Последовательное соединение аккумуляторов для ибп

Содержание
  1. Схемы соединения аккумуляторных батарей для электропитания
  2. Повышение рабочего напряжения батареи
  3. Увеличение емкости источника питания
  4. Повышение напряжения с одновременным увеличением емкости АКБ
  5. Особенности комплектования батарей аккумуляторов
  6. А как последовательно подключенные аккум.
  7. А как последовательно подключенные аккум.
  8. Re: А как последовательно подключенные аккум.
  9. Re: А как последовательно подключенные аккум.
  10. Re: А как последовательно подключенные аккум.
  11. Re: А как последовательно подключенные аккум.
  12. Последовательное и параллельное соединение аккумуляторов
  13. Для чего соединять несколько аккумуляторов
  14. Какие виды соединения существуют
  15. Можно ли соединять АКБ разной емкости
  16. Особенности последовательного соединения АКБ
  17. Схема
  18. Емкость системы
  19. Для чего используется
  20. Особенности параллельного соединения АКБ
  21. Схема
  22. Емкость системы
  23. Для чего используется
  24. Особенности последовательно-параллельного соединения АКБ
  25. Схема
  26. Емкость системы
  27. Для чего используется
  28. Техника безопасности
  29. Ошибки коммутации и их последствия
  30. Проверка работоспособности системы

Схемы соединения аккумуляторных батарей для электропитания

Аккумуляторные батареи (АКБ) в зависимости от их назначения собираются из определенного количества аккумулирующих энергию элементов. Схема соединения

аккумуляторных батарей при этом зависит от того, какая преследуется цель. Это может быть увеличение емкости батареи, повышение напряжения либо сочетание обеих этих параметрических характеристик устройства.

В основном батареи собирают последовательно-параллельно, а сами сборки служат для промежуточного или резервного хранения электроэнергии

Известны и повсеместно применяются 3 варианта соединения отдельных аккумуляторов в батарею: последовательное, параллельное и смешанное или комбинированное.

Повышение рабочего напряжения батареи

Аккумуляторы электрической энергии имеют различное рабочее напряжение. Варьироваться оно может в очень широком диапазоне: от 0,5 до 48 Вольт. В то же время, для обеспечения автономного питания приборов, запуска двигателей внутреннего сгорания, питания электроприводной техники требуется другой диапазон напряжений. Повысить рабочее напряжение автономного источника тока можно последовательным соединением нескольких аккумуляторов в батарею.

Читайте также:  Мини роутер с аккумулятором

Схемы и формулы при последовательном соединении батарей

При последовательном соединении коммутируются разнополярные клеммы аккумулятора. Плюсовой вывод предыдущего устройства соединяется с минусовым выводом последующего. Суммарное рабочее напряжение батареи при таком способе будет равно сумме рабочих напряжений коммутированных источников тока. Это значит, что для получения АКБ с рабочим напряжением 12 В необходимо последовательно соединить 4 трехвольтных источника либо 10 аккумуляторов с рабочим напряжением 1,2 В. Емкость скомплектованной последовательным соединением источников не изменяется и остается равной емкости каждого включенного в схему аккумулятора.

Очевидным и наглядным примером такого способа комплектации батареи могут служить автомобильные АКБ. В них отдельные источники, именуемые банками, объединены в общем корпусе и последовательно соединены свинцовыми шинами. Выбор в качестве материала для соединительных шин свинца объясняется просто: аккумуляторные электроды также изготавливаются из свинца. Шины, интегрированные в коммуникационную схему, соединяются с электродами на молекулярном уровне, а не механически. Это позволят избежать возникновения электрохимических коррозионных процессов.

Увеличение емкости источника питания

Нередки технические условия, когда от источника питания при сохранении рабочего напряжения требуется повышенная емкость. В таких случаях для комплектования батареи применяется параллельное соединение аккумуляторов. Такой способ коммутирования позволяет в разы, а в особо ответственных случаях – в десятки раз увеличить суммарную емкость питающего устройства.

