (вне зависимости от его типа) явля.тся пусковой ток и tмкость самой батареи. Эти важнейшие параметры всегда указываются на корпусе, чтобы владелец сразу понимал, какой источник питания ему нужен.
Емкость батареи обозначают , как А/Ч или же Ампер/Час, а уровень пускового тока просто измеряется в Амперах или А.
Когда необходимо заменить аккумулятор и выбрать новый, всегда ориентируйтесь на эти параметры у старого изделия. В таком случае вы сможете приобрести именно тот ИП, который и нужен, а не с параметрами ниже.
Иногда можно услышать вопрос о том, можно ли выбрать и установить аккумулятор с более высокими параметрами пускового тока и со значительным объемом.
В целом, да, их можно без проблем устанавливать в современные машины, их мощности хватает, чтобы обеспечить энергий АКБ.
Но нельзя брать устройства, емкость и пусковой ток которых ниже, чем тот, что есть сейчас на вашем автомобиле. Это может привести к тому, что он просто не сможет завестись или быстро разрядится.
В том случае, если в машине нет аккумулятора или он куда-то пропал, то есть нет возможности посмотреть на его характеристики и выбрать нужный, можно воспользоваться данной табличкой:
А что насчет расположения клемм
Вопрос о расположении клемм ничуть не менее важен, чем технические аспекты батареи. Потому, когда нужно выбрать аккумулятор, особое внимание обращайте непосредственно на расположение клемм на батареи и корпусе автомобиля.
Существует так называемая прямая и обратная полярности. Если мы говорим о прямой полярности, то клеммы там расположены так: плюсовая находится слева, а минусовая — справа.
Обратная полярность, соответственно: минусовая клемма слева, а плюсовая — справа. На словах может быть тяжело, однако на практике сразу видно, какая полярность у выходов.
Помимо прямой и обратной полярности, существуют еще и разные типа клемм. Условно их можно разбить на три вида или типа:
- Европейский тип. Их можно увидеть на большинстве автомобилей, которые есть у нас в стране.
- Тип Asia. Имеют более тонкие выходы и сами несколько уже, чем у предыдущего типа. Подходят исключительно для автомобилей, которые были произведены в странах Азии.
- Американский тип. Очень редкий для нашей страны тип расположения клемм (они получаются параллельно земле), который можно найти только в импортных американских автомобилях.
Выбрать нужный тип можно либо использовав старый источник питания или посмотреть на гнездо для него в автомобиле.
На какие компании стоит обратиться внимание, чтобы выбрать аккумулятор
На данный момент существует достаточно много компаний, которые производят довольно хорошие источники питания. Они и устойчивы к глубоким разрядам, и в целом служат достаточно долго.
Для каждого такого девайса должна прилагаться гарантия от компании, которая их произвела. Это можно назвать одним из маркеров того, что ИП достаточно качественный.
Но, если говорить конкретно, то на рынке можно отметить такие фирмы с хорошими отзывами от покупателей:
Все эти компании производят очень качественные аккумуляторы, которые могут прослужить не менее 5 лет (но только в том случае, если сам хозяин бережно к ним относится и не допускает каких-либо ошибок при эксплуатации).
Их можно установить на автомобиль с любым количеством электроники, то есть выбрать изделия можно как на бюджетный сегмент, так и на бизнес-класс ТС.
Источник
Экспертиза АКБ — дорогие против дешевых. Результат нас удивил!
Во всех предыдущих экспертизах, начиная с 2004 года, мы сравнивали батареи, изготовленные по одной технологии. Чаще всего это были обычные свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом. Однако на рынке появились изделия с различной «генетикой», которая должна придавать им особые черты. Так, помимо обслуживаемых и полностью необслуживаемых батарей (читай: с доступными пробками и вообще без таковых) можно приобрести AGM-аккумуляторы (с абсорбирующим стекловолокном); EFB-аккумуляторы (дешевая альтернатива AGM, отличаются от обычных разве что конструкцией сепаратора); а также пока редкие аккумуляторы AGM TPPL (еще одна модификация AGM-батарей — с решетками из чистого свинца без примеси кальция). Итого — пять типов.
