- Как заряжать agm аккумулятор: виды зарядного процесса, правила обслуживания и восстановление
- Инструкция, как правильно заряжать AGM-аккумулятор
- Стандартная процедура
- Трехступенчатая зарядка
- Двухступенчатая
- Подпитка
- Основные рекомендации по выполнению зарядного процесса
- Восстановление и обслуживание АГМ-аккумулятора
- Как заряжать agm аккумулятор: виды зарядного процесса, правила обслуживания и восстановление
- Инструкция: как правильно заряжать AGM-аккумулятор
- Стандартная процедура
- Трехступенчатая зарядка
- Двухступенчатая
- Подпитка
- Основные рекомендации по выполнению зарядного процесса
- Восстановление и обслуживание АГМ-аккумулятора
Как заряжать agm аккумулятор: виды зарядного процесса, правила обслуживания и восстановление
Автомобильные аккумуляторные батареи типа AGM являются более надежным аналогом обычных кислотных АКБ. У них есть свои особенности, которые нужно учитывать, думая о том, как заряжать AGM-аккумулятор. Это позволит продлить срок эксплуатации прибора.
Инструкция, как правильно заряжать AGM-аккумулятор
Автовладельцы часто считают, что зарядка АКБ – трудоемкая задача, которую лучше доверить экспертам. Однако аккумулятор для машины заряжать несложно. Нужно просто подобрать подходящее зарядное устройство и придерживаться ряда рекомендаций специалистов.
Существует несколько разновидностей устройств для зарядки автомобильных АКБ:
В устройствах механического типа тому, кто их использует, приходится самостоятельно регулировать напряжение и силу тока. Автоматизированные приборы необходимо подбирать сразу с 2 режимами работы – подзарядка и хранение.
Кроме того, при выборе зарядного устройства нужно учитывать следующие критерии:
- Функция отображения тока зарядки.
Современные устройства для подзарядки оборудованы жидкокристаллическими мониторами, на которых отображается вся необходимая информация. - Тип АКБ.
Подбирая прибор для зарядки аккумулятора, нужно учитывать тип энергоисточника. Например, станции для подзарядки жидко-кислотных видов АКБ не подходят для зарядки гелиевых или АГМ-моделей. - Компенсация температуры.
В процессе подзарядки температурные показатели аккумуляторной батареи могут существенно увеличиваться. Этот процесс может усилить и высокая температура в месте, где производится заряд.
Если устройство для подзарядки не оснащено функцией компенсации температуры, то это может стать причиной перезаряда АКБ, который отрицательно повлияет на его ресурс. Лучше подбирать модели зарядных приборов со встроенными температурными датчиками. - Этапы подзарядки.
Эту характеристику необходимо учитывать в тех случаях, когда зарядное устройство применяется для обслуживания свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. - Регулируемая быстрота вращения вентилятора.
От этой характеристики зависит эффективность охлаждения и срок службы устройства для подзарядки. Функция контроля скорости вращения охлаждающих вентилей дает возможность снизить шум при функционировании прибора или уменьшить его температуру, предотвратив перегрев всего оборудования. - Диапазон рабочих температур.
Классические модели зарядных устройств могут работать при температуре в пределах +5…+45°C. Кроме того, в продаже есть устройства с более обширным диапазоном температур. Такая техника разработана специально для профессионального применения. Если аккумуляторная батарея будет подзаряжаться в неотапливаемом помещении или на свежем воздухе, эту характеристику тоже нужно учитывать при подборе.
Стандартная процедура
Классическая зарядка автомобильного АКБ типа AGM состоит из нескольких этапов:
- Сначала севший АКБ извлекается из автомобиля. При этом необходимо учитывать требования безопасности.
- Место, в котором батарея будет заряжаться, обязательно должно быть защищено от воздействия отрицательных факторов извне (химические вещества, горючие смеси, пламя и т.д.).
- АКБ подключается к прибору для подзарядки, который включается в электросеть.
- Устройство для зарядки автоматически подстраивается под напряжение и силу тока АКБ.