Параллельное соединение батарей с формулами

Параллельное соединение осуществляется путем коммутации однополюсных выводов источников тока: плюсовой и минусовой выводы предыдущего аккумулятора соединяются с одноименными выводами последующего. Суммарная электрическая емкость скомпонованной таким способом коммутации батареи будет равна сумме электрических емкостей входящих в схему отдельных источников. Это значит, что при соединении трех аккумуляторных батарей с номинальной емкостью 60 А*ч получится устройство, имеющее электрическую емкость 180 А*ч.

В качестве примера подключения аккумуляторных батарей параллельной коммутацией можно привести источники бесперебойного либо аварийного питания приборов и аппаратуры. Параллельно подключаются АКБ большегрузных автомобилей и тяжелой специальной техники с большим объемом двигателя. Большой распространение параллельная коммутация получила на флоте: здесь параллельно соединенные устройства питания применяются для запуска вспомогательных дизелей, работы освещения, систем связи и жизнеобеспечения в аварийных ситуациях.

Повышение напряжения с одновременным увеличением емкости АКБ

Ярким примером смешанного или комбинированного соединения аккумуляторов в комплекс с необходимыми показателями рабочего напряжения и электрической емкости служат источники питания машин с электрическим приводом.

ВАЖНО! При увеличении емкости аккумуляторных батарей увеличиваются и токи. Правильно подбирайте сечения проводов! Используйте негорючие или самозатухающие провода.

Тяговые аккумуляторные батареи для обеспечения работы приводных и управляющих двигателей электроприводных машин и механизмов комплектуются именно по такой схеме. Достаточно подробно о способах соединения АКБ изложено в этом видео:

Комбинированное соединение подразумевает использование в коммутационной схеме одновременно последовательного и параллельного способов подключения. Возможны два варианта:

1. Сначала методом последовательного соединения источников подготавливаются батареи с требуемым рабочим напряжением. На втором этапе параллельно коммутируется необходимое количество подготовленных сборок для обеспечения потребной электрической емкости.

2. Во втором варианте параллельной коммутацией предварительно набираются батареи с требуемой емкостью. После этого устройства соединяются последовательно до достижения необходимого рабочего напряжения.

Схема последовательно-параллельного соединения аккумуляторных батарей наиболее часто применяемая, так как современные батареи для автономного энергообеспечения домов имеют номинальное напряжение 3,4 В

Комплектование АКБ комбинированным способом позволяет формировать источники питания, напряжение и электрическая емкость которых ограничивается только занимаемым ими рабочим пространством.

Особенности комплектования батарей аккумуляторов

Все три способа соединения отдельных источников питания в комплекс подчиняются не сложным, но важным для эффективной и долгосрочной эксплуатации правилам.

Последовательно-параллельная схема подключения на примере литий-ионных батарей

Пролонгированная работа батареи и ее экономическая целесообразность может быть обеспечена при соблюдении следующих правил:

  • электрическая емкость включаемых в комплекс источников не должна отличаться на величину, превышающую 5% от номинальной;
  • рабочие напряжения отдельных элементов батареи должны находиться в разумном соотношении;
  • эксплуатационное техническое состояние включаемых в комплекс автономного питания элементов должно быть максимально сбалансированным;
  • сечение коммутационных линий и шин должно быть рассчитано с учетом токовых нагрузок как внутри батареи, так и во внешних электрических цепях.

Ассортимент предлагаемых рынком источников питания при грамотном подходе позволяет создавать аккумуляторные батареи со всеми необходимыми для надежного использования характеристиками.

Источник

А как последовательно подключенные аккум.

А как последовательно подключенные аккум.

Сообщение Kt_ » 21 янв 2012, 16:05

Заряжаются и разряжаются одинаково?
Имею ИБП npower mv3000lt и 8 аккумуляторов leoch lhr12-90.
Более 2 лет все круглосуточно работает. Эл-во отключается раз 20-30 в году и на много часов, нагрузки на нем около 400-600 ватт. Стал быстро умирать на батарейках. Безусловно проверил аккумуляторы после одной такой полной разрядки. Они все по разному разряжены: один сильно, пару средне, остальные одинаково слабо. После полной разрядки ИБП почти не заряжает их сам. Пишет, что 100% зарядки.
Поставил сейчас на зарядку слабозаряжённые от обычной зарядки для автомобильных аккумуляторов-током 3 ампера он заряжает.