Преимущества более продвинутых батарей хорошо известны. Например, удельная энергоемкость простых аккумуляторов составляет 30–40 Вт·ч/кг, сделанных по технологии AGM — 40–45 Вт·ч/кг, а по технологии AGM TPPL — до 50 Вт·ч/кг. Ожидаемый срок службы этих батарей составляет соответственно четыре-пять, пять-шесть и от восьми до двенадцати лет. Продвинутые батареи могут работать в режиме «старт-стоп», который простым изделиям противопоказан. А их саморазряд должен быть ниже в несколько раз.
Но есть ли смысл устанавливать навороченную батарею на автомобили без «старт-стопов» и мощных аудиосистем? Мы проверили то, что редко проверяют: как долго новенькие батареи разных типов и ценовых категорий смогут выдавать одинаковые токи нагрузки. Заодно определим реальную емкость, которая сильно зависит от величины выдаваемого батареями тока. И выясним, всегда ли дорогая батарея способна заменить простушку, или же вообще не стóит гнаться за ценой.
Для необычного эксперимента мы приобрели пять батарей с максимально близкими габаритами и заявленными ампер-часами. Простейший тип представляет тюменская Tyumen 6СТ‑70L, полностью необслуживаемые — Medalist SMF 57412; EFB- и AGM-аккумуляторы представляют соответственно Moll EFB 82070 и Monbat AGM 570 901 076, а самый редкий вариант, то есть AGM TPPL, — это Odyssey 34/78 PC1500. Краткие характеристики всех участников приведены в таблице.
НАШ СЛОВАРЬ:
AGM (Absorbent Glass Mat) — абсорбирующее стекловолокно.
VRLA (Valve Regulated Lead Acid) — клапанно-регулируемые свинцово‑кислотные конструкции с AGM-сепараторами.
TPPL (Thin Plate Pure Lead) — еще одна модификация AGM-батарей: решетки изготовлены из чистого свинца без примеси кальция.
EFB (Enhanced Flooded Battery) — улучшенная батарея с жидким электролитом.
Исходные характеристики батарей пяти типов
полностью
необслуживаемая, EFB
Заявленная
емкость (заряд)
Заявленная
резервная емкость
278 × 175 × 190 мм
278 × 175 × 190 мм
278 × 175 × 190 мм
Примерная
розничная цена
полностью
необслуживаемая, AGM TPPL
Заявленная
емкость (заряд)
Заявленная
резервная емкость
275,6 × 179,8 × 200,2* мм
278 × 175 × 190 мм
Примерная
розничная цена
Ресурс, разрядка и методика испытаний
Нас часто просят определять в экспертизах ресурс батарей. А нужно ли? Ведь средние цифры известны (см. выше). Ждать результатов реальных испытаний бессмысленно — к их окончанию рыночный ассортимент аккумуляторов полностью обновится. И ускоренные тесты носят лишь оценочный характер. Например, АКБ из прошлогодних испытаний эксперты гоняют до сих пор, проверяя разные методики их ускоренного старения. И уже год все батареи ведут себя приблизительно одинаково.
Для определения реальных возможностей батарей пойдем другим путем. Многие ошибочно связывают ресурс батарей с величиной их саморазряда — внутри одного семейства эти величины сравнимы. У обычных батарей саморазряд составляет примерно 5 % в месяц, а у AGM-аккумуляторов — около 2 %. Но у любой из батарей токи утечки всё равно гораздо меньше, чем реальное потребление у припаркованной машины, доходящее порой до 0,1 А. Вот и проверим, как долго различные АКБ смогут снабжать потребителей запасенной энергией.
При этом расставлять по местам не станем — просто проведем сравнительные испытания батарей разных ценовых и технологических категорий.
Разряд аккумуляторов мы фиксировали в трех режимах, перечисленных ниже.