- Затем остается лишь подождать, пока аккумуляторная батарея полностью зарядится. После окончания процедуры заряженное и готовое к эксплуатации устройство устанавливается обратно в машину.
Трехступенчатая зарядка
Эксперты отмечают, что методика трехступенчатой подзарядки аккумулятора является наиболее эффективной. Однако фирмы-изготовители подобных устройств редко о ней упоминают.
Это объясняется рядом трудностей, с которыми связана трехступенчатая зарядка.
Процедура состоит в следующем:
- Сначала AGM-батарея на 10-30% от своей емкости заряжается при напряжении от 14,2 до 14,8 В. Этот цикл является основным и дает возможность компенсировать около 80% от всей емкости.
- После этого производится накопительный цикл. На этой стадии на устройстве для подзарядке выставляется минимальная сила тока в 0,3 В. До 100% заряд АКБ доходит за 3-3,5 часа.
- Третья стадия – плавающая зарядка. В этом режиме напряжение устройства варьируется от 13,2 до 13,8 В.
Двухступенчатая
Принцип этой методики имеет сходство с трехступенчатой подзарядкой. Однако при двухступенчатом способе отсутствует режим плавающего заряда.
Подпитка
Этот режим применяется только для оперативной зарядки устройства. В качестве основной методики он не используется.
Принцип подпитки состоит в том, что на аккумуляторную батарею подается плавающий ток с напряжением от 13,2 до 13,8 В. Производители АКБ не советуют применять подпитку для восстановления полностью севших устройств. В таких ситуациях лучше подходят многоступенчатые зарядки.
Основные рекомендации по выполнению зарядного процесса
Перед подзарядкой AGM-батареи следует ознакомиться со стадиями этого процесса:
- основная – емкость АКБ восстанавливается на 80%;
- плавающая – емкость энергоисточника восстанавливается до значения в 100%;
- хранение – на этой стадии АКБ типа AGM потребляет минимум тока от подзарядного прибора;
- накопительная – батарея нормализует и фиксирует свои эксплуатационные параметры.
Заряжать аккумуляторы AGM нужно с помощью специализированного устройства, которое может определить напряжение и силу тока. Эти характеристики обязательно нужно контролировать, в противном случае внутри АКБ может возникнуть нежелательный процесс газообразования.
Запрещается заряжать AGM-батареи с помощью стандартных зарядных приборов. С такой целью лучше применять спецстанции со смарт-управлением. Такие приборы позволят заряжать АГМ в щадящем режиме.
Во время процедуры зарядки необходимо контролировать температурные показатели электролита. Они должны быть не выше +50°C, в противном случае ресурс работы АКБ сократится.
Кроме того, если для подзарядки применять напряжение больше 15,2 В, то в устройстве начнет протекать гидролиз, который приведет к потере воды из электролита и образованию газовой подушки. Это отрицательно отразится на состоянии AGM-аккумулятора.
Восстановление и обслуживание АГМ-аккумулятора
Возможность восстановления аккумуляторной батареи типа АГМ зависит от ее состояния и срока эксплуатации. Это связано с тем, что даже дорогое и надежное устройство, если его использовать неправильно, может сломаться, поэтому покупать подобные АКБ с рук рискованно.
Приобретая энергоисточник AGM, следует узнать о нюансах обслуживания подобного оборудования. В реанимации АГМ-АКБ нет ничего трудного, т.к. для этой процедуры тоже понадобится электролит, но не в жидком виде.
Некоторые владельцы автотранспорта заполняют подсохшие внутренние пустоты аккумуляторной батареи чистой водой с помощью шприца. Принцип этой методики состоит в том, что с течением времени сепараторные пластинки впитают влагу, после чего АКБ можно будет зарядить.
Другой способ восстановления состоит в “обмане” подзарядного устройства, т.е. вместе с “мертвым” АКБ к прибору подключается “живой” источник электроэнергии. Если “умерший” АКБ начал потреблять электроэнергию, значит, он подлежит восстановлению.