Как ИБП выравнивает зарядку на разных аккумуляторах, подключенных последовательно? За пару лет эти аккумуляторы не должны умирать, как понимаю.

Re: А как последовательно подключенные аккум.

Сообщение Service Dept. » 26 янв 2012, 20:05

mv3000lt и 8 аккумуляторов leoch lhr12-90.

Заменяйте АКБ. ИБП исправен. Убедиться что ЗУ ИБП исправно вы можете измерив макс ток и напр. ЗУ (9А 110В).

Подробный ответ:
***
По последовательному подкл АКБ:
Свинцово-кислотные АКБ подключены последовательно почти во всех ИБП (и в др. технике) мощностью от единиц до сотен киловатт. Исключений почти нет (только сами такие ветви в параллель подключаются). См например инструкции по любым ИБП или «Химические Источники Тока Справочник» Н.В Коровин, А.М.Скундин. стр 272, 275. Тоесть это метод заряда постоянным током (ток в послед. цепи одинаков в каждой АКБ). Равные напряжения на каждой АКБ гарантируются только исправностью самих АКБ. З.У. гарантирует только суммарное напряжение на всей послед. цепи АКБ.
Причины послед. соед СК АКБ: 1) эта схема проверена десятками лет эксплуат. СК батарей. 2) выравнивание напряжений в каждой ячейке просто невозможно технически
В вашем случае – всего 2В ячеек = 8АКБ*6шт=48ячеек. В больших ИБП сотни ячеек. Нужны десятки и сотни силовых элементов и проводов для таких схем стабилизации (например такие схемы стабилизации используются в Li Ion/Po АКБ так как эти акб не способны к самовыравниванию напряжений ячеек, в отличии от свинц.-кисл. акб).
Каждая предлагаемая вам заводом 12В батарея уже имеет внутри 6 последовательных 2В-ячеек на которых выровнять напряжение невозможно.
***
По 100% на экране:
Даже на истощенных батареях (а так же если их отключить) будет поддерживаться зарядное напряжение около 110В и отображаться уровень заряда 100% (т.к. он пропорционален напряжению) – это напряжение выхода зарядного устройства = она же линия батарей.
Подключите вольтметр к линии батарей – проверьте (в сетевом режиме) что напр. каждой АКБ около 13,8В, если разброс сильный значит АКБ неисправны. (Так же на плохих АКБ сильный разброс напр. при разряде)
Если инвертор исправен, а ИБП отключается при переходе в автономный режим — АКБ истощены/неисправны. Проверьте до скольки падает напряжение на линии АКБ в момент перехода в автономный режим. Если до ниже (10Вольт*8шт=) 80Вольт -АКБ неисправны.
[см в поиске на форуме «отображаться уровень заряда 100%»]

Re: А как последовательно подключенные аккум.

Сообщение Kt_ » 26 янв 2012, 20:50

Re: А как последовательно подключенные аккум.

Сообщение Kt_ » 26 янв 2012, 20:50

Re: А как последовательно подключенные аккум.

Сообщение Service Dept. » 31 янв 2012, 19:42

//////////////////Слушайте, но все сразу не выходят из строя и срок службы заявлен 10 лет! А у меня пара прошла.
Общий ответ: где производитель предоставил тех данные где указан срок службы 10лет?
[Я не нашёл (google:
lhr site: http://www.leoch.com
lhr 12-90 site: http://www.leoch.com
http://www.leoch.com/en/product_search.aspx?search=1 )]
АКБ преобретались не в Эн-Пауэр, поэтому здесь возможно отвечать только «почему неисправен ИБП». Если вы считаете что он неисправен сообщите что неисправно.
Ниже повторно приведены характеристики ИБП MEV3000LT для линии АКБ.