- НА ПАРКОВКЕ. Нагрузка 150 Ом, ток потребления около 80 мА — примерно так разряжает батарею современный припаркованный автомобиль с включенной сигнализацией. Аккумуляторы зарядили под завязку, причем у всех «завязка» оказалась разной. Затем каждую батарею нагрузили эталонным балластным резистором и ежедневно фиксировали снижение уровня напряжения. Критическая отметка, соответствующая полному разряду, составила 10,5 В.
- РЕЗЕРВ. Это испытание мы проводим во всех экспертизах, когда определяем резервную емкость тестируемых аккумуляторов. Оно имитирует режим работы батареи на автомобиле с неисправным генератором в холодную слякотную погоду — работают фары, дворники, обогрев, вентилятор. Ток потребления при этом обычно принимается равным 25 А. Полностью заряженные батареи мы нагрузили сопротивлением 0,5 Ом. Напряжение на клеммах фиксировали каждые пять минут.
- «САМЫЙ ПОЛНЫЙ». Самое тяжелое и самое короткое испытание в нашем тесте. Зарядив батареи, мы сымитировали максимальную нагрузку, когда пользователь подключил всё: обогревы стекол, зеркал, сидений, мощную «музыку», светотехнику. Нагрузка — 0,2 Ом: ток при этом составляет 60 А. Каждые пять минут проверяли напряжение на клеммах.
И что получилось?
Перед началом любых испытаний всегда прикидываешь возможности участников. Недорогая тюменская батарея с дедовскими пробками и жидким электролитом вряд ли сможет соперничать на равных с дорогущим Одиссеем, внутри которого должен присутствовать очень чистый свинец. С другой стороны — а почему бы и нет? Мы же не заставляем ее работать в режиме «старт-стоп» или вообще вверх ногами! А выдавать требуемые токи обязаны все, независимо от цены и технологий.
Чудеса начались довольно быстро. При нагрузке 80 мА Odyssey, у которого исходное напряжение разомкнутой цепи было выше, чем у других, начал скисать на десятые сутки, фактически оказавшись в общей группе. Через три с небольшим недели он уже плелся в хвосте, а на 36‑е сутки испытаний гигант электрической мысли рухнул как подкошенный — аж до 5,6 В!
На следующие сутки сдался Moll. К этому моменту было очевидно, что победит Medalist: он сохранял самое высокое напряжение на выводах. Однако произошло неожиданное — с 11,46 В он лихо скатился до 5,65 В и также прекратил сопротивление. На 42‑е сутки иссяк Monbat, а вечером того же дня критической отметки «10,5 В» достигла и полностью разрядившаяся тюменская батарея. Ситуация с ног на голову: «плебейка» оказалась лучшей, а «гранд» — последним.
Следующий ток нагрузки — 25 А. На 96‑й минуте сдался Monbat AGM, еще через минуту закончились кулоны у Moll EFB. А победила… опять тюменская «бесприданница», продержавшаяся аж 125 минут! Odyssey на сей раз выглядел хорошо, но всё равно проиграл победительнице 9 минут.
При нагрузке 60 А — а это уже серьезные токи! — первым выбыл из игры опять-таки Monbat. Вот тебе и AGM. На 33‑й минуте цифры на контрольном вольтметре быстро замелькали, покатившись вниз: заряда больше нет. Через минуту за ним последовал Moll с технологией EFB. Третьим спасовал Medalist, а серебро получил-таки Odyssey, который уступил пару минут всё той же «сибирячке» Tyumen.
Таким образом, самая дешевая и самая «непородистая» сибирская батарея фактически выиграла «в одну калитку», победив во всех состязаниях. Но мы изначально договорились, что победителей определять не станем. Важен факт: ценники и титулы могут быть бесполезны при решении простых задач.
Зависимость емкости батарей от токов нагрузки*
Medalist SMF 57412 (74 А·ч)
Moll EFB 82070 (70 А·ч )
Monbat AGM 570 901 076 (70 А·ч, 120 мин)
Источник