Спустя 15-20 минут работающий аккумулятор необходимо отключить, а второе устройство продолжит подзаряжаться. Однако даже если севший АКБ зарядится, его тем не менее придется заменить. Кроме того, эксплуатировать подобное устройство может быть опасно из-за повышенного риска газообразования в корпусе.
Источник
Как заряжать agm аккумулятор: виды зарядного процесса, правила обслуживания и восстановление
При выборе надежного аккумулятора многие автомобилисты обращают внимание на батареи AGM: они отличаются длительным сроком службы, устойчивостью к вибрации и высоким пусковым током, который позволяет заводить машину в любую погоду. Такие батареи не требуют обслуживания, т.к. электролит в них адсорбирован на поверхности стеклоткани, а газы циркулируют по замкнутому циклу.
Перед тем как заряжать AGM-аккумулятор, нужно ознакомиться с инструкцией, правильно подобрать режим и тип зарядного устройства.
Инструкция: как правильно заряжать AGM-аккумулятор
Накопители типа AGM относятся к классу клапанно-регулируемых свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (АКБ). Наличие клапана позволяет сбросить часть давления при выделении газов в ходе электролиза. Если газообразование происходит регулярно, то уровень электролита быстро снижается и батарея становится бесполезной.
Долить электролит, как в обслуживаемую АКБ, в AGM-батарею нельзя, поэтому нужно следить за параметрами режима и избегать электролиза.
В зависимости от параметров выделяют 3 режима подзарядки аккумулятора:
- одноступенчатый (рекомендуется только для подпитки АКБ);
- двухступенчатый (цикл «подзарядка-хранение»);
- трехступенчатый (цикл «основной заряд-накопление-хранение»).
Стандартная процедура
Для стандартной зарядки АГМ-батареи нужно выполнить описанные ниже действия.
- Извлечь АКБ из автомобиля. Первой отключается минусовая клемма. После снятия необходимо убедиться в отсутствии повреждений корпуса и очистить клеммы от загрязнений.
- Измерить напряжение и заряд с помощью мультиметра. Оценить необходимость подзарядки, выбрать режим и продолжительность процедуры.
- Перенести батарею в прохладное, хорошо проветриваемое место. Возле АКБ не должно быть открытого огня, химических реактивов и взрывоопасных веществ.
- Подсоединить аккумулятор к зарядному устройству (ЗУ), отрегулировать режим или параметры процедуры.
- Дождаться восстановления АКБ, отсоединить ЗУ и установить батарею в машину.
Заряжать AGM-батарею рекомендуется на автоматическом оборудовании, которое контролирует ток, напряжение и длительность подзарядки. При зарядке обычным устройством нужно следить за соблюдением параметров самостоятельно. Если не контролировать процесс, то внутри начнется электролиз, который резко сокращает срок эксплуатации необслуживаемых батарей.
Трехступенчатая зарядка
Трехступенчатый режим подзарядки универсален и наиболее эффективен. Он позволяет восстанавливать заряд до 100% и реанимировать АКБ после глубокого разряда. Процесс подзарядки делится на описанные ниже этапы.
- Основной заряд. Он является наиболее длительным и интенсивным. Вольтаж (U) устройства должен составлять от 14,2 до 14,8 В, а сила тока (I) — от 10 до 30% емкости аккумулятора. На первом этапе можно восстановить около 80% от общего заряда. Длительность процесса можно рассчитать, исходя из значения силы тока: например, если I = 20% от емкости АКБ, то набор основного заряда займет около 4 часов.
- Накопление. На этом этапе заряд доводится до 100%, напряжение снижается на 0,3-1 В по сравнению с первичным. Рекомендуемое значение I составляет не более 10% от емкости. Длительность накопления составляет 2-3 часа.
- Хранение. Последний этап является поддерживающим. Для поддержания АКБ в рабочем состоянии применяется режим с U = 13,2-13,8 В и I = 5-10% емкости.
Двухступенчатая
Двухступенчатый режим используется при эксплуатации автомобиля без длительных перерывов. Для него применяются такие же параметры, как и в цикле «основной заряд-накопление» для 3-ступенчатой подзарядки.