Разряд:
— ток разряда ограничен электронной защитой (40А)
— ток разряда ограничен предохранителями (40А)
— Напряжение откл. нагрузки 80В.

Заряд:
Ток макс. 9,6А.
Напряжение плавающего подзаряда 110В.
Номинальное напр. линии АКБ 96В (8шт. 12В АКБ последовательно)
Тип АКБ: герметизированные свинц-кисл. АКБ AGM
Рекомендуемые АКБ 50-200Ач (100Ач оптимальные)
Метод заряда: двухступенчатый, эквивалентный DIN41773 U

Ответ2:
Вы абсолютно правы. При правильном использовании АКБ должны служить сколько указано в их паспорте. Но этого может не быть по след. причинам:
1 виноват производитель ИБП
-нарушены паспортные характеристики (ИБП) разряда АКБ
-нарушены паспортные характеристики (ИБП) заряда АКБ
Для MV3000LT они повторно приведены выше.

2 виноват пользователь
— нарушены усл. экспл., например экспл. АКБ при темпер 25-40С в течение неск. мес. (например летом /или в помещ. с выс. темпер. например в котельной ) может привести к снижению их срока службы в 2 и более раз.
— в одной цепи в перемешку поставлены старые и новые АКБ
— неправильная ёмкость АКБ /или ток заряда (например MEV3000LT+8АКБ 12Ач)
— неправильно собраны АКБ
— ухудш. парам. ИБП напр. изза пыли или повыш. темпер эксплуатации.
— наруш усл. экспл. АКБ например превышено число циклов заряд/разряд и тп.

3 виноват производитель АКБ
— АКБ бракованные/неисправные
— неправильно предоставлены тех данные
— АКБ очень долго хранились на складе
— др.

Источник

Последовательное и параллельное соединение аккумуляторов

В этой статье мы расскажем, как правильно соединять аккумуляторы, объясним, чем отличаются разные типы соединений, и зачем вообще все это нужно.

Для чего соединять несколько аккумуляторов

Основные причины, по которым аккумуляторы объединяют в сборки, можно свести к следующим:

  1. Уменьшить омические потери (или потери тепла при передаче электроэнергии) путем увеличения сопротивления системы. Сила тока и сопротивление обратно пропорциональны друг другу, а чем слабее ток, тем меньше потери.
  2. Собрать батарею, подходящую для питания приборов с более высокими диапазонами напряжений.
  3. Увеличить емкость аккумулятора.
  4. Увеличить и мощность, и напряжение.

Одним словом, создают АКБ, которая подходит под конкретные нужды. Проще и удобнее комбинировать имеющиеся под рукой аккумуляторы, чем покупать десятки различных батарей. А в некоторых случаях это банально дешевле.

СПРАВКА. Электроэнергия, которая накапливается в АКБ, складывается из энергий составляющих элементов. Поэтому и при последовательном, и при параллельном, и при комбинированном соединении она будет одинаковой, если используются одни и те же элементы в одном и том же количестве.

Какие виды соединения существуют

Чаще всего используется последовательное и параллельное соединение аккумуляторов. Есть еще третий вид, комбинированный, или последовательно-параллельный.

Можно ли соединять АКБ разной емкости

Последовательно – нет. Дело в том, что от емкости зависит внутреннее сопротивление. Чем больше емкость, тем ниже сопротивление. В сборке образуется большая разница напряжения, и где-то оно может оказаться сильно выше предела, а где-то – намного ниже. При подключении зарядного устройства аккумулятор с меньшей емкостью зарядится быстрее и на нем будет избыток напряжения, что приведет к порче и потере емкости, в то время как аккумуляторы с большей емкостью так и не зарядятся до конца.

При подключении нагрузки произойдет обратная ситуация: маленький аккумулятор разрядится ниже допустимой границы (так называемый глубокий разряд), в результате потеряв часть своей емкости.

ВАЖНО! Нельзя соединять последовательно аккумуляторы разной емкости, разного типа, разной степени зарядки. Они должны быть максимально похожи, лучше – из одной партии.

На вопрос о том, можно ли параллельно соединять аккумуляторы разной емкости, ответ – да. Но осторожно. Убедитесь, что напряжение на их клеммах равно. Если оно будет сильно отличаться, это может вызвать короткое замыкание либо порчу меньшего аккумулятора. Еще стоит учитывать, что клеммы конкретного аккумулятора могут не выдержать слишком сильный ток в течение длительного времени. Смотрите технические характеристики перед сборкой.

Особенности последовательного соединения АКБ

Последовательное соединение АКБ – задача не такая уж сложная. К плюсу электрической схемы подсоединяем плюс первой батареи, к минусу первой батареи подключаем плюс второй, и так далее. Минус последней подключается к минусу электросхемы. Перед тем как последовательно соединить аккумуляторы, убедитесь в том, что они одинаковы по параметрам.

Формулы (U – напряжение, I – ток, C – емкость, E – электрическая энергия):

Схема

Емкость системы

Емкость АКБ при последовательном соединении будет равна емкости одного элемента, а напряжение элементов будет суммироваться. Например, на схеме показано, как подключить аккумуляторы последовательно. В таком случае напряжение батареи вырастет в 4 раза (12*4 = 48 В), а емкость останется равной 200 Ач.

Для чего используется

Разные устройства имеют различные диапазоны напряжений. В то же время, рабочее напряжение электроаккумуляторов варьируется от 0,5 до 48 В. Если нужен автономный источник энергии для приборов, электроприводной техники, стартеров автомобилей, для него создается повышенное рабочее напряжение. Делается это как раз с помощью последовательного соединения аккумуляторных батарей.

Самый простой пример такого соединения – карманный фанарик. Чем ниже напряжение в фонарике, тем более тускло горит лампочка. А наиболее часто такая система используется в автомобильных свинцово-кислотных АКБ. Отдельные элементы в них называются банками и объединены в общем корпусе свинцовыми шинами. В беспроводных инструментах и электровелосипедах используются литий-ионные аккумуляторы.

Особенности параллельного соединения АКБ

Как соединить два аккумулятора параллельно: плюс каждого элемента подсоединяют к плюсу последующего, а минус – к минусу.

Формулы (U – напряжение, I – ток, C – емкость, E – электрическая энергия):

Схема

Емкость системы

Параллельное подключение аккумуляторов позволяет увеличить емкость системы, не увеличивая напряжение. Например, при параллельном соединении трех идентичных аккумуляторов со схемы выше, напряжение батареи будет равно 12 В, а емкость увеличится до 600 Ач (200 Ач * 3).

Для чего используется

Чаще всего параллельное подключение АКБ используется в источниках аварийного или бесперебойного питания. Параллельное соединение аккумуляторов позволяет увеличить мощность, поэтому применяется также в тяжелой спецтехнике и в двигателях большегрузных автомобилей. Такой тип соединения распространен и на флоте: он обеспечивает работу аварийных систем связи и жизнеобеспечения, освещения и вспомогательных дизелей.

Особенности последовательно-параллельного соединения АКБ

При таком подходе последовательное подключение аккумуляторов проводят одновременно с параллельным. Существует два возможных варианта:

  1. Сперва подготавливается требуемое напряжение путем последовательного подключения АКБ. Затем из нескольких таких сборок составляется система с необходимой электрической емкостью.
  2. Сперва соединяют аккумуляторы параллельно для увеличения емкости, затем увеличивают напряжение, соединяя сборки последовательно.

Схема

Емкость системы

В данном случае увеличивается и емкость, и напряжение. В примере на схеме подключили сперва по два аккумулятора последовательно, получив две сборки с емкостью 200 Ач и напряжением 24 В, а затем объединили готовые сборки параллельно. Таким образом, напряжение осталось 24 В, а емкость увеличилась до 400 Ач.