Подпитка
Режим подпитки рекомендуется применять при 75% заряда АКБ. При большем разряде он будет бесполезен по сравнению с 2- и 3-ступенчатыми режимами.
Вольтаж подпитки плавающий, U составляет от 13,2 до 13,8 В, а I — 10-20% емкости. Режимы с высокими значениями I для быстрого заряда АГМ-батарей не применяются, т.к. повышают риск перегрева и поломки аккумулятора.
У некоторых АКБ не предусмотрен режим хранения, а зарядка выполняется в штатном режиме (14,2-14,8 В, I = 10-30% емкости).
Основные рекомендации по выполнению зарядного процесса
Заряжать АГМ-батарею рекомендуется с учетом следующих нюансов:
- во время зарядного процесса аккумулятор должен стоять строго вертикально (отклонение от вертикальной оси — не более 10°);
- температура АКБ во время зарядки не должна превышать 50°С (особенно при восстановлении после полной разрядки);
- восстановление заряда можно прекращать, когда ток потребления остается на одном уровне в течение 2 часов.
Если корпус аккумулятора интенсивно нагревается во время подзарядки, то нужно отключить ЗУ и подождать, пока электролит перераспределится в матах из стеклоткани. Наиболее часто перегрев наблюдается при сильном разряде или неисправности АКБ. Процесс диффузии и перераспределения заряда является длительным, поэтому восстановление батареи с учетом технологических перерывов может занять несколько суток.
Первый симптом терморазгона, который приводит к перегреву накопителя, — снижение рабочего напряжения и повышение тока. При сильном нагреве матов и пасты свинцовых пластин появляется едкий неприятный запах.
Локальный перегрев аккумулятора может свидетельствовать о разрушении пластин. В этом случае разница потенциалов (вольтаж) сначала повышается, а затем резко снижается. При наличии этих признаков батарею нужно утилизировать.
Восстановление и обслуживание АГМ-аккумулятора
При неправильной эксплуатации AGM-батарея может быстро выйти из строя. Методы восстановления автомобильного аккумулятора описаны ниже.
- Долив дистиллированной воды. Если АКБ регулярно перегревается при зарядке, то маты высыхают за счет электролиза. Долить воду через пробки в банках не получится, т.к. батарея полностью герметична. Чтобы восстановить уровень электролита, нужно просверлить в каждом элементе АКБ отверстие небольшого диаметра и ввести дистиллированную воду через шприц. Для отверстий нужно изготовить пробки, которые предупредят утечку электролита. Ставить АКБ на подзарядку рекомендуется через 1-2 суток после заливки. При ремонте батареи нужно надеть защитную одежду, очки и перчатки.
- Одновременное подключение аккумуляторов. Автоматические ЗУ могут не среагировать на неисправную батарею, поэтому некоторые автомобилисты подключают одновременно реанимируемую АКБ и рабочий аккумулятор. Если неисправная батарея начала потреблять ток, то рабочая после установки режима накопления отключается. Реанимация аккумулятора продолжается в щадящем режиме. Длительная подзарядка сразу двух АКБ запрещена.
- Ступенчатая зарядка ручным и автоматическим ЗУ. Вместо одновременного подключения на начальном этапе реанимации АКБ можно использовать ручную подзарядку при токе 1-2% от емкости, постепенно увеличивая силу тока от 0,5 до 14,8 А. Доведя до штатного режима, можно подключить аккумулятор к автоматическому ЗУ. Восстановление рекомендуется проводить импульсным током. В многофункциональных устройствах при глубоком разряде режим импульсной зарядки активируется автоматически.
Из-за повышенных требований к эксплуатации АГМ-аккумуляторы не рекомендуется приобретать с рук без предварительного наблюдения за процессом подзарядки.
При эксплуатации автомобиля необходимо контролировать напряжение батареи. Не допускается полный разряд АКБ и снижение U до 12 вольт. Если накопитель используется после длительного хранения или сезонного отстоя машины, то перед выездом нужно проверить заряд.
Источник