Для чего используется

Чаще всего используется для питания машин с электрическим приводом. Если говорить о литиевом аккумуляторе, то из них составляют акб для портативных компьютеров. 4 последовательных элемента по 3,6 В обеспечивают напряжение 14,4 В, а два параллельных – емкость 4800 мАч.

ВАЖНО! Правильно подбирайте провода для соединения аккумуляторов. Помните, что при увеличении емкости увеличивается и ток. Лучше использовать самозатухающие или негорючие провода.

Техника безопасности

  • используйте диэлектрические перчатки;
  • не прикасайтесь к клеммам голыми руками;
  • аккумуляторы должны быть отключены от нагрузок;
  • пользуйтесь инструментами с изолированными рукоятками;
  • проверьте клеммы и соединительные контакты перед подключением;
  • не используйте аккумуляторы с разными параметрами и степенью износа;
  • будьте внимательны с полярностью;
  • используйте подходящие провода для соединения;
  • изолируйте сборку от влаги

ВНИМАНИЕ! Главное – обезопасить себя от удара током.

Ошибки коммутации и их последствия

Ошибки коммутации можно разделить на ошибки самого соединения (перепутали плюс и минус) и на неправильный выбор аккумуляторов и соединяющих проводов.

Если вы перепутаете клеммы, возможно следующее:

  • замыкание;
  • воспламенение;
  • оплавка проводов;
  • порча АКБ (падение мощности).

Помните, что при увеличении мощности потребуются соединяющие провода с подходящим сечением. Перед коммутацией понадобится тщательный расчет всех параметров. Про аккумуляторы мы уже писали выше; если вы соедините неподходящие акб, вы их испортите.

Проверка работоспособности системы

В первую очередь убедитесь, что аккумуляторы целые, без трещин, без ржавчины и следов окислов. Провода на клеммах должны быть хорошо закреплены. Если внешне все в порядке, можно проверить напряжение и силу тока.

  1. Проверка падения напряжения при подключении нагрузки.
    К системе подключается нагрузка определенной величины и измеряется падение напряжения мультиметром или вольтметром. Можно провести проверку несколько раз, делая паузы между измерениями, чтобы дать заряду восстановиться. Полученные данные нужно сравнить с параметрами используемого типа батареи с учетом величины нагрузки.
  2. Измерение напряжения без нагрузки.
    У разных типов акб свои значения напряжения разомкнутой цепи. Например у свинцово-кислотного это 12,6 В.
  3. Использование нагрузочной вилки.
    Если в течение 5-10 секунд напряжение незначительно возрастает или стабильно, то система исправна.
  4. Проверка с помощью специальных анализаторов и тестеров.
    Можно быстро замерять напряжение и определять емкость с помощью приборов-тестеров, например, Кулон, PITE, Fluke, Vencon.
  5. Полная разрядка / зарядка.
    Это, пожалуй, самый достоверный способ. С помощью специальных устройств (УКРЗ) выполняется глубокая разрядка, а затем полная зарядка с непрерывным контролем емкости. Однако этот метод очень долгий, он может занимать от 15 часов до суток и более.

СПРАВКА. Если вы работаете со свинцово-кислотными аккумуляторами, обращайте внимание на электролит: его уровень должен быть выше свинцовых пластин на несколько мм, а плотность – находиться в пределах 1,23 – 1,31 г/см3 (ее можно измерить ареометром). Изменение оттенка на бурый может происходить из-за порчи пластин.

Напоследок несколько советов о том, как соединить аккумуляторы 18650:

  • лучше брать батареи фирм Panasonic, LG, Samsung или Sanyo;
  • никелевые полосы лучше, чем никелированные металлические;
  • аккумуляторы ни в коем случае нельзя перегревать, поэтому используйте точечную сварку, либо быструю пайку;
  • перед единением выравняйте напряжение на батареях с помощью зарядного устройства;
  • поставьте на сборку плату BMS.

Надеемся, мы помогли вам немного разобраться в теме, и вы сможете без проблем собрать свою систему акб, если потребуется.

Источник

Оцените статью